смотреть на рефераты похожие на "Экономика предприятия"
1. Предмет и м-ды эк исследований. Эк- это наука о том, как общ-во исп-т
определ ограниченные ресурсы для пр-ва полезных продуктов и распределяет их
среди людей. Эк предпр как наука изучает действие объективных эк з-нов и
формы их проявления в специфич условиях. Она изучает з-ны, факторы и
условия, под влиянием кот эти з-ны действуют более эффективно. М-ды эк
исследований: 1. Диалектический- все явления рассм во взаимосвязи и
взаимозависимости, колич изменения приводят к кач изменениям, т.е.
происходит движение от простого к сложному. 2. Статистический- основан на
обработке массовых данных, х-х изучение данного явления м-дом группировки.
3. Монографический- изучение опыта хоз-ния, типового или передового предпр
по развитию разл отраслей. 4. Расчетно-конструктивный- определ-ся неск
вариантов решений какой-то задачи, которые затем сравниваются выбирается
лучший вариант для решения данной задачи.5. Эк-математический- на основе
быстродействующих ЭВМ определ-ся наиб оптим варианты при исп многих
переменных величин.
2. Рынок и его сущность. Рынок- это совок-ть форм взаимоотношений, связей
м/у отд самостоят принимающими решения хоз-ими субъектами, взаимод кот в
качестве покупателей и продавцов приводит к возможности обмена, т.е.
возможности продавцам продавать, а покупателям- купить необх т-р. Рынок-
это обмен, купля и продажа т-ров с пом денег. Осн элементы рынка- это т-р и
деньги. Т-р- это продукция, изготовленная для продажи, а не для собств
потребления. Деньги- это эквивалент всех физич т-ов и услуг, тоже товар.
Осн действ лица на рынке- продавец (поставщик) и покупатель (потребитель).
Рынок- это следствие общественного РТ, т.е. изготовление прод с целью
обмена.
3. Ф-ции и стр-ра рынка. Ф-ции: ценообразующая, стимулирующая 9побуждает
снижать индивид затраты труда, использовать нов технику), регулирующая
(регулирует пр-во и обращение т и усл), воспроизв-ая, информационная
(информирует о состоянии дел в хоз сфере), санирующая (очищает общественное
пр-во от эк-ки слабых, неконкурентоспособных хоз единиц), контролирующая.
Классификация рынка: 1. По элементам рын инфрастр-ры: Р т и усл, факторов
пр-ва, финансовый рынок; 2. По эк назначению объектов рын отношений: р
потребительских т и усл, р т-ов пр-го назначения, р нов изделий,
технологий, проектов, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ЦБ, рынок втор
сырья; 3.По географич расположению: местный, национальный, мировой; 4. По
степени ограничения конкуренции: свободный, рынок монополистич конкур,
олигополистический рынок чистой монополии. 5. По отраслям сфер пр-ва и
услуг: топливный, автомобильный, компьютерный, рынок хлебопродуктов и т.д.
6. По х-ам и р-рам продаж: оптовый и розничный.
4. Пром-ть и ее роль в соц-эк развитии общ-ва. Пром-ть- совок-ть большого
числа самостоят предпр, цехов и пр-в, занятых добычей, заготовкой и
переработкой сырья в гот прод. Она базируется на технологии пр-ва,
созданной чел, хар-ся непрерывностью пр-ва. В задачу пром входит изменение
кач-ва и ср-в обрабатываемых предметов труда. Важное место в пром
принадлежит решению продовольственной проблемы. Производя все виды с/х
техники, мин удобрений и ср-в химзащиты растений, она способствует
повышению урожайности с/х культур, сокращению потерь и повышению технич
оснащенности с/х пр-ва. Пром, и в 1ую очередь ее базовые отрасли
(энергетика, металлургия, хим пром, машиностроение), явл матер основой
технич процесса реконструкции всех отраслей нар хоз-ва. Недостатки развития
пром: 1. Недостаточный уд вес прогрес видов машин и обор в общем объеме пр-
ва. 2. Уровень разрабатываемой техники не соотв совр требованиям. 3. Мало
производится пром работ и малогабаритной с/х техники.
5. Отраслевая стр-ра пром-ти. Отрасль- это совок-ть самостоятельных
предпр, цехов и пр-в, хар-хся единством назначения вырабатываемой прод,
общностью технологич процесса и перерабатываемого сырья. Для формирования
отрасли пром-ти необх определить условия: наличие достаточно большого
объема рын игрока на данный вид прод, наличие прир ресурсов. Классификация
отраслей: 1. По эк назначению прод: отрасли, изгот ср-ва пр-ва, О, производ
предметы потребления. 2. По х-ру воздействия на предметы труда: добывающие-
угольная, торфяная, гидроэнергетика, Обрабатывающие- осущ-т дальнейшую
обработку сырья и материалов: металлургия, хим отрасль… 3. По ф-циональному
назначению прод: производ промежуточную прод, произв конечную прод. Все эти
отрасли в наст время объединены в группы межотраслевых комплексов: топливно-
энергетический, металлургический, металлостроение, химико-лесной комплекс,
пром-ть строит комплекса, отрасли перераб пром, входящие в состав агро-пром
комплекса. 4. По уровню концентрации пр-ва и предложения однородной прод на
отд предпр: совершенноконкурентные, монополистические, О с монополистич
конкуренции, олигополистические.
6. Совр отраслевая стр-ра пром-ти РБ и осн направления. Пром РБ начисляет в
св составе более 100 отраслей. Ведущие О: 1. Машиностроение и
металлообработка занимают 24% в общем объеме пром пр-ва. 2. Пищепром- 19%,
3. Хим и нефтехим- 14%. 4. Легкая- 9%. 5. Электроэнергетика- 8%. Наиб уд
вес в стр-ре пр-ва ВВП заним пром- 31%, транспорт и связь- 11%, торговля и
общепит- 9%, с/х и строительство- по 5.5%. Беларусь занимает среди стран
СНг 1 место по пр-ву тракторов, хим волокон и нитей. 2 место по мин
удобрениям, грузовым авто, металлорежущим станкам, холодильникам,
телевизорам, чулочно-носочным изделиям и обуви. РБ осущ-т торговлю со всеми
странами СНг и более чем со 150 странами дальнего зарубежья. Важнейшие
направления: 1. Опережение темпов роста пром пр-ва прод отрасли, изгот ср-
ва пр-ва и отрасли, изгот предметы потребления. 2. Повышение доли отраслей,
обеспечивающих технич прогресс в нар хоз-ве. 3. Изменение соотношения м/у
добывающими и обрабат отраслями пром в пользу последних. 4. Изменение стр-
ры топливной пром-ти.
7. Понятие и классификация предпр. Каждое предпр- это самостоятельный,
организационно обособленный хозяйствующий субъект произв сферы нар хоз-ва,
кот производит и реализует прод, выполняет работы пром хар-ра или
предоставляет платные услуги. Классификация: 1. Отраслевая и предметная
специализация. Хар-ся различием выпускаемой прод, в том числе ее
назначением, способом пр-ва и потребления. 1.1. Промышленные- заним
выпуском машин, обор. 1.2. с/х- по выращивании. зерна, овощей и технич
культур. 1.3. Строит индустрия и транспорт. 2 По стр-ре пр-ва.
2.1.Узкоспециализированные - изготавлив огранич ассортимент прод массового
потребления. 2.2. Многопрофильные. 2.3. Комбинированные. 3. По р-рам
предпр: малые, средние, крупные.
8. ЖЦП: создание, реорганизация, реструктуризация, санкция, банкротство и
ликвидация. 1. Создание предпр и его становление. Регистрир в соотв органах
исполнит власти. 2 способа регистрации6разрешительный, уведомительный. 2.
Реорганизация- это изменение орг-ной стр-ры упр-ия, м-т происходить в
рамках действующего субъекта хоз-ния или с послед ликвидацией старого и
регистрацией нового. 3. Реструктуризация- это выделение стр-ых
подразделений предпр с самостоят балансом и р/сч, но без образования юр
лица. 4. Санация- фин оздоровление предпр. 5. Банкротство- последн стадия
несостоятельности объекта хоз-ния. Фин несостоятельность удостоверяется
судом, неспособность субъекта хоз-ния оплатить предъявл док-ты или
превышение статуса долговых обязательств над им-вом субъекта хоз-ни. Дело о
его фин несост открывается либо по заявлению самого клиента, либо его
кредиторов. Назначается фин-хоз экспертиза. При принятии решения о
признании хоз субъекта банкротом суд образует ликвидационную комиссию, она
обязана: известить кредиторов о ликвидации субъекта хоз-ния, Сосредоточить
все деньги на одном счете в банке, составить отчет о им-ве Ф, включая наход
под залогом, подготовить план ликвидации, поэтапно осущ-ся ликвидация
собственности, предоставление инф и ходе ликвидации, составляется отчет и
ликвидационный баланс. По окончанию ликвидации Ф исключается из гос
реестра.
9. Хоз-правовые формы предпр. ЧАСТНЫЕ ПРЕДПР в РБ создаются в рез-те
приватизации гос предпр частными лицами, путем возникновения нов предпр. Им-
во ЧПр формируется за счет его владельца, получ им доходов, а также др
источников, незапрещенных з-ном. Прод, произвед на ЧП, доходы, получ от ее
реализ принадлежат исключительно его владельцу. +: полная самостоятельность
действий, конфидециальность деят-ти, низкие издержки на орг-цию и упр-ие пр-
вом. --:огранич фин возможности для расширения и совершенствования пр-ва,
отсутствие специализированного менеджмента. ГОС ПРЕДПР- им-во кот
принадлежит гос-ву. Им-во м-т создаваться за счет бюдж ассигнований,
вкладов др гос предпр или др источников. +: значит фин возможности дл
расширения и совершенствования пр-ва за счет ср-в бюджета, высокая
кредитоспособность, исп-ие высококвалифицированных специалистов в области
менеджмента. --: интересы раб не совпадают с интересами гос-ва. ХОЗ ТОВ-ВА-
это форма предпринимат деят-ти при кот им-во предпр формируется за счет
вкладов неск граждан и юр лиц, кот объединяются для совм хоз деят-ти на
основе договора м/у ними. Полное- все участники несут по его обязат полную
неогранич ответственность. Коммандитное- один из уч несет полную ответств,
и хотя бы один- ограниченную. Акционерно-коммандитное- члены вносят св долю
путем приобретения акций- переходная форма к АО+: высокая степень
ответственности по обязательствам делает ХТ надежным партнером, несложная
стр-ра и с-ма упр-ия, возможность привлечения капиталов др инвесторов. --
:нестабильность фин-ия, отсутствие четкого проф упр-ия, непривлекательность
полной ответственности, кот часто приводит к разорению мелких и ср
собственников.
10. АО, сущ-ть, значение. В связи с переходом РБ к рын отнош получило развитие нов орг-ной формы хоз-ния- АО- это объединение, созданное по соглашению юр и физ лиц путем объединения их им-ва и ср-в с цель. осущ-ия хоз деят-ти. АО им уставной фонд, разделенный на определ число акций, равной номин ст-ти и несущ ответственность по обязательствам т-о за счет св им-ва. АО бывает открытым (акции распредел-ся путем открытой подписки и продажи) и закрытым (среди лиц, подписавших договор о совм деят-ти, преобревших эти акции). Цели создания АО: для привлечения доп ср-в в виде сбережений членов труд кол-ва, для укрепления матер-технич базы и соц-культ уровня, превращает раб-ов предпр в его совладельцев, повышении их матер заинтересованности в экономном выполнении работ, повышение ответственности руководителей и специалистов за рез-ты деят-ти предпр перед труд кол-вом.
11. Содержание и образование акций. Акция- это ЦБ, удостовер участие
владельца в делах учредителя и дающая право на получение соотв доли
прибыли. Акция обеспеч владельцу долю во владении предпр. Фин сумма,
обознач на акции, предст собой ее номин ст-ть, а цена, по кот она продается
на рынке обозначает ее курс. По хар-ру распр акции м.б.: 1. Именные- А с
указанием ее владельца, распр в порядке открытой подписки.1.1.
Привилегированная- А. дивиденд кот фиксируется в виде твердого %, выплач-ся
в 1ю очередь, незав от величины прибыли предпр. Не дает право голоса ее
владельцу, не участв в упр-ии. 1.2. Простая- А не с фиксир дивидендом, р-р
кот определ-ся общим собранием акционеров, после утраты фиксир % держатели
им право участвовать в упр-ии АО. 2. А на предъявителя- не содержит имени
ее держателя. 3. А труд кол-ва- держателем м.б. т-о раб-ки данного предпр.
4. А предпр- распр среди др предпр и орг-ций.
12. Права и обязанности акционеров. Права: 1. держатели акций им право за
каждый год хранения акций получать дивиденды, быть избранными членами упр-
ия и его председателями. 2. Ежегодно заслушивать на собрании акционеров
отчет по работе предпр за прошедший год и задачи на буд. 3.Требовать от рук-
лей и специалистов отчета о невыполнении плана прибыли. 4. М-т ставить
вопрос о досрочном замещении рук-ва, если оно не справилось с планом по
прибыли. Обязанности: 1. Соблюдение произв и технологич дисциплин. 2.
Бережно относиться к собственности предпр, не допускать ее порчи, вносить
предложения по улучшению хоз деят-ти, направленной на увеличение прибыли.
3. Бережно хранить акции, не передавать их др лицу, т.к. при этом акции не
погашаются и по ним не выплачиваются дивид-ды. 4. При выплате дивид сверить
содержание акций с паспортными данными, указанными на корешке. 5. Если раб-
к увольняется, то он обязан погасить акцию, в случае смерти акционера акция
передается наследникам. 5. Если акционеры раб-т на предпр и общ ст-ть
личных и наслед акций не превышает мах, Ио они им право хранить их и
получать по ним дивид, если сумма превышает мах, то они обязаны превышающую
сумму погасить.
13. Упр-ие АО. Органы упр-ия: Собрание акционеров, сов диреков совет
правления, наблюдательный совет, дирекция. Полномочия собрания акционеров:
изменение и доп устава, изменение уст фонда, определение орг-ной стр-ры и
правил, избрание и отзыв членов выбран органов, утв год отчетов АО,
создание, реорганизация и ликвид АО, принятие реш о прекращении деят-ти.
Общ соб в праве наделить правление общ-ва решением вопросов, отнесенных к
компетенции собрания. Нельзя без собрания: принятие устава и внесение в
него изменений, избрание членов выборочного органа, принятие реш о прекращ
деят. Правление предст интересы акционеров на период м/у собраниями.
Полномочия: орг-ция собрания акционеров, подписание контрактов, утверждение
договоров и сделок, р-р кот не превышает 25%, контроль за деят-тью
дирекции. Состав упр-ия: председатель, его зам, 2 члена упр-ия. Члены
дирекции и ревизной комиссии не м.б. членами упр-ия. Члены упр-ия в теч 24
мес после прекращения деят-ти не м.б. уволены с данного предпр. Дирекция-
исполнит орган, несет отчет перед упр-ием и собранием акционер. Состав:
директор, его зам, глав бух, нач юр отдела. Полномочия: осущ-ие текущ
управл деят-ти, обеспечение вып-ия решений собрания, упр-ие им-вом АО,
распоряжение его капиталом, несет ответственность за деят-ть АО, заключ
договора, выдает доверенности, открывает счет в банке.
14. Сущность, цели и задачи разгосударствления, его направления. Разгосуд и
приватизация гос собств явл одним из направлений перехода эк РБ к рын
отношениям. Разгосуд- это процесс формирования многоукладной смешанной эк,
децентрализованного упр-ия, освобождение гос-ва от ф-ции прямого гос упр-
ия. Принципы: добровольность, эк заинтересованность труд коллективов и отд
граждан, гласность, соблюдение интересов гос-ва и населения. Осн критерии:
сокращение принудит гос з-нов, расширение свободной продажи продуктов на
рынке, либерализация цен, конкуренция товаропроизводителей, обеспечение эк
ответственности за рез-ты хоз деят-ти.
15. сущ-ть, принципы и источники приватизации. Приватизация- передача гос-
ом права собственности на предпр, им-ые комплексы и др им-во гражданам и
юр лицам, деят-ть кот основана на негос собственности. В рез-те ПР гос-во
утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами хоз
собственности, а гос органами- права упр-ия ими. Способы ПР: 1. Выкуп
арендного им-ва арендным предпр. .2 Продажа объектов на аукционе и по
конкурсу. 3. Продажа гос доли акций и АО, преобразованных из гос и арендных
предпр негосуд-ыми юр и физ лицами. Принципы: 1. сочетание возмездного и
безвозмездного способа ПР. 2. Дифференциация м-дов, форм и процедур Пр. 3.
Право каждого гражд РБ на часть безвозмездно предоставленной собственности.
4. Предоставление определ соц гарантий членам труд кол-ва ( уменьшение ст-
ти приватизир им-ва на 20%, ЗПЛ и дивиденды не облагаются налогом). 5.
Принцип гласности процесса ПР. Цели, кот д.б. достигнуты за счет ПР:
усиление стимулов к труду, повышение пр тр, эфф-ти пр-ва, предприним деят-
ти, устранение бесхозности, уменьшение масштабов коррупции и теневой эк,
возрождение общечел-х ценностей.
16. Методы и способы приватизации. 2 этапа: 1. Изучение законодательной базы, кот необх для того, чтобы убедиться, что предпр не попадает под к- либо ограничения. Если инициатором проведения Пр выступает коллектив, то подготовительная работа начин-ся с создания инициативной группы в составе представителей планового, фин отдела и бухгалтерии, и председателя профсоюзного комитета. Инициативная группа готовит след док-ты: отраслевая принадлежность, место нахождения предпр, численность раб с разбивкой по категориям сложности работы, стр-ая хар-ка предпр, срмес ЗПл, балансовая, восстановительная и остаточная ст-ть ОФ, ст-ть обор ср-в, номенклатура выпускаемой прод, степень вредности и тяжести труда, отчетн и прогнозир пр тр и рентабельность, р-ры фондов эк стимулирования и др фондов, экологическое состояние предпр. 2. №17
17. М-ды определения ст-ти объектов приватизации. Предварительная
подготовительная работа завершается проведением собрания труд кол-ва для
ознакомления с подготовит док-ами, а так же с тем, что будет иметь член
труд кол-ва от приватиз предпр. Составл чек-формат к приложению на приватиз
данного предпр. Чек содержит: 1. Общ сведения о предпр и ассортименте пр-ой
прод. 2. Сведения об активности предпр, определ его колич и качеств хар-р.
3. Территориальная хар-ка предпр (площадь занимаемой территории и хар-ка
строений). 4. Хар-ка рынка сбыта производ прод, а также рынка осн видов
потребляемого сырья и матери. 5. Осн эк показатели развития предпр (пр-сть,
рентаб, прибыльность) за 2 последних года, предшествующих ПР.
18. Орг-ция и порядок проведения приватизации гос им-ва предпр.+№16, 17
Приватизация- передача гос-ом права собственности на предпр, им-ые
комплексы и др им-во гражданам и юр лицам, деят-ть кот основана на негос
собственности. В рез-те ПР гос-во утрачивает право владения, пользования и
распоряжения объектами хоз собственности, а гос органами- права упр-ия ими.
Способы ПР: 1. Выкуп арендного им-ва арендным предпр. .2 Продажа объектов
на аукционе и по конкурсу. 3. Продажа гос доли акций и АО, преобразованных
из гос и арендных предпр негосуд-ыми юр и физ лицами. Принципы: 1.
сочетание возмездного и безвозмездного способа ПР. 2. Дифференциация м-дов,
форм и процедур Пр. 3. Право каждого гражд РБ на часть безвозмездно
предоставленной собственности. 4. Предоставление определ соц гарантий
членам труд кол-ва ( уменьшение ст-ти приватизир им-ва на 20%, ЗПЛ и
дивиденды не облагаются налогом). 5. Принцип гласности процесса ПР. Цели,
кот д.б. достигнуты за счет ПР: усиление стимулов к труду, повышение пр тр,
эфф-ти пр-ва, предприним деят-ти, устранение бесхозности, уменьшение
масштабов коррупции и теневой эк, возрождение общечел-х ценностей.
19, Сущность и основные признаки предпринимательства. Предприним-во-
самостоятельная инициативная деят-ть, осущ-ся на св страх и риск и под св
имущественную ответственность, основанная на частной собств и напр на
получение прибыли. Для орг-ции любой предпр деят-ти необх: ОФ, обор ср-ва,
ден капитал, технология, инф, сам человек. Основу предприним деят-ти
составляют рын отношения, основанные на частной собств. Признаки: 1.
Самостоятельность- независимость хоз субъектов при осущ-ии любых видов деят-
ти, незапрещенных з-ном. 2. Комм свобода- предприниматель самостоятельно
определяет пути, способы и цену реализации т-ра. 3. Личная
заинтересованность в свободе выгоде. 4. Личная ответственность за рез-ты
труда, за нарушение договорных, налоговых расчетных и кредитных
обязательств. 5. Добровольность, свободное привлечение ресурсов, найм и
увольнение раб-ов. 6. Свободное распределение прибыли. 5. Добровольность,
свободное привлечение ресурсов, найм и увольнение раб-ов. 6. Свободное
распределение прибыли. 5. Добровольность, свободное привлечение ресурсов,
найм и увольнение раб-ов. 6. Свободное распределение прибыли. 5.
Добровольность, свободное привлечение ресурсов, найм и увольнение раб-ов.
6. Свободное распределение прибыли. 5. Добровольность, свободное
привлечение ресурсов, найм и увольнение раб-ов. 6. Свободное распределение
прибыли. 5. Добровольность, свободное привлечение ресурсов, найм и
увольнение раб-ов. 6. Свободное распределение прибыли. 5. Добровольность,
свободное привлечение ресурсов, найм и увольнение раб-ов. 6. Свободное
распределение прибыли.
20. Виды предприним деят-ти. 1. Производственное- распр в осн на пр-во и
потребление т и усл. 2. Коммерческое- распр на обмен, распределение и
потребление т и усл, 3. Финансовое- на их обращение, обмен ст-ти. Пр-ая
деят-ть самая сложная. В условиях пр-ой деят-ти, осущ-ся выпуск прод, т-ов,
работ, усл. дух ценностей. При этом ф-ция пр-ва явл основной, а сбыт прод
играет второстепенную роль. Коммерческое создается для осущ-ия сбыта прод,
хар-ся тов-ден, торгово-обменными операциями, сделками по купле и продаже т-
ов. В комм предприним нет необходимости обеспечивать пр-ыми ресурсами-
приобретаемые матер ресурсы покупают уже в виде гот прод, кот затем
реализуется потребителю. 2 требования к комм деят-ти: реализационная цена т-
ра д.б. выше, чем покупная, Д.б. достаточный спрос на данный вид т-ра. Фин
предпр- объектом купли-продажи явл деньги, валюта, ЦБ. Занимаются комм
банки, фондовые биржи, предприятия, орг-ции и отд граждане-предприниматели.
21. Малые предпр. Осн этапы орг-ции предпринимательства. Одна из гл задач
малого предприн-ва- преодоление монополии на развитие прод. Цель создания:
активизация стр-рной перестройки эк, насыщение потребит рынка т-ами,
расширение конкуренций, преодоление отраслевого и регионального
монополизма, создание доп раб мест, развитие небольших городов. Этапы: 1.
Отбор людей и изучение конъюнктуры рынка. 2. Гос регистрация предприним. а)
с образов юр лица- предпр, б) без образования юр лица- ИП. 3. Открытие
р/сч в банке. 4. Выдача лицензии. Критерии отнесения к МП: срспис числ раб,
в кот помимо постоянных работ учитыв раб по договорам подряда и
совместительству. ( пром-ть, строительства, транспорт- не больше 100 чел,
с/х, наука- 60, др отрасли- 50). 2. Объем валового прод. 3. Р-р П как в
странах ЕС. Преимущества: освобождение крупн и ср предпр с массовым и
крупно-серийным пр-ов пром прод от выпуска изделий мелкими сериями,
создание большого числа раб мест и привлечение своб населения, способность
обеспеч конкурентного хар-ра пр-ва и его демократизацию. Проблемы:
отсутствие поддержки гос-ва, огранич фин возможности, трудности в матер-
технич обеспечении, несовершенность зак-ва в области малого бизнеса,
отсутствие опыта деят-ти в рын стр-рах, отсутствие руководителей-
менеджеров, знающих специфику мал предпр.
22. Гос предпр. им-во кот принадлежит гос-ву. Им-во м-т создаваться за счет
бюдж ассигнований, вкладов др гос предпр или др источников. Различают: гос
предпр, вход в республиканскую собственность, коммунальные гос предпр,
принадл местным органам власти. Доходы, получ гос предпр, принадлежат гос-
ву, а не членам труд кол-ва, кот явл наемными раб и получают ЗПл в соотв с
ценой раб силы и в зав от р-ров труд. +: значит фин возможности дл
расширения и совершенствования пр-ва за счет ср-в бюджета, высокая
кредитоспособность, исп-ие высококвалифицированных специалистов в области
менеджмента. --: интересы раб не совпадают с интересами гос-ва. Органы упр-
ия: труд кол-в, совет труд кол-ва, дирекция, зам директора и специалисты
стр-ых подразделений
23. Частные предпр. ЧАСТНЫЕ ПРЕДПР в РБ создаются в рез-те приватизации гос предпр частными лицами, путем возникновения нов предпр. Им-во ЧПр формируется за счет его владельца, получ им доходов, а также др источников, незапрещенных з-ном. Прод, произвед на ЧП, доходы, получ от ее реализ принадлежат исключительно его владельцу. +: полная самостоятельность действий, конфидециальность деят-ти, низкие издержки на орг-цию и упр-ие пр- вом. --:огранич фин возможности для расширения и совершенствования пр-ва, отсутствие специализированного менеджмента. Факторы, сдерживающие предпринимательство в РБ: отсутствие у большинства граждан первонач капит для создания предпр, сложность получения кредитов, неразвитость рынков ср-в пр-ва, незаинтересованность предпринимателей в пром пр-ве.
24. Хоз тов-ва. это форма предпринимат деят-ти при кот им-во предпр
формируется за счет вкладов неск граждан и юр лиц, кот объединяются для
совм хоз деят-ти на основе договора м/у ними. Отличит особенностью ХТ от др
хоз-правовых форм явл то, что один или неск-ко участников обязательно несут
неограниченную ответственность по обязательствам тов-ва. Полное- все
участники несут по его обязат полную неогранич ответственность.
Коммандитное- один из уч несет полную ответств, и хотя бы один-
ограниченную. Акционерно-коммандитное- члены вносят св долю путем
приобретения акций- переходная форма к АО+: высокая степень ответственности
по обязательствам делает ХТ надежным партнером, несложная стр-ра и с-ма упр-
ия, возможность привлечения капиталов др инвесторов. --:нестабильность фин-
ия, отсутствие четкого проф упр-ия, непривлекательность полной
ответственности, кот часто приводит к разорению мелких и ср собственников.
25. Произв кооперативы. комм орг-ция, участники кот обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деят-ти и нести ответственность по его обязательствам в равных долях. Его фирменное название должно содержать наименование и слова «произв кооператив». Число членов не д.б. менее 3х. Учредит док-т- устав, утверждаемый общим собранием его членов, кот должен содержать сведения о паевом взносе, порядке их внесения; хар-ре и порядке труд участия его членов в деят-ти кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по личному труд участию; о порядке распределения прибыли и убытков, р-ре и условиях ответственности членов кооператива по его долгам, о составе и компенсации органов упр-ия, порядке принятия ими решений. Высший орган упр-ия- общее собрание его членов. К о единогласному решению его членов м-т преобразовываться в ХТ или общ-во, а также в унитарное предпр в случаях, когда в его составе осталось менее 3х чел. Унитарное предпр- ком рог, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником им-во, кот не м.б. распределено по вкладам.
26. Совместные предпр. совм пр-енно-хоз деят-ть партнеров 2х или нескольких стран, хар-ся объединением знаний, усилий, ср-в в сфере пр-ва и сбыта прод, НТ, инвестиционной и др видов деят-ти. Осн цели и задачи создания совм предпр заключ-ся в привлечении в страну передовых технологий, прогрессивного сбыта орг-ции и упр-ия пр-вом, иностр капитала, в получении иностр кредитов на льготных условиях, наполнение внутр рынка, увеличение запасов свободно-конвертируемой валюты. Совм предпр существенно влияет на структурную перестройку эк страны, вносит определ вклад в увеличение общих объемов пр-ва, рын т/о, создает благопр среду для развития конкуренции, обеспечивает стимулы к высокоэфф труду. Предлагая св прод для реализации, СП способствует более полному удовлетворению потребит спроса населения. Они создают нов раб места, привлекают и внедряют прогресс технологии, увеличивают запасы свободно- конвертируемой валюты. Для государства польза от СП заключается в поступлении доходов в местный и центральный бюджет.
27. Новые орг-ые формы объединений (концерн, консорциум, хоз ассоциация,
союзы). Концерн- это форма объединения самостоят предпр, связ посредством с-
мы участия в капитале, фин связей, договоров об общности интересов,тесного
производственного сотрудничества. Входящие в концерн компании номинально
остаются самостоят юр лицами в форме АО или иных хоз общ-в или товариществ,
а фактически подчинены единому хоз руководителю. Вертикальный концерн-
объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью
технологич процесса пр-ва гот прод (горнодобывающие, металлургические и
машиностроит). Горизонтальный- концерн, объединяющий компании одной
отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же
стадии пр-ва. Консорциум- временный союз хоз-но независ фирм, целью кот м.
б. разные виды их скоординированной предпринимат деят-ти, чаще для
совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения. Орг-ция
К оформляется соглашением, К м-т создаваться с образ и без образ юр лица.
Организационно-правовой формой К в виде юр лица может быть АО или другие
хозяйственные общества. В рамках к-ма участниками не формируется никаких
орг-ых стр-р, за исключением небольшого аппарата (например, совета
директоров консорциума). Компании, входящие в к-ум, полностью сохраняют св
эк и юр самостоятельность, за исключением той части деят-ти, кот связана с
достижением целей к-ма. Часто консорциумы являются бесприбыльными орг-ми.
Цель создания: объединение усилий для реализации конкр проекта, обычно в
сфере своей осн деят-ти, осуществление науко- и капиталоемких проектов, в
том числе междунар, или совместное проведение крупных фин операций по
размещению займов, акций. Ассоциация — добровольное объединение юр или физ
лиц для достижения общей хоз, научной, культ-й или к-либо другой некомм
цели. Создается в целях кооперации деят-ти рекомендательного х-ра; члены
ассоциации (союза) сохраняют св хоз самостоят-ть и права юр лица. А. не
отвечает по обязательствам св членов; члены асс-ии несут субсидиарную
ответственность по ее обязательствам в р-ре и порядке, предусмотренными
учредит док-ами ассоциации; члены асс-и вправе безвозмездно пользоваться ее
услугами.
28. Холдинговая компания, картель, СЭЗ. Холдинг компания (англ. holding
владеющий)- акционерная компания, использующая св капитал для приобретения
контрольных пакетов акций др компаний с целью установления контроля над
ними. Каждое из предпр, вход в Х, получает условия для собственного
развития, поддерживает жизнедеят-ть другого - внутри всех направлений
выстроены четкие пр-ые связи и цепочки. Преимущества - возможность
перемещения фин потоков, рабочих и матер ресурсов, оптимизация
налогообложения, создание единого инженерного центра, бухг и сбытовых
подразделений, оперативность в принятии решений. Картель- объединение
фирм одной отрасли, кот вступают м/у собой в соглашение, касающееся разл
сторон комм деят-ти компании- соглашение о ценах, о рынках сбыта, объемах
пр-ва и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма раб силы и
т.д. СЭЗ- это составная часть хоз комплекса страны, спец выделяемая на
конкр историческом этапе и им-ая особые эк условия для конкр цели эк
развития страны. Цели создания: включение страны в межд РТ и увеличение
выпуска конкурентоспособной прод на эксп, насыщение внутр рынка
заинтересованной страны определ прод, замещающей импортные т-ры,
обеспечить ускоренное внедрение в пр-во отечеств и иностр НТ разработок, с
дальнейшим исп-ием их рез-тов на всей террит страны, стимулирование эк
развитии к-либо территории страны или конкр национ отрасли пр-в. Осн
задачи: рост занятости, опробование нов м-дов хоз-ния, стимулирование
экспорта пром т-ров, получение валютной выручки. Свод торг зоны, зоны пром
обработки, технико-внедренческие, сервисные (оффшорные).
32. Сущность комм и хоз расчета: определение, принципы. ХР- эк категория,
отражающая отношения в области пр-ва, распределения, обмена и потребления
прод. Цель: рачительное ведение хоз-ва, соблюдение режима экономии,
окупаемости затрат и обеспечение рентаб пр-ва. Охватывает все сферы произв
отношений, кот строятся на основе таких стоимостных форм как т-р, цена,
с/с, ст-ть, деньги, прибыль. Принципы? окупаемость затрат и самофин-ние,
гос регулирование эк и самоупр-ие кол-ва, матер заинтересованность кол-ва и
каждого раб в конечных рез-тах пр-ва, матер ответств кол-ва и раб за
конечные рез-ты пр-ва. Комм расчет ведется в интересах получения прибыли,
ХР- нацелен на вып-ие гос планов. КР ликвидир админ-командн с-му и обеспеч
предпр реальн эк самостоятельность, т.е предпр само фин-т ден ср-ва на
приобретение матер рес и оплаты труда раб, само определяет, какую прод
производить с учетом конъюнктуры рынка, и само реализ прод с учетом выгоды.
33. Сущ-ть, формы и принципы коллект подряда. Колл подряд направлен на
увеличение эфф пр-ва, увеличение выхода гот прод, улучш ее кач-ва,
повышает ответственность каждого раб за рез-ты хоз деят-ти. Виды: Бригадный- осущ в бригаде, кот д.б. по р-ру не б 15-20 чел. Прим в строит бригадах,
кот сдают объекты под ключ и в теч определ времени отвеч за кач-во работы.
Звеньевой подряд- внутри бригады создаются звенья (5-10чел), специализир по
выпуску разл видов прод. Семейный подряд- в общепите и с/х. Личный подряд-
когда раб бригады берет на себя обязательства по пр-ву прод. Для этого ему
выделяют необх ср-ва, определяют с-му оплаты труда и он производит и сдает
прод производителю. Арендный подряд- наиб эфф форма кол подряда, основан на
им-нном найме, когда арендатор становится владельцем осн ср-в за оплату.
Принципы: кол оплата труда с учетом вклада каждого раб в общий рез-т,
установление небольших по численности раб труда (5-10чел), т.к. практика
показала, что при большой численности бригада становится неуправляемой,
обеспечение техникой и др ср-ами пр-ва с таким расчетом, чтобы вся осн
работа по пр-ву прод выполнялась силами одного кол-ва, добровольный принцип
вступления в кол-в на основе подачи заявления каждым раб-ом,
самостоятельность подрядных кол-вов в решении пр-ых вопросов с одноврем
увеличением ответств за вып-ие технологии пр-ва, договорная форма отношений
м/у кол-ами и администрацией.
34. Аренда и арендный подряд как формы развитого комм расчета. Аренда- осущ-
ие им-го найма или договора, при кот арендатель сдает др арендатору осн ср-
ва пр-ва во временное пользование за определ плату. Различают: аренду
помещений, оборудования, предприятий (т.е сдаются в аренду не отд части им-
ва, а единый им-ый комплекс, при такой аренде в состав арендного им-ва
включ осн фонды по остаточной ст-ти и собств обор ср-ва предпр. Арендные
отношения исп-ся в 2х формах: 1. Целевая аренда- арендаторы берут у предпр
за определ плату ср-ва пр-ва для создания продукта по заказу предпр. 2.
Полная аренда (свободная)- арендатору выделяются осн ср-ва пр-ва для
создания прод, кот арендатор реализует по св усмотрению с учетом эфф-ти
разл каналов реализации. Арендные отношения хар-ся признаками:
самостоятельность арендатора в орг-ции пр-ва, матер заинтересованность
(ответственность) арендатора за исп-ие взятых в аренду ср-в пр-ва, прямая
зависимость доходов раб-ка от конечных рез-тов их деят-ти, установление на
заранее определ срок арендной платы, самостоятельность (полная или
частичная) арендаторов за реализацию произвед прод.
35. Методика расч арендной платы. . 1. Линейный м-д ст-ть объекта*годов
норма амм (год сумма амм отчислений). 2. Метод суммы чисел лет: напр, срок
исп-ия 5 лет, следовательно сумма чисел полезного исп-ия=1+2+3+4+5=15.
1год=5/15*100%. Получившийся % * на ст-ть объекта. 2год=4/15*100% и т.д. 3.
Произв-ый м-д на изготовление прод: затраты на 1ед прод=ст-ть объекта/объем
пр-ва прод. Получ сумму * на нужное кол-во ед. 4. Произв м-д на транспорт:
ст-ть преобрет транспорта*пробег в теч срока эксплуатации. Получ сумму * на
пробег в отч году. 5. М-д уменьшаемого остатка. 1год: год сумма амм
отчислений=ст-ть*год норму отчислений в %. 2год: амм начисляется от разницы
амм ст-ти объекта и суммой начисл за 1год и * на год норму отчислений в 5.
3год:ст-ть объекта-сума начисл за 1год-за 2год и * на год норму отчислений
в %. 4год:То же самое, что и 3, но еще отнимается и сумма амм отчислений за
3год. 5. То же самое, что и 4 но еще отнимается и сумма амм отчислений за
4год. Амортизацию заменить на аренду.
36. Понятие, классификация и стр-ра ОФ. Средства труда (машины,
оборудование, здания) совместно с предметами труда (сырье. материалы,
топливо) образуют ср-ва пр-ва. Выраженные в стоимостной форме ср-ва пр-ва
явл пр-ыми фондами предпр. различают осн и обор фонды. Осн пр-ые фонды
предст собой средства труда, участвующие в процессе пр-ва длит время и
сохраняющие при этом св натур форму. Стоимость их переносится на гот прод
частями, по мере утраты потребит ст-ти. Обор фонды- это те ср-ва пр-ва, кот
целиком потребляются в каждом новом пр-ом цикле, полностью переносят св ст-
ть на гот продукт и в процессе пр-ва не сохраняют св натуральную форму. Сущ
непр-ые фонды- им-во соц назначения. –жилые дома, столовые, базы отдыха. В
зав от пр-го назначения ОФ делятся на группы: здания, сооружения,
передаточные ср-ва, машины и устройства, трансп ср-ва, инструменты, произв
инвентарь и принадлежности, хоз инвентарь. Эти группы образуют акт (передат
устр-ва, машины и обор) и пасс (здания. сооружения, трансп ср-ва) части
ОПФ. Соотношение м/у отд группами и частями ОПФ хар-ет их стр-ру, имеющую
важное значении в орг-ции пр-ва. Наиб эфф-на та стр-ра, где больше удельный
вес акт части. На стр-ру ОПФ влияют такие факторы, как специализация и
концентрация пр-ва, особенности пр-го процесса, уровень механизации и
автоматизации, геогр размещение предпр.
37. Износ, оценка и амм ОПФ. 2 вида износа ОФ: моральный (изменение ст-ти
машин и обор под влиянием сокращения общественно-необх затрат на их воспр-
во- мор износ 1ой формы; 2ой формы- это уменьшение ст-ти в рез-те внедрения
нов, более прогрес и эк эфф-х машин и обор) и физич (постепенная утрата ОФ
св первонач потребит ст-ти): полный (действующие фонды ликвидируются и
заменяются новыми) и частичный (возмещается путем ремонта). Амортизация-
это ден возмещение износов ОФ путем включ части их ст-ти в затраты на
выпуск прод. 1. На=(Фнг+К+Д-Л)/Т; Д-демонтажное обор, Т-срок службы. 2.
А=На*Фсг. 3. На=(Фнг+К+Д-Оо)/Фнг*Т, Оф- Остат ст-ть ОФ. 4. На=(Фнг-
Л)/Фнг*Т*100%. Величина амм отчислений определ-ся 3мя м-дами: 1.
Равномерный- когда из справочника берется год норма амм отчислений и, зная
сргод ст-ть ОФ, расчит На. 2. М-д ускоренной амм ОФ. Когда первые 3 года
примен-ся повышенные нормы, позвол-ие перенести на с/с порядка 2/3 их
первонач ст-ти, а оставшаяся после этого ст-ть переносится по одинаковым На
по каждому из оставшихся лет службы в пределах принятого амм периода. 3.
Неравномерная амм. Большая часть ст-ти обор включ в издержки пр-ва в первые
годы эксплуатации. Это позволяет в усл инфляции быстрее окупить сделанные
затраты и направить их на дальнейшее обновление парка оборудования. 1.
Линейный м-д ст-ть объекта*годов норма амм (год сумма амм отчислений). 2.
Метод суммы чисел лет: напр, срок исп-ия 5 лет, следовательно сумма чисел
полезного исп-ия=1+2+3+4+5=15. 1год=5/15*100%. Получившийся % * на ст-ть
объекта. 2год=4/15*100% и т.д. 3. Произв-ый м-д на изготовление прод:
затраты на 1ед прод=ст-ть объекта/объем пр-ва прод. Получ сумму * на нужное
кол-во ед. 4. Произв м-д на транспорт: ст-ть преобрет транспорта*пробег в
теч срока эксплуатации. Получ сумму * на пробег в отч году. 5. М-д
уменьшаемого остатка. 1год: год сумма амм отчислений=ст-ть*год норму
отчислений в %. 2год: амм начисляется от разницы амм ст-ти объекта и
суммой начисл за 1год и * на год норму отчислений в 5. 3год:ст-ть объекта-
сума начисл за 1год-за 2год и * на год норму отчислений в %. 4год:То же
самое, что и 3, но еще отнимается и сумма амм отчислений за 3год. 5. То же
самое, что и 4 но еще отнимается и сумма амм отчислений за 4год.
38. Показатели исп-ия ОПФ. 1. Фондоотдача. Фо=ВП(объем вып прод)/ОФ. 2.
Фондоемкость Фе=ОФ/Вп=1/Фе. 3. Фондорентабельность. Фр=Прибыль/ОФ*100%. 4.
Фондовооруженность. Фв=ОФ/Числ Персонала. 5. Сргод ст-ть ОФ. Фсг=Фнг+Фввод-
Фвывод. 6. Сргод ст-ть Фс.ввод=Сум Фввод*Тi/Т, Тi-месяц ввода ОФ, Т-кол-во
мес в году. 7. Сргод ст-ть Фс.вывод=СумФвывод(12- Тi)/12. 8. Коэф съема
прод с 1см2. Ксм2=ВП/см2. 9. Коэф исп-ия ОФ по мощности.
Кинт=ВПфактич/ВПмах; Кэкст=Тфакт/Тплан; Кинтегр=Кинт*Кэкст. 10. Коэф
обновления ОФ=ст-ть вновь введенных ОФ на определ период/ ст-ть ОФ на конец
того же периода. 11. Коэф выбытия ОФ= ст-ть выб ОФ за определ период/ ст-ть
ОФ на нач того же периода. 12. Кгодгости=остат ст-ть первонач ст-ти. 13.
Кизноса ОФ=начисл амм/первонач ст-ть ОФ.
39. Пути лучшего исп-ия ОПФ. 1. Улучшение орг-ции пр-ва и труда и
ликвидация внеплановых простоев. 2. Сокращение времени и повышение кач-ва
ремонта. 3. Вовлечение в работу бездействующих ОФ. 4. Модернизация и
автоматизация обор. 5. Повышение квалифик кадров. 6. Совершенствование
техники. 7. Быстрое освоение проектных мощностей. 8. Улучшение кач-ва
подготовки сырья и матер к процессу пр-ва. 9. Сокращение внутрисменной
потери обор. 10. Ликвидация целодневных простоев. 13. Совершенствование
технологии пр-ва, освоение передовых приемов работы.
40. Понятие, состав и стр-ра об ср-в. Об ср- это ден ср-ва, находящиеся в
распоряжении предпр и предназначены для образования обор фондов и фондов
обращения. Они постоянно находятся в обеспечении процесса пр-ва и реализ
прод, одновременно находятся на всех стадиях кругооборота ср-в. Состав: 1.
Обор фонды- это ср-ва пр-ва, кот целиком потребляются в каждом новом пр-ом
цикле, полностью переносят св ст-ть на гот прод в процессе пр-ва не
сохраняя св натур форму. Состав ОбФ: пр-ые запасы, Незаверш пр-во, расходы
буд периодов, полуфабрикаты собств изготовления, прошедшие обработку в
одном цехе, но подлежащие обработке в др. 2. Фонды обращения- это гот прод
на складе предпр, т-ры, отгруженные для продажи, но не оплаченные
покупателем, деньги на р/сч, вложения в краткоср ЦБ. Соотношение отд эл-тов
ОС или уд вес каждого Эл-та предст стр-ру ОС. Факторы, кот влияют на стр-ру
об ср-в: специфика предпр, уровень концентрации и специализации, НТП,
географич размещение предпр, х-р и степень совершенствования технологии орг-
ции пр-ва, продолжит-ть пр-го цикла, уд вес матер затрат в общей сумме
затрат на пр-во. Собственные ОС- уставной фонд, бюджетное фин-ие,
направляемое на прирост норматива собств обор ср-в, прибыль предпр от хоз
деят-ти, устойчивые пассивы). Заемные ОС- кредиты банков, привлеченные обор
ср-ва, кот привлекаются предпр из св собств фондов, ассигнования из бюджета
или кредиторская задолженность предпр по неоплаченным в срок счета, задолж
по платежам в бюджет по выданным кредитам, векселям, задолж по ЗП с
населением.
41. Показатели исп-ия ОС. 1. Оборачиваемость ОС: исчисл в днях и хар-ся
периодом, за кот ОС предпр совершают 1 оборот. О=С*Д/Р. С-ср остаток
нормированных ОС, Д-длительность оборачиваемости, Р- объем реализ прод. 2.
Коэф оборачиваемости ОС: Ко=Р/С. Он показывает, ск-ко оборотов совершают ОС
за отч период. Чем больше оборотов, тем лучше они исп-ся. 3. Коэф загрузки
оборудования. Кзо=С/Р. Показ ск-ко ОС приходится на руб реализ прод. Чем
меньше, тем лучше они исп-ся. 4. Коэф эфф-ти Кэфф=П/С. Он показывает, ск-ко
прибыли прих-ся на руб ОС. Чем больше прибыли прих-ся, тем эфф-ее исп-ся
ОС.
42. Пути ускорения оборачиваемости обор ср-в. 1. Совершенствование орг-ции матер-технич обеспечения за счет приближения предпр к поставщикам сырья и матер. 2. Ликвидация сверх нормативов запасов сырья, топлива, незавеверш пр- ва и доведение их до min необх р-ров. 3. Сокращение норм расходов матер ценностей, применение более дешевых матер без ухудшения кач-ва и внешнего вида прод. 4. Сокращение длит-ти пр-го цикла, совершенствование технологии выработки научной орг-ции пр-ва и труда. 5. Сокращение времени пребывания прод на складе. 6. Сокращение времени пребывания матер ценностей в пути.
43. Нормирования потребности в ОС. Для обеспеч-я бесперебойного выпуска и
реализ прод, в целях эфф-ти исп-ия ОС на предпр осущ-ся их нормирование.
Факторы, кот учитываются при нормировании: 1. Условия снабжения предпр
товарно-матер ценностями. 2. Орг-ция пр-ва: длит пр-го цикла, номенклатура
выпуск прод. 3. Условия реализ прод. Значение нормирования: 1. Правильно
обеспечение норматива ОС обеспечивает бесперебойность технологич процесса и
реализ прод. 2. Позволяет эфф исп-ть ОС на каждом предпр. 3. Обоснованные
нормативы ОС способствуют укреплению режима экономии, выявлению и исп-ию
внутрихоз-ых резервов. 3 м-да нормирования: 1. Аналитический- предусм
анализ наличных тов-матер ценностей с послед извлечением из них
избыточных.2. Коэффициентный - состоит из действующих нормативов, собств ОС
в соотв с изменением показателей пр-ва. 3. М-д прямого счета- это научно-
обоснованный расчет нормативов по каждому Эл-ту нормированных ОС.
44. Источники формирования ОС. Располагая ОС предпр м-т производить
расчеты с поставщиками за приобретенные у них ср-ва и предметы труда, с раб-
ами и служащими по ЗП, с банками- за пользование ссудами, с бюджетом- по
оплате за пр-ые фонды и др платежи. Наличие ОС им большое значение для
создания нормативных условий пр-ой и фин деят-ти предпр, поэтому
рациональна орг-ция ОС им первостепенное значение для всей к работы предпр.
1. Собственные ОС- уставной фонд, бюджетное фин-ие, направляемое на прирост
норматива собств ОС, приб предпр от хоз деят-ти, устойчивые пассивы
(задолженность по ЗП) и min резервы предстоящих платежей. 2. Заемные ОС-
кредиты банков, предпр-смежников, привлеченные ОС, кот привлекаются предпр
из собств фондов, ассигнования из бюджета или кредиторская задолженность
предпр по неоплаченным в срок счетам, задолженность по выданным кредитам,
векселям, задолж по ЗП с населением.
45. Сущность, показатели и м-ды измерения пр-ти общ-го труда. Пр-ть тр- это
кол-во прод, изготавливаемое в ед раб времени или затраты раб времени на пр-
во ед прод. От уровня пр тр зависит объем пр-ва прод, численность пр-го
персонала, его ЗПл, с/с прод, доход предпр. Для хар-ки исп-ся индивид
(выработка- учитывается т-о живой труд непосредственно затраченный на
изготовление прод) и общие показатели, а также обратный показатель-
трудоемкость. Индивид пр тр: часовая- отношение объема выпущенной прод к
отработанным Ч-Ч, дневная- отношение объема выпущенной прод к отработанным
Ч-Д, годовая- отношение объема выпущенной прод к численности пр-го
персонала. Обществ пр тр=НД/пром-произв персонал. 3 способа определения пр
тр: натуральный (если выпускают 1 вид прод. М-о определить потребность
предпр в сырье, матер, обор), условно-натуральный , стоимостной.
Трудоемкость прод- затраты раб времени на ед прод. : 1. Технологическая-
все затраты труда осн раб. 2. Обслуживание пр-ва- трудоемкость обслуж пр-ва
определ-ся затратами труда вспомогат и обслуж рабочих. 3. Производственная-
сумма 1 и 2. 4. Упр-ие пр-ом- затраты труда руководителя и специалистов. 5.
Полная- совокупность всех трудоемкостей.
46. Экономическое и соц значение роста пр тр. 1. С ростом пр тр
увеличивается выпуск прод, увеличивается р-р ЗПл раб-ов. 2. С ростом пр тр
сокращаются затраты труда на ед прод, что сопровождается снижением с/с и
увеличением прибыли. 3. С ростом пр тр сокращаются админ- упр расходы,
приходящиеся на ед прод. 4. С ростом пр тр увеличивается прибыль предпр и
гос-ва. 5. Чем выше уровень пр тр каждого раб-ка, тем более обеспеченным
д.б. не т-о настоящее. но и будущее.
47. Пути повышения роста пр тр. Уровень пр тр определ-ся качеством и кол-
вом произведенной прод в ед времени. 2 пути, за счет чего м-о повысить пр
тр: 1. Экстенсивный- за счет сокращения фонда раб времени. ФРВ=Чр*Пс*Кс/Т.
Чр- числ раб, Пс- продолжит смены. Кс- кол-во смен, Т- трудоемкость.
Факторы увеличения роста пр тр: 1. Матер-технич: технологии, автоматизация,
внедрение нов технологий. 2. Орг-ые- связаны с упр на предпр. 3. Эк:
налоги, кредитно-ден политика, ценовая политика. 4. Соц- создание
благоприятных условий труда на предпр.
48. Сущность прибыли и ее формирования. П предпр- важнейший показатель эфф-
ти его деят-ти, источником фин-ия пр-ых и соц расходов, доп вознаграждения
раб-ов. За счет П выплач-ся доходы по акциям, гасятся кредиты. Добиться
увеличения м-о за счет улучшения кач-ва пр-ой прод, роста объема пр-ва,
роста пр тр, применения более соверш технологий. П предпр обеспечивает вып-
ие ф-ций: оценка итоговых показателей деят-ть предпр, стимулирующая (явл
фин рез-том и осн Эл-том формирования фин ресурсов), важнейший источник
формирования бюджетов всех уровней, источник расширенного воспр-ва предпр,
роста ст-ти капитала. Виды: 1. П от реализ прод, раб, усл- разница м/у
отпускной ценой с с/с прод и налогами, вход в эту цену. Прп=Выр от реализ-
с/с-НДС-Акцизы. 2. БП=Прп+Проф+Пот внереализ доходов-Уот внереал дох. В
Приб от внереал доходов включ: П прошлых лет, выявленную в отч году, доходы
от дооценки т-ров, от сдачи им-ва в аренду, поступления дебит
задолженности, полученные штрафы, неустойки, % получ по банковским счетам
предпр, дивиденды по ЦБ, принадлежащим предпр. У от внереал дох: недостачи
матер ценностей, штрафы. пени. неустойки, отрицательные курсовые разницы в
иностр валюте, потери от стих бедствий, судебные сборы. 3. Налогооблагаемая
П= БП-Пльготн-Ннедвиж. Пльготн- не облаг налогом: на развитие пр-ва,
создание доп раб мест, благотворительность, противопожарные мероприятия,
охрана окр среды.
49. Порядок распределения прибыли. БП распред в: 1. Фонд потребления- исп-
ся на фин-ие соц нужд и матер стимулирование раб-ов, выплату премий, не
связанных с пр-ыми показателями, оказание матер помощи, оплату путевок,
лечения, медик для раб-ов и членов их семей. Носят безвозмездный хар-р. 2.
Фонд накопления- на приобретение и строительство ОФ пр-го и непр-го
назначения и осущ-ние др капит вложений, кот не носят безвозвратный хар-р.
За счет ФН фин-ия расходы, кот носят безвозм хар-р: на проведение НИР,
природоохр мероприятия, расходы сверх установленных норм, расходы на выпуск
ЦБ, взносы на создание др предпр, уплата штраф санкций в случае занижения
или скрытия П, нарушения требов по охране окр среды. 3. Резервный фонд-
предназначен для покрытия непредвиденных потерь, вызв стих бедств и др
причинами.
50. Рентабельность прод и пр-ва. Рентаб (норма П)- это показатель,
определяющий эфф-ть деят-ти Ф, выражающий относит величину П и хар-ий
степень отдачи ср-в, исп-ых в пр-ве. Определ-ся в % и в абсол величинах. 1.
Р пр-ва хар-ет отдачу авансированных в пр-во ср-в и начисляется как
отношение БП к ст-ти пр-ых фондов и собств обор ср-в. Р пр-
ва=БП/(ОФ+ОСсобтв)*100%. 2. Рпрод= БП/с-с*100%. 3. Рвыручки=БП/Вреализ
прод*100%. 4. Ркапиталовложений=БП/К*100%.
52. Кадры предпр. Труд рес предпр- это раб-ки, прошедшие спец подготовку,
им-ие опыт и навыки в труде и занятые на предпр. Персонал предпр- это кадры
(труд коллектив), это совок-ть раб-ов, входящих в его спис состав. По хар-
ру вып-ых ф-ций персонал подразделяется на 4 категории: 1. Рабочие- раб,
занятые пр-ом прод, услуг, ремонтом, перемещением грузов. (основные,
вспомогательные). 2. Руководители- раб, заним должности руководителей
предпр и их стр-ых подразделений (функц служб), их заместители. 3.
Специалисты- раб, выполняющее инженерно-технические, эк и др ф-ции. 4.
Технич исполнители- раб, осущ-ие подготовку и оформление док-ов, хоз
обслуживание.
53. Стр-ра кадров. Стр-ра труд рес цеха или участка хар-ся соотнош разл
категорий раб-ов в их общей численности. ^Рi=Pi/P*100%, Pi- кол-во итых раб
в той или иной профессии в общей стр-ре раб-ов. Р- среднеспис числ раб.
Расчит-ся на основании сргод численности раб-ов. Стр-ра кадров определ-ся и
анализируется по каждому подразделению, а также м-т рассм по таким
признакам, как возраст, степень вып-ия норм и т.д. Коэф оборота раб силы.(
по принятым и уволенным) расчит-ся как отношение принятых и уволенных раб-
ов к срспис числ раб за определ период. Коэф текучести- расчит путем
деления выбывших раб за определ период по причинам нарушения труд
дисциплины, по собств желанию на срспис численность раб этого периода. Коэф
устойчивости персонала- отношение числа раб, постоянно состоящих в спис
составе в теч года в годовой срспис численности раб-ов.
54. Занятость. В наст время в РБ безработица- 4%. Безраб хар-ся
невозможностью трудоспос населения, желающего работать, вступить в труд
отношения для получения компенсации за труд и обеспечения св существования.
Виды: 1. Технологическая- связана с переходом к нов поколениям техники и
технологии, автоматизации и механизации ручного труда. 2. Структурная-
закрытие устаревшего предпр, сокращение выпуска прод ряда отраслей. 3.
Конверсионная- связана с сокращением армии и занятых в отрасли военной эк-
ки. 4. Эк-кая- носит постоянный хар-р, обусловленный колебанием рын
конъюнктуры, поражением т-производителя в конъюнктурной борьбе. 5.
Молодежная- возникает на 2х этапах в жизни чел: после окончания школы и
после получения проф образования. 6. Скрытая- наблюд в тех сферах, где раб-
ов больше, чем треб для выпуска конечной прод. 7. Застойная- когда
способные к труду люди не м-т и не хотят устраиваться на работу.
55. Налоги, осн понятия, ф-ции и принципы налогообложения. Налогообл- давно
известный способ пополнения гос бюджета. Налоги оказ воздействие на фин
состояние субъекта. Большой налог гнет изымает ресурсы, тем самым сдерживая
пр-ое развитие. Ф-ции: Финансовая (фискальная)- заключ в безвозм изъятии
части дохода в бюджет с целью выполнения гос-ом задач эк-ой и соц политики.
Регулирующая (стимулирующая)- с ее пом гос-во сдерживает или развивает отд
отрасли эк-ки. Принципы: Всеобщность, обязательность, равнонапряженность,
допустимость, стабильность, налоги д.б. уменьшаемыми (отменяемыми), если
они сдерживают потребление, налоги должны стимулировать пр-во и не
сокращать тот объем фин ресурсов, кот м.б. использован для развития.
56. Классификация налогов. 1. По назначению: общие- на общего-ые нужды, специальные- им строго определ цели (целевые налоги и сборы). 2. По м-ду исчисления: Пропорциональные (твердый н-г)- если ср налог ставка остается неизм незав от р-ра дохода. Регрессивные- если она понижается по мере роста дохода. Прогрессивная- повышается по мере роста величины дохода. 3. По способу изъятия: Прямые- устанавливаются непоср на доход или им-во (+: дает постоянный верный доход, прост в исчислении и изъятии, носят постоянный х- р; --: дает небольшой доход гос-ву), Косвенные- на т-р, услуги и фиксир в цене т-ра (+: весьма доходно для гос-ва;--: сдерживает эк свободу, т.к. его введение затрагивает интересы производителя, сдерживает потребительский спрос, сложность исчисления и изъятия). Прямые: 1. реальные (земельный, на недвиж, Экологич, чернобыльский), 2. Личные (на прибыль, на доходы, подоходный) Косвенные: акцизы, НДС, тамож пошлины, налоги на эксп и имп, местные.
57. Налог с-ма РБ. Совок-ть налогов, методика их исчисления и способы изъятия образ налог с-му. Стр-ра, в кот м-о уместить все налоги, состоит из прямых и косвенных. ПРЯМЫЕ: 1. Прямые реальные- взимаются исходя из внешних признаков (площадь зем участка, Остат ст-ть недвижимости, р-р выброса загрязняющих вещ-в). 1.1. Земельный- облагаются земли с/х назначении, насел пунктов, лесного фонда, водного фонда. Р-р платы определ от качества и местоположения и не зависит от рез-тов эк и хоз деят-ти. Плательщики- юр и физ лица. 1.2. На недвижимость
58. Сущ-ть и содержание нормирования труда. Нормирование труда – это
установление необх затрат раб времени на изготовление ед прод или ее
выработки в ед времени. Норма труда- это мера его затрат, установленное
задание в определ условиях отдельных работ, пр-ых операций или ф-ций одним
или группой раб-х, им-х соотв квалификацию, профессию, специальность. Явл
основой для расчета величины пр-го цикла, пр-ой мощности, загрузки
оборудования. Норма времени- это величина затрат раб времени, установленная
для вып-ия единицы работ одним или группой раб-ов. Измер-я в Ч-М,Ч-Ч,Ч-
Д.Твр=Тшт+Тпз;Тшт= То(основное)+ Тв(вспомогательное)+ Торг(оргобслуж)+
Ттех(техничобсл)+Тпт(неустранимых перерывов)+Тот(отдых ). Оперативное
время: Топ=То+Тв. Тобслуж=Торг+Ттех. Тшт=Топ+Тобс+Тот. Норма выработки-
установленный объем работы, кот работник должен выполнить в ед времени.
Нв=Т*Ч/Нвр; Т-период, на кот устанавливается Нв, Ч-кол-во исполнителей.
Т.к. обычно Нв устанавливают на смену, то: Нв=Тсм/Нвр. Норма обслуживания-
кол-во производственных объектов, кот раб-й обязан обслужить в теч ед раб
времени. Но.=Нвр*А*К. А-кол-во ед работы. К- коэф, учитывающий выполнение
раб ф-ций не учтенных Нвр. Норма численности- установленная численность
раб-ов, необх для вып-ия конкр пр-ых ф-ций или объема работ. Нч=Q/Но, Q-
объем работ в данном цехе, на участке.
59. М-ды технич нормирования. 1. Аналитический- основан на предварительном
изучении труд процесса, эфф-ом исп-ии техники и раб времени в целях
выявления резервов сокращения затрат труда и повышения его пр-ти. 1.1.
Аналитически-исследовательский- необх затраты времени определ на основе
исследования этих затрат непосредственно на раб местах и их анализа. 1.2.
Аналит-расчетный—необх затраты времени определ-ся по заранее устан
технически обоснованным нормативам времени. 2. Суммарный- - норма труда
определ-ся в целом на всю работу или операцию без расчленения ее на Эл-ты,
труд процесс не анализируется, рациональность приемов, м-дов труда и
затраты времени на их выполнение не изучаются.
60. Фотография раб места, хронометраж, методика проведения, обработки и
анализа данных. ФРМ- вид наблюдения, при кот замеряются и изучаются все
затраты раб времени в теч раб смены или определ ее части. Цели выполнения:
выявление недостатков в орг-ции труда, получение исходных данных для
разработки нормативов подготовительно-заключ вр, на отдых и личные
надобности. , установление норм обслуживания и нормативов численности
рабочих, выявление причин невыполнения или значит перевыполнения норм
выработки(времени) отд рабочими. При проведении фотографии раб времени
фиксируют длительность работы и перерывов в той последовательности, в кот
они протекают. В наблюдательный лист записывают наименование выполняемой
работы или хар-р перерыва. Оперативное время указывают суммарно, др затраты
раб времени- поэлементно. Наблюдение ведут с пом часов и хроноскопа.
Хронометраж- способ наблюдения, при кот изучаются циклически повторяющиеся
элементы оперативной или подготовительно-заключительной работы, или работы
по обслуживанию раб места. Цель: установление норм времени и получение
данных для разработки их нормативов, проверка кач-ва действующих норм. М.б.
непрерывным, выборочным и цикловым.