смотреть на рефераты похожие на "Виды и характер воздействия опасностей "
Содержание:
1 Виды и характер воздействия опасностей…….3
2 Метеоусловия……………………………………..7
3 Запыленность и загазованность воздуха
в рабочих зонах……………………………………..11
4 Уровни электробезопасности…………………16
5 Список литературы
Виды и характер воздействия опасностей
В процессе жизнедеятельности человека постоянно сопровождают
опасности. Опасность может возникнуть в окружающей человека внешней среде или в самом человеке.
Опасность представляет собой угрозу или возможность возникновения при определенных обстоятельствах вреда. Под опасностью чаще
всего понимается угроза природной, техногенной, социальной, военной,
экономической и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья или смерти человека, а
также нанесению ущерба окружающей среде. По масштабам распространения опасности варьируются от угрозы отдельному человеку до
опасности глобальных катастроф. К основным показателям опасности
относятся интенсивность и риск.
Интенсивность опасности - степень ее напряженности, которая выражается скоростью возможного наступления угрожаемого
события, его количественной и качественной характеристиками. Количественная характеристика включает повторяемость угроз за определенный период времени и масштабы их проявления. Качественная оценка состоит в силе разрушительного воздействия ожидаемого события.
Риск- вероятность наступления опасности с конкретными последствиями и неопределенной величиной ущерба. Например, риск
заболевания, риск получения травмы, риск проживания в сейсмически
опасной зоне.
Ущерб - это убыток, урон экономического, социального, экологического или смешанного характера, определяемый как условные средние потери за соответствующий период времени. Ожидаемый ущерб в
ситуациях, связанных с риском, отличается неопределенностью своей
величины.
В настоящее время возникла и активно развивается теория рисков,
которая положена в основу новой науки - рискологии. Ее становление связано со снижением безопасности человека в результате возросшей агрессивности среды его обитания. Несмотря на достижения научно-технического прогресса, значительное совершенствование технологии в производственных процессах, способствующие повышению безопасности, возникают новые виды опасностей, которые по своим последствиям превосходят ранее существовавшие. Это обусловлено: структурными и технологическими сдвигами в экономике, связан-
ными с развитием принципиально новых производств, распространением микроэлектроники, робототехники, освоением космического про-
странства и др.; ростом потребления всех видов энергии и природных ресурсов; глобальными изменениями природной среды (потепление климата,
образование «озоновых дыр» в атмосфере); увеличением концентрации и возникновением новых загрязнителей
и форм нарушения качества окружающей среды, в частности высоко-
токсичных химических соединений, мутагенных и канцерогенных органических веществ и др.; информационным давлением на психику человека, приводящим к
распространению большого числа психических расстройств; появлением новых заболеваний (наркомании, СПИДа и др.); усилением военного противостояния в локальных и межнациональных конфликтах и обострением криминогенной обстановки.
В результате действия перечисленных опасностей увеличиваются
масштабы и количество рисков. Управление рисками становится одной
из актуальных и сложных проблем.
Понятия опасности и риска являются основными в концепции
безопасности жизнедеятельности человека в обществе, производственной и природной среде. Эта концепция базируется на необходимости
достижения допустимых на данном этапе уровней ряска и безопасности.
Виды рисков. Существует ряд классификационных признаков
рисков природных, социальных, финансовых, предпринимательских и
прочих, позволяющих свести их в определенные группы. Ниже приводятся виды рисков, относящихся к вопросам безопасности жизнедеятельности.
По масштабам распространения различают риски, приходящиеся
на отдельного человека, группу людей, население региона, нацию, все человечество.
С позиций целесообразности риск бывает обоснованным и необоснованным
(безрассудным).
По волеизъявлению подразделяют вынужденный и добровольный риски.
По отношению к сферам человеческой деятельности выделяют
экономический, социально-бытовой, политический, технологический
риски и риск в природопользовании.
По степени допустимости риск бывает пренебрижимый, приемлемый, предельно допустимый, чрезмерный. Пренебрежимый
риск имеет настолько малый уровень, что он находится в пределах
допустимых отклонений естественного (фонового) уровня. Приемлемый риск допускает такой уровень риска, с которым мирятся,
учитывая технико-экономические и социальные возможности общества
на данном этапе развития. Предельно допустимый риск
представляет собой максимальный риск, который не должен превышаться независимо от ожидаемой выгоды. Чрезмерный риск
характеризуется исключительно высоким его уровнем, который в подавляющем большинстве случаев приводит к негативным последствиям.
На практике достичь нулевого уровня риска невозможно. Пренебрежимый риск в настоящих условиях также не может быть обеспечен, так как отсутствуют технические и экономические предпосылки
для этого. Поэтому современная концепция безопасности жизнедеятельности исходят из приемлемого риска.
Величину приемлемого риска можно определить, используя затратный механизм, который позволяет распределять расходы общества
на достижение заданного уровня безопасности между природной, техногенной и социальной сферами. Необходимо поддержание сбалансированных затрат в указанные сферы, поскольку нарушение соотношения в пользу одной из сфер резко увеличит риск, и его уровень выйдет за границу приемлемого. Так, сокращение расходов на охрану окружающей среды в пользу техногенной и социальной сфер вызовет деградацию природы и снижение качества жизни человека в результате загрязнения атмосферы, воды, почвы и связанных с ними последствий в
пищевом рационе, ростом заболеваемости, ухудшением комфортных
условий и т.д Вместе с тем, недостаточность выделения средств на
поддержание и развитие техногенной сферы приведет к отсталости
производственных технологий, росту травматизма и общему падению
объемов производства. Снизится также уровень обороноспособности
страны. С другой стороны, снижение затрат на социальную сферу прямо
влияет на жизнеобеспечение людей и повышает риск в связи с обнищанием, криминализацией общества.
Для определения минимального значения общего риска необходимо построение трехмерной модели, отображающей зависимости уровней рисков, возникающих в природной, техногенной и социальной сфе-
рах (соответственно Кп, Кг, К;) от величины затрат в эти сферы (Кп, Кт,
Кс). Упрощенной графической иллюстрацией приведенных рассуждений могут служить зависимости уровней рисков (Кпт и Кс) от суммар-
ных затрат в природную и техногенную сферы (Кпт) и затрат в социаль-
ную сферу (Кс). Выражение Ко&в = Кщ + К, является целевой функцией,
экстремальное значение которой соответствует минимальному общему
приемлемому риску (Ко&д пил) и оптимальному выбору величины затрат
(Кот.) в различные сферы жизнедеятельности (рис. 2).
R 3
1
Rобш min
2
К Копт
Рис. 2. Зависимость уровня риска (R) от величины затрат (К) природную, техногенную и социальную сферы:
1 - уровень рисков, возникающих в природной и техногенной сферах; 2 - уровень рисков,
возникающих в социальной сфере; 3 - урока, общего приемлемого риска
Определение величины риска (по материалам [2]). Величину
риска в жизнедеятельности человека (R) рассчитывают как отношение
количества свершившихся событий с негативными последствиями (n) к
максимально возможному их количеству (N), на которое могут распро-
страниться негативные последствия, за конкретный временной период
по формуле:
R=n/N(1)
N
Формула (1) позволяет рассчитать величину общего и группового
риска. При оценке общего риска величина N обозначает максимальное
количество всех событий, а при оценке группового риска - максималь-
ное количество событий в конкретной группе, выбранной из их общего
количества по определенному признаку. В частности, в группу могут
входить люди по принадлежности к одной профессии, полу, возрасту; группу может составлять также подвижной состав одного типа; один
класс субъектов хозяйственной деятельности и т.д.
Характерным примером определения общего риска служит расчет
численного значения общего риска гибели человека в дорожно-
транспортном происшествии в РФ. Согласно статистическим данным,
ежегодно в стране в результате ДТП погибает примерно 35 000 чело-
век, то есть n = 3,5 • 10 4 чел. Риску попасть в ДТП подвергается практи-
чески все население страны, т.е. N = 1,5 • 10 8 чел. Отсюда определяется
численное значение общего риска:
R=3,5·104/1,5·108=2,33·10-4
Для сравнения приводятся расчетные значения общего риска гибе-
ли человека на видах транспорта в США:
Автомобильный транспорт........... 3 10-4
Водный « ........... 9 •10-6
Воздушный « .......... 9 • 10-6
Железнодорожный « ........... 4 •10-6
Общий совокупный риск .......... 3,2 •10-4
Риск гибели в различных сферах жизнедеятельности человека в
развитых странах составляет:
Природная сфера............................ 1·10-5
Техногенная сфера.......................... 1 • 10-3
Социальная сфера........................... 1 • 10-4
Максимально приемлемым уровнем общего риска гибели человека
во многих странах мира принята величина Rобш= 10 -6 в год, а группово-
го профессионального риска - в среднем 2,5 • 10 -6в год.
Сведения о характеристиках рисков как основных показателей
опасности позволяют оценить потенциальное воздействие опасности на
жизнедеятельность человека.
Источники и факторы опасности. Опасность может возникнуть
при любой деятельности человека и различных состояниях окружающей
среды.
Источник опасности находится в телах, объектах и явлениях мате-
риального мира, с которыми человек непосредственно соприкасается в
процессе своей деятельности. Это вызывает в среде жизнедеятельности
активизацию факторов опасности.
Метеоусловия
Общие вопросы безопасности жизнедеятельности, рассмотренные
применительно к сферам существования человека, являются основой
для изучения вопросов безопасности жизнедеятельности на транспорте,
так как функционирование транспорта и его инфраструктуры происхо-
дит в природной, производственной и социальной сферах. Вместе с тем,
следует учитывать специфические особенности транспорта, влияющие
на характер проявления опасностей и способы защиты от них.
Одной из особенностей транспорта является высокая степень зависимости его функционирования от природных факторов. Большое влияние на характер движения транспортных средств оказывают метеорологические условия.
Неблагоприятные метеорологические условия могут значительно осложнить и даже приостановить работу транспорта.
Метеорологические условия характеризуют состояние атмосферы и
атмосферных процессов. К таким условиям относятся температура, дав-
ление, влажность воздуха, ветер, облачность и осадки, туманы, грозы, а
также продолжительность солнечного сияния, температура и состояние
почвы, высота снежного покрова и др. Метеоусловия могут быть дли-
тельно влияющими, как, например, отрицательная температура и снего-
вой покров в зимнее время, и кратковременно проявляющимися - осад-
ки, туман, гололед.
Транспортная безопасность в наибольшей степени зависит от нали-
чия и характера осадков, которые определяют дальность видимости,]
ухудшают сцепные качества шин с дорожным покрытием. Особую опас-|
ность для всех видов транспорта представляет тумая. Сильный туман
создает почти полное отсутствие видимости, в результате чего скорость
движения транспортных средств должна быть резко снижена, а в авиа-
ции и на водном транспорте движение может быть полностью прекра-
щено. При низкой облачности ухудшаются условия взлета и посадки
самолетов, что иногда приводит к закрытию аэропортов. Грозовые
фронты в атмосфере также представляют собой источник опасности для
самолетов и вертолетов.
Температура и состояние почвы оказывают влияние
на возможность использования и сроки существования автозимников в
северных районах России. К автозимникам относятся сезонные дороги,
сооруженные из снега и льда. По продолжительности эксплуатации то
подразделяют: на регулярные, возобновляемые каждую зиму; времен-
ные, используемые в течение одного или двух зимних сезонов; разового
пользования, служащие для однократного пропуска транспорты»
средств. Автозимники прокладывают на суше или по льду рек, озер
морей. Эксплуатация автозимников связана с ограничением допустимой
нагрузки на ледяное полотно дороги в зависимости от толщины льда.
Для обеспечения безопасности движения по границе ледовой переправы
устанавливают вехи и знаки допустимой нагрузки, скорости транспорт
ных средств, интервалы движения, часы работы, особые условия движе
ния и т.д. На переправе не допускаются остановка и обгон. Перевозк
пассажиров через ледовые переправы запрещается. При повышеню
температуры несущая способность автозимников снижается. Они стано
вятся опасными для движения.
Состояние почвы является важным условием функционирования не
только автозимников, но и регулярных дорог, действующих всесезонно.
В весенний период грунт дорожного земляного полотна переувлажняет
ся, и его прочность снижается. Разжиженный грунт оказывает слабое
сопротивлению нагрузке, создаваемой колесами автомобиля на дорож
ную одежду, которая под их воздействием прогибается, а после снять
нагрузки возвращается в прежнее положение. В это время, являющееся
самым неблагоприятным для эксплуатации, дорога выполняет свои
функции в большей степени за счет дорожной одежды и подвержен разрушению.
Находящаяся в грунте земляного полотна вода постоянно переме-
шается от мест с большей влажностью к более сухим и от более нагретых к холодным. Вследствие этого, вода, проникшая в поры земляного
полотна, при снижении температуры почвы до отрицательных значений
замерзает, увеличиваясь в объеме на 1/11 часть от первоначального. В
результате частицы грунта раздвигаются, и происходит выпучивание
рожной одежды. При оттаивании грунта происходит обратное явле-
ние: дорожная одежда оседает, ее несущая способность снижается. По-
этому в весенний период на дорогах низших категорий вводят ограни-
чение для движения транспортных средств большой грузоподъемности.
Скользкие дороги являются, согласно статистике, одной из главных причин автотранспортных аварий и катастроф. До 30% аварий
га автомобильном транспорте в зимний период обусловлены гололедными явлениями. На большей части территории России длительность
этого периода составляет от 5 до 50 дней. Гололедом называют образо-
вание слоя льда на поверхности дорожного покрытия. Гололед образует-
:я в результате выпадения дождя или мороси при положительной тем-
температуре воздуха (+3° С) на покрытие с отрицательной температурой. В
95% случаев появление гололеда происходит при температуре воздуха,
приближающейся к 0° С, и относительной влажности воздуха от 80 до
100%. При возникновении скользкости коэффициент сцепления шин с
поверхностью дороги уменьшается до 0,08 - 0,15, что приводит к рез-
кому снижению безопасности движения.
На железных дорогах условия торможения грузовых поездов в утренние часы с инеем и заморозками ухудшаются. Это приводит к раз-
рывам составов.
Высота и состояние снежного покрова на дороге также
создают опасность для транспорта. Снежный покров на территории России содержится от 200 дней в северных районах до нескольких дней в
южных. Наличие снега на проезжей части уже с высотой в 3 - 5 см вы-
зывает необходимость снижения скорости движения автомобилей, а при
высоте свыше 25 см движение становится невозможным. Уплотнение
снега колесами движущихся автомобилей приводит к созданию снежно-
го наката со скользкой поверхностью. Снежные заносы на железных
дорогах образуют помехи движению и могут вызвать его прекращение.
Основным способом защиты дорог от снежных заносов и борьбы с
наледями является снегоочистка - один из наиболее распространенных видов работ по зимнему содержанию дорог, но в то же время трудоем-
кий и дорогостоящий.
Сложную комплексную проблему безопасности жизнедеятельности
авиации представляет наземное обледенение самолетов, которое
называет влияние на летно-технические характеристики и может вызвать авиационные происшествия или предпосылки к ним. Причем|
полеты современных самолетов на дальних магистральных линиях свя-
заны с пересечением различных климатических зон, что обусловливает; возможность образования обледенения практически в любое время года
но наиболее часто на территории России оно возникает в весенний и
осенний периоды.
На практике встречаются различные виды наземного обледенения,
среди которых можно выделить три основные группы. К первой группе
относится обледенение, образующееся в результате перехода (сублимат
ции) пара в лед, минуя жидкое состояние. Оно может представлять со-
бой иней, твердый (кристаллический) налет и кристаллическую измо-
розь. Иней возникает в ясную тихую погоду в виде тонкого слоя ледя-
ных кристаллов на поверхности предметов, создающих сильное тепло-
вое излучение ночью и охлаждающихся при этом до температур ниже
0° С. Твердый (кристаллический) налет толщиной в несколько милли-
метров появляется при потеплениях, когда предметы сохраняют более
низкую отрицательную температуру по сравнению с пришедшими мас-
сами теплого воздуха. Кристаллическая изморозь образуется в тихую
погоду при сильном морозе в виде рыхлых снегообразных кристалле
льда вследствие пересыщения воздуха водяным паром. Все вышеука-
занных виды обледенения непрочны и могут сравнительно легко уда-
ляться с поверхности самолетов.
Значительно более прочными являются ледяные отложения второй
группы, которые обусловлены присутствием в атмосфере переохлаж-
денной воды в виде капель дождя, тумана или мороси. Они кристалли-
зуются на поверхности самолетов и могут достигать больших размеров.
Прочные образования представляют также наземные обледенения
третьей группы, появляющиеся в результате замерзания на поверхност
самолета •переохлажденного дождя, мокрого снега, конденсата водя-
ных паров и т.д.
В целях обеспечения безопасности полетов взлет самолетов запре-
шается при образовании наземного обледенения любого вида. Это тре-
бование записано в наставлении по производству полетов и руково-
дствах по летной эксплуатации и основано на многолетнем опыте, кото-
рый показал, что присутствие даже самого незначительного обледенении
на поверхности самолета может привести к авнацнонному происшестию
при взлете. Благополучный взлет обледеневшего самолета возмо-
жен, но степень риска настолько велика, что такие взлеты запрещаются
не только при выполнении рейсов, но и в испытательных целях. На
практике имели место случаи нарушения работы двигателей, возникновения опасных вибраций, кренения на взлете на многих типах зарубеж-
ных и отечественных самолетов. В легкомоторной авиации летные происшествия, связанные с наземным обледенением, происходят ежегодно.
Для защиты от наземного обледенения проводят распыление по
поверхности самолета противообледенительной жидкости (с низкой
температурой замерзания), которая способствует удалению ледяных
отложений и препятствует повторному обледенению. В отечественной
авиации используют противообледенительную жидкость "Арктика-200",
которая предохраняет самолет от повторного обледенения в течение 30
мин. Помимо этого, для удаления льда с поверхности самолета приме-
няются тепловые обдувочные машины, которые эффективны лишь в
случае, когда процесс наземного обледенения прекратился. Иначе в
течение времени руления самолета и его взлета лед образуется вновь.
Наземное обледенение самолета более обширно и опасно в сравне-
нии с обледенением его в полете, когда лед образуется, как правело, лишь
на лобовых частях самолета. При полетах с большой скоростью (более
600 км/ч) происходит кинетический нагрев самолета, предотвращающий
отложение льда. Обледенение возникает во время взлета, набора высо-
ты, снижения и захода на посадку.
Обледенение является одним из наиболее сложных природных явлений, напрямую влияющих на безопасность и регулярность полетов в авиации.
Запыленность и загазованность воздуха
в рабочих зонах
Воздушная среда производственных помещений, в которой содержат вредные вещества в виде пыли и газов, оказывает непосредственное влияние на безопасность труда. Воздействие пыли и газов на организм человека зависит от их ядовитости (токсичности) и концентрации в воздухе производственных помещений, а также времени пребывания человека в этих помещениях.
Пыль. В производственных подразделениях транспортных предприятий может образовываться значительное количество пыли.
Пыль - аэрозоль с твердыми частицами дисперсной фазы размером преимущественно 10-4 – 10-1 мм. Являясь вредным производственным
фактором, пыль оказывает негативное воздействие на здоровье человека. В большом количестве пыль образуется при перегрузке и перевозке
пылящих грузов (цемента, угля, песка, щебня и др.), выполнении работ
по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава (убороч-
но-моечных, шлифовальных, термических, кузнечных, сварочных, ши- номонтажных, обойных, опиловочных и др.).
Производственная пыль по своему происхождению бывает двух видов - органическая и неорганическая. К органической относят пыль
растительную (древесную, зерновую, мучную, хлопковую), животную
(шерстяную, волосяную) и искусственную органическую (резиновую,
пластмассовую). Неорганическая пыль бывает минеральная (песок, асбест, стекловата) и металлическая (чугунная, медная, алюминиевая).
Пыль различается своими размерами и формой частиц. Частицы пыли бывают видимые - размером более 10 мкм, микроскопические -
от 0,25 до 10 мкм и ультрамикроскопические - менее 0,25 мкм. Чем
мельче частицы пыли, тем дольше они находятся в воздухе в виде аэрозоля и тем легче в процессе дыхания попадают в организм человека.
Форма пылевых частиц обусловливает скорость их оседания, а также
степень вредного воздействия. Пылевые частицы с зазубренными ост-
рыми краями (металлическая, минеральная пыль) оседают медленнее я
в большем количестве попадают в дыхательные пути. При этом они
могут травмировать слизистые оболочки. Электрически заряженные частицы пыли быстрее захватываются организмом, и их количество, попадающее в трахею, бронхи, легкие, в 2 - 3 раза превышает количе-
ство нейтральной пыли. Частицы, несущие электрический заряд, явля-
ются агрессивными по отношению к внутренним органам человека.
Характер воздействия пыли на организм человека зависит от ее
химического состава, который определяет биологическую активность
пыли. По этому признаку пыль подразделяют на пыль раздражающего
действия и токсическую. К первой относится неорганическая и древес-
ная пыль. Токсической является пыль хрома, мышьяка, свинца и неко-
торых других веществ. Попадая в организм человека, частицы такой
пыли взаимодействуют с кровью и тканевой жидкостью, и в результате
протекания химических реакций образуют ядовитые вещества.
Отдельные виды пыли могут растворяться в воде и биологических
жидких средах: крови, лимфе, желудочном соке, что может иметь как
положительные, так и отрицательные последствия. Для нетоксических
пылей свойство растворимости способствует более быстрому их выведе-
нию из организма, для токсических, наоборот, оно усугубляет отрица-
тельное действие.
Медико-биологические исследования показали непосредственную
связь между количеством, концентрацией, химическим составом пыли в
рабочей зоне и возникающими профессиональными заболеваниями
работников транспорта. В запыленном воздухе дыхание становится
затрудненным, насыщение крови кислородом ухудшается, что предрас-
полагает к легочным заболеваниям. Продолжительное действие пыли
на органы дыхания может привести к профессиональному заболеванию- пневмокониозу. Пневмокониоз характеризуется разрастанием соедини-
тельной ткани в дыхательных путях. В группу пневмокониозов входит
большое количество различных видов заболеваний легких - силикоз (от
кварцевой пыли), антракоз (от угольной пыли), сидероз (от железосо-
держащей пыли), асбестоз (от асбестовой пыли) и др.
Наряду с пневмокониозом, наиболее частым заболеванием, вызы-
ваемым действием пыли, является бронхит. Он сопровождается силь-
ными приступами кашля, одышкой. В бронхах скапливается мокрота, и
болезнь хронически прогрессирует.
Пыль, попадающая на слизистые оболочки глаз, вызывает их раз-
дражение, конъюнктивит. Оседая на коже, пыль забивает кожные поры,
препятствуя терморегуляции организма, и может привести к дермати-
там, экземам. Некоторые виды токсической пыли (извести, соды, мышь-
яка, карбида кальция) при попадании на кожу вызывают химические
раздражения и даже ожоги.
Мерами борьбы с производственной пылью являются: рационализа-
ция производственных процессов, организация общей и местной венти-
ляции, замена токсичных веществ нетоксичными, механизация и авто-
матизация процессов, влажная уборка помещений и др. Кроме того,
применяются средства индивидуальной защиты: респираторы, фильт-
рующие противогазы, марлевые повязки, защитные очки, специальная
одежда из пыленепроницаемой ткани.
Вредные пары и газы. При сжигании различных видов топлива,
работе двигателей транспортных средств, гальванических процессах, во
время окрасочных, сварочных и термических работ, а также при других
процессах на транспорте выделяется большое количество вредных газо-
образных веществ. В большинстве случаев эти вещества являются ядовитыми, оказывающими сильное токсическое действие на организм
человека. Свойства их определяются химической структурой и агрегатным состоянием.
В числе органических веществ, относящихся к ядам, на транспорте
наиболее часто встречаются углеводороды ароматического ряда (бензол,
толуол, ксилол), их производные (хлорбензол, нитробензол, анилин),
спирты, альдегиды. Ядами неорганического происхождения являются
соединения углерода, серы (сероводород, сернистый газ), азота (аммиак,
оксиды азота), тяжелые и редкие металлы (свинец, ртуть, цинк, марга-
нец, кобальт, хром, ванадий).
Ядовитые вещества проникают в организм человека через дыха-
тельные пути, желудочио-кишечный тракт, кожный покров. При дыха-
нии яды, смешанные с воздухом, поступают в легкие. Во время приема
пищи, особенно с загрязненных рук, а также курения яды попадают в
желудок и далее разносятся по организму. На участки кожи яды могут
оказывать локальное болезненное воздействие.
По степени воздействия на организм человека вредные вещества
подразделяются на 4 класса: 1-й - чрезвычайно опасные, 2-й - высоко-
опасные, 3-й - умеренно опасные, 4-й - малоопасные. Для отнесения
вредных веществ к определенному классу опасности (табл. 1) использу-
ются следующие основные показатели [7].
Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в
воздухе рабочей зоны - концентрации, которые при ежедневной (кроме
выходных дней) работе в течение 8 ч или при другой продолжительно-
сти, но не более 41 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не могут
вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаружи-
ваемых современными методами исследований в процессе работы или в
отдельные сроки жизни настоящего и последующего поколений.
Таблица 1. Параметры разделения вредных веществ
на классы опасности
|Показатель |Класс опасности |
| |1-й |2-й |3-й |4-й |
|Предельно допустимая кон- |Менее 0,1 |0,1 - |1,1 |Более 10,0|
|центрация (ПДК) вредных | |1,0 |-10,0 | |
|веществ в воздухе рабочей | | | | |
|зоны, мг/м3 | | | | |
|Средняя смертельная доза при|Менее 15 |15- 150|151-5000|Более 5000|
| | | | | |
|введении в желудок, мг/кг | | | | |
|Средняя смертельная доза при|Менее 100 |100-500|501-2500|Более 2500|
| | | | | |
|нанесении на кожу, мг/кг | | | | |
|Средняя смертельная концен- |Менее 500 |500-500|5001 |Более |
|трация в воздухе, мг/м3 | |0 |50000 |50000 |
|Коэффициент возможности |Более 300 |300-30 |29-3 |Менее 3 |
|ингаляционного отравления | | | | |
|Зона острого действия |Менее 6,0 |6,0-18,|18,1-54,|Более 54,0|
| | |0 |0 | |
Средняя смертельная доза при введении в желудок - доля вещест-
ва, вызывающая гибель 50% животных при однократном введении в
желудок.
Средняя смертельная доза при нанесении на кожу - доля вещест-
ва, вызывающая гибель 50% животных при однократном нанесении на
кожу.
Средняя смертельная концентрация в воздухе - концентрация ве-
щества, вызывающая гибель 50% животных при двух - четырехчасовом
ингаляционном воздействии.
Коэффициент возможности ингаляционного отравления — отно-
шение максимально достижимой концентрации вредного вещества в
воздухе при температуре 20° С к средней смертельной концентрации
вещества для мышей.
Зона острого действия — отношение средней смертельной концентрации вредного вещества к минимальной (пороговой) концентрации, вызывающей изменение биологических показателей на уровне целостного организма, выходящих за пределы приспособительных физиологических реакций.
Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно
превышать установленных ПДК (табл. 2), которые определены клини-
ческими и санитарно-гигиеническими исследованиями и носят законо-
дательный характер. Для контроля загазованности воздуха часто приме-
няют метод отбора проб в зоне дыхания при выполнении технологических процессов с помощью хроматографов или газоанализаторов.
Фактические значения вредных веществ сопоставляют с нормами ПДК.
Для оценки концентрации вредных веществ на рабочих местах используется также экспрессный метод, а для определения содержания в
воздухе наиболее опасных веществ - индикационный метод.
В основу экспрессного метода положены быстропротекающие хими-
ческие реакции с изменением цвета наполнителя в прозрачных стеклян-
ных трубках.
При индикационном методе используется свойство некоторых хи-
мических реактивов мгновенно менять окраску под действием ничтож-
ных концентраций определенных веществ или соединений.
В том случае, если содержание вредных веществ в воздухе рабочей
зоны превышает предельно допустимую концентрацию, необходимо
принятие специальных мер предупреждения отравления. К ним относят-
ся ограничение использования токсичных веществ в производственных
процессах, герметизация оборудования и коммуникаций, автоматиче-
ский контроль воздушной среды, применение естественной и искусст-
венной вентиляции, специальной защитной одежды и обуви, нейтрали-
зующих мазей и других индивидуальных средств защиты.
Для работников, постоянно находящихся в зоне выделения ядови-
тых веществ, установлены сокращенный рабочий день, дополнительный
отпуск и другие льготы.
Таблица 2. Предельно допустимая концентрация некоторых веществ, наиболее часто встречающихся на транспорте
|Наименование |.ПДК |Класс |Наименование |ПДК. |Класс |
|вещества |мг/м3 |опас- |вещества (газы |мг/м3 |опасности |
|(пыпь, аэрозоли) | |ности |и пары) | | |
|Пыль, содержащая |2 |3 |Азота оксиды (в|5 |2 |
|более 70% SiO2 | | |пересчете на | | |
|(кварц и др.) | | |NO2) | | |
|Пыль, содержащая |2 |4 |Ацетон |200 |4 |
|от 10 до 70% | | | | | |
|свободной SiO2 | | | | | |
|Пыль стеклянного |3 |4 |Ангидрид |10 |3 |
|и минерального | | |сернистый | | |
|волокна | | | | | |
|Пыль |4 |4 |Бензин |100 |4 |
|растительного и | | |топливный | | |
|животного | | |(в пересчете на| | |
|происхождения, | | |С) | | |
|содержащая до 10%| | | | | |
|SiO2 | | | | | |
|Бериллий и его |0,001 |1 |Керосин, |300 |4 |
|соединения | | |уайт-спирит | | |
|Кобальт (оксид |0,5 |2 |Ртуть |0,01 |1 |
|кобальта) | | |металлическая | | |
|Оксиды титана |10 |3 |Тетраэтилсвинец|0,0005 |1 |
| | | | | | |
|Никель (оксиды |0,5 |2 |Углерода оксид |20 |4 |
|никеля) | | | | | |
Уровни электробезопасности
Опасность поражения людей электрическим током на производстве
обусловлена несоблюдением мер предосторожности, а также отказом
или неисправностью электрического оборудования. Следствием этого
могут быть местные и общие нарушения в организме. Местные наруше-
ния могут варьироваться от незначительных болевых ощущений до тя-
желых ожогов с обгоранием и обугливанием отдельных частей тела.
Общие нарушения вызывают сбои в функционировании центральной
нервной системы, органов дыхания и кровообращения. При этом на-
блюдаются обмороки, потеря сознания, расстройства речи, судороги,
нарушение дыхания вплоть до остановки. При тяжелых поражениях
электрическим током может наступить мгновенная смерть.
По характеру воздействия различают биологическое,
тепловое, механическое и химическое действия электрического тока.
Биологическое действие проявляется в раздражении и возбуждении
живых тканей организма (судороги).
Тепловое действие вызывает ожоги отдельных участков тела, нагрев
кровеносных сосудов и нервных волокон. Внешнее проявление ожогов
начинается с покраснения кожи и образования пузырей с жидкостью до
почернения и обугливания кожи и мягких тканей.
Механическое действие связано с сильным сокращением мышц
вплоть до их разрыва, вывихом суставов и даже повреждением костей.
Химическое действие тока приводит к электролизу (разложению)
крови, межтканевой и других жидкостей организма- Опасность электрического тока как поражающего фактора состоит в
том, что его присутствие не ощущается органами чувств человека. Толь-
ко в момент прикосновения тела человека к источнику электрического
напряжения и возникновения поражающего воздействия организм начи-
нает ощущать болевые проявления от протекания тока.
-----------------------
[pic]