Н.Н.Баранский
Термин "положение" распространен весьма широко. Всего чаще под положением понимают: столько-то градусов восточной или западной долготы и столько-то градусов северной или южной широты. Самое популярное понимание этого термина встречается тогда, когда в понятие "положение" включается отношение данного пункта или участка территории к каким-нибудь соседним хребтам, горам, морю и т.д.
В экономической географии положение территории приходится определять не только по отношению к физико-географическим данным, но и также по отношению к условиям, созданным руками человека в процессе истории. Для экономической географии чрезвычайно важно положение данной страны (да и вообще исследуемого ареала) к путям, рынкам, крупным центрам (промышленным, торговым, административным, культурным).
Таким образом, положение - это есть отношение данного пункта или ареала к каким-нибудь географическим дпнностям, взятым вне этого пункта или ареала. Экономическая география понимает под положением отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, - все равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории.
Откуда мы можем убедится что положение страны действительно имеет большое экономическое значение? Лучше всего в этом убедиться из примеров, а именно - если мы возьмем для сравнения такие страны, которые по своим природным условиям близко подходят друг к другу, а различиаются по своему положению.
Возьмем Швецию и Урал. С одной стороны, вы имеете хребет, лежащий вдоль морского берега, у моря, выходящего к странам Европы, давно уже развившимся, а с другой - хребет, лежащий на границе Европы и Азии и весьма далеко запрятанный от моря. Швеция, распологая связью по морю с уже развитыми странами, могла развиться значительно раньше Урала; Урал должен был ждать и железных дорог и многого другого, прежде чем он мог начать по-настоящему развиваться.
Сравним Сибирь и Канаду. Можно увидеть, что расстояния большей части Сибири и Канады от берега моря очень различны. Как ни велика Канада, но по сравнению с Сибирью она гораздо меньше. Канада по обе стороны имеет незамерзающие порты - Ванкувер на Тихом океане и Галифакс на Атлантическом океане; кроме того, в летнее время по Гудзонову заливу тоже возможно морское сообщение (порты Черчил и Нельсон). Учитывая все это не стоит удивляться, что Канада на некоторый отрезок времени заметно опередила Сибирь в развитии.
Наконец, возьмем Швейцарию и Кавказ. Это горные страны с резко пересеченным рельефом, с резко выраженной вертикальной зональностью, с чрезвычайно большим своиобразием и разнообразием природы. Швейцария лежит в центре Западной Европы и со всех сторон окружена странами, имевшими возможность быстро и легко развиваться; Кавказ лежит на перешейке, соединяющем Европу и Азию и являющемся зоной, где происходили столкновения различных культур. В силу разницы в положении условия развития Кавказа оказались совершенно другими, чем условия развития Швейцарии.
Как видно из примеров, особенно важное значение для экономической географии имеет положение страны по отношению к мировым путям, крупнейшим рынкам, промышленным центрам и т.д.
Особо выделяют еще так называемое "соседское" положение, иначе говоря - характер ближайшего окружения. Особенно интересные сочетания получаются в условиях капиталлистического общества при соседстве контрастных, противоположных районов.
Посмотрим на положение нашего Запада. В условиях царской России эта территория была исключительно слабо индустриализированаи в то же время отличалась интенсивным сельским хозяйством. Обе эти особенности Запада в значительной мере объяснялись самим положением этой территории. У Запада получилось такое положение, что отрасли промышленности, ориентирующиеся на внешнее сырье и внешний рынок, "скатывались" к Петербургу, Риге, Варшаве,а отрасли, ориентирующиеся на внешнее сырье, на внутрений рынок, - к Москве. В пределах Запада в результате конкуренции соседей получилось пустое от промышленности место. Т.о., указанные особенности положения вместе с рядом других факторов в капиталистических условиях в значительной мере способствовали формированию хозяйства западных губерний в указанном выше направлении.
Вообще ограничиваться в экономической географии только одной голой экономикой, замыкаясь и отгораживаясь от всего прочего, нельзя. Возьмем, например, отношение страны к очагам войны. Как известно, Западная Европа исторически сделалась и до недавнего времени оставалась очагом войны; в силу этого никак нельзя не учитывать положения по отношению к такому очагу войны.
США своим быстрым экономическим подъемом во второй половине XIX в. тоже в значительной мере обязаны своему положениюв стороне от очагов войны. Это положение позволяло США те 1-1.5 млрд. золотых рублей, которые крупные империалистические державы Европы ежегодно затрачивали на вооружение, вкладывать в течении ряда десятилетий, вплоть до первой мировой войны на строительство городов, рудников, заводов, железных дорог и т. д. Кроме того, время от времени европейским державам приходилось терпеть большие убытки от военных действий. Ясно, что не учитывать положения страны по отношению к очагам войны никак нельзя.