Содержание
Введение
1. Сущность рынка как формы функционирования товарного производства
1.1 Понятие рынка и его сущность
1.2 Функции рынка
1.3 Структура рынка
2. Инфраструктура рынка
2.1 Понятие инфраструктуры
2.2 Виды инфраструктуры
3. Особенности рынка в РФ
Заключение
Приложение
Список Использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Процесс эволюции российской экономики неразрывно связан с проблемой формирования и развития рынка и его инфраструктуры.
Россия имеет богатейший опыт реформирования своей экономики. Практически с середины 80-х годов XX века идет непрерывный процесс рыночных преобразований, суть которых сводится к превращению общественно-государственной собственности в различные формы частной, частно-государственной и коллективной собственности, а, вместе с этим, к переходу от плановых административных к рыночным формам хозяйствования.
На фоне финасово-экономического кризиса распространяется критика основ уклада жизни современного капиталистического общества - либерализма, свободной конкуренции, сверхдоходов отдельных групп граждан и т.д. Однако, на наш взгляд, нужно более глубоко анализировать нынешние кризисные явления и их причины и не скатываться к политике, подрывающей фундаментальные основы рыночной экономики. При этом роль частного капитала в модернизации должна резко возрасти. И даже подчеркивая необходимость построения справедливого общества в нашей стране, нужно исходить из того, что социально ориентированная экономика должна оставаться рыночной.
Современная рыночная экономика представляет собой систему хозяйствования, функционирование и эффективное развитие которой обеспечивается состоянием её инфраструктуры, зрелостью действующих институтов рынка. В настоящее время происходит расширение и усложнение функций, выполняемых инфраструктурой, возрастает ее роль в процессе организации и функционирования различных видов рынка. В значительной степени именно состояние инфраструктуры обеспечивает эффективное воспроизводство товарных отношений, способствует устойчивости и экономичности функционирования сложившихся рынков. В этой связи изменяются требования, предъявляемые к рыночной инфраструктуре, к её общей конфигурации и отдельным элементам. Соответствующая новым условиям инфраструктура формирует условия для стабильного функционирования экономики и реализации потенциала, заложенного в рыночных отношениях. В этом контексте вопросы анализа и выработки перспективных направлений развития инфраструктуры рыночной экономики приобретают существенное как теоретическое, так и практическое значение.
Вопросы, связанные с формированием и развитием рынка, его ролью и местом в экономической системе общества вызывали значительный интерес экономистов. Основы научного анализа этих проблем заложены в трудах А. Смита, Д. Рикардо. Свой вклад в изучение развития и функционирования рыночного механизма внесли А. Маршалл, Дж. Кейнс, М. Фридман, К.Р. Макконелл, С.А. Брю, Э.Дж. Долан и другие. Вопросы, связанные с рынком, рассмотрены в современных научных трудах отечественных исследователей: Ю.Л. Александрова, Н.Н. Барановского, В.М. Гальперина, А.И. Гребнева, А.И. Добрынина, М.И. Зайналова, Н.Н. Колосовского, В.Л. Обручева, Б.А. Райзберга, Е.Г. Ищенко, Г.П. Журавлевой, Н.П. Фигурновой и других.
Проблемы исследования инфраструктуры рыночной экономики в экономической литературе впервые были рассмотрены зарубежными учеными, в числе которых можно назвать П.Розенштейн-Родана, Р. Иохимсена, Е. Симониса, К. Викселя, Дж.Кларка и др. Подавляющая часть данных исследований была посвящена анализу инфраструктуры в целом.
В отечественной экономической литературе проблемы инфраструктуры экономики достаточно широко стали рассматриваться в 70-х годах ХХ столетия применительно к функционированию различных социально-экономических систем. Преобразования в экономике России повлекли за собой переосмысление содержания понятия инфраструктуры, ее основных функций и роли в процессе организации и функционирования рынка. Среди научных работ, посвященных данной проблематике, выделяются труды В.Н. Стаханова, Е.Б. Мухановой, B.C. Платонова, А.И. Баскина, С.С. Голубевой. В современной российской экономической литературе разработками вопросов инфраструктуры рыночной экономики, как в целом, так и отдельных её сегментов в настоящее время занимаются Т.Т. Тарасова, А.С. Новоселов, М.Н. Томина, В.Н. Федоров, А.А. Говорин, А.А Ржанов.
Цель курсовой работы состоит в выявлении сущности рынка и формировании системного представления о функционировании рыночной инфраструктуры.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
проанализировать сущность рынка и дать его определение;
выявить причины, которые способствовали формированию рыночной системы и рыночных отношений;
систематизировать представление о функциях рынка;
провести анализ структуры рынка;
рассмотреть и систематизировать теоретические подходы к определению содержания категории "инфраструктура рынка";
определить виды инфраструктуры рынка и раскрыть функции инфраструктуры;
выявить особенности становления и формирования рыночной экономики в России.
Объектом исследования является рыночная экономика.
Предметом исследования выступают процессы становления и функционирования рынка и рыночной инфраструктуры.
1. СУЩНОСТЬ РЫНКА КАК ФОРМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1 Понятие рынка и его сущность
Существуют разные определения рынка и трактовки его содержания. В понятие рынка включают и договор купли-продажи; и совокупность деловых операций, осуществляемых в определенной сфере экономики или в определенном месте; и состояние и развитие спроса и предложения в конкретной сфере экономики (например, говорят о снижении цен на рынке металлов или о дефиците на рынке труда); и страну-производителя данного товара (например, канадский рынок зерна); и, наконец, место соединения спроса и предложения товаров, услуг и капиталов. Все эти определения рынка имеют право на существование, поскольку характеризуют те или иные стороны этого сложного экономического явления [8, С. 42].
Первоначально рынок действительно возник и определялся как какое-либо физическое место, где совершались акты купли-продажи товаров. По мере развития и углубления общественного разделения труда и специализации границы рынка расширялись, а вместе с ними изменялись его содержание и функции. Еще в прошлом веке Р. Барр писал, что экономисты "понимают под рынком не какое-то определенное место, где осуществляются продажи и покупки, а всю территорию, части которой связаны отношениями свободной торговли таким образом, что цены быстро и легко выравниваются" [4, С. 454].
Рынок представляет собой систему экономических отношений, которые складываются между продавцом и покупателем по поводу производства и реализации необходимых товаров и услуг, обеспечивающих потребности экономических субъектов. В состав экономических отношений входит не только товарный оборот, но и денежный, поскольку рыночный механизм напрямую связан с денежным обращением. Исходя из известной формулы обмена Фишера MV = PQ можно сделать вывод, что движение готовой продукции и факторов производства обеспечивается посредством денежных потоков.
Субъектами рынка являются покупатели и продавцы, в роли которых, как правило, выступают домашние хозяйства в лице индивидов и общественных групп, фирмы (различные организации и предприятия), а также государство, которое ко всему прочему выступает в экономике как высший орган контроля. Например, в статье расходов существуют государственные расходы. К ним относятся все социальные услуги трансфертного характера, а также целенаправленные траты на развитие бюджетной сферы и поддержание общественных благ.
Объектами рынка можно назвать сами товары и услуги, а также совокупность денежных средств наличного и безналичного вида. Товары и услуги — это не только готовая продукция, но и факторы производства, такие как труд, земля, капитал и предпринимательство. В роли денег выступают все платежные финансовые средства [21, С. 44].
Таким образом, вся рыночная система построена на демократичном способе ведения торговых дел. В российской экономике первоначально существовала командно-административная система, которая характеризовалась автоматическим регулированием величины предложения, т. е. все решения по поводу производства, обмена и реализации принимались в центре и затем поступали на места.
В настоящее время в экономической теории под рынком понимается определенная форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен. Механизм цен является ключевым звеном рыночных отношений, так как именно он обеспечивает связь между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая предложение товаров и услуг и спрос на них.
Рыночная экономика — это экономическая система, которая контролируется, регулируется и управляется только рыночными, т. е. свободными, ценами.
Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг до друга, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Рыночный механизм "наводит порядок в потенциальном хаосе", прежде всего, через цены. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения. Цены рассматриваются организующей силой в рыночной экономике.
Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она направляет частные интересы на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать ограниченные ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике [14, С.14].
Как у всякого явления, у рыночного механизма есть свои преимущества и свои недостатки.
К преимуществам рыночного механизма экономисты относят:
эффективное распределение ресурсов: рынок направляет ресурсы на производство товаров, на которые предъявляется спрос;
гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Так, когда в 70-е гг. XX века резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;
оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;
свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей: последние независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, при найме рабочей силы и т.д.;
способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.
Но рыночному механизму присущи и недостатки, которые проявляются в том, что он:
не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
не обеспечивает защиту окружающей среды;
не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;
игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений;
не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.д.);
не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода; людям приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. По словам П. Самуэльсона, рыночный механизм воспроизводит существенное неравенство;
не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;
подвержен нестабильному развитию.
Решение перечисленных выше проблем берет на себя государство.
В целом можно назвать несколько причин, которые способствовали формированию рыночной системы и рыночных отношений.
Разделение труда и узкая специализация. Невозможно заниматься одновременно производством нескольких видов продукции, иными словами, многогранная специализация идет не на пользу производству, поскольку не способствует сосредоточению внимания на определенном типе операций. Сама специализация может быть определена посредством принципа сравнительного преимущества: каждый предприниматель имеет в наличии строго определенное количество ресурсов, факторов производства, навыков и умений, поэтому при организации производственной деятельности он должен учитывать все альтернативные варианты ведения дел или издержки упущенных возможностей.
Экономическая автономия субъектов хозяйствования. Товаропроизводители в большинстве своем являются юридическими лицами, самостоятельно ведущими всю хозяйственную и коммерческую деятельность и несущими неограниченную ответственность по всем обязательствам. Это подразумевает строгое соответствие ведения торговой деятельности исключительно по рыночным законам. Все произведенные блага должны непременно иметь спрос и четкое предназначение, иными словами, отвечать всем потребностям общества. Для этого на предприятии должна существовать развитая информационная система, которая позволит контролировать все изменения и нововведения на рынке.
Свободный обмен ресурсами подразумевает свободное формирование товарных цен. Они устанавливаются с учетом колебаний спроса и предложения и выглядят как отклонение равновесной цены от своего значения. Посредством установления свободных цен производитель имеет право сам определять специализацию и направление развития своей организации или предприятия.
Модель экономики рыночного типа базируется не только на системе общественного разделения труда и специализации, но и на праве частной собственности субъектов рыночных отношений. Первая предпосылка предполагает так называемую техническую обособленность участников хозяйственной координации и свидетельствует о том, что каждый из них занимается производством каких-то конкретных товаров и услуг, работая непосредственно для удовлетворения не своих потребностей в этих благах, а потребностей других людей. Для удовлетворения же общих потребностей всех участников общественного разделения труда им необходимо вступить в обмен между собой.
Но сам по себе обмен не равносилен существованию рынка, так же как и общественное разделение труда — достаточному условию его развития. Общественное разделение труда — необходимое, но недостаточное условие существования рынка.
Таким условием является так называемая экономическая обособленность субъектов хозяйственной координации, которая может существовать лишь тогда, когда все они полностью независимы, автономны в принятии решений относительно того, что, как и для кого производить, сколько, кому и по какой цене продавать. Для существования такого хозяйственного порядка необходимо, чтобы собственность на средства производства и результаты труда находилась не у государства, а у самих производителей, т. е. чтобы она носила частный характер. Таким образом, право частной собственности является обязательным условием формирования, развития и совершенствования рыночных отношений [8, С.43].
Основу рыночной экономики составляет частная собственность, но для функционирования рыночной экономики требуется наличие и реализация многообразных форм собственности. Различные формы собственности позволяют создавать самые разнообразные товары и услуги, удовлетворяющие потребности людей; стимулируют развитие технологий, расширение ассортимента, повышение качества товаров, снижение производственных издержек; элиминируют возможность появления дефицита; обеспечивают возможность выбора и адекватность применения физических и духовных потребностей человека.
Еще одним условием функционирования рыночной экономики является создание рыночной инфраструктуры.
1.2 Функции рынка
Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм, обеспечивающий производителей прибылью, потребителей — удовлетворением потребностей. Иными словами, рынок так или иначе производит распределение факторных доходов: ренты с земли, прибыли от ведения предпринимательской деятельности, заработной платы от осуществления трудового процесса и процентной ставки, которая является вознаграждением за владение капиталом. Таким образом, рынок воздействует на все стороны хозяйственной жизни и выполняет для этого ряд функций.
Основная и самая важная функция рыночной системы — регулирующая. Рынок обеспечивает соотношение величин спроса и предложения, которые определяют уровень цен на товары и факторы производства. Если объемы производства соответствуют потребительскому спросу, устанавливается цена равновесия: она приемлема для обеих сторон торгово-рыночной сделки. В целом, если цена растет, производство начинает наращивать обороты, и объемы выпускаемой продукции увеличиваются. Если цена, соответственно, начинает падать, то отдача от производства снижается, и это является сигналом к снижению масштабов производственной деятельности. Сегодня, конечно, экономика развивается не только по принципу "невидимой руки", но и посредством государственного регулирования.
Вторая функция рынка — стимулирующая. Под воздействием ценовой динамики происходит внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, освоение новых технологий, что в целом позволяет снизить издержки на изготовление товаров и услуг, совершенствовать систему качества и расширять ассортимент производимой продукции.
Информационная функция определяется через распределение информации, знаний и навыков между всеми экономическими субъектами рыночной системы. Таким образом, производители получают информацию о количестве продукции, ее качестве, форме и других характеристиках, которые определяются в соответствии со структурой потребительского спроса, сложившейся на данный момент времени. В результате организация становится более гибкой, она легко приспосабливается к любым изменениям внешней среды.
Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки.
Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.
Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т. е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и пользы.
Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребители не смогут удовлетворять свои потребности.
В экономике с развитым типом совершенной конкуренции товаропроизводители создают своего потребителя, а те в свою очередь имеют право выбрать товар определенной марки. В этом заключается посредническая функция рынка.
Кроме вышеперечисленных функций, рынок оценивает произведенный продукт, его исходные ресурсы и количество затраченных факторов производства, среди которых основным, безусловно, является труд. Таким образом, деятельность рынка направлена на эффективное и рациональное использование всех производственных факторов.
Выделяют также оздоравливающую (санирующую) функцию. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным.
Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.
В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось.
Рынок в определенной степени социально ориентирован. Это проявляется в производстве товаров и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, в расширении спектра товаров и услуг, которые бы способствовали высвобождению времени для отдыха, спорта, развлечений, в стимулировании повышения квалификации работников, во все более широком вовлечении работников в принятие экономических решений.
1.3 Структура рынка
Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным категориям: 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.); 2) по географическому положению (местный, национальный, мировой); 3) по степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный и т.п.); 4) по отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.); 5) по характеру продаж (оптовый, розничный).
Рынок, как механизм ("большой" рынок), состоит из отдельных ("малых") рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).
По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок.
"Рынок товаров можно представить состоящим из товаров, идущих в производственное потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных для личного потребления (рынок предметов потребления).
Рынок средств производства обычно рассматривают в отраслевом аспекте. Наиболее укрупненно его можно представить в виде рынков: 1) топлива и минерального сырья; 2) сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров; 3) объектов промышленного строительства; 4) машин и оборудования; 5) научно-технических знаний.
Для рынка машин и оборудования характерна значительная монополизация производства и мировых рынков сбыта. Необходимыми условиями конкурентоспособности на этом рынке являются ускоренное обновление продукции и ее техническое обслуживание после продажи, что сохраняет высокий спрос на машины и оборудование при спаде конъюнктуры.
На рынке научно-технических знаний покупаются и продаются научно-технические идеи, открытия, изобретения, знания и опыт. Интеллектуальная собственность (авторское право) защищена законодательством страны, поэтому торговые сделки заключаются на основе патентов, авторских свидетельств, лицензий.
Рынок предметов потребления подразделяется на рынки потребительских товаров длительного и краткосрочного пользования.
Поскольку услуги и информация являются товарами, то соответствующие рынки объединяются с рынком товаров.
Рынок услуг — это купля-продажа услуг общественного питания, здравоохранения, образования, инженерно-технических и бытовых. Рынок информации возник в промышленно развитых странах в 50-е гг.
Рынок капиталов в зависимости от объекта купли-продажи делится на рынок денег и рынок ценных бумаг. Организационно рынок денег обслуживают банки, рынок ценных бумаг — фондовые биржи" [25, С.209].
В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.
В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира.
По типу конкуренции различают:
рынок свободной (совершенной) конкуренции, где все продавцы имеют равные права и возможности;
рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.
Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.
В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.
По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки.
По своей структуре рынок представляет собой такой способ связи или отношений между производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с помощью денег, и, следовательно, регулятором экономических отношений здесь выступают цены. Хотя обмен товаров происходил во всех прежних укладах, но господствующее положение рынок приобрел в капиталистическом обществе, поскольку здесь товаром становится также рабочая сила, продаваемая на рынке труда.
2. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА
2.1 Понятие инфраструктуры
Границы рынка в самом общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и в массе своей представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.
В общепринятом смысле под инфраструктурой понимается совокупность объектов и форм деятельности, играющих вспомогательную роль по отношению к материальному производству и обеспечивающих общие условия нормальной жизнедеятельности общества. В связи с этим принято выделять четыре укрупненных вида инфраструктуры: производственную; транспортную; социальную; рыночную [2, С.38].
Понятие "рыночная инфраструктура" было введено в экономическую теорию всего лишь 15-20 лет назад российскими экономистами в связи с коренными преобразованиями экономических отношений в стране. В исследованиях зарубежных экономистов это понятие не используется. По нашему мнению, это объясняется тем, что потребности в его использовании в теории уже сформировавшихся развитых рыночных отношений и развитой экономики не было. Однако, несмотря на свое короткое существование, понятию рыночной инфраструктуры отводится значительное место в современных монографических исследованиях и учебных пособиях по экономической теории и микроэкономики в нашей стране [11, С.204].
Понятие "инфраструктура" было введено в экономическую литературу в 1955 году американским ученым П. Розенштейн-Розаном, определившим инфраструктуру как комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения [17, С.109]. Потребность в понятии "инфраструктура" появилась, вероятно, в связи с необходимостью выделить отличие особого рода деятельности, обслуживающей основное производство, обеспечивающей социальные потребности населения.
"Infra" в переводе с латинского языка означает "под", "ниже", "structura" - строение, расположение, следовательно "инфраструктуру" этимологически можно понимать как "расположенная ниже". Использование понятий "производственная инфраструктура", "социальная инфраструктура" указывает на то, что виды деятельности, составляющие содержание этих понятий, не относятся к основному производству, а предназначены для его обслуживания. В производственную инфраструктуру включают транспорт, связь, материально-техническое обеспечение, энергоснабжение, т.е. виды деятельности, обслуживающие основное производство, сюда же относят и оптовую торговлю. В социальную инфраструктуру включают образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, которые удовлетворяют социальные потребности населения. Сюда же относят и розничную торговлю.
"Несмотря на широкое использование термина "инфраструктура" существуют различные трактовки понятия.
Одни понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.
Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая призвана обеспечить беспрепятственное поле деятельности" [25, С.219].
Рыночная инфраструктура – это весьма сложная экономическая категория. Профессор О.В. Иншаков и доцент Е.Г. Русакова утверждают, что следует отличать инфраструктуру рыночной экономики как исторически обусловленную конкретную форму хозяйства со всеми его сферами, уровнями, отраслями, секторами и сегментами от рыночной инфраструктуры, обслуживающей механизм рынка как способа регулирования производства и потребления через обмен и распределение факторов и продуктов. То, что в первом случае относится к хозяйству в целом, во втором – к механизму его функционирования. Поэтому содержание и формы этих инфраструктур различны, при этом первая включает в себя вторую [10, С.30].
В западной экономической теории, по нашему мнению, не было необходимости выделять особую, рыночную инфраструктуру, так как это предполагает обозначение, во-первых, основных участников рынка, во-вторых, вспомогательных, обслуживающих этих основных участников. С точки зрения западных экономистов, участники рыночных отношений действуют в совершенно равных условиях, по одинаковым правилам, с целью получения доходов путем обмена, и в их деятельности нет различий.
Транзитивная российская экономика, которая из административно-командного состояния преобразовывалась в регулируемое рыночное, потребовала и создания институтов цивилизованного рынка, институтов рыночной саморегуляции. Однако их возрождение и утверждение на российском рынке было и остается сложным, длительным процессом. Именно с целью эффективного управления столь важным процессом в трансфермационной экономике и было введено в экономическую теорию понятие "рыночная инфраструктура" [13, С.73].
В одном из Интернет–источников рыночная инфраструктура рассматривается как совокупность институтов, обеспечивающих нормальное функционирование рыночной экономики. При этом отмечается, что институты различаются по своей природе, характеру и назначению. "Рыночную среду формируют правовые, финансовые, организационные элементы инфраструктуры. Они носят государственный, неправительственный и частный характер и подразделяются в зависимости от рынка, который обслуживают"[26]. Полагаем, что характеризовать рыночную инфраструктуру только как совокупность институтов и элементов, подразделяющихся в зависимости от видов рынка, явно недостаточно.
Общественной первопричиной возникновения организационного обособления и институционального закрепления рыночной инфраструктуры как подсистемы рыночной экономики явилось развитие общественного разделения труда, производства, национального хозяйства и собственности. Следовательно, нынешняя форма рыночной инфраструктуры сложилась в результате исторического развития товарного производства и эволюции рыночного хозяйства. Это закономерный процесс: по мере расширения границ товарно-денежных отношений формировались новые потребности и раскрывались возможности появления новых видов деятельности. "Если для этапа зарождения инфраструктуры характерно первоначальное выделение функций по оказанию дополнительных или вспомогательных услуг в рамках основного производства, то дальнейшее расширение ее масштабов происходило в результате выделения производства услуг из рамок компаний – производителей в специализированные фирмы" [10, С.31].
Таким образом, формирование рыночной инфраструктуры в нашей стране уходит корнями вглубь общемировых рыночных отношений и общественного разделения труда, является результатом социально-экономических преобразований и становится объективной необходимостью, закономерностью, важным фактором развития современного национального рыночного хозяйства. Некоторые ученые Российской академии государственной службы, анализируя рассматриваемое понятие, дают следующее определение: "Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование субъектов рыночной экономики, а также их единство и взаимодействие в определенном реальном рыночном пространстве" [6, С.648]. Данная трактовка представляется слишком общей, расплывчатой, обтекаемой. К тому же спорным является выражение "их единство и взаимодействие". Единства субъектов рыночной экономики в процессе жизнедеятельности и конкуренции может вовсе и не быть. Очевидно, что процесс инфраструктурного обеспечения следует рассматривать как сложную совокупность разного рода организационно-экономических коммуникаций, а продукт инфраструктурной деятельности – в качестве весьма разнообразных услуг. С экономической точки зрения конечные продукты функционирования различных организаций рыночной инфраструктуры выражаются, проявляются и реализуются именно в разнообразных услугах. С учетом вышесказанного объективным выглядит следующее определение рассматриваемой научной категории. "Рыночная инфраструктура – это сложная экономическая категория, представляющая собой подсистему рыночной экономики и включающая совокупность организаций, связей между ними и институциональных условий, обеспечивающих осуществление определенных видов деятельности, процессов и процедур, выражающихся в услугах, удовлетворяющих конкретные потребности хозяйствующих субъектов и населения и, тем самым, содействующих конкуренции и бесперебойному функционированию рыночного хозяйства" [3, С.20].
Академик Г.Л.Журавлева определяет рыночную инфраструктуру как "совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования" [22, С.96]. Важным достоинством такого определения является подчеркивание обслуживающего, обеспечивающего характера функционирования институтов рыночной инфраструктуры. Но одновременно рыночная инфраструктура трактуется как основание, базис, фундамент рынка, что, на наш взгляд, вводит лишь ненужную иерархию, нерациональное соотношение между участниками рыночных отношений, одни из которых якобы являются основой, базисом для других.
Попыткой более полно раскрыть характер обслуживания рынка институтами рыночной инфраструктуры представляется предложение экономистами другой дефиниции, определяющей ее как "совокупность предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих эффективное взаимодействие между основными субъектами рыночных отношений: продавцами и покупателями" [18, С.42]. Здесь подчеркивается основное предназначение инфраструктуры рынка - обеспечение эффективного взаимодействия между участниками рыночных отношений. Вместе с тем, называть одних субъектов рыночных отношений основными, а, следовательно, других, т.е. институты рыночной инфраструктуры, - неосновными - экономически некорректно, так как с точки зрения участия в актах купли-продажи все названные субъекты рыночных отношений абсолютно равноправны.
К недостаткам этих и многих других определений рыночной инфраструктуры можно отнести превалирование организационно-правового подхода, с точки зрения построения наиболее приемлемой для дефиниции, следует, во-первых, перейти на уровень сущности деятельности, особого качества труда, и с этой стороны обозначить рыночную инфраструктуру как совокупность посредников на рынке. Во-вторых, необходимо определить принципиальное отличие труда посредников от прочих участников рыночных отношений.
Рынок, как сфера взаимодействия продавцов и покупателей, связанных системой обменных, товарно-денежных отношений, включает в себя как непосредственных производителей и потребителей товаров, так и представителей рыночной инфраструктуры - посредников. С точки зрения участия в товарно-обменных отношениях все участники рынка абсолютно равноправны, никто из них не является основными или вспомогательными для рынка, базисом или не базисом для него. Однако характер участия посредников в рыночных отношениях принципиально иной, чем у непосредственных производителей или потребителей. Их роль на рынке особая - установление эффективных взаимоотношений между участниками рынка, повышение оптимальности и рациональности этих отношений, обеспечение их гармонизации.
Таким образом, инфраструктура рынка - это совокупность посредников на рынке, обеспечивающих эффективные взаимоотношения между непосредственными производителями и потребителями товаров, между конечными заемщиками и кредиторами.
Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т. е. фактора, который непосредственно участвует на рынке.
Функции инфраструктуры рынка следующие:
облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
организационное оформление рыночных отношений;
облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;
подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.
Изменение в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.
Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства. Можно выделить две основные функции инфраструктуры рыночного типа (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные природой рыночной экономики: а) обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики, б) регулирование движения товарно-денежных потоков.
В настоящее время многие средние и крупные промышленные корпорации не желая обременить себя издержками, связанными с приобретением вспомогательных услуг на рынке (т.е. у институтов инфраструктуры), имеют их в своем составе. Это позволяет им освободиться от соответствующих трансакционных издержек, производя нужные услуги своими силами. Возникающая экономия при трансформации трансакционных издержек независимых рыночных субъектов в управленческие внутрифирменные издержки может быть довольно значительной. Таким образом, корпорации заинтересованы как в создании объектов рыночной инфраструктуры, в своем составе, так и в их эффективном функционировании.
2.2 Виды инфраструктуры
Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т. д.), социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.
Практически все исследователи этой проблемы включают в рыночную инфраструктуру товарные, фондовые, валютные биржи, биржи труда. В более широком аспекте к рыночной инфраструктуре относят также оптовую и розничную торговлю, аукционы, ярмарки, коммерческие банки, страховые, инвестиционные и финансовые компании [23, С.107], что также не вызывает сомнений в причислении их к посредникам.
В учебнике "Экономическая теория" под редакцией А.А. Кочеткова перечислены следующие основные элементы инфраструктуры современного рынка:
биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные);
аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;
кредитная система и коммерческие банки;
эмиссионная система и эмиссионные банки;
система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);
информационные технологии и средства деловой коммуникации;
налоговая система и налоговая инспекция;
система страхования хозяйственного коммерческого риска и страховые компании;
специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
таможенная система;
профсоюзы работающих по найму;
коммерческо-выставочные комплексы;
система высшего и среднего экономического образования;
аудиторские компании;
консультативные (консалтинговые) компании;
общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями [25, С.220].
Спорным же, по нашему мнению, является вопрос о включении в рыночную инфраструктуру налоговой и таможенной системы, как это осуществляет ряд экономистов. Добровольность, экономическая независимость являются признаками отношений субъектов рынка. Налоговые и таможенные службы, государственные инспекции не являются субъектами рынка, их функции принуждающие, контролирующие и инспектирующие, они являются субъектами государственного регулирования рынка. Следовательно, если рыночную инфраструктуру обозначать как совокупность рыночных посредников, то субъекты государственного регулирования к ним никак не относятся.
Вместе с тем, включение в рыночную инфраструктуру не зависит от формы собственности, посреднические компании могут быть и государственными, и частными.
В рыночную инфраструктуру входят различного типа посредники, каждый из которых имеет особое предназначение на рынке, вследствие этого возникает необходимость их классификации. Посредники, составляющие рыночную инфраструктуру, имеют принципиальные отличия в зависимости от типа рынка, на котором они действуют. Посредников на рынках средств труда, предметов потребления, услуг и информации целесообразно обозначить как торговых посредников. В отдельные группы следует выделить финансовых посредников, действующих на финансовом рынке, и посредников на рынке труда (см. Приложение, рис.1).
К общему перечню видов рыночной инфраструктуры следует отнести следующие группы услуг: консалтинговые; маркетинговые; лизинговые; компьютерные и связанные с ними услуги (в том числе программного обеспечения); услуги связи; информационно-коммуникационные; электронной коммерции; юридические; концессионные; транспортно-экспедиционные; логистические; франчайзинговые; дистрибьюторские (включая брокерские); посреднические; инжиниринговые; прикладные научно-исследовательские, аналитические и проектные; услуги дизайна, брэндирования и рекламы; финансовые (включая венчурные, а также услуги кредитования, страховые); риэлторские (связанные с землей, недвижимостью); бухгалтерские (учет, отчетность); аудиторские; налоговые; инновационно-внедренческие; инвестиционные; патентные; услуги экспертизы по различным аспектам; сертификационные; услуги по стандартизации (техническому регулированию); услуги по метрологии (обеспечению единства измерений); аккредитационные; регистрационные; выставочно-ярмарочные; услуги по обучению, переподготовке кадров; по подбору и расстановке персонала; экологические услуги; услуги охраны и сопровождения и др. [2, С.39]
Необходимо подчеркнуть, что рынок вышеотмеченных многообразных услуг, предоставляемых рыночной инфраструктурой, несмотря на межотраслевой, разнопрофильный, многовидовой характер, тем не менее, имеет некоторые общие признаки, которые следует обозначить. Во-первых, рынок инфраструктурных услуг в значительно большей степени отвечает требованиям конкурентного рынка и менее подвержен монополизации. Во-вторых, рассматриваемые услуги ориентированы на многие категории потребителей (в том числе на хозяйствующих субъектов, домашние хозяйства, отдельных людей и групп сообщества), в связи с чем, не нуждается в глубокой сегментации. В-третьих, рынок данных услуг отличается большей конъюнктурностью и непредсказуемостью по сравнению с рынками ряда других услуг (например, бытовых, жилищно-коммунальных, услуг телефонной связи и общественного транспорта). В-четвертых, рынок услуг данного рода обладает значительным динамизмом и в то же время определенной гибкостью. В-пятых, данный рынок тяготеет к комбинированию услуг, предоставлению их в различных сочетаниях (наборах и комплексах) как внутри групп услуг, так и в межгрупповых комбинациях. В-шестых, для подобных услуг характерна большая степень локализации, т.е. привязки к определенной территории (региону, городу, группе районов, населенных пунктов). Указанные характерные черты играют значительную роль в практическом функционировании и развитии услуг рыночной инфраструктуры.
3. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА В РФ
Многовековая история рыночного развития позволила не только выявить общие закономерности и сформировать общетеоретическую рыночную модель, но и раскрыть специфику использования рыночных принципов в каждой стране. Действительно, если бы экономический успех зависел только от того, что народное хозяйство развивается по рыночным законам, то сегодня практически все человечество находилось бы в состоянии социального и экономического расцвета.
Как и любая другая страна, Россия не только может, но и обязана использовать рыночные рычаги в развитии своей экономики и становлении демократического общества только при глубоко взвешенном и математически смоделированном учете всех своих специфических особенностей.
Остановимся на некоторых специфических чертах российских условий для рыночного развития, сложившихся в конце XX в. Прежде всего, важно подчеркнуть, что Россия начала переход на рыночные принципы, опираясь на единый народнохозяйственный комплекс национальной экономики, охватывавший всю территорию страны и опиравшийся на соответствующую энергетическую, транспортную и информационную инфраструктуру.
Между тем Россия — единственная в мире страна, обладающая самой большой территорией, которая покрывает десяток часовых поясов и имеет практически все природные зоны. Вовлечение всей территории в экономический оборот было одним из результатов советского периода развития. Для страны характерен также многонациональный состав населения, этнические группы которого проживают, как правило, на исторически закрепленной за ними территории. Ясно, что в условиях рыночного развития сохранение единства страны невозможно без обеспечения единого рыночного пространства на всей территории России. А этого нельзя достичь без учета территориального, национально-культурного, социально-исторического и других факторов, которые напрямую не подвластны рыночной мотивации, а нередко и противоречат ей. Снять такие противоречия возможно путем гармонизации общенациональных, общегосударственных и частных интересов, что особенно актуально для российских условий. Одномоментный переход на ориентацию только на частные интересы неизбежно приводит (о чем свидетельствует опыт российского переходного периода) к формированию угрозы целостности страны, созданию основ для противоречий между российскими регионами, появлению признаков рыночной дезинтеграции [16, С.33].
Нельзя забывать также, что структура экономики и хозяйствующих субъектов допереходной России носила смешанный характер, несмотря на тотальное господство государственной собственности. Поэтому с самого начала рыночное строительство могло разворачиваться как построение не чисто рыночной модели, а модели рыночной смешанной экономики.
Позади остался трудный период перехода России на рыночный механизм экономического развития. Движущими факторами российского переходного периода оказались неэкономические факторы. Не случайно при таких обстоятельствах экономическая эффективность принималась во внимание преимущественно только через призму частного интереса лиц, оказавшихся в разной степени организаторами приватизационных и других переходных процессов.
Если сосредоточиться на экономических результатах переходного десятилетнего процесса, то можно констатировать, что все внешние черты рыночной экономики в России сегодня имеются. Страна рассталась с монополизмом государственной собственности, и теперь абсолютное большинство экономических единиц и хозяйствующих субъектов образуют негосударственный сектор экономики, который имеет господствующие позиции во всех отраслях и сферах хозяйства. Значительную роль играют акционерные общества, крупнейшие из которых составляют наиболее активное звено экономики.
Получила развитие рыночная инфраструктура экономики. К традиционному рынку товаров стали присоединяться рынок капитала, рынок труда, рынок услуг, рынок информации. Система частных банков образовала каркас финансовой составляющей рыночных преобразований. Государство сформировало хозяйственное законодательство. Появились государственные институты, регулирующие фондовый рынок и тарифы естественных монополий, обеспечивающие антимонопольную и фискальную политику, выполняющие таможенные и другие функции. Многообразие форм собственности и форм предпринимательства с самого начала придало российской экономике смешанный характер в период рыночной трансформации. Сильное воздействие на внутреннюю конкуренцию оказывают внешняя торговля и внутренняя конвертируемость рубля, когда у населения появился выбор не только на потребительском рынке, но и в сфере сбережений: производить личные накопления в долларах или евро или предпочесть рубли. И с этой точки зрения можно сказать, что Россия приобрела формально все рыночные атрибуты [16, С.35].
Вместе с тем, упал индекс человеческого развития и застыл показатель качества жизни, что не может не вызывать социальную напряженность в обществе. Подобная социальная дифференциация порождает немало негативных явлений и в экономике, и в обществе в целом.
Накопились диспропорции в развитии различных рынков. Финансовый рынок резко рванул вперед, в результате финансовый сектор в целом вышел на собственную орбиту развития, оторвавшись от других сегментов экономики. Значительное отставание рынка труда не только не обеспечивает достаточный платежеспособный спрос, но и тормозит развитие внутреннего рынка вообще. В результате многих причин до сих пор не сформировалось полноценное единое рыночное пространство страны, что приводит к экономической обособленности регионов и росту противоречий между ними.
Включение России в полнокровные мирохозяйственные процессы проходит для страны с отрицательной результативностью: при положительном балансе внешней торговли утечка отечественного капитала за рубеж значительно больше, чем приток иностранных инвестиций в российскую экономику. Такая динамика выгодна мировому хозяйству и конкретным зарубежным партнерам российских компаний, поскольку они получают энерго- и трудоемкие сырьевые, энергетические и другие ресурсы, оставляя за собой лидерство в отраслях высокой переработки и технологий. Фактически по-прежнему лишь природные и энергетические ископаемые позволяют России сохранять свою нишу на мировых рынках.
"Одним из основных механизмов институциональной трансформации российской экономики является поддержка конкуренции и конкурентоспособного производителя. Наращивание конкуренции возможно по двум направлениям: внутри экономики и на внешних рынках. На внешних рынках лишь небольшая группа российских товаров (в основном энергоносители) остаются конкурентоспособными. Поэтому конкуренция на определенном этапе должна поддерживаться на внутреннем рынке, что не исключает некоторых протекционистских мер и ограничение преференций, предоставляемых отдельным компаниям, прежде всего естественным монополистам" [1, С.90].
Несмотря на то, что государство представлено в различных отраслях через государственную собственность или через участие в акционерных обществах, финансово-экономическая основа функционирования государственных институтов остается довольно суженной, что уменьшает поле для маневра при проведении социальной политики и решении других общенациональных вопросов.
Одной из ключевых проблем, от которой зависит настройка экономического и социального организма общества, остается перекос во взаимосвязи интересов индивида, бизнеса и общества в сторону наиболее богатых граждан. Оптимальное рыночное развитие не может происходить без гармонизации соотношения существующих интересов и доходов.
Без контроля и поддержки демократических институтов государство не может стать ведущим звеном рыночной системы. Российское общество заинтересовано в развитии рыночной модели экономики, ибо это объективно ведет и к укреплению демократизма. Ведь последовательное утверждение рыночных принципов означает, во-первых, завершение формирования единого национального рыночного пространства, во-вторых, полновесную поддержку конкуренции на всех рынках и бескомпромиссную борьбу с монополизмом, в-третьих, создание равных возможностей для экономической реализации всех форм собственности и предпринимательства, в-четвертых, наличие в достаточном количестве и качестве общественных благ — здравоохранения, образования, науки, культуры, охраны окружающей среды и др., в-пятых, оптимальное включение экономики России в мировое хозяйство с обеспечением ее конкурентоспособности и национальных интересов, в-шестых, рост благосостояния общества и создание условий для расширенного воспроизводства населения России, в-седьмых, формирование необратимой экономической основы для становления и развития демократических институтов в стране.
"В нашей стране созданы практически все современные рыночные институты, однако они функционируют неудовлетворительно. В результате экономика модернизируется крайне медленно. Модернизацию не смогли реализовать ни сами хозяйствующие субъекты, мотивация собственников которых слабо связана с развитием бизнеса, ни государство путем создания государственных корпораций. В таких условиях единственная возможность для развития - переход предприятий к новым собственникам, широкомасштабное привлечение в нашу страну иностранных инвестиций и технологий, смена парадигмы развития с сырьевой на инновационную, повышение качества управления при обновлении политической и экономической элиты" [1, С.92].
Формирование рыночной инфраструктуры, начавшееся одновременно с проводимыми рыночными преобразованиями экономики, представляет собой достаточно длительный процесс, состоящий из нескольких этапов. Процесс развития рыночной инфраструктуры России можно разбить на три этапа:
1 этап: 1985-1992 гг. - связан, прежде всего, с началом развития элементов рыночных отношений в российской экономике. Его можно назвать этапом зарождения рыночной инфраструктуры, поскольку именно в данный отрезок времени шло формирование предпосылок создания инфраструктуры как подсистемы рыночной экономики. Появление устойчивого спроса на услуги определенных институтов рыночной инфраструктуры вызвало всплеск их создания. Особенно значительными темпами в этот период времени начинают развиваться банковские структуры, страховые компании, товарные и валютные биржи, инвестиционные институты.
2 этап: 1992-1998 гг.- характеризуется продолжением образования наиболее важных элементов рыночной инфраструктуры в экономике России и установлением устойчивых, необходимых связей между ними. Вместе с тем инфраструктура на данном этапе отличается неравномерностью. Относительно высокого уровня достигли в своем развитии финансовые институты, а также институты, оказывающие посреднические услуги в процессе обращения товаров конечного потребления,
3 этап: 1999 - по н.в. Данный этап характеризуется функционированием рыночной инфраструктуры с одновременным ее качественным совершенствованием. Основной чертой современного этапа становления рыночной инфраструктуры является тенденция к консолидации её однотипных институтов. Консолидационные процессы характерны для финансового, страхового и товарного рынков.
Процессы консолидации и корпоратизации на товарном рынке получили развитие в 2002-2005 гг. Укрупнение предприятий торговли происходит посредством создания торговых сетей по всей территории России. Новым и перспективным направлением развития товарного рынка в последнее время является создание сетевых торговых альянсов или ассоциаций.
Выделим особенности процесса становления рыночной инфраструктуры в РФ:
1. Создание институтов рыночной инфраструктуры происходило заново, иначе говоря "на пустом месте".
2. Динамичность становления институтов рыночной инфраструктуры, отсутствие координации и регулирования со стороны государства на первых этапах её становления обусловила спонтанность, волнообразный и стихийный характер этого процесса.
3. Рыночная инфраструктура России отличается неравномерностью своего развития. Относительно высокого уровня в своем развитии достигли финансовые институты и институты, оказывающие посреднические услуги в процессе обращения товаров конечного потребления.
4. Протекционизм государства в отношении российских институтов рыночной инфраструктуры привел к тому, что они менее конкурентоспособны в сравнении с их зарубежными аналогами.
5. Существуют региональные диспропорции в распределении институтов рыночной инфраструктуры России.
На российском финансовом рынке до сих пор не получили распространения отдельные инструменты внебюджетного инвестирования, давно используемые в рамках государственно-частного партнерства в зарубежных странах. Это ограничивает возможности привлечения капитала для создания и развития объектов транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной и иной инфраструктуры. В этих условиях представляется весьма актуальным расширение перечня финансовых инструментов государственно-частного партнерства через создание необходимых условий для введения в практику инфраструктурных облигаций [15, С.174].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рыночная экономика - это экономика, базирующаяся на частной собственности, которая обеспечивает экономическую свободу субъектов экономических отношений, и на рыночном механизме координации их действий.
Объективное существование товарного производства и товарно-денежных отношений делает столь же необходимым и существование рынка. Рынок представляет собой совокупность социально-экономических отношений людей в сфере обмена, посредством которых осуществляется сбыт товаров по рыночной цене.
Существование рынка предполагает, что производство носит товарный характер, т.е. продукты производятся для продажи, обмена. Условиями существования товарного хозяйства являются: общественное разделение труда, которое базируется на принципе сравнительных преимуществ - способности отдельного производителя производить товар с относительно меньшими альтернативными издержками; экономическая обособленность товаропроизводителей на базе частной собственности и обмен как форма связи между обособленными и самостоятельными товаропроизводителями.
Необходимым условием нормального функционирования рынков является наличие рыночной инфраструктуры - совокупности отраслей, систем, фирм, опосредующих акты купли-продажи, совершаемые на рынке.
На основе системного подхода к определению содержания рыночной инфраструктуры сформулировано определение рыночной инфраструктуры как совокупности институтов, технологий, норм, обеспечивающие воспроизводство устойчивых экономических отношений и создающих условия для эффективного и динамичного функционирования различных рынков.
Рынок выполняет ряд функций основными из которых являются: ценообразующая, распределительная, координирующая, стимулирующая, оздоравливающая.
Основные элементы инфраструктуры современного рынка: биржи (товарные, фондовые, валютные и т.п.); аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества; кредитная система и коммерческие банки; государственные и негосударственные службы занятости; информационные технологии и средства деловой коммуникации; рекламные агентства; торговые палаты; аудиторские компании и т.д.
Мировой финансовый кризис лишь обострил структурные проблемы российской экономики, но их изначальной причиной явились существующие с советских времен диспропорции, высокая монополизация и отсутствие конкуренции. Для преодоления экономического кризиса необходимо не только осуществлять стимулирующую денежно-кредитную и бюджетную политику, но и продолжить институциональные реформы, повышать качество управления и эффективности работы государства и бизнеса. Предстоит разработать новую модель развития, которая должна основываться на конкуренции, привлечении зарубежных инвесторов, совершенствовании институтов, обслуживающих российский фондовый рынок, расширении государственно-частного партнерства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Астапов К. Ключевая задача российской экономики: в условиях мирового финансового кризиса формировать новые возможности развития // Общество и экономика.- 2009.- № 8.- С. 79-92.
Ахтариева Л.Г. Системная модернизация региональной рыночной инфраструктуры // Проблемы современной экономики.- 2008.- № 3.
Ахтариева Л.Г., Богданов А.В., Зайнашева З.Г. Развитие региональной рыночной инфраструктуры в современных условиях (теоретический и практический аспекты) – Уфа, 2007.
Барр Р. Политическая экономия. Т. 1.- М., 1995.
Белоусенко М.В. Структура и эффективность функционирования рынка // Экон. теория. - Киев, 2006. - № 3. - С. 55-65.
Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Под общ. ред. В.И. Кушлина. – М., 2002.
Гурова Т., Полунин Ю. Инфраструктура для национального рынка // Эксперт.- 2007.- № 1/2. - С. 10-14.
Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учебник.- М., 2001
Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы: Ученые записки. - Ростов н/Д, 2007.- Вып. 13. - 307 с.
Иншаков О. В., Русскова Е. Г. Инфраструктура рыночного хозяйства: системность исследования // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 5, Экономика.- 2005.- № 2. - С. 28-37.
Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.- М., 2007.
Касимов О. В. Функции рыночной инфраструктуры в экономической системе // Вестн. Саратовского гос. соц.-эконом. ун-та.- 2009.- № 3.- С. 56-58.
Козельская И. Н., Воропанова О. В. Государственное управление рыночной инфраструктурой // Вестн. Саратовского гос. техн. ун-та.- 2006.- № 2. - С. 72-77.
Максимова В.Ф. Микроэкономика: Учеб.-метод. комплекс.- М., 2009.
Понизов П. Формирование комплексного механизма государственно-частного партнерства // Общество и экономика.- 2009.- № 8.- С. 158-178.
Пороховский А.А. О российской модели рыночной экономики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2005.- № 1.- С. 27-40.
Региональные исследования за рубежом.- М., 1973.
Рыночная экономика: понятия, термины, механизмы рыночной экономики.- М., 2007.
Стерликов П. Ф. Формирование современных представлений о функциях государства и рынка в экономике // Экономические науки.- 2007.- № 1. - С. 23-27.
Тарасова Е. Е. Социально-экономическая сущность рынка, механизм его функционирования и развития // Финансы и кредит.- 2004.- № 9.- С. 22-28.
Тюрина А.Д. Микроэкономика: Конспект лекций.- М., 2009.
Ховард К., Журавлева Г. Принципы экономики свободной рыночной системы (экономикс).- М., 1995.
Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой.- М., 2005.
Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.- СПб., 2008.
Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. А. А. Кочеткова.- М., 2007.
Экономический словарь // http://abc.informbureau.com/html/eiodanodoeooda_duiixiie_yeiiii.html
Юсупова А. Т. Структурные особенности современных российских отраслевых рынков // Регион: экономика и социология.- 2009.- № 4.- С. 175-194 .
Сухарев О. С. Структурные проблемы экономики России: теоретическое обоснование и практические решения: Монография.- М. , 2010
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рисунок 1. Инфраструктура рынка