Микаэл Дашян, президент общественного фонда «Право и Интернет»
Страхование объектов интеллектуальной собственности - сравнительно новая услуга на российском рынке. Однако, анализируя темпы развития наукоемких технологий и в целом российского рынка, можно предположить, что в среднесрочной перспективе данный продукт окажется весьма востребованным.
Действующее законодательство прямо не устанавливает необходимости обязательного страхования объектов интеллектуальной собственности (ОИС). Однако ряд нормативных актов вполне обоснованно может быть подвергнут коррекции, поскольку заключенный в них «дух закона» не противоречит введению обязательного страхования объектов интеллектуальной собственности.
Так, в соответствии со статьей 25 закона «О космической деятельности», организации и граждане, которые эксплуатируют космическую технику или по заказу которых осуществляется создание и использование космической техники, обязаны страховать жизнь и здоровье космонавтов, работников объектов космической инфраструктуры, а также ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц. К сожалению, данное положение не может быть распространено на соответствующие объекты интеллектуальной собственности. Можно предположить, что именно законодательное закрепление обязательного страхования ОИС как в космической деятельности, так и в иных областях промышленности поможет защитить права изобретателей и соответственно увеличить интеллектуальный потенциал страны.
Известно, что использование результатов интеллектуальной деятельности в бизнесе (например, в инновационной деятельности) подразумевает большие риски. Большая часть из них связана с индивидуализацией результатов интеллектуальной деятельности и инвентаризацией нематериальных активов. К ним, согласно положению «Учет нематериальных активов», предъявляется ряд требований, подтвердить выполнение которых достаточно сложно.
Например, распространены споры между работодателями и авторами программного обеспечения, гранторами и агентами, выходящими на новые рынки сбыта в дистрибьюторских отношениях.
В этой связи риск признания товарного знака общеизвестным, отмены регистрации патента или оспаривания авторских прав, как и самого юридического статуса произведения, может угрожать каждому, даже вполне добросовестному правообладателю. Такие риски вероятны, а их наступление - случайно. Следовательно, они могут быть причислены к страховым рискам (в соответствии со статьей 9 закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
Исходя из теоретических разработок, а также мировой и начинающейся складываться российской практики страхования от рисков, присущих хозяйственному обороту объектов интеллектуальной собственности, специалисты выделяют следующие виды страхования:
страхование риска соответствия результатов интеллектуальной деятельности патентно-правовым показателям;
страхование риска утраты прав на объекты интеллектуальной собственности;
имущественное страхование, включающее в себя страхование документов (патентов, свидетельств, сертификатов соответствия);
страхование профессиональной ответственности патентных поверенных и гражданской ответственности экспертов по оценке соответствия результатов интеллектуальной деятельности;
страхование ответственности за случайное и непреднамеренное использование индивидуализированных объектов интеллектуальной собственности;
страхование финансовых рисков и непреднамеренного искажения бухгалтерской отчетности о нематериальных активах правообладателя;
страхование рисков, возникающих при проведении процедуры патентования;
страхование рисков, связанных с финансовыми потерями в случае отказа в выдаче патента или свидетельства;
страхование рисков, связанных с разглашением конфиденциальных сведений;
страхование от судебных расходов (издержек);
страхование от непредвиденных расходов или потери дохода в случае установления контрафактного использования индивидуализированных ОИС и в связи с появлением на рынке товаров-аналогов, сутью которых является объект авторского и смежных прав.
Мнения заинтересованных лиц о целесообразности страховой защиты хозяйственного оборота объектов интеллектуальной собственности диаметрально противоположны. Некоторые «специалисты» полагают, что на отечественном рынке пока не сформировались ни спрос, ни предложение защиты объектов интеллектуальной собственности, а также способы борьбы с «пиратством» в сфере хозяйственного оборота объектов авторских прав. Но компетентные должностные лица полагают, что действительно эффективной защитой на рынке объектов интеллектуальной собственности может быть исключительно — страховая.
Таможенные отношения и страхование
С 1 января 2004 года вступила в силу новая редакция Таможенного кодекса РФ, в которой определен порядок принятия таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска контрафактной продукции при перемещении товаров через таможенную границу.
Особое внимание законодатель уделил противодействию провоза нелегальных объектов интеллектуальной собственности через государственную границу России. В частности, статья 395 Таможенного кодекса предусматривает создание таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности включаются в данный реестр при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров (в случае необоснованных претензий).
Однако по собственному желанию правообладатель может представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу указанных лиц. Фактически это положение позволило перейти на новый уровень обсуждения вопросов страхования объектов интеллектуальной собственности - прямо или косвенно, в законодательных актах появились указания на необходимость страхования рисков, связанных с ОИС.
Следует подчеркнуть, что реализация данной правовой нормы оправдала самые оптимистичные ожидания и стала полноценной частью законодательства РФ об охране интеллектуальной собственности.
Одной из важнейших проблем, сдерживающих более активное внедрение страхования ОИС в коммерческом обороте, является некоторая неопределенность законодательства в части определения «подтверждений» - документов или иных свидетельств - наличия объекта интеллектуальной собственности.
В отличие от сферы промышленной собственности, где при выдаче патента на изобретение проводится поиск и экспертиза аналогов, в сфере авторского права, согласно действующему законодательству, не требуется регистрации произведения, иное его специальное оформление или соблюдение каких-либо формальностей. Это зачастую влечет за собой длительные судебные споры, исход которых непредсказуем.
Таможенное законодательство может быть использовано в сфере страхования объектов интеллектуальной собственности значительно шире. Так, в Положении о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами приводится расширенный перечень документов, подтверждающий наличие права на ОИС.
1. Для объектов авторского права:
свидетельство о депонировании экземпляров или свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ и баз данных;
нотариальное удостоверение фактов;
образец изготовленных или выпущенных в свет экземпляров произведения на территории государства.
2. Для объектов смежных прав:
документ о депонировании экземпляров;
нотариальное удостоверение фактов.
3. Для товарных знаков и знаков обслуживания:
свидетельство на товарный знак (знак обслуживания);
выписка из Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации;
договор об уступке товарного знака.
4. Для наименований мест происхождения товаров:
свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара.
Следует отметить, что это фактически первый нормативно-правовой акт, содержащий в себе завершенный перечень правоподтверждающих документов на объекты интеллектуальной собственности. Однако и он не во всем соответствует сути действующих правовых норм и не решает реальную проблему рынка интеллектуальной собственности.
Таким образом, нужны иные процедуры и иные подтверждения соответствия в отношении хозяйственного оборота объектов интеллектуальной собственности.
Наличие предметного списка таких документов ставит под сомнение целесообразность использования термина «охранный документ». Используемое в юридической литературе понятие «охранный документ» означает обобщение всех свидетельств, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, об интеллектуальной собственности на такие объекты, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания (именно такой завершенный перечень предложен в Постановлении Правительства РФ от 12.02.1993 года).
Как уже указывалось выше, наличие таких «охранных документов» зачастую не может гарантировать реального авторства на соответствующие объекты интеллектуальной собственности, как, впрочем, и наличия самого произведения. Подтверждение тому - многочисленные судебные разбирательства, связанные с оспариванием авторства и/или «недружелюбным» изъятием результатов интеллектуальной деятельности.
Приведенный выше перечень важен и в сферах авторского и смежного прав (особенно при защите авторских прав на программные продукты и базы данных), потому что в данной сфере отсутствуют даже «охранные документы».
Не меньшую ценность перечень данных документов имеет и для страховых компаний (особенно при судебных разбирательствах), которые получили теперь официальные унифицированные сведения о перечне «правоподтверждающих» документов. Однако оптимальных для страховщиков методик оценки рисков, связанных с объектами интеллектуальной собственности, пока, к сожалению, по-прежнему нет.
Одним из немногих рекомендательных актов в этой связи могут стать разработки Финансовой академии при Правительстве РФ, специалистами которой были сформулированы методологические принципы и методические приемы страхования объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих городу Москве, в условиях их рыночного использования и в процессе их коммерциализации.
Также может оказаться полезным взаимодействие страховщиков с компетентными организациями Системы добровольной сертификации ОИС, использование которой позволяет осуществлять оценку и подтверждение соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, условиям договоров, а главное - подтвердить факт существования самого произведения.
Это означает, что заинтересованные лица (в нашем случае активно защищающие свои права -правообладатели и лица, профессионально специализирующееся на охране объектов интеллектуальной собственности) могут создавать «альтернативные» правовые, не противоречащие действующему законодательству реальности и, следовательно, укреплять свои позиции, а также осуществлять поддержку других субъектов.
Журнал «Атлас страхования» № 8, 2005 г.