Рефетека.ру / Социология

Реферат: Фрактальные свойства социальных процессов

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

Фрактальные свойства социальных процессов.

Студента вечерного отделения социологического факультета

Герасимова Игоря Борисовича

Научный руководитель:

Лаврикова Алла Ивановна

МОСКВА 1997г.

Содержание

1.Методологическая часть........................4

2.Схема логических шагов в работе...............7

3.Введение.

Необходимость теории самоорганизации.........8

4.Религия и культура как регуляторы социальной активности...................................14

5.Управление и теория самоорганизации..........19

6.Единство культурных феноменов , смысл её инвариантов..................................23

7.Золотая пропорция - инвариант культуры.......30

8.Целостность мира, фракталы...................36

9.Заключение, применение выводов...............46

10.Библиография.................................49

Методологическая часть.

Проблема.

Анализ процессов самоорганизации в обществе с позиции существова- ния инвариантов социокультурных норм , детерминирующих поведение людей.

Объект исследования.

Культурные феномены, их инварианты.

Предмет исследования.

Существование инвариантов в культуре,особенно золотого сечения, их место в ней и их влияние на общество.

Цель.

Установление устойчивой взаимосвязи между культурными феноменами и социальным гармоничным поведением людей . ( Люди ожидают какое ка- кое-либо предсказуемое поведение от других ( по М.Веберу ))

Установление механизма образующего согласованное , взаимосвязан- ное , гармоничное поведение людей .

Задачи.

1.Выделение факторов , обеспечивающих процесс самоорганизации.

2.Рассмотреть эти факторы и их воздействие на психику и поведение людей .

3.Анализ полученных инвариантов (в моей работе - золотое сечение)

4.Общество - самоорганизующаяся система и совокупность индивидов.

5.Фрактальный анализ , как новое средство в управлении .

Уточнение и интерпретация основных понятий.

Самоорганизация - процесс возникновения упорядоченности в системе без вмешательства извне за счет ее составляющих.

Фракталы - построенные компьютером образы , демонстрирующие су-

ществование процессов самоорганизации , в сложных , считавшихся хаоти- ческими системах.

Основными свойствами фракталов являются :

- чрезвычайная сложность , мозаичность , "изломанность" ;

- существование в них в разных масштабах инвариантов , подобий .

Инвариант - неизменный элемент системы .

Культура - система норм , ценностей , артефактов , ритуалов и т.п. ,детерминирующая поведение людей .

Религия - система верований и обрядов направляющих внимание людей на избранные "священные" объекты .

Социальный процесс - устойчивая тенденция , закономерность изме- нений в обществе . Все социальные процессы тесно взаимосвязаны между собой .

Гипотезы.

1.Существование инварианта культуры - золотого сечения ;

2.Связь золотого сечения в культуре и золотого сечения как инва- рианта существования сложных систем , закономерности протекания соци- альных процессов ;

3.Накопление человечеством информации (например - артефактов) ,на основе золотого сечения , последствия этого ;

4.Исследование возможности практического использования знания о свойствах золотого сечения и фракталов для активизации процессов само- организации в обществе и управления им .

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода - для его развития и успешного протекания процессов самооргани- зации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле .

От того , какая информация будет наполнять это пространство будет зависеть решение ряда актуальных проблем . Использование новейших отк- рытий науки для формирования все более совершенного общества позволит это . К наиболее значительным открытиям , открывающим большие перс- пективы можно отнести открытия синергетики , фрактальную геометрию .
С другой стороны развитие общества и его прогресс во всех сферах тре- бует использования этих открытий в условиях крайне динамичного совре- менного мира ( особенно в нашей стране отставание которой от Запада обусловлено, во многом , недостаточным вниманием к этим вопросам ) .

Исторически сформировавшиеся механизмы регулирования поведения человека сейчас недостаточно эффективны . На фундаментальном уровне прогресс нашей цивилизации можно рассмотреть как отношение человека с окружающим миром , с природой .

Промышленный переворот 19 века и научно-техническая революция 20 века внесли качественные перемены в эти взаимоотношения . Созданный че- ловеком целый мир технических устройств резко повысил его возможности по преобразованию природы и воздействия на нее ." Техника в десятки и сотни раз увеличила производительность труда , во многом улучшила ма- териальные условия жизни сотен миллионов людей . Но эта же техника , промышленное производство , попутно стали разрушать сложившиеся на про- тяжении веков условия существования человека . Но это была не вина ма- шин , а беда человека , не сумевшего создать совершенную социально-по- литическую организацию к моменту начала научно- технической революции
(1) .

Проблемы стоящие перед обществом легко решаемы , если принять мысль В. И. Вернадского ," что биосфера переходит на высшую стадию ста- становясь ноосферой"(2) , т. е. новое эволюционное состояние биосферы при котором разумная деятельность человека становится решающим факто- ром ее развития ." Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами"(3).

Как сказывается упрощенная структура техносферы ( по сравнению с биосферой ) на людей ? Физически человек достиг значительных успехов за счет относительной самоизоляции от биосферы .

Сознание человека возникло формировалось как отражение окружающе- го мира и его проявлений в культуре . Искусство , ремесло , наука ста- новятся проекциями отраженного сознанием мира на плоскости различных форм деятельности (4) .

Можно предположить уменьшение разнообразия, обеднение и упрощение окружающей природной и социальной среды стимулирующей соответствующие перестройки психики, субъективно отражающей объективный мир. Нас-

--------

1) Ясюков М.И. "Весы Немизиды" , "Мысль",1990г. стр.139

2)Р.К.Баландин,Л.Г.Бондарев "Природа и цивилизация" стр.383-384

3)Советский Энциклопедический Словарь 1988г стр.900,"Ноосфера"

4)Р.К.Баландин,Л.Г.Бондарев "Природа и цивилизация" стр.370

колько безболезненны приспособительные реакции психики , судить нелег- ко . Возможно , они вызывают комплекс антисоциальных поступков , раз- рушая связи между людьми делая общественную жизнь напряженной , неспо- койной, угнетающей . Духовное обновление человечества идет не столь быстро , как техническое переоснащение человечества . Человеческая па- мять - продукт биологической и социальной эволюции , а традиции преж- них " поколений тяготеют как кошмар , над умами живых " (5) .

Руководимый внутренними побуждениями или внешними стимулами чело- век способен в короткие сроки преодолевать огромные расстояния, созда- вать великие культурные ценности или , напротив , уничтожать их . Воз- можности проявления личности - хорошего или дурного чрезвычайно уве- личились . И если сохраняются общественные связи , значит , личности проявляют себя не хаотично , как атомы в броуновском движении (как бу- дет ясно из моей работы этот пример приблизителен ) , а более или ме- нее организованно , согласованно ( пусть и не всегда осмысленно ) .

Перестраивая окружающий мир , человек руководствуется не только реальными потребностями , но и своими представлениями о благополучии , счастье - идеальными моделями своего желаемого бытия . А эти представ- ления зависят от общественного мнения , пропаганды , рекламы .

В целом образуется некая векториальная сумма всех стремлений лю- дей . Стихийно складываясь эта линия приобретает определенные законо- мерности одну из них сформулировал американский ученый А. Сент-Де- пардьи : " Деятельность человека направляется стремлением к счастью .
Счастье - это в значительной степени реализация самого себя , то есть удовлетворение всех духовных и материальных запросов " (6) .

--------

5)там же, стр.370, К.Маркс Ф.Энгельс, собр.соч. том 8, стр.119

6)там же, стр.373

Американский нейрофизиолог Х. Дельгадо писал о деятельности чело- века следующее : " В научно-технических достижениях мы цивилизованны , а в психических реакциях мы остаемся варварами . В известных пределах мы умеем управлять собой . Необходимо развитие новых исследований для того , чтобы организовать наши усилия и направить их на создание об- щества будущего с высоким уровнем психической цивилизации ... Более глубокое понимание психических механизмов облегчит поиски счастья и уменьшит ненужные страдания людей . Управление гигантскими силами , вызванными к жизни человеком , требует развития определенных психичес- ких свойств , способных направлять разум не только на покорение приро- ды , но и на то , чтобы сделать цивилизованной психику самого человека
". (7)

Таким образом для правильного понимания множества проблем стоящих перед человеком сегодня , безразлично , говорим ли мы о судьбах всего человечества или о мелких , локальных проблемах , мы должны обратить особое внимание на культуру , рассматривая ее как основу для благопо- лучного существования общества . Развитие культуры одновременно с НТР совершенно необходимо , ученые должны уделить этому особое внимание .
К. Маркс писал Ф. Энгельсу , что "культура , - если она развивается стихийно , а не направляется сознательно оставляет после себя пустыню
... " (8) .

--------

7)там же стр.373-374

8)Ясюков М.И."Весы Немизиды" стр.139 ,К.Маркс Ф.Энгельс собр соч. том 32 , стр.45

Управление социальными процессами должно опираться на осознание социокультурных закономерностей . Научные открытия в синергетике могут помочь нам достичь гармоничного состояния общества при максимально возможном благе для всех его членов .

Мысль , высказанная К. Марксом о развитии общества как естествен- но-историческом процессе не была разрабатываема в нашей стране . Боль- ше повезло " историческому " аспекту , обеспеченному довольно значи- тельным числом работ . Что же касается " естественного " аспекта этого процесса , то его изучение долгое время игнорировалось либо тормози- лось , а в итоге он поныне остается без внимания . Между тем именно здесь , на данном пути могут быть обнаружены объективные законы , ко- торым подчиняется и природа, и, что особенно важно , общество как его составная часть . Здесь могут быть весьма эффективны так же современ- ные методы общенаучного познания как принципы симметрии, фрактальный анализ и др.

Эти законы естественноисторического процесса не могут не быть вскры- ты не только потому , что " сама история является действительной частью истории природы , становления природы человеком " (9) но и бла- годаря включению в процесс познания семантических инвариантов , в силу общетеоретического их статуса одинаково правомерных и приемлемых в кон- цептуальных моделях развития природы и общества . Семантическими инва- риантами в данном смысле являются структурная устойчивость и функцио- нальная надежность самоорганизующихся систем ( независимо от того ,

--------

9)Сороко Эд. Макс. "Критерии гармонии самоорганизующихся социоп- риродных систем" , стр.39 ,К.Маркс Ф.Энгельс , соч. т.42 стр.124

какова природа последних - естественная среда, общество или техносфе- ра ), критерии различения нормы и патологии этих систем, объективные механизмы гармонизации во всей совокупности своих процессуальных форм.

Таковы же и критерии масштабной и иной параметрической оптимальности систем в смысле предназначения, места в более широком целом - общие законы их эволюции и инволюции, структурогенеза и деструктивных изме- нений , деградации, адаптации и т. п. .

Руководствуясь законами диалектического взаимодействия противопо- ложностей , где мера является как бы средоточием их центростремитель- ной ориентации , К. Маркс научно спрогнозировал такую стадию естест- венноисторического процесса - движения системы " общество-природа " к фазе своей эволюционной зрелости , на которой дифференциация наук , а соответственно подразделение объектов на природные и общественные , естественные и искусственные в значительной мере утрачивает смысл .

В итоге наука о человеке ( обществоведение ) и наука о природе ( естествознание ) согласно выводам К. Маркса становятся одной наукой
(10) . Происходит их синтез, с обретением нового качества .

Именно такую "мировую линию" в развивающемся организме культуры земной цивилизации увидел В. И. Вернадский ." Процесс изучения в пла- нетарном масштабе всего целостного природного тела , понимаемый как восхождение естествознания по расширяющемся ступеням сложности , - та- кова главная задача , в решении которой Вернадский видел свою жизнен- ную миссию ." (11)

--------

10) там же , стр.40

11)там же.

Разрабатываемая в современной науке теория самоорганизации хотя она и не одна-единственная имеет уже теперь столь широкий диапазон ох- вата предметных областей , что способна претендовать на синтез унасле- дованного от классической науки традиционного подразделения объектов на искусственные , природные и общественные , в равной степени выражать проблематику и природы , и человека . Существование такой теории или , по крайней мере , не без ее непосредственного привлечения, становится возможным дальнейшее развитие интегративного ноосферного мышления , формирование единой научной ноокультуры познания , единого мировоззре- ния в выработке стратегии освоения природы .

К сожалению , несмотря на то что многие ученые неоднократно заяв- ляли о крайне перспективном применении синергетических принципов в изучении общественных процессов серьезных исследований в данной области нет , либо они не известны широкой общественности . Я считаю что исс- ледования в этой области позволят решить стоящие перед социологией за- дачи как общетеоретического уровня так прикладные задачи ( например создание совершенных математических ( фрактальных ) моделей социальных структур и процессов ) .

Издревле человек с рождения находится в плену объективных законов

Жизнь человека наполнена страданиями . Религии прямо говорили об этом и предлагали пути выхода из этой ситуации ." Немецкий социолог
Фюрстенбер пишет , что религиозные верования компенсируют неудачи в жизни отдельного человека , его личные трудности , болезни , слабости и т. п. . Из этого вытекает , что любые индивидуальные несчастья го- рести и страдания рождают религиозную веру. " (12)

Религии указывают людям свет призывают к новому . "Религия - связная структура верований и обрядов , относящихся к священным , т. е. отделенным запретным вещам ; верований и обрядов , объединяющих в одну моральную общину , называемую церковью , всех , кто является их сторонниками " (13) .

Религия т. о. делит мир на две сферы : священное и светское , указывая путь , соответственно к священному , говоря о другом полюсе как о хаосе , дьяволе , источнике страданий и мрака .

Культуру можно охарактеризовать как следствие религии , остаток отжитых вероучений . Культура - свод фиксированных идей общества , по- явившихся в результате утраты каким-либо верованием передовых позиций
,в сравнении с другими религиозными идеями . Другими словами , религия совершив определенные изменения в обществе , в культуре , отмирает , становится чем-то само-собой разумеющимся , подготовившим почву для новой религии , это остаток отжитых вероучений .

--------

12)Угринович стр.101

13)Дюргейм Э. стр.335

Религия , что видно из схемы оказывает сильное , почти не встре- чающее сопротивления влияние на общество .

Религии естественным образом сменяют друг друга . Из истории мож- но выявить последовательность этой смены , если с начала человек пок- лонялся природным феноменам ,то потом он перешел на многочисленных бо- гов, что в целом подготовило платформу для почитания бого-людей , бо- жественных воплощений , таких как Гаутама Будда и Иисус Христос . То в настоящее время усилилась тенденция к ориентации религии все больше на личность человека , проповедуя идеалы любви , сострадания , альтруиз- ма.

Предыдущие религии составляют фундамент , на котором основываются последующие , они остаются так сказать в подсознании общества .

Мы являемся наследниками тысячелетий истории нашей цивилизации , от того как мы будем использовать это наследство во многом зависит на- ше будущее .

Нас в повседневной жизни окружает множество вещей , обычаев , слов, выражений , норм поведения , само-собой разумеющихся человечес- ких поступков о происхождении и корнях которых мы не задумываемся . Мы не осознаем себя , как наследников сотен тысяч поколений людей , по крупицам собиравших тот мир который мы знаем . Ведь почти все достиже- ния культуры окружают нас с рождения . В обществе принято деление на религиозные и светские занятия , предметы , поступки , но мало кто за- думывается что все элементы культуры имеют религиозное происхождение и если разложить на составные части привычные составляющие нашего окру- жения , то обнаружатся формы и методы , используемые в ранних формах религии , некоторые из которых сохранились до сих пор в укромных угол- ках Земли .

20 век - век сильнейших и глубочайших изменений в жизни людей , равных которым не было за всю известную историю .

Для дальнейшего гармоничного развития сообщества людей необходимо выявить и учитывать взаимосвязь между НТР и культурными изменениями .

В идеале , конечно же развитие культуры и сознания человека долж- но идти далеко впереди технического прогресса .

Считается , что секуляризация достигла в 20 веке небывалого масш- таба , но если принять за основу определение религии как чего-то путе- водного , направляющего к новому , привлекающего внимание людей к то- му, к чему его надо привлекать , то 20 век - век расцвета религии .

ДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ОБРАЗОВАНИИ

ПОДОБИЯ, ИГРЫ, МОДЕЛИ.

НАВЫКИ ПРИОБРЕТЕННЫЕ В СОЗДАННЫХ ИСКУСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ДАЛЕЕ ПЕРЕНОСЯТСЯ НА РАЗНОБРАЗНУЮ ОБЫЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

20 век дал новые способы производства , хранения , распростране- ния информации , благодаря чему намного облегчается задача стоящая пе- ред религией - навязывание человеку информации определенного содержа- ния с целью изменения его действий . Постоянное совершенствование тех- нических методов работы с информацией открывает все новые и новые пе- респективы развития религии .

Основное место в таком воздействии занимают конечно СМИ ; тиражи- руемые огромным объемом определенные блоки , куски , образцы поведения в определенных ситуациях диктуют поведение простому человеку , который к сожалению , становится послушной марионеткой в руках людей , контро- лирующих СМИ .

Средства массовой информации обладают силой придавать любой транслируемой информации религиозный смысл . Информация поглощаемая через каналы СМИ является своего рода сакральной , священной , мисти- ческой формой информации , т. к. она получается человеком не напрямую из окружаещего мира , а дается сублимированной , обработанной , выде- ленной особым вниманием информацией , кем-то другим , высшим ; и клю- чем к получению ее является доверие (вера ) к ее источнику .

Современные научные данные и СМИ могут стать сильным гармонизиру- щим или наоборот разрушающим все и вся фактором в дальнейшем .

" Ускорение темпов развития науки необходимо совместить с гуманис- тическими идеалами , иначе произойдет дальнейшее рассогласование мира человеческой жизни и мира культуры . Преодоление этого " рокового тео- ретизма " ( Ф. М, Достоевский ) даст возможность гармоничного сочета- ния силовых полей истины добра и красоты в эвристических ситуациях мышления , равными достоинствами которого является как теоретическая глубина , так и практический эффект . " (14)

Культура поставляет индивидуальному сознанию готовые ответы , ос- вященные , наработанные традициями . " Природа ( т. е. то , что лежит перед исследующим ) служит источником несогласия с канонами . На стыке природы и культуры эмоции переплавляются в формы мысли , таким образом
, для того чтобы мысль осуществлялась она должна выработаться и приро- дой ( личностной маргинальностью ) и культурой ( канонами определенной традиции ) . Мышление совершаемое в напряжении между двумя этими точ- ками и исполняет свой этос ( т. е. нормы рамки поведения мысли ).(15)

" Мир современного человека названный нами " цивилизацией " , уст- роен так , что в нем нет чистых образцов , стопроцентно репрезентирую- щих такие абстракции , как " наука " , " культура " , " общество " , " техника " . Мы можем сказать , что компоненты " наука-культура-общест- во " в истории трансформируются как целостности . Это означает , что нет никакой однолинейной направленной причинной детерминации науки ни
" культурой " , ни " обществом " как отдельными абстрактами : такие абстракты " общество без знания " , " культура без знания " в истории просто не существуют ." (16)

--------

14)Диалектика.Творчество.Гуманизм. Л.Университет, 1991г стр.65

15)там же стр.73-74

16)"Наука и её место в культуре" , Новосибирск ,стр.66, 1990г

Руководствуясь вышеизложенными принципами необходимы исследования взаимодействия науки и общества , с целью полноценного и полного ис- пользования научных разработок в управлении обществом . Можно предпо- ложить вывод о том , что новые научные открытия , в частности обрете- ние человечеством знаний о системности и структурной организации мира неизбежно приведет к изменению социального устройства общества . Осоз- нание этих изменений , раскрытие с помощью научных исследований всей динамики и возможных нюансов этих перемен - важная задача для совре- менных исследователей .

Таким образом важность разрабатываемой мной темы для теоретичес- кого описания мира и практического применения в наше время бесспорна , она становится особенно актуальной в свете все нарастающих темпов НТР и огромных успехов Западных стран , вступивших в эпоху информационно- го общества .

ЧАСТЬ 1

" Управление - свойство , внутренне присущее обществу на любой ступени его развития ; оно , это свойство , имеет всеобщий характер и вытекает из системной природы общества , из общественного , коллектив- ного труда людей . " (17)

К. Маркс делил управление на два типа , два механизма воздейс- твия: стихийное и сознательное . В случае стихийного механизма упоря- дочивающее , управляющее воздействие на систему является усредненным результатом столкновения переплетения и перекрещивания различных , не- редко противоречащих друг другу сил , массы случайных единичных актов.
Это воздействие пробивает себе дорогу как общая тенденция в этой сле- пой игре случая , оно автоматично по своей природе и не требует вмеша- тельства людей . Мало того люди не вольны , не в состоянии отменить слепую игру случайных , стихийно действующих сил и подчинить их своим интересам и целям . Они способны , точнее говоря вынуждены приспосаб- ливать свою деятельность к требованиям игры случая , способны или ус- корить или замедлить течение этой игры , но овладеть ею не в силах .
Стихийное управление не связано с функционированием специфических об- щественных институтов .

--------

17)Афанасьев В.Г. "Системность и общество" , Политиздат , М.

1980г. , стр.212.

Наряду со стихийными незапрограммированными факторами в обществе ,
( опять таки на любой стадии его развития ) действуют сознательные факторы управления связанные с целенаправленной деятельностью людей .
Здесь постепенно формируются специальные общественные институты - субъекты управления , то есть совокупность органов и организаций , осуществляющих сознательное воздействие на систему с целью достижения определенных результатов . В случае сознательного управления поведение людей , социальных коллективов , равно как и других компонентов систе- мы , становится в определенные рамки , соответствующие социально-эко- номической природе общества . Эти сознательные факторы в процессе прогресса общества претерпели глубокие изменения - от управления пос- редством эмпирических , непосредственным опытом полученных и передава- емых из поколения в поколение традиций , обычаев в первобытном общест- ве, до научного осмысливания общественных процессов и сознательного управления ими .

Т. е. главная цель управления : обеспечить сохранение качества системы и ее развитие , обезопасить , эмансипировать ее от воздействия стихийных факторов . Иными словами противостоять стихийным , автомати- чески действующим факторам управления . Такова точка зрения К. Маркса и многих других ученых . " Сознательное управление есть целенаправлен- ное воздействие на общественное развитие , основанное на использовании познанных объективных законов ." (18)

При принятии такого подхода к социальным процессам возникает ес- тественная тенденция к т. н." сознательному " управлению и противопос- тавление " естественного " и " искусственного " .

--------

18) Уледов А.К. "Социальные законы",М. Мысль, 1975г, стр.3

Можно , однако , заметить , что в сложных системах , к которым можно отнести любой социальный процесс имеются процессы описанные лишь недавно , получившие название самоорганизации или антихаоса .

"Под самоорганизацией можно понимать самопроизвольное накопление или производство информации как средства самозащиты этой системы, обеспечения самоприспосабливаемости в условиях воздействия шумов и других возмущений сомасштабно ее продуктивности ."(19)

" Структурная гармонизация сложного целого , осуществляемая самоор- ганизационно и потому принимающая форму самоорганизации , непосредс- твенно связана с его перестройкой - перераспределением весов структур- ных элементов , субъединиц, подразделений , их относительных вкладов , значимостей , ролей , функциональных обязанностей , позиций , внутри- обретенных организационных статусов и т. п. Для проведения таких пре- образований и сохранения вновь обретаемого состояния - поддержания стационарного режима самовоспроизводства интегрального качества целого необходимы дополнительный приток ресурса , материальных затрат интенси- фикация энергообмена .

Понятно , что структурная перестройка системы , сопряженная с приращением внутрисистемного разнообразия , накоплением межкомпонент- ных различий тесно связана с процессом функциональных изменений - ак- тивизацией подсистем , ускорением их реакций , сокращением собственных времен их самодействия , уплотнением жизненных циклов . Ввиду того ,

--------

19)Сороко Э.М.,"Самоорганизация систем, проблемы меры и гармонии"
Минск, 1991г стр.25 ,автореферат диссертации

что отношения порядка (приоритетности ) для членов структурно-функцио- нального отношения объективно несостоятельно , интенсификация потоков ресурса в систему может также быть причиной ее структурной перестройки при отсутствии чрезмерной жесткости ее организации т. е. при условии наличия в ней достаточного числа степеней свободы , которыми распола- гают подсистемы , структурные составляющие .

Установление стационарности режима воспроизводства системой собс- твенного качества , гарантирующего сохранение ее целостности , адек- ватной определенному уровню организации , равнозначно достижению структурно-функционального соответствия ( СФ - соответствия ) , кото- рое и наступает в результате соединения в диалектическом тождестве , в мере двух различных процессов - энергетически постоянно подпитываемого структурогенеза , потребляющего организованную, "когерентную" , проте- кающую через систему массу вещества , энергии и информации , и - дест- руктуризации , идущей естественным порядком ...

СФ - соответствие , достигаемое на пути повышения структурного разнообразия , совпадающего с направлением градиента структурогенеза - продуцирования так называемых диссипативных структур ,- означает доми- нирующую линию прогресса ." (20) ( Теория самоорганизации систем И.
Пригожина и его школы ) .

В приведенной цитате теория самоорганизации рассматривается как теория описывающая протекание процессов в физике ( отсюда специфические термины ) , но данная теория однозначно применима и к социальным про- цессам .

--------

20)там же , стр. 32-33

Т. о. вообще , неверно применение термина " управление " к само- организующимся ( а следовательно - самоуправляющимся ) системам . Бо- лее адекватны сущности этого явления понятия : " направленное развитие
" и соответственно "направление изменения организации " , " корректи- руещее воздействие " и соответственно "корректировка структурных
(функциональных) изменений" , " гармонизация систем " и т. п.

В соответствии с приведенной мной выше теорией самоорганизации систем наиболее совершенной и жизнеспособной является система с наи- большей свободой ее составляющих , т. е. самоорганизация - способ осу- ществления непосредственной демократии .

Такой механизм самоизъявления воли коллектива в едином действии зиждется на нежесткой связи его участников , допускающей свободу пози- ций в процессе принятия решений . К. Маркс сравнивал управление кол- лективом с "мягким искусством дирижера " (21) . Подобно звучанию ор- кестра , где каждый голос должен быть услышан и приведен в надлежащее согласование со звучанием всего целого , в коллективе , осуществляющем свои функции на началах демократии , т. е. самоорганизационно , скла- дываются все условия для достижения гармонии самовыражения всех его членов .

При выработке управленческой стратегии или корректировачной уста- новки , когда объектом управления или коррекции выступает сложная са- моорганизующаяся система , важно различать , что должно быть изменено , преобразовано ( вариации ) , а что должно оставаться неизменным , не подлежать преобразованиям , уточняться , усиливаться ( инварианты ).

-------

21)Сороко Э.М."Критерий гармонии самоорганизующихся социо- природных систем" , Владивосток 1989г , стр.5

В зависимости от предметной специфики системы можно указать нес- колько типов инвариантов , в зависимости от того , что подлежит изме- нению - отношения этого объекта , его свойства как вещи ,или его свойства ( совокупность свойств ) .

Инварианты вещей определяются основными назначениями последних .
При рассмотрении артефактов необходимо учитывать культурную среду , в которой они были сформированы , их семиотическую природу .

Рассмотрим системность культуры с точки зрения семитической при- роды ее составляющих .

В обществе даже за сравнительно короткий срок происходят мириады социальных контактов . Эти межличностные отношения бывают непосредс- твенными ( многочисленные формы персонифицированных связей ) и опосре- дованными ( эпистолярная деятельность , функционирование средств мас- совой коммуникации и т. п. ) .

Все множество социальных взаимодействий становится возможным бла- годаря наличию в обществе широкого семиотического поля . Наиболее су- щественные компоненты его - естественный язык , артефакты культуры , принятые в данном социуме символы ( различные системы знаков , включая общезначимые жесты и мимические действия ) .

Посредством семиотического поля все человеческие действия оказы- ваются до известной степени скоординированными и упорядоченными . В семиотическом поле социума специфическое место занимает культура . Как семиотическая система культура наиболее стабильна во времени , сложно структурирована , универсальна ( значима для максимально широкого кру- га людей ) .

Любой законченный объект культуры представляет собой определенным образом организованную семиотическую систему . Следовательно любой объект культуры может быть " прочитан " , поскольку он по своему гене- зу предназначен для этого . Любому культурному объекту присущ свой символический язык . Восприятие культурного объекта есть процесс его десимволизации . Это становится возможным лишь тогда , когда символи- ческий язык является доступным как целостная семиотическая система на всех его уровнях ( семантическом , синтактическом , прагматическом ) .

Применительно к произведению искусства это означает умение про- никнуть в ту систему изобразительных средств , с помощью которой автор создает художественное произведение .

Одно из фундаментальных свойств культуры - инвариантность . Т. е. возможно выявить аналитическим путем множество общих форм и структур в продуктах культуры , несмотря на исторические и национальные различия, видовую , жанровую и т. п. дифференциацию . В основе инвариантности культуры лежит ее универсальная семиотическая природа .

Единицы культуры ( конкретный эмпирически воспринимаемый ее про- дукт ) представляют собой семиотические системы . Единицы культуры представляют собой жестко структурированные системы . Будучи овещест- вленными продуктами творческой деятельности , они имеют "внутреннюю территорию " . Ослабление внутренних связей , устранение даже отдель- ных элементов ведет , как правило , к нарушению целостности такого объекта .

Выражением системной целостности единицы культуры является форма.
Если взять , например , высокоорганизованное живописное полотно , то изменение даже деталей может привести к нарушению композиционного единства , а следовательно к потере целостности произведения . Поэтому как семиотические системы отдельные продукты культуры неделимы . Од- новременно единицы культуры представляют собой узловые моменты семио- тической системы культуры , внутренние системные связи которой выявля- ются посредством установления инвариантных структур .

Инвариантные семиотические структуры внутренне связывают культуру на самых различных временных и пространственных промежутках . Благода- ря инвариантности единицы культуры существуют не как отдельные изоли- рованные продукты культурной деятельности , а как взаимопереводимые семиотические образования . В результате культура предстает как систе- ма , обладающая внутренним единством , целостностью , несмотря на внешнюю мозаичность . Единство различных культурных форм , инвариант- ность ее структур по всей видимости основано на присущих всем людям единых характеристиках их ума .

Отсюда - структурное сходство мифов различных народов , логики обыденного сознания , а также единство законов построения в языках разных народов , не имевших между собой реальных исторических связей и т. д. ( работы З. Фрейда , К. Юнга , Леви-Стросса и многих других ).

Если взять ментальное состояние человека за точку отсчета , то можно найти параллели между отдельными видами культурных элементов , например музыкой и архитектурой , изобразительным искусством и поэзи- ей.

В частности , Леви-Стросс пишет : " Наш замысел состоит в том , чтобы рассмотреть части каждого мифа и сами мифы во взаимосвязи , и мы сравниваем их с инструментальными партиями музыкального произведения , уподобляя их исследование изучению симфонии .

Такой подход правомерен только при наличии изоморфизма между сис- темой мифов , являющейся системой Лингвистического порядка , и систе- мой музыки , которую мы считаем языком , поскольку мы его понимаем , но абсолютная оригинальность которого отличающего его от связной речи
, обязана своим происхождением его непереводимости ... Иначе говоря то, что музыка и мифы затрагивают в слушателях ,- это общие для них ментальные структуры ." (22)

Существует явление т. н. синопсии , т. е. ассоциации между зри- тельными и слуховыми впечатлениями , которая описывалась и исследова- лась уже в древней Индии , Китае и других странах . Ньютон устанавли- вал соответствия между определенными звуками и цветами ." У Н. А.
Римского-Корсакого звукоряду устойчиво соответствовали цвета . Известно что А. Н. Скрябин ввел к партитуре симфонической поэмы " Прометей " строку " Luce " ( свет ) . Инвариантные отношения между музыкальными и живописными произведениями , семиотическими системами , лежат в основе живописно-музыкальных работ М. Чюрлениса ( картины " Соната Солнца " ,
"Морская соната " )." (23)

Огромный вклад в осмыслении единства музыки , цвета , формы , жеста внес Л. С. Термен , одной из разработок которого является музы- кальный инструмент терменвокс , переводящий движения человека , его жесты , танцевальные па в музыку .

Сходство прослеживается и в отношении таких различных феноменов культуры как риторика и архитектура , несмотря на отличающие их разли- чия композиционно-ритмических организации формы . Если в риторике ком- позиционная ось , как и в музыке , имеет временную природу , то в ар- хитектуре композиционные оси располагаются в пространстве . Вместе с тем единая семиотическая природа дает ту общую плоскость , на которой произведения риторического и архитектурного искусства могут быть не

--------

22)Леви-Стросс К. Увертюра Ч-2 , в книге: "Семиотика и искусство- метрия" , М.,Мир , стр.43.

23)1982г Ежегодник "Системные исследования" , А.Гумеров "Систем- но - семиотические инварианты культуры" , стр.392 только сравнены , но и сближены . В частности исследователи сравнивают архитектурную теорию известного флорентийского зодчего Л. Б. Альберти и античную теорию риторики . " ...Изучение античных теоретиков красно- речия оказалось для Альберти особенно плодотворным потому , что его глубоким убеждением оставалось представление о пространственных искусс- твах как своего рода языке , самом общем , универсальном , заложенном
" в самой природе" , а потому неизмеримо более общем , чем даже латынь
, которая в глазах его времени была самым универсальным мировым язы- ком. Именно это представление об архитектуре как одном из видов чело- веческой речи позволило Алберти поставить выпукло вопрос о социальной природе архитектуры ..."(24)

Можно проанализировать эти взаимодействия и доказать единство элементов культуры и цель для которой предназначены внешне такие раз- ные и непохожие феномены . У древних было такое понимание культуры , как органически цельной системы . Черты такой древней , цельной куль- туры , из которой вышла современная дифференцированная культура , сохранились в христианском храмовом ритуале . Различные отрасли , свя- зи между которыми существуют в скрытых формах , доступных только ана- литическому взгляду , Выступают здесь в конкретно-целостном единстве .
П. Флоренский обосновал взгляд на храмовое действо как наследие и пря- мую отрасль античной священной трагедии : " Искусство огня , запаха , дыма , своеобразной хореографии , проступающей в размеренности церков- ных движений при входах и выходах священнослужителей , в схождениях и восхождениях ликов ". (25)

--------

24)Зубов В.П. "Архитектурная теория Альберти" - в книге "Леон Ба- тиста Альберти" М. , Наука , 1977г , стр.91

25)Флоренский П.А "Храмовое действо как синтез искусств",-Маковец

Москва , 1922г N1 стр.32

К этому следует добавить , что храмовое действие происходит хотя и в реальном , но символически организованном пространстве : внутрен- ние архитектурные формы церковного здания создают образ мироздания , космоса и все вместе - архитектура , фрески , иконостас , многоголосое пение , облачение церковнослужителей , запахи елея , мирра , и ладана
, игра света и тени - образуют органическое единство , сложнейшую сис- тему , составленную из отдельных семиотических систем . Можно предпо-

ложить , что древний синкретический обряд , из которого со временем вы- делилась современная высокодифференцированная культура , является той праструктурой , которая генетически определила основной системный па- раметр культуры - универсальную структурно-семиотическую инвариант- ность ее отдельных семиотических систем . Не случайно слова "культ " и
"культура " в русском и ряде европейских языков этимологически связа- ны.

Таким образом , несмотря на кажущуюся мозаичность под наружными различиями эпистемологического , эстетического , видового , жанрового и т. п. характера внутри культуры существуют глубокие внутренние связи что позволяет говорить о ее системном единстве . И следовательно , культуру , в целом , можно рассмотреть как самоорганизующуюся сложную систему , проявляющуюся через инвариантно-структурные отношения в ней.

Целью культуры является формирование определенного ментального состояния у людей .

Подобно другим сложным системам, к культуре в целом , и к разно- образным культурным феноменам , в частности , применимы закономерности функционирования сложных структур .

В качестве примера можно взять естественные алфавиты . "Под алфа- витом можно понимать любую базовую систему знаков , каждый из которых есть самостоятельная единица , несущая минимальную смысловую нагрузку
. Различные комбинации и сочетания этих знаков дают "слова" , из кото- рых образуются "предложения" ... Основной метод кодирования информации укрупнение статистически зависимых знаков посредством сведения их в блоки с дальнейшим кодированием последних уже в качестве независимых знаков (сообщений) . Этот процесс образует общую основу как структуро- генеза , так и информациогенеза ."(26)

Понимая под алфавитами различные семиотические системы в культуре
, можно рассмотреть их структуру и выявить ряд устойчивых закономер- ностей их формирования . Основой для образования инвариантов в культу- ре являются общие для всех людей психологические механизмы регуляции их поведения , основанные на едином строении их психики .

Особенности восприятия , например , пространства и времени в раз- личные эпохи и у разных народов связаны с развитием и направленностью чуственного отражения окружающего мира . Особенно важна степень точн- рости , обеспечивающая жизненный цикл . В работах антропологов и эт- нографов , а также в специальных исследованиях по истории измерений , истории живописи , истории науки мы находим множество факторов , ука- зывающих на психологические особенности (локальные и исторические ) восприятия . Формальные показатели , различающие этнические общности , включают системы лексических уровней . Так , обобщение , выраженное в слове , различается как по количеству лексических единиц , так и по степени и числу абстракций лексических единиц , включаемых в это слово

--------

26)Э.М.Сороко "Структурная гармония систем", Минск

1984г,стр.163


- понятие , так и по степени и числу абстракций лексических единиц , включаемых в это слово-попятие . Существует также некоторая внутренняя структура логического мышления , при которой связь между непосредс- твенно сказанным и непосредственно сделанным может быть в различной степени опосредованной . " Разбор этнической специфики знаковых систем в языкознании и доказательство всеобщности логических законов мышления приводят к различению форм реализации этого всеобщего ." (27)

Обычно при анализе эмоционально-смысловых систем основной упор делается на понятийный аспект этих систем . Образное , внепонятийное мышление , этнически более специфическое , нередко остается в стороне.
Вместе с тем известно , что понятийное и образное мышление являются обязательными компонентами мыслительного уровня психического отраже- ния. Для понимания этнической специфичности мышления мы должны более внимательно отнестись к атрибутивным формам и образной стороне мышле- ния , так как именно на этом уровне этнический аспект проявляет себя более полно и психологически . Образность может быть выражена в речи , визуально ( живопись , танцы , ваяние , архитектура ) , может воздейс- твовать на слух ( музыка ) , комплексно, как это имеет место в ритуа- лах .

Ритуал - это неотъемлемое и важное средство организации общест- венной жизни . Ритуалы - прежде всего это видимое действие лица или лиц , призывающих всех , кто присутствует , обратить внимание на какое либо явление или факт и не только обратить внимание , но и выразить определенное эмоциональное отношение , содействовать общественному

--------

27)"Психологические механизмы регуляции социального поведения"

М.Наука 1979г , стр32 , автор статьи Королев С.И.

настрою . При этом обязательны некоторые принципы : во первых общепри- нятая условность действия ; во вторых общественная значимость явления или факта , на котором концентрируется ритуал ; в третьих ,- его осо- бая цель . Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей , вызвать их к активному сопереживанию или признанию факта или явления . В чем и как выражается это психологическое пережи- вание зависит от конкретной цели .

ВСЯКОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ РИТУАЛ ИМЕЕТ СВОЙ ЧИСТО РИТУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ

Любое действие или текст в ритуале приобретает специфическое зна- чение. Даже прямой текст, употребляемый в ритуале несет не тот смысл, который был бы свойственен этому же тексту вне ритуала .

Известна лишь одна бесспорно самоценная форма , хотя и для нее иногда находятся внешне целесообразные объяснения . Однако красота многих форм ритуального поведения не может служить объяснением ценнос- ти ритуального поведения вообще . Ритуал ценен своим соответствием особым потребностям социального человека .

Одна из таких потребностей , в которой заинтересовано все общест- во, при всем многообразии и несовместимости частных целей его членов состоит в обеспечении для своих членов возможности осмысленного выбора средств в естественном , целенаправленном поведении .

Ритуальность поведения создает некую всеобщность целей , стоящих над "естественными" целями отдельных индивидов , и тем самым , не по- давляя их свободы , обеспечивает нужную степень предсказуемости собы- тий . Если мы уверены , что те , с кем нам приходится общаться , счи- тают самоценным поддержание неких норм вежливости , то этим уже сильно облегчается наше общение . И при этом уже гарантируется некоторая сво- бода и нужная степень предсказуемости чужого поведения .

Таким образом для культуры в целом , как сложной, самоорганизую- щейся системы , для полноценного функционирования которой необходима большая степень свободы ее субъектов ( см. ранее ) т. е. демократичес- кое устройство и потребности в оптимальном , гармоничном , устойчивом воздействии на людей характерна ее опора на грань , разделяющую эти полюса .

Эмпирически , уже на протяжении тысячелетий эта грань, золотая се- редина между свободой человека и его порабощением , детерминации его поведения социокультурными нормами определена .Эта грань носит название золотого сечения , эта математическая пропорция лежит в основе поведе- ния людей , и всех ритуалов.

Психологические эксперименты и наблюдения не раз поставляли мате- риал , позволяющий думать , что человек , взаимодействуя с миром , часто квалифицирует его объекты вовсе не в тех системах классификации и категорий , которые привычны для естественнонаучной практики . Ко- нечно, актуальные свойства внешнего объекта определяются прежде всего ситуацией в которую он включен : яблоко сладкое для сорвавшего его ре- бенка , желто-красное для художника-колориста , спелое для садовода , слабокислое для винодела . Однако, для того чтобы обсудить логику это- го вычерпывания качеств , интересно выяснить , каким является нам объ- ект при достаточно неопределенных "условиях задачи" . Если бы при этом актуализировались устойчивые сгустки свойств , это означало бы сущест- вование механизмов закономерно "упаковывающих" опыт общения субъекта с миром в некие специальные структуры. "Согласно гипотезе А.Б.Запорожца
(1963г.), спецификой генезиса человеческого восприятия является то , что с овладением индивидуальными средствами осуществления перцептивных действий происходит усвоение выделенных обществом систем чувственных качеств, к которым относятся системы геометрических форм , музыкальных звуков , цветов спектра , фонем родного языка и т. д. Подобные образо- вания были названы Л.А.Венгером "сенсорными эталонами" . Существование сенсорных эталонов несомненно обеспечивает инвариантность перцептивно- го восприятия объекта ."(28)

"Широкую известность получили психологические опыты Фехнера , ориентированные на выявление у взрослых чувства прекрасного , гармо- нии. Всем участникам опыта (228 мужчин и 119 женщин) предлагалось оце- нить эстетические качества десяти белых геометрических фигур (один квадрат и прямоугольники ) и посредством сравнения их между собой упо- рядочить по степени привлекательности для восприятия , отобрав одну или несколько из них , наиболее удовлетворяющих этому признаку . Полу- чено 150 ответов мужчин и 110 женщин . Количество предпочтений отдан- ных определенным фигурам как мужчинами , так и женщинами хорошо взаи- мосогласуется (см. таблица).

--------

28)Артемьева Е.Ю. "Психология субъективной семантики" Изд. МГУ

1980г , Москва

¦ ¦ ко

Данные таблицы говорят о том , что самой привлекательной и прият- ной на вид фигурой оказалась фигура , наиболее точно соответствующая пропорции золотого сечения .

Впоследствии с близким результатом подобные опыты провели Вит- ма (1894) , Лэйо (1908) , Зондайк (1917) и другие. В России в
1896-1898гг. И.П.Балталон под руководством А.А.Токарского." (29)

" Эти же опыты , проведенные в детской аудитории , дали совершенно иные результаты , не обнаружив чувства гармонии свойственного взрослым
По видимому ощущение прекрасного в его наиболее тонких и глубоких сторонах присуще лишь человеку зрелому, находящемуся за пределами воз- растных границ , в которых происходит формирование психики , чувства и интеллекта , как отдельных элементов единого целого - эстетически вполне сформированной личности ." (30)

Сейчас невозможно достоверно установить ни человека впервые отк- рывшего золотую пропорцию , ни времени , когда это произошло . Очевид- но ее неоднократно открывали , забывали и открывали вновь , в разное время и в различных странах . Многие исследователи считают первооткры- вателем золотой пропорции греческого математика и философа Пифагора.

Эстафета знаний древности ведет от Греции к Египту ,а от него к
Вавилону . Одним из самых замечательных , известных и загадочных архи- тектурных сооружений с древности являются пирамиды Египта , которые также были построены строго по золотой пропорции .

Помимо пирамид , множество других построек Древнего Египта пост- роены по этим принципам . Сохранился рельеф эпохи Древнего царства
(2800-2400гг. до н.э.) свидетельствующий о сознательном использовании египтянами геометрических пропорций , основанных на золотом сечении.

--------

29)Сороко Э.М. "Структурная гармония систем",

Минск "Наука и техника" , 1984г , стр.87.

30)там же.

В древних культурах других стран мы обнаруживаем тоже самое .Осо- бенно выделяется храм Афины - Парфенон . В его геометрии вообще от- сутствуют прямые линии ; его совершенные пропорции передают наблюдате- лю чувства величия и радости , наполняя его душу гармонией , взывая к гуманистическим чувствам .

Существуют исследования русских храмов И.Шевелева , К.Н.Афанась- ева, М.А.Ильина , Б.Смоляка установивших наличие золотой пропорции во многих , если не во всех православных храмах .

В Западной Европе , в которой , начиная со средневековья , оха- рактеризовавшегося постройкой великих готических соборов , образова- лись ложи Вольных каменщиков , проще говоря - масонов , архитектуре , геометрии , и священной золотой пропорции уделялось огромное значение.

Множество людей занималось исследованиями о том , как " с помощью геометрии философские и теологические идеи перевести в конкретные фор- мы изящества и красоты ".(31) " Золотое сечение , известное так же , как золотая пропорция или золотая середина , было одной из самых важ- ных и широко распространенных геометрических формул , использовавшихся при строительстве соборов .

Золотая пропорция имела особое значение для христианской теоло- гии, поскольку она обозначает трехэлементную теорему , сконструирован- ную из двух элементов и "соответствующей первой загадке святой Троицы
: трое, которые являются двумя". "(32)

--------

31)Фулканелли "Тайны готических соборов" REFL-book. Ваклер 1996г
Д.Готье "Карты вечности" , стр.203

32)там же , стр.203-204

"Все материальные силы , все интеллектуальные силы общества сош- лись в одной точке - в зодчестве . Таким образом искусство под предло- гом возведения божьих храмов достигло великолепного развития ," - пи- сал масон Виктор Гюго.(33)

Древние зодчие Египта, Греции , Руси , Средней Азии , во многих других местах, при построении своих архитектурных шедевров пользова- лись системой мер , соответствующих золотой пропорции ( таких, как система саженей в России ), что существенно облегчало эту задачу во времена , когда уровень образования архитекторов и вообще науки был не слишком велик.

Выражение "архитектура - это застывшая музыка стало крылатым .
Оно основано на образном, интуитивном ощущении некой связи гармоничес- кой архитектурной формы с музыкальной гармонией. Музыкальная мелодия основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности , в её основе - временная упорядоченность звуков . В основе архитектур- ной композиции - пространственная упорядоченность форм. Но что бы оце- нить размеры пространственной конструкции геометрической фигуры , мы должны проследить взглядом от начала до конца эту фигуру , и чем боль- ше , например длинна её , тем длительнее будет восприятие. Очевидно здесь и заключена органическая связь пространственного и временного восприятия объектов человеком ."(34)

-------

33)Васютинский Н. "Золотая пропорция",

М. Молодая гвардия ,стр.64

34)там же , стр.64

Существует "представление о готическом соборе, как о музыкальном инструменте . Если взглянуть на церковь с этой точки зрения , то её скрытые пропорции и молчаливая гармония апсид , верхнего ряда окон и нефа могут зазвучать в мозгу человека , заставить его сердце и душу тихо запеть в унисон с божественной гармонией".(35)

Есть исследования М.Марутаева, Л.Мазеля , Л.Сабанеева и других , устанавливающих наличие золотого сечения в произведениях великих ком- позиторов. С древних времен имеются представления о соответствии раз- меров и музыкальной гаммы , о гармоническом сочетании .

--------

35)Фулканелли "Тайны готических соборов" , REFL-book Ваклер

1996., страница 208

ЧАСТЬ 2

ЗОЛОТАЯ ПОРПОРЦИЯ

Сущность золотой пропорции можно сформулировать следующим обра- зом: Для соединения двух частей с третьей совершенным образом не- обходима пропорция, которая бы "скрепила" их в единое целое. При этом одна часть целого должна так относится к другой, как целое к большей части. В мою работу не входят различные математические расчеты . В ос- новном, в качестве источника материала я пользовался книгой Николая
Александровича Васютинского "Золотая пропорция" в которой и приводятся многие необходимые математические выкладки , также очень ценна для по- лучения информации о проявлении золотой пропорции в культуре и природ- ных объектах книга Шевелева, Марутаева, Шмелева "Золотое сечение"(М.
1990г)

Итак, можно сделать следующие выводы:

1) Золотое сечение (1,61803398875...) без сомнения можно отнести к инвариантам, характерным для культуры всей нашей цивилизации, в це- лом;

2) Так как золотое сечение составляет основу всех основных значи- мых культурных феноменов, используемых для эстетического воспитания новых поколений людей , можно сделать вывод о воздействии такого рода информации на сознание человека ,как личности , так и общества , в це- лом;

3) Поскольку творения культуры на основе золотого сечения расс- матриваются людьми как ОДНОЗНАЧНО ПОЗИТИВНЫЕ на протяжении тысячелетий
, а человечество развивается по пути накопления творений разума и рук людей, закономерен вывод о накоплении человечеством информации и обра- зов на основе золотой пропорции .

Далее, поскольку мы установили факт присутствия золотой пропорции в артефактах и взаимосвязанное с ним его присутствие в ментальности и как следствие в поведении человека попробуем рассмотреть конкретные закономерности этого процесса .

Мои предположения строятся на теории белорусского ученого Эдуарда
Максимовича Сороко о функционировании самоорганизующихся систем , к которым можно отнести любые социальные структуры.

"Структурная гармония систем природы, т.е. гармония их внутренне- го строения подчиняется четкому математическому закону. Подобно тому как это мы имеем в квантовой теории, гармоничным (устойчивым,стацио- нарным) состоянием систем объективного мира соответствуют особые чис- ла, называемые обобщенными золотыми сечениями *): эти числа- инвариан- ты всех тех стуктур в которых воплощена диалектика дискретного и неп- рерывного , целого и части , необходимого и случайного , единого и многого.

--------

*) несколько иное понятие , чем просто золотое сечение.

Мир в целом есть Волна. Другими словами , не только микрообъекты, но все существующие в действительности вещи , всё многообразие систем окружающего мира , коль скоро они диалектически противоречивы предс- тавляют собой Волну - структурный резонанс субстрата , из которого об- разованы , т.е. интерференцией противоположностей внутри единс- тва."(36)

Другими словами Э.М.Сороко и многие другие исследователи сложных ситстем выстраивают картину мира идентичную мировосприятию архаичного человека , который пытается находить закономерности в тех фактах , ко- торые мы бы назвали случайными (мистическое мышление "всё связано со всем").

К.Г.Юнг пишет об этом : " На самом деле первобытный человек не более логичен или алогичен , чем мы . Просто он думает и живет исходя из совсем других предпосылок по сравнению с нами . В этом и состоит различие . Всё , что выходит за рамки правил , всё , что поэтому его беспокоит , пугает или удивляет , основывается для него на том ,что мы называем сверхъестественным . Разумеется , он не считает это сверхъес- тественным , для него это является принадлежностью мира , который он познает.

Наша рациональная исходная посылка состоит в том , что всё имеет свои естественные , видимые причины . В этом мы убеждены a priori . В этом смысле каузальность является для нас самой священной догмой. В нашем мире нет законного места для невидимых , произвольных, так ска- зать , сверхъестественных сил , разве что погрузиться вместе с совре-

--------

36)Сороко Э.М. "Структурная гармония систем"

менным физиком в неведомый микромир атомных недр, где , похоже случа- ются диковинные вещи. Но эта область знания всё - таки далека от нас.
К невидимым произвольным силам мы относимся с чувством ярко выраженной неприязни ; ведь мы сами не так уж давно вырвались из того страшного мира грез и суеверий и создали картину мира , достойную нашего рацио- нального сознания - самого молодого и самого великого творения челове- ка. Нас окружает вселенная которая подчиняется законам разума . Хотя мы и не знаем всех причин но они будут открыты и будут соответствовать ожиданиям разума . Мы вполне естественно надеемся на это . Однако, бы- вают случаи , которые и в самом деле являются чисто случайными , а их собственная каузальность также ничего не проясняет . Случайности неп- риятны любящему порядок сознанию . Они весьма забавно нарушают законо- мерное течение событий и поэтому сбивают нас с толку . В отношении случайностей мы испытываем такое же неприязненное чувство, как и в от- ношении невидимых произвольных сил . Они слишком напоминают о бесеня- тах или о произволе deus ex machina *). Они являются злейшими врагами наших самых тщательных расчетов и постоянной угрозой для всех наших предприятий . Их можно считать глупыми , они заслуживают всяческого поругания , но им нельзя не уделять внимания .
Арабы относятся к ним с большим почтением . В каждом письме они пишут : "Иншалла , если Богу будет угодно , письмо дойдет ." Ведь несмотря на все неприязненные чувства и законо-

--------

*) "Бог из машины", неожиданное решение трудной ситуации, которое вызывается как бы искусственным вмешательством извне.

мерности , верно то , что мы всегда и везде подвержены непредвиденно- му случаю ."(37)

Т.е. человек просто не может охватить своим сознанием взаимосвязь всех причин и следствий , и называет происходящие события случайными.
Конечно, восприятие человеком мира , все процессы составляющие его внутреннюю жизнь и процессы во внешнем мире составляют бесконечно сложною систему; в которой , однако , опираясь на установленные прин- ципы самоорганизации сложных систем мы можем обнаружить новые законы по которым живет человек , природа и общество.

Известно , что все природные объекты имеют фрактальную структуру, они соответствуют числам Фибоначчи (производным от золотой пропорции) и золотому сечению (в большей или меньшей мере) . Человек , как часть природы ; пропорции его тела , ритмы сердца и мозга , этапы взросле- ния, стадии жизни человека подчинены закономерностям , сводимым только к одному числу - 1,61803398875... - золотой пропорции.

Общественное устройство , религия , культура считались абсолютно человеческим достоянием , более того они приводились в пример того , чем выделяется человек из природы , возвышает над животными.

Мы установили , что человек даже близко не подошел к управлению общественными процессами , а так же собственной личной жизнью , гармо- низация которых всецело находится под влиянием процессов , закономер- ностей , сил , обеспечивающих самоорганизацию .

--------

37)К.Г.Юнг "Проблемы души нашего времени"

М., Прогресс 1993г. с.160

Тот факт , что сердцевиной культуры и религии , детерминирующих деятельность людей является золотая пропорция , которая является осно- вой для процессов самоуправления и самоорганизации сложных систем поз- воляет утверждать единство природных и общественных процессов самоорга- низации (яркий пример: исследование поведения колонии муравьёв в Анг- лии).

"В сознание людей закладывается определенная программа , ряд обра- зов, основанных на золотой пропорции . Это происходит через музыку , визуальный ряд , и т.д. ; в наиболее полной форме это воздействие осу- ществляется в религиозном ритуале . Впоследствии всё поведение челове- ка протекает в определенных рамках , его действия не могут быть хао- тичными , человек следует программе , которая оптимальна для функцио- нирования любых сложных систем" .

В этой связи опять-таки интересно мировоззрение первобытного че- ловека , уделяющего большое внимание целостности мира .

К.Юнг пишет : "Он уделяет основное внимание ... не чистым кау- зальным связям естественных наук , а сбивающим с толку , запутанным переплетениям каузальных цепочек , которые называются случаями . Он давно приспособился к законам природы и поэтому боится власти неприд- виденного случая , выступающего в качестве произвольного , не поддающе- гося учету движущего принципа. И здесь он тоже прав . Этим вполне объ- ясняется почему все необычное нагоняет на него страх .

В области южнее Элгона , где мне пришлось провести длительное время , обитает довольно много муравьедов . Муравьед - это ночное , очень пугливое животное , которое поэтому попадается на глаза крайне редко . Но однажды муравьеда увидели днем . Это столь же неестественно

и так же удивительно , как если бы мы обнаружили ручей , в котором во- да время от времени текла бы вспять . Если бы действительно стали из- вестны случаи , когда вода вдруг проявила бы отрицательную силу тяго- тения , то это было бы чрезвычайно тревожным открытием . ведь мы зна- ем , какое количество воды нас окружает , и можем легко себе предста- вить , что случилось бы , если бы вода перестала подчиняться законам природы . Примерно в таком же положении находится и первобытный чело- век . Ему прекрасно известны жизненные привычки муравьеда , но он со- вершенно не представляет , что таит в себе нарушение муравьедом миро- вого порядка . Первобытный человек настолько зависит от происходящего , что любое нарушение установленного порядка мира может иметь для него непредвиденные последствия . Оно является предзнаменованием , знаком, подобным комете или затмению . Поскольку эта неестественность не выз- вана по его представлению естественными причинами , то появление му- равьеда днем объясняется действием невидимой силы произвола .

Внушающее страх проявление произвола , способное нарушить мировой порядок , требует , разумеется , чрезвычайных защитных или смягчающих мер . Созываются жители соседних селений , а муравьеда с большим тру- дом раскапывают и убивают . Затем самый пожилой родственник по линии матери того человека , что первый увидел муравьеда , должен принести в жертву быка . Сам этот человек становится ногами в нору и получает первый кусок мяса животного . Вслед за ним начинают есть родственники и остальные участники церемонии . Таким образом искупляется таящий опасность акт произвола природы .

Для первобытного человека безопасность мира заключается в упоря- доченности обычных явлений . Любое исключение из этого представляется ему таящим угрозу актом произвола , который , стало быть необходимо искупить , ибо он является не просто сиюминутным нарушением обычного

порядка вещей , но вместе с тем и предзнаменованием нежелательных со- бытий в дальнейшем."(38)

--------

38)К.Г.Юнг "Проблемы души нашего времени" М. Прогресс стр.166-167

Такой схемой можно проиллюстрировать теорию регулирования поведе- ния людей , как членов общества.

В подсознании человека , образы золотой пропорции и фрактальные образы вероятно составляют некие архетипы восприятия (см. выше) . Та- кую гипотезу выдвинул сам первооткрыватель фрактальных множеств доктор математики Бенуа Мандельброт .

Косвенные намеки на это и взаимосвязь между золотой пропорцией и фракталами есть в некоторых артефактах (узорах ковров , мандалах , янтрах и т.п.)

В глубинах человеческого сознания архетипы или стандартные образы и мотивы поведения совпадают.

Академик Е.А.Файдыш выстраивает такую логическую цепочку : " Од- ной из особенностей архетипа является невозможность его од- назначного описания или определения . Сколько бы мы не пытались выра- зить его в виде текста, он всегда будет несоизмеримо сложнее и глубже
. Именно поэтому могут быть осознаны только отдельные "тени" , проек- ции, но никогда - он весь целиком .

Примером архетипа может служить образ Бога , любви , времени .
Когда на древних Индийских и Тибетских священных изображениях показы- вают божеств с множеством лиц и голов , этим как раз и подчеркивается невозможность сведения столь необъяснимого понятия к конкретному обра- зу. Каждое лицо - Это одна из проекций Бога в нашем сознании . В не- давнее время математиками были открыты объекты очень сходные с ними .
Это фрактальные множества и странные атракторы.

Как архетип невозможно задать перечислением его элементов , так же и фрактал. Каждый элемент архетипа обладает не меньшей сложностью , чем целое , то же можно сказать и о фрактале . И наконец - самоподо- бие. Каждый элемент несет и информацию о целом . Этим свойством облада- ют как архетип , так и фрактал.

И ещё одно интересное свойство. Фракталы обычно имеют дробную размерность , т.е. как бы находятся между разными пространственными измерениями. Как уже говорилось , об аналогичных свойствах архетипов догадывались в глубокой древности, вспомним изображения богов со мно- жеством лиц . Интересно, что даже геометрические образы , иснпользо- вавшиеся для изображения архетипов в древности , очень напоминают фракталы . Это янтры и мандалы. Один из примеров такого подобия можно наблюдать сравнивая центральную часть Шри-Янтры с фракталом "Серпинс- кого"."(39)

--------

39) Е.А.Файдыш "Сверхсознание", М. 1993г стр.62-63

В принципе , почти все естественные объекты являются фракталами.
Это облака , исчерченная береговая линия , поверхность гор , скал, внутренние пространства пещер , деревья , и вообще все живые организмы
, различные ворсистые поверхности и т.п. (фрактал - математическая мо- дель показывающая упорядоченность и процессы самоорганизации любых сложных структур.)

Объекты , подобные фракталам привлекали внимание людей с древнос- ти , медитация и сосредоточение на них , использовались в ритуалах и как бы открывали дверь в иные миры . "Например , у шаманов излюбленным местом перехода в нижний мир служили извилистые пещеры, норки , дупла деревьев. В древнеиндийском эпосе "Рамаяна" говорится: "На каждом во- лоске тела Рамы находится множество миров, таких как наш." " (40)

Прогресс нашей цивилизации , идущий , по пути всё большего услож- нения общества, мира , окружающего людей , их разнообразных занятий, основан на накоплении человечеством объектов , образов , соответствую- щих золотому сечению , фракталам , являющихся основой для существова- ния сложных систем и позволяющих существовать все более сложным формам организации . Можно сделать предположение , что прогресс цивилизации, в том числе научно-технический , возможен только благодаря этому. Пос- кольку закладка в подсознание человека таких образов делает его пове- дение неспособным разрушить систему (к появлению днем муравьеда) ни при каких условиях.

-------

40) там же, стр.81

Закладка образов обеспечивается религией , а поведение на их ос- нове носит название культурного поведения (возможно здесь есть парал- лель между золотым сечением - основой религиозных образов и фракталами
- как основой для образов обуславливающих культуру). Т.е. накопление сложной самоорганизующейся системой ,которой является общество данной специфической информации повышает уровень организации системы , снижа- ет количество энтропии в ней.

"В естественных процессах системогенеза объективная самореализация устойчиво возможна лишь для одной составляющей внутренне противоречи- вого единого, вторая же выполняет в нем подчиненную роль , обладая сравнительно узкими пространственными и временными границами существо- вания , условными либо попросту фиктивными (иллюзорными) достоинствами
, ценностями , нормами или даже пребывает в постоянном "предвосхище- нии" своего приближающегося распада."(43)

Поэтому в динамике общественных процессов прогресс , изменения идут только по пути , обозначенному инвариантами, обеспечивающими функционирование системы. Эд. Макс. Сороко исследуя механизмы самоор- ганизации сложных систем обоснавал существование математически уста- навливаемых инвариантов (золотой пропорции) на основе и посредством которых в процессе самоорганизации систем они приобретают гармоничное строение, стационарный режим существования, структуры - функциональную устойчивость. Факт существования инвариантов , поддерживающих функцио- нирование сложных систем подтвержден также методами фрактальной гео- метрии (например масштабная симметрия).

--------

43) Э.М.Сороко "Структурная гармония систем" , стр.193

Общество т.о. представляет собой фрактальный объект , гармонизи- руемый ориентацией человеческого сознания социокультурными методами на восприятие им Золотого Сечения - величайшего из инвариантов Вселенной, основы поддержания и развития любых её систем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные выводы можно целенаправленно использовать в решении задач, стоящих перед специалистами в области управления.

Задачи, решаемые с помощью включения процессов самоорганизации , через изменение сознания человека можно разделить на два типа :

- глобальные, долгосрочные проекты , и

- локальные, быстродействующие инновации.

Если говорить о глобальном, вселенском уровне , измеряемом столе- тиями и судьбами целых стран, то следует ещё раз вспомнить масонов, с их представлениями о свободе , равенстве и братстве, создании лучшего человека, изменяя его психику , наполнением её "божественными вибраци- ями архитектуры и музыки".

Новейшие технические возможности, такие как СМИ , открытия в об- ласти человеческой психики, физики , химии , особенно открытие фрак- тальных множеств (01.03. 1980) являются средствами, дающими доступ к самым несбыточным мечтам масонов.

Любое государство, заинтересованное в своем настоящем и будушщем, руководители которого понимают, что сила страны складывается из силы и возможностей каждого его гражданина будет заинтересовано в воспитании полноценных, созидающих членов общества. Государство должно участво- вать в усилении и активизации процессов самоорганизации, как залоге успешного функционирования всех его поддерживающих структур.

Методы , как явствует из моей работы и как существует исторически относятся к самым различным социокультурным феноменам , создавая бога- тый арсенал и простор для действий всем заинтересованным в жизни своей социальной общности. Это может быть архитектура , музыка , рекламные заставки , рисунок обоев, пропорции предметов быта и многое другое ; причем , конечно же возможно сознательное , основанное на научных рас- четах создание этих элементов культуры , труд по внесению которых в жизнь общества традиционно считался лишь основанным на интуиции, вдох- новении.

Локальные нововведения , основанные на знании процессов самоорганизации могут быть связаны с решением задач по :

1.Диагностике социальных структур и процессов;

2.Оптимизации внедряемых управленческих решений;

3.Управлению в ходе реализации какого либо проекта.

1.Диагностика, цель которой выявление проблем и выявление латентных структур на предприятии , может быть существенно облегчена , так как метод анализа с помощью фрактальных множеств позволяет создать довольно точную модель социальных процессов.

Одной из процедур, современного нам метода диагностики является построение т.н. "дерева проблем" , "дерева целей" т.е. схемы взаимодействий в организации.

С помощью экспресс опроса персонала выясняют проблемы в организации, субъективные оценки людей , которые затем уточняются и классифицируются по их принадлежности к подразделениям организации и от более общих к частным проблемам по принципу от следствия к причине .

общая проблема

проблемы функциональных подразделений

социально-бытовые,социально-психологические проблемы

организационно-управленческие проблемы общесистемного типа

Известно, что 20% проблем в организации дают 80% всех сбоев и по- терь . Существует класс фракталов , называемых дендритами (древовидны- ми) использование которых при анализе данной схемы даст огромные воз- можности для её детального понимания.

Решение проблемы т.о. окажется легким и быстродостижимым (например удаление из многотысячной организации только одного человека)

2. Для всех внедряемых новшеств в уже сформированные организации надо проводить исследования на их совместимость с процессами и силами, обеспечивающими самоорганизацию системы .

Необходимо обеспечение всех инноваций дополнительными процедурами такими как , например, разработка символа для организации в соответствии с золотой пропорцией , утверждение графика преобразований , действий в соответствии с числами
Фибоначчи и т.п.

3. В уже действующих организациях и протекающих социальных процессах добавление факторов дающих новую силу и устойчивость, переводящих структуру на новый качественный уровень тоже не лишне.

Библиография.

1) Ясюков М.И. "Весы Немизиды" Мысль, 1990г

2) Баландин Р.К. , Бондарев Л.Г. "Природа и цивилизация"

3) Советский Энциклопедический Словарь , 1988г.

4) Маркс К. , Энгельс Ф. Собрание сочинений

5) Сороко Э.М. "Критерий гармонии самоорганизующихся социоприродных систем" , Владивосток 1989г.

6) Сороко Э.М. "Самоорганизация систем, проблемы меры и гармонии"
Автореферат диссертации , Минск 1991г.

7) Сороко Э.М. "Структурная гармония систем" , Минск 1984г.

8) Васютинский Н. "Золотая пропорция" , М. Молодая гвардия 1990г.

9) Афанасьев В.Г. "Системность и общество" , М. Политиздат 1980г.

10) Уледов А.К. "Социальные законы" , М. Мысль 1975г.

11) Угринович

12) Дюркгейм Э.

13) Диалектика.Творчество.Гумманизм. Ленинградский университет 1991г.

14) "Наука и её место в культуре" Новосибирск 1990г.

15) Ежегодник "Системные исследования. 1982г." Наука

16) "Семиотика и исскуствометрия" М. Мир 1972г.

17) "Лион Батиста Альберти" М. Наука 1977г.

18) Флоренский П.А. "Храмовое действо как синтез исскуств" "Мако- вец" N1, М.

19)"Психологические механизмы регуляции социального поведения"
М. Наука 1979г.

20) Артемьева Е.Ю. "Психология субъективной семантики" М. изд.МГУ
1980г.

21) Фулканелли "Тайны готических соборов" REFL-book Ваклер 1996г.

22) Юнг К. "Проблемы души нашего времени" М. Прогресс 1993г.

23) Файдыш Е.А. "Сверхсознание" М. 1993г.


Рефетека ру refoteka@gmail.com