Долганов Дмитрий Николаевич, Беловский Институт (филиал) КемГУ
Согласно уже устоявшемуся определению, аддиктивное поведение характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего сознания1. Согласно авторам происходит формирование новой аддиктивной личности, которая имеет собственную мотивацию, интересы, направленность, ценностные ориентации отличные от прежних.
Таким образом, в ходе аддиктивных реализаций происходит перестройка сознания и восприятия окружающей действительности. Т.е., говоря другими словами аддиктивная личность формирует принципиально новый когнитивный образ мира, который, представляя собой определенную информацию о внешнем мире, отражает явления сознания.
Короленко и Дмитриева упоминают о том, что человек в своей жизни может использовать разнообразные формы избавления от психологического дискомфорта2. И эти способы устранения негативного состояния связаны так же с изменением сознания, но в отличие от аддиктивных способов данные виды деятельности не акцентируются и не выделяются из общего массива активностей.
Сходное понимание измененных состояний сознания, находим у Дремова С.В., Семина И.Р.3 Они отмечают, что ИСС (измененные состояния сознания) можно рассматривать не только как негативный процесс. “Благодаря изменениям сознания осуществляются его основные функции: ориентировка и приспособление”4. Таким образом, приспособление человека к изменяющимся условиям окружающей действительности сопровождается изменением сознания. При аддиктивном поведении изменение сознания идет: “… способом очень быстрой и не требующей духовных усилий модификации психоэмоционального состояния, способом моментального и краткосрочного разрушения персональной организации сознания и самосознания. Опасность такой “технологии” трансформации переживаний состоит в том, что более трудные, гуманизированные способы изменения своего сознания, образа “Я”… становятся ненужными”5.
Для конструктивного изменения сознания характерно наличие ряда опосредующих элементов. А для аддиктивно измененного сознания можно предположить отсутствие таковых опосредованний. Продолжая дальше развивать эту мысль, можно предположить, что для аддиктов характерна более простая когнитивная организация, нежели для не аддиктов, сознание которых содержит ряд дополнительных элементов, играющих важную роль в опосредованном взаимодействии со средой.
Не вызывает сомнения тот факт, что при аддиктивном поведении сужается круг значимых объектов действительности, а так же происходит утрата общей активности, целеустремленности и инициативности в реализации социально – одобряемых видов деятельности. В работе Дмитриевой Н.В., Четверикова Д.В.6 показано, что действительно утрачиваются интересы, склонности находящиеся вне поля аддиктивной реализации, а также происходит снижение показателей волевой сферы по отношению к данным видам активности. Но при этом внутри поля аддиктивной деятельности происходит увеличение волевых и мотивационных показателей. Для достижения цели (обладание аддиктивным агентом) прилагается максимум усилий, отмечается повышенная активность, инициативность и возрастание креативности.
Таким образом, по аналогии с выше обозначенными особенностями, можно предположить следующее: При когнитивном упрощении, при снижении количества значимых объектов и соответственно количества используемых конструктов в системе личных конструктов аддикта происходит преобразование этих конструктов в символы. Т.е., изначально имеющие некоторое количество смысла, в конечном итоге утрачивают его и данный конструкт преобразуется в некоторую форму без содержания. И таким образом он становится, применим к разнообразному спектру ситуации.
Но, тем не менее, не всегда происходит когнитивное упрощение аддиктивной личности. В работе Власенко Л.В.7 На примере опийной наркомании показано, что чем более проста когнитивная организация аддикта (небольшое количество конструктов и факторов), то тем более эффективна, оказывается директивная психотерапия таких больных. И наоборот, чем более сложно организованна когнитивная система аддикта (причины, которые обуславливают когнитивную сложность – простоту, не указываются), тем менее эффективным оказывается психотерапевтическое воздействие. Через призму выше обозначенного предположения данное явление можно объяснить следующим образом. Поскольку, простая когнитивная система ЛК (личных конструктов) содержит конструкции по характеру символические, т.е., не имеющих определенной смысловой нагрузки, постольку данная система оказывается, более восприимчива к образованию новых смыслов. А более сложно организованная система ЛК оказывает сопротивление на попытку вхождения в систему новых конструктов.
Исходя из определения аддикции как стремления к изменению сознания, так же встречая подобную необходимость в разнообразных жизненных ситуациях, задаемся вопросом, что же представляет собой содержание сознания в данном контексте. Поскольку, понимая индивидуальные категориальные системы как сторону сознания, образующие субъективное семантическое пространство, отражающее субъективный опыт, т.е. историю индивидуальных деятельностей в форме значения. Постольку, в ходе аддиктивной реализации связанной с изменением сознания, происходит изменение субъективных значений.
В русле же сложившихся исследовательских традиций, подобным образом проблема практически не изучалась. И все же данная постановка вопроса позволит более полно понять феномен аддиктивного поведения и соответственно расширить возможность психологической коррекции аддиктивных состояний.
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск, “Олдсиб”, 2001г. – 251с.
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск, “Олдсиб”, 2001г. – 251с.
Дремов С.В., Семин И.Р. Измененные состояния сознания: психологическая и философская проблема в психиатрии. / http://www.hpsy.ru
Дремов С.В., Семин И.Р. Измененные состояния сознания: психологическая и философская проблема в психиатрии. / http://www.hpsy.ru
Дремов С.В., Семин И.Р. Измененные состояния сознания: психологическая и философская проблема в психиатрии. / http://www.hpsy.ru
Дмитриева Н.В., Четвериков Д.В. Психология аддиктивного поведения. Новосибирск 2002г. – 278с.
Власенко Л.В. Некоторые результаты теста Келли и эффективность психотерапии у больных опийной наркоманией. / http://psycho.chat.ru
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru