Савва Иванович Мамонтов — один из самых значительных представителей русских промышленников (выходцев из купеческого сословия) и меценатов. Можно смело сказать, что ему должно быть «вечно обязано» ни одно поколение русских художников, причем, самой «высокой пробы» — мастеров зрелого реализма и модерна — стиля, сложившегося на переломе XIX и XX веков и давшего мощный резонанс в русской изобразительной культуре. Открытиями модерна, его эстетическими формулами и техническими достижениями будут пользоваться ещё лет двести, пока какой-нибудь вновь образовавшийся Высокий Стиль не завоюет сердца людей. Много сделал Мамонтов и для отечественной музыки, организовав в 1885 году Московскую Частную русскую оперу, объединившую поэзию, музыку, пение, декламацию, пластику, живопись. Он был не только её создателем, но и режиссером-новатором. Осенью 1896 года в Частную оперу пришел Федор Шаляпин, в следующем году — Сергей Рахманинов. Художниками-декораторами в оперном театре работали Константин Коровин, Михаил Врубель...
Савва Иванович Мамонтов родился 3 октября 1841 года в городе Ялуторовске. Сибирский городок этот был, несомненно, местом культовым, как и всё, что связано с именами и судьбами русских декабристов. Семья Мамонтовых была из тех, кто помогал политическим ссыльным. В их доме бывали Иван Пущин (лицейский друг Пушкина) и Матвей Муравьев-Апостол... Всю свою жизнь Савва Мамонтов будет особо вспоминать значение декабристов в его жизни. Семейной торжественной тайной была родство отца с кем-то из них. Скорее всего, это было легендой, но, думается, что высокий дух декабристов (так почитаемых русскими людьми) и сибирские просторы оказали решающее влияние на формирование личности Саввы. Мамонтов был крепок духом, многогранен, необычайно талантлив во многих областях.
В 1850 году семья Мамонтовых переехала в Москву, где Савва начал учиться в гимназии. Был он недисциплинированным учеником, бунтарем и вожаком, обожаемым одноклассниками. Впоследствии Савву Ивановича также преданно будут любить все актеры созданной им оперно-театральной труппы... После гимназии, которую он с трудом окончил, Мамонтов получил юридическое образование в Московском университете.
Семейной торжественной тайной была родство отца Саввы Ивановича с кем-то из декабристов. Скорее всего, это было легендой, но высокий дух декабристов и сибирские просторы оказали решающее влияние на формирование личности Саввы.
Всему «третьему поколению» русских промышленников-меценатов свойственно, несомненно, «творческое» отношение к предпринимательству. Кроме этого, все они унаследовали большие состояния, все почитали своих дедов, которые разворачивали своё дело буквально «с нуля», все — честь и слово русского купца ставили превыше всего. Они обладали «государственным» мышлением, принимали активное участие в делах управления Москвой, страной, были активными общественными деятелями. С особой трогательностью и вниманием относились они к людям культуры, считая их представителями нового, только зарождающегося в России, полнокровного периода в культуре. Кажется, что эти богатые и значительные люди и были созданы ради его опеки и защиты. Но это только кажется. В который раз приходится писать о том, что в мирное время этот круг предпринимателей сделал бы для России во сто крат больше...
После возвращения из-за границы, куда Савва был буквально «сослан» отцом за слишком большое увлечение театром и театральным миром, молодой купец быстро освоился в семейном деле и стал преуспевать. Он завёл много новых знакомств. Особенно его привлекала семья Сапожниковых, глава которой был, как и отец Саввы, купцом первой гильдии. Точнее, привлекала Савву семнадцатилетняя Лиза Сапожникова. Она была девушкой умной, рассудительной, искренней и глубоко религиозной. Двадцать пятого апреля 1865 года двадцатитрёхлетний Савва и семнадцатилетняя Лиза поженились в подмосковном имении Киреево. В 1869 году, после смерти отца, Савва Иванович Мамонтов унаследовал все его дела. Успешно продолжая отцовское дело железнодорожного строительства, Мамонтов создал крупное состояние. Стал главным акционером общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода и общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов.
В 1870 году Мамонтовы купили усадьбу Абрамцево, бывшее имение писателя С.Т. Аксакова. Эта усадьба в Сергиево-Посадском районе Московской области известна с середины XVIII века как имение Головиных. В то время здесь был разбит парк, расширенный и перепланированный в 1870-х годах. В 1843 году Абрамцево приобрел писатель С.Т. Аксаков, к которому часто приезжали Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ю.Д. Самарин, поэт Ф.И. Тютчев, бывал актер М.С. Щепкин. Здесь Аксаков написал «Детские годы Багрова-внука», «Семейную хронику», многие рассказы. Это было уникальное по своей природе и традициям место. Сегодня мы знаем его по многочисленным произведениям русского изобразительного искусства. Знаменитая васне-цовская Аленушка, девочка из русской народной сказки, образ которой вдохновил позднее многих поэтов, «печалится» на берегу абрамцевского пруда... Пейзажи Поленова, природный фон для «Богатырей» Виктора Васнецова. На протяжении четверти века гостями Абрамцева были многие талантливые люди, цвет русской художественной интеллигенции. Здесь, на «лучшей в мире даче», по выражению Ильи Репина, сложилась первая в истории России «художественная колония», которая объединила единомышленников — энтузиастов нового искусства. Мамонтовский кружок выразил очень характерную черту времени - тенденцию к созданию целостной и обособленной художественной среды, что является особенностью стиля модерн. В усадьбе жили и работали великие русские художники Исаак Левитан, Илья Репин, Валентин Серов. Здесь же были созданы художественные мастерские для работ по дереву, керамике. В Абрамцевских мастерских работал гениальный Врубель. Именно его искусствоведы называют первым профессиональным художником-керамистом. Серия его скульптур — персонажей к операм Римского-Корсакова «Садко» и «Снегурочка» — настоящий гимн новаторству в прикладном искусстве. В работах этих соединились новые технологии и необыкновенная пластика, психологизм и музыкальность. Среди майоликовых работ мастерской: панно «Принцесса Греза» на фасаде гостиницы «Метрополь» (по эскизу М. А.Врубеля, 1899—1903 годы), декоративные вазы и скульптуры в стиле модерн, также выполненные по эскизам великого русского художника. В 1879 году Савва Иванович оказал материальную поддержку Виктору Васнецову, заказав ему сразу три декоративных панно: «Ковёр-самолёт»,
«Три царевны подземного царства» и «Битву русских со скифами» для интерьеров железнодорожных управлений.
В Абрамцеве творили, дружили, ссорились, любили. Переплетались судьбы людей; художники становились героями литературных произведений, члены мамонтовской семьи - образами живописных полотен. С детства нам известен портрет дочери Саввы Ивановича — Верочки Мамонтовой — знаменитое живописное полотно Валентина Серова «Девочка с персиками». Считается, что эта красивая девушка, немного повзрослев, послужила также прототипом для врубелевской Тамары в его живописной эпопее о Демоне. В 1870—1890-е годы в Абрамцеве возводится ряд построек в «русском стиле»: керамическая мастерская (архитектор В. А.Гартман, 1872), «Терем» (архитектор И. П. Ропет, 1873), церковь (по проекту В. М. Васнецова, 1881—1882). Таким образом, полностью, на наш взгляд, воплощалась идея Саввы Ивановича о создании некого духовного (но более — эмоционального и эстетического) объединения людей, которое «творит» некую новую среду, возродив не только русские народные традиции, но и «родив» на их основе новый Стиль. Мамонтов, имеющий кроме юридического диплома, образование искусствоведа, знал и вполне осмыслил идею творческих группировок одаренных людей, распространенных во всей Европе. Надо еще раз напомнить и о том, что детство Саввы Ивановича прошло среди декабристов, создавших в своё ' время идейное объединение лучших людей России. Часто размышлял Савва Мамонтов и о трагической судьбе этого объединения...
Как уже говорилось выше, Мамонтов заложил новую традицию и в российском театре — создание целостного образа спектакля в единстве текста, музыки и художественного оформления. Первое театральное представление в московском доме Мамонтова было дано в 1878 году; с тех пор спектакли шли постоянно, и Мамонтов сам принимал в них участие. «Что за талантливая личность этот Савва, как он языком владеет — и все это выходит у него сюрпризом для самого себя», — писал об одной из постановок Мамонтова В.Д. Поленов. Но домашние театральные представления были только прологом: Частная русская опера — первый профессиональный музыкальный театр, значение которого не будет понято до конца, если не отметить, что многие находки Мамонтова-режиссера, его требования к артистам и спектаклю в целом, станут в дальнейшем органической частью театральной системы, созданной Станиславским. Константин Сергеевич не пропускал ни одной мамонтовской постановки, часто бывал на репетициях спектаклей. Особенностью стиля Частной оперы было внедрение реализма и психологизма в игру актеров, особое внимание к среде, декорациям, сосредоточенность всего действия музыкального спектакля на диалогах и тщательная проработка драматургии взаимоотношений героев. По существу, оперный театр Саввы Мамонтова сделал огромный шаг в сторо-1 ну новаторского спектакля, уйдя от оперы академической, в которой не было принято развивать многогранно образ героя, акцентировать оформление спектакля на выразительных декорациях, создающих среду, вводить в оперные либретто устный текст, пластику, танец и т.д. В этом театре расцвёл гений Федора Шаляпина, были поставлены (в некоторых случаях впервые) многие оперы композиторов русской «Национальной школы»: «Русалка», «Снегурочка», «Фауст».
Фёдор Шаляпин явился редчайшей и судьбоносной «находкой» для Мамонтова. Савва Иванович буквально вырастил этот гигантский талант, очень гордился певцом, очень его любил.
Русская Частная опера покорила Москву, но только спустя одиннадцать лет после своего открытия. Причина крылась в нетрадиционном подходе к сценическому действию. В прессе прозвучали те слова, которых ждал Савва Мамонтов не один год, слова, свидетельствующие о том, что он понят, наконец, поняты его стремления, понята его цель, во имя которой он так упорно работал. Критики восторгались голосом Фёдора Шаляпина, декорациями, режиссёрской работой. Триумф Частной оперы продолжался два сезона...
Всё резко и неожиданно обрушилось. 11 сентября 1899 года Савву Ивановича Мамонтова арестовали.
В начале 90-х годов Мамонтов задумал создать конгломерат связанных между собой промышленных и транспортных организаций. Он приступил к реконструкции взятого у казны Невского судостроительного и механического завода в Петербурге, приобрел Николаевский металлургический завод в Иркутской губернии. Эти предприятия должны были обеспечить транспортными средствами Московскую-Ярославско-Архангельскую железную дорогу, директором правления которой он был, а также продолжить ее строительство, что позволило бы энергичнее осваивать русский Север. В кассе Московско-Ярославско-Ар-хангельской железной дороги была обнаружена крупная недостача. Обвинили в этом Савву Мамонтова, а также ряд его помощников. Мамонтовский дом на Садовой был подвергнут обыску. Но в доме у него ничего не нашли. На самого Мамонтова был наложен крупный штраф в размере ста тысяч рублей. Так человек необычайных дарований, успешный, огромный и яркий — оказался в заключении. Воистину — от тюрьмы и от су мы... В тюрьме у него открылась чахотка. Стараниями многих именитых художников Савва был отпущен под домашний арест. В июне 1900 года состоялся суд, который совершенно неожиданно обернулся бенефисом Саввы Мамонтова. Благодаря стараниям лучшего московского адвоката и всего цвета русской интеллигенции он был полностью оправдан.
Но это был последний и тягчайший удар судьбы. Конечно, ползли слухи, конечно, была поругана честь. Недаром он считал себя духовным наследником декабристов... Судьбы ярчайших людей в России всегда трагически одинаковы. После всего происходящего Мамонтов тяжело заболел. Более того, на него как-то сразу обрушилось одиночество...
Шестого апреля 1918 года он умер в Москве. Похоронен Савва Иванович Мамонтов в Абрамцеве у Спасской церкви.
Журнал Office file,87.