Рефетека.ру / Маркетинг

Контрольная работа: Инфраструктура товарного рынка

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Кафедра маркетинга

Контрольная работа

«Инфраструктура товарного рынка»


Калуга 2010

Оглавление


Введение

1. Клиринговые учреждения, характеристика их деятельности

1.1 Клиринговые риски

2. Автомобильный, воздушный, трубопроводный транспорт, место на товарном рынке

2.1 Автомобильный транспорт

2.2 Воздушный транспорт

2.3 Трубопроводный транспорт

3. Тест

Заключение

Литература


Введение


Как и всякая объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое.

Инфраструктура экономики вообще, в самом широком смысле этого слова – это институты, организации, отрасли и части экономической системы, обеспечивающие нормальное функционирование всей экономики или ее отдельных частей и отраслей. Условно в экономике можно выделить производственную, социальную и рыночную инфраструктуры. Все они тесно связаны между собой. Производственная инфраструктура – это комплекс отраслей, обеспечивающих внешние условия для развития производства. Социальная инфраструктура – это комплекс отраслей, связанных с воспроизводством рабочей силы. Рыночная инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих различные рынки и рыночную экономику в целом и обеспечивающих их функционирование. Рыночная инфраструктура представляет систему организаций и учреждений, обслуживающих или способствующих рыночным сделкам. К ней относят биржи, аудиторов, банки, рекламные агентства и т.д. Во всем сложном и взаимосвязанном комплексе рыночной инфраструктуры можно выделить инфраструктуру рынка труда, рынка капитала, рынка земли, рынка товаров и услуг, а также макроэкономическую инфраструктуру. Охватить все разнообразие рыночной инфраструктуры можно при изучении конкретных экономических дисциплин, таких как финансы, денежное обращение и кредит, статистика, бухгалтерский учет и аудит, маркетинг, экономика предприятия, экономика торговли и др. Исследования инфраструктуры рынка могут вестись в целом - недифференцированно или дифференцировано.

1. Клиринговые учреждения, характеристика их деятельности


Клиринг (англ.clearing — освобождаться) — безналичные расчёты между странами, компаниями, предприятиями за поставленные, проданные друг другу товары, ценные бумаги и оказанные услуги, осуществляемые путём взаимного зачёта, исходя из условий баланса платежей.

Клиринг — процедура финансовых оборотов, в которой клиринговый субъект работает в качестве посредника, и принимает на себя роль покупателя и продавца в данной транзакции с целью обеспечения заказов между двумя сторонами. Такая практика используется обычно в международном обороте между предприятиями. По-другому такие транзакции называют ещё компенсационными транзакциями.

Клиринг также используется в банковском деле, как «очищение» взаимных обязательств, часто работая циклически, а для выполнения этих функций банки часто используют клиринговые дома. В этом случае клиринг выступает формой безналичных двусторонних или многосторонних расчётов в системе платежей.

Основой клиринга могут быть также торговые договоры, которые подписываются с целью уравновешивания стоимости в оборотах и определяющие количество и тип товаров, а также платежные договоры, которые устанавливают условия выполнения расчётов между партнёрами. Оплата наличными может быть реализована только между двумя партнёрами. Она выравнивает балансовую разницу в конечном сальдо сторон, как двух- или многосторонних обязательств, которые являются следствием соглашений гражданско-правовых, публично-правовых, или соглашений смешанного характера.

Различают виды клиринга: банковский, между предприятиями, между государствами (билатеральный и мультилатеральный). Клиринговые учреждения по форме собственности делятся на частные и государственные. Клиринговое учреждение создается на основе любой формы собственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, и осуществляет свою деятельность на коммерческой основе.

Задолженность способствует перекачиванию денежных средств из сферы обращения, что отрицательно сказывается на процессе создания материальных благ. Для предотвращения такого явления используется клиринг, который сокращает период отчисления средств в сферу обращения. Значит клиринг представляется нам как система отношений субъектов товарного рынка при которой объективно возникающие денежные претензии (дебиторская задолженность) погашаются их же денежными обязательствами (кредиторская задолженность) без использования реальных денег.

Происходит за счет возникшей дебиторско-кредиторской задолженности, приводящей к сокращению или отсутствию неплатежей в процессе коммерческо-хозяйственных отношений между субъектами товарного рынка.

Немаловажное значение имеет ускорение расчетов, при этом снижается потребность в реальных деньгах, что вызывает уменьшение массы капитала, занятого в воспроизводственном процессе.

Удобство клиринга объясняется тем, что по мере концентрации предстоящих платежей в определенном месте возникает возможность их относительно быстрого погашения в порядке зачета без использования реальных денег, так как денежные требования коммерческих партнеров взаимопогашаются как положительные или отрицательные величины. Каждый участник клиринга является звеном этой цепи, а звенья связаны как денежными обязательствами так и денежными претензиями.

Существуют различия во внутренним (межбанковским) и международным валютным клирингом. Внутренний предусматривает функционирование клиринговых учреждений (клиринговых палат, центров) любой формы собственности, осуществляющих свою деятельность на коммерческой основе.

Цели клиринговых учреждений:

-ускорение, оптимизация расчетов между банками и иными кредитными учреждениями РФ, а также государствами;

-развития и обеспечения всех форм безналичных расчетов (чеков, векселей, кредитных карточек);

-рационального использования временно свободных ресурсов банков;

-повышения надежности и достоверности расчетов;

-приема и передачи данных по каналам связи с использование аппаратных и программных средств криптозащиты (электронная подпись), современных способов шифрования данных;

-контроля достоверности данных и надежности многоуровневой защиты от несанкционированного доступа, а также искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения;

-создания современной информационной российской банковской структуры, ориентированной на вхождение в мировую банковскую систему.

Клиринговые учреждения работают по двум схемам: с предварительным депонирование денежных средств на счетах участников клиринга и без депонирования.

Межбанковская клиринговая система направлена на ликвидацию дебетового сальдо-проведения окончательного расчета по результатам клиринга. Для осуществления соответствующих операций возможен один из следующих вариантов:

-клиринговое учреждение создает резервный фонд с целью использования для погашения дебетового сальдо в случае объективной возможности оплаты его каким – либо участником клиринга в ближайшее время;

-клиринговое учреждение предъявляет для оплаты дебетовое сальдо по результатам зачета к корреспондентскому счету участника клиринга в соответствующем учреждении центрального банка РФ. Такая оплата производится независимо от наличия денежных средств на счете коммерческого банка-участника клиринга, поэтому может образоваться дебетовое сальдо, являющееся по существу кратковременным кредитом, предоставленным по завершении расчетов путем зачетов;

-неплатежеспособность одного участника клиринговое учреждение распределяет между всеми участниками клиринга, после этого каждый оплачивает большую сумму или получает меньшую.

Основные функции межбанковского клирингового учреждения:

-прием расчетных документов от клиентов в электронной форме по каналам связи;

- идентификация и контроль поступающих расчетных документов на наличие банка плательщика и банка получателя в базе данных;

- контроль за наличием заявления к платежу суммы на счете банка плательщика;

-осуществление проводок расчетных документов по счетам клиентов с зачетом взаимных платежей, формирование сводных авизо;

-осуществление расчетов по поручению клиентов;

-оказание брокерских и консультационных услуг;

-осуществление клиринговых операций.

Клиринговое учреждение предоставляет своим клиентам гарантии своевременного проведения расчетов, передачи расчетно – денежных документов, выписок по счетам, достоверности сформированных документов.

Ответственность клирингового учреждения перед государственными органами (министерство финансов, налоговой инспекцией) определяется действующим законодательством..

Международный валютный клиринг организуется на основе межправительственных соглашений о взаимном зачете встречных требований и обязательств, вытекающих из стоимостного равенства товарных поставок, а также оказываемых услуг, выполняемых работ. В случае образования взаимной задолженности сторон по истечении срока клирингового контракта компенсация осуществляется поставками товаров (клиринг с неконвертируемым сальдо) лили уплатой заранее согласованной суммы штрафа в золоте или свободно конвертируемой валюте.

В межправительственных соглашениях по клирингу обычно оговаривается ряд обязательных элементов (например, объект и валюта клиринга, система клиринговых счетов, порядок окончательного погашения сальдо по истечении срока международного клирингового соглашения, система выравнивания платежей с полной или ограниченной конверсией или погашения без права конверсии валюты).


1.1 Клиринговые риски


Участники биржевого рынка, пользующиеся услугами расчетно-клиринговых систем, в силу рыночного характера сделок постоянно рискуют своими капиталами или просто денежными средствами. К основным видам указанного риска можно отнести: рыночный, кредитный и системный риски.

Рыночный риск – это риск, связанный с колебаниями цен на всем фондовом или фьючерсном рынке, например, из-за изменения ставки банковского процента. Клирингово- расчетный процесс занимает вполне определенное время. Поэтому существует вероятность понести убыток из-за изменения цен. Разновидностью этого риска является международный рыночный риск, возникающий из-за несогласованности сроков расчетов на мировом рынке ценных бумаг и фьючерсных контрактов. Например, брокер, купивший ценную бумагу в другой стране, не может сразу же продать ее в своей стране из-за несовпадения сроков расчетов в странах.

Кредитный риск – это риск несвоевременности расчетов в одном из звеньев всей цепочки процесса клиринга и расчетов. Этот риск редко присутствует или минимизирован между брокерами-посредниками процесса биржевой торговли, так как в условиях развитого биржевого рынка и его инфраструктуры разработаны совершенные системы гарантирования платежей. Однако во взаимоотношениях между брокером и его клиентом риск неплатежа последнего посреднику существует постоянно.

Системный (операционный) риск представляет собой риск потерь, имеющий место в связи с функционированием компьютерных систем и систем связи, например непредвиденное отключение электроэнергии, ошибки, совершенные служащими расчетно-клиринговой системы. Известны даже случаи мошенничества, хищений.

Один из способов минимизации рисков заключается в создание крупных гарантийных фондов при биржах или клиринговых организациях за счет средств самих биржевых посредников. В случае сбоя в оплате на одном из участков всей расчетной цепочки гарантийные фонды берут на себя риск неплатежа, полностью его локализуют, не давая ему распространяться на других участников биржевого процесса.

Совершенствование организации и технологии клиринговых расчетов оказывает большое влияние на развитие биржевой деятельности. Компьютеризация всего процесса клиринга и расчетов ускоряет проверку реквизитов и оформление документооборота, страхует от непредвиденных ошибок, ведет учет и хранение информации.


Автомобильный, воздушный, трубопроводный транспорт, место на товарном рынке


Транспорт – важная составная часть экономики, поскольку является материальным носителем между регионами, отраслями, предприятиями, организациями – субъектами товарного рынка.

В воспроизводственном процессе успешный результат транспортного перемещения означает, что производство и потребление конкретного продукта состоялись, ибо транспорт удовлетворил производителя в реализации продукта, а потребителя – в получении его. Субъекты товарного рынка заинтересованы в своевременности отправки грузов, сохранении их количества и качества.

Рационально организованное транспортное обслуживание товарного рынка позволяет оптимизировать запасы материальных ресурсов как у производителей и потребителей продукции, так и у посредников. Тем самым значительно снижаются расходы на содержание этих запасов. Транспортная система, обслуживающая товарный рынок, является взаимосвязанной и взаимодействующей совокупностью путей сообщения, транспортных и технологических средств и сооружений, информационных средств.

Транспортная система товарного рынка позволяет:

-определять специализацию транспортных средств;

-концентрацию, маршрутизацию перевозок грузок;

-решать задачи транспортного обслуживания товарного рынка;

-определять текущие и перспективные потребности товарного рынка в перевозках грузов и пассажиров, рационально распределять перевозки между отдельными видами транспорта;

-комплексно развивать все виды транспорта и непрерывно их совершенствовать;

-определять и уточнять области наиболее эффективного каждого из видов транспорта;

- расширять и рационализировать перевозки грузов в смешанном сообщении;

- рационально размещать отдельные виды транспорта на территории страны исходя из потребностей развивающихся внутренних и внешних коммерческо – хозяйственных связей.


Автомобильный транспорт


Автомобильный транспорт является наиболее мобильным, универсальным средством коммуникации и занимает важное место в транспортной системе страны.

В основном этот вид транспорта используется для перевозки небольших потоков грузов на относительно короткие расстояния, что связанно с относительно высокой себестоимостью автомобильного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки груза «от двери до двери» без дополнительных затрат на перегрузку.

Функционирование автомобильного транспорта основано на определенной технологии: ремонт, техническое обслуживание автомобильных дорог и подвижного состава, осуществление движенческих операций (собственно перевозка, обеспечивающая передвижение грузов и пассажиров). К документам определяющим форму организации транспортного процесса, относятся, в частности: графики движения подвижного состава на междугородних, пригородных, городских линиях; планы маршрутизации перевозок; планы оптимальной дислокации подвижного состава по соответствующим предприятиям и рационального размещения самих автотранспортных организаций.


Воздушный транспорт


Воздушный транспорт обеспечивает быстрое преодоление больших расстояний, поддерживает динамичность коммерческо – хозяйственных связей между субъектами товарного рынка и является массовым, а некоторых основным видом транспорта.

Воздушный транспорт обеспечивает пассажирские и грузовые перевозки на дальние и средние расстояния, улучшает и развивает транспортные связи с отдаленными и труднодоступными районами страны.

Основные преимущества этого вида транспорта: высокая скорость транспортировки грузов и пассажиров, большая беспосадочность полета, маневренность организации перевозок, комфортабельность условий полета.

Перевозка грузов воздушным транспортом занимает относительно небольшой удельный вес в общем транспортном грузообороте страны, но имеет особый характер. Организация воздушных перевозок в стране определяется государственным заказом на перевозку пассажиров и грузов. На практике основным документом на воздушном транспорте является расписание движения воздушных судов, служащей базой для разработки многочисленных графиков оборотов самолетов и вертолетов, а также функционирования всех эксплуатационных, ремонтных предприятий.


Трубопроводный транспорт


Это транспорт, передающий на расстояние жидкие, газообразные или твердые продукты по трубопроводам. В нашей стране каждый год строятся десятки, сотни, даже тысячи километров новых трубопроводов.

Трубопроводы — очень дешевый вид транспорта. Расходы на транспортирование тонны нефти по трубе в несколько раз меньше, чем на перевозку автомобильным или железнодорожным транспортом. И поэтому трубопроводы в наши дни пересекают реки и болота, горные хребты, пустыни, ложатся на морское дно, проходят там, где никогда не было и не будет дорог.

Россия располагает огромными природными нефтяными и газовыми богатствами, транспортируемыми специальными трубопроводами. Обычно трубопроводы эксплуатируются в комплексе с другими устройствами для перекачки нефти, нефтепродуктов, газа.

Трубопроводы подразделяются на магистральные, проводящие, промысловые. посредством трубопроводного транспорта в стране осуществляется перекачка больших объемов пресной воды, газа, нефти. Нефтепроводный транспорт представляет собой уникальную по степени разветвленности, объему и структуре оказываемых транспортных услуг систему технически совершенных трубопроводов. Создавался нефтепроводный транспорт как единая общегосударственная сеть в течении десятилетий с использованием самых современных технологий.


Тест


Выделите главные задачи в процессе организации розничной торговли:

а) тщательное обоснование выбора целевого сегменте сбыта;

б) разработка системы стимулирования продаж для привлечения потенциальных покупателей;

в) контроль за совокупными издержками с учетом необходимых затрат на создание товародвижения, оптимальных запасов привлекательного ассортимента и системы сервиса;

г) разработка стандартов по охране окружающей среды и безопасного производства для изготовителей продукции.

Ответ: а, б, в.


Заключение


Рыночная экономическая система – это такая система, где ресурсы распределяются и используются, главным образом с помощью механизма рыночной конкуренции, центром которой является цена блага.

Экономика предполагает создание товаров и их доведение до потребителей. Последнее, требует организации сферы обращения товаров. Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, обеспечивающих обращение различных товаров. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей – основное предназначение институтов инфраструктуры. Рыночной экономике инфраструктура необходима для нормального функционирования.

Рыночный экономический механизм дополняется государственным регулированием экономики. С точки зрения социально-экономических отношений, в этой системе господствует частная собственность на средства производства, но вместе с тем большую роль играют государственная, смешанная и кооперативная собственность. Оценивая эту систему по уровню материально-технического развития, можно определить рыночную экономическую систему как индустриальную и постиндустриальную экономику.

Большинство стран с рыночной экономикой представляют собой индустриальное общество со структурой отраслей, где преобладают отрасли обрабатывающей и добывающей промышленности. В наиболее развитых странах сформировалась постиндустриальная информационная экономика с преобладанием сферы услуг в структуре национального хозяйства.


Литература


Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. - 8 е перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.

2.Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах.- М.:ИНФРА-М, 2002.

3.Ибрагимов Л.А. Инфраструктура товарного рынка. - М.: Издательство "ПРИОР", 2001.

4.Лифшиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. -М.: Юрайт, 2001 г.

5.Русскова Е.Г. Инфраструктура рыночной экономики: методология системного исследования. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006.

6.Русскова Е.Г. Инфраструктура российского фондового рынка: системный подход: Препринт. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005.

7. Синяева И.М. Коммерческая деятельность в сфере товарного обращения.- М.: ЮНИТИ, 2005.

8. Маркетинг/ Под ред. Г.А. Васильева.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

9. Алексеев С.В. Маркетинговое право.- М.: Норма, 2003

10. Васильев Г.А. Основы маркетинга.- М.: ЮНИТИ, 2005.

Рефетека ру refoteka@gmail.com