АННОТАЦИЯ
Работа 27 с., 19 источников
Институт семьи и брака, лица, состоящие в институте семьи и брака, типология семейных структур, социальные проблемы, социальная работа, медико-социальная работа, технологии социальной работы, теория социальной работы, социальная защита населения.
Курсовая работа посвящена актуальной теме научного и прикладного значения – изучению теоретических основ преодоления проблем, возникающих в институте семь и брака. Лица, вступающие в брачные отношения, берут на себя огромную ответственность перед обществом – созидания и хранения основного аспекта продолжения жизни – семьи и семейных отношений. Социальная работа берет на себя обязанность дилера между государством и членами семьи, исполняя медико-социальную, образовательную, правовую и подобные социальные роли. Социальная работа проводится с гражданами, нуждающимися в материальной, морально-психологической, юридической или иной социальной помощи.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Исторические этапы семьи
1.1 Семья в доиндустриальную эру
1.2 Семья и индустриализация
2. Определение семьи и семейных отношений
2.1 Сущность семьи
2.2 Структура, функции семейных взаимоотношений
2.3 Типы семей, типология семейных структур
3. Основные проблемы в семье и их выявление
3.1 Социальные проблемы, дезорганизация и кризис семьи
3.2 Брачное и бракоразводное поведение
3.3 Самосохранительное поведение
4. Семья и политика
4.1 Цель и главные принципы государственной семейной политики
4.2 Структура управления государственной семейной политикой
5. Семья как объект социальной работы
5.1 Семья - главный объект социальной работы
5.2 Основные задачи социальной защиты
5.2.1 Система социальной помощи многодетным семьям
5.2.2 Система социальной помощи неполным семьям
5.2.3 Система социальной помощи большой семье
5.2.4 Социальная защита молодой семьи
5.3 Медико-социальная работа в планировании семьи
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, тем, следовательно, выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, какие ценности прививают родители своим детям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах любви, добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.
Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу, влекут за собой различные социальные преступления. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество. Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.
В этой работе я постараюсь выявить сущность семьи, раскрыть ее болезни и найти лекарства от них. Для этого я воспользуюсь социологическими материалами по изучению института семьи. В заключении обозначу краткое учение о семье с христианской позиции, по причине того, что социальная работа в России имеет свои корни в Православии, которое на сегодняшний день проходит этап возрождения.
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СЕМЬИ
1.1 Семья в доиндустриальную эру
Основные черты семейного образа жизни в доиндустриальную эпоху. Во-первых, «семья» и «экономика» были неразделимыми понятиями, производственные отношения существовали в форме семейных, демографических отношений, семейные проблемы были «продолжением» вопросов собственности и труда. Дети, благодаря существовавшим культурным нормам возрастного старшинства, рассматривались одновременно и как находящиеся на содержании, и как работники. Взрослые в такой семье также были зависимы от своих детей, нуждаясь в их экономической поддержке в старости, и уделяли поэтому огромное внимание успешной передаче экономических ресурсов семьи следующим поколениям.
Во-вторых, доминантой общественной жизни была власть родства. Семьи были не только большими и сложными, объединяя в себе несколько поколений и боковых ветвей, но и были связаны многочисленными родственными связями и отношениями свойства с большим числом других семей, с которыми они осуществляли «брачный» обмен.
В-третьих, преобладающей была крестьянская семья, чья жизнь, как и жизнь семьи дворянской, была неразрывно связана с землей. Земля была не только всеобщим базисом производства, но и основой, на которой держалась вся жизнь семьи. Определяющим в мотивации поведения семьи было ориентированное на детей использование земли. Семья была способом обращения капитала, движения земельных ресурсов от поколения к поколению.
В-четвертых, это предопределяло многие другие характеристики семьи и, в частности, то, что она была многодетной (и по социально-нормативной направленности, и фактически).
В-пятых, отличительным свойством патриархальной семьи была мощная власть межпоколенных связей. Возраст был основным агентом социального контроля, при котором старшие поколения, используя свое право распоряжения ресурсами семьи, отстаивали и увеличивали свой статус и власть.
1.2 Семья и индустриализация
Во-первых, для «традиционализма», фамилизма, характерен родственно-семейный принцип организации жизни, перевес ценности родства над максимизацией выгод индивида и над самой экономической эффективностью, тогда как в «современной семье» родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида.
Во-вторых, аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, где, как правило, все взрослые работают дома и не за плату, а на себя. Современная модель семьи связана с разделением дома и работы, появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимо от статуса в семейно-родственных сетях.
В-третьих, незначительная психологическая разделенность между семейным домохозяйством и сельской общиной, этническими и другими социальными общностями при «традиционализме» контрастирует с резким размежеванием дома и внесемейного мира, семейной первичности и обезличенности отношений во внешнем окружении в условиях «модернизации».
В-четвертых, социальная и географическая мобильность, при «традиционализме» связанные с тем, что сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию отца, отличается от внесемейной мобильности сыновей и дочерей на стадии индустриализации.
В-пятых, система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, семейная ответственность, ценность детей как вкладов в благополучную старость родителей, доминирование авторитета родителей и родственников, по мере «модернизации» становится менее устойчивой и престижной, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений, т.е. система семьецентризме уступает место системе эгоцентризма.
В-шестых, происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы, состоящей из трех поколений и доминированием старших к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых родительских, причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида (депривация личности от семьи, изоляционизм).
В-седьмых, переход от развода по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью брака) к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.
В-восьмых, смена «закрытой» системы выбора супруга «открытой» системой на основе межличностной избирательности молодым и людьми друг друга, независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупа невесты (хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепляемых брачным контрактом).
В-девятых, переход от культуры многодетности с жестким табу на применение контрацепции к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, т.е. к предупреждению и прерыванию беременности; этот переход также устраняет необходимость в удлинении репродуктивного периода жизни посредством приближения к физиологическим границам — срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошной брачности, традиций пожизненного брака.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Сущность семьи
Семья — это сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форма жизнедеятельности людей, обусловленная существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. Она тесно связана с обществом, государством и развивается одновременно с ним.
Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как часть общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.
Важнейшие функции семьи: демографическая (воспроизводство населения), экономическая, социальная, культурная и др. Общество и государство заинтересованы в благополучии семьи, они выполняют совместную деятельность, взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.
2.2 Структура, функции семейных взаимоотношений
Структура — размер, состав семьи — зависит от способа организации и обеспечения единства ее основных элементов, распределения половозрастных ролей в семье. Характер структуры семьи определяется характером социально-исторических условий: неравноправие женщины в обществе приводит к неравноправию ее в семье. Иерархичность отношений в обществе приводит к иерархичности отношений в семье.
Семейная власть может строиться на разнообразном экономическом или моральном авторитете: от прямого насилия до морального воздействия (от приказов до вежливых дружеских советов) и в традиционном представлении структуры можно выделить 2 типа семейных отношений.
Первый — авторитарный (лидерство), где руководство и организация всех семейных функций сосредоточены в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье.
Второй — демократический (партнерство), который предполагает равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем, более прогрессивный. В последнее время преобладающим становится равенство отношений между супругами.
Со структурой семьи связаны порядок и уклад ее жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом. Нарушение структуры семьи приводит к нарушению ее функций.
Функции семьи — сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. У семьи может быть столько функций, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.
Для молодой семьи важна биологическая — репродуктивная функция, для пожилой — эмоциональная. Репродуктивная (генеративная) функция — биологическое воспроизводство жизни, поддержание непрерывности благодаря рождению детей. Она необходима для продолжения человеческого рода. Функция социальная – общество глубоко заинтересовано, чтобы последующее поколение было количественно больше предыдущего. Это и нравственно-эмоциональная потребность человека. Семья без ребенка ущербна. Функция первичной социализации детей — постепенное введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществу законами.
Медицинская функция или поддержание физического здоровья членов семьи, прежде всего, носит профилактический характер. Она состоит в соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, усвоении гигиенических навыков, проведении оздоровительных мероприятий. Члены семьи должны располагать информацией по вопросам здоровья, своевременно обращаться к медработникам за советами и помощью, выполнять их назначения.
Неблагоприятный психологический климат в семье ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
2.3 Типы семей, типология семейных структур
Наиболее распространенный тип — нуклеарная семья (от лат. nucleus — ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Она может быть полной и неполной — с одним родителем с детьми. Таких семей около 13%. Если в семье несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки, либо семья братьев и сестер), она называется расширенной, многопоколенной, крупной семьей, их всего 3,4%. 58,4 % всех семей имеют детей до 18 лет. Доля малодетных семей (один, два ребенка) в общей численности 58 %, а многодетных — 9,8 % (три и более детей).
Разделение семей по семейно-жизненному циклу.
1. По брачному состоянию или возрасту: жизненный путь каждого человека можно представить как добрачный, брачный (новобрачный, повторный, незарегистрированный брак), послебрачный (разведенные, одинокие, не вступившие в брак, вдовствующие).
2. По семейному циклу: молодая семья (с ребенком-первенцем, детьми до трех лет), семья среднего возраста, пожилых и престарелых.
Разделение семей по региональному признаку (городская, сельская). В городах преобладают неполные семьи, национально смешанные. На селе больше многодетных многопоколенных семей, что связано с особенностями ведения домашнего хозяйства, жилищными условиями, этническим составом и т.д.
Разделение семей по уровню доходов. Семьей с высоким доходом считается та, которая может позволить себе пользоваться платными услугами в социальной сфере. Уровень благосостояния благополучной семьи на 15 — 20 % выше среднего; такая семья решает свои проблемы самостоятельно, без посторонней помощи.
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СЕМЬЕ И ИХ ВЫЯВЛЕНИЕ
3.1 Социальные проблемы, дезорганизация и кризис семьи
К наиболее острым общим социальным проблемам семьи можно отнести: резко продолжающееся расслоение общества на бедных и богатых; постоянный дефицит государственного бюджета; демографическая убыль населения; миграция населения; ухудшение здоровья нации, в том числе и семьи; рост числа неполных семей; повышение иждивенчества; насилие и конфронтация в семье; увеличение социального сиротства; изменение традиционных ролей, особенно женщины в семье и т.д.
Дезорганизация семьи — невыполнение семьей ее функций, нарушение ее структуры. Факторы, скрепляющие семью: эмоциональная близость; физическая близость; совместное проживание, ведение домашнего хозяйства и воспитание детей; юридическая фиксация брака; духовная близость и освещение брака церковью. Наиболее хрупкой является семья как «пустая оболочка».
В заключение можно сказать, что в настоящее время идет разрушение ценностей семьи, брака, материнства. Социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. Поэтому общество, государство должны изменить свое отношение к семье как социальному институту, чтобы ее сохранить.
3.2 Брачное и бракоразводное поведение
Брачное поведение состоит как бы из трех частей: чаще всего под ним понимают систему действий и отношений, ведущих к заключению брака (брачный выбор); второй вид — собственно супружеское поведение, которое относится к мужчинам и женщинам, вступившим в брак и ставшим родителями; наконец, третья часть — это такая характеристика конфликтности супружеского поведения, которая ведет к разводу или разъединению.
Движущей силой брачного поведения становится потребность в браке и брачном партнере, и доминирование последней над первой означает снижение ценности брака и супружества, поскольку усиливается ценность партнерства или товарищеско-партнерского сожительства.
С другой стороны, при исследовании обстоятельств, ведущих к разводу, отмеченная выше особенность имеет прямое отношение к усилению тенденции к прекращению брака из-за ослабления установок на продление супружества. В условиях кризисного падения ценности семейного образа жизни все беды брака и семьи чисто психологически и в силу природы межличностного общения начинают восприниматься сквозь призму свойств и черт другого супруга. Неустойчивость семьи как института ощущается в появлении ряда проблем семьи, но успех решения их ставится в зависимость от индивидуальных качеств партнера. Институт семьи не находит поддержки среди социальных институтов, поэтому растут разводы, но на уровне разводящихся супругов это продуцирует массовость ссылок на несходство характеров.
3.3 Самосохранительное поведение
В социологии самосохранительное поведение определяется как система действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла, на продление срока жизни в пределах этого цикла. В основу изучения индивидуального поведения, опосредующего жизнь и смерть, здоровье и продолжительность жизни, А.И. Антоновым была положена концепция диспозиционной регуляции социального поведения. В общих чертах казалось ясным, что конечные результаты, связанные с сохранением здоровья и жизни членов семьи, обусловлены (разумеется, при прочих равных условиях) состоянием семейных отношений и спецификой определения ситуаций образа жизни.
При исследовании ориентации на сроки жизни трудно оценить их действенность, так как в принципе нельзя до смерти индивида определить степень реализации этих ориентации по главному результату самосохранительного поведения — продолжительности жизни. Конечно, по числу уже прожитых лет можно судить об этом, так сказать, ретроспективно, но для этого в выборке следует представить все необходимые для анализа возрастные группы (что увеличивает объем выборки и трудоемкость исследования).
4. СЕМЬЯ И ПОЛИТИКА
4.1 Цель и главные принципы государственной семейной политики
Государственная семейная политика — комплексная система деятельности государства, направленная на семью как социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений с государством. Это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленная на улучшение условий и качества жизни семьи.
Государственная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики, решает только специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый уровень отношений. Впервые объектом государственной семейной политики стала семья как единое целое, как социальный институт с представлением ей нового социального статуса, реальных прав, государственных гарантий для своего функционирования. Семья становится объектом государственной заботы и поддержки.
Основные принципы семейной политики:
- автономность и суверенность семьи в самостоятельном принятии решений относительно своего развития, предоставление возможности выбора форм поддержки только на добровольных началах;
- приоритет интересов ребенка вне зависимости от его пола, возраста, типа семьи, обеспечения его выживания, защиту полноценного физического, психического, интеллектуального развития;
- равные права всех типов семей на поддержку государства независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений. Равноправие между мужчиной и женщиной в справедливом распределении семейных обязанностей и возможностей в занятости;
- партнерство государственных, общественных институтов, всех граждан в семейной политике с определяющей ролью государственных органов;
- доступность, адресность, дифференцированность социальной помощи семье. Предоставление всем нуждающимся социальных гарантий для приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи, создание условий экономически активным членам семьи для общественно полезной деятельности и повышения благосостояния на трудовой основе. Социальная защита нуждающихся семей от нищеты, лишений, вынужденной миграции, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, войн и вооруженных конфликтов; - комплексность. Социальная помощь охватывает все стороны жизнедеятельности семьи, все ее функции;
- профилактическая направленность и научная обоснованность. Социальная помощь проводится на основе анализа, прогноза развития ситуации, участия науки в определении содержания семейной политики.
Представленные принципы государственной семейной политики требуют дальнейшей научной и методологической разработки, финансирования для ее проведения.
4.2 Структура управления государственной семейной политикой
Российское государство — светское демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в РФ осуществляют: глава государства — Президент РФ; парламент РФ — Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган, состоящий из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы; Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть. Государственная семейная политика проводится высшими органами государственной власти: законодательной и исполнительной. Основные законы разрабатываются в Государственной Думе, а исполняются Правительством РФ и субъектами Федерации на местах.
В результате преобразований в России созданы рыночная модель хозяйствования, негосударственный сектор экономики, новые отношения рынка труда.
5. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
5.1 Семья - главный объект социальной работы
Принимая семью в качестве объекта социальной работы и видя ее сложной социальной системой, при контакте с ней необходимо учитывать следующее: ее структуру, окружение, функционирование и историю развития.
Генеративная функция семьи обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Трудовой потенциал завтрашнего дня — сегодняшние младенцы и малыши, дети и подростки. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение, было, по крайней мере не малочисленнее, чем предыдущее, В то же время семья заинтересована в детях.
Социальный работник, исходя из прим и я па максимизации минимума (стремления максимально расширить минимальные ресурсы социальной помощи), должен не только помогать семье пережить трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной) помощи, но и научить семьи самопомощи и взаимопомощи, которые дают больший эффект, чем самые щедрые пособия. Нужно помнить, что морально всегда лучше собственный заработок, чем социальное иждивение. Программа развития малого и среднего семейного бизнеса, помощь муниципальных органов в этом деле могут позволить многим семьям России обеспечить себе достойную жизнь.
Семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад и дезорганизация, рассогласование семейных ролей и несправедливое распределение семейных обязанностей, пьянство и многие другие проблемы — все это заботы социального работника. Необходимо помнить, что не социальный работник разрешает семейные проблемы клиентов, а семья с помощью социального работника осознает свои проблемы и находит в себе силы их разрешать.
5.2 Основные задачи социальной защиты
В настоящее время семейная политика в РФ носит лишь краткосрочный характер социальной защиты в условиях массовой бедности многих российских семей. Она направлена на выживание семей и включает социальную помощь и социальное обслуживание семей.
Основные задачи социальной защиты: реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий; адаптация системы социальной защиты к изменившимся социально-экономическим условиям; дифференцированный подход к различным категориям населения.
5.2.1 Система социальной помощи многодетным семьям
Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной помощи. Служба занятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности, привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично.
На органы народного образования возложено: открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на приобретение учебников; организация дополнительного образования для развития потенциальных возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического лектория (с консультациями психолога, педагога о семейном воспитании).
Органы социальной защиты занимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, материальной помощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметов длительного пользования, льготным выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной информацией о льготах.
Психолог помогает решать психологические проблемы семьи, в том числе используя телефон доверия для получения советов психолога, педагога в нужный момент.
Органы здравоохранения предоставляют скидку на приобретение лекарств, организуют выезд специалистов по месту жительства, прием в медицинских учреждениях вне очереди, путевки в санаторий, лечебное витаминизированное питание, профилактику здоровья членов семьи.
Торговые организации предпринимают распродажу товаров и| продуктов питания по сниженным ценам, предоставляют льготные кредиты для приобретения предметов длительного пользования. Благотворительные организации оказывают материальную и натуральную помощь, церковь — благотворительную и психологическую поддержку.
Исполнительная городская власть обеспечивает своевременную выдачу зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечения семей (развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, фермерства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов, земли, стройматериалов), оказывает помощь в организации ассоциации многодетных матерей. Аналогичные семьи участвуют в создании Ассоциации многодетных семей, организации взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.). Соседи создают общественное мнение, оказывают помощь.
Место работы родителей дает возможность улучшить жилье, получить материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую неделю или дополнительный выходной день, гибкий график работы, возможность переквалификации. Ассоциация имеет территориальную структуру управления и проводит количественное и качественное изучение состояния всех многодетных семей.
Создана картотека, выявлены различные виды многодетных семей, уделяется внимание правовой грамотности, систематически проводится изучение нормативных документов; осуществляется психолого-педагогическое просвещение родителей, проводятся беседы, лекции, консультации психолога, педагога, семейные праздники по типу деловой игры; организуется культурный досуг семьи (бесплатные билеты в местный театр, встречи с артистами, поэтами).
Родители избавляются от чувства безысходности, одиночества, чувствуют поддержку друг друга, расширяется круг общения, более осознанной становится организация внутрисемейной жизни, получают возможность педагогически грамотно формировать личность своих детей.
5.2.2 Система социальной помощи неполным семьям
Служба занятости: поиск удобной работы для родителей. Отдел народного образования: вопрос о группе продленного дня, проблема бесплатного питания, материальная помощь, обеспечение учебниками, психологические проблемы детей, проблемы досуга (отдыха) детей, детские диспансерные учреждения.
Соседи: проблема общественного мнения и помощи семье. Бывший родитель: проблемы конфликтных ситуаций. Исполнительная власть: жилье. Церковь: материальная и натуральная помощь. Торговые организации: снабжение продуктами питания и др. Психолог: проблемы психологического климата в семье. Органы здравоохранения: вопросы здоровья всех членов семьи; организация медико-социального патронажа.
Проблема диспансеризации стариков-хроников (трудности с лекарствами, квалифицированной медицинской и стационарной помощью, дороговизна предметов ухода (судно, резиновые круги для профилактики пролежней, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты и т.д.); проблема ухода за старшими, больными членами семьи; из-за неблагоприятного внутрисемейного психологического климата семья представляет фактор риска для заболеваний нервной системы — неврозы, бессонница) и т.д. У старшего поколения могут быть старческие психозы, снижение интеллекта. В связи с трудностями устройства детей в дошкольные учреждения, высокой их оплатой, часто возникающими простудными заболеваниями, некачественным питанием дети не посещают детские сады. Дети, растущие и воспитываемые дедушками и бабушками в домашних условиях, меньше болеют, находятся в лучшем положении, чем детсадовские. Разрушение семейных традиций приводит к уничтожению любви и взаимного уважения.
5.2.3 Система социальной помощи большой семье
Органы здравоохранения наблюдают за здоровьем старшего поколения (особенно если старики не могут посещать поликлиники), лекарственным обеспечением (льготным для детей и стариков), здоровьем всех членов семьи. Служба занятости занимается вопросами трудоустройства среднего поколения в связи с обстановкой в семье, при необходимости — трудоустройством старшего поколения.
Переход к рыночной экономике, неблагоприятная экологическая обстановка, тяжелый физический труд, вредное производство — все это привело к увеличению онкологических заболеваний, заболеваний сердечно сосудистой системы, психическим отклонениям.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы указывает, что защита окружающей среды и ее рациональное использование играет важнейшую роль для устойчивого развития детей. Необходимо повышать качество окружающей среды, бороться с заболеваниями, недоеданием, снижать коэффициент смертности, совершенствовать социальные услуги, разорвать порочный круг нищеты.
5.2.4 Социальная защита молодой семьи
С целью поддержки молодой семьи в соответствии с Федеральной целевой программой «Молодежь России», утвержденной постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1994 г. № 1279, предполагается решение следующих задач: развитие механизмов, направленных на поддержку семей с малолетними детьми; развитие сети информации и консультаций для молодых семей; содействие решению жилищной проблемы и занятости молодых женщин, имеющих детей; содействие в приобретении молодыми семьями товаров длительного пользования, получении образования.
Часть задач, направленных на поддержку молодых семей, уже реализуется в Федеральных программах: «Дети России», «Жилище», «Занятость населения», а также в региональных программах.
Помимо этого необходимы: координация усилий различных государственных общественных структур; систематизация и взаимоувязка принятых и действующих социальных программ в той части, где они затрагивают проблемы молодой семьи; расширение различных форм кредита специально для молодых семей: целевых, льготных, долговременных (на 10—15 лет) кредитов для приобретения земли, строительства, организации фермерского хозяйства, «семейной фирмы» и др.; предоставление кредитов на образование взрослых членов семьи и их детей; создание условий для занятости, первоочередного повышения квалификации и переподготовки молодых женщин, имеющих детей, в том числе создание возможностей вечернего и заочного повышения квалификации, получения образования для матерей, находящихся в длительном отпуске по уходу за ребенком; создание благоприятных условий для домашнего воспитания детей дошкольного возраста через сеть надомных услуг социальных работников; разработка системы льгот в области охраны здоровья граждан, подтвержденных законодательством РФ, республик в составе РФ и правовыми актами автономных краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (пользование лечебно-профилактическими учреждениями и др.); создание сети разнообразных консультаций для молодых семей (социально-психологической помощи, медико-генетических, экономических, юридических, бытовых проблем, информационно-справочных служб по трудовым вакансиям для сезонной и надомной работы, а также по возможностям переквалификации, по вопросам семейного предпринимательства).
В области охраны репродуктивного здоровья программа предусматривает комплекс мер, основанных на принципе права супругов и отдельных лиц свободно и ответственно решать вопрос о числе своих детей и на получении необходимых для этого информации, образования и средств, создание условий для оказания психологической, юридической помощи молодым супругам. Эта работа связана прежде всего с организацией служб социальной помощи и центров «Молодежь и семья», «Молодая семья» и прочих, разработкой и принятием региональных программ по поддержке социально малозащищенных семей.
Основная деятельность служб «Молодая семья», помимо информационной и методической работы, заключается в предоставлении таких услуг, как социальный патронаж молодых семей, живущих в неблагополучных социально-психологических условиях, медико-социальный патронаж несовершеннолетних беременных женщин и кормящих матерей, патронаж молодых семей и лиц, нуждающихся в постоянной заботе. Основная деятельность служб «Молодая семья», помимо информационной и методической работы, заключается в предоставлении таких услуг, как социальный патронаж молодых семей, живущих в неблагополучных социально-психологических условиях, медико-социальный патронаж несовершеннолетних беременных женщин и кормящих матерей, патронаж молодых семей и лиц, нуждающихся в постоянной заботе.
Органы здравоохранения берут на учет, составляют характеристики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и трудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформлению документов, по медицинской технике, оформлением в специализированные учреждения, реабилитацией.
Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому; центра профориентации (профориентация ребенка с ограниченными возможностями).
5.3 Медико-социальная работа в планировании семьи
Подавляющее большинство семей в России, как и во всех развитых странах, регулирует число детей и сроки их появления на свет. Однако в большинстве развитых стран произошла так называемая контрацептивная революция, благодаря которой главным методом планирования семьи стало предупреждение беременности с помощью различных противозачаточных средств. В России же до сих пор одним из главных методов планирования семьи остается прерывание беременности с помощью искусственного аборта. Хотя по официальным данным абсолютное и относительное число абортов в последние годы снижается в результате проводимых мероприятий в рамках федеральных целевых программ «Безопасное материнство» и «Планирование семьи», эти показатели остаются очень высокими (2210,1 тыс. в 1998 г.).
Необходимо отметить, что около 300 тыс. абортов приходится на молодых женщин в возрасте до 19 лет. Уровень использования современных методов контрацепции женщинами детородного возраста весьма низок. Крайне недостаточна информированность об этих методах не только населения, но и специалистов. Одна из наиболее опасных тенденций в настоящее время — рост заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП), среди молодежи в возрасте от 15 до 19 лет.
Высокое число абортов и ЗППП способствуют тому, что каждая 10-я супружеская пара в нашей стране бесплодна, и обусловливают социальную значимость проблемы планирования семьи. Для решения этой проблемы создана федеральная целевая программа «Планирование семьи», которая предусматривает создание одноименной службы в Российской Федерации.
Основу нормативной правовой базы формирования службы планирования семьи составляют приказы Минздрава России «О мерах по дальнейшему развитию гинекологической помощи населению Российской Федерации» от 15 ноября 1991 г. №186, «О проведении анкетирования пациентов центров планирования семьи и репродукции в 1997-1998 гг.» от 26 ноября 1997 г. N° 392. Эти документы определили основные направления деятельности службы планирования семьи. Центры планирования семьи и репродукции включены в номенклатуру учреждений здравоохранения.
В ходе реализации проектов по проблемам молодежи Всероссийская ассоциация «Планирование семьи» пришла к выводу о необходимости развития в стране специальных служб для работы с подростками — медико-педагогических центров. Такие центры создаются в регионах по распоряжению местных органов исполнительной власти, правовой статус определяется с учетом региональных особенностей.
Основные направления деятельности таких центров:
- целенаправленная информационная работа с различными категориями населения и специалистами для изменения отношения к планированию семьи, сексуальному воспитанию подростков на уровне общества и семьи;
- оказание медико-социальной и психологической помощи по следующим направлениям: планирование семьи; индивидуальный подбор контрацепции с последующим наблюдением; лечение и профилактика ЗППП и ВИЧ-инфекции, включая экспресс-диагностику; решение проблем психосексуальных взаимоотношений; правовая помощь;
- подготовка и повышение квалификации кадров, работающих в области планирования семьи и полового образования;
- обеспечение подростков и молодежи доступными средствами контрацепции и популярной литературой по планированию семьи;
- работа с подростками и молодежью в организованных коллективах в форме бесед, показа и обсуждения специальных видеофильмов, распространения информационных материалов о работе центра;
- индивидуальная работа с «трудными» подростками, неблагоприятными семьями и инвалидами с целью оказания помощи в вопросах планирования семьи и социально-психологической адаптации в семье и обществе;
- амбулаторное прерывание беременности с последующим под бором контрацепции;
- привлечение средств массовой информации для распространения и пропаганды идей планирования семьи в регионе.
Исходя из необходимости формирования у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, ответственности за планирование своей семьи Российская ассоциация «Планирование семьи» разработала образовательную программу «Основы планирования семьи и здорового образа жизни».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня в России модно говорить о Православии, о вере христианской, вере отцов. Статистика показывает, что с Православием себя отожествляют приблизительно 80%, крещены – около 50%; но, к сожалению, христианами можно назвать менее одного процента. Либерализация политики, развитие конкурентного рынка, свобода вероисповедания приводит наше население к искаженному пониманию свободы, к хаотизации и вседозволенности во взаимных отношениях. Не обошло стороной эта либерализация и брачные отношения граждан РФ.
Что значит – здоровое население? На мой взгляд – это, прежде всего, чистота нравственная, просвещенный истиной интеллект, правильная оценка окружающей действительности и чувство ответственности и долга перед собой, ближним, обществом, государством, Землей, будущим и в первую очередь – Богом, и телом Его – Церковью. В заключении хочу кратко изложить христианскую позицию о браке.
Вначале уместно вспомнить замечательное изречение: "Браки совершаются на небесах". Здесь кратко сказано то, что соединение двух людей в браке не может быть плодом страстей. Оно должно иметь, и имеет свое сущностное, бытийное содержание, выходящее за рамки моральных, нравственных, социологических, юридических проблем. Брак не может быть понят и как естественное удовлетворение физиологических или душевных потребностей человека.
Мужской и женский пол имеют одну природу, то есть, онтологически нет существенной разницы между мужчиной и женщиной. Достоинство мужчины и женщины, что они отличаются между собой как две части одного целого. Ни одна из этих частей не может быть полной без другой, пока не достигнуто единство.
Брак понимается в христианстве как онтологическое соединение двух людей в единое целое, которое совершается Самим Богом, и является даром красоты и полноты жизни, существенно нужным для совершенствования, для осуществления своего предназначения, для преображения и вселения в Царствие Божие. Всякое другое отношение к браку, например наличествующее в других религиях и учениях или то, которое сейчас доминирует в мире, христианами может быть воспринято как профанация брака, катастрофическое снижение понятия о браке и человеке, как унижение человека и замысла Божия о нем.
Муж и жена соединяются онтологически, их союз не должен разрушаться от человека, поэтому развод не может иметь Божьего благословения. С точки зрения православной, церковной развод невозможен. Дар любви, который дается в таинстве брака Божиим благословением, - это дар вечный, и не может быть любовь упразднена, она не может прекратиться со смертью.
Требуется, чтобы брак был обязательно узаконен обществом, признан как законное состояние. Это может быть осуществлено в тех формах, в которых принято в данное время регистрировать брак. Предварительно он должен быть объявлен. Раньше устраивались помолвки. Объявляли, что такие-то двое хотят вступить в брак, и общество их воспринимало как жениха и невесту, а затем, когда они венчались, - как мужа и жену. Важно было, чтобы брак воспринимался обществом как законный.
Брак не есть договор, он есть таинство, дар любви, неразрушимый, Божественный. Этот дар нужно хранить и возгревать. Но он может быть утерян. Это не юридическая категория и не юридический акт. Это есть категория духовная, событие духовной жизни. Брак имеет свое достоинство в зависимости от того состояния, в котором находятся брачующиеся стороны. Какие люди и как вступают в брак - вот что важно для достоинства брака. В христианском сознании сомнение в совместной жизни разбиваются о слова Христа: "Что Бог сочетал, то человек да не разлучает".
Вслед за политиками, философами, богословами и другими учеными, которые пытаются раскрыть, сформировать и обогатить таинство продолжения жизни, любви и взаимосозидания, я считаю необходимым посвящать весь свой творческий потенциал на обогащение и укрепления величайшего на земле таинства, называемого браком.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
2. Глэддинг С. Г52 Психологическое консультирование. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 736 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
3. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. — 2-е изд., испр. и перераб. — М.: Издательство БЕК, 2002. — 560 с.
4. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. - 432 с. ISBN 5-7139-0126-2
5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001.-160 с.
6. М.В. Ромм, Т.А. Ромм. Теория социальной работы. Учебное пособие. Новосибирск. – 1999
7. Кроль В. М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов/В.М. Кроль. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.; Высш. шк., 2003.—325 с.; ил.
8 Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб. пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 236 с.
9. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра – М, 2003. – 395 с.
10. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
11 Райгородский Д.Я. Психология семьи. (Серия «Психология семейных отношений»). Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2002. - 752 с.
12 Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
13 Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 736 с.
14 Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Холостова, д.и.н., проф. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 427 с.
15 Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / С69Под ред. В.А. Никитина. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
16 Старовойтова Л. И., Золотарева Т. Ф. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с. ISBN 5-7695-0833-7
17 Теория социальной работы. Учебник / Под ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 1999. – 334 с.
18 Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. – 112 с.
19 Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.