Рефетека.ру / Психология

Реферат: Характеристика семьи


( Общие данные.
Бабушка – Нина Петровна

Возраст – 60 лет

Образование – Высшее экономическое.
Мать – Ольга Валерьевна

Возраст – 35 лет

Образование - Среднее специальное (торговое.)
Дочь – Ольга Олеговна

Возраст – 15 лет

Образование – Учиться в школе.
( Структура семьи.
Данную семью можно охарактеризовать как неполную с отсутствием мужского ролевого начала. Условно можно отнести к нуклеарному, эгалитарному, виду
(условно, т.к. есть бабушка, играющая немаловажную роль в процессе воспитания, т.е. функционально диаспозитивна).
Малодетная семья, с ярко выраженной матриархальной линией управления, гомогенная. Семья имеет скрытую структуру (совсем закрытой назвать нельзя, т.к. все-таки допускают посторонних в семейный круг), считая что большую часть проблем способна «переварить сама».
Функции в семье четко разделены: хозяйственно-бытовую и по большей части воспитательную выполняет бабушка, финансовое обеспечение и организация досуга мать. Эмоцианально-терапевтическая функция выполняется нестабильно, ребенок использует попустительский тип воспитания с демократическим стилем в своих целях, девушка довольно самостоятельно, предпочитает решать многие проблемы сама. Мать довольно часто отсутствует дома и многие проблемы решает с близкими подругами.
Функция защищенности выполняется не совсем стабильно – Оля испытывает
«дефицит чувств» со стороны матери. Духовная, рекреационная и досуговая функции выполняются нерегулярно, хотя есть свои праздники, иногда, устраиваемые с детьми подружек. Семья иногда (примерно раз в квартал) ходит в кино.
Данная семья не испытывает финансовых затруднений, т.к. доход на человека примерно 3 тыс. руб. (100$). В принципе в доме имеется вся техника, необходимая для рекреации и облегчения быта, что является немаловажным подспорьем.
Как таковых традиций нет, хотя дочь осведомлена о родственниках и родителях со стороны матери (прапрабабушка и прапрадедушка). С родственниками отношения хоть и поддерживаются, но встречи довольно редки, т.к. они проживают в европейских субъектах РФ.
Тема отца в семье строгое табу, это связано с негативной процедурой развода и большой болью перенесенной матерью девушки. Хотя полной анонимности нет, Оле показывали фотографии и рассказали о нем общие сведенья и причину развода. Развод произошел в возрасте 5 лет.
( Психологическая совместимость и психологический климат в семье.

Таблица психологическая совместимость.

|Члены семьи |Темперамент |Характер |Тип восприятия|Направленность|
|Бабушка |Меланхолик |Циклоидный тип|Визуалист |Консерватор |
| |(явный) | | | |
|Мать |Сангвиник |Конформный тип|Визуалист |Неоконсерватор|
| |(скрытый) | | | |
|Дочь |Холерик |Гипертимный |Аудиолист |Не смог |
| |(явный) |тип | |определить |

Психологическая совместимость.
Особых разночтений в интерпретации базовых ценностных установок нет, в семье несмотря на отсутствие мужского ролевого начала ролевые ожидания оправданы. Стереотипы поведения стандартные, отклонений нет.
Психологический климат.
Скорее всего благоприятный, но имеется тенденция к повышению нервозности
(предконфликтность). Социальным статусом довольны бабушка и мать.
Лидер в семье бабушка, как организатор. По наиболее важным вопросам семья собирается на семейный совет.

( Общие данные.
Дочь – Ольга Олеговна

Возраст – 15 лет

Образование – Учиться в школе.
Отклонений в психическом и физическом развитие нет.
( Родительская позиция.
Родительская позиция была определена путем опроса участников воспитательного процесса – бабушки и мамы.
Основным воспитателем ребенка являться бабушка, у матери заметна тенденция самоустраниться из процесса воспитания, вследствие чего мы наблюдаем низкое влияние матери на дочь. Это усиливает идущий подростковый кризис.
Требования к ребенку предъявляются согласованные, особых разночтений в понятии привития ценностей или передачи опыта нет. В семье господствует демократический стиль воспитания. Тип воспитания «попустительский». Ребенок имеет большую самостоятельность в проведении личного времени и его мнение не подавляется. Однако, учебная деятельность контролируется достаточно жестко.
Главной целью в семье является ребенок. Есть возможность формирования эгоизма и кумирства у ребенка в силу не совсем критического отношения бабушки и мамы. Проявления эмпатии и конгруэнтности по отношению к ребенку в семье нормальное (придирок и неправильной интерпретации содеянного ребенком я не заметил).
Девушка учась во второй гимназии не испытывает особых трудностей, тем не менее это приоритетная форма контроля за ребенком, со стороны родителей.
Главной проблемой, на мой взгляд, есть предоставление слишком большой самостоятельности, большие, «загульные» прогулки с подругами (некоторые из которых являются антисоциальными личностями) имеют опасную тенденцию.
Предоставление ребенка улице беспокоит только бабушку. Мать говорит: «Я так выросла и ничего страшного». Безусловно, это неправильная позиция.
( Позиция ребенка в семье.
Хоть отца в семье нет и семья неполная ребенок не есть зло и сосредоточение нежеланного. Девушка доверяет больше бабушке, предпочитая делиться с ней, а не с мамой, поскольку та уделяет ей несравненно больше времени и её любовь проявляет эмоционально более ярко (несмотря на меланхолический тип характер).

Схема: доверие и воспитание в семье

(по Черникову А.В. Интегративная модель семейной системной психотерапии)

( Диагностика родительского отношения и взаимоотношений ребенка в семье.
Использовался тест-опросник разработанный Варгой А.Я. и Столиным В.В. и тест-действие – «Рисунок семьи».

3.1. Тест-опросник родительского отношения состоит из пяти шкал.
Шкала «принятие—отвержение»
11 балов.
Дуальная сторона воспитательного процесса и отношения к ребенку. С одной стороны родители симпатизируют ребенку, стремятся сделать из неё хорошего удачливого человека, помочь, не подавлять. Но с другой мать девушки как бы не доверяет ей и самоустраняется из процесса развития ребенка. Хотя, конечно, надо отметить что в этой семье отношение к ребенку положительное и его принимают без предъявления сверх требований.
Шкала «кооперация».
5 баллов.
Заинтересованность в планах ребенка невелика. Стараясь ему помогать, они не делают это совершенно очевидно для девушки, в результате возникает
«дефицит общения» вообще и «дефицит чувств» со стороны матери в частности.
Родители не испытывают сверх гордости за ребенка. К оценки ребенка подходят не всегда критично, хотя, в целом, позиция матери не лишена самокритики.
Шкала «симбиоз».
7 баллов.
В семье наблюдается тенденция к симбиотическому сосуществованию. Все потребности ребенка удовлетворяются. Но отношение к посторонним чрезмерно либерально, ребенок слишком много времени проводит на улице, стремиться выйти из семьи. Родители закрывают на это глаза.
Шкала «авторитарная гиперсоциализация»
2 балла.
Кроме незначительного контроля в семье довольно демократическая позиция по отношению к ребенку. Его чувства, желания, мнения не подавляются. По ряду вопросов предоставляется довольно широкая автономия от семьи, иногда, имеющая тенденцию к бесконтрольности. Но появляться авторитарное по отношению к учебе, нередки «серьезные» разговоры насчет успеваемости. Если девушка продолжит обучение в ВУЗе и оно будет платным данный контроль и давление скорее всего усилятся, что в свою очередь приведет к конфликтности в семье.
Шкала «маленький неудачник»
1 балл.
Родители не ограждают ребенка от трудностей, предпочитая наблюдать со стороны как она справиться с ними. Проблемы каждый должен решать сам – вот девиз данной семьи.
Интерпретация.
На основании проведенного теста можно сделать три принципиально важных вывода:

1. Каждый член семьи в принципе автономен от другого, отсутствует гиперопека и чрезмерное давление;

2. В семье скрыто проявляется нехватка мужского ролевого начала, которое могло быть особенно полезно для ребенка;

3. В семье складывается «буря перед штормом» т.к. скорее всего конфликт по поводу распределения ролей и переход на другой уровень развития семьи и взаимоотношений неизбежен. Планы ребенка и планы родителей могут не совпасть.

3.2. Тест-рисунок.
Общий размер рисунка.
Рисунок занимает всю площадь листа формата А4.
Количество членов семьи.
Три (как и есть на самом деле), но на расстоянии изображен человек без лица в мужской одежде.
Размеры членов семьи.
Равно пропорциональные (все одинакового размера).
Расстояния между членами семьи.
Ребенок находиться ближе к бабушке и дальше от матери.
Размер и характер линий.
Четкие, тонкие, ровные. Изображение реалистическое, эстетическое и не вызывает отторжения присутствует множество мелких деталей.
Дополнительные элементы.
Черная туча и серый фон.
Степень проявления эмоций.
Бабушка с улыбкой; у матери нахмурены брови; девушка серьезна; туча грозная.
Интерпретация.

V Степень развития изобразительной культуры достаточно высока: рисунок четки, понятный красивый. Линии рисунка правильные, дрожания нет.

V Во время рисования никаких эмоционально-ярких проявлений не было, ребенок не экономил на фломастерах и не торопился, изображение рисовалось медленно и вдумчиво. Ребенок пытался произвести впечатление без проблем, но тем не менее когда дело коснулась рисования тучи, Оля стала более серьезной и о чем то задумалась.

V Согласно данному рисунку у девушки более близкие отношения с бабушкой, чем с мамой. Мама же не доверяет никому. И судя по положению бровей обеспокоена только собой, смотрит в даль (а не на мать или дочь). Интересна туча, она наделена человеческим лицом и взгляд её довольно суров.

V На рисунке изображен неопределенный мужчина (лица нет). Данное обстоятельство указывает на неудовлетворенность существующей ситуацией. Девушка хотела бы иметь в семье отца или отчима

(подсознательно выводиться нехватка мужского внимания, общения и просто друга).
( Выводы.
Семье явно необходим серьезный разговор и более чуткое и внимательное отношение матери к дочери. Необходима перемена ряда ролевых моментов. В целом возможно формирование позитивных тенденций в дальнейшем развитии ребенка.
Работу выполнил: Боряков Н.В. (932 группа)
Работу проверила: Вострикова М.Г.
-----------------------

Ребенок

Бабушка

Мама

УЛИЦА

Прямая, двухсторонняя связь

Косвенная, односторонняя связь

Воспитательный процесс в семье

Похожие работы:

  1. • Педагогическая культура семьи, её воспитательный ...
  2. • Семьи "группы риска" как особая категория семей
  3. • Характеристика семьи и ее основных проблем
  4. • Работа социального педагога с семьей "группы риска"
  5. •  ... семейного социального педагога с семьей "группы риска"
  6. • Молодая семья как объект социальной работы в России
  7. • Содержание социальной работы с многодетными семьями
  8. • Социологические исследования в области семьи в России
  9. •  ... педагогическая поддержка детей из неполных семей
  10. • Семейная педагогика
  11. • Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии ...
  12. • Медико-социальная помощь семьям "группы риска"
  13. • Исследование насилия в семье на основе системного подхода в ...
  14. • Современная семья и ее проблемы
  15. •  ... в полных и неполных семьях на отношение к себе у ...
  16. • Семья как объект социально- ...
  17. •  ... основы социальной работы по охране семьи
  18. • Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка
  19. • Социально-педагогическая работа с семьей
Рефетека ру refoteka@gmail.com