План – конспект.
Тип урока: классический.
Тема урока: Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.
Выполнил: Исаков Валерий Валерьевич.
|Задачи: | |
| | |
|Образовательная: |- познакомить детей с новым прибором и его |
| |назначением; |
| |- дать понятие проводников и непроводников |
| |электричества; |
| | |
|Воспитательная: |- воспитание дисциплинированности, аккуратности записи|
| |в тетради, внимательности. |
| |- формирование научного мировоззрения: мир познаваем, |
| |явления природы подчиняются физическим законам. |
| | |
| |- развитие мышления и памяти; |
|Развивающая: |- умение правильно говорить. |
| | |
| | |
| | |
| |Перышкин « физика 8 –ой класс» |
|Литература: |Лукашик «сборник задач по физике 7-8 классы» |
| | |
| | |
| |Плакат на тему проводники и непроводники |
|Оборудование: |электричества, электрометры, проводники и |
| |непроводники, эбонитовая и стеклянная палочки, кусок |
| |меха и бумага. |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
|1) Организационная часть:(метод: | |
|рассказ) |Ход урока: |
|1 минута | |
| | |
| |Со звонком, последнего кто зашел, прошу, что бы он |
| |закрыл дверь. Жду когда ученики успокоятся, затем |
| |говорю: «Здравствуйте, садитесь». |
| |«На прошлом уроке мы с вами изучили тему: |
| |«Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие |
| |заряженных тел. Два рода зарядов.» Дома вы должны были|
| |её повторить. |
| | |
| | |
|2) Проверка знаний: | |
|(метод: фронтальный | |
|опрос) | |
|9 минут |Что можно сказать про тело, если оно притягивает |
|В.1.: |другие тела? |
| |Про, которое может притягивать другие тела, говорят, |
|О.1.: |что оно наэлектризовано |
| | |
| |А что ещё говорят про тело, если оно |
|В.2.: |наэлектризованное? |
| |Что телу сообщён электрический заряд. |
|О.2.: | |
| |Сколько тел может участвовать в электризации? |
|В.3.: |В электризации может участвовать только два тела. |
|О.3.: | |
| |Можно ли передать электрический заряд от одного тела к|
|В.3.: |другому, если да то каким образом? |
| |Электрический заряд можно передать от одного тела к |
|О.3.: |другому прикосновением заряженного тела к не |
| |заряженному. |
| | |
| |Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды |
|В.4.: |одного рода? |
| |Тела, имеющие заряды одного рода, отталкиваются. |
|О.4.: | |
| |Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды |
|В.5.: |разных родов? |
| |Тела, имеющие заряды одного рода, притягиваются. |
|О.5.: | |
| |Сколько родов электрических зарядов вы знаете? |
|В.6.: |Существует только два рода зарядов. |
|О.6.: |Назовите их. |
|В.7.: |Положительный и отрицательный? |
|О.7.: | |
| |Как означают заряды на схемах рисунках и чертежах? |
|В.8.: |Положительным знаком «+», а отрицательным знаком «–».|
|О.8.: | |
| | |
| | |
| | |
| | |
|3) Изучение нового материала: | |
|(метод: беседа) | |
|20 минут | |
| | |
| |«Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с |
| |электроскопом, его назначением и устройством, а также |
| |с проводниками и непроводниками электричества». |
| | |
| |«Запишите число и тему урока» (написаны на доске). |
| |«Итак, мы с вами уже знаем, что наэлектризованные тела|
| |притягиваются или отталкиваются, по взаимодействию |
| |можно судить, сообщён ли телу электрический заряд. |
| |Поэтому и устройство прибора, при помощи которого |
| |выясняют, наэлектризовано ли тело, основано на |
| |взаимодействии заряженных тел. (На стол ставится |
| |электроскоп) Этот прибор называется электроскопом, от |
| |греческих слов э л е к т р о н, вы знаете как |
| |переводится это слово из пошлой лекции, и с к о п е |
| |о – наблюдать, обнаруживать. |
| | |
| |Электроскопом называется прибор, при помощи которого |
| |выясняют, наэлектризовано тело или нет. Запишите это |
| |определение в тетрадь |
|Определение: | |
|Запись в тетрадь |[pic]У меня на столе стоит школьный электроскоп, |
| |посмотрите внимательно в нём через пластмассовую |
| |пробку, вставленную в металлическую оправу, пропущен |
| |металлический стержень, на конце которого укреплены |
| |два листочка из тонкой бумаги, оправа со всех сторон |
| |закрыта стёклами. Запишите в тетрадь, что электроскоп |
| |состоит из: |
| |Пластмассовой пробки; |
| |Металлической оправы; |
| |Металлического стержня; |
| |Двух листочков из тонкой бумаги; |
|Демонстрация |Двух стёкл. |
|(метод наглядный) | |
| | |
| |(Слабо натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею |
| |металлического стержня электроскопа.) |
| |1.Посмотрите, лепестки электроскопа разошлись на |
| |некоторый угол. |
| |(Сильнее натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею|
| |металлического стержня электроскопа, не разряжая его.)|
| | |
| |2. Посмотрите, лепестки электроскопа разошлись на |
| |больший угол. [pic] |
| |Отсюда можно сделать вывод, что по изменению угла |
|Запись в тетрадь |расхождения листочков электроскопа можно судить, |
| |увеличился или уменьшился его заряд. |
| | |
| |Мы рассмотрели с вами один из видов электроскопа, где |
| |индикатором наэлектризованности тела являются |
| |листочки. Существует другой вид электроскопа, где |
| |индикатором наэлектризованности тела является, лёгкая |
|Показательный эксперимент |металлическая стрелочка. В нем стрелочка отклоняется |
| |на некоторый угол от заряженного металлического |
| |стержня. |
| |[pic] |
| | |
| |Cейчас я коснусь рукой электроскопа. Давайте |
| |посмотрим, что произойдёт с лепестками. (Касаюсь рукой|
| |стержня электроскопа.) Посмотрите, лепестки |
| |электроскопа опустились, значит он разрядился. |
| |Так будет происходить с любым заряженным телом |
| |которого мы прикоснёмся. Электрические заряды перейдут|
| |на наше тело и через него могут уйти в землю. |
| |Разрядится заряженное тело и в том случае, если |
| |соединить его с землёй металлическим предметом, |
| |например железной или медной проволокой. |
| |Давайте убедимся в этом на опыте: |
| |1.Берём два электроскопа. Один заряжен, а другой нет, |
|Запись в тетрадь |соединяю их железным стержнем. Обратите внимание на |
| |то, что заряд с заряженного электроскопа перетекает на|
| |незаряженный. |
| |[pic] [pic] |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| |2. Также берём два электроскопа. Один заряжен, а |
| |другой нет, соединяю их длинной деревянной линейкой. .|
| |Обратите внимание на то, что опять заряд с заряженного|
| |электроскопа перетекает на незаряженный. |
| |[pic] [pic] |
| |3. Также берём два электроскопа. Один заряжен, а |
|Показательный эксперимент |другой нет, соединяю их длинной стеклянной палочкой. |
| |Обратите внимание на то, что заряд с заряженного |
| |электроскопа не перетекает на незаряженный. |
| |[pic] [pic] |
| | |
| |Вывод: итак, из нашего эксперимента можно сделать |
| |вывод, что по способности проводить электрические |
| |заряды вещества условно делятся на проводники и |
| |непроводники электричества. Все металлы, почва, |
| |растворы солей и кислот в воде – хорошие проводники |
|Показательный эксперимент |электричества. |
| |К непроводникам электричества, или диэлектрикам, |
| |относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, |
| |шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы). |
| |Тела, изготовленные из диэлектриков, называются |
| |изоляторами, от греческого слова и з о л я р о – |
| |уединять. |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| |Вещества |
| | |
| | |
| | |
| |проводники непроводники или |
| |диэлектрикам |
| |металлы, почва фарфор, эбонит, стекло, |
| |растворы солей и янтарь, резина, |
| |шёлк, |
| |кислот в воде капрон, пластмассы |
| |керосин, воздух (газы). |
| |Тела, изготовленные из диэлектриков, называются |
| |изоляторами |
| | |
| | |
| | |
| | |
| |Запишите пожалуйста домашнее задание: |
| | |
| |§27 № 1173 |
| |№ 1174 № 1187 |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| |Ребята, скажите пожалуйста, для чего предназначен |
| |электроскоп? |
| |Электроскопом называется прибор, при помощи которого |
| |выясняют, наэлектризовано тело или нет. |
| | |
| |Назовите основные части электроскопа? |
| |Электроскоп состоит из: пластмассовой пробки; |
| |металлической оправы; металлического стержня; двух |
| |листочков из тонкой бумаги; двух стёкл. |
| | |
| |Что можно сказать, глядя на изменение угла расхождения|
| |листочков электроскопа? |
| |По изменению угла расхождения листочков электроскопа |
| |можно судить, увеличился или уменьшился его заряд. |
| | |
| | |
| |На какие две группы делятся вещества по способности |
| |проводить электрический ток? |
| |Все вещества условно делятся на проводники и |
| |непроводники электричества. |
| | |
| |Как ещё назвать называют непроводники электричества? |
| |Диэлектрики. |
| | |
| |Приведите примеры диэлектриков. |
|Запись в тетрадь |Розетки, вилки, изолента… |
|(изображено на плакате) | |
| |Скажите, а как называют вещества изготовленные из |
| |изоляторов? |
| |Вещества изготовленные из изоляторов называются |
| |диэлектриками. |
| | |
| |Назовите вещества, которые относятся к проводникам? |
| |Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде. |
| | |
| |Приведите примеры. |
| |Железо, сталь, солёная вода... |
| | |
| |Назовите вещества, которые относятся к непроводникам? |
| |К непроводникам электричества относится фарфор, |
| |эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, |
| |пластмассы, керосин, воздух (газы). |
|4) Домашнее задание | |
| | |
| | |
| |Итак, сегодня на уроке вы познакомились с |
| |электроскопом, его назначением и устройством, а также |
| |с проводниками и непроводниками электричества, а также|
| |повторили ранее изученный материал и закрепили новый. |
|5) Закрепление нового материала |Те, кто активно работал на уроке, отвечая на вопросы, |
|(метод: фронтальный опрос) |получили соответствующие оценки. Всем спасибо! До |
|9 минут |свидания!» |
|В.1.: | |
| | |
|О.1.: | |
| | |
| | |
|В.2.: | |
|О.2.: | |
| | |
| | |
| | |
|В.3.: | |
| | |
|О.3.: | |
| | |
| | |
| | |
|В.4.: | |
| | |
|О.4.: | |
| | |
| | |
|В.5.: | |
| | |
|О.5.: | |
| | |
|В.6.: | |
|О.6.: | |
| | |
|В.7.: | |
| | |
|О.7.: | |
| | |
| | |
|В.8.: | |
|О.8.: | |
| | |
|В.9.: | |
|О.9.: | |
| | |
|В.10.: | |
| | |
|О.10.: | |
| | |
| | |
| | |
| | |
|6)Подведение итогов | |
|(метод: беседа) | |
|1-2 минуты | |