Николенкова Н. В.
Вопрос об обособлении членов предложения практически во всех пособиях по русскому языку для школьников, желающих самостоятельно подготовится к экзамену по русскому языку, изложен крайне односторонне. Основной упор сделан на правила пунктуации, тогда как вопросы теории, связанные с обособленными членами, в частности с обстоятельствами, не рассматриваются. Результатом такого подхода оказывается, во-первых, вытеснение обособленных членов на периферию сознания школьника, изучающего синтаксическое строение русского предложения. Никаких иных задач, кроме расстановки знаков препинания вокруг найденного в тексте причастного или деепричастного оборота, школьники перед собой и не ставят, забывая, что обособленный член требует такого же разбора, как и необособленный (необходимо определить разряд обособленного члена, объяснить его статус в предложении). Во-вторых, знак равенства, поставленный в сознании школьника между понятиями "обособленное обстоятельство" и "деепричастный оборот", "обособленное определение" и "причастный оборот", приводит к таким ошибочным формулировкам в ответах абитуриентов: "*предложение осложнено необособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом". Следовательно, говоря о правилах постановки знаков препинания при обособленных членах, а также оговаривая случаи необособления, необходимо сочетать вопросы практики с вопросами теории. Тогда правило будет восприниматься в общем контексте синтаксического описания предложения в русском языке.
Ниже будет представлено правило употребления знаков препинания при обособлении обстоятельств, мы оговорим случаи необособления деепричастий и деепричастных оборотов и попытаемся проанализировать, какую роль в общем строе предложения выполняет эти конструкции. Также будут даны задания, которые позволят школьнику не только расставить запятые, тем самым проверив свои практические умения, но и дадут возможность сделать синтаксические разборы текстов.
Обстоятельство – один из второстепенных членов предложения, который служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия ("как?", "каким образом?") или на время ("когда?"), место ("где?", "куда?"), причину ("почему?"), цель ("зачем?"), условие ("при каком условии?", "вопреки чему?") протекания действия во времени. В соответствии со значением обстоятельства и по характеру заданного к нему вопроса определяется разряд обстоятельства. Обстоятельства выражаются наречиями, неопределенной формой глагола (инфинитивом), существительными с предлогами, деепричастиями и неразложимыми сочетаниями наречного характера.
Обособляются, то есть выделяются на письме запятыми, чаще всего обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастиями с зависимыми словами. Для деепричастия с зависимыми словами принято определение "деепричастный оборот". Ядро правил об обособлении обстоятельств составляют правила о знаках препинания при деепричастном обороте.
Основное правило: деепричастные обороты, как правило, обособляются независимо от их места в предложении.
Этим правилом пишущему следует руководствоваться в первую очередь. При обособлении следует учитывать следующие сложные случаи:
Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза или после союзного слова, отделяется от него запятой (для проверки оборот можно переставить в любое другое место в предложении): Золушке очень понравилось на балу, но, помня о предупреждении феи, она ушла незадолго до наступления полуночи. Она очень торопилась и, спускаясь по дворцовой лестнице, обронила один из своих хрустальных башмачков.(Практически все примеры, в том числе тексты для анализа, придумываются Н.В. Николенковой. В тех редких случаях, когда фантазия оставляла автора, использовались примеры из "Справочника по пунктуации" Д.Э. Розенталя. На все случаи использования примеров из данного пособия будут даны ссылки.)
Если деепричастный оборот стоит после союза "А", то возможны два типа пунктуационного оформления. В одном случае "А" соединяет части независимо от наличия деепричастного оборота (для проверки оборот можно переставить в любое другое место в предложении), в этом случае запятая перед деепричастным оборотом по основному правилу ставится: Принц не соглашался с доводами отца, а, рассуждая о возможной женитьбе, всячески отстаивал свою точку зрения. В другом случае "А" не соединяет частей, а вводит сам деепричастный оборот (тогда оборот нельзя оторвать от союза), в этом случае обособляется весь оборот вместе с "А", то есть запятая после союза не ставится: Необходимо было уговорить принца познакомиться хотя бы с какой-нибудь девушкой, а уговорив его, как можно быстрее организовывать вечер знакомств. Сравни также: Мачеха не отказывала Золушке в отдыхе, а, взваливая на нее непосильную работу, не давала ей возможности иметь свободную минутку для сна. Принц хотел сам выбрать себе невесту, а выбрав её, тут же объявил о своем желании вступить в брак.
Если перед деепричастным оборотом стоит частица ЛИШЬ, ТОЛЬКО, то интонационно оборот не выделяется, но запятая перед ним стоит, при этом частица входит в оборот: Стать счастливой можно, лишь будучи доброй и внимательной к людям. Исключение составляют случаи тесной связи оборота со сказуемым, когда постановка запятой может нарушить смысл фразы: Они встретились только будучи уже взрослыми. (Пример взят из "Справочника по пунктуации" Д.Э. Розенталя.)
Последний приведенный пример требует теоретического комментария.
Формулировка "тесная связь со сказуемым" достаточно расплывчата и часто имеет значение "является частью сказуемого". Подобного рода объяснения в справочниках даются на случаи, когда именная часть составного именного сказуемого выражена каким-то оборотом – сравнительным (Луна была как блин) или определительным (Она пришла взволнованная встречей). Однако в приведенном примере оборот с деепричастием не входит в сказуемое, деепричастные формы не рассматриваются в качестве способа оформления части составных сказуемых. Как же классифицировать данный оборот с точки зрения его функции в предложении? Думается, что ближе всего к истине будет выделение его в качестве обстоятельства со значением времени. При этом рекомендуется не забыть, что частицы членами предложения не являются и, следовательно, не подчеркиваются вместе с деепричастным оборотом.
Два однородных деепричастных оборота, соединенные союзом "И", запятыми не разделяются по общему правилу постановки знаков препинания при однородных членах. По вечерам, перемыв всю посуду и перегладив вещи мачехи и ленивых сестер, Золушка позволяла себе немного помечтать. В случае использования повторяющихся союзов для соединения ряда однородных деепричастных оборотов также действует правило пунктуации при однородных членах. "Ты сможешь отправиться на бал вечером, убравшись в доме, и полив огород, и пересадив розы под окна моей спальни, и перебрав мешок гречневой крупы", - заявила мачеха Золушке. Два однородных деепричастных оборота, связанных без участия союза, разделены только запятой, дополнительного знака не ставится – Познакомившись со всеми девушками на балу, потанцевав с каждой, поговорив с некоторыми наиболее приятными, принц был весьма разочарован.
Союз "и" может оказаться между двумя деепричастными оборотами, но соединять не их, а другие члены предложения, чаще всего однородные сказуемые. За этим надо следить и анализировать, какова функция союза "и". Например: Золушка вошла в зал, немного робея от всеобщего внимания, и, улыбнувшись гостям, смело направилась к принцу. – Союз "и" здесь соединяет два однородных сказуемых, первый из деепричастных оборотов относится к первому сказуемому, второй – ко второму сказуемому, между собой они не связаны, что и подчеркивает пунктуация предложения. Министр выполнил свой долг, примерив туфельку сестрам Золушки, и, положив драгоценный башмачок в шкатулку, собрался попрощаться с неприятными особами.
В начале или в самом конце деепричастного оборота может находиться вводное слово. Оно не отделяется запятой от оборота: Принц пробежал мимо спрятавшейся Золушки, по-видимому не заметив её в темной аллее. Если же вводное слово окажется в середине деепричастного оборота, оно выделяется двумя запятыми: Сестры не смогли узнать Золушку, заметив, вероятно, только дорогой наряд очаровавшей Принца незнакомки.
Не забывайте о том, что вводные слова не рассматриваются в качестве членов предложения.
Чаще всего обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, оказываются обстоятельствами времени (смотри, например, предложения из пункта 4) или причины (примеры из пункта 5 и первый пример пункта 1). Для более точного определения типа обособленного обстоятельства можно не только задать к нему вопрос, но и попробовать заменить деепричастный оборот подходящим по смыслу придаточным предложением, к примеру: Золушке очень понравилось на балу, но, помня о предупреждении феи, она ушла незадолго до наступления полуночи. = Золушка ушла с бала незадолго до полуночи, потому что помнила о предупреждении феи.
Задание: расставить пропущенные знаки препинания
В домике на окраине заброшенной деревни жили ни с кем не общаясь и не получая ни от кого помощи сестрица Аленушка и братец Иванушка. Братец очень любил и уважал старшую сестрицу, но будучи еще несмышленышем частенько не слушал её благоразумных советов. Однажды в жаркий летний день отправившись в город за покупками но позабыв взять с собой в дорогу воду брат с сестрой попали в пренеприятную историю. Иванушка захотев по дороге пить не стал слушать наказов умной Аленушки, а найдя первую же лужу попил прямо из нее. Всем известно, что выпив не прошедшую специальную обработку жидкость легко заработать кишечную инфекцию а попробовав воду из лужи недолго и отравиться. Иванушка же глотнув водицы из придорожной лужицы превратился в козленка. Мальчик удивился обнаружив в воде вместо своего привычного отражения рогатое существо и, решив прогнать незнакомого зверя размешал водичку рукой… нет, ногой… Но внимательнее присмотревшись Иванушка понял: это существо, которое отвечая на каждое его движение улыбается ему из лужицы, - он сам. Иванушка громко зарыдав и по-козлиному заблеяв бросился к сестрице, но подойдя к Аленушке в растерянности остановился. Ведь козлики не умеют разговаривать а издавая нечеловеческое блеяние нельзя объяснить девочке смысл страшной беды. Но Аленушка все поняла сама лишь посмотрев на бывшего еще 10 минут назад братцем зверя и горько заплакав обняла Иванушку. Так и стали дети жить вместе переживая навалившуюся беду и стараясь не думать о ней. Вернуть же прежний облик Иванушка смог только пройдя через многие опасные испытания (продолжение после следующей группы правил).
Дополнительное задание: определите разряды обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами. Если подобрать вопрос не получается, думайте о смысле.
Исключение из основного правила: деепричастные обороты не обособляются в следующих случаях:
Если деепричастный оборот представляет собой фразеологизм: Золушка слушала принца едва переводя дыхание. Он бежал сломя голову. Золушка работала не покладая рук.
В этом случае необособленный оборот выполняет роль обстоятельства образа действия и синонимичен по смыслу наречию или существительному ( = "не дыша", "быстро", "без отдыха".
Если перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица "и": "Можно жить счастливо и не посещая балов", - с грустью размышляла Золушка. Она была красавицей и не стремясь к этому.
Здесь мы не обособили обстоятельство уступки (вопреки посещению балов, вопреки стремлению к чему-то).
Если деепричастный оборот образует вместе со сказуемым смысловой центр высказывания: Они жили ни с кем не знакомясь. Надев тесный башмачок, сестрица ходила прихрамывая на левую ногу. Золушка работала напевая веселые песенки.
В данном случае необособленными оказываются обстоятельства образа действия, когда по смыслу фразы более важным оказывается даже не само сообщение о действии, а информация о способе его совершения.
Если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово "который" в составе придаточной определительной части, то такой деепричастный оборот от самой придаточной не отделяется: Мачеха определила Золушке работу, сделав которую девочка могла рассчитывать на кратковременный отдых.
В этом случае перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, но придаточное вводится деепричастным оборотом, выполняющим функцию обстоятельства времени.
Если деепричастие утратило глагольное значение: Королевский дворец находился не доходя ста метров до дома Золушки и её отца.
Здесь нужно особенно отметить три оборота: "начиная с", "исходя из", "смотря по". Данные сочетания являются составными предлогами, если их первую часть, деепричастие по происхождению, можно убрать без изменения смысла предложения.
Обособление перечисленных оборотов возможно, если необходимо специальное его выделение, например:
"Ты должна быть дома начиная с полуночи!" - строго приказала фея. Но: оборот с НАЧИНАЯ С обособляется, если носит характер уточнения, попутного пояснения или не связан с понятием времени: Золушка страдала от невнимания к себе со стороны отца все детские годы, начиная с 7 лет.
Смета расходов на бал была составлена исходя из имеющихся в королевской казне наличных. Но: оборот с ИСХОДЯ ИЗ обособляется, если по смыслу относится к производителю действия, который сам может "исходить из чего-то": Фея предоставила Золушке возможность самой выбрать модель поведения в критических случаях, исходя из ситуации.
Королевский министр решил действовать смотря по обстоятельствам. – оборот СМОТРЯ ПО имеет значение "в зависимости от". Но: если оборот имеет значение уточнения или присоединения, то он обособляется: "Лошадей, смотря по величине кареты, может быть от двух до восьми", - заметила фея, разглядывая мышеловку.
Если деепричастный оборот выступает в качестве однородного члена предложения с необособленным обстоятельством, которое обычно выражено наречием или существительным: Мачеха и её дочери разговаривали с гостями надменно и не слушая ни одного обращенного к ним слова. Принц стоял в дверях залы неподвижно и не спуская глаз с только что вошедшей Золушки.
Задание: расставить пропущенные знаки препинания.
Начиная с осени несчастная Аленушка стала подумывать об обустройстве личной жизни, правда, исходя из новых обстоятельств – наличия козлика вместо братца. Конечно, можно было прожить и не выходя замуж, но Аленушке очень хотелось иметь семью и детей. Девушка не покладая рук работала, но закончив все дела предавалась мечтам о прекрасном принце полюбив которого она смогла бы с надеждой смотреть в будущее.
Между тем козлик не обращая внимания на переживания сестрички по-прежнему следовал лишь своим прихотям, поступал исходя из своих желаний, а не слушал советы Аленушки. Рядом с избушкой брата и сестры был лес пройдя через который можно было попасть к теплой речке. Правда, в лесочке жила Баба-Яга, которая смотря по обстоятельствам либо поедала попавших в лес сразу, либо оставляла их у себя в плену. Так что идти через лес наслаждаясь красотами природы было слишком опасно. Но козленок Иванушка решил, что он будет мчаться высунув язык и не попадется в лапы ведьмы. Конечно, его желаниям не суждено было сбыться и пробегая мимо домика Бабы-Яги козлик был схвачен злодейкой.
В то время как козлик бегал по лесу, Аленушка крутясь как белка в колесе занималась уборкой избушки. Проезжая мимо один принц остановился, чтобы напоить коня, и увидев прекрасную девушку не переводя духа влюбился в красавицу. Сделав предложение он тут же получил согласие, так как в точности соответствовал тайным мечтам Аленушки. Девушка краснея от смущения рассказала принцу всю свою историю, но даже это не смутило влюбленного принца. Они расстались договорившись встретиться через месяц и окончательно назначить день бракосочетания.
Принц уехал, а Аленушка стала ждать братца, который запропастившись неведомо куда никак не возвращался. Аленушка отправилась спать, но провела ночь не сомкнув глаз и дождавшись рассвета пошла искать Иванушку (продолжение после следующей группы правил).
Дополнительное задание: определите разряды необособленных обстоятельств.
Дополнительное правило: обособление одиночных деепричастий необходимо в следующих случаях:
Два одиночных деепричастия обособляются, если выступают в роли однородных обстоятельств: Зевая и потягиваясь, сестры Золушки вошли в комнату, где ждала их мачеха. В данном случае деепричастия обозначают дополнительные действия, их значение может быть различным.
Одиночное деепричастие обособляется, если сохраняет значение глагольности, выступая в роли второстепенного сказуемого, указывая на время действия, его причину, условие, но не на образ действия: После бала гости разъехались, не успокоившись. Убежав, Золушка потеряла туфельку. В этом случае для проверки можно изменить в уме предложение, заменив деепричастие на соответствующий глагол и даже сделав из простого предложения сложное, где деепричастие окажется синонимично придаточному предложению: Когда Золушка убежала, она потеряла туфельку; Все хотя и не успокоились, но разъехались.
Внимание! Указывающее на образ действия деепричастие не допускает такого изменения фразы, например: От холода в каморке Золушка спала не раздеваясь (= в одежде, одетая).
Следовательно, бывают ситуации, когда одиночные деепричастия не обособляются, а именно:
Одиночные деепричастия (одно или два однородных) не обособляются, если имеют тесную связь со сказуемым или если хотя бы одно из них потеряло значение глагольности: Мачеха вошла в комнату не постучавшись. Король слез с трона молча и не торопясь. И в первом, и во втором случаях деепричастия оказываются обстоятельствами образа действия и не могут быть заменены глаголами (*Король слез и молчал и не торопился), но вполне возможна замена существительными ( Мачеха вошла в комнату без стука).
Обособление и необособление одиночного деепричастия может быть связано с его МЕСТОМ в предложении, одно и то же слово может не обособляться в начале и в конце предложения, но обособляется в середине – Сестры мерили туфельку не торопясь. По дороге, не торопясь, Золушка рассматривала окрестности. В первом случае перед нами обстоятельство образа действия ( =неторопливо), во втором – обстоятельство причины (= так как не торопилась)
Обособление и необособление одиночного деепричастия может зависеть от его вида – чаще необособленными оказываются деепричастия несовершенного вида (отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЯ?), а обособленными – деепричастия совершенного вида (отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАВ?): Принц слушал отца не перебивая, но, возмутившись, отказался от предложения короля.
Задание: расставить пропущенные знаки препинания.
Отправившись на поиски глупого братца Аленушка нервничая и озираясь вошла в темный лес. Она пошатываясь брела по неровным тропинкам и задыхаясь перепрыгивала через канавы. Вдруг лес расступившись вывел её на полянку, где стояла избушка на курьих ножках. Девушка трепеща подошла к домику и не дыша постучалась в дверь. Из домика морщась вылезла ведьма и увидев непрошеную гостью заявила: "Я не прося ничего взамен избавила тебя от твоего непутевого братца, а ты не порадовавшись и не вздохнув с облегчением тут же бежишь его спасать! Зачем тебе выходя замуж иметь при себе… козла". "Да ведь это мой братец!" - недоумевая ответила Аленушка. – "Не сохранив свою семью трудно создавать новую". Так ругаясь две женщины около часа спорили из-за недостойного мальчишки. Рассвирепев Баба-Яга бросилась в избу и хлопнув дверью приказала домику идти не раздумывая вперед. Петляя избушка на курьих ножках стала убегать от Аленушки, а девушка окаменев стояла на полянке не в силах тронуться с места. Через полчаса она рыдая опустилась на мокрую траву. Подумав она решила обратиться за помощью к принцу и вскочив побежала домой.
Связь с суженым была налажена при помощи сотовой сети "Плохофон". Принц слыша только рыдания и невнятные звуки не задумываясь решил не медля ехать спасать любимую и оседлав коня и одевшись отправился в путь (продолжение после следующей группы правил).
Дополнительное задание: определите разряды обособленных обстоятельств.
Обычно забывают, что на правилах про знаки препинания в деепричастных оборотах эта группа правил не заканчивается. Обстоятельства могут быть выражены существительными и наречиями и, хотя и редко, эти группы обстоятельств также могут быть обособлены.
Обстоятельства, выраженные существительми, чаще всего не обособляются. Постановка запятой факультативна в некоторых случаях, а обязательна лишь в одном:
Обособляется обстоятельство с предлогом НЕСМОТРЯ НА: Золушке, несмотря на запрет феи, очень хотелось побыть на балу подольше. Обстоятельство с указанным предлогом будет относиться к обстоятельствам уступки. Внимание!!! Не путайте данное обособленное обстоятельство с придаточным уступки, которое вводится союзом "несмотря на то что".
Факультативна, но возможна постановка запятой в обстоятельствах, вводимых предлогами или предложными сочетаниями БЛАГОДАРЯ, ВВИДУ, В ЗАВИСИМОСТИ, ВО ИЗБЕЖАНИЕ, ВОПРЕКИ, В ОТЛИЧИЕ, В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ, В СВЯЗИ С, В СИЛУ, ВСЛЕДСТВИЕ, В СЛУЧАЕ, ЗА НЕИМЕНИЕМ, ЗА ОТСУТСТВИЕМ, ПОДОБНО, ПО ПРИЧИНЕ, ПО СЛУЧАЮ, ПРИ, ПРИ НАЛИЧИИ, ПРИ УСЛОВИИ, СОГЛАСНО: Благодаря плохой охране замка, Золушка и без приглашения смогла беспрепятственно проникнуть во дворец. Золушка, в противоположность своим ленивым сестрам, умела выполнять любую домашнюю работу. Принц был согласен на брак, при условии знакомства на балу с красавицей и умницей, а не с первой попавшейся кокеткой.
Обычно обособление перечисленных обстоятельств зависит от стиля речи (в книжном стиле возможность обособления выше), а также от места обстоятельства в предложении. В начале и в конце они чаще не обособляются, а в середине, как правило, бывают обособленными: Мачеха, по совету дочерей, не позволила Золушке пойти на бал. – Король объявил бал по совету первого министра.
Обстоятельства, выраженные наречиями, также чаще всего не обособляются, но в художественной литературе могут оказаться обособленными в связи с желанием автора (если необходимо смысловое подчеркивание или попутное пояснение): И вот, неожиданно для всех, я выдержал блистательно экзамен (Купр.) (Пример взят из "Справочника по пунктуации" Д.Э. Розенталя.)
Задание: расставить пропущенные знаки препинания.
Благодаря верному коню и близкому расстоянию между дворцом и избенкой Аленушки принц смог приехать не заставив любимую долго мучиться. Обсудив ситуацию принц не раздумывая принял решение спасать Иванушку и не поев с дороги отправился в лес. По указанию Аленушки он быстро нашел место, где обычно располагалась избушка на курьих ножках, но вопреки ожиданиям избушка еще не вернулась. Несмотря на разочарование принц решил дождаться ее возвращения и за неимением другой возможности расположился под кустиками на опушке леса.
В это время Яга по причине общей злобности характера собиралась приступить к приготовлению на ужин свежей молодой козлятины. Справившись с кулинарной книгой Яга уже смастерила соус и вооружившись сковородой стала сажать на нее козленка. Глупый Иванушка ничего не соображая от страха вырывался и бегал по горнице, а потом изловчившись выскочил в окно и побежал не разбирая дороги. Во избежание потери ужина Яга прямо на избушке бросилась вслед за Иванушкой. Избушка бежала пыхтя и отдуваясь, но в связи с меньшим количеством ног не могла догнать козлика. Несмотря на грозные крики Яги транспорт не выполнял в полной мере возложенные на него обязанности.
Поравнявшись с лежащим под кустом принцем козлик не удержавшись упал. Перекувырнувшись в воздухе он оказался прямо в середине полянки. Яга торжествуя выскочила из избушки и не глядя по сторонам бросилась к козленку. Принц придя за эти секунды в себя не целясь выстрелил в ведьму и сам не зная как попал. Согласно со всеми сказочными законами Яга не просто погибла, а вскрикнув растворилась в воздухе и в эту минуту козлик в силу переставшего влиять на него колдовства вновь стал мальчиком и бросился обнимать спасителя принца и сестрицу.
Дополнительное задание: найдите в тексте предлоги; определите разряды обстоятельств, введенных существительными с предлогами. Не забудьте!!! Синтаксический вопрос задается не от предлога!
Попробуем отвлечься от судеб наших героев и разобраться, какие ошибки допускают школьники при создании собственных сочинений. Советуем после знакомства с данным разделом проверить свои работы и посмотреть, свойственны ли эти ошибки вам. При анализе мы опирались на сочинения, написанные абитуриентами различных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова (Представленные ниже примеры не дословно повторяют фразы абитуриентов. Мы несколько видоизменяем многие. И только во фрагменте, посвященном стилистическим ошибкам, фразы абитуриентов приводятся дословно.)
1. К самым распространенным ошибкам относится пропуск второй запятой при обособлении оборота. Надо следить за текстом, уметь видеть обособленное обстоятельство и не забывать об использовании двойной запятой – Евгений Онегин, поселившись в деревне, не стал знакомиться со всеми соседями. Раскольников, несмотря на свою доброту и изначально присущие ему человеческие достоинства, не смог преодолеть пагубного влияния теории.
2. Не менее распространенной ошибкой оказывается употребление запятой при сочетании обособленного обстоятельства с сочинительным союзом, использующимся для соединения однородных членов, или с подчинительным, соединяющим части сложного предложения – Абитуриент вошел в аудиторию и, передав экзаменаторам свой паспорт, осторожно взял билет.
Типичной ошибкой в этом случае будет постановка запятой перед союзом И, который соединяет однородные члены и деепричастному обороту не принадлежит. ВНИМАНИЕ! В этом случае фиксируется сразу же две пунктуационных ошибки: одна маркирует "лишнюю" запятую при однородных членах, другая – отсутствие знака в начале деепричастного оборота. Сравни также: Онегин встречает Татьяну в Петербурге и, едва узнав её, удивляется произошедшей в ней перемене. Обломов не стремится к общению с Ольгой, но, услышав её пение, не может справиться с желанием еще раз испытать те же сильные эмоции. Раскольников понимает, что, совершив преступление, противопоставит себя своей семье.
3. Неправильное введение деепричастного оборота в текст может вызвать грубую стилистическую ошибку. Дело в том, что деепричастие, указывающее на дополнительное действие, должно вводиться в предложение, где названо основное действие, причем субъект обоих действий должен быть одинаков – Войдя в комнату, Петя поздоровался (Петя и вошел в комнату, и поздоровался). Если это правило не соблюдено, возникает ошибка – *Приехав в Москву, Таня была тепло встречена родными (ошибка в том, что Таня оказалась одновременно субъектом одного действия, и объектом другого). *Вернувшись домой, у меня заболела голова (неясно, откуда голова вернулась?!).
Употребление деепричастного оборота в безличном предложении допустимо, но только если субъект един, хотя и мыслящийся, а не выраженный подлежащим – Переходя ко второму вопросу, следует остановиться на таких проблемах… (докладчик и в том, и в другом случае мыслит субъектом себя). Но неправильно: *Слушая её увлекательный рассказ, на улице стемнело (субъекта основного глагольного действия "стемнеть" нет и быть не может).
Задание: исправьте допущенные во фразах стилистические ошибки. Имейте в виду, что это реальные фразы, взятые из сочинений. Проверьте, не допускаете ли вы сами подобных ошибок.
1. *Спася Машу, испытания Гринева не закончились.
2. *Увидев Пьера, в Наташе Ростовой проснулась надежда на счастье.
3. *Проучившись за границей и приехав в Петербург, Пьера против его воли женят.
4. *Получив письмо от Татьяны Лариной, в душе Онегина на время пробудились прежние чувства.
5. *Вернувшись после военной кампании в Москву, перед родными оказывается совершенно другой Николай Ростов.
6. *Увидев сидящего на крыльце Пугачева, Гриневым овладевает подлинный страх.
7. *Получив от Маши письмо с просьбой о помощи, которая осталась в Белогорской крепости под началом Швабрина, перед ним встала проблема подчиниться солдатскому долгу и остаться в городе или поехать спасать возлюбленную .
8. *Рассказывая Варваре о своей любви к Борису, нельзя не заметить волнения Катерины.
9. *Видя естественность и простоту Наташи Ростовой, Анатоля не покидает мысль о мести семье Болконских.
10. *Читая роман "Война и мир", нам становится ясно, какие идеи волновали людей начала 19 века. (это одна из самых распространенных стилистических ошибок в сочинениях!)
4. Следует помнить также, что деепричастный оборот, включающий союзное слово "который", не обособляется. В этом случае ставится лишь разделяющая части сложного предложения запятая (она совпадает с началом деепричастного оборота) – Мне порекомендовали справочник, занимаясь по которому я смогу подготовиться к экзамену.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/