МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
А.С. ПУШКИНА"
Кафедра социально-медицинских дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ У УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ"
Выполнил
Денисюк Андрей Анатольевич
студент 2 курса,
социально-педагогического факультета
Научный руководитель
Леонюк Надежда Александровна
доцент, кандидат педагогических наук
Брест 2009
Содержание
Глава 1. Научные основания формирования навыков репродуктивного здоровья
1.1 Социально-педагогические аспекты репродуктивного здоровья
1.2 Особенности повышения уровня знаний о репродуктивном здоровье у школьников
1.3 Репродуктивное здоровье и поведение как медико-социальная проблема
Список использованной литературы
Введение
Выделение понятия "репродуктивное здоровье" продиктовано тем, что здоровье нации определяется, прежде всего, здоровьем лиц фертильного возраста (от лат. fertilis - плодородный; способность организма производить потомство). Это понятие было введено в 80-ых годах и, согласно определению ВОЗ, означает не просто отсутствие болезней и недугов репродуктивной системы, её функций и процессов, включая воспроизводство и гармонию, в психосоциальных отношениях в семье, но и состояние полного физического, умственного и социального благополучия.
Белорусские учёные Е.Д. Смоленко, И.М. Прищепа, О.Л. Кудина, О.А. Пересада и другие добавляют, что это означает также возможность удовлетворённой и безопасной сексуальной жизни, способность к воспроизведению (деторождению) и самостоятельному решению вопросов планирования семьи.
Охрана здоровья населения введена в ранг государственного закона Республики Беларусь. Особое внимание уделяется проблеме Охраны здоровья детей и молодёжи. Так, 2007 год Указом Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 68 был объявлен Годом ребёнка. Укрепление здоровья детей и молодёжи, профилактика девиантного поведения, ориентация на семейные традиции и ценности семейной жизни - приоритетные направления работы различных министерств и ведомств республики.
В связи с этим в течение года проводились республиканская акция "Здоровый я - здоровая семья"; мероприятия по повышению престижа здоровой семьи, акции по противодействию табакокурению, употреблению алкоголя, распространению наркотиков среди детей и молодёжи; внедрялись программы факультативов и спецкурсов по подготовке учащихся к семейной жизни, 8-й съезд акушеров-гинекологов "Репродуктивное здоровье". С целью развития новых направлений в сфере охраны здоровья был принят Указ Президента Республики Беларусь от 1 января 2008 г. № 1 "Об объявлении 2008 года Годом здоровья"
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркивает: "Сохранение, подержание здоровья молодежи сегодня - это гарантия медико-социального благополучия общества в будущем".
Цель работы: определить особенности формирования навыков репродуктивного здоровья у учащихся и студенческой молодежи
Задачи:
1. Определить теоретические особенности формирования навыков репродуктивного здоровья у учащихся и студенческой молодежи;
2. Выявить уровень информированности студентов 1-ого и 4-ого курсов по проблеме репродуктивного здоровья.
Глава 1. Научные основания формирования навыков репродуктивного здоровья
1.1 Социально-педагогические аспекты репродуктивного здоровья
Как известно, подростки представляют популяционный ресурс республики. Подростковый возраст занимает особое место в развитии и становлении человека, так как происходит биологическая и психологическая перестройка организма, адаптация к новому социальному окружению. В этот период "смятения" отмечается стремление к независимости, поиску новой идентификации, отходу от родительских взглядов и ценностей.
Гормональные процессы, происходящие в организме подростка, оказывают большое влияние на половое и эмоциональное поведение, которое временами может проявляться в агрессивности. Осознание этого обстоятельства очень важно для понимания, особенностей поведения подростка. Психологической особенностью подросткового возраста является зависимость подростка от большого числа микросоциальных (семьи, школы, ближайшего окружения) и макросоциальных (общества в целом и его культуры) факторов окружающей среды. Этому периоду свойственны стремление к быстрому познанию мира взрослых, желание мыслить по-взрослому. Социальное развитие подростка состоит в познании роли человека в обществе и путей реализации этой роли, в восприятии ценностей и норм в различных сферах жизни, в том числе в сфере здоровья.
Во второй половине XX века была отмечена акселерация девочек-подростков. Половое созревание приводит к формированию устойчивых половых потребностей, которые наряду с материальными и духовными являются мощным источником сексуальной активности. Сочетание этой тенденции с низкой контрацептивной культурой привело к росту числа абортов и заболеваний, передающихся половым путём.
Между тем Всемирной организацией здравоохранения в "Специальной программе научных работ, развития и научных экспериментов в воспроизводстве человека" (1998 г.) проблема сексуального и репродуктивного здоровья подростков была определена как приоритетное направление. Однако преобладание исключительно медицинского подхода в решении этой проблемы не позволило получить те результаты, на которые была направлена программа. [3, с.59-61].
Занимаясь анализом проблемы репродуктивного здоровья, ученые решили изучить, какими сведениями по данному вопросу располагают сами педагоги, ибо от их информированности и специальных знаний зависит качество профилактической работы с подростками.
В опросе приняло участие 30 педагогов школ г. Пинска (Брестская область). Цель опроса - выяснить, как педагоги определяют понятия "репродуктивная культура" и "репродуктивное здоровье". На вопрос о том, что такое репродуктивная культура, были получены следующие ответы:
"владение в полном объёме информацией, обеспечивающей правильный подход к проблемам полового поведения";
"усвоение знаний и их воплощение в жизнь, трансляция в сфере полового поведения";
"культура взаимоотношений между полами, принятие своих социальных функций (быть матерью, отцом), ценностное отношение к браку, семье, своему здоровью";
"культура формирования знаний о необходимости физического и психического здоровья человека для воспроизводства нового поколения";
"система мер, содействующая воспитанию и сохранению репродуктивно здоровой нации".
Как видим, в основу понятия "репродуктивная культура" педагогами положены такие общие моменты, как усвоение знаний, норм, ценностей репродуктивного поведения и адекватная их трансляция через свою социальную роль.
Понятие "репродуктивное здоровье" большинство педагогов определили правильно, но одноаспектно (или с позиции только физиологического здоровья, или с позиции только духовно-нравственного). В четырёх случаях респонденты ответили, что репродуктивное здоровье - "система мер, помогающая воспитанию и сохранению репродуктивно здоровой нации", и только два педагога - "психическое, физическое и эмоциональное здоровье, являющееся потенциалом для рождения здоровых детей и получения удовлетворения от сексуальной функции". Актуальность проблемы репродуктивного здоровья для подростков отметили 84% опрошенных. Остальные (16%) считают, что она не настолько важна, чтобы ею заниматься. [3, с.60].
Для решения проблем улучшения репродуктивного здоровья необходимо направить внимание подростков на осознание ценности репродуктивного здоровья; сформировать необходимые знания в этой области, обогатить индивидуальное сознание комплексом ценностных представлений, показать, его роль в системе ценностей.
В комплексном виде информацию, которая необходима подростку, можно представить как знания:
о семье и любви как ценности;
о здоровом образе жизни и осознании себя как человека, ответственного за сохранение своего репродуктивного здоровья;
о физическом строении организма, в частности органов репродукции, о тех изменениях, которые происходят в его организме в период полового созревания;
о репродуктивном здоровье как жизненной ценности;
о факторах, влияющих на ухудшение репродуктивного здоровья и способах его сохранения;
о сексуальных взаимоотношениях и половой культуре.
Как показывают результаты исследования, проведенного среди подростков г. Минска, молодежь заинтересована в получении знаний о репродуктивном здоровье. В значительной степени им интересна такая информация, что отображено на схеме:
□ Общее число респондентов ■ Девушки □ Юноши
Психологические аспекты взаимоотношений
Профилактика ИППП
Причины бесплодия и способы его лечения
Предупреждение беременности
Способы диагностики ранних сроков беременности
Физиологические особенности мужского и женского организма
0 10 20 30 40 50 60 70
Отношения между полами, которые интересуют подростков в первую очередь
В процессе формирования отношения к репродуктивному здоровью подросток должен овладеть важнейшими умениями:
соблюдать принципы здорового образа жизни;
регулировать свое сексуальное влечение и поведение;
сохранять свое репродуктивное здоровье;
уважать представителей противоположного пола и считаться, с их интересами, мнениями, потребностями;
владеть эмоциональной регуляцией.
Все это заставляет говорить о формировании умений безопасного сексуального поведения. Поведение, действия подростка должны быть направлены на сохранение репродуктивного здоровья. Данный компонент включает половую культуру, бережное отношение к партнеру, радость от переживания чувства любви, от поведения, направленного на сохранение своего здоровья, проявление устремленности к созданию семьи, рождению и воспитанию здоровых детей. Это как эмоциональная, так и поведенческая саморегуляция, и ряд других компонентов. [1, с.57-58].
1.2 Особенности повышения уровня знаний о репродуктивном здоровье у школьников
Формирование отношения подростков к репродуктивному здоровью как ценности диктует необходимость плотного взаимодействия специалистов разного профиля. Это важно еще и потому, что хотя многие и считают семью важным фактором нравственного и эмоционального воспитания детей и подростков, но полноценного сексуального и репродуктивного образования семья дать не может, прежде всего потому, что многие родители сами имеют низкий уровень информированности по вопросам репродуктивного здоровья. Функцию формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью выполняют другие социальные институты и, прежде всего, школа.
Школа является единственным общественным институтом, который охватывает всю молодежь, поэтому в учебных заведениях имеется уникальная возможность охватить ту возрастную группу в популяции, которой больше всего необходимо просвещение по вопросам охраны репродуктивного здоровья. Задача школы - заложить основы ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью, расставить ряд общезначимых ориентиров, избегая бестактности и навязчивости, не придавая этой сфере воспитания чрезмерно опережающего характера, но вместе с тем учитывая особенности возраста и характер физиологических сдвигов в организме в период полового созревания.
Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью является одной из форм социального воспитания в деятельности социального педагога. [1, с.52 - 59].
Как показывают результаты проведенного исследования, социально-педагогическая деятельность с подростками должна опираться на следующие факты: 60 % опрошенных (72 % девушек и 46 % юношей) считают допустимыми сексуальные отношения до брака, если есть настоящее чувство. Значительное число респондентов (27 % девушек и 46 % юношей) убеждены, что сексуальные отношения существуют для удовлетворения физиологических потребностей, а брак здесь не при чем. И лишь 2 % опрошенных считают, что сексуальные отношения допустимы только в браке. При этом 51% девушек и 46 % юношей отметили, что добрачные сексуальные отношения очень широко распространены в среде их общения; 18 % девушек и 39 % юношей, напротив, убеждены, что такие отношения не имеют широкого распространения. Затруднились ответить на данный вопрос 16 % респондентов. Лишь 6 % подростков полагают, что сексуальные отношения до брака не распространены среди молодежи.
Формы организации работы в школе в области репродуктивного здоровья могут быть разные.
Фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках таких учебных предметов, как биология, литература, обществоведение, история.
Факультативные занятия, для которых необходимы учебно-методические комплексы. Желательно, чтобы учащимся были предложены на выбор различные варианты предметов для факультативного изучения, разработанные разными авторами и авторскими коллективами.
Семинары для родителей, тематика, содержание и организация которых отвечает их запросам. Во время таких бесед нужно сосредоточить внимание родителей на том, как они могут помочь своим детям выработать навыки самостоятельного, ответственного принятия решений. При этом родители должны учитывать, что принимать ответственные решения, в частности касающиеся своего здоровья, может лишь человек, имеющий чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Именно эти качества необходимы для того, чтобы подростки могли противостоять давлению сверстников, склоняющих их к употреблению алкоголя и наркотиков, к преждевременному началу сексуальных отношений, пренебрежению мерами профилактики ИППП и СПИДа. Умение самостоятельно принять правильное решение станет гарантией того, что полученная в школе и от родителей информация действительно будет эффективно использоваться.
Школа может давать родителям книги, брошюры, другую литературу по вопросам профилактики вступления подростков в добрачные сексуальные отношения и сохранения репродуктивного здоровья подростков, предлагать списки рекомендованной литературы по этой теме, указывать, где родители могут такую литературу достать. Родителей можно привлекать к установлению связей с молодежными и общественными организациями, с которыми школа могла бы сотрудничать в области сохранения репродуктивного здоровья подростков.
Консультации для учащихся и родителей в центрах здоровья.
Работа с общественностью. Кроме школы и родителей, на формирование мировоззрения детей и подростков, на их взгляды: привычки и поведение большое влияние оказывает окружающая среда - старшие братья и сестры, знакомые, молодежные компании, особенно компании, более старших и авторитетных молодых людей; молодежные и другие общественные организации, а также то, какие взгляды и моральные ценности пропагандируют телевизионные передачи и другие средства массовой информации, реклама. [7, с.65 - 67.]
Для того чтобы повысить эффективность работы по охране репродуктивного здоровья подрастающего поколения и формированию отношения к нему как ценности, нужно распространять необходимую информацию в самых широких кругах общественности. Только совместные усилия всех заинтересованных лиц и организаций могут помочь подростку выбрать правильную жизненную позицию относительно своего здоровья.
Для этой цели могут быть предложены разнообразные формы работы социального педагога с общественностью:
побуждение школьников писать и рисовать плакаты, пропагандирующие охрану репродуктивного здоровья с тем, чтобы организовывать выставки работ в своих школах, соседних учебных заведениях, на предприятиях, в других общественных местах;
привлечение местных предприятий к пропаганде профилактики ИППП и СПИД, наркомании и табакокурения, направляя туда научно-методические материалы, разработанные социально-педагогическими службами, касающиеся данного вопроса. Необходимо сообщать предприятиям, где они могут самостоятельно ознакомиться с такой литературой;
обращение в местные библиотеки с просьбой шире рекламировать издания по данным вопросам;
налаживание сотрудничества с местными газетами и телевидением с целью освещения ими проблемы охраны репродуктивного здоровья подрастающего поколения;
привлечение к пропаганде здорового образа жизни, борьбе с алкоголизмом и наркоманией, ИППП и СПИДом молодежных и других общественных, художественных коллективов;
привлечение спонсоров среди местных предпринимателей, организаций.
Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью достигается различными путями. Однако наиболее действенны рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, лекция, работа с литературой. Эффективным методом убеждения является пример. Каждый из приведенных методов имеет свою специфику использования и может применяться в комплексе с другими.
Особое место среди различных форм работы с подростками и молодежью занимает методика "Равный обучает равного". Эффективность данной методики состоит в том, что работу с подростками осуществляют подготовленные тренеры-ровесники. Им, как известно, молодежь доверяет больше и информацию, услышанную от них, воспринимает легче и проще, чем такого же рода информацию, предоставленную более старшим поколением.
Чтобы знания, необходимые для самостоятельной защиты здоровья, сделать доступными для подростков, социальному педагогу, учителю необходимо:
самому владеть информацией о состоянии репродуктивного здоровья подростков в стране;
учитывать культурные и другие традиции, существующие как в обществе в целом, так и в регионе или отдельном сообществе, по вопросам внедрения программ по сохранению репродуктивного здоровья подростков;
знать о проблемах и потребностях подрастающего поколения, о практикуемом поведении, мнениях, существующих в подростковой среде относительно вопросов репродуктивного здоровья;
создать эффективные и постоянно действующие источники информации о сексуальном и репродуктивном здоровье;
предоставлять полную, своевременную и только проверенную информацию.
В результате совместной деятельности министерств образования и здравоохранения Республики Беларусь, международной благотворительной общественной организации "Надежда-экспресс", Фонда ООН в области народонаселения был разработан и реализуется проект "Расширение доступа молодежи к услугам и информации в области репродуктивного здоровья". В рамках данного проекта в ряде учреждений открыты Центры здоровья молодежи. Кроме г. Минска, такие центры действуют в Гродно, Гомеле, Могилеве, Витебске и Солигорске. В Минской области молодежь может получить консультацию в Вилейке, Слуцке, Молодечно, Жодино и ряде других городов.
Кроме школьных и вузовских программ, для сохранения репродуктивного здоровья подростков и молодежи в Республике Беларусь существуют консультации "Брак и семья", сексологические центры, женские консультации, центры гигиены и эпидемиологии и другие службы, на которые возложена работа по внедрению принципов здорового образа жизни. В наркологических, психоневрологических и других диспансерах введены должности подростковых врачей. Организована работа детских и подростковых акушеров-гинекологов. В г. Минске и других крупных городах нашей республики имеются "горячие" телефонные линии для подростков и молодежи, в том числе по проблемам, связанными с репродуктивным здоровьем и инфекциями, передаваемыми половым путем. Врачи и другие медицинские работники проводят беседы и читают лекции в школах, раскрывая медицинские аспекты здорового образа жизни.
В сложившейся практике в деятельности данных центров принимают участие социальные педагоги, педагоги-психологи. [2, с.68-60].
1.3 Репродуктивное здоровье и поведение как медико-социальная проблема
Прошедшие годы изменили отношение молодых людей к добрачным сексуальным связям, которые в настоящее время широко распространены в молодежной среде. Ряд исследований показывает, что к шестнадцати годам половина подростков уже имеет сексуальный опыт. К 20-21 годам доля сексуально активных молодых людей увеличивается до 80%, причем половина из них имеет опыт сексуальных отношений с несколькими половыми партнерами. Основная масса молодых людей не связывает сексуальные отношения с обязательным вступлением в брак. Эти глубинные перемены в физическом здоровье и социальном поведении, происходящие на фоне низкой информированности к ответственности как за свое здоровье, так и за здоровье партнера, сопряжены со значительным риском для репродуктивного и сексуального здоровья, которые появляются ростом числа внебрачно рожденных детей, высокой распространенностью инфекций, передающихся половым путем и высоким уровнем подростковой беременности, а так же личностными проблемами. Поэтому самыми значимыми проблемами репродуктивного здоровья по-прежнему являются ИППП, включая ВИЧ/СПИД, и аборты. [3, с.114 - 117].
В настоящее время известно около 30 инфекций, передаваемых половым путем. Согласно оценочным данным ВОЗ ежегодно в мире регистрируется 333 млн. новых случаев инфекций половых путей, причем женщины становятся жертвами этих болезней в пять раз чаще мужчин. Один миллион человек в мире ежегодно умирает от инфекций половых путей, исключая ВИЧ/СПИД.
Одной из наиболее полно регистрируемых на территории Беларуси инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), является сифилис. Пик заболеваемости сифилисом пришелся на 1996 год, когда было выявлено 21616 заболевших сифилисом, что составило 209,7 на 100 тысяч населения. С 1997 года наметилась тенденция к стабилизации и постепенному снижению заболеваемости сифилисом: в 1998 году - на 17,8%, в 1999 году - на 20,5%, в 2000 году - на 19,5%. В 2000 году было зарегистрировано 10527 новых случаев сифилиса (105,2 на 100 тысяч населения), но тем не менее, уровень заболеваемости сифилисом остается еще достаточно высоким и во много раз превышает таковой в развитых странах. По данным официальной статистики сифилис является одним из значимых заболеваний среди других ИППП в Беларуси и составляет до 30% в структуре ИППП. Одной из характерных черт является нарастание удельного веса сельских жителей в общей структуре заболеваемости сифилисом.
Длившееся в течение 4 лет снижение заболеваемости гонореей сменилось ее ростом в 1999 году (+13,1%), но в 2000 году число вновь выявленных случаев гонореи снизилось. В 2000 году зарегистрировано 7856 случая гонореи, что составляет 78,5 на 100 тысяч населения. Наблюдается ежегодное увеличение заболеваемости населения другими ИППП. Так заболеваемость урогенитальным хламидиозом составила в 1998 году 35,6 случая на 100 тысяч населения, в 1999 году - 48,9 и в 2000 году - уже 79,9 на 100 тысяч; за этот же период заболеваемость уреаплазмозом возросла с 66,7 до 112,8 на 100 тысяч населения и заболеваемость гарнереллезом увеличилась с 32,8 до 124,0 на 100 тысяч населения. Суммарное абсолютное число официально зарегистрированных случаев ИППП превысило 70000, хотя истинная распространенность ИППП гораздо выше. До 50% и более всех случаев ИППП выявляется у молодых людей в возрасте до 30 лет.
Инфекции, передаваемые половым путем, вызывают хронические воспалительные процессы половых органов как женщин, так и мужчин, резко снижая качество репродуктивного здоровья, приводя во многих случаях к бесплодию.
Последствия заражения ИППП для женщин более серьезные, чем для мужчин. Болезни, передаваемые половым путем, вызывают осложнения течения беременности, инфицированность и врожденные инфекции плода, приводят к выкидышам и мертворождению, бесплодию и, в ряде случаев - к внематочной беременности. Примерно 35% всех послеродовых осложнений обусловлено ИППП. Вирус папилломы человека является одной из причин рака шейки матки. Наличие у человека инфицированности ИППП повышает риск заражения ВИЧ в 3-22 раза.
До 1996 года Беларусь относилась к странам с низким уровнем заболеваемости ВИЧ-инфекцией, ежегодно выявлялось от 5 до 20 новых случаев в год. К началу 1996 года было зарегистрировано 113 случаев ВИЧ-инфекции. В 1996 году произошла вспышка заражения ВИЧ среди шприцевых наркоманов в Светлогорском районе Гомельской области. Всего в 1996 году было зарегистрировано 1021 случай ВИЧ-инфицирования. В последующие годы было зарегистрировано следующее число ВИЧ: 1997г - 653 случая, 1998 г. - 554 случая, 1999 г - 411 случаев, 2000 г - 527 случаев, за 5 месяцев 2001 года - 308 случаев. На 1 июня 2008 года зарегистрировано 1155 детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.
Из общего числа ВИЧ-инфицированных (3587 чел.) 2595 мужчин и 992 женщины. В возрастной структуре ВИЧ-инфицированных преобладают молодые люди (до 30-ти лет) - 80,8%, из которых молодежь до 20-ти лет составляет 16,6% (595 чел.).
Основная масса ВИЧ-инфицированных находится в асимптомной стадии. Преобладающим путем передачи инфекции является парентеральный (78,4%), связанный с инъекционным потреблением наркотиков. Прослеживается рост половой передачи ВИЧ: в 1996 году удельный вес полового пути передачи ВИЧ составлял 7,7%, в 1999 году - 30,5% и в 2001 году - 21,6%. Расширяется география распространения ВИЧ: если в 1996 году случаи ВИЧ регистрировались в основном в Гомельской области, то в настоящее время ВИЧ-инфицированные зарегистрированы более чем в 35-ти районах республики.
Одной из самых актуальных проблем охраны репродуктивного здоровья являются аборты. Во всех документах, принятых международными форумами, отмечено, что аборт не следует пропагандировать в качестве метода контроля над рождаемостью, но в тех случаях, когда аборты разрешены законом, должны быть обеспечены все условия для безопасного их проведения.
Несмотря на значительные усилия, предпринимаемые многими странами по развитию служб планирования семьи, темпы снижения числа абортов еще достаточно низкие, особенно в развивающихся странах и в странах с неустойчивой экономикой.
Согласно мировым оценочным данным:
в мире абортируется две трети всех беременностей;
из всех методов контрацепции аборты составляют 21-28%;
ежегодно в мире производится 45 млн. абортов, что составляет 37 - 40 абортов на 1000 женщин фертильного возраста;
более одной трети всех абортов являются осложненными;
аборты становятся причиной 80% случаев вторичного бесплодия;
примерно 13% всех случаев материнской смертности происходит вследствие абортов.
Миллионы женщин в мире рискуют своим здоровьем и жизнью, прерывая нежелательную беременность. Каждый год в мире производится 55 тысяч небезопасных абортов (95% - в развивающихся странах), по причине которых ежедневно умирают 200 женщин и огромное их число получают болезни и осложнения. Небезопасный аборт определяется как прерывание беременности, вызванное самой женщиной, или проведенное немедицинскими работниками, или проведенное в медицинском учреждении, но неквалифицированно и (или) в несоответствующих гигиенических условиях.
Небезопасные аборты - одна из самых драматических проблем здравоохранения как многих стран, так и в мире в целом. По данным ВОЗ в мире производится небезопасных абортов: в странах Африки - около 5 млн.; Азии - около 10 млн.; Европы - до 1 млн.; Латинской Америки и Карибского региона - 4 млн. В среднем на каждые семь родов приходится один осложненный аборт, и от 1 до 5 женщин из каждых 10, сделавших аборт, нуждаются в неотложной медицинской помощи в связи с такими осложнениями, как сепсис, кровотечение, травмы. Ежегодно от небезопасных абортов умирает 78 000 женщин и сотни тысяч получают различные болезни.
Проблема небезопасных абортов является проблемой первичного звена здравоохранения для женщин всех возрастов. Но, тем не менее, в мире прослеживается отчетливая тенденция к росту небезопасных абортов у подростков и молодых женщин в связи с все большим распространением совместного проживания без регистрации брака и недоступностью служб планирования семьи в связи с экономическими, социальными, религиозными и др. аспектами их жизни.
Правительства практически всех стран, принявших участие в Международной Конференции по Народонаселению и Развитию (Каир 1994) признали небезопасные аборты как одну из важнейших проблем здравоохранения. В резолюции конференции констатировано:
аборты должны быть безопасными, если они разрешены законом;
для лечения осложнений небезопасных абортов должны быть организованы высококвалифицированные и гуманные медицинские услуги;
должно быть обеспечено необходимое послеабортное консультирование и предоставление услуг по планированию семьи в целях охраны репродуктивного здоровья, снижения абортов и профилактики повторного небезопасного аборта.
Различают следующие уровни частоты абортов:
очень низкий - меньше 10 абортов на 1000 женщин фертильного возраста;
низкий - 10-19 абортов на 1000 женщин фертильного возраста;
средний - 20-49 абортов на 1000 женщин фертильного возраста;
высокий - 50 и больше абортов на 1000 женщин фертильного возраста;
Уровень абортов в странах Европы:
очень низкий: Нидерланды, Бельгия, Шотландия, Швейцария, Финляндия;
низкий: Норвегия, Швеция. Дания, Ирландия, Германия, Франция, Англия, Италия;
средний: Чехия, Словакия, Венгрия, Албания;
высокий: Польша, Болгария, Румыния, Греция, Турция, Россия, страны СНГ.
В Беларуси аборты разрешены законодательством, которым установлены критерии и сроки прерывания беременности по желанию женщины (до 12-ти недель беременности), по медико-социальным (до 22-х недель беременности) и медико-генетическим показаниям. С начала девяностых годов для прерывания нежеланной беременности в максимально ранние сроки начал широко внедряться метод вакуум-аспирации (или регуляции менструального цикла). В настоящее время этим методом производится до половины всех абортов.
Частота абортов на 1000 женщин фертильного возраста по регионам Беларуси (2007г.):
г. Минск - 42,0
Брестская область - 48,5
Витебская область - 40,1
Гомельская область - 53,5
Гродненская область - 33,8
Минская область - 39,2
Могилевская область - 50,0
Особенно серьезную проблему для охраны репродуктивного здоровья представляет подростковая беременность, включая аборты и деторождение. В Европейском регионе молодые люди выделены в особую группу населения, в отношении которых разрабатываются и внедряются разносторонние программы охраны здоровья, включая сексуальное и репродуктивное здоровье. Уровень подростковой беременности в большинстве стран Западной Европы колеблется от 5 до 25 на 1000 девушек возраста 15-19 лет; только в Англии он составляет 47 на 1000 девушек-подростков, что рассматривается как очень большая социальная и здравоохраненческая проблема. В России уровень подростковой беременности составляет 102 на 1000, в Беларуси: 1995г. - 74, 1998 - 67, 1999 - 60, 2000 - 54 на 1000 девушек возраста 15-19 лет.
Несмотря на снижение абсолютного числа абортов, искусственное прерывание беременности по-прежнему остается основным методом регулирования рождаемости. Высокий уровень абортов свидетельствует об очень низком уровне знаний о современных методах контрацепции, о недоступности контрацептивов и о низком качестве предоставляемых услуг по планированию семьи.
Проблемы охраны репродуктивного здоровья неотделимы от проблем охраны сексуального здоровья и должны рассматриваться исходя из равенства прав мужчин и женщин на репродуктивное и сексуальное здоровье. Человеческая личность проявляется миллиардами способов, одним из которых является сексуальность, влияющая на мысли, чувства, взаимодействия и способствующая той энергии, которая побуждает людей искать любви, контакта, тепла, близости и достигать, таким образом, психического и физического здоровья. Однако сексуальность может иногда выражаться и таким образом, когда ставится под угрозу здоровье, как отдельных лиц, так и семей (болезни, передаваемые половым путем, нежелательная беременность, насилие и т.д.).
Сексуальность человека и отношения между полами непосредственно влияют на способность молодых и взрослых людей поддерживать общее здоровье. Сексуальность человека оказывает воздействие на здоровье и развитие независимо от того, ведет она к деторождению или нет. Перед лицом опустошающих социальных и экономических издержек, эпидемии ВИЧ/СПИДа нельзя не признать, что здоровая сексуальность является ныне фундаментальным вопросом гуманитарного развития. Более того, обеспечение эффективной первичной медико-санитарной помощи в области охраны репродуктивного здоровья должно основываться на принципах укрепления здоровья каждого человека независимо от его намерений иметь или не иметь детей. Поэтому предоставление людям знаний и возможностей, которые требуются им для охраны себя и других от небезопасного выражения сексуальности, было и остается чрезвычайно важным, особенно в настоящее время в связи с ослаблением традиционных ограничений в отношении полового поведения, растущим сексуальным насилием и распространением болезней, передаваемых половым путем. Сейчас более, чем когда-либо, молодые, пожилые и другие категории населения, принадлежащие к огромному числу тех, для которых секс не является вопросом репродуктивности, должны иметь доступ к качественному санитарному просвещению.
Хотя потребности репродуктивного здоровья у мужчин и женщин отличаются по масштабу и характеру, мужчины играют особую роль в репродуктивном здоровье женщин. Но мужчины в своем большинстве плохо представляют себе потребности женщин в области репродуктивного и сексуального здоровья и не относятся к этому с должным вниманием. Поэтому все программы и службы также должны уделять особое внимание роли и ответственности мужчин в вопросах сохранения репродуктивного здоровья. От мужчин необходимо и потребовать, и помочь им взять на себя ответственность за свое сексуальное и репродуктивное поведение и свою социальную и репродуктивную роль. Необходимо, чтобы мужчины осознавали опасность, с которой сталкивается женщина в результате беспорядочных половых связей и слишком раннем начале половой жизни, при беременности и родах, особенно в подростковый период. Службы планирования семьи должны предоставлять всеобъемлющую и доступную информацию, обеспечивать гарантированный доступ каждому человеку к просвещению по половым вопросам и услугам в области планирования семьи. Только осведомленные люди могут, и будут действовать с чувством ответственности и с учетом их собственных потребностей, а также потребностей своей семьи и общества. Охрана здоровья женщины, в особенности охрана ее репродуктивного и сексуального здоровья, требует, чтобы и мужчина и женщина, составляющие пару, совместно об этом заботились и стремились помочь друг другу. [5, с.1-5].
Глава 2. Состяние информированности студентов 1-ого и 4-ого курсов о проблеме репродуктивного здоровья
С целью выявить уровень информированности о проблеме репродуктивного здоровья, на социально-педагогическом факультете Брестского Государственного университета имени А.С. Пушкина было проведено анкетирование со студентами 1-ого и 4-ого курсов. Им была предложена анкета "Мое репродуктивное здоровье", в которой нужно ответить на 18 вопросов с вариантами ответа. (смотрите ПРИЛОЖЕНИЕ 1). В анкетировании приняло участие 38 человек, из которых 36 девушек и 2 юноши в возрасте 18-19 лет и 21-22 года. Все участники сразу согласились на проведение анкеты и с большим энтузиазмом и энергичностью отвечали на предложенные вопросы.
Общие результаты анкеты в % представлены в следующей таблице:
Вопрос, № | Ответы 1 курса, в % | Ответы 4 курса, в % |
1. Репродуктивное здоровье - это…. а) способность к воспроизводству потомства; б) удовлетворение и безопасная сексуальная жизнь; в) состояние полного физического, умственного и социального благополучия |
а) 76% в) 24% |
а) 23% в) 77% |
2. Причинами нарушения репродуктивного могут быть: а) раннее начало половой жизни; б) инфекции, передающиеся половым путём; в) несоблюдение правил гигиены; г) воздержание; д) ни один из перечисленных не подходит; е) ваш вариант _______________ |
а, б, в) 12% | а, б, в) 44% |
3. Разговаривали с вами родители о репродуктивном здоровье (беременности, половых контактах, ИППП)? а) да; б) нет; в) я и так всё знаю! г) ваш вариант _______________ |
а) 47% б) 35% в) 18% |
а) 28% б) 30% в) 42% |
4. Заходит у вас в компании, группе разговор о репродуктивном здоровье, о беременности, абортах, половых контактах? а) нет; б) иногда; в) мы регулярно обсуждаем эти темы; г) ваш ответ __________________ |
а) 6% б) 65% в) 29% |
а) 12% б) 36% в) 52% |
5. Как вы относитесь к своему репродуктивному здоровью? а) каждые полгода делаю обследование; б) 1 раз в 3 года хожу к врачу; в) я вообще не понимаю, зачем беспокоиться; г) ваш ответ__________________ |
а) 59% в) 12% г) 29% |
а) 72% в) 10% г) 18% |
6. Как вы считаете, молодежь в наше время хорошо информирована о репродуктивном здоровье? а) да; б) нет; в) можно было бы и лучше; г) ваш вариант _______________ |
а) 45% в) 55% |
а) 47% б) 2% в) 51% |
7. Перечислите инфекции передающиеся половым путем, которые вы знаете. |
ВИЧ, Сифилис, Гонорея, Гепатит В |
ВИЧ, Сифилис, Гонорея, Гепатит В, Уреаплазмоз, Хламидиоз |
8. ИППП можно заразиться во время: а) купание в бассейне; б) рукопожатие; в) переливание крови; г) незащищённого полового контакта; д) не знаю. |
а) 6% в, г) 76% |
в, г) 100% |
9. Заражение ИППП можно предотвратить, используя: а) внутриматочную спираль; б) латексный презерватив; в) воздержание от сексуальных контактов; г) спринцевание после полового акта. |
а, б, в, г,) 6% б, в, г) 18% б, г) 18% б, в) 41% |
б, г) 68% б, в) 17% б) 15% |
10. Если бы у вашего друга выявили ИППП, то вы: а) больше не общались с ним; б) поддержали бы его; в) не знаю, как поступить в данной ситуации; г) ваш вариант ______________ |
а) 6% б) 59% в) 35 |
б) 72% в) 28% |
11. Как вы относитесь к ранним половым контактам: а) хорошо; б) почему бы и нет; в) категорически против; г) ваш ответ ________________ |
а) 12% б) 18% в) 59% |
б) 44% в) 56% |
12. Какой оптимальный возраст вступления в сексуальные отношения: а) 13-15; б) 16-18; в) 19-21; г) ваш вариант ______________ |
б) 53% в) 47% |
б) 64% в) 32% а) 4% |
13. Чем для вас является аборт? а) контроль над рождаемостью; б) обычное дело; в) безвыходная ситуация; г) ваш вариант ______________ |
а) 12% в) 53% г) 35% |
а) 28% в) 72% |
14. Как вы считаете, почему в наше время увеличилось число абортов: а) люди стали более безответственны; б) некоторые плохо информированы о своём сексуальных отношениях; в) я вообще считаю, что у нас этой проблемы нет; г) ваш ответ ________________ |
а) 59% б) 29% в) 12% |
а) 52% б) 48% |
15. Чем вы занимаетесь в свободное от учёбы время: а) читаете; б) слушаете музыку; в) занимаетесь спортом; г) ничем не занимаетесь. |
а, б, в) 100% | а, б, в) 100% |
16. Вы употребляете спиртные напитки: а) да; б) нет. |
а) 82% б) 18% |
а) 86% б) 14% |
17. Если вы употребляете, то: а) раз в неделю; б) раз в день; в) два раза в месяц; г) только по праздникам. |
а) 9% в) 29% г) 47% |
а) 10% в) 10% г) 80% |
18. Какие спиртные напитки вы употребляете? |
Пиво - 23% Вино - 30% Водка - 11% Шампанское - 16% Мартини - 9% Ликер - 2% Шейк - 9% |
Пиво - 30% Вино - 25% Шампанское - 10% Мартини - 5% Водка - 7% 32% вообще не употребляют |
По итогам анкетирования были получены следующие результаты. Подавляющее число респондентов 4 курса на вопрос " Репродуктивное здоровье - это…", ответили правильно: "Это состояние полного физического, умственного и социального благополучия", а с 1-ого курса всего лишь 24% студентов дали правильный ответ.
Проблема репродуктивного здоровья остро стала во всем мире, вот поэтому все силы должны быть направлены на ее решение. В первую очередь родители должны закладывать необходимые знания. На вопрос "Разговаривали с вами родители о репродуктивном здоровье", 47% первокурсников ответили "Да", в свою очередь 4 курс положительно ответил только 28%, а на вопрос "Заходит ли у вас в компании разговор о репродуктивном здоровье, о беременностях, абортах, половых контактах" − 52 % 4-курсников ответили, что регулярно обсуждают эти темы. Так же существует проблема плохого информирования, некачественная информация или просто напросто ее недостаток. Большинство студентов 1-ого и 4-ого курсов сходятся во мнении, что в наше время можно было бы лучше информировать учащихся, студентов по проблеме репродуктивного здоровья в СМИ, школах университетах, на телевидении.
Одним из нарушений репродуктивного здоровья являются ИППП. Как показало анкетирование не все студенты 1-ого курса знают, как можно предотвратить заражение, большинство написало при помощи воздержания от сексуальных контактов, но мы ведь все знаем, что ИППП можно заразиться и во время переливания крови и при использовании многократно одноразового шприца и мн. др.4-ый курс в области ИППП показал отличные результаты. На вопрос "ИППП можно заразиться во время…", все 100% респондентов ответили правильно, через переливание крови и незащищенного полового контакта, а предотвратить заражение ИППП, 86% ответили правильно.
Аборты, алкоголизм, раннее начало половой жизни, это и многое другое является так же неотъемлемой частью проблемы репродуктивного здоровья. Ѕ часть респондентов 4-ого курса и 1-ого считают оптимальным возрастом вступления в сексуальные отношения 16-18 лет. Раннее начало сексуальных отношений может привести к нежелательной беременности и как следствие к аборту. Увеличение абортов в наше время студенты связывают с тем, что люди стали более безответственные (67%), а вот 12% респондентов 1-ого курса считают, что у нас этой проблемы нет. Я с ними категорически не согласен, потому что ежегодно в мире производится 45 млн. абортов, в частности в Брестской области на 1000 женщин 48,5 случаев прерывания беременности. Эта цифра огромна, и эти 12% студентов просто не обращают внимание на такие случаи или не интересуются этой проблемой.
В нашем обществе сейчас трудно найти человека, который бы не употреблял алкоголь вообще.18% первокурсников и 14% студентов 4-ого курса ответили, что не употребляют алкоголь. Большинство употребляют, но только по праздникам. Эти данные, конечно, огорчают, но сейчас ведется очень большая работа со стороны государства, учреждений образования, медицинских учреждений по предотвращению алкоголизма. На социально-педагогическом факультете Брестского Государственного университета имени А.С. Пушкина действует волонтерское движение, которое вплотную занимается проблемами алкоголизма, курения, наркомании. Они проводят акции, флэш-мобы по предотвращению этих пагубных для здоровья человека привычек.
Во всех вопросах прослеживается тенденция, что 4-ый курс более грамотно отвечает на вопросы, давая правильные ответы. Это можно объяснить тем, что 1-ый курс еще не достаточно глубоко осознает значимость данной проблемы в современном обществе. Студенты же 4-ого курса, стали более взрослыми, начали смотреть на мир не только со стороны подростка, который желает узнать все, даже то, что запретно. Они проучились в университете 4 года, и преподаватели вложили в них очень крепкую базу знаний, при помощи которой объективно оценивают ситуацию и принимают правильное решение. В области репродуктивного здоровья 4-ый курс показал свои знания, которые, будем надеется, не будут расходится на практике с их поступками далее в непредсказуемой жизни.
Заключение
Для решения проблемы репродуктивного потенциала молодежи представляется необходимой реализация следующих медико-социальных мер.
Во-первых, "оздоровление" демографической ситуации и института семьи, то есть повышение престижа модели многодетной семьи; актуализация значимости официально зарегистрированного брака; снижение доли семей, возникших по причине наступления беременности; формирование ответственного отношения к планированию зачатия ребенка, рождению и воспитанию ребенка, как у будущих матерей, так и будущих отцов (даже в большей степени); создание установок тендерного партнерства и семейной толерантности.
Во-вторых, необходим комплекс конкретных мер по улучшению здоровья молодежи. Решение этой задачи возможно только при выполнении первой задачи. Молодежь должна понимать значение собственного здоровья как важнейшей ценности (не только индивидуальной, но и государственной!) и осознавать ключевую роль своего поведения в его формировании. Важным также представляется наличие условий для реализации установок на сохранение собственного здоровья, а именно: расширение доступа молодежи (критический возраст - 15-16 лет) к информации о планировании беременности, безопасном сексуальном поведении, получении тех или иных услуг медицинского назначения в сфере репродуктивного здоровья. На наш взгляд, необходимо обеспечить создание и поддержку социальных норм девственности до брака: такие молодые люди не должны чувствовать себя "белыми воронами" в молодежном микросоциуме.
Репродуктивный потенциал молодежи объединяет имеющиеся у общества ресурсы демографического развития, которые являются базой дальнейшего формирования социального благополучия. Не ограничиваясь количественными параметрами воспроизводства, он охватывает и его качественную сторону, отличающую воспроизводство разумной человеческой популяции. Поэтому его можно рассматривать как важнейший критерий общественного прогресса. Социальная роль системы здравоохранения в современных условиях - не только в решении внутренних задач, но и в координации усилий всего общества в направлении формирования и оптимальной реализации репродуктивного потенциала молодежи как категории общественного прогресса. Для реализации этой роли (третье направление в числе комплекса предлагаемых мер) необходимо, во-первых, понимание и поддержка приоритета социального результата деятельности системы профессионалами здравоохранения всех уровней; во-вторых, осознание необходимости подключения общества и его институтов к решению задач охраны здоровья, то есть создания в республике общественного здравоохранения. Первое требует повышения социологической культуры медиков. Второе - роста медицинской культуры общества, а учитывая важнейшую роль семьи как основного института социализации, прежде всего роста культуры семьи. И то, и другое взаимосвязано и взаимообусловлено.
Самым важным шагом на пути решения проблемы репродуктивного потенциала молодежи стала разработка и реализация Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы, которая явилась ярким примером реальных действий всех социальных институтов в направлении создания общественного здравоохранения.
Список использованной литературы
1. Гатальская Т.В. Развитие осознанного отношения к здоровью в юности // Психологический журнал. - 2008. −№2. - с.52 - 59.
2. Курило Т.И. Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью // Сацыяльна-педагагiчная работа "У дапамогу педагогу". - 2007. − №7. - с.56 - 60.
3. Ласточкина М.А. Социально-гигиеническая грамотность как фактор репрдуктивного поведения женщин // СОЦИС. - 2007. − №9. − с.114 - 117.
4. Семкина И.А. Социально-педагогические аспекты репродуктивного здоровья девочек-подростков // Сацыяльна-педагагiчная работа "У дапамогу педагогу". - 2008. − №7. - с.59 - 61.
5. Сурмач М. Рождение будущего // Беларуская думка. - 2008. − №10. − с.104 - 109.
6. Харитонова Л. А Репродуктивное здоровье мальчиков и девочек // Начальная школа. - 2008. − №9. - с.65 - 67.
7. Чугунова Н.П. Беречь здоровье учащихся - задача каждого учителя // Начальная школа. - 2008. − №9. - с.65 - 67.
Приложения
Приложение 1
Анкета "Моё репродуктивное здоровье"
Ваш пол: м / ж
Возраст: ____ лет
Репродуктивное здоровье - это….
а) способность к воспроизводству потомства;
б) удовлетворение и безопасная сексуальная жизнь;
в) состояние полного физического, умственного и социального благополучия.
2. Причинами нарушения репродуктивного могут быть:
а) раннее начало половой жизни;
б) инфекции, передающиеся половым путём;
в) несоблюдение правил гигиены;
г) воздержание;
д) ни один из перечисленных не подходит;
е) ваш вариант _______________
3. Разговаривали с вами родители о репродуктивном здоровье (беременности, половых контактах, ИППП)?
а) да;
б) нет;
в) я и так всё знаю!
г) ваш вариант _______________
4. Заходит у вас в компании, группе разговор о репродуктивном здоровье, о беременности, абортах, половых контактах?
а) нет;
б) иногда;
в) мы регулярно обсуждаем эти темы;
г) ваш ответ __________________
5. Как вы относитесь к своему репродуктивному здоровью?
а) каждые полгода делаю обследование;
б) 1 раз в 3 года хожу к врачу;
в) я вообще не понимаю, зачем беспокоиться;
г) ваш ответ__________________
6. Как вы считаете, молодежь в наше время хорошо информирована о репродуктивном здоровье?
а) да;
б) нет;
в) можно было бы и лучше;
г) ваш вариант _______________
7. Перечислите инфекции, передающиеся половыми путём, которые вы знаете?
8. ИППП можно заразиться во время:
а) купание в бассейне;
б) рукопожатие;
в) переливание крови;
г) незащищённого полового контакта;
д) не знаю.
9. Заражение ИППП можно предотвратить, используя:
а) внутриматочную спираль;
б) латексный презерватив;
в) воздержание от сексуальных контактов;
г) спринцевание после полового акта.
10. Если бы у вашего друга выявили ИППП, то вы:
а) больше не общались с ним;
б) поддержали бы его;
в) не знаю, как поступить в данной ситуации;
г) ваш вариант ______________
11. Как вы относитесь к ранним половым контактам:
а) хорошо;
б) почему бы и нет;
в) категорически против;
г) ваш ответ ________________
12. Какой оптимальный возраст вступления в сексуальные отношения:
а) 13-15;
б) 16-18;
в) 19-21;
г) ваш вариант ______________
13. Чем для вас является аборт?
а) контроль над рождаемостью;
б) обычное дело;
в) безвыходная ситуация;
г) ваш вариант ______________
14. Как вы считаете, почему в наше время увеличилось число абортов:
а) люди стали более безответственны;
б) некоторые плохо информированы о своём сексуальных отношениях;
в) я вообще считаю, что у нас этой проблемы нет;
г) ваш ответ ________________
15. Чем вы занимаетесь в свободное от учёбы время:
а) читаете;
б) слушаете музыку;
в) занимаетесь спортом;
г) ничем не занимаетесь.
16. Вы употребляете спиртные напитки:
а) да;
б) нет.
17. Если вы употребляете, то:
а) раз в неделю;
б) раз в день;
в) два раза в месяц;
г) только по праздникам.
18. Какие спиртные напитки вы употребляете?
а) водка;
б) пиво;
в) коньяк;
г) ваш вариант ____________.