Введение
Человечество с каждой ступенью своего развития становится более монолитным, цельным организмом, что подтверждается процессом глобализации. Усиливается взаимозависимость общества и индивида, в том числе и в плане здоровья. Реализация людьми общественных интересов, выполнение социальных задач во многом определяется состоянием их индивидуального здоровья. В свою очередь, состояние здоровья индивидов напрямую зависит от того, насколько здорово само общество. Такая взаимозависимость позволяет говорить о здоровье не только как о витальном, но и как о социальном феномене. В силу того, что здоровье обладает таким значением, которое обусловливает все стороны жизнедеятельности как общества, так и индивида (от самого биологического их существования до предпочтений в удовлетворении духовных потребностей), то можно рассматривать здоровье как универсальную, фундаментальную, высшую ценность, актуальность социально-философского, аксиологического исследования которой проявляется на трехосновных уровнях.
Актуальность этой проблемы на общечеловеческом уровне возрастает в силу того, что мы становимся свидетелями появления и нарастания так называемых глобальных проблем человечества, отрицательные последствия которых неизбежно связаны с нарушением здоровья человека в планетарном масштабе. Это связано не только с техногенными воздействиями на природу и ухудшением экологической ситуации. Проблемы здоровья и выживания человечества не могут рассматриваться вне связи с негативными тенденциями и деформациями общественного развития. Локальные войны и военно-политические конфликты, сепаратизм, терроризм, наркоторговля неизбежно связаны с преступлениями против жизни и здоровья человека. В ряде случаев они носят уже угрожающий человечеству характер. Отсюда понятная озабоченность поиском практических мер их решения. При этом со всей очевидностью встает задача выработки единой, способной к практической реализации общественной стратегии и тактики решения этого насущного вопроса. Недооценка такой задачи и недостаточная изученность связанных с ней проблем без преувеличения ставит человечество на грань жизни и смерти.
Объект исследования – здоровье как универсальная ценность.
Предмет исследования – здоровье человека и общества как социальная ценность, взаимосвязь в ней витального и социального содержания как основания для формирования научной концепции здоровья человека в современных условиях.
Цель исследования заключается в рассмотрении социально-философских проблем здоровья в их аксиологическом аспекте, исследовании сущности здоровья и тенденций в динамике его ценностных характеристик, анализе причин, приведших к «обесцениванию здоровья», и обосновании путей их устранения.
1. Здоровье современного человека как ценность
1.1 Понятие «здоровье»
Понятие «здоровье» отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования, форму его жизни. Потому оно, естественно, переосмысливается всякий раз, когда социальная жизнь переживает глубокие изменения, будь-то изменения в общественных отношениях или изменения в технических возможностях человечества.
Сегодня господствует понимание здоровья как отсутствие болезней. С феноменологической точки зрения это объясняется тем, что опыт переживания здоровья дан нам не изначально, а вторично. Он опосредуется первичным опытом недомогания, боли, недуга, слабости, а само здоровье воспринимается как избавление от этих негативных ощущений. Неудовлетворенность таким пониманием здоровья часто пытаются обойти за счет использования применительно к человеку понятия «практически здоров». Оно позволяет не обращать внимание на связанные со здоровьем отдельные недостатки, соотносить здоровье с возрастом человека, учитывать род его занятий и т.п.
Понятие «практически здоров» носит аксиологический оттенок и используется как некоторая грань или, лучше, как некое протяженное пограничное пространство между абсолютно здоровым состоянием человека и тем, когда его уже надо оценивать как больного. Границы того состояния, при котором человека считают практически здоровым, подвижны. Но тогда здоровье человека можно понимать как характеристику и оценку тех физических и социальных возможностей, которые имеются у человека, с учетом того, чего ему, в силу особенностей его организма, делать не следует, чтобы не нанести вред себе самому или окружающим.
Определений здоровья на сегодня имеются десятки (Мирошниченко., 2004; А.А. Алексеев., 2000; П.И. Калько., 1988) в одной из работ проанализировано около 80-ти дефиниций этого понятия. По нашему мнению здоровье - это совокупность потенциальных и реальных возможностей человека в осуществлении своих действий без ухудшения физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде.
Это определение со всей очевидностью носит аксиологический характер. Объяснения и аргументации в пользу такого определенияуказывают на ряд его практических и теоретических следствий. Отвергается привычная дихотомия: здоровый - больной. Изменяются ценностные ориентации. Объектом медицины становится здоровье, забота о нем, его охрана. Болезнь, если она есть, и это подтверждается объективными показателями, может породить сравнительное ограничение указанных возможностей человека, но, пока он жив, не делает их нулевыми. При таком понимании здоровья теряют свое значение (в плане построения общей теории здоровья) концептуальные разногласия относительно того, чем и как физические, духовные и социальные возможности человека ограничиваются. Ограничения могут быть и чисто медицинскими, и чисто духовными, а также представлять сложные переплетения тех и других. Важно то, каковы реальные возможности человека, а не то, кто и как считает возможным их в рамках разных теорий объяснять.
Используя марксистскую методологию определения сущности человека, можно утверждать, что сущность здоровья представима как часть совокупности общественных отношений, детерминируемая медико-биологическими факторами состояния организма человека, находящегося в определенной социокультурной среде. Причем, это такая часть, которая в некоторых, но существенных отношениях определяет целое.
1.2 Ценностные характеристики здоровья
Здоровье может иметь различные ценностные характеристики, которые существенно различаются по носителям, по видам, структуре и т.д. Прежде всего, аксиологический анализ здоровья предполагает выяснение его ценностной сущности, структуры и роли в «жизненном мире» человека.
По своей ценностной сущности здоровье выступает благом, т.е. тем, что отвечает потребностям, интересам, имеет положительное значение для людей. По аксиологической иерархии здоровье относится к разряду высших, универсальных ценностей, так как имеет непреходящее, всеобъемлющее и вневременное значение. В то же время, здоровье является ценностью - средством, ибо «существует не само по себе» (Платон), а является условием существования еще более значимой ценности - жизни. Можно жить, будучи нездоровым, но нельзя, будучи здоровым, не жить. Антиподом здоровья в ценностном измерении выступает болезнь как антиценность.
Ценностное содержание здоровья аккумулируется в отношении человека (социума) к своему состоянию, которое обеспечивает успешную (достойную, приемлемую для данных условий) жизнедеятельность. Вместе с отношением человека к здоровью выстраивается система его ценностных ориентации, предпочтений, целей, без которых человеческое существование лишается смысла. В свое содержание здоровье как ценность включает множество субценностей, имеющихсмысложизненное значение для человека. Здоровье - это и наслаждение, и польза, и слава, и красота, и добро, и счастье. И в этом отношении о здоровье можно говорить как об универсальной ценности. Носителями здоровья, а, следовательно, и субъектами ценностного отношения могут выступать отдельные личности, социальные группы, общество в целом. В этом отношении различаются индивидуальное здоровье, социумное (здоровье коллектива, социальной общности, этноса, религиозной конфессии, профессиональной или возрастной группы и т.д.) и планетарное (общечеловеческое) здоровье. Здоровье индивида как ценность - это значимость меры возможного осуществления человеком целенаправленных и осознанных действий (ограничение неумением не в счет) без ухудшения своего физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде. Здоровье социума (общества) как ценность - это значимость для общества степени реализации смысложизненных возможностей его членов. Пo своей структуре здоровье как ценность включает два основных компонента. Объективный компонент -это совокупность возможностей, которые могут быть реализованы при наличии полноценного здоровья. Это может быть статусная роль в обществе, профессия, род занятий, продолжительность жизни и т.п. Субъективный компонент здоровья как ценности - это отношение субъекта к своему здоровью, выражающееся в предпочтениях, ценностных ориентациях, мотивации в поведении по отношению к здоровью.
1.3 Виды здоровья
Виды здоровья существенно различаются, будучи тесно взаимосвязанными. В конечном счете, здоровье всегда интегративно и кибернетически системно (Мирошниченко., 2004; А.А. Алексеев., 2004), тем не менее, в здоровье можно выделить физическое (биологическое), витальное, духовное (психическое) и социальное. Здоровье как ценность по физическим параметрам представляет собой значение биологических (соматических) показателей состояния человека для его жизнедеятельности. Витальные характеристики здоровья раскрывают значение его биопсихосоциальных показателей, но на индивидном уровне, без включенности человека в систему общественных отношений. Духовное здоровье как ценность фиксирует значение идеальных феноменов, позволяющих человеку быть полноправным членом общества. Здоровье как социальная ценность выражает значение социальных связей, места и роли человека в решении социальных задач, степени реализации им общественных интересов, что обеспечивает ему достаточный уровень социальной адаптивности. Вполне возможна и дальнейшая градация подвидов. Скажем, в социальном здоровье можно выделить политическое, правовое, экономическое и др. его подвиды.
1.4 Критерии здоровья
Важной аксиологической характеристикой здоровья являются его критерии. Очевидно, что в различных культурах эти критерии могут быть разными, но существуют общепринятые показатели, которыми оперирует Всемирная организация здравохранения. К ним относятся: продолжительность жизни, уровень смертности, травматизма, подверженность эпидемиям, эффективность системы здравохранения, количество инвалидов, развитость Фарминдустрии, развитие медицинской науки и другие. При оценке здоровья важное место занимает анализ причин смерти, в частности, сравнение количества смертей, связанных с экзогенными (внешними по отношению к организму и социальными по своей природе) и с эндогенными причинами.
В течение тысячелетий проблема здоровья была в основном личным делом каждого, а главными причинами смерти выступали экзогенные факторы - голод, эпидемии, войны, отсутствие лекарств. Смерть с точки зрения биологических возможностей организма наступала преждевременно, а продолжительность жизни была невелика. Повышение уровня жизни, развитие медицины, гуманная социальная политика, пропаганда здорового образа жизни и культивирование здоровья привели к тому, что сегодня в развитых странах основными причинами смерти стали эндогенные факторы.
От чисто экзогенных факторов в 2004 году погибло около четверти миллиона россиян. Стоит учесть также, что сердечнососудистые и раковые заболевания, от которых умерло более миллиона человек, во многом связаны с нездоровыми условиями жизни. Растет смертность от такой социальной болезни, как туберкулез. По-видимому, Россия снова делает виток в сторону усиления экзогенных факторов смерти. Во-первых, те болезни, которые теперь вызывают смерть и носят как будто эндогенный характер, фактически являются результатом ухудшающегося состояния окружающей среды и, стрессовых социальных нагрузок. Во-вторых, появились такие новые заболевания, которые носят социальный характер, в том смысле, что связаны с установившимися общественными отношениями, сложившимися в обществе ценностями и нравственными нормами. Сюда относятся, например, ВИЧ-инфекция, наркомания, алкоголизм. В-третьих, проблема здоровья превратилась в специфическую общественную проблему личностного характера, когда человек в результате техногенного воздействия на среду своего обитания обнаружил, что реально и потенциально поставил в опасность не просто здоровье отдельных людей, но и собственное существование как вида.
Развитие биологических и медицинских наук, новые методы и средства, присущие современным биотехнологиям, порождают многие аксиологические и нравственные проблемы. Все это необходимо учитывать, но для этого надо понимать здоровье иначе, чем просто отсутствие болезней.
Таким образом, понятие «здоровье» отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования. Поэтому оно переосмысливается всякий раз, когда в «жизненном мире» человека происходят глубокие изменения, но остается при этом универсальной ценностью. Суть этой ценности заключается в том, что именно здоровье как состояние индивида или социума позволяет человеку реализовать определенный набор физических, духовных и социальных возможностей, в той или иной мере реализовать свой человеческий потенциал.
2. Медико-социальные основы здоровья
2.1 Социальные предпоссылки
Важнейшим критерием социального благополучия общества является здоровье населения. Сохранение здоровья – основная цель социальной работы, хотя в общественном сознании сохранение здоровья считается прерогативой медицины. Однако совершенно очевидно, что любые социальные услуги населению так или иначе затрагивают вопросы здоровья – касается ли это предоставления ночлега бездомным, распределения гуманитарной помощи малоимущим, оказания помощи престарелым и др. Все это помогает человеку выжить в тех условиях, в которых он оказался, а значит, положительно воздействует на здоровье. Именно поэтому разделение понятий «социальные услуги» и «медицинская работа» может быть только условным.
В эпоху существования СССР значительная часть социальных функций вменялась в обязанности врачебному и среднему медперсоналу участковой службы. Участковый врач и особенно участковая медицинская сестра не только занимались лечебно-профилактической работой, но и часто решали социальные проблемы своих пациентов. Причем акценты в работе участковой терапевтической и акушерско-педиатрической службы были смещены в сторону контингентов высокого социального риска. Целым рядом нормативных актов, указаний и инструкций регламентировалась частота посещений пациентов на дому, неуклонно соблюдаемый принцип преемственности не позволял больному «ускользнуть» из поля зрения медицинских работников, врач считал себя обязанным помочь «своему» пациенту с устройством в больницу, санаторий, дом престарелых и т.д.
Распад Союза ознаменовался деструктивными процессами во многих сферах экономики. Растущий дефицит бюджета обусловил нехватку финансовых средств и обострение ситуации в первую очередь в здравоохранении, финансировавшемся по остаточному принципу, а слабая моральная и материальная мотивация медицинского персонала привела к снижению качества лечебно-профилактической помощи, «инфляции» звания врача и клятвы Гиппократа.
Система государственного здравоохранения уже не в состоянии выполнять в полном объеме свои функции. Социальный компонент незаметно исчез из работы врача, а сама медицина стала постепенно приобретать все более и более «пожарный» характер. В последнее время в амбулаторном звене здравоохранения значительно уменьшился объем профилактических программ. Отмечается повсеместное ухудшение материально-технической базы для занятий физкультурой, спортом, оздоровления в летний период. Негативное влияние оказывают промышленное загрязнение окружающей среды, ухудшение качества питания, стрессовые ситуации в повседневной жизни и несовершенство психологической поддержки. Все это привело к резкому ухудшению медико-демографической ситуации в стране: заметному «постарению» населения; снижению уровня рождаемости, который не обеспечивает даже простого воспроизводства населения; росту числа хронических заболеваний, инвалидности, психических расстройств. Увеличивается количество больных «старыми» болезнями (туберкулез, венерические заболевания и др.), появились новые (СПИД, наркомания и т.д.).
2.2 Медико-социальные работы
Вышеописанные негативные явления создают большие возможности для социальной работы. В то же время учреждения здравоохранения сейчас дистанцируются от нее, а служба социального обеспечения не в состоянии охватить столь широкий фронт работ. Образовавшуюся «дыру» пытаются «залатать» многочисленные общественные объединения социальной и медицинской направленности, но в их работе нет системы. Совершенно очевидно, что «мостиком» между медицинской и социальной службами являются социально-медицинские услуги. В них в первую очередь нуждаются люди, входящие в так называемые группы высокого социального риска:
· пенсионеры и престарелые;
· безработные;
· больные с инвалидизирующими хроническими заболеваниями;
· инвалиды;
· наркоманы;
· больные хроническим алкоголизмом;
· одинокие граждане;
· многодетные, неполные, опекунские семьи; семьи, воспитывающие ребенка-инвалида;
· сироты;
· люди в кризисной ситуации медицинского, экономического или социального характера.
При всем многообразии форм оказания поддержки лицам из групп высокого социального риска можно выделить услуги по следующим видам деятельности:
– медицинская заключается в выявлении групп риска повышенной заболеваемости; оказании первичной медико-санитарной помощи; реабилитации больных с хроническими заболеваниями и инвалидов; оказании медицинских услуг по уходу за престарелыми или хронически больными; профилактике травматизма; просветительской работе по гигиеническому воспитанию детей и подростков; обучении само- и взаимопомощи; обучении семей навыкам ухода за хронически больными и инвалидами;
– психологическая предполагает оказание психологической помощи людям в кризисной ситуации; предотвращение психологических срывов, конфликтов; выявление и восстановление утраченных социальных контактов; помощь в поисках своего места в жизни; формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни;
– социальная заключается в изучении условий жизни курируемого населения; выявлении групп социального риска; обеспечении здорового досуга, семейного отдыха; поддержке усилий социального плана, направленных на улучшение качества жизни; содействии в медицинском страховании, обеспечении нуждающихся лекарствами, предметами ухода, протезами и др.;
– юридическая предполагает организацию правовой защиты курируемого населения, контроль над пенсионным и материальным обеспечением;
– политическая включает участие в политической жизни района; постановку перед органами власти вопросов медицинского и социального характера; выступления в средствах массовой информации.
Другими словами, медико-социальная работа носит комплексный характер, когда трудно отграничить один вид деятельности от другого, когда нет более важных и менее важных аспектов работы, когда все взаимосвязано и направлено к одной цели – охране здоровья.
2.3 Организация медико-социальной работы на примере Республики Беларусь
В экономически развитых странах многие десятилетия существует звено специалистов медико-социального профиля – социальных работников (socialworker). Работа, которую они проводят, – это реальное воплощение принципов медико-социальной защиты населения, направленной на оказание конкретной помощи нуждающимся людям.
В Республике Беларусь социально-медицинская работа еще только начинает занимать свою нишу. Идет подготовка первых специалистов: социальных педагогов, социальных психологов и просто социальных работников. Их готовят Гродненский медицинский университет, Минский педагогический университет им. М. Танка, негосударственный женский институт «Энвила». Планируется дальнейшее развитие службы медико-социальной помощи, утверждение соответствующих должностей социальных работников с медицинской ориентацией в лечебно-профилактических учреждениях, их квалификационная характеристика, отлаживание системы подготовки кадров для работы в практическом здравоохранении.
При подготовке кадров социально-медицинских работников необходима трехуровневая система: специалисты с высшим, средним специальным образованием и персонал, добровольно помогающий ухаживать за престарелыми, одинокими, инвалидами. Для оказания полноценной медико-социальной помощи населению требуется одновременное участие специалистов всех трех уровней.
Специалист высшего уровня (социальный работник с высшим образованием, социально ориентированный врач) проводит оценку социально-экономической обстановки в регионе: уровень преступности, заболеваемость социально опасными болезнями (венерические заболевания, туберкулез. СПИЛ, наркомания, алкоголизм); собирает полную информацию о социальном положении населения с целью создания банка данных социальной карты региона; выделяет группы социального риска. На основании полученных данных специалист разрабатывает и внедряет программы медико-социальной помощи населению обслуживаемой территории; координирует деятельность медико-социальной службы со смежными организациями (педагоги, психологи, юристы и др.); контролирует проведение социальных мероприятий работниками среднего звена и добровольцами, участвующими в общей работе; решает другие организационные вопросы.
Медико-социальный работник среднего звена патронирует семьи и оказывает первичную медико-санитарную помощь инвалидам, хроническим больным; содействует в обеспечении медикаментами, предметами ухода, перевязочными и гигиеническими средствами; при необходимости организует консультации юриста, психолога, педагога; оказывает социально-бытовую помощь одиноким, престарелым и инвалидам; проводит санитарно-просветительскую работу, формирует устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни у детей и подростков и др.
Третий уровень социально-медицинской работы, как правило, обеспечивается за счет добровольцев (волонтеров) – студентов, верующих, представителей Общества Красного Креста, Ордена матери Терезы и других общественных объединений. Возрождение религиозных и благотворительных организаций, фондов милосердия и здоровья с их добровольческой инициативой в оказании помощи социально незащищенным контингентам – один из немногих позитивных факторов нашего времени.
В 1998 г. вступило в силу постановление об организации региональных Центров социальной поддержки семьи в рамках реализации президентской программы «Дети Беларуси». Это важный шаг по формированию службы медико-социальной помощи в республике.
В странах с развитой системой медико-социальной службы отделения медико-социальной помощи, как правило, создаются на базе амбулаторных лечебно-профилактических учреждений (поликлиник). Такой принцип формирования медико-социальных структур целесообразен по многим причинам и обусловлен прежде всего тем, что общественное здоровье зависит от решения как медицинских, так и социальных проблем.
Медицинский социальный работник, находящийся в структуре медицинского учреждения, высвобождает лечащего врача от непрофильной работы: приема больных, обращающихся для решения медико-социальных вопросов (оформление справок, медицинских карт, выписывание рецептов лекарственных препаратов по социальным показаниям и т.д.). Он может быть занят также в работе дневных стационаров при поликлинике, в отделениях для долечивания, реабилитационных центрах, медицинских учреждениях медико-социального обеспечения и др.
Таким образом, социальная работа включает широкий круг задач социальной защиты населения. Однако было бы ошибочным полагать, что весь смысл этой работы сводится к максимальному удовлетворению потребностей подопечных, решению за них и вместо них большинства их проблем, предоставлению возможно большего количества услуг. В основе любой социальной программы должны лежать вопросы здоровья. Несоблюдение этого принципа неизбежно приведет к ущербности социальной программы и снижению ее эффективности. Социальная работа не может быть полноценной, если социальные работники не будут иметь ясного представления о сущности здоровья и здорового образа жизни.
По определению ВОЗ здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия индивида. Но что понимать под словом «благополучие»? Можно ли считать состоянием физического благополучия нормальное самочувствие человека с крайней степенью ожирения? Или психическое спокойствие человека, принявшего решение покончить с собой? И кого вообще в нашем обществе можно назвать здоровым? Для ответа на эти вопросы необходимо ввести еще одно понятие – адаптация (приспособляемость). Вся наша жизнь, как в историческом плане, так и в каждом конкретном случае, представляет собой непрерывный процесс приспособления к природной и социальной среде. По теории видов Дарвина, в процессе эволюции выживали те индивиды, которые наиболее успешно приспосабливались к среде обитания, развивали те качества организма, которые позволяли сохранить жизнь и способность к размножению в изменившихся условиях.
Итак, физическое благополучие человека – это отсутствие болезненных (патологических) изменений в деятельности всех органов и систем при наличии хорошей адаптации к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.
Под психическим благополучием понимают отсутствие у человека психических заболеваний при достаточной психо-эмоциональной устойчивости в стрессовых ситуациях (адаптация к стрессу).
Социальное благополучие – умение человека адаптироваться к окружающей его социальной среде с конструктивным (созидательным) результатом.
Объединив все эти три понятия в одно, становится ясно, кого можно назвать истинно здоровым человеком. Причем человек может как наращивать резервы здоровья, так и уменьшать их – сознательно или не ведая того. Поддерживать уровень здоровья и увеличивать его резерв можно при соблюдении здорового образа жизни.
Для поддержания физического благополучия необходимо правильное, максимально разнообразное питание; соблюдение гигиенических правил для обеспечения чистоты тела; физическая активность для хорошего кровообращения и тренировки мышц; частое пребывание на свежем воздухе для обогащения организма кислородом.
Для сохранения психического благополучия следует с раннего возраста учиться самостоятельности; приобретать навыки межличностного общения; уметь доставлять себе удовольствие разнообразными, но здоровыми формами проведения досуга. На 5–7 отрицательных эмоций должна обязательно приходиться одна яркая положительная. Если этого не происходит, человек начинает подсознательно искать и использовать суррогаты положительных эмоций – наркотики, алкоголь, необузданный секс. Умение получать положительные эмоции, сохранять состояние психо-эмоционального комфорта – основа здорового образа жизни, так как физическое здоровье самым тесным образом связано с состоянием психики человека.
Уметь создать для себя социальное благополучие – важнейшая способность человеческой личности. Основной закон психологии поведения гласит: «Не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней».
На рубеже XXI века в Беларуси создались объективные и субъективные предпосылки для развития медико-социальной службы: дефицит профилактического надзора, ослабление контроля над образом жизни в детских и трудовых коллективах и т.д. В этой ситуации на помощь должны прийти социальные работники, тем более что при всеобщем обнищании многие элементарные атрибуты, способствующие поддержанию здорового образа жизни, становятся малодоступными. Но это не снижает актуальности и необходимости развития медико-социальной службы в нашей стране.
Заключение
По своей социально-ценностной сущности здоровье – это универсальное благо, имеющее смысложизненное значение для людей, обеспечивающее жизнь как высшую ценность. Ценностное содержание здоровья выражается в отношении человека (общества) к своему состоянию, детерминирующему определенные ценностные ориентации и предпочтения. Особую актуальность ценностные характеристики приобретают в условиях возрастания угрозы здоровью на планетарном уровне, динамизма в развитии человеческой популяции, специфической ситуации со здоровьем, сложившейся в современной России.
Здоровье как индивидуальная ценность – это значимость меры возможного осуществления человеком целенаправленных и осознанных действий без ухудшения своего физического, духовного и социального состояния, без потерь в степени своей социализации.
Здоровье как социальная ценность – это значимость для социальной группы степени реализации смысложизненных возможностей ее членов. Социальность, как ценностная характеристика здоровья, выражает значение определенных социальных связей, места и роли человека в решении общественных задач, что обеспечивает личности достаточный уровень социальной адаптивности.
Существует закономерная зависимость между здоровьем общества и здоровьем индивида. В здоровом обществе гармонично формируется физическое, психическое и духовное здоровье индивидов, а наличие здоровых индивидов обеспечивает достаточный уровень общественного здоровья в экономической, социально-политической и духовной сферах.
На протяжении всей истории человечества здоровье рассматрива-
лось как высшая универсальная ценность. Однако значимость физической, духовной и социальной составляющих этой ценности для общества и индивида в различные исторические эпохи была различна. Тенденция в динамике значимости названных составляющих здоровья такова: от физического через духовное к социальному.
В современных условиях переход от аспектного к целостному (интегральному) подходу к здоровью человека в значительной степени сдерживается преувеличением в существующих естественнонаучных и социобиоло-гических теориях какого-либо одного аспекта здоровья (физического или социокультурного), отсутствием социально-философских и методологических оснований его исследования. Преодоление фрагментарности в исследовании здоровья и его ценности возможно на пути использования философско – аксиологического метода – подхода и опоры на интегративные концепции. Такой путь формирует мировоззренческие и теоретические основы комплексной концепции ценности здоровья.
Гармоничность физического, психического и социального здоровья выступает одним из главных факторов личной и общественной жизни, создания высокой гуманистической культуры, рационального отношения человека к окружающей среде, формирования социальной политики государства в области сохранения и укрепления здоровья, усиления нацеленности общества на культивирование здоровья как высшей ценности.
Здоровье конкретного общества относительно, но степень его относительности ограничена определенными пределами: объективностью функций здоровья, его зависимостью от исторической эпохи, соотношением с другими ценностями, психической организацией человека. Основными принципами научной организации деятельности по укреплению здоровья выступают: целостность, историзм, преемственность, сочетание общечеловеческого и национального, принцип главного звена и др.
По показателю отношения общества к индивидуальному здоровью его членов, можно утверждать, что для современной России характерно противоречие междувсё большим осознанием его как высшей ценности и фактическим «обесцениванием здоровья как ценности». Это является следствием снижения социальной нацеленности политики государства, уменьшения расходов на здравоохранение, имущественной дифференциации населения и других социокультурных факторов, доля и роль которых значительно возрастает по сравнению с природными факторами. Это свидетельствует о росте влияния социальных причин на ценностное отношение к здоровью и личности, и общества.
Литература
1. Гаранло В.Д. Факторы риска, образ жизни населения и профилактика в системе охраны его здоровья: системный анализ понятий и их связи / Чернов, гос. мед. ин-т. – Черновцы, 1996. – 9 с.
2. Задачи по достижению здоровья для всех: Европейская политика здравоохранения. – Копенгаген: Евр. регион, бюро ВОЗ, 1993. – 322 с.
3. Лисицын Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Учеб.пособие. – М.: Медицина, 1993. – 512 с.
4. Отчет о состоянии здоровья в мире, 1995 год. Ликвидация разрывов. Отчет Генерального директора. – Женева, ВОЗ, 1995. – 140 с.
5. Пальцев М., Ярыгин В., Стародубов В. и др. // Врач. – 1996. – №10. – С. 27–29.
6. Соколов А.Ю. // Вопр. организации и информатизации здравоохранения. – 1996. – №1. – С. 17–19.
7. Соколов А.Ю., Мовчан К.А., Городецкая С Г. // Вопр. организации и информатизации здравоохранения. – 1996. – №2. – С. 3–5.
8. Социальное медицинское страхование (анализ экономической и политической ситуации) // Вопр. организации и информатизации здравоохранения. – 1997. – №4. – С. 58–67.