Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Воробьева А.А. Григорьев, Иркутский техникум физической культуры, Иркутск
Общепризнанно, что статус, авторитет и профессионализм личности в значительной степени определяются уровнем сформированности интеллектуальной сферы, самостоятельностью мышления, качеством ума, способностью не только аргументировать правильность своей точки зрения, но и понять точку зрения другого человека, проявить находчивость, сообразительность, остроумие. С уровнем развития самостоятельности мышления связаны способность принимать обдуманные и взвешенные решения, возможность прогнозировать будущее, формировать стратегию жизнедеятельности, строить адекватный образ "я", ориентироваться в ситуациях, людях, проблемах [4].
Таким образом, главным стратегическим направлением в системе профессионального образования должен быть личностно ориентированный подход, в котором личность студента была бы в центре внимания педагога-психолога, чтобы традиционная парадигма образования (преподаватель - студент-учебник) была со всей решительностью заменена новой парадигмой - учебник -студент-преподаватель [5].
В условиях личностно ориентированного обучения преподаватель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности студентов, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений студентов, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний [4].
Одним из направлений личностно ориентированного обучения является технология проектов, т.е. обучение в сотрудничестве.[3].
В основе технологии проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Организация работы ориентирована на самостоятельную деятельность студентов: индивидуальную, парную или групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Данная технология предполагает решение педагогической проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой - интегрирование знаний и умений в определенной области деятельности. Результаты проектов должны быть внедрены в конкретную деятельность.
При использовании технологии проектов необходимо учитывать следующие требования [5]:
1. Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная деятельность студентов.
4. Структурирование содержательной части проекта.
5. Внедрение проекта в практическую деятельность.
С целью оптимизации и совершенствования педагогического процесса по дисциплине "Технология физкультурно-спортивной деятельности - плавание" в ИТФК проведено педагогическое исследование по внедрению в учебно-воспитательный процесс технологии проектов.
Исследование проводилось с 1 сентября 2002 г. по апрель 2003 г., в качестве испытуемых участвовали пять учебных групп по 25 студентов второго года обучения. Были составлены контрольная группа из 50 человек и экспериментальная из 75.
Цель исследования - способствовать формированию профессиональных умений и навыков через самостоятельный творческий поиск студента.
Содержание дисциплины "Технология физкультурно-спортивной деятельности - плавание" подразделяется на три относительно самостоятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных педагогических блока. Первый блок - теоретическое обоснование закономерностей построения и конструирования техники спортивных способов плавания; второй - методико-практические аспекты, основанные на приобретении профессионально-педагогических умений и навыков в проведении учебных и физкультурно-оздоровительных мероприятий с различным контингентом населения и применением здоровьесберегающих технологий. Третий блок - практический - заключается в освоении техники спортивных способов плавания.
В контрольной группе система обучение осуществлялась с использованием объяснительно -иллюстративного и репродуктивного методов обучения. В экспериментальной группе система преподавания и учения осуществлялась с использованием технологии проектов.
В педагогическом процессе деятельность студентов экспериментальной группы планировалась в двух направлениях - теоретическом и практическом:
В теоретическом:
- осуществлялся поиск информации (учебник, научно-методическая литература, компьютерная информация, видеоматериал) по тематике;
- изучались общие основы технологии обучения технике двигательного действия;
В практическом:
1. В контексте логической направленности:
- определить методы обучения технике двигательного действия;
- определить структурный и фазовый составы техники двигательного действия;
- определить задачи обучения технике двигательного действия с учетом его фазового состава.
2. В контексте операционной направленности:
- подобрать имитационные и подводящие упражнения для освоения ТДД с учетом поставленной проблемы.
3. В контексте "причинной" направленности:
- определить типичные ошибки и пути их исправления в процессе обучения ТДД.
4. В контексте мотивационно-психологической направленности:
- реализация проекта ТДД в реальных условиях.
В зависимости от типа учебного материала студентам читались лекции с использованием объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и проблемного методов и их сочетаний с акцентом на самостоятельно полученных студентом знаниях.
На методико-практических занятиях студенты уточняли полученные знания путем самостоятельного решения проблемных заданий и разработки обучения технике двигательного действия или развития физических способностей.
Сравнительный анализ традиционного обучения и технологии проектов:
- контрольная группа, | |
- экспериментальная группа |
Работа на занятиях строилась по технологии индивидуального обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетами.
На таких занятиях акцент делается главным образом на предметном контексте деятельности, в основе которого лежит приобретение ЗУН стандартной и творческой деятельности [1, 2].
Практические занятия предусматривали выполнение практических заданий с использованием творческой и самостоятельной деятельности студентов.
По окончании эксперимента была проведена тестовая оценка уровней сформированности знаний, умений и навыков по модифицированной методике 4-уровневого освоения знаний В.П. Беспалько. Значительно большая успешность освоения знаний и интеллектуальных умений разноплановой методической деятельности отмечена в экспериментальной группе. Особенно ярко это выражено на втором, третьем и четвертом уровнях. Получены достоверные различия средних величин: на первом уровне при р< 0,005; на втором, третьем и четвертом - при р