Глава I.. .
Семья как социальный институт, ее характеристика.
Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания. По данным переписи 1989 года в России насчитывается 40 млн. 256 тыс. Семей, т.е. 88.4 % людей живут в семьях.
Семья осуществляет следующие функции:
воспитательная;
хозяйственно-бытовая – для удовлетворения материальных потребностей и для сохранения здоровья;
эмоциональная: культурное и духовное общение;
первичный социальный контроль – это контроль за выполнением норм, усвоенных в процессе социализации и воспитания;
репродуктивная и сексуальная – это воспроизводство потомства и супружеские взаимоотношения.
1.2. Социальные проблемы семьи
Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя величина семьи составляет 3,2 человека – в городе и 3, 3 – в селе. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью. Основные социальные проблемы семьи:
трудное материальное положение семьи;
ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;
злоупотребление алкоголем и наркотиками;
жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;
антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;
социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения. Социальные сироты – это дети, лишенные родителей, то есть сироты при живых родителях. Более 50 % детей помещаются в дом ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.
Отказные дети – это те, от которых мать отказалась письменно в родильном доме. Основные причины отказа от ребенка:
тяжелая болезнь или уродства (около 60 %);
сложные материальные и бытовые условия (около 20 %).
1.3. Типы семей
Среднестатистическая семья:
семья нуждается в политике стабилизации семьи и, прежде всего, в эмоциональной разрядке, проблемы такой семьи – это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков.
Молодая семья:
здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть – межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей.
Вторичная семья:
это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов – для нее характерны выше перечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи.
Неполная семья:
это семья, где отсутствует один из родителей; ее проблемы – это изменение статуса в обществе – низкий материальный уровень, наличие развития у детей девиантности.
Многодетная семья:
где три и более детей; ее проблемы – бедность, нестабильность статуса в обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков девиантности и психологических отношений.
Типы семейных взаимоотношений
Брак – это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи. По силе власти в семье кого-либо из супругов, можно выделить четыре типа брака:
доминирующий муж и пассивная жена;
доминирующая жена и пассивный муж;
открытая борьба или соперничество;
изоляция или эмоциональное отчуждение;
псевдо-кооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем времени.
В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можно подразделить на гармоничные, где адекватное исполнение ролей мужчины и женщины, и дисгармоничные семьи, в которых супруги имеют различные проблемы, такие, как:
обвинение, когда один из супругов утверждает, что дефект в другом супруге;
успокоение, когда супруг пассивно согласен с утверждением, что дефект в нем;
отвлечение, когда поведение одного из супругов отвлекает его от напряженной ситуации в семье;
чувство обиды, возникает в том случае, когда один из супругов дает больше, чем получает;
чувство вины, когда один из супругов получает больше, чем дает;
паралояльные отношения (ревность, озлобленность, подозрительность).
Примеры: мужчина рано женится на женщине, проявляющей заботу о нем, видит в ней свою мать, или, когда жена уделяет большое внимание детям, а муж ищет заботу на стороне. К дисгармоничным семьям относятся семьи, находящиеся на грани развода.
Развод – это одна из форм прекращения брака путем его юридического расторжения. Стадии распада брака:
эмоциональный распад, т.е. когда проходит любовь;
физический распад, прекращение интимных отношений;
фактический распад, это прекращение совместного ведения хозяйства, единого бюджета, иногда совместного воспитания детей, разъезд и раздельное проживание.
1.4.Специфика работы социального работника с семьёй.
Социальный работник сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.
Требуется повседневная защита социальным работника и педагога, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.
Именно в таких семьях у ребенка наблюдается отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда к ребенку относятся формально, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.
В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.
Социальному работнику, педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:
- больные дети, дети-инвалиды;
- пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;
- половая распущенность и проституция;
- алкоголики и наркоманы;
- дети-бродяги;
- развод родителей
Задача социального работника, педагога в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.
К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог, работник кроме педагогических проблем, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.
Глава II. Социально-психологические методы работы с семьей.
Методы, формы работы социального работника с семьей.
Методы принято рассматривать как часть социальной работы, отвечающей на вопрос, «как это делается?». Большей частью концепцию методов понимают как основной каркас или рамки, в соответствии с которыми социальные работники и социальные педагоги должны применять свои знания и навыки в действии, определять соответствующие критерии эффективности своей работы.
Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать на «рабочих полях».
Применяется в ходе индивидуальной работы с одним из членов семьи. Эта методика предполагает письменное изложение своей истории в контексте истории семьи. Такой прием помогает человеку осознать, каким образом прошлое повлияло на настоящее и как это влияние продолжает сказываться до сих пор.
Выполнение задания помогает увидеть повторяемость семейных стереотипов поведения и принять решение о «прощании с прошлым», освобождении от стереотипов, которые не соответствуют новым жизненным условиям. Предлагаемые клиенту вопросы для размышления направляют его внимание не столько на панораму времени, сколько на его собственную историю жизни, помогают исследовать, каким образом условия быта, события и люди повлияли на его жизнь.
Инструкция
1. Сначала кратко опишите внешние события вашей жизни (время и место рождения, национальность, социально-экономическое положение вашей семьи, число братьев и сестер, каким по счету родились вы, общие социальные условия, в которых вы жили). Как эти внешние обстоятельства повлияли на ваше развитие?
2. Излагать свою биографию можно по-разному. Некоторые делают это в хронологическом порядке, рассказывая о своей жизни год за годом; другие предпочитают начинать с того момента, который по каким-то причинам является для них значимым. Можно сначала набросать общий план основных событий в хронологическом порядке, а затем подробно остановиться на том, что больше всего вас привлекает, и вновь вернуться к плану, чтобы не упустить важные моменты жизни. Пишите так, как вам удобно. Самое важное — это начать писать. Попробуйте излагать мысли в виде потока сознания. Это лучше, чем заранее ограничивать изложение жесткими рамками плана.
3. Описывая свою жизнь, будьте откровенными и беспристрастными, не бойтесь предстать в невыгодном свете. Обратите внимание на те моменты своей жизни, которых вы стесняетесь: их осмысление поможет многое понять, лучше осознать свою жизнь и найти конструктивные способы отношений с собой и другими, стать более успешным. Если текст покажется вам слишком длинным и бессвязным, можно сделать на его основе более короткий и четко организованный вариант для своего психолога. Такая работа поможет вам лучше увидеть собственные стереотипы.
Основные формы и методы работы, используемые в реализации программы.
Методы работы:
1. диагностические:
А) наблюдение – общенаучный метод исследования, предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений деятельности личности, коллектива, группы людей. Наблюдение может быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях);
Б) опрос – это метод сбора информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану;
В) тестирование – это один из методов исследования, заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся и вновь приобретенных знаний;
2. управленческое – воспитательные методы (активные), ситуационно – ролевые игры, социально – психологические тренинг.
Формы работы:
индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, психотерапия, обучающий и формирующий тренинг, психокоррекция).
Консультирование – это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия.
Работая с семьей, могут быть использованы наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждения, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. при этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические.
Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным работникам, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей.
Обучающий и развивающий тренинг – это применение коррекционных и обучающих методов, направленное на развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и семейной компетенции детей и подростков, ослабленных в силу особенностей воспитания или социальной среды, но необходимых для успешной самореализации личности в различных видах деятельности.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя рол лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Коррекция – это коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка; профилактика нежелательных, негативных тенденций, личностного и интеллектуального развития.
Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику, на весь организм и поведение ребенка и взрослого, комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности.
Для выявления неблагополучных семей в программе представлены различные диагностики:
1. Наблюдение за детьми. Цель: определить наличие проблем у ребенка, общее эмоциональное состояние и психологический портрет.
2. Опрос, анкетирование родителей. Цель: собрать необходимую информацию о семье, а так же определить характер внутрисемейных взаимоотношений.
3. Проективная методики, направленные на изучение детско – родительских взаимоотношений; определение ведущих паттернов поведения каждого из члена семьи; выявить уровня развития интеллекта, изучение характера коммуникаций в семье – прямой или опосредованный
Разработка плана работы с семьей, направленной на корректировку отношение к ребенку, происходила с учетом типа внутрисемейного воспитания. Были организованы:
1. Родительски собрание для группового обсуждения актуальной проблемы, в результате беседы родители делятся своим жизненным опытом и прислушиваются к советам других родителей;
2. Тренинги, направленные на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия.
3. Деловая игра, направленная на повышение и расширение знаний родителей в области семейного воспитания.
Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на: раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи; определение причин неблагополучия семьи; осуществление информационной помощи семье;организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;при координационно – организационной помощи со стороны социального работника.
2.2 .Метод работы с сетью социальных контактов.
"Работа с сетью социальных контактов" - это системный метод социальной работы с семьей, опирающийся на использование ее ресурсов, связей и отношений с людьми.
Когда семья оказывается в трудной жизненной ситуации, именно ее ближайшее окружение, то есть люди, поддерживающие тесный, близкий контакт с ребенком и семьей, чаще всего действуют во благо ребенка и играют решающую роль в поддержке семьи. Именно поэтому в таких ситуациях важно использовать метод, позволяющий работать не только с ребенком или его семьей, но и с его ближайшим окружением, другими словами, с сетью его социальных контактов.
Работа с сетью социальных контактов начинается с составления Карты социальных связей ребенка. В карте отражается весь спектр взаимоотношений значимых для ребенка людей, включая характер связей между людьми и степень их значимости. На карте отмечаются не только члены семьи и родственники ребенка, но и его близкие друзья, учителя, соседи, знакомые, чиновники и профессионалы, тем или иным образом заинтересованные в судьбе этого ребенка.
Особенностью метода является минимальность вмешательства специалистов и ведущих встречи в принятие решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или разрешению проблемы. Это довольно сложная задача для специалистов, привыкших принимать активное участие в решении проблем семьи.
Работа с сетью социальных контактов - это профилактический метод, позволяющий семье укрепить связи как внутрисемейные, так и с ближайшим окружением, и предотвратить изъятие ребенка из семьи и помещение его в государственное учреждение. Формы, используемые в сетевой работе, позволяют повысить статус семьи. Семьи , которые ощущали, что их ситуация безысходна, что общество отвернулось от них, в результате применения метода начинают чувствовать уважение к себе и поддержку окружающих, видеть перспективу в жизни и ощущать потенциал собственных возможностей, а также ответственность в отношении принятия жизненно важных решений.
Данный метод носит универсальный характер, не ограничивается работой с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Этот метод можно применять как для достижения терапевтических целей (адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, выпускников детских государственных учреждений, пожилых людей), так и в целях профилактики нарушений взаимоотношений семьи с ближайшим окружением. Общим для всех случаев является нарушение взаимоотношений между людьми и восприятие ими своей жизненной ситуации как тупиковой. Благодаря обсуждению проблем со всеми заинтересованными лицами, удается найти новое понимание трудностей семьи и новые пути выхода из сложившейся ситуации.
Лучшим описанием эффекта сетевой работы могут быть слова участницы одной из встреч: "Ты оглядываешься назад на прошедшую встречу, и потом все встает на свои места!".
Использование сетевого метода в России способствовало качественному изменению контакта специалистов с детьми и семьями, лучшему пониманию их проблем, сотрудничеству с семьей и ближайшим окружением ребенка, а также совершенствованию межведомственного взаимодействия.
Заключение.
Семья – социальная ячейка общества. Выполняя различные свои функции, она тем самым организует и осуществляет связи в обществе. Человеческое сообщество – это большая паутина, ниточки которой держат всю структуру, переплетаясь между собой. Так и семья, малый социальный институт, поддерживает всю систему общества в определённой стабильности.
Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услуг теряется. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью из нутрии.
Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью. Эту задачу может и должен осуществлять социальный работник, педагог.
На сегодня наука ещё только занимается разработкой методов и технологий по работе с семьёй. Проверяет их на практике.
Способы решения проблем семьи, описанные в курсовой работе, также являются теорией и, лишь небольшой часть, практикой. Потому что социальная работа в области семьи – это новое направление социального педагога, работника с проблемами в обществе.
Но даже то, что совершается на сегодня в этой сфере, не маловажно и статистика показывает хорошие результаты работы. Ведь социальные работники прилагают все усилия, чтобы семья педагогически, психологически, социально и материально развивалась правильно и гармонично.
Здоровая семья – залог светлого и счастливого будущего для детей, взрослых, общества и человечества в целом !!!
Существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапе обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Анализ педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с семьей социальной (или социально-педагогической) работы.
Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка, успешность осуществления этого процесса определяется её воспитательным потенциалом.
Выполняя функции первичной социализации личности, она выступает в роли субъекта этого процесса и должна пониматься как сложная социальная система, состоящая из отдельных компонентов. Понимание семьи в качестве системы, как показало исследование, способствует повышению её воспитательного потенциала.
Приложение.
Схема №1.
Изучение социальной истории семьи
Основная информация.
Имена и дни рождения членов семьи.
Дата бракосочетания (если брак не первый, то даты предыдущих браков).
Национальность и язык, на котором говорят в семье.
Вероисповедание, если оно есть.
Дата первого контакта социального педагога и семьи.
Семья как система.
Структура семьи:
– члены малой и большой семьи (включая и тех, кто не является родственником, но функционирует в структуре семьи). Описание всех членов семьи по схеме «Социальная история личности»;
– взаимоотношения между родителями, детьми, родителями и детьми (нормальные или конфликтные), другими членами семьи;
– связи в семье (близость и отдаленность между членами семьи, эмоциональный климат в семье).
Окружающие семьи:
– район проживания;
– социоэкономический статус;
– взаимоотношения семьи с соседями, с социумом;
– дедушки, бабушки и другие члены большой семьи, их влияние на нуклеарную семью;
– референтные группы; система связей, влияние на членов семьи.
Функционирование семьи:
– образцы коммуникаций;
– образцы принятия решений.
Ролевая деятельность членов семьи:
– кто ведет хозяйство;
– кто заботится о детях;
– кто выполняет функцию психологической поддержки членов семьи.
История развития семьи:
– генеалогическое древо семьи;
– стадии развития семейной жизни;
– важные события в жизни семьи.
Потребности и проблемы семьи.
Индивидуальные потребности членов семьи.
Потребности подсистем внутри семьи.
Потребности и проблемы семьи как системы.
Позитивные и негативные факторы, влияющие на удовлетворение потребностей семьи.
Чего хочет и ждет семья от социального педагога.
Каковы планы семьи.
Каковы возможности семьи в плане изменений (внутри семьи, средовые).
Список литературы.
1)-Василькова Т.А., Василькова Ю.В.Социальная педагогика: учебное пособие. – М.: «Академия», 1999. – 440с.;
2)-Григорьева Е. «Остров спасения», журнал «Семья и школа», № 1-2, 2001. – стр. 3;
3)-Кащенко В.П.Педагогическая коррекция: учебное пособие. – М.: «Академия», 2000. – 304с.;
4)-Кожухарь Г. «Конфликты в семье: диалог против манипуляций», журнал «Семья и школа», № 1-2, 2001. – стр. 14;
5)-Мудрик А.В.Социальная педагогика: учебное пособие /Под ред. Сластенина В.А. – М.: «Академия», 2000. – 200с.;
6)-Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие /Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. – М.: «Академия», 1999. – 512с.;
7)-Подласый И.П.Педагогика. Новый курс. Кн. 2. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. – 256с.;
8)-Райнпрехт Х. «Воспитание без ограничений», журнал «Семья и школа», № 12, 1997. – стр.15;
9)-Спицын Н.П. «Работа классного руководителя с трудными семьями», научно-методический журнал «Классный руководитель», № 2, 2000. – стр. 83;
10)-Филиппова Г. «Ребенок для родителей и родители для ребенка», журнал «Семья и школа», № 7-8, 2001. – стр. 7;
11)-Человек, природа, общество: пособие по обществознанию /Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. – М.: Новая школа, 1997. – 256с.;
12)-Заводилкина О. В., Араканцева Т. А. Диагностика внутрисемейной ситуации как возможный путь предупреждения социального сиротства //
Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей - сирот. М., 17-19 октября. – М., 1995. – С. 44 - 47.
13)-Елизаров А. Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // СОЦИС. – 1995. – № 7. – С. 93 - 99.
14)-Иванова Н. П. Проблемы социального сиротства // Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. М., 17-19 октября. – М., 1995. – С. 210 - 220.
15)-Кон И. С. Ребенок и общество (Историко-этнографическая перспектива). – М., 1988. – 270 с.
16)- “Основы социальной работы” Москва-98, учебник;
17)-.“Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов” Н.Ф.Дементьева, Э.В.Устинова; Тюмень 1995г.;
18)-. “Социальная работа с инвалидами” Москва-96;
19)-. “ Теория и методика социальной работы”,часть-1, Москва-94.
20)-Проблема социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и юных одиноких матерей / Под ред. В.И. Брутман. – М., 1994. – 380 с.
21)- Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1999. – 432 с.
22) -Ясная Л. В. Проблемы семей с больными детьми по материалам зарубежных исследований // Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе: Сб. статей / Под. ред. Е. Ф. Ачильдиевой. – М., 1997. – С. 11 - 23.