Проявления человеческой сексуальности мифологизировались во всех культурах. Легенды и мифы в сфере секса, отражая сферу бессознательного, порождают сексуальные комплексы, которые всегда окрашены негативными переживаниями: страхом, тревогой, неуверенностью, чувством неполноценности, греховности и т.п.
Рассмотрим основные сексуальные комплексы.
Состоит в патологической ревности к объекту любви. К этому комплексу наиболее часто предрасположены лица с недостаточно высокой самооценкой, провоцирующей страх быть осмеянным, потерять собственное достоинство. Патологическая ревность порождает подозрительность вплоть до бредовой трактовки ситуации. Комплекс часто проявляется при злоупотреблении алкоголем.
Состоит в эгоистической манипуляции сексуальным партнером. Стендаль писал: "Дон Жуан отвергает все обязанности, связывающие его с другими людьми. На великом рынке жизни это недобросовестный покупатель, который всегда берет и никогда не платит".
Увеличение количества сексуальных контактов в данном случае рассматривается как череда "побед" и служит повышению самооценки, укрепляет самоуважение. Главными стимулами являются фактор новизны и внешние атрибуты "победы". "Дон Жуан" боится длительных связей и глубоких чувств.
Сексуальность вне телесности, когда отношение к женщине оторвано от действительности, излишне возвышено и романтично. Для этого типа мужчин характерно отношение к женщине как матери, в адрес которой недопустимы и предосудительны не только сексуальные деяния, но даже эротические помыслы.
Проявляется у женщин, живущих в мире грез и фантазий. Их безудержное воображение создает оригинальный сценарий любовных отношений. Для таких женщин вся жизнь — предвосхищение встречи с мужчиной, являющимся воплощением их фантазий ("ожидание Принца"). Окружающая их действительность заменяется выдуманным миром, а реальный мужчина — воображаемым. Понятно, что часто такая женщина либо обречена на одиночество, либо способна на совершение неадекватных поступков.
Состоит в фетишизации факта девственности, целомудрия, непорочности. Комплекс : чаще проявляется на фоне увлеченности какими-либо религиозными теориями.
Проявления комплекса могут сопровождаться психопатологическими симптомами.
Описан у женщин после 40 лет, характеризуется все более возрастающим страхом старения и утраты женской привлекательности. Такая женщина стремится выглядеть моложе, направив все усилия на то, чтобы спровоцировать внимание, знаки обожания, ухаживания со стороны мужчин, обычно значительно моложе ее по возрасту. Внешности, нарядам, украшениям придается непомерно большое значение.
В основе этого комплекса лежит чувство неуверенности в себе как в личности.
Проявляется в ожидании женщиной того героя, который как в сказке выведет ее из серой будничной жизни в мир ярких красок, приключений, богатства и радости. Мечты о необыкновенном, красивом, богатом, умном, сильном мужчине свойственны для раннего периода созревания, но у некоторых они могут сохраняться всю жизнь. Таким женщинам свойственна пассивность: они ждут, когда чудо произойдет без их фактического участия. Надо только дождаться! Реальная действительность расценивается ими как временный этап в их жизни.
Состоит в специфическом отношении к мужчинам, которые рассматриваются только как участники процесса деторождения. Как мы помним, женщины-воительницы (амазонки) достаточно обходились без мужчин и в мирное, и в военное время и только изредка вступали с ними в короткие связи в целях продолжения рода.
Бессознательное стремление взрослого человека пребывать в детстве: его пугают самостоятельность и ответственность за себя и за свою жизнь. В сексуальном партнере он ищет "отца" или "мать", чтобы переложить на них решение собственных проблем. Комплексу подвержены незрелые, инфантильные личности.
Проявляется в патологической привязанности матери к сыну, обусловленной глубинными сексуальными мотивами. Такая мать "во имя сына" отказывается от личной жизни, окружает его излишней заботой и любовью.
Бессознательный страх подвергнуться оскоплению, т. е. лишиться сути, основного признака мужественности. В его основе лежит, по мнению психоаналитиков, глубинный страх наказания ребенка отцом за нежные чувства по отношению к матери. У девочек эти механизмы определяют "зависть" к пенису и ощущение себя неполноценными в сравнении с мужчинами.
Разновидность комплекса неполноценности, когда человек уверен в своей физической непривлекательности, безобразности и даже уродстве.
Комплекс может определять изменение поведенческих реакций, самоизоляцию, аутизм.
Вариант проявления идей малоценности у мужчин, основанный на широко распространенном мифе о сексуальных преимуществах мужчины с крупным пенисом. Миф поддерживается бессознательными блоками, связанными с глубинным символическим отождествлением фаллоса и позиции власти, господства, силы. Фиксация происходит в детстве при сравнении себя с отцом. Зачастую комплекс малого члена невротизирует личность мужчины и определяет его неуверенность в себе.
Основополагающее положение ортодоксального психоанализа, основанное на древнегреческом мифе об Эдипе, убившем своего отца и женившемся на своей матери, не зная того, что они его родители. В основе комплекса лежит влечение мальчика к своей матери и ненависть к отцу, как сопернику. Будучи неосознаваемым, комплекс Эдипа может определять неудачи и проблемы во взаимоотношениях взрослого мужчины с женщинами.
Является по своей сути женским вариантом Эдипова комплекса (см. выше).
Основан на широко распространенном мифе о вреде и постыдности мастурбации. Восходит к древности, когда бесцельная трата семени рассматривалась как тягчайший грех. Страх расплаты за онанизм невротизирует личность и предопределяет в дальнейшем срабатывание механизма "ожидания неудачи", когда тревога влечет за собой фиаско, а оно в свою очередь расценивается как расплата за мастурбацию, усугубляет тревогу и увеличивает вероятность следующей неудачи.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.troek.net/