Н.Н.Баранский
Термин "положение" распространен весьма широко. Всего чаще под положением понимают: столько-то градусов восточной или западной долготы и столько-то градусов северной или южной широты. Самое популярное понимание этого термина встречается тогда, когда в понятие "положение" включается отношение данного пункта или участка территории к каким-нибудь соседним хребтам, горам, морю и т.д.
В экономической географии положение территории приходится определять не только по отношению к физико-географическим данным, но и также по отношению к условиям, созданным руками человека в процессе истории. Для экономической географии чрезвычайно важно положение данной страны (да и вообще исследуемого ареала) к путям, рынкам, крупным центрам (промышленным, торговым, административным, культурным).
Таким образом, положение - это есть отношение данного пункта или ареала к каким-нибудь географическим дпнностям, взятым вне этого пункта или ареала. Экономическая география понимает под положением отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, - все равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории.
Откуда мы можем убедится что положение страны действительно имеет большое экономическое значение? Лучше всего в этом убедиться из примеров, а именно - если мы возьмем для сравнения такие страны, которые по своим природным условиям близко подходят друг к другу, а различиаются по своему положению.
Возьмем Швецию и Урал. С одной стороны, вы имеете хребет, лежащий вдоль морского берега, у моря, выходящего к странам Европы, давно уже развившимся, а с другой - хребет, лежащий на границе Европы и Азии и весьма далеко запрятанный от моря. Швеция, распологая связью по морю с уже развитыми странами, могла развиться значительно раньше Урала; Урал должен был ждать и железных дорог и многого другого, прежде чем он мог начать по-настоящему развиваться.
Сравним Сибирь и Канаду. Можно увидеть, что расстояния большей части Сибири и Канады от берега моря очень различны. Как ни велика Канада, но по сравнению с Сибирью она гораздо меньше. Канада по обе стороны имеет незамерзающие порты - Ванкувер на Тихом океане и Галифакс на Атлантическом океане; кроме того, в летнее время по Гудзонову заливу тоже возможно морское сообщение (порты Черчил и Нельсон). Учитывая все это не стоит удивляться, что Канада на некоторый отрезок времени заметно опередила Сибирь в развитии.
Наконец, возьмем Швейцарию и Кавказ. Это горные страны с резко пересеченным рельефом, с резко выраженной вертикальной зональностью, с чрезвычайно большим своиобразием и разнообразием природы. Швейцария лежит в центре Западной Европы и со всех сторон окружена странами, имевшими возможность быстро и легко развиваться; Кавказ лежит на перешейке, соединяющем Европу и Азию и являющемся зоной, где происходили столкновения различных культур. В силу разницы в положении условия развития Кавказа оказались совершенно другими, чем условия развития Швейцарии.
Как видно из примеров, особенно важное значение для экономической географии имеет положение страны по отношению к мировым путям, крупнейшим рынкам, промышленным центрам и т.д.
Особо выделяют еще так называемое "соседское" положение, иначе говоря - характер ближайшего окружения. Особенно интересные сочетания получаются в условиях капиталлистического общества при соседстве контрастных, противоположных районов.
Посмотрим на положение нашего Запада. В условиях царской России эта территория была исключительно слабо индустриализированаи в то же время отличалась интенсивным сельским хозяйством. Обе эти особенности Запада в значительной мере объяснялись самим положением этой территории. У Запада получилось такое положение, что отрасли промышленности, ориентирующиеся на внешнее сырье и внешний рынок, "скатывались" к Петербургу, Риге, Варшаве,а отрасли, ориентирующиеся на внешнее сырье, на внутрений рынок, - к Москве. В пределах Запада в результате конкуренции соседей получилось пустое от промышленности место. Т.о., указанные особенности положения вместе с рядом других факторов в капиталистических условиях в значительной мере способствовали формированию хозяйства западных губерний в указанном выше направлении.
Вообще ограничиваться в экономической географии только одной голой экономикой, замыкаясь и отгораживаясь от всего прочего, нельзя. Возьмем, например, отношение страны к очагам войны. Как известно, Западная Европа исторически сделалась и до недавнего времени оставалась очагом войны; в силу этого никак нельзя не учитывать положения по отношению к такому очагу войны.
США своим быстрым экономическим подъемом во второй половине XIX в. тоже в значительной мере обязаны своему положениюв стороне от очагов войны. Это положение позволяло США те 1-1.5 млрд. золотых рублей, которые крупные империалистические державы Европы ежегодно затрачивали на вооружение, вкладывать в течении ряда десятилетий, вплоть до первой мировой войны на строительство городов, рудников, заводов, железных дорог и т. д. Кроме того, время от времени европейским державам приходилось терпеть большие убытки от военных действий. Ясно, что не учитывать положения страны по отношению к очагам войны никак нельзя.
Совершенно необходимо учитывать положение страны и по отношению к очагам первоначальной человеческой культуры. В Старом Свете древние очаги культуры зародились в древнем Египте, междуречье Тигра и Евфрата, в Индии и в Китае. Затем две цивилизации: египетская и месопотамская - вышли на Средиземное море, создав последовательно культуру финикийскую, греческую и римскую. Далее греко-римская культура распространилась на весь запад Европы... И нужно учитывать положение страны по отношению к этой трассе культуры, которую история начертала на карте.
Резюмируя, можно сказать, что экономико-географическое положение мы должны учитывать достаточно широко, имея в виду не одну экономику, но и политику, стратегию и культуру.
Объектом изучения экономической географии являются не только целые страны, но и отдельные города. И по отношению к городам положение играет не менее важную роль, чем по отношению к странам и районам, и даже, возможно, более важную. Когда экономико-географ подходит к изучению города, то первый вопрос, который у него возникает, это вопрос о том, почему город образовался и развился именно здесь, а не в другом месте. Возьмем опять пяд примеров.
Санкт-Петербург. С одной стороны, здесь Атлантический океан глубже всего вдается в территорию русской равнины; с другой стороны, здесь же проходят внутренние водные пути, которые легко усовершенствованы путем соединения каналами рек озерного бассейна с Волгой, а дальше... Важность для нашей страны выходов к Балтийскому морю была вполне осознана еще при Иване Грозном. Все эти выгоды положения вскрылись очень быстро с того момента, когда устье Невы со всем прибалтийским побережьем вошло в состав Российского государства; сюда в устье Невы была перенесена столица, и столица эта стала быстро развиваться.
Возьмем еще Волгоград. этот город находится как раз там, где Волга и Дон ближе всего подходят друг к другу. Положение обусловило не толькосозданиена этом месте города в древние времена (Археологические раскопки показали, что около Волгограда существовал большой город еще в давние времена, до прихода сюда русских), но и дальнейшее его развитие и его современную промышленную структуру.
Такой исторически важный центр, как Константинополь, теперешний Стамбул, своим ростом обязан пересечению торговых путей - морских из Черного в Средиземное море и сухопутных - из Передней Азии в Европу. Исторические судьбы Константинополя в качестве столицы Восточной Римской империи и затем империи Турецкой целиком связаны с его положением и со значением тех путей, на перекрестке которых он находится.
При анализе положения городов полезно особо выделять положение по отношению к ближайшим окрестностям, положение, которое можно изучать на крупномасштабной топографической карте, так сказать, микроположение и положение по отношению к более отдаленным данностям, которое надо изучать на мелкомасштабной карте, - целой страны, или материка, или даже мировой, - это, так сказать, макроположение. Можно выделить между ними еще и третье - мезоположение.
В применении к Москве в ее микроположении самое важное: положениеее ядра - Кремляна берегу Москвы-реки между устьями Неглинки и Яузы и ее положение у места ближайшего схождения рек Москвы и Клязьмы; к мезоположению следует отнести положение Москвы в центре междуречья Оки и Волги и, наконец, к макроположению - ее центральное положение на Восточно-Европейской равнине.
Центральное положение в рамках определенной государственной территории имеет большое значение не только для Москвы, но и для ряда других столиц. Примерами могут служить Мадрид, Париж, Берлин, Прага. Центр здесь, конечно, надо понимпть не в строго математическом, геометрическом смысле этого слова. Центральное положение удобно сравнительной близостью от разных частей государственной территории, в центре неизбежно пересекаются дороги, соединяющие между собой переферийные точки территории.
С того момента, как данный город стал столицей, на его пользу идет все то, что идет на пользу его государства, в том числе и выгоды в положении не только самого города, но и всего государства.
При хозяйственной оценке месторождений полезных ископаемых необходимо учитывать не только их запасы и качество, но и положение месторождений по отношению друг к другу (особенно железа и коксующегося угля), а также их положение по отношению к промышленным центрам и исторически сложившимся очагам населения.
На примере Лондона можно увидеть, что в историческом процессе значение отдельных моментов, влияющих на экономико-географическое положение, весьма сильно изменяется. Это обстоятельство имеет очень большое значение. Экономико-географическое положение, как и прочие моменты экономико-географического порядка, должно рассматриваться с историческим подходом. Особенно явственны изменения, вносимые усовершенствованием транспорта и проведением новых дорог.
И хотя, положение страны в смысле математической и физической географии остается одинаковым, но и в процессе исторического развития ее экономико-географическое положение коренным образом изменяется. Из положения "на краю света" создалось положение "между двумя океанами" - вот так резко изменилось положение США.
Вред, причиняемый неудобством географического положения, можно смягчить не какими-нибудь маленькими средствами, а социалистической революцией, то отсюда ясно, что Маркс придавал положению достаточно большое значение.
В основе экономико-географического положения во многих случаях лежат совершенно определенные физико-географические моменты. С другой стороны, совершенно ясно, во-первых, что эта физико-географическая обстановка, составляющая базу для экономико-географического положения, создает только возможности, а вопрос об использовании этих возможностей остается открытым и, во-вторых, что в разные исторические эпохи одно и то же физико-географическое положение может быть использовано весьма различно и может иметь совершенно разное значения.
Из всего выше сказанного ясно,что экономико-географическое положение имеет крупнейшее методологическое значениеМесто, занимаемое любым ареалом, - будет ли то страна, район или город - в системе географического разделения труда в значительной мере определяется экономико-географическим положением. Поскольку экономико-географическое положение в значительной мере определяет связи данного ареала в системе географического разделения труда, оно не может не влиять и на экономическое районирование территории.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://geographer.ru/