Рефетека.ру / Социология

Реферат: Характеристика семьи и ее основных проблем

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1 Определение семьи и семейных отношений

1.1 Определение семьи

1.2 Структура, функции и типы семейных взаимоотношений

2 Основные проблемы семьи

2.1 Перспектива отмирания семьи и ее кризис

2.2 Порнократия

2.3 Брачное, бракоразводное и самосохранительное поведение

Заключение

Библиографический список


ВВЕДЕНИЕ


Брак и семья на протяжении многих столетий являются неотъемлемыми элементами социальной структуры любого общества. Они считаются фундаментальными социальными институтами, обеспечивающими воспроизводство и устойчивость человеческого общества.

Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу, влекут за собой различные социальные преступления. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество. Таким образом, общество прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.

Объект данной работы – семья, ее структура, функции и типы.

Предмет – социальные проблемы семьи.

Цель – понимание феномена семьи и проблем ее существования.

Задачи:

- дать определение семьи и описать ее структуру, функции и типы;

- раскрыть основные проблемы и кратко описать инструментарий по их разрешению.


1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ


1.1 Определение семьи


Семья – основной социальный элемент, по образцу которого строится общество. Семья включена в систему социальной динамики, так как она подвержена изменению, развитию. Фундаментальным законом человеческого порядка является смена и преемственность поколений /8, с.6/.

Семья есть исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения /1, с.44/.

Семья как социальный институт представляет собой совокупность исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. Социальная потребность появления института семьи обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, производства самого человека. Свидетельством стабильности, устойчивости семьи как элемента социальной структуры является многовековое воспроизводство всего многообразия культур и социумов в мире. Кроме того, международная статистика, данные многочисленных переписей населения показывают, что число семей постоянно растет, причем относительный прирост числа семей, брачных пар во многих странах, в том числе и в России, опережает относительный прирост численности населения /4, с.9-10/.

Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как часть общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.


1.2 Структура, функции и типы семейных взаимоотношений


Структура – размер, состав семьи – зависит от способа организации и обеспечения единства ее основных элементов, распределения половозрастных ролей в семье. Характер структуры семьи определяется характером социально-исторических условий: неравноправие женщины в обществе приводит к неравноправию ее в семье. Иерархичность отношений в обществе приводит к иерархичности отношений в семье.

Семейная власть может строиться на разнообразном экономическом или моральном авторитете: от прямого насилия до морального воздействия (от приказов до вежливых дружеских советов) и в традиционном представлении структуры можно выделить два типа семейных отношений.

Первый – авторитарный (лидерство), где руководство и организация всех семейных функций сосредоточены в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье.

Второй – демократический (партнерство), который предполагает равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем, более прогрессивный. В последнее время преобладающим становится равенство отношений между супругами.

Со структурой семьи связаны порядок и уклад ее жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом. Нарушение структуры семьи приводит к нарушению ее функций.

Функции семьи – сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. У семьи может быть столько функций, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда реализация этих социетальных функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни – без всякого внешнего принуждения и давления /1, с.46/.

Для молодой семьи важна биологическая – репродуктивная функция, для пожилой – эмоциональная. Репродуктивная (генеративная) функция – биологическое воспроизводство жизни, поддержание непрерывности благодаря рождению детей. Она необходима для продолжения человеческого рода. Функция социальная – общество глубоко заинтересовано, чтобы последующее поколение было количественно больше предыдущего. Это и нравственно-эмоциональная потребность человека. Семья без ребенка ущербна. Функция первичной социализации детей – постепенное введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществу законами.

Медицинская функция или поддержание физического здоровья членов семьи, прежде всего, носит профилактический характер. Она состоит в соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, усвоении гигиенических навыков, проведении оздоровительных мероприятий. Члены семьи должны располагать информацией по вопросам здоровья, своевременно обращаться к медработникам за советами и помощью, выполнять их назначения.

Неблагоприятный психологический климат в семье ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

К началу XX века социальные институты все более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция и армия), функции питания, обеспечения одеждой, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд) /1, с.48/.

Наиболее распространенный тип – нуклеарная семья (от лат. nucleus - ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Она может быть полной и неполной – с одним родителем с детьми. Таких семей около 13%. Если в семье несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки, либо семья братьев и сестер), она называется расширенной, многопоколенной, крупной семьей, их всего 3,4%. 58,4% всех семей имеют детей до 18 лет. Доля малодетных семей (один, два ребенка) в общей численности 58 %, а многодетных — 9,8% (три и более детей).

Разделение семей по семейно-жизненному циклу:

1) по брачному состоянию или возрасту: жизненный путь каждого человека можно представить как добрачный, брачный (новобрачный, повторный, незарегистрированный брак), послебрачный (разведенные, одинокие, не вступившие в брак, вдовствующие);

2) по семейному циклу: молодая семья (с ребенком-первенцем, детьми до трех лет), семья среднего возраста, пожилых и престарелых.

Разделение семей по региональному признаку (городская, сельская). В городах преобладают неполные семьи, национально смешанные. На селе больше многодетных многопоколенных семей, что связано с особенностями ведения домашнего хозяйства, жилищными условиями, этническим составом и т.д.

Разделение семей по уровню доходов. Семьей с высоким доходом считается та, которая может позволить себе пользоваться платными услугами в социальной сфере. Уровень благосостояния благополучной семьи на 15 — 20 % выше среднего; такая семья решает свои проблемы самостоятельно, без посторонней помощи.


2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ


2.1 Перспектива отмирания семьи и ее кризис


Признаки ослабления семейных связей усматривается в следующих фактах: 1) все быстрее и быстрее растущий процент разводов и «разлучений от стола и ложа», 2) уменьшение самого числа браков, свидетельствующее о том, что все больше и больше становится лиц, не желающих связывать себя современными узами «законного брака», 3) рост «внебрачных» союзов мужчины и женщины, 4) рост проституции, 5) падение рождаемости детей, 6) освобождение женщины из-под опеки мужа и изменение их взаимных отношений, 7) уничтожение религиозной основы брака и 8) все более и более слабая охрана супружеской верности и самого брака государством /6, с.7/.

Тенденции кризиса семьи можно выразить в следующих показателях. Резкое падение количества заключаемых браков. Так, в настоящее время во Франции только 25% женщин до 35 лет состоит в зарегистрированном браке. Снижение брачности связано, в первую очередь, с откладыванием браков. Откладывание браков не сопровождается откладыванием начала сексуальных отношений, уменьшением сексуальных добрачных контактов, что неизбежно ведет к числу абортов, особенно при первой беременности, увеличению числа случаев вторичного бесплодия, внебрачных рождений и отказов от рожденных детей.

Увеличение числа одиночек. В Париже зарегистрировано больше холостяцких семей (один взрослый), чем супружеских пар. Старение населения приводит к увеличению количества вдовцов и особенно вдов. Растет число молодых людей, живущих в одиночестве, и женщин, которые должны хотят одни воспитывать детей. Общественное содействие и предоставление различных пособий на малолетних детей позволяет жить одному или в одиночку воспитывать детей.

Снижение детности семей. В ФРГ треть населения брачного возраста (25–55 лет) не замужем и не женаты. Из оставшихся двух третей в свою очередь треть бездетны. Из остальных подавляющее большинство — однодетные семьи. Формируется культура бездетности. Растет число тех, кто осознанно выбирает “бездетный” образ жизни. Наблюдается массовый сдвиг от семей, “сосредоточенных на детях”, к семьям, “сосредоточенным на взрослых”.

Таким образом, существование семьи оказывается под вопросом. Исчезают отдельные элементы семьи и соединяющие их связи. В соответствии со структурой семьи подвопросами, конституирующими семейный вопрос, стали женский, детский и мужской вопросы /6, с.8/.


2.2 Порнократия


Замужняя женщина не желает уже более иметь детей. Незамужняя - не хочет более брака. Причина в том, что мужчина стоит дороже, чем он зарабатывает. В своем трактате «Порнократия, или женщины в настоящее время» знаменитый французский анархист П.Ж. Прудон высказал ряд мыслей, касающихся современного ему брака и возможного устройства семейной жизни. Порнократией он называл господство всеобщей изнеженности, поголовное сладострастие. Возвращаются к любви, переменчивой и сладострастной. Союзы становятся временными и длятся недолго. Наступает конец обществу.

Прудон убежден, что нужно восстановить брак, иначе обществу угрожает смерть. Брак составляет основу общества; он дает свободу. Социальный прогресс, писал Прудон, отнюдь не на стороне свободной любви. Моногамный брак — высшее достижение человечества, пришедшее на смену промискуитету, полигамии и конкубинату. Прудон определяет брак как союз силы и красоты. «Соединяясь узами брака при условии взаимной преданности и самоотвержения, мужчина и женщина, каждый в свою очередь, отдаются первый - культу красоты, олицетворяемого его женой, вторая же - кульут силы в лице ее мужа, оба - развитию силы и красоты в своих детях». на коренное различие в качествах между полами опирается закон преданности и самоотвержения: «Преданность за преданность — таковы должны быть результаты взаимного притяжения силы и красоты; таков, в конце концов, должен быть супружеский союз - союз возвышенный, святой, по образцу которого будут позднее заключаться все рыцарские союзы». В силу возрастающей дифференциации все неразрывнее будет становиться их связь, интегрирующая в неделимое целое моногамную семью /6, с.9 – 10/.


2.3 Брачное, бракоразводное и самосохранительное поведение


Брачное поведение состоит как бы из трех частей: чаще всего под ним понимают систему действий и отношений, ведущих к заключению брака (брачный выбор); второй вид – собственно супружеское поведение, которое относится к мужчинам и женщинам, вступившим в брак и ставшим родителями; наконец, третья часть – это такая характеристика конфликтности супружеского поведения, которая ведет к разводу или разъединению. Движущей силой брачного поведения становится потребность в браке и брачном партнере, и доминирование последней над первой означает снижение ценности брака и супружества, поскольку усиливается ценность партнерства или партнерского сожительства.

С другой стороны, при исследовании обстоятельств, ведущих к разводу, отмеченная выше особенность имеет прямое отношение к усилению тенденции к прекращению брака из-за ослабления установок на продление супружества. В условиях кризисного падения ценности семейного образа жизни все беды брака и семьи чисто психологически и в силу природы межличностного общения начинают восприниматься сквозь призму свойств и черт другого супруга. Неустойчивость семьи как института ощущается в появлении ряда проблем семьи, но успех решения их ставится в зависимость от индивидуальных качеств партнера. Институт семьи не находит поддержки среди социальных институтов, поэтому растут разводы, но на уровне разводящихся супругов это продуцирует массовость ссылок на несходство характеров.

В социологии самосохранительное поведение определяется как система действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла, на продление срока жизни в пределах этого цикла. В основу изучения индивидуального поведения, опосредующего жизнь и смерть, здоровье и продолжительность жизни, А.И. Антоновым была положена концепция диспозиционной регуляции социального поведения. В общих чертах казалось ясным, что конечные результаты, связанные с сохранением здоровья и жизни членов семьи, обусловлены (разумеется, при прочих равных условиях) состоянием семейных отношений и спецификой определения ситуаций образа жизни.

При исследовании ориентации на сроки жизни трудно оценить их действенность, так как в принципе нельзя до смерти индивида определить степень реализации этих ориентации по главному результату самосохранительного поведения – продолжительности жизни. Конечно, по числу уже прожитых лет можно судить об этом, так сказать, ретроспективно, но для этого в выборке следует представить все необходимые для анализа возрастные группы (что увеличивает объем выборки и трудоемкость исследования).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Начиная с исследований Бахофена, Мак-Леннана, Моргана, Конта, Дюркгейма и кончая Вебером, классическая социология трактует семью как историческую категорию, подверженную структурным и функциональным изменениям.

Контовская социология рассматривала семью как универсальный социологический элемент. Общество образуется из совокупности семей. Важнейшая функция семьи – обеспечение преемственности поколений. Продолжая позитивистские идеи Конта, Дюркгейм включает семью в универсальный природный порядок. Велика роль семьи в системе общественной солидарности. Аномия наносит огромный ущерб внутрисемейной солидарности и грозит нарушением целостности института семьи. Методология Вебера, определившая типы социального действия, серьезно углубила представление о внутрисемейном взаимодействии. В классической социологии основательно разработан вопрос о месте семьи в общественном разделении труда.

Важнейшие функции семьи: демографическая (воспроизводство населения), экономическая, социальная, культурная и др. Общество и государство заинтересованы в благополучии семьи, они выполняют совместную деятельность, взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Проанализировав феномен семьи на современном этапе можно наблюдать острые социальные проблемы семьи, выражающиеся в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Решая социальные проблемы семьи, материнства и детства, социальный работник должен не только помогать семье пережить трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной семейной политики, но и научить семьи самопомощи и взаимопомощи, которые дают больший эффект, чем самые щедрые пособия. Нужно помнить, что морально всегда лучше собственный заработок, чем социальное иждивение. Программа развития малого и среднего семейного бизнеса, помощь муниципальных органов в этом деле могут позволить многим семьям России обеспечить себе достойную жизнь.

Необходимо помнить, что не социальный работник разрешает семейные социальные проблемы клиентов, а семья с помощью социального работника осознает свои проблемы и находит в себе силы их разрешать.

Акцент в работе с семьей, материнством и детством необходимо делать на том, что ребенок и семья должны восприниматься прежде всего не как объекты манипулятивного воздействия, а как субъекты социализирующего взаимодействия. Необходимо обеспечение сосредоточенности действий совместно государственными и негосударственными структурами, на развитие способности семьи к воссозданию и укреплению, а детей – к формированию полноценной, самостоятельной личности и в дальнейшем к самореализации.

Кризис семьи является ценностным кризисом, кризисом ценностей семейного образа жизни: ослаблением мотивов брака, откладыванием браков, увеличением возраста вступления в брак, ростом сожительств и разводов, сокращением периода деторождения и семейного цикла в целом, массовым распространением малодетности и социальной патологии, связанной с ухудшением семейной социализации новых поколений.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1 Антонов А.И. Социология семьи: Учебник / А.И. Антонов. – 2-е изд., - М.: 2005. – 640 с.

2 Антонов А.И. Микросоциология семьи /А.И. Антонов. М.: 2005. – 368с.

3 Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.

4 Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие /А.Р. Михеева. Новосибирск, 2001. 74 с.

5 Семейный Кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 года // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).

6 Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие /Е.А. Тюгашев. – Новосибирск, 2006. – 194 с.

7 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Холостова, д.и.н., проф. Сорвина. – М, 2004. – 427 с.

8 Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие /Е.М. Черняк. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. – 238 с.

Похожие работы:

  1. • Семейная педагогика
  2. • Современная семья и ее проблемы
  3. •  ... основы социальной работы по охране семьи
  4. • Система социальной защиты семьи
  5. • Основные подходы к социологическому исследованию семьи
  6. • Проблемы семьи
  7. • Семья: быт и проблема образа жизни
  8. • Педагогическая культура семьи, её воспитательный ...
  9. • Социологический анализ социальных проблем современной ...
  10. • Социология семьи как наука. Концептуальные подходы к ...
  11. • Семья и ее основные функции, типология
  12. • Семья как социальный институт. Социология семьи
  13. •  ... социального педагога с детьми из неполной семьи
  14. • О современной семье и ее воспитательном потенциале
  15. • Молодая семья как объект социальной работы
  16. • Социально-педагогическая работа с семьей
  17. • Социальная работа с семьей
  18. • Проблемы молодой семьи
  19. •  ... сопровождение воспитания толерантных отношений в семье
Рефетека ру refoteka@gmail.com