Чинарова Катерина - Обозреватель журнала "Управление компанией"
. Сегодня мы ищем решения проблем, но почему бы не обратиться к успешному опыту по управлению компанией, которым обладали наши соотечественники? Как построить вертикально интегрированную структуру предприятия, как разумно экономить и грамотно снижать производственные издержки, каким образом мотивировать персонал - эти и многие другие вопросы, актуальные в наше время, беспокоили и великого российского магната, жившего на рубеже XIX - XX веков, Савву Мамонтова.
Как и многие промышленники конца ХIХ - начала ХХ века, Савва Мамонтов был потомственным предпринимателем. Смекалку и умение вести дела он отчасти унаследовал от отца, купца первой гильдии, который заработал основной капитал на питейном откупе. Государство издавна прибирало к рукам наиболее выгодные товары, дающие высокие прибыли. Однако частные лица также могли торговать товарами (соль, вино), это право у царя, т. е. заплатив откуп в казну. Величина откупа, как правило, составляла разницу между заготовительной и продажной ценой товара. Питейный откуп был потомственным делом купцов Мамонтовых. Однако у отца будущего железнодорожного магната были разносторонние интересы в торговле. В Москве он основал Закаспийское торговое товарищество, построил несколько гостиниц, участвовал в разработке первых нефтяных промыслов в Баку.
Иван Федорович обладал особым чутьем нового, пониманием потребностей экономического развития, и этот его талант Савва перенял сполна. Старший Мамонтов стал основателем акционерного железнодорожного общества, проложившего Троицкую железную дорогу. Увлек его этим инженер и промышленник Федор Чижов. Железная дорога требовала солидных средств (верста обходилась в 40-90 тыс. руб.). Поэтому, прежде чем вкладывать капиталы в венчурное предприятие, купец провел маркетинговое исследование доступными на тот момент средствами. Перед Крестовой заставой по дороге на Сергиев Посад раскинули походную палатку. Вдвоем с Чижовым дежурили в ней несколько недель, считая повозки с грузами и ездоками. Результаты обнадеживали: повозок было достаточно. И в концессию Мамонтов вложил 460 тыс. руб. Дорогу длиной в 60 км построили за 4 года, и уже к 1865 г. было перевезено 456 тыс. пассажиров. Прибыль составила 476 тыс. руб.!
, - писал Савве впоследствии его друг, известный скульптор М. Антокольский. Однако именно строительство железных дорог, в которых так нуждалась огромная Россия, стало делом всей жизни Мамонтова. После смерти отца Савва Иванович стал главой семейного дела, в 28 лет - членом правления, в 1872 г. был избран директором общества Московско-Ярославской железной дороги и стал владельцем контрольного пакета акций, дающего право единолично принимать решения.
В конце XIX в., по выражению исследователя В. Радаева, предпринимательство развивалось на двух уровнях - и . - предпринимательство на базе народных потребностей, многое здесь определялось общинными традициями, патриархальностью. Предпринимательство как высшая форма предпринимательства в дореволюционной России работало в тесной связке с государством, на . Савве Мамонтову как управленцу невозможно было обойти . Это объяснялось спецификой нового железнодорожного строительства и связанного с ним производства.
Мамонтов мечтал основать железнодорожный конгломерат связанных между собой промышленных и транспортных организаций, подобный вертикально интегрированной структуре, которую сегодня создают многие предприятия. Чтобы воплотить идею в жизнь, необходимо было сосредоточить в руках общества Московской - Ярославской железной дороги производство рельсов, завод по производству вагонов, металлургический завод-гигант. Логика требовала соединиить в одних руках и производство, и транспортное строительство, и эксплуатацию железных дорог. Идея по тем временам новая и венчурная.
Сложность задачи состояла в том, что Мамонтов одновременно несколько проектов - северную железную дорогу на Архангельск, покупку новых производств. Талант, опыт, финансы промышленника это позволяли.
Строительство северной стоит рассмотреть более подробно с точки зрения быстрого грандиозного проекта. Первым шагом талантливого управленца стала, разумеется, реклама. Чтобы заручиться государственной поддержкой, он обратился к С. Ю. Витте, министру финансов, с запиской о величии Русского Севера и перспективности Архангельской дороги. Витте на запрос внимание обратил, и уже в начале 1894 г. Мамонтов с группой высоких чиновников и предпринимателей сопровождал министра на Север. После поездки, чтобы вдохнуть силы в идею освоения богатств Севера (про Север тогда знали крайне мало), промышленник на Нижегородской выставке соорудил . Это был очень меткий рекламный ход, оформлением занимались многие выдающиеся художники, друзья Саввы. . Император Николай пришел в восторг от тюленя и признал Север потенциально интересным регионом. После такого PR Мамонтов приступает к строительству дороги. Объем работ - чудовищный, трудности - почти непреодолимые. Поле деятельности - 600 верст в условиях полного .
Однако эти препятствия и сверхсложные задачи Мамонтов только приветствовал: они обостряли ум и находчивость. . была действительно тяжелой. Это был первый в мире (!) опыт железнодорожного строительства на Крайнем Севере. Мамонтов показал миру, что могут русские инженеры. Узкоколейный путь Архангельской дороги был не только экономически выгоден (вагоны на колее шириной в полсажени поднимали те же 750 пудов и при той же скорости, что и на обычной ширококолейке), но и экологичен (сколько сберегли тундровой растительности). К тому же архангельский вагон с той же грузоподъемностью, что и ширококолейный, был легче, а значит, перевозил на 20% больше продуктивного груза.
Передвижение стрелок на дороге предприниматель сделал механическим, их регулировал не стрелочник, а начальник станции.
Так же как отец, Савва умел разумно экономить и грамотно снижать производственные издержки. Дорога была так продумана, чтобы не повредить северной природе, а гражданские постройки вдоль дороги до сих пор поражают архитектурой. Проектируя здания, Савва ни на минуту не забывал о деле - для дороги нужен персонал, Север надо заселять. В первый год рабочие сбежали: работать было невыносимо. Однако Мамонтов их вернул. . Поэтому хозяином он прослыл отличным. Начальник мастерских Ярославской дороги так говорил о нем: .
.
По всей линии была организована перевозка земли вагонами, а не тачками - так было быстрее, так как рабочий с тачкой стоил дороже, людей надо было привлекать значительно больше, а производительность труда - ниже. Все нововведения стоили Мамонтову огромных денег, но, как верно отметил инженер Гарин, .
В 1897 г. строительство было закончено, ровно в тот срок, который Мамонтов и планировал. В первый год доход общества составил 5,2 млн руб., 150-рублевые акции выросли до 400 руб. (!!!). Северная магистраль стала одной из самых протяженных дорог в России (1826 верст). Мечтая, промышленник в кругу друзей говорил: . Значение дороги всерьез оценили только через 17 лет, когда началась первая мировая война. Затейник оказался пророком, стало стратегически важным.
Размах в делах, в помыслах и планах - вот что отличало все начинания Саввы Ивановича. Его отец и Федор Васильевич Чижов каждую копейку меряли, главным в делах считали умеренность, расчет и опыт. . Савва же прыгал и рисковал. Так, за шесть лет ему удалось Донецкую железную дорогу, связавшую Донбасс с Мариупольским портом. Проект был успешным, но Савва уже мечтал сделать железнодорожную промышленность независимой от иностранцев, ему нужны были заводы и деньги. Тогда предприниматель рискнул продать Донецкую дорогу; он предложил казне выкупить ее (так делают и сегодня, продавая раскрученный проект). В ответ государство предложило купить Невский завод в Петербурге, производивший паровозы, вагоны и суда. Этот завод представлял собой развалину, которую необходимо было реанимировать. Но Мамонтов знал, как это сделать, потому что несколько лет его общество арендовало завод у казны. Невский завод, по замыслу управленца, должен был снабжать дороги подвижным составом, сырьем же - полученный к Невскому Николаевский металлургический завод в Иркутской губернии. Опытный предприниматель бы не взял, его трудно было потянуть. Однако Мамонтов надеялся на поддержку государства, которое в лице министра финансов обещало помочь - дать выгодный заказ, концессию на строительство новой дороги. Пока же Савве, чтобы возродить Невский завод, пришлось прибегнуть к донорским вливаниям: брать деньги из кассы Северной дороги.
Следующим шагом в 1896 г. стало создание акционерного общества восточно-сибирских чугуноплавильных заводов с акционерным капиталом в 3 млн руб. Одновременно в Мытищах Мамонтов начал строить вагоноремонтный завод. Завод, начинавшийся с обычной лесопилки, постепенно развился в крупное предприятие.
Таким образом, цикл практически замыкался, конгломерат уже вырисовывался.
Усложняли задачу необходимость модернизации заводов и отсутствие опыта: паровозы и вагоны в России толком никто не производил, а Савва мечтал сломать монополию инофирм на поставки паровозов в страну.
Однако Мамонтов, как и многие современные предприниматели, столкнулся с необходимостью искать заемные средства. Несмотря на то что чистая прибыль Мамонтова в 1898 г. составила 5 млн руб., огромный по тем временам доход, купленные заводы проглотили ее не поперхнувшись. Найти деньги оказалось непросто. Мамонтов сокрушался: .
Тогда Мамонтов идет на рискованный шаг - он продает (по наводке С. Ю. Витте) 1650 акций Московско-Ярославско-Архангельской дороги Петербургскому Международному банку и получает специальную ссуду под залог акций. Рассчитывал впоследствии добиться - концессии на постройку дороги Петербург-Вятка, а затем рассчитаться с кредиторами. Пойдут заказы для Невского завода и деньги , считал Савва. Концессию он получил от самого Витте. Но мечтам не суждено было сбыться. Мамонтов, отдавший всю жизнь железным дорогам, правительственных интриг. Ему было предъявлено обвинение в растрате средств из кассы железной дороги. При обыске у Саввы нашли 53 руб. 50 коп.
В бухгалтерии общества Московско-Яровславско-Архангельской дороги комиссия Шульца () обнаружила недочеты и нарушения. Великого строителя и мецената вмиг раздели до нитки, чтобы другие впредь знали куда заходить не следует и понимали кто в доме хозяин_
Неудивительно (может быть, в этом и кроется разгадка сфабрикованного ), что сразу же после ареста Саввы Ивановича Министерство финансов (ай да Витте, ай да_) практически за бесценок - 30% от стоимости пая - выкупает в казну Невский завод. К этому моменту товарищество успело значительно модернизировать предприятие, даже английские инженеры признавали его одним из лучших русских заводов. Мамонтов после скандального процесса был оправдан, но совершенно разорен. Государству и Петербургскому Международному банку достались Северная железная дорога, Невский и Николаевский заводы, почти полностью вышедшие на окупаемость и реконструированные, а также Мытищинский вагоноремонтный завод. Все эти заводы целы и по сей день.
Мамонтов был человеком талантливым. Он занимался скульптурой, писал сценарии спектаклей, сам был актером и режиссером. Но главный его дар состоял в том, что Мамонтов обладал удивительной способностью - разглядеть чужой талант задолго до того, как он становился очевидным для всех. Он был типичным продюсером, режиссером, а не просто меценатом. Он подарил миру Шаляпина, помогал Поленову и Коровину, Врубелю и Антокольскому.
И страсть к искусству, в котором он отдыхал от , отлично уживалась в нем с талантом финансиста, настоящей купеческой хваткой, острым умом. Как Юлий Цезарь, он умел одновременно заниматься несколькими делами, решая рабочие вопросы легко, на досуге. Вот что рассказывали про его завтраки. .
Особый интерес представляют привычки Мамонтова как предпринимателя. Как и многим выдающимся промышленникам того времени, ему было свойственно нечеловеческое трудолюбие. Летом в своем имении в Абрамцево он ежедневно вставал в 6 часов утра и 4 часа в день тратил на дорогу. По пути изучал бумаги. Не работал только по воскресеньям, из отпуска, если того требовали дела, мчался на работу - за тысячи верст. Такой он был, Великолепный Савва, человек, который брался за многое и во многом преуспевал - в театре, скульптуре, писательстве, рисунке. Отличный администратор, продюсер, меценат, мечтатель и железнодорожный магнат, у которого, безусловно, есть чему поучиться и нынешнему поколению российских бизнесменов.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru http://cfin.ru/