смотреть на рефераты похожие на "Рынок: понятие, структура, инфраструктура"
Московский государственный университет коммерции
экономический факультет
2-й курс
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Экономическая теория»
Тема: «Рынок: понятие, структура инфраструктура»
Работу выполнила
Студентка
Рыбак Ирина Александровна
Преподаватель: профессор экономических наук,
Заведующий кафедрой
Богославцев А.С.
Пятигорск 2001
План реферата
1. Понятие рынка. 3
2. Структура рынка. 8
3. Инфраструктура рынка 9
Литература: 24
1. Понятие рынка.
Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по
свободноскладывающимся ценам.
Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу
купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях
плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и
ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально-
экономических проблем.
Классификация рынков:
1) По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.
2) В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.
3) По механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государствено-регулируемый и планово-регулируемый рынки.
4) По уровню насыщенности различают: равновесный ( по объему и структуре), дефицитный и избыточный
В процессе регулирования общественного воспроизводства рынок выполняет шесть функций:
1) Информационная, т.е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.
2) Посредническая. В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могу обмениваться результатами своего труда.
3) Стимулирование эффективного хозяйствования, рационального использования органических ресурсов человеком и обществом.
С помощью механизма равновесных цен: а) максимально оптимально формируются структурные пропорции и объем производства; б) обеспечивается рациональное распределение органических производственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические способы производства и достигается минимизация издержек при высоком качестве продукции.
4) Распределения и обмена. Обеспечивается распределение и обмен между группами общества.
5) Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением.
6) Функция санирования. Через механизм конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.
Социальное рыночное хозяйство.
Социальное рыночное хозяйство - это хозяйство базирующееся на принципах
свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы
раскрытия и процветания личности. Оно обеспечивает стремление к
рационализации капиталовложения, готовность к расширению потребления.
Социальный смысл рыночного хозяйства заключается в том, чтобы любой успех
экономики служит лучшему удовлетворению нужд и потребностей общества.
Социальное рыночное хозяйство как концепция политики государства нацелена
на свободное, экономически эффективное , прочное, социальное и
справедливое устройство экономики и общества.
Для социального рыночного хозяйства характерен подход к рынку как элементу
регулирования и управления экономикой. В системе социального - рыночного
хозяйства термин рыночное хозяйство означает как можно более полную
децентрализацию организации управления производством и потреблением через
рынок сбыта, равенство шансов, эффективность и экономическую свободу.
Экономическая мощь рыночного механизма опирается на децентрализованном и
свободном выборе профессии, на возможности свободного принятия решений в
отношении потребления и производства товаров, на самостоятельном принятии
решений об использовании доходов и собственности.
Открытость по отношению к нововведениям и эффективность информационной
системы рынка сбыта, характеризуемого постоянной конкурентной борьбой,
быстрее и лучше всего позволяет нащупать новые потребности, а также
обеспечить решения стратегических задач.
Координация отдельных решений осуществляется посредством регулирования цен,
которые образуются под влиянием спроса и предложения, механизм цен оказался
высокоэффективным инструментом координации управления. Расширение процесса
принятия решений производителями в целях приспособления к рыночным
условиям не гарантирует ошибок. Однако оно мешает принятию крупномасштабных
решений.
Решающей предпосылкой для функционирования механизма цен является
конкурентная борьба. Информация, предоставленная в рыночном процессе, по
своему содержанию и объему намного шире и полнее чем в условиях
централизованного управления.
Для социально-рыночного хозяйства характерна конкуренция.
Главная цель конкурентной борьбы состоит в том, чтобы продукты
экономической деятельности не оставались в руках производителей слишком
долго.
Результаты НТП должны передаваться всем потребителям.
Вследствие конкурентной борьбы прибыль субъектов, разработавших новые
технологии, ограничена во времени. Субъекты, догоняющие пионеров, в ходе
конкурентной борьбы лишают пионеров их преимуществ. Поэтому прочная
прибыль в условиях непрерывной конкуренции достижима у тех, кто стремится
к инновациям. Большой вред рыночной экономике наносят ограничения
конкурентной борьбы.
В чем состоит социальный аспект рыночного хозяйства.
Он состоит:
1. в полной ответственности каждого человека за семью, коллектив и общество;
2. в равенстве интересов, обеспечиваемом государством, в том числе за счет бесплатного образования в школах, средних, высших и специальных учебных заведениях;
3. в многочисленных правах населения в управлении различными органами самоуправления;
4. в наличии многочисленных защищенных прав в случае аварии на производстве и в наличии трудового законодательства;
5. в выполнении государством социальных функций посредством обеспечения деятельности механизма перераспределения доходов в рамках пенсионного страхования, страхования по болезни, а также существует множество мер в пользу наименее обеспеченных людей и людей попавших в беду.
Рыночное хозяйство имеет социальный эффект постольку, поскольку оно за
счет своей эффективности само по себе создает необходимые предпосылки для
максимально возможного уровня общего благосостояния.
Эффективность рыночного хозяйства повышается, если государство проводит
политику его регулирования.
Задачи государства при регулировании социально-экономических процессов.
1. Создание надежного правопорядка, в рамках которого возможно принятие децентрализованных решений, то есть урегулирование возможностей вступления в договорные отношения и порядок распоряжения и пользования собственностью.
2. Обеспечение внутренней и внешней безопасности.
3. Обеспечение стабильности национальной валюты.
4. Развитие социальной инфраструктуры, в частности: образования, здравоохранения, науки, транспорта и т.д.
5. Обеспечение конкурентной борьбы и недопущение образования картелей власти на рынке сбыта.
6. Обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права для более слабых членов общества.
7. Разработка и реализация требований, запретов и использование рыночно-хозяйственных стимулов для охраны среды.
8. Определение общепризнанных правил в области налогового и социального права и внешнеэкономических отношений.
9. Макроэкономическое управление социально- экономическими процессами в рамках возможностей рыночного хозяйства.
Цели средства социально-экономического хозяйства в области экономической и социальной политики.
1. Повышение жизненного уровня населения.
2. Стабильный уровень цен.
3. Социальное обеспечение и справедливость.
Инструментами для повышения уровня жизни служит следующая система мер:
а) Сохранение и усиление нормально функционирующей конкурентной борьбы.
б) Проведение политики, гарантирующей нормальный и надлежащий
экономический прирост в условиях высокого уровня занятости, стабильности
цен и сбалансированности внешнеэкономических связей. в) Обеспечение
максимально свободного международного обмена. г) Обеспечение свободной
конвертируемости валюты. д) Развертывание международного разделения труда
в экономике.
Необходимо иметь в виду, что повышение уровня жизни является самоцелью. Так
как, во-первых, человек стремится к более качественным решениям какой-
либо проблемы за счет получения прибыли и повышения зарплаты, во-вторых,
экономический рост создает новые рабочие места, в-третьих, экономический
рост облегчает структурные изменения в народном хозяйстве и содействует
НТП, в-четвертых, экономический рост служит гарантией социального
обеспечения.
Стабильный уровень цен.
Обеспечение стабильного уровня цен является одним из основных инструментов решения задачи. Обеспечение стабильного уровня цен осуществляется за счет
независимого от правительства центрального эмиссионного банка, за счет
надежной финансовой системы государства и за счет обеспечения
сбалансированности внешнеэкономических связей. Стабильность денежной
системы является предпосылкой функционирования механизма цен, а стабильные
цены являются выражением социальной справедливости на практике.
Высокий уровень занятости.
Стремление к высокому уровню занятости существует не только
по экономическим причинам, но и по социальным и политическим причинам. В
результате каждый трудоспособный гражданин может вступить в трудовую
жизнь и зарабатывать средства для существования. При потери места он имеет
право требовать пособие по безработице.
Порядок на рынке труда характеризуется прежде всего тарифной автономией.
Тарифная автономия позволяет работодателям или профсоюзам и на основе
собственной ответственности договариваться о заработках и условиях труда.
Вместе с тем тарифная автономия требует учета и общественного блага.
Социальное обеспечение и справедливость.
Цель социального обеспечения и справедливости и справедливого распределения
доходов и имущества достигается путем регулирования тарифных договоров и
за счет системы социального законодательства.
Первоначальное распределение доходов, свободно формирующееся на рынке, по
социальным причинам исправляется государством за счет дополнительного
налогового обложения или за счет распределения дополнительных средств.
Однако речь идет не просто о выравнивание доходов. В системе рыночного
хозяйства равенство доходов не является положительной целью. Различие
доходов является существенной движущей целью для экономической динамики.
Выравнивание доходов означает направление ситуации в пользу тех, кто не в
состоянии идти в ногу с рыночным прогрессом.
Система рыночных отношений внедряется в России с большими трудностями и
издержками. В качестве объективного фактора этого явления можно назвать
то, что в России никогда не было социально-рыночного хозяйства. Для
формирования рыночной системы в России необходим ряд условий и институтов:
1. Преобразование в системе экономических отношений и образование новой системы. С 1992 года в РФ был взят курс на плюрализм форм собственности.
Этапы: а) ваучерная приватизация б) денежная приватизация
2. Обеспечение полной независимости всех участников воспроизводственного процесса, действующих на рынке в сочетании с их экономической ответственностью.
3. Установление экономической системы, базирующейся на экономике договоров, сделок между равноправными партнерами.
4. Введение свободных или мягко регулируемых цен. Существует диспропорция в соотношении розничных цен. В 1992 году была проведена реформа, и сейчас существует три вида цен: а) устанавливаемые государством б) регулируемые государством в) цены свободного рынка
5. Формирование механизма эффективно действующей конкуренции. Для этого требуется использование в определенных сочетаниях экономических, технических и социальных предпосылок.
. Экономические предпосылки.
На рынке каждого вида товаров должно быть достаточное количество продавцов
и покупателей. Число производителей должно быть больше 8-15. Рынок
считается монополизированным, если 4 фирмы контролируют 80% отрасли.
. Технические предпосылки.
Необходим определенный уровень специализации и концентрации производства,
обеспечение технического превосходства изделий, их качества.
. Социальная предпосылки.
Предполагают предоставление разнообразной гарантии послепродажных услуг,
условий оплаты товаров (в том числе кредитных).
6. Формирование устойчивой финансово-кредитной системы.
Необходимо проведение следующих мер: а) увеличение доходной части бюджета б) укрепление национальной валюты в) сокращение расходов на управление
г) ужесточение контроля за использованием бюджетных средств
2. Структура рынка.
СТРУКТУРА РЫНКА - Это основные характерные черты рынка, к числу которых
относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров
разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность
рыночной информации.
4 ТИПА СТРУКТУРЫ РЫНКА:
1) СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ: а) Множеством мелких фирм б) Однородностью продукции в) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли) г) Равным доступом ко всем видам информации
2) МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ: а) Множеством мелких фирм б) Неоднородностью продукции в) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли) г) Несколько ограниченным доступом к информации
3)ОЛИГОПОЛИЯ (ДУОПОЛИЯ) ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ: а) Небольшим числом крупных фирм б) Неоднородностью (или однородностью) продукции в) Возможными затруднениями при входе (из отрасли) г) Несколько ограниченным доступом к информации
4) МОНОПОЛИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ: а) Одной фирмой б) Уникальностью продукции в) Практически не преодолимыми барьерами на вход г) Несколько ограниченным доступом к информации
РАЗНООБРАЗИЕ ВИДОВ МОНОПОЛИИ
ЗАКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ – Монополия , защищенная¦юридическими запретами,
наложенными на конкуренцию.
ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - Отрасль, в которой долго срочные средние
издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок.
ОТКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ - Монополия, при которой одна по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.
3. Инфраструктура рынка
Определение понятия
Как и всякая объективно существующая система, рынок обладает собственной
инфраструктурой. Термин "Инфраструктура" был впервые использован еще в
начале нынешнего столетия в экономическом анализе для обозначения объектов
и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В 40-
е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей,
способствующих нормальному функционированию производства материальных благ
и услуг. В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем
инфраструктуры началось лишь в 70-е годы. Применительно к рынку (рыночной
экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-
правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их
многообразии в одно целое.
Кредитная система государства
Необходимость кредитных отношений в рыночной экономике обще известны. С
одной стороны, у отдельных фирм, частных лиц и прочих участников рыночных
отношений возникает временно свободные денежные средства: излишки денежных
средств в виде амортизационных отчислений, временно свободные средства в
связи с несовпадением времени реализации товаров и услуг и времени
приобретения новых партий сырья, материалов и т.п., а также в связи с
сезонным производством; средства, накопленные, но не использованные для
расширения производства, выплаты заработной платы, денежные доходы и
сбережения населения. С другой стороны, у участников рыночных отношений
возникает потребность в дополнительных средствах, сверх тех, которые они
имеют на данный момент.
Возникает противоречие, вполне разрешимое с помощью особой
инфраструктуры рыночного хозяйства – кредитной системы.
Кредитная система государства. Кредитная система – это совокупность
кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих
денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности.
Кредитная система государства складывается из банковской системы и
совокупности так называемых небанковских банков, то есть не банковских
кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временные
свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой практике
небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными,
финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными
кассами, ломбардами и с кредитной кооперацией. Эти учреждения, формально не
являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с
банками. Однако, несмотря на постепенное стирание различий между банками и
небанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной
инфраструктуры остается банковская система.
Вся совокупность банков в национальной экономике образуют банковскую
систему страны. В настоящее время практически во всех странах с развитой
рыночной экономикой банковская система имеет два уровня.
Первый уровень банковской системы образует центральный банк (или
совокупность банковских учреждений, выполняющих функции центрального банка,
например федеральная резервная система США). За ним законодательно
закрепляются монополии на эмиссию национальных денежных знаков и ряд особых
функций в области денежно-кредитной политики. Второй уровень в
двухуровневой банковской системы занимают коммерческие банки (частные и
государственные).
Основные налоги. Практика налогообложения в большинстве стран с развитой
рыночной экономикой показывает, что существуют следующие основные налоги:
подоходный, НДС и взносы на социальное страхование.
Остановимся подробнее на анализе основных видов налогов.
Подоходные налоги. Практика подоходного налогообложения различает: валовой
доход, вычеты и облагаемый доход. Валовой доход-это сумма доходов,
полученных из различных источников. Законодательно, практически во всех
странах, из валового дохода разрешается вычесть производственные,
транспортные, командировочные и рекламные расходы. Кроме того, к вычетам
относятся различные налоговые льготы: необлагаемый минимум, суммы
пожертвований, льготы, например, для инвалидов, пенсионеров и т. п. Таким
образом: облагаемый доход валовой доход - вычеты.
При подоходном налогообложении чрезвычайно важно рассчитать и установить
оптимальную ставку налога. Если ставки завышены, то подрываются стимулы к
нововведениям, снижается трудовая активность, часть предпринимателей уходит
в «теневую» экономику.
Американские эксперты во главе с профессором А.Лаффером попытались
теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50 % резко
снижается деловая активность фирм и населения в целом. Обоснованием этому
служит так называемый эффект Лаффера.
Если ставка подоходного налога будет увеличиваться по сравнению с rA, то
произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в
бюджет, т.е. Rв