Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Город в творчестве Н.В. Гоголя

Город в творчестве Н.В. Гоголя

Кипящая меркантильность..

Н. В. Гоголь

Николай Васильевич Гоголь — писатель, с именем которого связано зарождение в литературе жанра сатиры. Безусловно, она существовала и до Гоголя, но в его творчестве она обрела неповторимое звучание. Соединяясь с реалистическим изображением действительности, сатира Гоголя разила пошлость и глупость, невежество и чванство. Причем творческая манера писателя, проявившаяся уже в повести «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», отличалась яркостью и оригинальностью.

Автор-рассказчик кажется простаком, восхищающимся тем или иным явлением, за которым читателю открывается истинное значение изображаемого. Так, в повести «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» писатель дает жалкую картину провинциального города, чрезмерно превознося те его красоты, которые бы следовало искоренить, как мешающие нормальной жизни горожан. Главной достопримечательностью Миргорода является лужа. «Если будете подходить к площади, то, верно, на время остановитесь полюбоваться видом: на ней находится лужа, удивительная лужа! Домы и домики, которые издали можно принять за копны сена, обступивши вокруг, дивятся красоте ее».

В повести «Невский проспект» Николай Васильевич так же восторженно отзывается об этом примечательном месте Петербурга, своеобразном лице города. И здесь сатира автора постепенно доходит до сарказма. Утром Невский — лишь транспортная артерия, соединяющая один район города с другим. По нему проходит рабочий люд, спешащий по делам. Но пролетит немного времени, и улица наводняется праздно гуляющими сначала детьми с гувернантками и гувернерами, а позже — щеголями и ветреными кокетками, пришедшими похвастаться своими шляпками, бакенбардами или жилетами, локонами, глазками или рукавами. Это своеобразная «ярмарка тщеславия», где ценятся не естественные человеческие чувства, красота, ум, а выставляются напоказ отдельные «достопримечательности». «Бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь или уголь... которым посвящена лучшая половина жизни... Талии, какие вам не снились никогда: тоненькие, узенькие... А какие вы встретите дамские рукава на Невском проспекте!.. Они несколько похожи на два воздухоплавательных шара...» Здесь нет людей, а только их выдающиеся детали, нет чувств, а их видимость, причем очень обманчивая, когда красавица, неземное создание, оказывается продажной девкой, а пошленькая немочка — добропорядочной матерью семейства, хранимая мужем, умеющим постоять за честь жены. Восхищаясь, ужасаясь, описывая город — место крушения мечтаний и иллюзий.

Николай Васильевич гениально заканчивает свою повесть. Здесь уже нет и тени иронии, а летящее перо художника предостерегает молодых простаков от слишком непосредственного любования окружающим. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск... чтобы показать все не в настоящем виде».

Но Петербург — это не только парадные улицы и дворцы, много в нем и дворов-колодцев, подъездов с грязными и темными лестницами, крошечных квартирок, в которых обитают бедняки, не умеющие сделать собственную жизнь интереснее и содержательнее. В повести «Шинель» Гоголь показывает Петербург бедняков. «Скоро потянулись перед ним (Акакием Акакиевичем) те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером... фонари стали мелькать реже... сверкал только один снег по улицам да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки...» Это уже другой Петербург. Здесь царит бедность, запустение и как следствие этого — разбой.

Гоголь не идеализирует парадную столицу. Город многолик. В нем живут не одни только преуспевающие чиновники, но и бесправные бедняки, существование которых никому не интересно, не волнует власти, заботящиеся только о собственном благополучии. Такую традицию изображения города — бездушного созерцателя людских несчастий — продолжил в своем творчестве Федор Михайлович Достоевский, но у него нет и намека на иронию. Достоевский — писатель совершенно иного плана.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Похожие работы:

  1. • Город в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
  2. • Пошлый мир и его трансформация в художественной системе ...
  3. • Творчество Н.В. Гоголя
  4. • Элементы стиля "плетение словес" в творчестве Н. В. Гоголя
  5. • Характеристика творчества Н.В. Гоголя на примере ...
  6. • Жизнь и последние годы Н.В. Гоголя
  7. • Мистика и фантастика в творчестве Н.В. Гоголя
  8. •  ... изображение действительности в творчестве Н.В. Гоголя.
  9. • Мифология большого города
  10. • Романтика украинских сказок и легенд в творчестве Н. В ...
  11. • Развитие темы "маленького человека" в творчестве Н. В ...
  12. • Проблема культурно-исторических взаимоотношений Москва ...
  13. • Миф большого города в реалистической литературе XIX века
  14. • Концепт город в цикле рассказов Дж.Джойса Дублинцы
  15. • Русь "помещичья", "Русь народная" в поэме Н.В. Гоголя ...
  16. • Перечитывая "Тараса Бульбу" Н.В.Гоголя
  17. • Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя
  18. • Фольклорные мотивы в творчестве Н.В. Гоголя
  19. • Влияние сатирического творчества Н.В. Гоголя на ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com