Общая информация
Официальное название – Королевство Швеция. Самая большая страна Скандинавского полуострова – Швеция представляет собой смесь дикой, первозданной природы с древними обычаями, оживленной культурной жизнью и населением, отличающимся особой воспитанностью, доброжелательностью и высоким уровнем демократии.
Швеция раскинулась на обширной территории площадью 450. 000 кв. км (174. 000 кв. миль) и является одной из крупнейших стран Западной Европы, ограниченной районом Сконе с юга и с Лапландией – с севера. Самая северная точка является пунктом соединения трех стран: Швеции, Норвегии и Финляндии.
Швеция граничит с двумя государствами: на севере и западе с Норвегией и на северо-востоке с Финляндией. На востоке омывается Ботническим заливом и Балтийским морем, на юго-западе проливами Скагеррак и Каттегат. Швеции также принадлежат острова Готланд и Эланд. Несмотря на большие размеры занимаемой территории, население Швеции насчитывает всего 9 миллионов человек, живущих в основном на юге и в центральной части, в то время как Лапландия, огромная территория на севере, почти пустынна. Административно Швеция, со столицей Стокгольм, делится на 24 лена и 25 провинций. В географическом и туристическом отношении страну делят на четыре большие части: южная Швеция, зона замков и хрустальных заводов, Западный берег – зона археологических раскопок и наскальной живописи, Центральная Швеция, зона фольклора и, наконец, Северная Швеция, где живет этническая группа саамов со своими обычаями и языком.
Время. Время отстает от эстонского на 1 час.
Политическая система.
Форма правления - конституционная монархия.
Официальный язык. Шведский. Также употребляются немецкий и английский языки.
Религия. 95% населения - лютеране.
Население. 8, 5 млн. человек.
Климат. Климат - от континентального до умеренного континентального, от горного до морского.
Положение Швеции на политической карте |
Описание страны по отраслям
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство в Швеции довольно высоко развито. Это связано с высокой механизацией и химизацией сельского хозяйства. Пахотные угодья используются с особой бережностью, и это позволяет сберечь их плодородные качества.
Для Швеции характерен североевропейский тип сельского хозяйства, такой же, как и в других Скандинавских странах. Очевидно преобладание интенсивного молочного животноводство, а в обслуживающем его растениеводстве – кормовых культур и серых хлебов. Сельское хозяйство сконцентрировано в южной части страны, как и большая часть населения. Основная продукция: молочные продукты (молоко, сметана, масло, сыр), мясо, ячмень, сахарная свекла и картофель. Основные центры сельского хозяйства: Кальмар, Карлскрона, Мальмё, Кристианстад.
В 20 в. значение этой отрасли в экономике Швеции резко упало. В 1940 в сельском хозяйстве было занято ок. 2 млн. человек, а в начале 1990-х годов – всего 43 тыс. В послевоенные годы в связи с массовым оттоком сельского населения в города многие фермы были заброшены, и площадь сельскохозяйственных угодий существенно сократилась. В 1960–1975 из обращения было изъято ок. 400 тыс. га пахотных земель, а в 1976–1990 – еще 170 тыс. га. Поскольку многие мелкие фермы остались бесхозными после смерти владельцев, правительство стало стимулировать укрупнение землевладений. В результате число ферм с наделом до 5 га уменьшилось с 96 тыс. в 1951 до 15 тыс. в 1990.
Хотя в 1992 доля занятых в сельском хозяйстве составляла всего 3, 2% против 29% в 1940, производство сельскохозяйственной продукции не уменьшилось, а выросло, несмотря на сокращение площади обрабатываемых земель. Мелиорация, селекционная работа по интродукции сортов растений, наиболее подходящих для северных районов, широкое применение удобрений, кооперативы для сбыта сельскохозяйственной продукции и распространение сельскохозяйственной информации способствовали росту продуктивности сельского хозяйства. Резкое сокращение числа занятых в этой отрасли компенсировалось за счет возросшей механизации.
Животноводство в Швеции резко преобладает над земледелием. Животноводство имеет мясо - молочное направление, (доходы от мяса в 1, 5 больше доходов от молока). При сокращении поголовья крупного рогатого скота наблюдается рост его продуктивности (средний надой на одну молочную корову составила в 1976 году около 4500 кг, а средняя жирность молока превысила на 4 %). Производство продуктов животноводства в 1976 году: молока (поставки на молочные заводы) - 3000 тыс. тонн, мяса - 434 тыс. тонн, масла - 44 тыс. тонн, сыра 83 тыс. тонн, яиц 109 тыс. тонн.
Сельское хозяйство играет довольно ограниченную роль в экономической жизни страны.
В растениеводстве преобладает возделывание кормового зерна и травосеяния. Трава в Швеции издавна была самой надежной кормовой культурой. Во многих хозяйствах они удовлетворяют половину потребности молочного скота. Из других культур наиболее значительную площадь занимает картофель, сахарная
Свекла и масличная культура рапс. Из рапсового масла приготовляется маргарин. Пахотные земли расположены главным образом на юге страны, а также низменностях вокруг средне шведских озер. Ячмень преобладает на полуострове Сконе и на острове Готланд и Эланд. Кроме того, это наиболее вызревающий злак - главная зерновая культура на севере Швеции. Посевы овса сосредоточенны в средней части страны, особенно на западе, где более влажный климат. Поля пшеницы наиболее обширны на равнинах Сконе и на востоке средней Швеции, в Эстергетланде. Главный картофельный район - южные склоны Смоланда с сухими песчаными почвами. Наиболее требовательна к почве и климату сахарная свекла возделывается почти исключительно на полуострове Сконе. Сельское хозяйство Швеции отличается высокой степенью механизации.
3/4 обрабатываемых площадей страны используются для выращивания кормовых культур, причем более половины ее засевается высокопродуктивной травосмесью из райграса, тимофеевки и клевера. Бльшая часть травы идет на сено, используемое во время 5–7-месячного стойлового содержания скота зимой. Производство зерновых культур по значимости занимает второе место в земледелии страны. Главные районы возделывания пшеницы – равнины Средней Швеции и Сконе, хотя яровая пшеница при благоприятных условиях может вызревать даже в долинах Норрланда, расположенных у Северного полярного круга. Овес высевают на прибрежных равнинах в западных районах страны. Ячмень – важная кормовая культура на юго-западе Сконе.
Сельское хозяйство в Швеции имеет значительные региональные различия. Например, на юге крупные фермы весьма прибыльны, а в северных лесных районах мелкие землевладельцы получают дополнительные доходы от своих лесных участков, а иногда, чтобы свести концы с концами, вынуждены работать зимой на лесозаготовках или лесообрабатывающих предприятиях. На юге Швеции, где вегетационный период продолжается более 250 дней, крестьянские хозяйства мало отличаются от ферм Дании и Северной Германии. В Сконе почти 80% земель составляют пашни. Доля пахотных угодий сокращается до 30% в приозерных котловинах Средней Швеции, где продолжительность вегетационного сезона не превышает 200 дней. Тем не менее, в этом районе, расположенном вблизи крупнейших городских рынков, получило широкое развитие товарное земледелие. В более северных районах страны преобладают леса, и в Норрланде менее 2% всей площади используется под пашню.
Рыболовство
Также Швеция занимается выловом промысловой рыбы (сельдь, форель, треска). Выловом рыбы занимаются практически все города Швеции, расположенные на берегу моря. Рыбная продукция, которая выпускается на заводах в Швеции, наряду с норвежской и датской, славится своим качеством.
Рыболовство, имеющее важное значение для внутреннего потребления, поставляет лишь небольшую долю продукции на экспорт. Численность лиц, занятых исключительно в этой отрасли, сократилась с 2, 4 тыс. в 1967 до 1, 2 тыс. в 1990, а общая стоимость улова выросла с 10, 3 млн. долл. в 1967 до 42, 1 млн. в 1990. В 1995 улов рыбы в Швеции достиг 184, 3 тыс. т.
Лесное хозяйство и лесоперерабатывающая промышленность.
Леса и лесопродукты для Швеции имеют такое же важное значение, как и для Финляндии. Лесопокрытые площади занимают 47% территории страны. Обычные для приатлантической Европы широколиственные породы встречаются только в самых южных ленах Сконе, Халланд и Блекинге, где они составляют ок. 40% древостоев. Доминирующей породой является бук. В Средней Швеции и на бóльшей части Норрланда преобладают хвойные леса, имеющие важное хозяйственное значение. В самых северных районах Норрланда и у верхней границы леса в горах, в высотном ярусе от 450 до 600 м, сосновые и еловые леса сменяются березовым редколесьем. Самые продуктивные леса распространены к северу от равнин Средней Швеции между долинами рек Кларэльвен и Дальэльвен. Здесь сосна и ель растут в три раза быстрее, чем в более суровых климатических условиях на севере Норрланда.
Около 25% площади лесов принадлежит государству, церкви и местным общинам, 25% находится в собственности крупных лесопильных и целлюлозно-бумажных компаний. Леса этих компаний были приобретены главным образом во время бурного освоения малонаселенных северных районов страны в конце 19 в. Половина лесов Швеции принадлежит мелким фермерам, а также крупным землевладельцам (преимущественно в южных и центральных районах страны).
Объем ежегодных рубок возрос с 34 млн. куб. м в 1950 до 65 млн. куб. м в 1971, а в середине 1990-х годов поддерживался на уровне ок. 60 млн. куб. м. Среди скандинавских стран конкурентом Швеции выступает Финляндия, где в 1997 объем рубок составил 53 млн. куб. м.
Древесина – самый важный вид сырья в Швеции. Она используется не только для производства целлюлозы, бумаги, древесно-волокнистых плит и большого числа химических продуктов, но также служит топливом и строительным материалом. Примерно 250 тыс. человек заняты на лесозаготовках, транспортировке леса и в лесоперерабатывающей промышленности. Лесопильные предприятия расположены в небольших портах на берегу Ботнического залива, особенно в устьях рек Юнган, Индальсэльвен и Онгерманэльвен. В портовом городе Сундсвалле сконцентрировано наибольшее в мире число лесообрабатывающих предприятий. Из лесопилен на северном берегу оз. Венерн экспортная продукция транспортируется в порт Гётеборг.
С 1920 самым большим потребителем шведской древесины стала целлюлозная промышленность. Древесина перерабатывается в целлюлозу либо путем измельчения (механическая целлюлоза), либо путем кипячения и растворения (химическая целлюлоза). Около 70% целлюлозы в настоящее время изготовляется химическим методом. Предприятия этой отрасли сосредоточены главным образом в портовых городах на юге Норрланда, особенно вокруг Эрншёльдсвика и на северном берегу оз. Венерн, где самым важным центром является Скугхалль. В 1995 Швеция произвела 10 млн. т целлюлозы. Наиболее быстро развивается выпуск сульфатной целлюлозы.
Бумажная промышленность сконцентрирована в основном в Средней и Южной Швеции, в пределах досягаемости порта Гётеборг и национального рыночного центра Стокгольма с его полиграфической промышленностью. В Норрчёпинге и Хальсте находятся крупные производства по выпуску газетной бумаги. Оберточная бумага и картон производятся на фабриках в долине р. Гёта-Эльв и на северном берегу оз. Венерн. С 1966 выпуск газетной бумаги в Швеции вырос втрое и достиг 2, 4 млн. т в 1995. По этому показателю страна вышла на четвертое место в мире.
Энергетика
Примерно 1/3 энергетических потребностей Швеции удовлетворяется за счет импортных энергоносителей, среди которых главным является нефть, за ней следуют уголь и природный газ. Основные местные источники энергии – ядерное топливо, гидроэнергетические ресурсы, древесина. В 1960–1970-е годы шведское правительство отпускало большие средства на развитие атомной энергетики: в 1992 в стране действовали 12 АЭС, и по производству атомной энергии на душу населения Швеция занимала ведущее место в мире. Референдум, проведенный в 1980, подавляющим большинством голосов высказался за свертывание этой отрасли к 2010. В 1996 доля атомной энергии в энергобалансе страны достигла 47%, причем стоимость ее была одной из самых низких в мире.
Гидроэнергетика всегда играла важную роль в экономическом развитии скандинавских стран. В 1996 ее доля в энергопотреблении Швеции составила 34%. По экологическим соображениям не разрешается строить плотины на реках, где сток до сих пор не зарегулирован, пока другие источники энергии обходятся не слишком дорого. 3/4 гидроэнергии поступает со станций, сооруженных на крупных полноводных реках Норрланда, хотя основными энергопотребителями являются города Средней и Южной Швеции. Поэтому важное значение приобрело возведение экономичных линий электропередач (ЛЭП) на большие расстояния. В 1936 была проложена первая ЛЭП напряжением 200 кВт, соединившая южный Норрланд с равнинами Средней Швеции. В 1956 ЛЭП напряжением 400 кВт связала гигантские гидроэлектростанции Стурноррфорсен на р. Умеэльвен и Харспронгет на р. Лулеэльвен.
Металлургия
Металлургия – одна из главных отраслей промышленности Швеции. Она сконцентрирована преимущественно в Бергслагене, где еще в 16–17 вв. широко применялась доменная плавка на высококачественных местных рудах. В конце 19 в. сотни небольших металлургических предприятий этого района были заменены несколькими крупными комбинатами с более совершенной технологией производства. Ныне там налажено производство стали в электрических печах с применением коксующегося угля. Крупнейший металлургический завод находится в Домнарвете. В середине 20 в. были впервые построены металлургические заводы в прибрежных районах Швеции, что облегчило доставку кокса и металлолома, а также экспорт полуфабрикатов на машиностроительные предприятия портовых городов Северной Европы. Производство стали выросло с 2 млн. т в 1957 до 5, 9 млн. т в 1974. В 1990-х годах оно держалось на уровне ок. 5 млн. т в год.
Центры выплавки и производства стали тесно связаны с месторождениями руд. Крупнейшие рудники: Аитик – медный, Лайсвалль – свинцовый. Центры качественной металлургии: Сандвикен, Хуфорс, Фагерста, Авеста, Дегефорс, Хагфорс, сосредоточенные в Средней Швеции. В старом горнопромышленном районе Берслаген, на долю которого приходится 2/3 выплавки стали, в том числе 9/10 качественной. Крупные заводы полного металлургического цикла сооружены в Бурленге и рудо-экспортных портах Лулео и Окселесунд. Свыше 40% стали выплавляется в электропечах. Главные центры цветной металлургии: Шеллевтеро (медь и свинец), Сундсвалль (алюминий), Вестерос и Финспонг (различныецветные металлы, среди которых: вольфрам, никель, цинк, молибден и олово).
Машиностроение
Машиностроение - важнейшая отрасль шведской промышленности. Она сконцентрирована в южной и центральной части Швеции и включает несколько крупнейших промышленных компаний Швеции. Одна из них - "Асеа", которая в 1988 году слилась со швейцарской "Браун Бовери" и образовала крупнейшую в мире электротехническую группу "АББ". Другая - "СКФ", доминировавшая в течение десятилетий на мировых рынках промышленных подшипников. "Электролюкс" после быстрого роста в результате поглощений является в настоящее время крупнейшим мировым производителем бытовой техники. "Атлас Копко" находится среди мировых лидеров по производству горнодобывающего и строительного оборудования, а "Альфа-Лаваль" (недавно поглощена фирмой "Тетра Пак" - мировым лидером в производстве систем для упаковки напитков - и получила название "Тетра-Лаваль") занимает аналогичные позиции в области производства оборудования для переработки продукции сельского хозяйства и промышленности.
Если не считать транспортного машиностроения (см. ниже), общее машиностроение является ведущей подотраслью машиностроения, за ним следует электротехническое машиностроение (в частности, производство телекомуникационного оборудования, бытовой техники, электрических генераторов и двигателей) и металлообработка. Производство телекоммуникационных товаров резко возросло за последние несколько лет. В 1995 году количество выпускаемой этим сектором продукции составило около 5-6% общего количеста выпускаемой промышленных товаров, или около половины того, что производит машиностроение и автомобильная промышленность.
"Эриксон" входит в число мировых лидеров в области производства средств телекоммуникации, прежде всего мобильных телефонных систем.
Автомобилестроение
Автомобилестроение - важнейшая подотрасль машиностроения. В Швеции имеются три производителя автомобилей: "Вольво", "Сааб Отомобайл" и "Скания". Помимо автотранспорта, "Вольво" и "Скания" выпускают промышленные и морские двигатели и авиационные компоненты. "Скания" разработала и создала несколько поколений военных самолетов для Военно-воздушных сил Швеции, а также гражданских самолетов: в кооперации с отделениями "Вольво", "Эриксон" и "Цельсиус" она разработала и работает над созданием "ЙАС 39 Грипен" ("Гриффон") - многоцелевого реактивного истребителя для ВВС Швеции.
После того, как планируемое слияние "Вольво" и французского "Рено" не состоялось, "Вольво" разработала новую стратегию, сосредоточившись на автомобильном и родственном ему бизнесе. Производство будет концентрироваться на производстве грузовиков, автомобилей и автобусов, а также морских, промышленных и авиационных двигателей.
В 1990 году образовалась компания "Сааб Отомобайл АО", акциями которой совместно 50 на 50 владеют "Инвестор АО" и американский "Дженерал Моторс". "Сааб Отомобайл" сосредоточил свою деятельность на разработке, производстве и рекламе средне- и крупногабаритных автомобилей.
"Скания" находится в числе наиболее прибыльных мировых производителей тяжелых грузовиков и автобусов. В начале 1995 года "Сааб-Скания" разделилась на две независимые компании, соответсвенно "Сааб" и "Скания".
В течение года расширялось сотрудничество с “Мицубиси”, “Ауди”, TWR (Великобритания), результатом чего стала разработка новых моделей автомашин и автобусов; начат диалог о коопераций с “Фольксвагеном”. В целях концентрации деятельности было принято решение сохранить электронно-вычислительную деятельность в рамках концерна, а не передавать ее в ведение специальной компании, как планировалось ранее. Для повышения мощи “Вольво” как промышленно-финансового концерна руководством предприняты шаги для усиления его финансовых позиций. В ряде стран открыты филиалы “Вольво”, наделенные банковскими функциями.
В конце 1997 года принята “стратегическая” трехлетняя программа по развитию производства и модернизации заводов в Швеции, Бельгии и Нидерландах, расширению рынков сбыта и усилению сотрудничества с иностранными автомобилестроителями, по переходу на новые системы маркетинга. Поставлена цель: увеличить к 2001 г. производительность труда на 30%, оборот на 30%, прибыль – на 100%. Объемы инвестиций предусматривается довести до 12 млрд. крон в год, а расходы на научную разработку продукции – до 10 млрд. крон. Затраты на приобретение материалов и запчастей планируется сократить на 15% за счет повышения закупок в странах Восточной Европы (до 20% от общего числа закупок). Каждой компании поставлена задача: представлять по новой модели каждый год. Кроме того, разработан план снижения уровня потребления бензина на 25% к 2005 г. путем разработки новых моделей энергосберегающих двигателей.
В расширении деятельности большое внимание уделяется рынкам Восточной Европы и Азии. В Восточной Европе (в первую очередь Россия, Венгрия, Чехия) намечено к 2001 г. поднять оборот в пять раз до 14 млрд. крон за счет строительства заводов по сборке грузовиков, автобусов и строительной техники, а в Азии – почти в два раза до 30 млрд. крон за счет местной сборки легковых автомобилей. В Латинской Америке “Вольво” планирует вырасти в два раза – до 16 млрд. крон.
Оборот к 1977 г. | Оборот к 2001 г. | |
Восточная Европа | 2, 8 | 14 (+250%) |
Азия | 15 | 30 (+50%) |
Латинская Америка | 8 | 16 (+50%) |
Отдельное важное направление развития деятельности – Россия. В ближайшие годы концерн предполагает увеличить свое нынешнее присутствие здесь в пять раз. Для практического ведения дел “Вольво” сформировала специальную группу по России и Восточной Европе во главе с вице-президентом концерна Л. Янсоном. Расширение объемов деятельности намечается осуществить благодаря открытию нескольких заводов по сборке автобусов, позже – и грузовиков “Вольво”. Что касается продаж легковых автомобилей и разного рода двигателей, руководство концерна пока устраивает нынешний порядок, когда этим занимаются получившие лицензии дилеры. Со временем концерн собирается основать свои дилерские пункты во всех крупных городах России.
В октябре 1997 г. подписано соглашение о намерениях с “Мицубиси” относительно разработки новых моделей грузовых автомашин средней грузоподъемности и их продажи. В 1997 г. компания продала в Россию 550 тяжелых грузовиков, на 62% больше по сравнению с предыдущим годом. Автобусы. Подразделение автобусов было одним из самых стабильных в концерне в 1997 году. Оборот вырос на 24% и составил 10, 6 млрд. крон (в 1996 г. – 8, 5 млрд. ), а прибыль – на 66%, дойдя до 550 млн. крон (в 1996 г. – 331 млрд. ). За год было продано 8, 7 тыс. автобусов (+18%). Самый высокий рост объемов продажи отмечен в Азии (+40%, продано 1, 4 тыс. автобусов) и Северной Америке (+32%, 990 автобусов). Больше всего автобусов “Вольво” по-прежнему продала в Европе (4, 2 тыс. ), где сохранила свою ведущую роль в сбыте тяжелых автобусов (особенно в Западной Европе). В 1997 г. началась сборка городских автобусов B7R в ЮАР, Марокко и Китае, шло строительство заводов в Турции, Индии и Бразилии, создание системы городского транспорта в Сан-Пауло. Стратегически важные приобретения компанией 100% пакета акций в финской “Каррус ” и 51% акций в американской “Нова Бас” еще более укрепили ее позиции в Европе и Северной Америке. Началось осуществление совместного с TWR (Великобритания) проекта по разработке новых моделей автобусов.
В декабре 1997 г. “Вольво” подписала “Меморандум о взаимопонимании” с Министерством транспорта РФ по вопросу создания в России к концу 1999 г. трех совместных предприятий. С 1998 г. начнется сборка городских и маршрутных автобусов в Омске из комплектующих частей, поставляемых из Швеции (в 1997 году чуть более 100 автобусов, в дальнейшем – до 400 штук). Также планировалось начать в 1998 году сборку автобусов в Нижегородской области (г. Павлово). Компания прорабатывает вопросы о сборочном заводе в Московской области (Яхрома) и создании “всеобъемлющей системы” городского транспорта а Санкт-Петербурге.
Транспорт
Развитие транспорта в экономической жизни страны всегда играло важную роль море. Судоходство морским путем идет 9:10 внешней торговли. Перевозки грузов Шведскими судами между иностранными портами служат также важным источником валютных поступлений. Торговый флот контролируется монополистическими группами. Более половины прибываемых в Швецию грузов составляют нефть и нефтепродукты, а среди отправляемых преобладают железная руда и лесопромышленные товары. Крупнейший порт Швеции и всей Скандинавии Гетеборг, через который проходят до 1:3 всего морского грузооборота страны. Морские паромы связывают железные дороги Швеции с железнодорожной сетью Дании, ФРГ. Главные порты (грузооборот в1975 году): Гетеборг (20, 2 млн. тонн), Стокгольм (5, 5 тонн).
Внутренние перевозки в Швеции осуществляются главным образом автомобильным и железнодорожным транспортом. На грузовых автомашинах перевозится около половины всех грузов, причем преобладают перевозки на небольшие расстояния. Железные дороги, к строительству которых государство приступило в 1854, оставались главным видом транспорта вплоть до 1960-х годов. На их долю приходилась около трети грузоперевозок (преимущественно на большие расстояния). По железным дорогам доставлялась руда из северных месторождений в порты Нарвик и Лулео. На долю водного транспорта приходилась примерно 1/6 всех грузоперевозок (в основном строительные материалы). Около 90% пассажироперевозок осуществляется на легковых автомобилях и автобусах. В 1996 на каждых 2, 4 человека приходился один автомобиль.
Торговый флот Швеции в 1980 имел общее водоизмещение менее 4 млн. брутто регистровых тонн, а в 1996 – всего 2, 1 млн., причем половина из них приходилась на долю танкеров. По объему импортных грузов первое место занимает порт Гётеборг, а по объему экспортных грузов – Лулео. Важное региональное значение имеют порты Стокгольм, Хельсингборг, Мальмё и Норрчёпинг.
Главный международный аэропорт - Арланда близь Стокгольма.
Во внутреннем грузообороте преобладают железнодорожные перевозки, которые, однако, испытывают быстрорастущую конкуренцию со стороны автомобильного транспорта. Длина железнодорожной сети сократилась с 16 тыс. км. в начале 1950 года до 12, 1 тыс. км. (в 1976 году), из которых 7, 5 тыс. км. (62 %) электрофицированны. Электротягой обслуживается более 9:10 грузооборота железных дорог. В начале 1978 года в стране насчитывалось более 2, 8 млн. легковых и около 200 тысяч грузовых машин и автобусов. Машины шведского производства составляют 2:5 автомобильного парка страны. Южная и Северная Швеции имеют густую сеть хорошо оборудованных автомобильных дорог. С юга на север на полторы тысяч километров от Хельсинборга через Стокгольм и далее побережье Ботнического залива протянулась более оживленная магистраль. Другая магистраль идет вдоль западного побережья Швеции до Мальше через Гетеборг к Шведско-Норвежской границы
Заключение
Удельный вес горнодобывающей и обрабатывающей промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП) и занятости достиг своего максимума примерно в 1960 году. В последние десятилетия для Швеции, как и для многих других западных стран, характерна быстрая эволюция по направлению к обществу, ориентированному на услуги и знания. Это иллюстрируют цифры. С 1960 по 1995 год число занятых в различных отраслях сектора услуг (оптовой и розничной торговле, транспорте, связи, финансовых услугах, консалтинге, образовании, здравоохранении и т. п. ) увеличилось примерно с 1, 7 млн. до 2, 8 млн. человек, а занятость в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности сократилась примерно с 1 млн. до 800 тыс. человек.
В Швеции изменения в сторону общества, ориентированного на услуги, приняли типичную форму расширения государственного сектора. Это произошло в результате того, что такие ключевые услуги как здравоохранение и образование в подавляющей части находились в сфере государства. С 1960 по 1995 год число занятых в государственном секторе постепенно увеличилось примерно на 800 тыс. человек, тогда как в частном секторе оно возросло лишь на 250 тыс.
Среди традиционных базисных отраслей промышленности Швеции лесопромышленность продолжает играть важную роль в экономике. Напротив, потеряли свое прежнее значение такие отрасли, как добыча железной руды, производство стали, текстиля и судостроение. Другие отрасли, например пищевая промышленность, являются важными компонентами экономики страны, но не входят в число основных экспортеров. Машиностроение расширялось и составляет сейчас почти половину всей обрабатывающей промышленности. Особо быстро развивается сектор телекоммуникационных систем: за последние три года его продукция возросла более чем в 2 раза.
Произошел сдвиг от обрабатывающей промышленности, базирующейся на отечественном сырье, к производству более широкого набора изделий, для чего необходимы высококвалифицированная рабочая сила и в некоторых случаях передовая технология.
Импорт заметно превосходит экспорт во многих отраслях, но объем последнего постоянно растет.
1999 год | |
Импорт продукции | Экспорт продукции |
Машиностроение 50% | Машиностроение 53% |
Энергия 6% | Энергия 2% |
Пищевые продукты 5% | Пищевые продукты 2% |
Лесная продукция 3% | Лесная продукция 19% |
Прочие 35% | Прочие 24% |
Несмотря на то, что высокотехнологичные отрасли, такие как производство компьютеров, электроника и медицинская технология, играют относительно небольшую роль в промышленном производстве, Швеция находится среди ведущих стран по удельному весу в ВВП промышленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). В 1993 году расходы на промышленные НИОКР составили 2% ВВП. Эта цифра не включает связанные с промышленностью исследования, проводящиеся в университетах и других высших учебных заведениях. Практически расходы на НИОКР сильно сконцентрированы в некоторых отраслях. Около 80% приходится на транспортное и машинное оборудование, фармацевтические и электротовары. Более того, почти весь объем НИОКР приходится на ограниченное число крупных компаний: более половины всего количества НИОКР проводится десятью компаниями, среди которых "АББ", "Эриксон" и "Вольво".
Швеция – страна, много значимая для Европы и для мира. Это экономически высокоразвитая страна, умеющая рационально использовать даже те скудные запасы природных ресурсов, которые находятся у них на территории. В Швеции проживает доброжелательная и трудолюбивая нация, готовая скрупулезно трудиться на благо собственной родины. Швеция еще далеко не испытала свой экономический и промышленный потенциал. Еще многое можно развить и усовершенствовать. Этим Швеция может послужить примером тем странам, которые имеют природные ресурсы, но их экономики развиты не так, как шведская. Шведы научились не только экспортировать лес и руду, но и производить качественную продукцию, бумагу, сталь, машины, электронику.
Тем, что Швеция за какие-то 100 лет выбилась в одни из ведущих государств мира, она обязана своему трудолюбивому шведскому народу, который трудился ради достижения одной цели. И эта цель была достигнута.
Список литературы
Жибицкая Э. Д. Швеция. М., 1954
Герчикова И. Н. Экономика Швеции. М., 1963
Кан А. С. Новейшая история Швеции. М., 1964
Мартынов В. Д. Аграрные отношения и сельскохозяйственная кооперация в Швеции. М., 1967
История Швеции. М., 1974
Волков А. М. Страны Северной Европы. М., 1986
Вейбулль Й. Краткая история Швеции. Стокгольм, 1997
Публикации Шведского института в ИНТЕРНЕТ на официальном сайте посольства в Москве (http://sweden. ru/sheets. html )
Советский Энциклопедический Словарь
Большая Советская Энциклопедия
Энциклопедия «Страны и народы»