Центр Непрерывного Образования Кемеровского Государственного Университета
Городской Классический лицей г. Кемерово
«Производные имена в информативных жанрах»
Научный руководитель:
Кандидат филологических наук Н. А. Прокуденко
Выполнил:
Валентинова Дарья, 9 «а»
Кемерово-2000.
ЦНО Кемеровского государственного университета Городской классический лицей
Работа ученицы 9-а класса Валентиновой Дарьи. Научный руководитель:
кандидат филологических наук Н. А. Прокуденко
ВВЕДЕНИЕ....................................................................
...................................................................2
ПРОИЗВОДНЫЕ, НАЙДЕННЫЕ В ЖУРНАЛЕ
ОГОНЁК»:.......................................................6
ПРОИЗВОДНЫЕ, НАЙДЕННЫЕ В ЖУРНАЛЕ
«КОМПЬЮТЕРРА»:....................................16
ВЫВОДЫ:.....................................................................
.................................................................. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:.................................................................
..... 25
ИСТОЧНИКИ;..................................................................
...............................................................
ВВведение.
1. Словообразование как основной способ пополнения лексики русского языка
постоянно будет привлекать внимание исследователей, как с формальной так и
с содержательной стороны.
2. Производные слова, созданные по языковым моделям (иначе -узуальные
слова), и окказионализмы (слова, созданные с нарушением закономерностей)
используются в текстах разных жанров с большим спектром функциональных
ролей.
3. «Языковая игра была и остаётся в поле зрения лингвистов: однако наиболее
обстоятельно изучены лишь формальные способы её создания. Не менее
интересно взглянуть на языковую игру как на средство оптимального выражения
образа мысли, характера профессиональной и любой другой деятельности
социума или отдельного индивида». /Н. А. Прокуровская/
4. Объектом нашего анализа мы избрали производные в структуре заглавия
статей - информации, помещённых в журналах
Научный руководитель: кандидат филологических наук Н. А. Прокуденко
«Компьютерра» и «Огонёк».
5. Разные по назначению и характеру читательской аудитории, эти журналы,
вероятно, даже в одинаковом по типу жанре не могут не повлиять на
предназначение заголовков в них. Поэтому в качестве рабочей гипотезы мы
выдвинули тезис о чисто информативной и информативно-эмоциональной роли
производных в составе заголовков.
6. Как показало наше исследование, производные употребляются в заголовках
следующих четырёх типов:
• в заголовках, представленных одной лексемой
• в заголовках - словосочетаниях
• в заголовках - предложениях
• в заголовках - комплексах предложений
Наиболее частотными являются заголовки -лексемы, с которых мы и начнём свои наблюдения.
В журнале «Огонёк» они представлены только окказиональными образованьями.
Производные, найденные в журнале «Огонёк»:
1. Одна лексема
Окказиональное словообразование: а) С переносом семантики одного из словообразующих компонентов на получившийся окказионализм:
• БИТОВУХА(№5от1.02.1999г.)
Статья автора о самом себе. Его рассуждения о мире, о том, что каждый может
для этого мира сделать. Автора зовут Андрей Битов.
Словообразовательный путь:
Искусственно выделенный от фамилии корень -БИТ- + наложение на просторечное
слово БЫТОВУХА. Наблюдается частичный перенос семантики слова БЫТОВУХА на
окказионализм.
Цель создания окказионализма:
Привлечение внимания. Обобщение БЫТОВЫХ мыслей Андрея БИТова.
• ВИДЕОТИЯ (№1-2 от 4.01.1999г.)
.Статья - обзор фильмов, причём по критериям обыкновенных зрителей, непрофессионалов.
Словообразовательный путь:
На слово ИДИОТИЯ накладывается корень -ВИДЕО- (происходит замена корневой
гласной -И- на -Е-). Таким образом часть -ИДЕО- становится общей частью.
Наблюдается перенос семантики на окказионализм. Грубо говоря, этот
окказионализм можно расшифровать как «помешательство на ВИДЕО до ИДИОтизма»
Цель создания окказионализма:
Привлечение внимания. Обобщение понятия ВИДЕО-ИДИОТИЯ одним словом,
вероятно, во избежание зияния.
• ЛУЖЗОНА (№ 40 (4627) декабрь 1999г.)
Статья о крупнейшем Московском известном в России и далеко за её пределами
рынке в Лужниках, который в простонародье зовётся "Лужа". Автор говорит о
том, что "это не совсем кусочек Москвы. Это - Лужзона".
Словообразовательный путь:
Корень от простонародного варианта имени собственного "лужа" - -ЛУЖ- +
отсутствие интерфикса + корень и окончание имени существительного -ЗОНА. Мы
видим, что сам окказионализм склоняется так же, как и слово ЗОНА.
Наблюдается некоторая оценка статуса этого рынка за счёт слова ЗОНА.
Цель создания окказионализма:
наречение одним словом рынка в Лужниках, с акцентом на его статус.
Привлечение внимания.
Ь) Без переноса семантики какого-либо из словообразующих компонентов на полученный окказионализм:
• МАНЬЯКИ-БУКВОЛОГИ (№404999)
Статья о том, что "«Маньяками-буквологами» зовут пишущих «огоньковцев»,
сидящих на пятом этаже редакции, художники и верстальщики, живущие подчас
без выходных этажом ниже. «Маньяки» с ними борются за каждую букву не на
жизнь, а насмерть. Они с «маньяками», в свою очередь, насмерть бьются за
картинки, снимки и прочую красоту"
Словообразовательный путь:
Слово МАНЬЯКИ не представляет особого интереса. БУКВОЛОГИ: корень от имени
существительного "буква" -БУКВ- + интерфикс -О- + латинский корень -ЛОГ-
(означающий "знание", "изучение"). Цель создания окказионализма:
В статье упомянуто: "Просто заголовок смешной. Его ближе к полуночи
'придумал наш главный художник Миша Решетько." Однако только формально этот
заголовок смешной, но содержание, его семантика глубока.
• АНТИДАРВИНГ (№ 6 от 8.02.1999г.)
Статья о том, что теория Дарвина в корне не верна. Учёный, биолог, Виктор
Владимирович Витальев рассуждает на тему того, что для объяснения эволюции
нужна какая-то первопричина, а инволюция (деградация) гораздо естественнее
по своей природе.
Словообразовательный путь:
Отрицательная иноязычная приставка АНТИ- + корень от имени собственного
-ДАРВИН- + окончание английского языка -ИНГ (наложение части -ИН-), которое
в родном языке обозначает занятие, род деятельности. Но в английском это
окончание способно к словообразованию только при присоединении к корню
глагола. Здесь же мы наблюдаем присоединение к корню имени собственного.
Цель создания окказионализма:
.Обобщение одним словом главной мысли статьи, стремясь привлечь внимание читателя.
"• ТЕЛЕЛЯПИЯ (№ 29 от 15.07.1996г.) Статья о том, как часто ошибаются, допускают "ляпы" телекомментаторы.
Словообразовательный путь:
Уже устойчивый в своём положении корень -ТЕЛЕ- + корень от существительного
-ЛЯП- + суффикс -И- + окончание существительного 1-го склонения -Я.
Цель создания окказионализма:
Привлечение внимания. Наречение одним словом понятия "множество
телевизионных ляпов", что поддерживается аналогией с существительными,
имеющими процессуальное значение, (например: орфография, мания и др.)
Словосочетания
Узуальное словообразование:
• ПАРНОКОПЫТНЫЙ КИТ? (№7 от 07'2000г.)
• [парн]о^копыт}ный