О.Г. Бугрова
При проведение профосмотров в 9-х классах школ города выявлено 45 % девочек, страдающих гинекологическими заболеваниями, поэтому показана необходимость проведения занятий по половому образованию среди школьниц, что позволит снизить процент заболеваемости вдвое.
Каирская конференция по народонаселению и развитию, состоявшаяся в 1994 году, приняла концепцию по охране репродуктивного здоровья и призвала к включению этого вопроса в программы по планированию семьи. По мере развития и реализации этой концепции стало очевидно, что ключевым моментом в охране репродуктивного здоровья должна стать просветительская работа не только с женщинами, но и с сексуально активными парами.
Всемирная организация здравоохранения и ООН определили репродуктивное здоровье и его охрану следующим образом:
«Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы и ее функций и процессов. Охрана репродуктивного здоровья определяется как сочетание методов, способов и услуг, которые способствуют репродуктивному здоровью и благополучию за счет предупреждения и устранения проблем, связанных с репродуктивным здоровьем».
Хотя у специалистов имеются расхождения в представлениях о том, какие компоненты входят в охрану репродуктивного здоровья, этот перечень, как правило, включает: консультирование по вопросам планирования семьи; профилактика и лечение инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), в том числе ВИЧ/СПИДа; наблюдение в период беременности; помощь в родах; послеродовое обслуживание; рекомендации по грудному вскармливанию, питанию матери и ребенка; услуги по прерыванию беременности, а также по лечению бесплодия. В рамках деятельности по охране репродуктивного здоровья осуществляется также просвещение различных групп населения по вопросам полового созревания, менопаузы, выявления рака молочной железы, женских и мужских половых органов. В отчете Национальной академии наук ООН охрана репродуктивного здоровья была определена как удовлетворение потребностей человека в области репродуктивной жизни, когда каждый половой контакт должен быть свободен от принуждения и инфекции, каждая беременность должна быть запланированной, а каждые роды – безопасными.
Говорить о репродуктивном здоровье и репродуктивном потенциале подростков невозможно без учета соматического здоровья детей.
Если в первый класс школы приходят 27 % детей, имеющих хронические соматические заболевания, а к выпуску из школы их становится 84 %, то, естественно, репродуктивное здоровье страдает у этих детей пропорционально соматическому нездоровью.
Начиная с 1999 года мы проводили профилактические осмотры старшеклассниц Ленинградского района Калининграда по выявлению гинекологических заболеваний. В 1999 году 45 % старшеклассниц страдали гинекологическими болезнями, многие из которых носили функциональный характер. Основную группу составляли девочки, страдающие альгодисменореей, на втором месте были дети с ювенильными маточными кровотечениями, меньшую группу составили подростки с олиго- и аменореями. Эти пациентки были взяты на диспансерный учет, где получали необходимое лечение в динамике, и при обследовании в 2001 году, когда они учились в 11-м классе, количество больных детей снизилось до 25 %.
В 1999 году количество девушек-подростков Калининграда, подвергшихся операции по прерыванию беременности, превышало 1000 человек. После проведения занятий по половому образованию среди школьниц в 2000 году это количество снизилось почти в два раза. Если раньше подростки обращались за помощью по вопросам контрацепции после первого аборта, то теперь 20 % подростков обращаются в центры планирования семьи до «полового дебюта», причем приходят парами.
Самая молодая мама в нашем регионе – двенадцатилетняя девочка, которая начала половую жизнь в 6-м классе. Естественно, эта молодая мама уже выпала из среды сверстников, но в то же время и не попала во взрослую среду. Что ждет ее в будущем – трудно сказать. Когда приводишь такие факты, становится понятно, насколько необходимо заниматься половым образованием для сохранения репродуктивного потенциала подростков.
Студенты кафедры медицинской валеоэкологии, где одним из направлений научных исследований является охрана репродуктивного здоровья подростков, в школьной среде определяют уровень знаний учеников о репродукции в целом методом анонимного анкетирования, по результатам которого проводятся занятия по половому образованию и школьников, и родителей, и педагогов.
Хочется надеяться, что совместная работа кафедры со школами города даст свои результаты в недалеком будущем, о чем мы сможем судить по снижению гинекологической заболеваемости среди школьниц, уменьшению числа абортов среди подростков и повышению репродуктивного потенциала последних.
1. Беккер С. Репродуктивное здоровье: консультирование, ориентированное на пары // Планирование семьи: Международный журнал. № 3 – 4. 2000. С. 43 – 46.
2. Калиновская И.И., Леонова И.П. В XXI век – со здоровым поколением // Планирование семьи: Международный журнал. № 2. 2000. С. 29 – 31.
3. Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000 – 2004 гг. и план мероприятий по ее реализации // Материалы Министерства труда и социального развития РФ, Министерства образования РФ. № 2. С. 2 – 9.
4. Робинсон Дж. Куртланд. Репродуктивное здоровье // Международный журнал гинекологии и акушерства. № 61. 1998. С. 14 – 17.