Рефетека.ру / Государство и право

Реферат: Интеллект и рынок

Содержание

Введение

1. Интеллект как товар

2. Структура рынка интеллектуальной собственности

3. Правовое регулирование рынка интеллектуальной собственности

Заключение

Литература


Введение

Огромный научно-технический потенциал нашей страны стал основой формирования инфраструктуры нового рынка – рынка интеллектуальной собственности.

Формирование рынка интеллектуальной собственности является, на сегодняшний день, одним из главных направлений развития российской рыночной экономики. В то время когда во всем мире идет активная торговля результатами интеллектуальной деятельности, а продукция многих компаний отличается лишь товарными знаками, в России этот сегмент рынка только начинает развиваться. Во многих отечественных компаниях до сих пор не уделяется должного внимания работе в области интеллектуальной собственности, а, как показывает опыт наиболее динамично развивающихся фирм, обладание и грамотное управление сбалансированным пакетом объектов интеллектуальной собственности как раз и дает преимущество на рынке, ограничивая возможности конкурентов и, в конечном счете обеспечивая возможность компаниям получать сверхприбыли. Это связано, в первую очередь, с открывающейся возможностью при помощи неденежного имущества увеличивать уставный капитал предприятий и фирм, интегрироваться с российскими и зарубежными партнерами путем создания совместных предприятий, продажи лицензий, уступки прав или вклада в уставный капитал, получать доход, не занимаясь напрямую производством (лицензионная торговля), ограничивать возможности конкурентов и др.

1. Интеллект как товар

Результаты интеллектуальной деятельности человека, представляющие собой новое знание или информацию, всегда являлись одним из факторов приобретения и приумножения капитала. Это сделало их предметом особого интереса в обществе. Владелец новых знаний или информации имел существенные преимущества для себя, до тех пор, пока эта информация не становилась достоянием других. Как только новая информация становилась общедоступной, преимущества ее первоначального владельца перед другими исчезали. Владеть знаниями или информацией единолично часто оказывалось затруднительным в связи с тем, что это объекты нематериальные, и защитить их от чужого посягательства обычными материальными средствами практически невозможно. Недаром народная мудрость гласит: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь!». К сложностям монопольного владения знаниями или информацией относится и тот факт, что появление нового товара на рынке ускоряет процесс получения аналогичного результата другими людьми самостоятельно, как результата их собственной творческой, интеллектуальной деятельности. При появлении конкурента на рынке преимущества первообладателя также резко снижались. Таким образом, реализовать свои преимущества от приобретения новых знаний или информации первообладателю оказывалось не так просто.

Учитывая эти сложности владения новыми знаниями, в далеком прошлом первообладатели старались сохранять свои знания в секрете, насколько это было возможным. Тогда этому способствовало использование подневольного рабского или крепостного труда. Этот способ активно использовался во времена рабовладения и средневековья для сохранения в секрете технологии изготовления венецианского стекла, булатной стали, кружев, краски, шоколада и др. Так, секрет производства венецианского стекла поддерживался за счет того, что все участники технологического процесса жили на острове Мурано и пожизненно не имели права его покидать.

В настоящее время способ сохранения знаний в секрете продолжает использоваться в рамках современных культурных традиций для сохранения рецептов напитков, духов или технологии производства отдельных товаров.

В то же время новая информация представляла ценность не только для личности-обладателя информации, но и для сообщества людей: общины, народности, государства: сообщество, обладавшее новыми знаниями или информацией, имело преимущества перед другими сообществами. При развитии демократии и капитализма государству выгодно гарантировать каждому гражданину право на защиту его творчества в обмен на раскрытие новых знаний. И государство предоставляет каждому гражданину исключительное право или, другими словами, право на монопольное использование результатов собственной творческой, интеллектуальной деятельности по своему собственному усмотрению и, соответственно, право на запрет всем остальным использовать этот результат без разрешения правовладельца. Исключительное право предоставляется государством при условии, что его владелец раскроет новые знания всему обществу, а также при условии, что эти знания являются результатом творческой деятельности, т.е. новыми, неизвестными ранее.

Владелец исключительного права может распоряжаться им по своему усмотрению, вплоть до продажи самого исключительного права другому владельцу. Это значит, что само исключительное право на результат творческой, интеллектуальной деятельности становится новым объектом собственности под названием «интеллектуальная собственность» и новым товаром на рынке.

Таким образом, интеллектуальная собственность – это исключительное право гражданина или фирмы на результаты самостоятельной творческой, интеллектуальной деятельности, необходимое для владения, использования и распоряжения этими результатами в условиях товарно-денежных отношений. Через институт исключительного права общество в лице государства предоставляет творцу возможность получить вознаграждение за творческий труд, а взамен общество получает доступ к новым знаниям. При этом творец сам на свой страх и риск должен создать собственную стратегию поведения на рынке, позволяющую ему занять определенное место и получить соответствующее вознаграждение.

На языке закона в Гражданском кодексе РФ это звучит так:

«Статья 138. Интеллектуальная собственность. В случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.) Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя».

Итак, наиболее общее предназначение или главная функция института интеллектуальной собственности заключается в том, чтобы регулировать отношения между творцом и обществом. Через институт исключительного права общество в лице государства предоставляет творцу возможность получить вознаграждение за творческий труд. При этом творец сам на свой страх и риск должен создать собственную стратегию поведения на рынке, позволяющую ему занять определенное место и получить соответствующее вознаграждение. Общество в свою очередь получает доступ к новым знаниям, поскольку изобретатель обязан раскрыть полученные знания в обмен на исключительное право.

Стоимость интеллектуальной собственности фирмы может составлять существенную часть ее активов, и даже превышать ее. Например, стоимость всемирно известного товарного знака «Кока-Кола» в несколько раз превышает стоимость всех материальных ресурсов фирмы.

2. Структура рынка интеллектуальной собственности

Рынок интеллектуальной собственности и связанных с ним услуг можно условно разделить по следующим направлениям:

создание объектов интеллектуальной собственности (разработка, патентование и регистрация объектов промышленной собственности, выявление НОУ-ХАУ, авторские права);

правовое сопровождение использования объектов интеллектуальной собственности на рынке (заключение договоров, защита прав патентообладателей, в том числе в Апелляционной палате, Высшей патентной палате, арбитражных судах и т. п.);

- оценка интеллектуальной собственности (при введении в хозяйственный оборот, при передаче всех прав или части прав на объекты интеллектуальной собственности, при определении авторских вознаграждений, расчете ущерба и др.);

страхование интеллектуальной собственности (от риска потерь от юридического преследования, риска появления на рынке контрафактной (пиратской) продукции и др.).

Выделяя эти направления, следует отметить, что приведенная сегментация рынка интеллектуальной собственности является условной. Тем не менее, в случае недостаточной развитости хотя бы одного из укрупненных сегментов рынок в целом теряет свою привлекательность, как для владельцев прав на объекты интеллектуальной собственности, так и для потенциальных инвесторов. Ведь при отсутствии адекватной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности их создание теряет смысл. Главное в процессе патентования и регистрации объектов промышленной собственности не сам охранный документ, а те права, которые он обеспечивает и которые, в случае необходимости, можно не только предъявить, но и отстоять в соответствующих инстанциях.


3. Правовое регулирование рынка интеллектуальной собственности

Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), была подписана в Стокгольме в 1967 году и вступила в силу в 1979 году. Однако начало создания ВОИС относится к 1883 году, когда была принята знаменитая Парижская конвенция по охране интеллектуальной собственности, и к 1886 году, когда была принята Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.

Причиной заключения этих международных соглашений явилось то, что на протяжении прошлого века было весьма трудно добиться охраны прав на интеллектуальную собственность одновременно в нескольких странах в связи с разницей в национальных законодательствах. Кроме того, заявки на получение охранного документа должны были подаваться во всех странах примерно в одно и тоже время, чтобы избежать публикации в одной стране и тем самым лишить изобретение новизны в других странах.

Во второй половине прошлого столетия все большее число стран создавало системы охраны изобретений и вместе с тем все шире развивался межгосударственный технологический обмен и росла международная торговля. Так что назрела необходимость унифицировать законодательство о интеллектуальной собственности на международном уровне.

После двух международных конгрессов (в Вене в 1873 году и в Париже в 1878 году) был подготовлен окончательный проект международного союза по охране интеллектуальной собственности, одобренный и подписанный на дипломатической конференции в Париже в 1883 году.

Положения Парижской конвенции включали правила, касающиеся материального права, приоритета, положения относительно административной структуры.

Одновременно и параллельно назревала необходимость охраны авторского права. Эти вопросы в какой-то степени начали разрешаться в середине XIX века охраной на основе двухсторонних договоров, но эти договоры не были ни достаточно всеобъемлющими, ни единообразными. Потребность в их унификации привела к формулированию и принятию 9 сентября 1886 года Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, которая является старейшим международным договором в области авторского права. Парижская и Бернская конвенции – два основных инструмента, посредством которых устанавливается режим охраны интеллектуальной собственности. ВОИС представляет собой межправительственную организацию и является одним из 16 специализированных учреждений, входящих в состав ООН. Число государств-участников ВОИС в настоящее время достигло 147.

На ВОИС возложена задача содействия охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества между государствами и обеспечения административного управления различными региональными организациями, каждая из которых образована на основе многосторонних договоров и занимается правовыми и административными аспектами интеллектуальной собственности.

Создатель интеллектуального продукта, вложивший свой труд, свой талант в техническое воплощение идеи, направленной на удовлетворение определенной потребности человеческого общества, вправе рассчитывать на получение моральной и материальной компенсации. Возможность определения стоимости интеллектуального продукта, условий его распространения, осуществления и реализации объективно позволяет приравнять такой продукт к товару и, следовательно, определить круг лиц, обладающих правами владения, распоряжения и использования этого изобретения. Восприятие интеллектуального продукта как категории собственности, введение специального ее обозначения в мировой практике как ПС, понимание необходимости ее охраны и защиты стало значительным шагом в развитии общества, позволило законодательно регулировать правоотношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием изобретений и других интеллектуальных продуктов.

В России первым законом об охране интеллектуальной собственности явился манифест императора Александра I от 1812 года «О привлечении на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах», в котором впервые было определено, что они как собственность принадлежат его владельцу, имеющему исключительное право на их использование.

О важности интеллектуальной собственности для современного рынка свидетельствует и тот факт, что одними из первых законов при переходе к рыночной экономике в СССР, а затем в России, были приняты законы об интеллектуальной собственности. Без этих законов, приведенных в соответствие с современными требованиями рынка, невозможно привлечение иностранного капитала в страну, а также вступление страны во Всемирную торговую организацию.

Для регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности существуют отдельные сферы в правовой системе государства: авторское право и патентное право.

Сущность авторского права заключена в том, что оно охраняет форму воплощения идей, мыслей и образов автора в конкретном произведении независимо от его содержания. Патентное право охраняет содержание технических и художественно-конструкторских решений, независимо от формы их воплощения.

Целью законодательства в области авторского права является обеспечение владельцу авторских прав возможности использования охраняемого произведения по своему усмотрению в рамках действующего законодательства, а также возможности препятствия использованию охраняемого произведения другими лицами без его разрешения. Законодательство в области интеллектуальной собственности и, в частности, авторского права позволяет реализовать принцип справедливости, давая возможность владельцу исключительных прав получить вознаграждение за свой интеллектуальный труд. Тем самым, оно стимулирует творческую деятельность людей, которая является основой развития экономики и культуры всего общества.

Объектами авторского права (АП) являются произведения науки, литературы и искусства, если они отвечают следующим требованиям: являются результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения; существуют в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственной и др.

Объекты АП по определению уникальны, как результат творческой деятельности, и никто, кроме автора, создать такое же произведение, как правило, не может. Можно скопировать чужое произведение, но это уже не будет являться творческой деятельностью. Это одно из главных свойств объектов АП.

АП на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания и обязательной регистрации не подлежит.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах при использовании произведения вправе использовать знак охраны авторского права (копирайт). Копирайт (copyright) в буквальном смысле переводится как «право на копию». Именно этот смысл вкладывался в него при появлении печатного станка. Но в настоящее время значение слова «копирайт» чаще имеет значение «авторское право».

Объектами смежных прав признаются: права исполнителя произведения; права производителя фонограммы; права организации эфирного или кабельного вещания. Для реализации смежных прав их субъектам необходимо заключить договоры с владельцами авторских прав на произведения и другими исполнителями произведений или постановок.

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право); фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права) регулируются Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», действующим с 3 августа 1993 года, а также другими законами и иными нормативными актами.

Объектами патентного права являются: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, наименования места происхождения товара. Это то, что находит применение непосредственно в промышленном производстве. Поэтому эта часть интеллектуальной собственности (ИС) называется еще «промышленная собственность». Термин «промышленность» в данном контексте включает практически все сферы человеческой деятельности, например, образование, здравоохранение, сельское хозяйство, рекламу, бизнес, непосредственно промышленное производство и пр.

Объекты патентного права подлежат обязательной государственной регистрации. Возникновение исключительного права на эти объекты удостоверяется специальным государственным документом – патентом или свидетельством.

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием объектов промышленной собственности регулируются в основном «Патентным законом РФ», действующим с 14 октября 1992 года, и Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», действующим с 17 октября 1991 года, а также другими законами и иными нормативными актами.


Заключение

Вопросы, возникающие в настоящее время у владельцев интеллектуальной собственности, напрямую связаны с еще недостаточной развитостью рынка интеллектуальной собственности в России. По существу, предприятия и организации только начинают понимать, что, помимо использования традиционных финансовых ресурсов, существует и такой экономический инструмент, как права на интеллектуальную собственность, с помощью которого можно не только увеличить прибыль предприятия, но и оградить себя от конкурентов, индивидуализировать продукцию своего предприятия, для того, чтобы сделать ее более привлекательной на рынке и т.д.

Основная ценность интеллектуальной собственности на рынке состоит в том, что это сегодня единственный способ законной монополизации производства новых товаров и услуг с высококачественными потребительскими свойствами. На весьма насыщенном мировом рынке товаров и услуг существует только одна конкуренция – конкуренция качества. Проблема дефицита как таковая сегодня отсутствует. Поэтому интеллектуальная собственность среди прочих современных ценностей в среде бизнесменов, банкиров и промышленников выходит на первое место.

В целом, можно сказать, что российский рынок интеллектуальной собственности находится в стадии становления, но уже видны положительные тенденции развития по всем направлениям.


Литература

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.93 № 5351-1 в редакции Федерального закона от 19.07.95 № 110-ФЗ.

Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», 17 октября 1991 года.

Патентный закон РФ, 14 октября 1992 года.

Статья 138 Гражданского кодекса РФ «Интеллектуальная собственность».

Статья 146 Уголовного кодекса РФ «Нарушение авторских и смежных прав».

Белов В., Денисов Г. Из мирового опыта защиты интеллектуальной собственности // Российский экономический журнал. – 1997. – № 3. – С. 82-88.

Борохович Л., Монастырская А., Трохова М. Ваша интеллектуальная собственность. – CПб.: Питер, 2001. - 416с.

Гаврилов Э.П. Права на интеллектуальную собственность в новом ГК РФ // Государство и право. – 1995. – № 11. – С. 61-65.

Глинчикова А.Г. Может ли быть товаром интеллектуал и продукт его труда? // Вопросы философии. – 1997. – № 3. – С. 3-15.

Казаков Ю.В. Защита интеллектуальной собственности: Учеб. пособие. – М. : Мастерство, 2002. - 176 с.

Минков А.М. Международная охрана интеллектуальной собственности. – CПб.: Питер, 2001. - 720 с.

Леонтьев Б. Рынок интеллектуальной собственности //ЭЖ. – 1996. - № 26.

Похожие работы:

  1. • Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта в ...
  2. • Цена трудовых ресурсов
  3. • Социальная безопасность шахтеров
  4. • Формирование национального самосознания учащихся
  5. • Российское образование в ХХ и ХХI веке
  6. • Культура профессионального мышления учителей
  7. • Бравый постиндустриальный проект
  8. • Нравственные проблемы социализма (общины)
  9. • Нейл Борден "Концепция маркетинга - микс"
  10. • Кризис и маркетинг: на пути от рынка к клиенту
  11. • Разработка новых продуктов (на примере корпорации "Майкрософт ...
  12. • Инновационный проект трудоустройства
  13. • Ноосферный подход к формированию антикризисной ...
  14. • Робототехника в нашей жизни
  15. • Обоснование экономической эффективности внедрения ...
  16. • Нерациональное зерно: десять проблем финансиста
  17. • Экономическая теория
  18. • Моделирование работы банка
  19. • Особенности мирового рынка туризма
Рефетека ру refoteka@gmail.com