Реферат: Социальные процессы и их фрактальные свойства
Методологическая часть.
Проблема.
Анализ процессов самоорганизации в обществе с позиции существования инвариантов социокультурных норм , детерминирующих поведение людей.
Объект исследования.
Культурные феномены, их инварианты.
Предмет исследования.
Существование инвариантов в культуре,особенно золотого сечения,их место в ней и их влияние на общество.
Цель.
Установление устойчивой взаимосвязи между культурными феноменами и социальным гармоничным поведением людей . (Люди ожидают какое какое-либо предсказуемое поведение от других (по М.Веберу)) Установление механизма образующего согласованное , взаимосвязанное , гармоничное поведение людей.
Задачи.
1.Выделение факторов , обеспечивающих процесс самоорганизации.
2.Рассмотреть эти факторы и их воздействие на психику и поведение людей.
3.Анализ полученных инвариантов (в моей работе - золотое сечение)
4.Общество - самоорганизующаяся система и совокупность индивидов.
5.Фрактальный анализ , как новое средство в управлении .
Уточнение и интерпретация основных понятий.
Самоорганизация - процесс возникновения упорядоченности в системе без вмешательства извне за счет ее составляющих.
Фракталы - построенные компьютером образы , демонстрирующие существование процессов самоорганизации , в сложных , считавшихся хаотическими системах.
Основными свойствами фракталов являются :
- чрезвычайная сложность , мозаичность , "изломанность" ;
- существование в них в разных масштабах инвариантов , подобий .
Инвариант - неизменный элемент системы .
Культура - система норм , ценностей , артефактов , ритуалов и т.п. ,детерминирующая поведение людей .
Религия - система верований и обрядов направляющих внимание людей на избранные "священные" объекты .
Социальный процесс - устойчивая тенденция , закономерность изменений в обществе . Все социальные процессы тесно взаимосвязаны между собой .
Гипотезы.
1.Существование инварианта культуры - золотого сечения ;
2.Связь золотого сечения в культуре и золотого сечения как инварианта существования сложных систем , закономерности протекания социальных процессов ;
3.Накопление человечеством информации (например - артефактов) ,на основе золотого сечения , последствия этого ;
4.Исследование возможности практического использования знания о свойствах золотого сечения и фракталов для активизации процессов самоорганизации в обществе и управления им.
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода - для его развития и успешного протекания процессов самоорганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле.
От того , какая информация будет наполнять это пространство будет зависеть решение ряда актуальных проблем . Использование новейших открытий науки для формирования все более совершенного общества позволит это . К наиболее значительным открытиям , открывающим большие перспективы можно отнести открытия синергетики , фрактальную геометрию. С другой стороны развитие общества и его прогресс во всех сферах требует использования этих открытий в условиях крайне динамичного современного мира ( особенно в нашей стране отставание которой от Запада обусловлено, во многом , недостаточным вниманием к этим вопросам).
Исторически сформировавшиеся механизмы регулирования поведения человека сейчас недостаточно эффективны . На фундаментальном уровне прогресс нашей цивилизации можно рассмотреть как отношение человека с окружающим миром , с природой .
Промышленный переворот 19 века и научно-техническая революция 20 века внесли качественные перемены в эти взаимоотношения . Созданный человеком целый мир технических устройств резко повысил его возможности по преобразованию природы и воздействия на нее ." Техника в десятки и сотни раз увеличила производительность труда , во многом улучшила материальные условия жизни сотен миллионов людей . Но эта же техника, промышленное производство , попутно стали разрушать сложившиеся на протяжении веков условия существования человека . Но это была не вина машин , а беда человека , не сумевшего создать совершенную социально-политическую организацию к моменту начала научно- технической революции(1).
Проблемы стоящие перед обществом легко решаемы , если принять мысль В. И. Вернадского ," что биосфера переходит на высшую стадию стастановясь ноосферой"(2) , т. е. новое эволюционное состояние биосферы при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития ." Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами"(3).
Как сказывается упрощенная структура техносферы ( по сравнению с биосферой ) на людей ? Физически человек достиг значительных успехов за счет относительной самоизоляции от биосферы.
Сознание человека возникло формировалось как отражение окружающего мира и его проявлений в культуре . Искусство , ремесло , наука становятся проекциями отраженного сознанием мира на плоскости различных форм деятельности (4).
Можно предположить уменьшение разнообразия, обеднение и упрощение окружающей природной и социальной среды стимулирующей соответствующие перестройки психики, субъективно отражающей объективный мир. Насколько безболезненны приспособительные реакции психики , судить нелегко . Возможно , они вызывают комплекс антисоциальных поступков , разрушая связи между людьми делая общественную жизнь напряженной , неспокойной, угнетающей . Духовное обновление человечества идет не столь быстро , как техническое переоснащение человечества . Человеческая память - продукт биологической и социальной эволюции , а традиции прежних " поколений тяготеют как кошмар , над умами живых " (5).
Руководимый внутренними побуждениями или внешними стимулами человек способен в короткие сроки преодолевать огромные расстояния, создавать великие культурные ценности или , напротив , уничтожать их . Возможности проявления личности - хорошего или дурного чрезвычайно увеличились . И если сохраняются общественные связи , значит , личности проявляют себя не хаотично , как атомы в броуновском движении (как будет ясно из моей работы этот пример приблизителен ) , а более или менее организованно , согласованно ( пусть и не всегда осмысленно ).
Перестраивая окружающий мир , человек руководствуется не только реальными потребностями , но и своими представлениями о благополучии, счастье - идеальными моделями своего желаемого бытия . А эти представления зависят от общественного мнения , пропаганды , рекламы.
В целом образуется некая векториальная сумма всех стремлений людей . Стихийно складываясь эта линия приобретает определенные закономерности одну из них сформулировал американский ученый А. Сент-Депардьи : " Деятельность человека направляется стремлением к счастью. Счастье - это в значительной степени реализация самого себя , то есть удовлетворение всех духовных и материальных запросов "(6). Американский нейрофизиолог Х. Дельгадо писал о деятельности человека следующее : " В научно-технических достижениях мы цивилизованны , а в психических реакциях мы остаемся варварами . В известных пределах мы умеем управлять собой . Необходимо развитие новых исследований для того , чтобы организовать наши усилия и направить их на создание общества будущего с высоким уровнем психической цивилизации ... Более глубокое понимание психических механизмов облегчит поиски счастья и уменьшит ненужные страдания людей . Управление гигантскими силами , вызванными к жизни человеком , требует развития определенных психических свойств , способных направлять разум не только на покорение природы , но и на то , чтобы сделать цивилизованной психику самого человека".(7)
Таким образом для правильного понимания множества проблем стоящих перед человеком сегодня , безразлично , говорим ли мы о судьбах всего человечества или о мелких , локальных проблемах , мы должны обратит особое внимание на культуру , рассматривая ее как основу для благополучного существования общества . Развитие культуры одновременно с НТР совершенно необходимо , ученые должны уделить этому особое внимание. К. Маркс писал Ф. Энгельсу , что "культура , - если она развивается стихийно , а не направляется сознательно оставляет после себя пустыню"(8).
Управление социальными процессами должно опираться на осознание социокультурных закономерностей . Научные открытия в синергетике могут помочь нам достичь гармоничного состояния общества при максимально возможном благе для всех его членов .
Мысль , высказанная К. Марксом о развитии общества как естественно-историческом процессе не была разрабатываема в нашей стране. Больше повезло " историческому " аспекту , обеспеченному довольно значительным числом работ . Что же касается " естественного " аспекта этого процесса , то его изучение долгое время игнорировалось либо тормозилось , а в итоге он поныне остается без внимания . Между тем именно здесь , на данном пути могут быть обнаружены объективные законы, которым подчиняется и природа, и, что особенно важно , общество как его составная часть . Здесь могут быть весьма эффективны так же современные методы общенаучного познания как принципы симметрии, фрактальный анализ и др.
Эти законы естественноисторического процесса не могут не быть вскрыты не только потому, что " сама история является действительной частью истории природы , становления природы человеком " (9) но и благодаря включению в процесс познания семантических инвариантов , в силу общетеоретического их статуса одинаково правомерных и приемлемых в концептуальных моделях развития природы и общества . Семантическими инвариантами в данном смысле являются структурная устойчивость и функциональная надежность самоорганизующихся систем ( независимо от того, какова природа последних - естественная среда, общество или техносфера ), критерии различения нормы и патологии этих систем, объективные механизмы гармонизации во всей совокупности своих процессуальных форм.
Таковы же и критерии масштабной и иной параметрической оптимальности систем в смысле предназначения, места в более широком целом - общие законы их эволюции и инволюции, структурогенеза и деструктивных изменений , деградации, адаптации и т. п. .
Руководствуясь законами диалектического взаимодействия противоположностей , где мера является как бы средоточием их центростремительной ориентации , К. Маркс научно спрогнозировал такую стадию естественноисторического процесса - движения системы " общество-природа " к фазе своей эволюционной зрелости , на которой дифференциация наук , а соответственно подразделение объектов на природные и общественные , естественные и искусственные в значительной мере утрачивает смысл .
В итоге наука о человеке ( обществоведение ) и наука о природе (естествознание) согласно выводам К. Маркса становятся одной наукой (10) . Происходит их синтез, с обретением нового качества .
Именно такую "мировую линию" в развивающемся организме культуры земной цивилизации увидел В. И. Вернадский ." Процесс изучения в планетарном масштабе всего целостного природного тела , понимаемый как восхождение естествознания по расширяющемся ступеням сложности , - такова главная задача , в решении которой Вернадский видел свою жизненную миссию ." (11)
Разрабатываемая в современной науке теория самоорганизации хотя она и не одна-единственная имеет уже теперь столь широкий диапазон охвата предметных областей , что способна претендовать на синтез унаследованного от классической науки традиционного подразделения объектов на искусственные , природные и общественные , в равной степени выражать проблематику и природы , и человека . Существование такой теории или , по крайней мере , не без ее непосредственного привлечения, становится возможным дальнейшее развитие интегративного ноосферного мышления , формирование единой научной ноокультуры познания, единого мировоззрения в выработке стратегии освоения природы.
К сожалению , несмотря на то что многие ученые неоднократно заявляли о крайне перспективном применении синергетических принципов в изучении общественных процессов серьезных исследований в данной области нет , либо они не известны широкой общественности . Я считаю что исследования в этой области позволят решить стоящие перед социологией задачи как общетеоретического уровня так прикладные задачи ( например создание совершенных математических ( фрактальных ) моделей социальных структур и процессов ) .
Издревле человек с рождения находится в плену объективных законов.
Жизнь человека наполнена страданиями . Религии прямо говорили об этом и предлагали пути выхода из этой ситуации ." Немецкий социолог Фюрстенбер пишет , что религиозные верования компенсируют неудачи в жизни отдельного человека , его личные трудности , болезни , слабости и т. п. . Из этого вытекает , что любые индивидуальные несчастья горести и страдания рождают религиозную веру. " (12)
Религии указывают людям свет призывают к новому . "Религия - связная структура верований и обрядов , относящихся к священным , т.е. отделенным запретным вещам ; верований и обрядов , объединяющих в одну моральную общину , называемую церковью , всех , кто является их сторонниками " (13) .
Религия т. о. делит мир на две сферы : священное и светское, указывая путь , соответственно к священному , говоря о другом полюсе как о хаосе , дьяволе , источнике страданий и мрака .
Культуру можно охарактеризовать как следствие религии , остаток отжитых вероучений . Культура - свод фиксированных идей общества , появившихся в результате утраты каким-либо верованием передовых позиций, в сравнении с другими религиозными идеями . Другими словами , религия совершив определенные изменения в обществе , в культуре , отмирает , становится чем-то само-собой разумеющимся , подготовившим почву для новой религии , это остаток отжитых вероучений .
Религия , что видно из схемы оказывает сильное , почти не встречающее сопротивления влияние на общество .
Религии естественным образом сменяют друг друга . Из истории можно выявить последовательность этой смены , если с начала человек поклонялся природным феноменам ,то потом он перешел на многочисленных богов, что в целом подготовило платформу для почитания бого-людей , божественных воплощений , таких как Гаутама Будда и Иисус Христос . То в настоящее время усилилась тенденция к ориентации религии все больше на личность человека , проповедуя идеалы любви , сострадания , альтруизма.
Предыдущие религии составляют фундамент , на котором основываются последующие , они остаются так сказать в подсознании общества .
Мы являемся наследниками тысячелетий истории нашей цивилизации , от того как мы будем использовать это наследство во многом зависит наше будущее.
Нас в повседневной жизни окружает множество вещей , обычаев , слов, выражений , норм поведения , само-собой разумеющихся человеческих поступков о происхождении и корнях которых мы не задумываемся . Мы не осознаем себя , как наследников сотен тысяч поколений людей , по крупицам собиравших тот мир который мы знаем . Ведь почти все достижения культуры окружают нас с рождения . В обществе принято деление на религиозные и светские занятия , предметы , поступки , но мало кто задумывается что все элементы культуры имеют религиозное происхождение и если разложить на составные части привычные составляющие нашего окружения , то обнаружатся формы и методы , используемые в раннихформах религии , некоторые из которых сохранились до сих пор в укромных уголках Земли .
20 век - век сильнейших и глубочайших изменений в жизни людей, равных которым не было за всю известную историю .
Для дальнейшего гармоничного развития сообщества людей необходимо выявить и учитывать взаимосвязь между НТР и культурными изменениями .
В идеале , конечно же развитие культуры и сознания человека должно идти далеко впереди технического прогресса .
Считается , что секуляризация достигла в 20 веке небывалого масштаба , но если принять за основу определение религии как чего-то путеводного , направляющего к новому , привлекающего внимание людей к тому, к чему его надо привлекать , то 20 век - век расцвета религии .
ДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ОБРАЗОВАНИИ ПОДОБИЯ, ИГРЫ, МОДЕЛИ. НАВЫКИ ПРИОБРЕТЕННЫЕ В СОЗДАННЫХ ИСКУСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДАЛЕЕ ПЕРЕНОСЯТСЯ НА РАЗНОБРАЗНУЮ ОБЫЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
20 век дал новые способы производства , хранения , распространения информации , благодаря чему намного облегчается задача стоящая перед религией - навязывание человеку информации определенного содержания с целью изменения его действий . Постоянное совершенствование технических методов работы с информацией открывает все новые и новые переспективы развития религии .
Основное место в таком воздействии занимают конечно СМИ ; тиражируемые огромным объемом определенные блоки , куски , образцы поведения в определенных ситуациях диктуют поведение простому человеку , который к сожалению , становится послушной марионеткой в руках людей , контролирующих СМИ .
Средства массовой информации обладают силой придавать любой транслируемой информации религиозный смысл . Информация поглощаемая через каналы СМИ является своего рода сакральной , священной , мистической формой информации , т. к. она получается человеком не напрямую из окружаещего мира , а дается сублимированной , обработанной, выделенной особым вниманием информацией , кем-то другим , высшим ; и ключем к получению ее является доверие (вера ) к ее источнику .
Современные научные данные и СМИ могут стать сильным гармонизирущим или наоборот разрушающим все и вся фактором в дальнейшем.
" Ускорение темпов развития науки необходимо совместить с гуманистическими идеалами , иначе произойдет дальнейшее рассогласование мира человеческой жизни и мира культуры . Преодоление этого " рокового теоретизма " ( Ф. М, Достоевский ) даст возможность гармоничного сочетания силовых полей истины добра и красоты в эвристических ситуациях мышления , равными достоинствами которого является как теоретическая глубина , так и практический эффект . " (14)
Культура поставляет индивидуальному сознанию готовые ответы , освященные , наработанные традициями . " Природа ( т. е. то , что лежит перед исследующим ) служит источником несогласия с канонами . На стыке природы и культуры эмоции переплавляются в формы мысли , таким образом, для того чтобы мысль осуществлялась она должна выработаться и природой (личностной маргинальностью ) и культурой ( канонами определенной традиции ) . Мышление совершаемое в напряжении между двумя этими точками и исполняет свой этос ( т. е. нормы рамки поведения мысли).(15)
" Мир современного человека названный нами " цивилизацией " , устроен так , что в нем нет чистых образцов , стопроцентно репрезентирующих такие абстракции , как " наука " , " культура " , " общество " , "техника " . Мы можем сказать , что компоненты " наука-культура-общество " в истории трансформируются как целостности . Это означает , что нет никакой однолинейной направленной причинной детерминации науки ни " культурой " , ни " обществом " как отдельными абстрактами : такие абстракты " общество без знания " , " культура без знания " в истории просто не существуют ." (16)
Руководствуясь вышеизложенными принципами необходимы исследования взаимодействия науки и общества , с целью полноценного и полного использования научных разработок в управлении обществом . Можно предположить вывод о том , что новые научные открытия , в частности обретение человечеством знаний о системности и структурной организации мира неизбежно приведет к изменению социального устройства общества . Осознание этих изменений , раскрытие с помощью научных исследований всей динамики и возможных нюансов этих перемен - важная задача для современных исследователей .
Таким образом важность разрабатываемой мной темы для теоретического описания мира и практического применения в наше время бесспорна, она становится особенно актуальной в свете все нарастающих темпов НТР и огромных успехов Западных стран , вступивших в эпоху информационного общества .
ЧАСТЬ 1
" Управление - свойство , внутренне присущее обществу на любой ступени его развития ; оно , это свойство , имеет всеобщий характер и вытекает из системной природы общества , из общественного , коллективного труда людей . " (17)
К. Маркс делил управление на два типа , два механизма воздействия: стихийное и сознательное . В случае стихийного механизма упорядочивающее , управляющее воздействие на систему является усредненным результатом столкновения переплетения и перекрещивания различных , нередко противоречащих друг другу сил , массы случайных единичных актов. Это воздействие пробивает себе дорогу как общая тенденция в этой слепой игре случая , оно автоматично по своей природе и не требует вмешательства людей . Мало того люди не вольны , не в состоянии отменить слепую игру случайных , стихийно действующих сил и подчинить их своим интересам и целям . Они способны , точнее говоря вынуждены приспосабливать свою деятельность к требованиям игры случая , способны или ускорить или замедлить течение этой игры , но овладеть ею не в силах . Стихийное управление не связано сфункционированием специфических общественных институтов .
Наряду со стихийными незапрограммированными факторами в обществе, (опять таки на любой стадии его развития ) действуют сознательные факторы управления связанные с целенаправленной деятельностью людей . Здесь постепенно формируются специальные общественные институты - субъекты управления , то есть совокупность органов и организаций, осуществляющих сознательное воздействие на систему с целью достижения определенных результатов . В случае сознательного управления поведение людей , социальных коллективов , равно как и других компонентов системы , становится в определенные рамки , соответствующие социально-экономической природе общества . Эти сознательные факторы в процессе прогресса общества претерпели глубокие изменения - от управления посредством эмпирических , непосредственным опытом полученных и передаваемых из поколения в поколение традиций , обычаев в первобытном обществе, до научного осмысливания общественных процессов и сознательного управления ими .
Т. е. главная цель управления : обеспечить сохранение качества системы и ее развитие , обезопасить , эмансипировать ее от воздействия стихийных факторов . Иными словами противостоять стихийным , автоматически действующим факторам управления . Такова точка зрения К. Маркса и многих других ученых . " Сознательное управление есть целенаправленное воздействие на общественное развитие , основанное на использовании познанных объективных законов ." (18)
При принятии такого подхода к социальным процессам возникает естественная тенденция к т. н." сознательному " управлению и противопоставление " естественного " и " искусственного " .
Можно , однако , заметить , что в сложных системах , к которым можно отнести любой социальный процесс имеются процессы описанные лишь недавно , получившие название самоорганизации или антихаоса.
"Под самоорганизацией можно понимать самопроизвольное накопление или производство информации как средства самозащиты этой системы, обеспечения самоприспосабливаемости в условиях воздействия шумов и других возмущений сомасштабно ее продуктивности ."(19)
" Структурная гармонизация сложного целого , осуществляемая самоорганизационно и потому принимающая форму самоорганизации, непосредственно связана с его перестройкой - перераспределением весов структурных элементов , субъединиц, подразделений , их относительных вкладов, значимостей , ролей , функциональных обязанностей , позиций , внутриобретенных организационных статусов и т. п. Для проведения таких преобразований и сохранения вновь обретаемого состояния - поддержания стационарного режима самовоспроизводства интегрального качества целого необходимы дополнительный приток ресурса , материальных затрат интенсификация энергообмена .
Понятно , что структурная перестройка системы , сопряженная с приращением внутрисистемного разнообразия , накоплением межкомпонентных различий тесно связана с процессом функциональных изменений - активизацией подсистем , ускорением их реакций , сокращением собственных времен их самодействия , уплотнением жизненных циклов . Ввиду того, что отношения порядка (приоритетности ) для членов структурно-функционального отношения объективно несостоятельно , интенсификация потоков ресурса в систему может также быть причиной ее структурной перестройки при отсутствии чрезмерной жесткости ее организации т. е. при условии наличия в ней достаточного числа степеней свободы , которыми располагают подсистемы , структурные составляющие .
Установление стационарности режима воспроизводства системой собственного качества , гарантирующего сохранение ее целостности , адекватной определенному уровню организации , равнозначно достижению структурно-функционального соответствия ( СФ - соответствия), которое и наступает в результате соединения в диалектическом тождестве , в мере двух различных процессов - энергетически постоянно подпитываемого структурогенеза , потребляющего организованную, "когерентную" , протекающую через систему массу вещества , энергии и информации , и - деструктуризации , идущей естественным порядком ...
СФ - соответствие , достигаемое на пути повышения структурного разнообразия , совпадающего с направлением градиента структурогенеза - продуцирования так называемых диссипативных структур ,- означает доминирующую линию прогресса ." (20) ( Теория самоорганизации систем И. Пригожина и его школы ) .
В приведенной цитате теория самоорганизации рассматривается как теория описывающая протекание процессов в физике ( отсюда специфические термины ) , но данная теория однозначно применима и к социальным процессам .
Т. о. вообще , неверно применение термина " управление " к самоорганизующимся ( а следовательно - самоуправляющимся ) системам . Более адекватны сущности этого явления понятия : " направленное развитие " и соответственно "направление изменения организации " , " корректируещее воздействие " и соответственно "корректировка структурных (функциональных) изменений" , " гармонизация систем " и т.п.
В соответствии с приведенной мной выше теорией самоорганизации систем наиболее совершенной и жизнеспособной является система с наибольшей свободой ее составляющих , т. е. самоорганизация - способ осуществления непосредственной демократии .
Такой механизм самоизъявления воли коллектива в едином действии зиждется на нежесткой связи его участников , допускающей свободу позиций в процессе принятия решений . К. Маркс сравнивал управление коллективом с "мягким искусством дирижера " (21) . Подобно звучанию оркестра , где каждый голос должен быть услышан и приведен в надлежащее согласование со звучанием всего целого , в коллективе , осуществляющем свои функции на началах демократии , т. е. самоорганизационно , складываются все условия для достижения гармонии самовыражения всех его членов .
При выработке управленческой стратегии или корректировачной установки , когда объектом управления или коррекции выступает сложная самоорганизующаяся система , важно различать , что должно быть изменено, преобразовано ( вариации ) , а что должно оставаться неизменным , не подлежать преобразованиям , уточняться , усиливаться ( инварианты ).
В зависимости от предметной специфики системы можно указать несколько типов инвариантов , в зависимости от того , что подлежит изменению - отношения этого объекта , его свойства как вещи ,или его свойства ( совокупность свойств ) .
Инварианты вещей определяются основными назначениями последних. При рассмотрении артефактов необходимо учитывать культурную среду , в которой они были сформированы , их семиотическую природу .
Рассмотрим системность культуры с точки зрения семитической природы ее составляющих .
В обществе даже за сравнительно короткий срок происходят мириады социальных контактов . Эти межличностные отношения бывают непосредственными ( многочисленные формы персонифицированных связей ) и опосредованными ( эпистолярная деятельность , функционирование средств массовой коммуникации и т. п. ) .
Все множество социальных взаимодействий становится возможным благодаря наличию в обществе широкого семиотического поля . Наиболее существенные компоненты его - естественный язык , артефакты культуры, принятые в данном социуме символы ( различные системы знаков , включая общезначимые жесты и мимические действия ) .
Посредством семиотического поля все человеческие действия оказываются до известной степени скоординированными и упорядоченными . В семиотическом поле социума специфическое место занимает культура . Как семиотическая система культура наиболее стабильна во времени , сложно структурирована , универсальна ( значима для максимально широкого круга людей ) .
Любой законченный объект культуры представляет собой определенным образом организованную семиотическую систему . Следовательно любой объект культуры может быть " прочитан " , поскольку он по своему генезу предназначен для этого . Любому культурному объекту присущ свой символический язык . Восприятие культурного объекта есть процесс его десимволизации . Это становится возможным лишь тогда , когда символический язык является доступным как целостная семиотическая система на всех его уровнях ( семантическом , синтактическом , прагматическом ) .
Применительно к произведению искусства это означает умение проникнуть в ту систему изобразительных средств , с помощью которой автор создает художественное произведение .
Одно из фундаментальных свойств культуры - инвариантность . Т. е. возможно выявить аналитическим путем множество общих форм и структур в продуктах культуры , несмотря на исторические и национальные различия, видовую , жанровую и т. п. дифференциацию . В основе инвариантности культуры лежит ее универсальная семиотическая природа .
Единицы культуры ( конкретный эмпирически воспринимаемый ее продукт ) представляют собой семиотические системы . Единицы культуры представляют собой жестко структурированные системы . Будучи овеществленными продуктами творческой деятельности , они имеют "внутреннюю территорию " . Ослабление внутренних связей , устранение даже отдельных элементов ведет , как правило , к нарушению целостности такого объекта .
Выражением системной целостности единицы культуры является форма. Если взять , например , высокоорганизованное живописное полотно , то изменение даже деталей может привести к нарушению композиционного единства , а следовательно к потере целостности произведения . Поэтому как семиотические системы отдельные продукты культуры неделимы . Одновременно единицы культуры представляют собой узловые моменты семиотической системы культуры , внутренние системные связи которой выявляются посредством установления инвариантных структур .
Инвариантные семиотические структуры внутренне связывают культуру на самых различных временных и пространственных промежутках . Благодаря инвариантности единицы культуры существуют не как отдельные изолированные продукты культурной деятельности , а как взаимопереводимые семиотические образования . В результате культура предстает как система , обладающая внутренним единством , целостностью , несмотря на внешнюю мозаичность . Единство различных культурных форм , инвариантность ее структур по всей видимости основано на присущих всем людям единых характеристиках их ума .
Отсюда - структурное сходство мифов различных народов , логики обыденного сознания , а также единство законов построения в языках разных народов , не имевших между собой реальных исторических связей и т. д. ( работы З. Фрейда , К. Юнга , Леви-Стросса и многих других ).
Если взять ментальное состояние человека за точку отсчета , то можно найти параллели между отдельными видами культурных элементов, например музыкой и архитектурой , изобразительным искусством и поэзией.
В частности , Леви-Стросс пишет : " Наш замысел состоит в том, чтобы рассмотреть части каждого мифа и сами мифы во взаимосвязи , и мы сравниваем их с инструментальными партиями музыкального произведения, уподобляя их исследование изучению симфонии .
Такой подход правомерен только при наличии изоморфизма между системой мифов , являющейся системой Лингвистического порядка , и системой музыки , которую мы считаем языком , поскольку мы его понимаем , но абсолютная оригинальность которого отличающего его от связной речи, обязана своим происхождением его непереводимости ... Иначе говоря то, что музыка и мифы затрагивают в слушателях ,- это общие для них ментальные структуры ." (22)
Существует явление т. н. синопсии , т. е. ассоциации между зрительными и слуховыми впечатлениями , которая описывалась и исследовалась уже в древней Индии , Китае и других странах . Ньютон устанавливал соответствия между определенными звуками и цветами ." У Н.А. Римского-Корсакого звукоряду устойчиво соответствовали цвета . Известно что А. Н. Скрябин ввел к партитуре симфонической поэмы " Прометей " строку " Luce " ( свет ) . Инвариантные отношения между музыкальными и живописными произведениями , семиотическими системами , лежат в основе живописно-музыкальных работ М. Чюрлениса ( картины " Соната Солнца " , "Морская соната " )." (23)
Огромный вклад в осмыслении единства музыки , цвета , формы , жеста внес Л. С. Термен , одной из разработок которого является музыкальный инструмент терменвокс , переводящий движения человека , его жесты , танцевальные па в музыку .
Сходство прослеживается и в отношении таких различных феноменов культуры как риторика и архитектура , несмотря на отличающие их различия композиционно-ритмических организации формы . Если в риторике композиционная ось , как и в музыке , имеет временную природу , то в архитектуре композиционные оси располагаются в пространстве . Вместе с тем единая семиотическая природа дает ту общую плоскость , на которой произведения риторического и архитектурного искусства могут быть не только сравнены , но и сближены . В частности исследователи сравнивают архитектурную теорию известного флорентийского зодчего Л. Б. Альберти и античную теорию риторики . " ...Изучение античных теоретиков красноречия оказалось для Альберти особенно плодотворным потому , что его глубоким убеждением оставалось представление о пространственных искусствах как своего рода языке , самом общем , универсальном , заложенном " в самой природе" , а потому неизмеримо более общем , чем даже латынь , которая в глазах его времени была самым универсальным мировым языком. Именно это представление об архитектуре как одном из видов человеческой речи позволило Алберти поставить выпукло вопрос о социальной природе архитектуры ..."(24)
Можно проанализировать эти взаимодействия и доказать единство элементов культуры и цель для которой предназначены внешне такие разные и непохожие феномены . У древних было такое понимание культуры , как органически цельной системы . Черты такой древней , цельной культуры , из которой вышла современная дифференцированная культура , сохранились в христианском храмовом ритуале . Различные отрасли , связи между которыми существуют в скрытых формах , доступных только аналитическому взгляду , Выступают здесь в конкретно-целостном единстве . П. Флоренский обосновал взгляд на храмовое действо как наследие и прямую отрасль античной священной трагедии : " Искусство огня , запаха , дыма , своеобразной хореографии , проступающей в размеренности церковных движений при входах и выходах священнослужителей , в схождениях и восхождениях ликов ". (25)
К этому следует добавить , что храмовое действие происходит хотя и в реальном , но символически организованном пространстве : внутренние архитектурные формы церковного здания создают образ мироздания, космоса и все вместе - архитектура , фрески , иконостас , многоголосое пение , облачение церковнослужителей , запахи елея , мирра , и ладана , игра света и тени - образуют органическое единство , сложнейшую систему , составленную из отдельных семиотических систем . Можно предположить , что древний синкретический обряд , из которого со временем выделилась современная высокодифференцированная культура , является той праструктурой , которая генетически определила основной системный параметр культуры - универсальную структурно-семиотическую инвариантность ее отдельных семиотических систем . Не случайно слова "культ " и "культура " в русском и ряде европейских языков этимологически связаны.
Таким образом , несмотря на кажущуюся мозаичность под наружными различиями эпистемологического , эстетического , видового , жанрового и т. п. характера внутри культуры существуют глубокие внутренние связи что позволяет говорить о ее системном единстве . И следовательно , культуру , в целом , можно рассмотреть как самоорганизующуюся сложную систему , проявляющуюся через инвариантно-структурные отношения в ней.
Целью культуры является формирование определенного ментального состояния у людей .
Подобно другим сложным системам, к культуре в целом , и к разнообразным культурным феноменам , в частности , применимы закономерности функционирования сложных структур .
В качестве примера можно взять естественные алфавиты . "Под алфавитом можно понимать любую базовую систему знаков , каждый из которых есть самостоятельная единица , несущая минимальную смысловую нагрузку. Различные комбинации и сочетания этих знаков дают "слова" , из которых образуются "предложения" ... Основной метод кодирования информации укрупнение статистически зависимых знаков посредством сведения их в блоки с дальнейшим кодированием последних уже в качестве независимых знаков (сообщений) . Этот процесс образует общую основу как структурогенеза , так и информациогенеза ."(26)
Понимая под алфавитами различные семиотические системы в культуре, можно рассмотреть их структуру и выявить ряд устойчивых закономерностей их формирования . Основой для образования инвариантов в культуре являются общие для всех людей психологические механизмы регуляции их поведения , основанные на едином строении их психики .
Особенности восприятия , например , пространства и времени в различные эпохи и у разных народов связаны с развитием и направленностью чуственного отражения окружающего мира . Особенно важна степень точнрости , обеспечивающая жизненный цикл . В работах антропологов и этнографов , а также в специальных исследованиях по истории измерений , истории живописи , истории науки мы находим множество факторов , указывающих на психологические особенности (локальные и исторические ) восприятия . Формальные показатели , различающие этнические общности , включают системы лексических уровней . Так , обобщение , выраженное в слове , различается как по количеству лексических единиц , так и по степени и числу абстракций лексических единиц , включаемых в это слово - понятие , так и по степени и числу абстракций лексических единиц , включаемых в это слово-попятие . Существует также некоторая внутренняя структура логического мышления , при которой связь между непосредственно сказанным и непосредственно сделанным может быть в различной степени опосредованной . " Разбор этнической специфики знаковых систем в языкознании и доказательство всеобщности логических законов мышления приводят к различению форм реализации этого всеобщего ." (27)
Обычно при анализе эмоционально-смысловых систем основной упор делается на понятийный аспект этих систем . Образное , внепонятийное мышление , этнически более специфическое , нередко остается в стороне. Вместе с тем известно , что понятийное и образное мышление являются обязательными компонентами мыслительного уровня психического отражения. Для понимания этнической специфичности мышления мы должны более внимательно отнестись к атрибутивным формам и образной стороне мышления , так как именно на этом уровне этнический аспект проявляет себя более полно и психологически . Образность может быть выражена в речи , визуально ( живопись , танцы , ваяние , архитектура ) , может воздействовать на слух ( музыка ) , комплексно, как это имеет место в ритуалах .
Ритуал - это неотъемлемое и важное средство организации общественной жизни . Ритуалы - прежде всего это видимое действие лица или лиц , призывающих всех , кто присутствует , обратить внимание на какое либо явление или факт и не только обратить внимание , но и выразить определенное эмоциональное отношение , содействовать общественному настрою . При этом обязательны некоторые принципы : во первых общепринятая условность действия ; во вторых общественная значимость явления или факта , на котором концентрируется ритуал ; в третьих ,- его особая цель . Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей , вызвать их к активному сопереживанию или признанию факта или явления . В чем и как выражается это психологическое переживание зависит от конкретной цели .
ВСЯКОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ РИТУАЛ ИМЕЕТ СВОЙ ЧИСТО РИТУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ
Любое действие или текст в ритуале приобретает специфическое значение. Даже прямой текст, употребляемый в ритуале несет не тот смысл, который был бы свойственен этому же тексту вне ритуала .
Известна лишь одна бесспорно самоценная форма , хотя и для нее иногда находятся внешне целесообразные объяснения . Однако красота многих форм ритуального поведения не может служить объяснением ценности ритуального поведения вообще . Ритуал ценен своим соответствием особым потребностям социального человека .
Одна из таких потребностей , в которой заинтересовано все общество, при всем многообразии и несовместимости частных целей его членов состоит в обеспечении для своих членов возможности осмысленного выбора средств в естественном , целенаправленном поведении .
Ритуальность поведения создает некую всеобщность целей , стоящих над "естественными" целями отдельных индивидов , и тем самым , не подавляя их свободы , обеспечивает нужную степень предсказуемости событий . Если мы уверены , что те , с кем нам приходится общаться , считают самоценным поддержание неких норм вежливости , то этим уже сильно облегчается наше общение . И при этом уже гарантируется некоторая свобода и нужная степень предсказуемости чужого поведения .
Таким образом для культуры в целом , как сложной, самоорганизующейся системы , для полноценного функционирования которой необходима большая степень свободы ее субъектов ( см. ранее ) т. е. демократическое устройство и потребности в оптимальном , гармоничном , устойчивом воздействии на людей характерна ее опора на грань , разделяющую эти полюса .
Эмпирически , уже на протяжении тысячелетий эта грань, золотая середина между свободой человека и его порабощением , детерминации его поведения социокультурными нормами определена .Эта грань носит название золотого сечения , эта математическая пропорция лежит в основе поведения людей , и всех ритуалов.
Психологические эксперименты и наблюдения не раз поставляли материал , позволяющий думать , что человек , взаимодействуя с миром, часто квалифицирует его объекты вовсе не в тех системах классификации и категорий , которые привычны для естественнонаучной практики . Конечно, актуальные свойства внешнего объекта определяются прежде всего ситуацией в которую он включен : яблоко сладкое для сорвавшего его ребенка , желто-красное для художника-колориста , спелое для садовода, слабокислое для винодела . Однако, для того чтобы обсудить логику этого вычерпывания качеств , интересно выяснить , каким является нам объект при достаточно неопределенных "условиях задачи" . Если бы при этом актуализировались устойчивые сгустки свойств , это означало бы существование механизмов закономерно "упаковывающих" опыт общения субъекта с миром в некие специальные структуры. "Согласно гипотезе А.Б.Запорожца (1963г.), спецификой генезиса человеческого восприятия является то , что с овладением индивидуальными средствами осуществления перцептивных действий происходит усвоение выделенных обществом систем чувственных качеств, к которым относятся системы геометрических форм , музыкальных звуков , цветов спектра , фонем родного языка и т. д. Подобные образования были названы Л.А.Венгером "сенсорными эталонами" . Существование сенсорных эталонов несомненно обеспечивает инвариантность перцептивного восприятия объекта ."(28)
"Широкую известность получили психологические опыты Фехнера , ориентированные на выявление у взрослых чувства прекрасного , гармонии. Всем участникам опыта (228 мужчин и 119 женщин) предлагалось оценить эстетические качества десяти белых геометрических фигур (один квадрат и прямоугольники ) и посредством сравнения их между собой упорядочить по степени привлекательности для восприятия , отобрав одну или несколько из них , наиболее удовлетворяющих этому признаку . Получено 150 ответов мужчин и 110 женщин . Количество предпочтений отданных определенным фигурам как мужчинами , так и женщинами хорошо взаимосогласуется (см. таблица).
Данные таблицы говорят о том , что самой привлекательной и приятной на вид фигурой оказалась фигура , наиболее точно соответствующая пропорции золотого сечения .
Впоследствии с близким результатом подобные опыты провели Витма (1894) , Лэйо (1908) , Зондайк (1917) и другие. В России в 1896-1898гг. И.П.Балталон под руководством А.А.Токарского." (29)
" Эти же опыты , проведенные в детской аудитории , дали совершенно иные результаты , не обнаружив чувства гармонии свойственного взрослым По видимому ощущение прекрасного в его наиболее тонких и глубоких сторонах присуще лишь человеку зрелому, находящемуся за пределами возрастных границ , в которых происходит формирование психики , чувства и интеллекта , как отдельных элементов единого целого - эстетически вполне сформированной личности ." (30)
Сейчас невозможно достоверно установить ни человека впервые открывшего золотую пропорцию , ни времени , когда это произошло . Очевидно ее неоднократно открывали , забывали и открывали вновь , в разное время и в различных странах . Многие исследователи считают первооткрывателем золотой пропорции греческого математика и философа Пифагора.
Эстафета знаний древности ведет от Греции к Египту ,а от него к Вавилону . Одним из самых замечательных , известных и загадочных архитектурных сооружений с древности являются пирамиды Египта , которые также были построены строго по золотой пропорции .
Помимо пирамид , множество других построек Древнего Египта построены по этим принципам . Сохранился рельеф эпохи Древнего царства (2800-2400гг. до н.э.) свидетельствующий о сознательном использовании египтянами геометрических пропорций , основанных на золотом сечении.
В древних культурах других стран мы обнаруживаем тоже самое. Особенно выделяется храм Афины - Парфенон . В его геометрии вообще отсутствуют прямые линии ; его совершенные пропорции передают наблюдателю чувства величия и радости , наполняя его душу гармонией , взывая к гуманистическим чувствам .
Существуют исследования русских храмов И.Шевелева , К.Н.Афанасьева, М.А.Ильина , Б.Смоляка установивших наличие золотой пропорции во многих , если не во всех православных храмах .
В Западной Европе , в которой , начиная со средневековья , охарактеризовавшегося постройкой великих готических соборов , образовались ложи Вольных каменщиков , проще говоря - масонов , архитектуре , геометрии , и священной золотой пропорции уделялось огромное значение.
Множество людей занималось исследованиями о том , как " с помощью геометрии философские и теологические идеи перевести в конкретные формы изящества и красоты ".(31) " Золотое сечение , известное так же , как золотая пропорция или золотая середина , было одной из самых важных и широко распространенных геометрических формул , использовавшихсяпри строительстве соборов .
Золотая пропорция имела особое значение для христианской теологии, поскольку она обозначает трехэлементную теорему , сконструированную из двух элементов и "соответствующей первой загадке святой Троицы: трое, которые являются двумя". "(32)
"Все материальные силы , все интеллектуальные силы общества сошлись в одной точке - в зодчестве . Таким образом искусство под предлогом возведения божьих храмов достигло великолепного развития ," - писал масон Виктор Гюго.(33)
Древние зодчие Египта, Греции , Руси , Средней Азии , во многих других местах, при построении своих архитектурных шедевров пользовались системой мер , соответствующих золотой пропорции ( таких, как система саженей в России ), что существенно облегчало эту задачу во времена , когда уровень образования архитекторов и вообще науки был не слишком велик.
Выражение "архитектура - это застывшая музыка стало крылатым. Оно основано на образном, интуитивном ощущении некой связи гармонической архитектурной формы с музыкальной гармонией. Музыкальная мелодия основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности , в её основе - временная упорядоченность звуков . В основе архитектурной композиции - пространственная упорядоченность форм. Но что бы оценить размеры пространственной конструкции геометрической фигуры , мы должны проследить взглядом от начала до конца эту фигуру , и чем больше , например длинна её , тем длительнее будет восприятие. Очевидно здесь и заключена органическая связь пространственного и временного восприятия объектов человеком ."(34)
Существует "представление о готическом соборе, как о музыкальном инструменте . Если взглянуть на церковь с этой точки зрения , то её скрытые пропорции и молчаливая гармония апсид , верхнего ряда окон и нефа могут зазвучать в мозгу человека , заставить его сердце и душу тихо запеть в унисон с божественной гармонией".(35)
Есть исследования М.Марутаева, Л.Мазеля , Л.Сабанеева и других, устанавливающих наличие золотого сечения в произведениях великих композиторов. С древних времен имеются представления о соответствии размеров и музыкальной гаммы , о гармоническом сочетании .
ЧАСТЬ 2
ЗОЛОТАЯ ПОРПОРЦИЯ
Сущность золотой пропорции можно сформулировать следующим образом: Для соединения двух частей с третьей совершенным образом необходима пропорция, которая бы "скрепила" их в единое целое. При этом одна часть целого должна так относится к другой, как целое к большей части. В мою работу не входят различные математические расчеты . В основном, в качестве источника материала я пользовался книгой Николая Александровича Васютинского "Золотая пропорция" в которой и приводятся многие необходимые математические выкладки , также очень ценна для получения информации о проявлении золотой пропорции в культуре и природных объектах книга Шевелева, Марутаева, Шмелева "Золотое сечение"(М. 1990г)
Итак, можно сделать следующие выводы:
1) Золотое сечение (1,61803398875...) без сомнения можно отнести к инвариантам, характерным для культуры всей нашей цивилизации, в целом;
2) Так как золотое сечение составляет основу всех основных значимых культурных феноменов, используемых для эстетического воспитания новых поколений людей , можно сделать вывод о воздействии такого рода информации на сознание человека, как личности, так и общества, в целом;
3) Поскольку творения культуры на основе золотого сечения рассматриваются людьми как ОДНОЗНАЧНО ПОЗИТИВНЫЕ на протяжении тысячелетий, а человечество развивается по пути накопления творений разума и рук людей, закономерен вывод о накоплении человечеством информации и образов на основе золотой пропорции .
Далее, поскольку мы установили факт присутствия золотой пропорции в артефактах и взаимосвязанное с ним его присутствие в ментальности и как следствие в поведении человека попробуем рассмотреть конкретные закономерности этого процесса .
Мои предположения строятся на теории белорусского ученого Эдуарда Максимовича Сороко о функционировании самоорганизующихся систем , к которым можно отнести любые социальные структуры.
"Структурная гармония систем природы, т.е. гармония их внутреннего строения подчиняется четкому математическому закону. Подобно тому как это мы имеем в квантовой теории, гармоничным (устойчивым,стационарным) состоянием систем объективного мира соответствуют особые числа, называемые обобщенными золотыми сечениями *): эти числа- инварианты всех тех стуктур в которых воплощена диалектика дискретного и непрерывного , целого и части , необходимого и случайного , единого и многого.
Мир в целом есть Волна. Другими словами , не только микрообъекты, но все существующие в действительности вещи , всё многообразие систем окружающего мира , коль скоро они диалектически противоречивы представляют собой Волну - структурный резонанс субстрата , из которого образованы , т.е. интерференцией противоположностей внутри единства."(36)
Другими словами Э.М.Сороко и многие другие исследователи сложных ситстем выстраивают картину мира идентичную мировосприятию архаичного человека , который пытается находить закономерности в тех фактах , которые мы бы назвали случайными (мистическое мышление "всё связано со всем").
К.Г.Юнг пишет об этом : " На самом деле первобытный человек не более логичен или алогичен, чем мы. Просто он думает и живет исходя из совсем других предпосылок по сравнению с нами. В этом и состоит различие. Всё, что выходит за рамки правил, всё, что поэтому его беспокоит, пугает или удивляет, основывается для него на том, что мы называем сверхъестественным. Разумеется, он не считает это сверхъестественным, для него это является принадлежностью мира, который он познает.
Наша рациональная исходная посылка состоит в том , что всё имеет свои естественные , видимые причины . В этом мы убеждены a priori. В этом смысле каузальность является для нас самой священной догмой. В нашем мире нет законного места для невидимых , произвольных, так сказать , сверхъестественных сил , разве что погрузиться вместе с современным физиком в неведомый микромир атомных недр, где , похоже случаются диковинные вещи. Но эта область знания всё - таки далека от нас. К невидимым произвольным силам мы относимся с чувством ярко выраженной неприязни ; ведь мы сами не так уж давно вырвались из того страшного мира грез и суеверий и создали картину мира , достойную нашего рационального сознания - самого молодого и самого великого творения человека. Нас окружает вселенная которая подчиняется законам разума . Хотя мы и не знаем всех причин но они будут открыты и будут соответствовать ожиданиям разума . Мы вполне естественно надеемся на это. Однако, бывают случаи , которые и в самом деле являются чисто случайными , а их собственная каузальность также ничего не проясняет . Случайности неприятны любящему порядок сознанию . Они весьма забавно нарушают закономерное течение событий и поэтому сбивают нас с толку . В отношении случайностей мы испытываем такое же неприязненное чувство, как и в отношении невидимых произвольных сил . Они слишком напоминают о бесенятах или о произволе deus ex machina *). Они являются злейшими врагами наших самых тщательных расчетов и постоянной угрозой для всех наших предприятий . Их можно считать глупыми , они заслуживают всяческого поругания , но им нельзя не уделять внимания. Арабы относятся к ним с большим почтением . В каждом письме они пишут : "Иншалла , если Богу будет угодно , письмо дойдет ." Ведь несмотря на все неприязненные чувства и закономерности , верно то , что мы всегда и везде подвержены непредвиденному случаю ."(37)
Т.е. человек просто не может охватить своим сознанием взаимосвязь всех причин и следствий , и называет происходящие события случайными. Конечно, восприятие человеком мира , все процессы составляющие его внутреннюю жизнь и процессы во внешнем мире составляют бесконечно сложною систему; в которой , однако , опираясь на установленные принципы самоорганизации сложных систем мы можем обнаружить новые законы по которым живет человек , природа и общество.
Известно , что все природные объекты имеют фрактальную структуру, они соответствуют числам Фибоначчи (производным от золотой пропорции) и золотому сечению (в большей или меньшей мере) . Человек , как часть природы ; пропорции его тела , ритмы сердца и мозга , этапы взросления, стадии жизни человека подчинены закономерностям , сводимым только к одному числу - 1,61803398875... - золотой пропорции.
Общественное устройство , религия , культура считались абсолютно человеческим достоянием , более того они приводились в пример того, чем выделяется человек из природы , возвышает над животными.
Мы установили , что человек даже близко не подошел к управлению общественными процессами , а так же собственной личной жизнью , гармонизация которых всецело находится под влиянием процессов , закономерностей , сил , обеспечивающих самоорганизацию .
Тот факт , что сердцевиной культуры и религии , детерминирующих деятельность людей является золотая пропорция , которая является основой для процессов самоуправления и самоорганизации сложных систем позволяет утверждать единство природных и общественных процессов самоорганизации (яркий пример: исследование поведения колонии муравьёв в Англии).
"В сознание людей закладывается определенная программа , ряд образов, основанных на золотой пропорции . Это происходит через музыку, визуальный ряд , и т.д. ; в наиболее полной форме это воздействие осуществляется в религиозном ритуале . Впоследствии всё поведение человека протекает в определенных рамках , его действия не могут быть хаотичными , человек следует программе , которая оптимальна для функционирования любых сложных систем" .
В этой связи опять-таки интересно мировоззрение первобытного человека , уделяющего большое внимание целостности мира .
К.Юнг пишет : "Он уделяет основное внимание ... не чистым каузальным связям естественных наук , а сбивающим с толку , запутанным переплетениям каузальных цепочек , которые называются случаями. Он давно приспособился к законам природы и поэтому боится власти непридвиденного случая , выступающего в качестве произвольного , не поддающегося учету движущего принципа. И здесь он тоже прав . Этим вполне объясняется почему все необычное нагоняет на него страх .
В области южнее Элгона , где мне пришлось провести длительное время , обитает довольно много муравьедов . Муравьед - это ночное, очень пугливое животное , которое поэтому попадается на глаза крайне редко . Но однажды муравьеда увидели днем . Это столь же неестественно и так же удивительно , как если бы мы обнаружили ручей , в котором вода время от времени текла бы вспять . Если бы действительно стали известны случаи , когда вода вдруг проявила бы отрицательную силу тяготения , то это было бы чрезвычайно тревожным открытием . ведь мы знаем , какое количество воды нас окружает , и можем легко себе представить , что случилось бы , если бы вода перестала подчиняться законам природы . Примерно в таком же положении находится и первобытный человек . Ему прекрасно известны жизненные привычки муравьеда , но он совершенно не представляет , что таит в себе нарушение муравьедом мирового порядка . Первобытный человек настолько зависит от происходящего , что любое нарушение установленного порядка мира может иметь для него непредвиденные последствия . Оно является предзнаменованием , знаком, подобным комете или затмению . Поскольку эта неестественность не вызвана по его представлению естественными причинами , то появление муравьеда днем объясняется действием невидимой силы произвола .
Внушающее страх проявление произвола , способное нарушить мировой порядок , требует , разумеется , чрезвычайных защитных или смягчающих мер . Созываются жители соседних селений , а муравьеда с большим трудом раскапывают и убивают . Затем самый пожилой родственник по линии матери того человека , что первый увидел муравьеда , должен принести в жертву быка . Сам этот человек становится ногами в нору и получает первый кусок мяса животного . Вслед за ним начинают есть родственники и остальные участники церемонии . Таким образом искупляется таящий опасность акт произвола природы .
Для первобытного человека безопасность мира заключается в упорядоченности обычных явлений . Любое исключение из этого представляется ему таящимугрозу актом произвола , который , стало быть необходимо искупить , ибо он является не просто сиюминутным нарушением обычного порядка вещей, но вместе с тем и предзнаменованием нежелательных событий в дальнейшем."(38)
Такой схемой можно проиллюстрировать теорию регулирования поведения людей , как членов общества.
В подсознании человека , образы золотой пропорции и фрактальные образы вероятно составляют некие архетипы восприятия (см. выше) . Такую гипотезу выдвинул сам первооткрыватель фрактальных множеств доктор математики Бенуа Мандельброт .
Косвенные намеки на это и взаимосвязь между золотой пропорцией и фракталами есть в некоторых артефактах (узорах ковров , мандалах, янтрах и т.п.)
В глубинах человеческого сознания архетипы или стандартные образы и мотивы поведения совпадают.
Академик Е.А.Файдыш выстраивает такую логическую цепочку : " Одной из особенностей архетипа является невозможность его одназначного описания или определения . Сколько бы мы не пытались выразить его в виде текста, он всегда будет несоизмеримо сложнее и глубже . Именно поэтому могут быть осознаны только отдельные "тени" , проекции, но никогда - он весь целиком .
Примером архетипа может служить образ Бога , любви , времени. Когда на древних Индийских и Тибетских священных изображениях показывают божеств с множеством лиц и голов , этим как раз и подчеркивается невозможность сведения столь необъяснимого понятия к конкретному образу. Каждое лицо - Это одна из проекций Бога в нашем сознании . В недавнее время математиками были открыты объекты очень сходные с ними. Это фрактальные множества и странные атракторы.
Как архетип невозможно задать перечислением его элементов , так же и фрактал. Каждый элемент архетипа обладает не меньшей сложностью , чем целое , то же можно сказать и о фрактале . И наконец - самоподобие. Каждый элемент несет и информацию о целом . Этим свойством обладают как архетип , так и фрактал.
И ещё одно интересное свойство. Фракталы обычно имеют дробную размерность , т.е. как бы находятся между разными пространственными измерениями. Как уже говорилось , об аналогичных свойствах архетипов догадывались в глубокой древности, вспомним изображения богов со множеством лиц . Интересно, что даже геометрические образы , иснпользовавшиеся для изображения архетипов в древности , очень напоминают фракталы . Это янтры и мандалы. Один из примеров такого подобия можно наблюдать сравнивая центральную часть Шри-Янтры с фракталом "Серпинского"."(39)
В принципе , почти все естественные объекты являются фракталами. Это облака , исчерченная береговая линия , поверхность гор , скал, внутренние пространства пещер , деревья , и вообще все живые организмы, различные ворсистые поверхности и т.п. (фрактал - математическая модель показывающая упорядоченность и процессы самоорганизации любых сложных структур.)
Объекты, подобные фракталам привлекали внимание людей с древности, медитация и сосредоточение на них , использовались в ритуалах и как бы открывали дверь в иные миры . "Например , у шаманов излюбленным местом перехода в нижний мир служили извилистые пещеры, норки , дупла деревьев. В древнеиндийском эпосе "Рамаяна" говорится: "На каждом волоске тела Рамы находится множество миров, таких как наш." " (40)
Прогресс нашей цивилизации , идущий , по пути всё большего усложнения общества, мира , окружающего людей , их разнообразных занятий, основан на накоплении человечеством объектов , образов , соответствующих золотому сечению , фракталам , являющихся основой для существования сложных систем и позволяющих существовать все более сложным формам организации . Можно сделать предположение , что прогресс цивилизации, в том числе научно-технический , возможен только благодаря этому. Поскольку закладка в подсознание человека таких образов делает его поведение неспособным разрушить систему (к появлению днем муравьеда) ни при каких условиях.
Закладка образов обеспечивается религией , а поведение на их основе носит название культурного поведения (возможно здесь есть параллель между золотым сечением - основой религиозных образов и фракталами - как основой для образов обуславливающих культуру). Т.е. накопление сложной самоорганизующейся системой ,которой является общество данной специфической информации повышает уровень организации системы , снижает количество энтропии в ней.
"В естественных процессах системогенеза объективная самореализация устойчиво возможна лишь для одной составляющей внутренне противоречивого единого, вторая же выполняет в нем подчиненную роль , обладая сравнительно узкими пространственными и временными границами существования , условными либо попросту фиктивными (иллюзорными) достоинствами, ценностями , нормами или даже пребывает в постоянном "предвосхищении" своего приближающегося распада."(43)
Поэтому в динамике общественных процессов прогресс , изменения идут только по пути , обозначенному инвариантами, обеспечивающими функционирование системы. Эд. Макс. Сороко исследуя механизмы самоорганизации сложных систем обоснавал существование математически устанавливаемых инвариантов (золотой пропорции) на основе и посредством которых в процессе самоорганизации систем они приобретают гармоничное строение, стационарный режим существования, структуры - функциональную устойчивость. Факт существования инвариантов , поддерживающих функционирование сложных систем подтвержден также методами фрактальной геометрии (например масштабная симметрия).
Общество т.о. представляет собой фрактальный объект , гармонизируемый ориентацией человеческого сознания социокультурными методами на восприятие им Золотого Сечения - величайшего из инвариантов Вселенной, основы поддержания и развития любых её систем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные выводы можно целенаправленно использовать в решении задач, стоящих перед специалистами в области управления.
Задачи, решаемые с помощью включения процессов самоорганизации, через изменение сознания человека можно разделить на два типа :
- глобальные, долгосрочные проекты , и
- локальные, быстродействующие инновации.
Если говорить о глобальном, вселенском уровне , измеряемом столетиями и судьбами целых стран, то следует ещё раз вспомнить масонов, с их представлениями о свободе , равенстве и братстве, создании лучшего человека, изменяя его психику , наполнением её "божественными вибрациями архитектуры и музыки".
Новейшие технические возможности, такие как СМИ , открытия в области человеческой психики, физики , химии , особенно открытие фрактальных множеств (01.03. 1980) являются средствами, дающими доступ к самым несбыточным мечтам масонов.
Любое государство, заинтересованное в своем настоящем и будушщем, руководители которого понимают, что сила страны складывается из силы и возможностей каждого его гражданина будет заинтересовано в воспитании полноценных, созидающих членов общества. Государство должно участвовать в усилении и активизации процессов самоорганизации, как залоге успешного функционирования всех его поддерживающих структур.
Методы , как явствует из моей работы и как существует исторически относятся к самым различным социокультурным феноменам , создавая богатый арсенал и простор для действий всем заинтересованным в жизни своей социальной общности. Это может быть архитектура , музыка , рекламные заставки , рисунок обоев, пропорции предметов быта и многое другое; причем , конечно же возможно сознательное , основанное на научных расчетах создание этих элементов культуры , труд по внесению которых в жизнь общества традиционно считался лишь основанным на интуиции, вдохновении.
Локальные нововведения , основанные на знании процессов самоорганизации могут быть связаны с решением задач по :
1.Диагностике социальных структур и процессов;
2.Оптимизации внедряемых управленческих решений;
3.Управлению в ходе реализации какого либо проекта.
1.Диагностика, цель которой выявление проблем и выявление латентных структур на предприятии , может быть существенно облегчена , так как метод анализа с помощью фрактальных множеств позволяет создать довольно точную модель социальных процессов.
Одной из процедур, современного нам метода диагностики является построение т.н. "дерева проблем" , "дерева целей" т.е. схемы взаимодействий в организации.
С помощью экспресс опроса персонала выясняют проблемы в организации, субъективные оценки людей , которые затем уточняются и классифицируются по их принадлежности к подразделениям организации и от более общих к частным проблемам по принципу от следствия к причине .
общая проблема
проблемы функциональных подразделений
социально-бытовые,социально-психологические проблемы
организационно-управленческие проблемы общесистемного типа
Известно, что 20% проблем в организации дают 80% всех сбоев и потерь . Существует класс фракталов , называемых дендритами (древовидными) использование которых при анализе данной схемы даст огромные возможности для её детального понимания.
Решение проблемы т.о. окажется легким и быстродостижимым (например удаление из многотысячной организации только одного человека)
2. Для всех внедряемых новшеств в уже сформированные организации надо проводить исследования на их совместимость с процессами и силами, обеспечивающими самоорганизацию системы .
Необходимо обеспечение всех инноваций дополнительными процедурами такими как , например, разработка символа для организации в соответствии с золотой пропорцией , утверждение графика преобразований , действий в соответствии с числами Фибоначчи и т.п.
3. В уже действующих организациях и протекающих социальных процессах добавление факторов дающих новую силу и устойчивость, переводящих структуру на новый качественный уровень тоже не лишне.
Библиография.
1) Ясюков М.И. "Весы Немизиды" Мысль, 1990г
2) Баландин Р.К. , Бондарев Л.Г. "Природа и цивилизация"
3) Советский Энциклопедический Словарь , 1988г.
4) Маркс К. , Энгельс Ф. Собрание сочинений
5) Сороко Э.М. "Критерий гармонии самоорганизующихся социоприродных систем" , Владивосток 1989г.
6) Сороко Э.М. "Самоорганизация систем, проблемы меры и гармонии" Автореферат диссертации , Минск 1991г.
7) Сороко Э.М. "Структурная гармония систем" , Минск 1984г.
8) Васютинский Н. "Золотая пропорция" , М. Молодая гвардия 1990г.
9) Афанасьев В.Г. "Системность и общество" , М. Политиздат 1980г.
10) Уледов А.К. "Социальные законы" , М. Мысль 1975г.
11) Угринович
12) Дюркгейм Э.
13) Диалектика.Творчество.Гумманизм. Ленинградский университет 1991г.
14) "Наука и её место в культуре" Новосибирск 1990г.
15) Ежегодник "Системные исследования. 1982г." Наука
16) "Семиотика и исскуствометрия" М. Мир 1972г.
17) "Лион Батиста Альберти" М. Наука 1977г.
18) Флоренский П.А. "Храмовое действо как синтез исскуств" "Маковец" N1, М.
19)"Психологические механизмы регуляции социального поведения" М.Наука 1979г.
20) Артемьева Е.Ю. "Психология субъективной семантики" М. изд.МГУ 1980г.
21) Фулканелли "Тайны готических соборов" REFL-book Ваклер 1996г.
22) Юнг К. "Проблемы души нашего времени" М. Прогресс 1993г.
23) Файдыш Е.А. "Сверхсознание" М. 1993г.