1. Крещение
Слово «крещение» - славянский эквивалент греческого «баптисма»
(«погружение»). В Священном Писании оно впервые встречается в связи с
именем Иоанна Крестителя. Приходившие к нему иудеи погружались в воды реки
Иордан в знак того, что отказываются от совершения зла, смывают с себя,
«топят» грязь греха, дабы в чистоте души встретить Мессию, приход Которого
проповедовал Иоанн.
Вода - символ очищения, символ жизни, но одновременно — и смерти: в
пучинах вод таится погибель. Обряд погружения в воды озер и источников —
священный акт приобщения к чередованию жизни и смерти, к постоянному
обновлению природы. Но в религии Богооткровения все священнодействия
становятся прямым орудием Бога, посредством которого Он дает Свою благодать
и раскрывает смысл Своего действия в мире, одновременно осуществляя это
действие. "Крещение покаяния", которое совершал Иоанн Предтеча, раскрывает
смысл действия Бога как уничтожение зла и греха, спасение человека от них;
являет требования Бога к людям: расстаться со своими грехами, покаяться в
них и тем самым приготовиться к встрече Спасителя, обещанного Богом. В
"крещении покаяния" осуществлялось и целительное воздействие Божие на
зараженные грехом человеческие души.
Христос Сам принял крещение у Иоанна. Богочеловек не нуждался в
очищении, ибо был безгрешен, и в спасении, поскольку Сам являлся
Спасителем. Но Он погрузился в воды Иордана, чтобы показать, как "надлежит
нам исполнить всякую правду" (Мф.3.15).
Принимая крещение во имя Христа, человек не просто "смывает" с себя грехи. Погружаясь в воду, он умирает для греха — умирает с Христом, чтобы воскреснуть с Ним для вечной жизни. Продолжая грешить после крещения, человек тем самым отказывается от благодати: "Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого" (2 Пет.2.20).
Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере
родителей и восприемников — крестных отцов и матерей. Они несут
ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру
крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию. Крещение
в Православной Церкви и совершается троекратным погружением с головой в
купель — во имя Отца, Сына и Святого Духа. Крещение обливанием допускается
лишь в крайнем случае, когда отложить его невозможно, а совершить крещение
погружением не позволяют условия. Над крещаемым произносится заклинательная
молитва "отгнания диавола". Каждый элемент обряда в православном таинстве
крещения выражает посвящение человека Христу. Например, острижение волос в
греко-римском мире было знаком рабства человеку, а в таинстве крещения
острижение пряди волос знаменует собой рабство Богу. Нательный крестик,
который вешают на шею крещаемому, должен напоминать о крестном подвиге
Христа, о долге христианина и заповеди Спасителя: "Если кто хочет идти за
Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой..." (Мф. 16.24). Смысл этого
напоминания в том, чтобы помочь крещеному преодолеть эгоизм, гордость,
сластолюбие, лень, страх и приблизиться к той любви, которой
любил человека и мир Христос.
Перед крещением сам человек или его крестный должен трижды отречься от сатаны "и всех дел его, и всего служения его" и трижды исповедать (заявить во всеуслышание) свое желание "сочетаться со Христом". Читается Символ веры, который должен быть хорошо знаком и понятен крещаемому или его восприемникам. Белая рубаха, в которую облачают крещаемого, означает чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным Светом; свеча в его руке или в руке крестного — духовное просвещение", свет радости.
До VI века подготовка взрослых людей к крещению называлась оглашением
— устным научением вере Оглашаемые делились на несколько разрядов (до
пяти), а оглашение (или катехизация) могло длиться до трех лет. В настоящее
время подросток или взрослый человек, желающий принять крещение в
Православной Церкви, должен по меньшей мере прочесть Новый Завет,
православный Катехизис (изложение основ православной веры и учения Церкви),
искренне принять Cnacителя и Его учение, постараться обдумать свою
предыдущую жизнь, увидеть содеянное им зло и покаяться в нем, чтобы "вода
не осталась водою" и благодать, даруемая в таинстве, не была растрачена
напрасно, но умножена.
2. Миропомазание.
В практике Православной Церкви с крещением соединено другое таинство —
миропомазание. Помазание освященным миром — ароматным сложносоставным
веществом на основе оливкового масла — восходит к ветхозаветному помазанию
елеем (маслом), знаменующему дарование благодати Божией на особое служение.
Посредством миропомазания Церковь подает верующему (или ребенку по вере
родителей) дары Святого Духа на христианское служение Богу и
людям.
В древней Церкви дары Святого Духа подавались через возложение рук апостолами, а впоследствии — епископами на голову верующего. Со временем возложение рук стало частью таинства священства — рукоположения в священный сан, а для прочих верующих его заменило миропомазание: епископы физически не могли возлагать руки на всех присоединяющихся к Церкви, особенно в отдаленных от центра епархии районах.
Миро, освященное епископом, "запечатлевает" верующих святостью. Оно как бы оставляет на них ее печать. Отсюда слова священнослужителя при помазании миром: "Печать дара Духа Святого". При этом крестообразно помазуются чело (лоб) — в знак освящения мыслей; очи (глаза) — для освящения зрения, дабы видеть свет истины; уши — чтобы слышать слово Божие; уста — для освящения речей; руки — чтобы творить дела, угодные Богу; ноги — чтобы ходить по путям Божиим и не уклоняться с них; грудь — для освящения сердца, которое принимает в себя Христа.
В завершение таинства священник, восприемники и новокрещеный (или
новопросвещенный) под молитвенное пение трижды обходят вокруг купели (круг
— символ вечности, число "три" знаменует полноту). Таким образом выражаются
вечная сила таинства и духовная радость приобщения к реальности
вечной жизни.
Два этих таинства — крещение и миропомазание — совершаются лишь однажды в жизни человека. Они приобщают его к жизни Церкви и делают возможным участие в других таинствах.
3. Евхаристия.
Таинство евхаристии занимает центральное место в Православной
Церкви. Оно составляет главную часть литургии.
Каждая литургия — это повторение Тайной Вечери, на которой Спаситель,
оделяя учеников хлебом и вином, назвал их Своими Телом и Кровью: "...сие
есть Тело Мое... сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая"
(Мк. 14.22-24). Для православных верующих хлеб и вино не "символизируют"
Тело и Кровь Христа, а претворяются в них, вещественно
оставаясь хлебом и вином.
"Причащение Христовых Тайн" призвано духовно изменить человека. Один из отцов Церкви писал о своем переживании таинства причащения: возвратившись после литургии в келью, он посмотрел на свои руки — и увидел руки Христа, почувствовал в себе Его присутствие, освящающее личность как целое — в единстве духа, души и тела.
Таинство евхаристии совершается каждый день, кроме некоторых дней
Великого поста, поэтому возможность причаститься есть всегда. Мнение о том,
как часто нужно причащаться, изменялось со временем. Первые христиане
причащались почти ежедневно, а человек, пропустивший без особой причины три
воскресных евхаристии, считался отпавшим от Церкви. Позднее стали
причащаться реже. До революции в России считалось нормой причащаться каждый
пост (Великий, Петровский, Успенский и Рождественский) и в день своих
именин. Сейчас все больше распространяется практика частого причащения, не
реже одного раза в месяц.
В глубину Ветхого Завета уходят образы православного священнодействия.
Агнцем заменил Бог положенного на жертвенник Исаака, агнца должны были
приготовить иудеи на праздник Пасхи, вспоминая спасительный исход из
Египта. В ветхозаветном пророчестве Исайи говорится о невинном, который,
как агнец, кротко идет на заклание. Эти слова повторяются на православной
литургии. Агнцем называют хлеб, приготовленный для причащения.
Евангелие наполнило новым смыслом ветхозаветные образы. Христа на
кресте воин ударил копьем, чтобы подтвердить Его кончину, — и из раны
хлынули вода и кровь. Поэтому с водой, которая является условием жизни,
смешивается вино, претворяемое в Кровь Христову. Копием называется предмет,
которым священнослужитель вынимает частицы из просфор — хлебов для
причащения. Эти и множество других образов Ветхого и Нового Заветов
составляют единую ткань богослужения. В нее вплетаются переживания
верующих, связывая происходящее со всей Священной историей человечества.
Тело и Кровь Христа — "духовная пища", огонь, сжигающий зло, но и способный
"попалить" тех, кто причащается "недостойно", т. е. неискренне, без
благоговения, не подготовившись к причащению постом и молитвой, имея на
совести утаенные грехи. Вместо "исцеления души и тела" такие люди, по
мнению Церкви, готовят себе наказание. "Причастился во осуждение", —
говорят о таких случаях в Церкви.
После положенных священнодействий, вознесения молитв священником,
совершающим таинство, и всей церковью, причастники приближаются к ступеням
алтаря. Детей пропускают вперед, они причащаются первыми. Дети в
Православной Церкви причащаются сразу после крещения. Самые маленькие,
которые еще не могут есть твердую пищу, причащаются Кровью Христовой. После
возгласа диакона: "Со страхом Божиим и верою приступите!" — причастники,
крестообразно сложив руки на груди, по очереди подходят к чаше — потиру.
Священник особой ложечкой на длинной ручке (лжицей) достает частицу Святых
Даров из чаши и вкладывает в рот причащающемуся.
Приняв частицу, причащающиеся целуют нижнюю часть чаши и отходят к столику, где служители дают им запить причастие освященным теплым питьем — вином с водой — и съесть кусочек освященного хлеба.
По окончании богослужения причащавшиеся слушают благодарственную молитву и проповедь священника. В день причащения православные верующие стараются вести себя особенно благопристойно, помня о Его жертве и своем долге перед Богом и людьми.
4. Покаяние.
Это таинство совершается на исповеди. Верующий христианин называет священнику свои грехи — исповедует их с искренним покаянием, стыдясь того, что он сделал, с твердым намерением не повторять этого впредь.
Слово "покаяние" имеет несколько иной оттенок, чем соответствующее ему греческое "метанойя" — "изменение ума". Покаяние — не просто сожаление о содеянном; в этом таинстве дается благодать, исцеляющая человеческие слабости.
В Церкви существует апостольское преемство — непрерывная передача
благодатного дара на особое служение. Этот дар апостолы получили от Христа
и передали тем, кто возглавлял первые христианские общины. Благодаря
апостольскому преемству священники получают право отпускать грехи кающимся
("разрешать" — освобождать от вины в конкретном грехе) по обещанию Христа
ученикам: "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том
останутся" (Ин. 20.23). Тем не менее во время общей молитвы перед исповедью
священник напоминает, что он лишь свидетель перед Богом — свидетель
покаяния.
Исповедь в Православной Церкви совершается у аналоя — высокого столика
с наклонно расположенной столешницей, на котором лежат крест и Евангелие.
Если священник видит чистосердечное раскаяние, он покрывает преклоненную
голову исповедующегося концом епитрахили (широкая лента, которую носит
священник на шее) и читает разрешительную молитву, прощая грехи от имени
Иисуса Христа. Затем исповедующийся целует крест и Евангелие в
знак благодарности и верности Христу.
Священник ждет от пришедшего на исповедь осознания его греха и раскаяния: он должен назвать этот грех, не ища ему оправдания. Подробности проступка редко нужны на исповеди. Их выяснение бывает необходимо лишь иногда, чтобы помочь исповедующемуся увидеть корни своей духовной болезни, глубже понять значение и последствия содеянного им.
Попытка солгать на исповеди, утаить какой-либо грех, найти ему
оправдание, расчет на безнаказанное повторение греха (в духе расхожей
мирской мудрости "Не согрешишь — не покаешься") оставляют человека без
подаваемой в таинстве благодати. Отцы Церкви предупреждали, что в подобных
случаях в тот момент, когда священник произносит разрешительную молитву,
Господь говорит: "А Я — осуждаю".
Иногда священник, совершающий таинство, видит, что кающийся должен
яснее и глубже осознать корни тех грехов, которые представляют для него
наибольшую в данный момент духовную опасность, нуждается в более глубоком
покаянии. Тогда священник может наложить на него епитимию (от греч.
"наказание") — церковное наказание, имеющее воспитательные цели. Для мирян
это обычно чтение покаянных и иных молитв, определенное число земных
поклонов, побуждающее помнить о совершенном зле, усиленный пост, отлучение
от причастия на какой-либо срок и т. п. Епитимии за особо тяжкие грехи
предусмотрены церковными канонами.
5. Брак.
Благодать, подаваемая в таинстве брака, соединяет супругов по образу
союза Христа с Церковью, приобщает их к этому союзу не только лично, но и
как семью. "Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене
своей, и будут двое одна плоть, — напоминает апостол Павел Божие повеление.
— Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" (Еф. 5.31-
32). Супружеская измена (прелюбодеяние) или развод — надругательство над
этой тайной. Последствия развода так же болезненны и губительны, как разрыв
человеческой плоти. Поэтому развод допускается Церковью лишь в случае
измены одного из супругов, который тем самым разрывает единую плоть семьи,
при уходе одного из супругов в монастырь и в
некоторых других особых случаях.
Скрепляя брак таинством, Церковь благословляет человеческие дух, душу и тело на соучастие в Христовой любви, на рождение и воспитание в этой любви детей. "Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает", — учит Христос (Мф.19.6).
Брак необязателен для христианина: выше брака Церковь ставит отказ от
плотской жизни с тем, чтобы человек мог целиком посвятить себя Богу
"Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится
о мирском, как угодить жене" (1 Кор. 7.32-33). Поэтому так ценит Церковь
целомудрие — мудрое сохранение себя в "целостности", когда человек
отказывается разменивать себя на то, что может встать между ним и Богом.
Отсюда почитание Церковью девственности — изначально хранимого
целомудрия.
Христианский брак — одна из возможностей претворения в жизнь Христовой
любви и христианского подвига. Тяготы, которые могут выпасть на долю
каждого человека, теперь обязаны нести двое. Недаром при совершении
таинства брака на головы жениха и невесты надевают (или держат над ними)
венцы: они напоминают не только о царственном достоинстве Христа, к
которому Он приобщает христиан, но и о том терновом венце, который надели
на Христа палачи перед тем, как Он понес Свой крест на
Голгофу.
Когда священник спрашивает жениха и невесту, обещают ли они любить и беречь друг друга, хранить друг другу верность, добровольно ли они возлагают на себя узы брака, а те отвечают согласием, то они дают обещание не стоящему перед ними священнослужителю, а Богу и Церкви. В конце таинства священник, держа новобрачных за руки, трижды обводит их вокруг аналоя: это и путь, который благословленная Церковью новая семья совершает ко Христу и вечной жизни с Ним, и тот крестный путь, которым прошел Христос.
6. Священство.
Посвящение в священнический сан называется рукоположением, или
хиротонией. В таинстве священства человеку через возложение на него рук
епископом подается особая благодать — на священнослужение. В Православной
Церкви существуют три степени священства: низшая — диакон, затем —
пресвитер (священник, иерей) и епископ (архиерей).
Первоначально, по-видимому, четких различий между епископами
("блюстителями") и пресвитерами ("старейшинами") не было. Впоследствии
пресвитерами стали называть помощников епископов в руководстве церковными
общинами, в совершении богослужений и таинств. Диаконы в ранней Церкви
занимались организацией помощи неимущим и попавшим в бедственное положение
членам общины, благотворительностью, помогали епископам и
пресвитерам.
В настоящее время посвящаемые в диаконы получают благодать сослужить
(помогать) при совершении таинств, но сами их не совершают Священники
получают благодать совершать таинства (т.е. без них совершение таинств
Церковью невозможно), а епископы помимо этого могут посвящать других для
совершения таинств — полномочны совершать таинство священства.
Рукоположение иерея и диакона может совершать лишь архиерей. Это таинство
совершается во время литургии. Ставленника (т. е. принимающего сан) трижды
обводят вокруг престола, а затем архиерей, возложив руки на его голову,
читает особую молитву. Вручая рукоположенному необходимые для его служения
предметы, архиерей возглашает: "Аксиос!" (греч. "достоин"), на что хор и
весь народ отвечает троекратным "Аксиос!". Так церковное собрание
свидетельствует о своем согласии на рукоположение достойного своего члена.
Таинство священства, как и другие таинства, установлено Христом. Апостол
Павел свидетельствует, что Спаситель "поставил... иных пастырями и
учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела
Христова", т. е. Церкви (Еф. 4.11-12). Апостолы рукоположили первых
епископов, пресвитеров и диаконов.
Собственно пастырское служение в Церкви возлагается на епископов и
пресвитеров (священников). Пастырем, т. е. пастухом, называл Себя Христос;
"стадо" в круге образов Ветхого Завета — это символ высочайшей ценности, а
в переносном смысле — символ народа, который является высокой ценностью для
его вождя. "...Порази пастыря, и рассеются овцы" (Зах. 13.7), — гласило
ветхозаветное пророчество, в Евангелии перенесенное на учеников Христа,
растерявшихся после того, как Учитель был предан. Но Пастырь христиан
воскрес, победив "державу смерти". "Паси овец Моих" (Ин. 21.16), — завещал
Он апостолу Петру и, таким образом, всем апостолам. Те, устраивая поместные
церкви, рукополагали их предстоятелей, передавая полученную через Христа
благодать священства.
7. Елеосвящение.
Распространенное название этого таинства — соборование, потому что его принято было совершать "собором" семи священников; ныне в случае необходимости допускается его совершение одним священником.
Таинство елеоосвящения восходит к апостолам, которые, получив от
Иисуса Христа власть исцелять болезни", "многих больных мазали маслом и
исцеляли" (Мк. 6.13). При совершении этого таинства чело, щеки, грудь и
руки больного крестообразно помазуются освященным маслом — елеем, в который
добавлено красное вино как напоминание о пролитой Христом крови.
Елеоосвящение требует от человека веры и покаяния. При этом условии ему отпускаются грехи, являющиеся, по мнению Церкви, корнем всякой болезни, в том числе забытые и неосознанные; младенцев не соборуют, поскольку у них нет сознательно совершенных грехов.
Сейчас соборование обычно совершается в храме, для многих людей;
тяжело больных священники соборуют, посещая их на дому или в больнице. При
совершении соборования сосуд с маслом помещается в блюдо с зерном (обычно с
пшеницей), что знаменует щедрость и милость Господа к людям. Вокруг сосуда
ставят семь свечей и семь палочек с ватой на концах. После вознесения
молитв читают семь текстов из апостольских посланий и семь — из Евангелия.
После каждого чтения, напоминающего об исцелении Богом человеческого тела и
души, о Его милосердии, с произнесением молитвы священник совершает
помазание. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает
раскрытое (словно руку Спасителя) Евангелие на головы соборуемых и молится
о прощении им грехов.