Узбекское Агентство Почты и Телекоммуникаций
Ташкентский Электротехнический Институт Связи
Кафедра Менеджмента и Маркетинга
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«ЭФФЕКТИВНОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ
ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»
Проверил : Журавлева О. И.
Выполнил: студент группы Э-25
Батиров Ахмад
ТАШКЕНТ - 2001
Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ 2
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 4
2.1 Понятие и сущность инвестиций 4
2.1.1 К проблеме определения термина 4
2.1.2 Виды инвестиций 5
2.1.3 Инвестиции и капитал 6
2.1.4 Когда инвестирование имеет смысл 7
2.1.5 В чем суть категории «инвестиции» 8
2.2 Инвестиционная политика в условиях либерализации экономических реформ в Узбекистане 10
2.2.1 Проблемы инвестиционной политики 10
2.2.2 Методы определения эффективности инвестиций 12
2.2.3 Повышение качества проектно-сметного дела 14
2.2.4 Инвестиции и инновации 17
2.3 Иностранные инвестиции в экономике Узбекистана 18
2.3.1 Иностранные инвестиции: общая оценка 19
2.3.2 Стратегия привлечения 21
2.3.3 Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций 23
2.3.4 Предприятия с иностранными инвестициями 27
2.3.5 Инвестиционная программа – 2001 30
3. АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 33
3.1 Диагностика ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA» 33
3.2 Анализ процесса привлечения инвестиций 35
4. ПРОЕКТНЫЙ РАЗДЕЛ 38
4.1 Практические предложения 38
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
7. ПРИЛОЖЕНИЯ 43
ВВЕДЕНИЕ
«...следует создать еще более благоприятные законодательные условия, гарантии и экономические стимулы для широкого привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, прежде всего прямых инвестиций. Необходимо добиваться, чтобы иностранные инвестиции активно участвовали в структурных преобразованиях нашей экономики, ускорении технического перевооружения и модернизации производства»[1].
Сегодня стало очевидно, что необходимым условием устойчивого развития республики является высокая инвестиционная активность, которая достигается за счет привлечения и эффективного использования внутренних и внешних ресурсов.
Дальнейшая либерализация экономики, расширение экономических свобод хозяйствующих субъектов и масштабов частной собственности во всех сферах народного хозяйства, укрепление международных экономических связей стимулируют успешное осуществление работ по привлечению и использованию иностранных инвестиций.
За годы независимости (1991-2000гг) общий объем иностранных капиталовложений в экономику республики превысил $10 млрд. Опыт показывает, что иностранные инвестиции, соединяясь с национальными природными производственными и трудовыми ресурсами, создают высокий совокупный эффект при внедрении прогрессивных технологий, современных методов управления и организации производства, более активном вовлечении в хозяйственный оборот местных, зачастую ранее неиспользованных богатств. Иностранные инвесторы не только вкладывают свои средства в национальные предприятия, реконструируют и технически перевооружают их, но и открывают доступ к мировым рынкам сбыта, что улучшает адаптацию хозяйствующих субъектов к цивилизованным рыночным отношениям, помогая поднять их производственную и финансово- хозяйственную деятельность до соответствующих мировых стандартов. Поэтому стимулирование иностранных инвестиций, повышение эффективности их использования обуславливают их необходимость сохранить и улучшить благоприятные условия и преференциальный рынок в республике.
Мировой опыт достаточно убедительно показывает, что привлечение и использование иностранных инвестиций способствует развитию экономики и служит мощным стимулом социально-экономических реформ.
Мысль о том, что инвестиции являются двигателем экономики,
обеспечивающим ее движение вперед, - это аксиома любой экономической
теории. Каждое государство должно прилагать усилия для привлечения в первую
очередь в сферу материального производства как отечественных, так и
иностранных инвесторов. С этой целью разрабатывается и реализуется
определенная инвестиционная политика, формируется соответствующий
инвестиционный климат. Экономические реформы, последовательно
осуществляемые в независимом Узбекистане, предполагают достижение
рациональных отраслевых, воспроизводственных и территориальных пропорций,
развитие интеграционных процессов, обеспечение экономического роста и др.
Решение всей совокупности указанных проблем тесно связано с проведением
соответствующей инвестиционной политики, формированием действенной системы
регулирования и поддержки инвестиционных процессов.
Целью данной курсовой работы является определение сути категории
«инвестиции», существующих проблем, а также стратегии привлечения
иностранных инвестиций в экономику республики Узбекистан на примере
Общества с ограниченной ответственностью «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA».
ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA» - бывший Государственный Проектный
Институт «Узтяжпромэлектропроект», существует как самостоятельная проектная
организация с 1951 года и является старейшей в Средней Азии
специализированной организацией по проектированию и наладке
электрооборудования промышленных предприятий, преимущественно тяжелой
индустрии.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Понятие и сущность инвестиций
К проблеме определения термина
Понятие «инвестиции» используется как в широком, так и в узком смысле
этого слова. Однозначно определить его содержание и сущность очень сложно.
В разных разделах экономической науки, а также применительно к различным
направлениям практической деятельности в него вкладывается разный смысл,
исходя из особенностей сферы и объектов приложения.
Дословно в переводе с латинского слово «invest» обозначает
«вкладывать».
Содержание понятия «инвестиции» в Законе Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности» определяется как «материальные и нематериальные блага и права на них, вкладываемые в объекты экономической и иной деятельности»[2].
Рассматривая сущность этой категории, следует отметить, что в
современной литературе очень часто встречается отождествление ее с понятием
«капитальные вложения». В этих случаях инвестиции определяются как вложения
средств в воспроизводство основных фондов, однако это не совсем корректно,
так как вложения делаются и в оборотные активы, и в отдельные виды
нематериальных активов, и в различные финансовые инструменты.
На макроэкономическом уровне под инвестициями понимают часть затрат, направленных на воспроизводство средств производства, прирост жилого фонда, товарных запасов и т. п., то есть не потребленную в текущем периоде часть валового внутреннего продукта, направленную на прирост капитала.
На макроуровне и в теории производства под инвестициями имеют в виду процесс организации воспроизводства нового капитала, в том числе средств производства и интеллектуального потенциала.
В теории финансов инвестиции связываются с приобретением реальных или финансовых активов, то есть по существу это современные затраты с целью получения доходов в будущем. Другими словами, это обмен определенной сегодняшней стоимости на, возможно, неопределенную будущую стоимость[3]. В экономике в целом инвестиции трактуются как процесс накопления капитала. В последнем определении в качестве основного критерия отражаются будущие интересы и связанные с ними риски.
Виды инвестиций
Инвестиции дифференцируются на базе самых различных признаков:
выделяют чистые, связанные с необходимостью увеличения основного капитала,
и валовые, обусловленные необходимостью возмещения износа основных фондов.
Инвестиции выделяются по объектам приложения. Этими объектами могут быть:
имущество, финансовые инструменты, нематериальные ценности. По направлению
действия инвестиций можно выделить: замену, расширение, рационализацию,
обновление состава фондов и т. п. С точки зрения целей и связанных с ними
рисков бывают инвестиции: венчурные (рисковые) прямые, портфельные и
аннуитет. Формой венчурного капитала является выпуск новых акций,
производимых в новых сферах деятельности, связанных с большим риском.
Рисковый капитал включает в себя различные формы: ссудный, акционерный,
предпринимательский.
Прямые инвестиции представляют собой вложения в уставный капитал экономического субъекта с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении данным хозяйствующим субъектом. Портфельные инвестиции представляют собой совокупность собранных воедино различных ценностей, служащих для достижения инвестором конкретной цели. Аннуитет – инвестиции, приносящие инвестору определенный доход через регулярные промежутки времени.
С точки зрения субъектов инвестирования различают частные инвестиции, осуществляемые за счет собственного частного капитала, займов (включая облигационные), а также привлеченного капитала; и государственные инвестиции, реализуемые за счет бюджетных ассигнований, долгосрочных ссуд и других привлеченных ресурсов. В зависимости от отношения к коммерческому риску всех субъектов, производящих какие-либо вложения, можно подразделить на инвесторов, предпринимателей, спекулянтов и игроков. Инвестор, вкладывая капитал, заинтересован в предельной минимизации риска, предприниматель - учитывает возможность риска, спекулянт - готов идти на определенный, заранее рассчитанный риск, игрок - готов идти на любой риск.
Инвестиции и капитал
Если рассматривать инвестиции в свете категории стоимости, то можно сказать, что на уровне предприятий они направлены на увеличение стоимости имущества собственника, а на уровне акционерных обществ - на увеличение стоимости доли в акционерной собственности. Иначе говоря, в любом случае целью инвестиций является капитализация стоимости и осуществление накоплений.
Однако в отличие от различных форм капитала (ссудного, акционерного, предпринимательского) инвестиции направлены на минимизацию риска потерь, хотя и связываются с определенными рисками.
Таким образом, инвестиции представляют собой связывание капитала в определенный процесс на определенное время с целью сохранения его настоящей стоимости или приумножения ее в будущем. Инвестиции - это, по сути, отказ от современного потребления с целью накопления в счет будущих потреблении.
Экономисты подразделяют инвестиции на:
• реальные (капиталообразующие) прямые;
• портфельные;
• финансовые;
• интеллектуальные нематериальные[4],
В Законе «Об инвестиционной деятельности» инвестиции дифференцированы по объекту назначения. Соответственно выделяются:
• капитальные (в реальные активы);
• инновационные - (на разработку и освоение нового поколения техники и новых технологий);
• социальные (в развитие человеческого потенциала, навыков, производственного опыта, в иные формы нематериальных благ).
Инвестиционные решения, принимаемые на микроуровне, как правило,
относительно автономны. Эти решения различны по мотивам, масштабам и целям
и приводят к соответствующим финансовым последствиям, которые, как правило,
просчитываются, прогнозируются и служат критерием выбора. С точки зрения
выбора сферы деятельности ее финансовой политики для финансиста и инвестора
важно располагать информацией о степени воздействия макроэкономического
цикла на положение дел в устойчивых, циклических и растущих отраслях[5].
Эта информация необходима для принятия решений в области инвестиционной
политики на уровне предприятия, т. к., выбирая ту или иную инвестиционную
политику, оно реализует свои возможности в прогнозировании долгосрочных
тенденций экономического развития и адаптации к ним.
Когда инвестирование имеет смысл
Вложение средств в производство, в ценные бумаги и т. п. целесообразно, если:
• чистая прибыль от данного вложения превысит чистую прибыль от помещения средств на банковский депозит;
• рентабельность инвестиций будет выше уровня инфляции;
• рентабельность данного проекта с учетом временной стоимости денег будет выше рентабельности альтернативных проектов;
• рентабельность активов предприятия после осуществления проекта увеличится (или, по крайней мере, не уменьшится) и в любом случае превысит среднюю расчетную ставку по заемным средствам;
• рассматриваемый проект соответствует генеральной стратегической линии предприятия с точки зрения формирования рациональной ассортиментной структуры производства, сроков окупаемости затрат, наличия финансовых источников покрытия издержек, обеспечения стабильных, но скромных, либо, наоборот, концентрированных, но оттянутых во времени поступлений и т. п.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что, несмотря на наличие подобных общих принципов, определение главных для того или иного хозяйствующего субъекта критериев выбора инвестиционной политики всегда весьма субъективно и зависит от преследуемых на данном конкретном этапе стратегических финансовых целей.
Однако при любой степени субъективности финансовый менеджер, принимая решение, должен учитывать временную стоимость денег, рискованность проекта и его привлекательность по сравнению с альтернативными возможностями вложения средств в плане максимизации доходов и увеличения имущества при приемлемой степени риска.
В чем суть категории «инвестиции»
Таким образом, принятие решений об инвестициях основывается на анализе соотношения ожидаемой доходности и риска. Поэтому, определяя сущность инвестиций, на наш взгляд, всегда следует помнить о том, что они связаны с различного рода рисками и ожидаемыми доходами.
Способность денег приносить доход зависит от источников их поступления и направлений их применения, то есть от того, откуда деньги приходят и во что они инвестируются. Следовательно, прослеживается неразрывная связь между надежностью источников капитала и правильностью инвестирования средств. По этим признакам инвестиции отличаются от других вложений.
В популярнейшем учебнике «Инвестиции», одним из авторов которого
является лауреат Нобелевской премии по экономике (1990 год) У. Ф. Шарп,
инвестиции определяются как отказ от определенной ценности в настоящий
момент с целью получения ценности (возможно, неопределенной) в будущем[6].
Смысл термина «инвестирование» авторы этого пособия трактуют так:
«Расстаться с деньгами сегодня ради получения прибыли в будущем»,- и
считают, что инвестировать средства можно либо в реальные, либо в
финансовые активы[7]. То есть, содержание инвестиций состоит в том, что они
вовлечены в процесс движения капитала, точнее, сам процесс движения
капитала отражает сущность инвестиций. Создающийся в этом движении прирост
капитала должен быть достаточным для компенсации инвестору его отказа от
использования имеющихся средств на потребление в настоящее время и
вознаграждения его за риск возмещения потерь от инфляции в будущем.
Из вышесказанного вытекает, что инвестиции - понятие значительно более емкое, чем «капитальные вложения». Инвестиции вовлекаются в процессы движения капитала. Они связываются на определенное время под конкретные активы. Их основная цель - сохранение стоимости капитала или его приумножение, а их главное отличие от капитала заключается в том, что по ним прогнозируется риск и определяется норма отдачи.
Инвестиционная политика в условиях либерализации экономических реформ в
Узбекистане
Проблемы инвестиционной политики
В первые годы после обретения независимости инвестиционная активность резко снизилась из-за нестабильной нормативно-правовой базы, быстрой инфляции, спада производства и жесткой, налоговой политики. Однако в результате формирования стратегии экономических реформ, создания полноценной правовой и финансовой системы начиная со второй половины 1995 г. наметилось заметное возрастание объемов капитальных вложений. В 1999 г. их общий объем достиг 503215 млрд. сумов, то есть увеличился по сравнению с предыдущим годом в 1,3 раза. Более 2/3 совокупных инвестиций освоено в производственной сфере. Из них на приобретение оборудования и современных технологий направлено более 30%. Объем иностранных инвестиций в 1999 г, составил более 23332 млрд. сумов, хотя их доля по сравнению с предыдущим годом несколько уменьшилась (на 2,9%).
В общем объеме капитальных вложений увеличивается удельный вес средств
предприятий и организаций. В 1999 г. этот показатель составил 22,8%.
Банковские кредиты возросли с 10% в 1995 г. до 28,6% в 1999 г., а средства
населения соответственно с 6,5% до 22,8%.
Хотя проводимая в годы независимости инвестиционная политика была, прежде всего, нацелена на преодоление имеющихся структурных диспропорций и решение социальных задач посредством выбора инвестиционных приоритетов, нерешенных проблем в данной сфере еще немало.
К ним относятся слабое развитие наукоемких отраслей, низкий технический и технологический уровень производства, сырьевая направленность экономики, ее слабая восприимчивость к нововведениям.
В то же время воспроизводственные пропорции капитальных вложений недостаточно благоприятствуют изменению ситуации. Так, из общего объема освоенных в 1999 г. инвестиций 62% были направлены на новое строительство и расширение, тогда как на техническое перевооружение, реконструкцию и поддержание действующих мощностей - 38%, что явно недостаточно.
Нерациональной представляется и территориальная концентрация
капитальных вложений. Из общего объема освоенных в 1999 г. инвестиций более
58% приходится на г. Ташкент и Ташкентскую область, в то время как на
развитие хозяйства других административно-территориальных единиц республики
направлено крайне мало: на Каракалпакстан, Кашкадарьинскую и Джизакскую
области приходится соответственно 1,8%, 1,8% и 1,7%. Удельный вес других
областей - от 2,4% до 5,6%. И при таких явно недостаточных объемах не во
всех областях четко определены приоритеты развития экономики с учетом
специфики и освоенности территории и роль отдельных регионов в решении
хозяйственных задач.
В целях выравнивания социально-экономического развития отдельных районов в плане освоения занятости и доходов на душу населения, видимо, целесообразно пересмотреть сложившуюся практику территориального распределения инвестиционных ресурсов.
В современных условиях инвестиционная политика должна быть нацелена на интенсивное воспроизводство, предполагающее создание условий для рационального обновления, действующего производственного аппарата на основе внедрения наиболее прогрессивных видов техники и технологий, современных методов организации и управления. В промышленности страны ведущее место должны занять наукоемкие отрасли, конкурентоспособные, высокотехнологичные и экологически чистые производства. В настоящее время при сложившемся соотношении затрат (58%; 32%) на строительно-монтажные работы и на приобретение оборудования решение данного вопроса представляется весьма затруднительным. Только при резком увеличении доли инвестиций, вложенных в приобретение оборудования, станут возможными существенные положительные сдвиги в техническом уровне производства, а значит, и улучшение качественных характеристик выпускаемой продукции.
В этих условиях требуется заметная активизация инвестиционного процесса, от успешного осуществления которого во многом зависит действенность создаваемого экономического механизма и особенно наращивание производственного потенциала республики.
В свою очередь, повышение инвестиционной активности и ускорение структурной перестройки экономики всецело зависит от объемов и сроков накопления инвестиционных ресурсов, формируемых на основе разумной бюджетной, налоговой, амортизационной и кредитной политики. Кроме того, следует шире привлекать нетрадиционные источники финансирования, среди которых иностранные инвестиции, валютные займы и кредиты, использование лизинга и франчайзинга.[8]
Методы определения эффективности инвестиций
Углубление экономических реформ, проводимых в республике, ставит целый ряд экономических, правовых и методологических проблем, связанных с анализом и оценкой эффективности долгосрочных вложений.
В Узбекистане становление новых экономических отношений происходит в условиях формирования новой нормативно-правовой базы, еще недостаточно подкрепленной методически.
В новых условиях хозяйствования требуется такая методика, в которой учитывались бы социально-экономические, территориальные и природно- климатические особенности Узбекистана, международная практика и разработки стран СНГ. Кроме того, она должна реагировать на изменения в сметной стоимости строительства объектов, вызванные различиями в природно- климатических условиях республики.
В настоящее время потенциальные инвесторы, особенно иностранные, хотя и располагают методическим инструментарием для проведения укрупненных оценок, но не имеют достаточной информационной базы, отражающей природно- климатические и региональные особенности республики, что чревато существенными просчетами и ошибками.
При разработке методологии и методики определения эффективности как внешних, так и внутренних инвестиций следует планировать получение от капитальных вложений не только разовой выгоды, но и достижение так называемого «цепного эффекта». Это означает, что продукция конкретного - предприятия или цеха, сооруженного в результате привлечения инвестиций, должна давать эффект не только в данной отрасли, т. е. в первом круге использования, но и во всех сферах народного хозяйства, с ним связанных, при этом вынуждая их внедрять новую технику и прогрессивную технологию, а также самые новые достижения науки и техники, повышая в целом эффективность производства, способствуя тем самым решению социально-экономических задач.
Усиление общественного эффекта инвестиций представляет собой сложную и
многогранную социально-экономическую проблему. Она охватывает все аспекты
экономики; ее сущность может быть определена как достижение максимальных
результатов при наименьших затратах труда, материальных и денежных средств.
В конечном итоге повышение общественного эффекта должно обеспечивать
возрастание национального дохода и, как следствие, повышение жизненного
уровня населения Узбекистана.
Если величина капитальных вложений зависит от роста национального дохода и его доли накопления, то величина физического объема национального дохода в свою очередь определяется тем, насколько эффективно используются капитальные вложения и создаваемые благодаря им основные производственные фонды.
Следует особо подчеркнуть роль изучения фактической эффективности капитальных вложений. Анализ отчетных материалов министерств, ведомств, проектных и научно-исследовательских институтов, строительных организаций не только позволяет выявить экономические результаты уже авансированных из фонда накопления средств и, частично, амортизационных отчислений, но и разработать кардинальные меры по повышению эффективности как иностранных, так и внутренних инвестиций и критически оценить теоретические концепции, выдвинутые в годы советской власти.
Для этого необходимы тщательный анализ данных отчетов об осуществленных и подлежащих осуществлению капитальных вложениях, оценка правильности их направления, выявление недостатков и определение путей их исправления. Такой анализ конкретного материала, несомненно, явится наиболее надежным источником дальнейшего совершенствования методов определения эффективности вложений; попытки улучшения этих методов вне анализа фактических данных неизбежно оказываются бесплодными и обреченными на провал. При освоении иностранных и внутренних инвестиций необходимо добиваться того, чтобы экономическая результативность, заложенная еще на стадии проектирования, распространялась на сферу строительного производства и в течение длительного периода сказывалась на эксплуатационных показателях предприятий[9].
Повышение качества проектно-сметного дела
От качества организации проектно-сметного дела в значительной степени зависит эффективность не только подлежащих освоению, но и уже освоенных в строительном производстве иностранных и внутренних инвестиций, а также технико-экономические показатели действующих и проектируемых предприятий.
Проектирование заводов, фабрик и других производственных и непроизводственных объектов, являясь начальным этапом воспроизводства основных фондов, имеет исключительное значение. Идеи, заложенные в проектах строительных объектов, приобретают в сфере строительного производства и эксплуатации его продукции форму материальных ценностей.
Недооценка проектирования как звена, соединяющего науку с производством, в конечном итоге заметно снижает его качество. Высокое качество проекта обеспечивается такими инженерными и экономическими решениями, которые связывают в единое целое новейшие достижения науки, техники и практический опыт. Эти решения должны безусловно гарантировать технико-экономическую эффективность создаваемого производства, значительное повышение производительности труда, разумное размещение предприятия на территории республики, решение проблем социального характера. Степень эффективности проектных решений в значительной степени зависит и от организации системы информации.
В проводимой министерствами, ведомствами и научными организациями инновационной политике ощущается явная недооценка технологической модели связи науки с производством, в соответствии с которой обязательным связующим звеном между ними выступает проектирование. Зачастую этот факт игнорируется и предпринимаются попытки внедрить результаты исследований непосредственно в производство, что в принципе невозможно без соответствующей их доработки в сфере проектирования. В практике реализации инновационных достижений необходимо опираться на опыт таких выдающихся ученых Узбекистана, как академики X. А. Абдуллаев, А. С. Садыков, которые при внедрении научных достижений всегда учитывали значимость процесса проектирования.
Прекрасные климатические условия Узбекистана в сочетании с его огромными минерально-сырьевыми и трудовыми ресурсами являются важным фактором повышения эффективности капитальных вложений. Однако если влияние природных ресурсов и форм организации производства на эффективность капитальных вложений традиционно учитывается в экономических расчетах, то климатическому фактору пока не уделяется должного внимания ни в научных исследованиях, ни в практике проектирования и строительства. До сих пор не разработана методика измерения эффекта, получаемого при проектировании и строительстве за счет рационального использования климатического фактора (в конкретных условиях каждой области республики).
Мягкий климат Узбекистана и других стран Средней Азии позволяет широко применять облегченные конструкции (например, асбоцементные волнистые листы) для ограждений, монтировать некоторые виды машин и механизмов на открытых и полуоткрытых площадках, размещать транспортные ленты на открытых эстакадах, что значительно сокращает затраты не только при строительстве, но и при эксплуатации предприятий.
Перечисленные возможности резко увеличивают долю средств, направляемых на закупку дополнительного оборудования, что, в свою очередь, улучшает материально-вещественную структуру инвестиций, т. е. повышает техническую вооруженность труда, являющуюся синтетическим показателем инновационного процесса. Однако среди климатических факторов имеются и отрицательные. Это, прежде всего сейсмичность ряда территорий и просадочность грунтов: они нередко приводят к удорожанию сметной стоимости строительства.
Предварительные расчеты показывают, что 1,5% территории республики относится к районам с сейсмичностью в 9 баллов, 3,7% - 8 баллов, 23,3% - 7 баллов, 34,6% - 6 баллов и 37% - к несейсмичным.
Просадочные грунты распространены весьма незначительно: из 44991,4 тыс. га территории республики только 1460 тыс. га (около 3,1%) имеют просадочные грунты.
С учетом всех названных условий и в целях улучшения территориального размещения производительных сил необходимо разработать новые варианты типовых проектов для средних и малых предприятий, которые смогут инвестироваться как внутренними, так и внешними инвесторами. В этих проектах должен быть указан (в зависимости от выбора варианта размещения) экономический эффект за счет правильного использования природно- климатического своеобразия района строительства.
Такие проекты должны разрабатываться в каждом министерстве, ведомстве, городском, областном хокимиятах. Это значительно повысит инвестиционную привлекательность подобных проектов не только для иностранных, но и для отечественных инвесторов и создаст предпосылки для реального увеличения средств, вкладываемых в народное хозяйство республики[10].
Инвестиции и инновации
Инвестиции и инновации являются довольно тесно смыкающимися структурными элементами рынка, следовательно, любая инвестиционная тактика, которую осуществляет то или иное предприятие, будет определенным образом связана с инновационной деятельностью.
В данном контексте надо иметь в виду еще одно весьма важное
обстоятельство: выход на передовые позиции экономического развития в начале
XXI века неизбежно вызовет новую научно-техническую революцию, а та, в свою
очередь, - инновационно-инвестиционный бум, который будет направлен на
обновление основного капитала на принципиально новой конкурентной основе.
Следовательно, капиталовложения без инноваций невозможны, поскольку не
имеет смысла воспроизводить устаревшие в техническом и технологическом
отношении производства. Однако инноваций без капиталовложений не
существует. Уже сегодня стало реальностью формирование тесно
взаимосвязанных инвестиционного и инновационного рынков, что помогает
ресурсному обеспечению насущных видов инновационной деятельности.
В связи с трудностями переходного периода государственный и местные бюджеты пока не в состоянии выделить средства на долгосрочное инновационно- техническое перевооружение действующих производств. Поэтому основная тяжесть финансирования этой деятельности ложится на самих собственников капитала и товаропроизводителей. Однако многие из них сегодня, прежде всего, озабочены «выживанием» и уделяют мало внимания производственным инвестициям и нововведениям, поскольку это выходит за пределы их ближайших интересов.
Чтобы кардинально изменить ситуацию, товаропроизводители и собственники капиталов должны наряду с детальным изучением рыночной конъюнктуры, изысканием внутренних резервов для снижения себестоимости продукции разрабатывать собственную инновационно-инвестиционную программу с конкретными предложениями, адресованными как потенциальным иностранным инвесторам, так и отечественным кредитно-инвестиционным институтам.
Безусловно, большой экономический интерес для развития инновационного процесса представляют зарубежные инвестиции, привлечению которых может способствовать предоставление относительно дешевой, но квалифицированной рабочей силы и стабильного рынка сбыта в Узбекистане. Но для этого необходимо усилить реальные гарантии сохранности и возврата иностранных кредитов и инвестиций, которые будут обеспечиваться отечественными страховыми организациями на внутреннем рынке республики. В качестве материального обеспечения зарубежных кредитов и инвестиций, видимо, целесообразно использовать республиканские авуары в заграничных банках, а также вкладывать валюту в совместное производство за рубежом.
Подводя итог сказанному, можно сделать однозначный вывод: осуществление рыночных реформ в Узбекистане, включая углубление процессов приватизации, достижение макроэкономической стабилизации и обеспечение устойчивого экономического роста, коренные структурные преобразования в национальном народнохозяйственном комплексе неразрывно связаны с проведением активной инвестиционной политики, значение которой еще более усилится при вступлении нашей независимой страны в XXI век[11].
Иностранные инвестиции в экономике Узбекистана
В осуществлении структурных преобразований экономики Узбекистана иностранные инвестиции играют чрезвычайно важную роль, поскольку производительные силы республики нуждаются в крупных капиталовложениях для модернизации и реконструкции, а внутренние источники финансирования инвестиций недостаточны. Поэтому привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций преследует стратегические цели и является одним из важнейших направлений проводимой государственной политики[12].
Основная задача государства заключается в создании благоприятных условий для вложения капитала. Наша страна имеет все необходимое, чтобы привлечь значительные иностранные инвестиции:
> сформированную законодательную базу, определяющую правовое поле для предпринимательства, защиты частной собственности и конкуренции;
> созданную инфраструктуру поддержки инвестиционного процесса;
> политическую стабильность;
> выгодное географическое положение;
> богатые минерально-сырьевые ресурсы, а также потенциал развития агропромышленного сектора;
> квалифицированные трудовые ресурсы;
> достаточно емкий рынок сбыта.
Важным фактором инвестиционного климата является система финансово- экономических стимулов и льгот для иностранных инвесторов, которая сориентирована на увеличение прямых иностранных инвестиций в производственную сферу и, в особенности в отрасли и производства, обладающие большим экспортным потенциалом.
Иностранные инвестиции: общая оценка
Общий объем прямых иностранных инвестиций и иностранных кредитов
возрос в 1999 г. по сравнению с 1998 г. на 24%, составив $986,8 млн. Однако
за тот же период приток прямых иностранных инвестиций уменьшился на 37%,
составив $188 млн. Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций
снизилась с 7,6% до 4,6%[13]. В первом полугодии 2000 г. продолжилось
снижение притока иностранных инвестиций. Так, их объем в сумовом выражении
(7,6 млрд. сумов) уменьшился по сравнению с тем же периодом прошлого года в
3,5 раза. В то же время сумма полученных кредитов возросла в 1,5 раза[14].
В 1999 г. был отмечен наибольший приток иностранных инвестиций в
энергетическую отрасль (газ - 30%), транспорт (13%) и сельское хозяйство
(12%) (диаграмма 1). В первом полугодии 2000 г. иностранные инвестиции
активно привлекались в переработку нефти, химическую отрасль и транспорт.
Совокупная доля этих отраслей в общем объеме составила более 54%.
Что касается территориального распределения, то по объемам привлеченных иностранных инвестиций выделяются Ташкентский (40%) и ферганский (26%) регионы (диаграмма 2).
Особо крупные проекты в республике реализуются при государственном мониторинге. При отборе таких проектов предпочтение отдается объектам межотраслевого значения, высокотехнологичным и наукоемким производствам, а также взаимосвязанным технологически производствам.
В результате реализации государственной инвестиционной политики в 2000
году начались пусконаладочные работы на Шуртанском газохимическом
комплексе, завершено строительство предприятия по производству целлюлозы на
ферганском заводе фурановых соединений, расширена первая очередь
Кызылкумского фосфоритного комбината.
В прошедшем году введены в эксплуатацию такие совместные предприятия, как "Хобас-ТАПО" по производству неметаллических труб мощностью 270 км в год, "Узсматана-Сантехника" по производству счетчиков для горячей и холодной воды мощностью 750 тыс. штук в год, цех по производству полиэтиленовых труб мощностью 468 т в год в Самаркандской области, производство универсального фос-форноазотнокислого удобрения мощностью 4,4 т в час в Ташкентской области, производство пищевого спирта мощностью 915 тыс. дал в год в Ферганской области, производство по переработке 600 тыс. штук овчин в год в Ташкентской области, СП "Олтин Дери" по производству 45 тыс. штук кожаных изделий в Андижанской области, СП "Ишк" по производству 2 млн. штук ученических тетрадей в г. Ташкенте, завод по выпуску 390 млн. штук таблеток и 6,6 млн. ампул инфузионных растворов в год в г. Ташкенте и ряд других объектов.
Стратегия привлечения
Дальнейшее углубление экономических реформ подразумевает выработку и
осуществление новой стратегии привлечения иностранных инвестиций,
основанной не на "точечном" инвестировании отдельных отраслей, производств,
а на комплексном, программно-целевом подходе, заключающемся в создании и
реализации целевых или комплексных инвестиционных программ, охватывающих
всю совокупность предприятий различных отраслей, расположенных на одной
территории. Это могут быть территориально-производственные комплексы,
специальные экономические, экспортные или другие зоны. Причем наиболее
важны не текущие краткосрочные программы, а долгосрочные, рассчитанные на
решение стратегически значимых задач либерализации экономики. Как отмечает
Игорь Ансофф: "Цели определяют задачи, а стратегия - способы их
решения"[15].
Подобное понимание инвестиционной политики определяет и основные ее направления:
> активное участие иностранного капитала в структурных преобразованиях экономики, ускорение технического перевооружения и модернизации производств;
> создание необходимых условий для широкой интеграции экономики
Узбекистана в мировую экономическую систему;
> последовательное проведение политики открытых дверей в отношении инвесторов, поставляющих в республику технологии мирового уровня и оказывающих содействие в создании интегрированной структуры народного хозяйства;
> содействие инвестициям, направляемым на производственные проекты, обеспечивающие валютную самоокупаемость;
> поддержание национальной кредитоспособности и обеспечение
Узбекистану репутации первоклассного заемщика;
> содействие инвестициям, направленным на решение социальных и экологических проблем[16].
Указанные направления реализуются по мере формирования необходимых условий и в прямой связи с характером и масштабом общих экономических преобразований. Сейчас в республике создалась благоприятная ситуация для внедрения базисных ресурсосберегающих нововведений в капиталоемкие горнодобывающие и перерабатывающие отрасли, что позволяет снизить чрезмерные ресурсные затраты, особенно в области производства товаров, цены на которые ниже мировых. Внедрение подобных технологий в названных отраслях промышленности создает прочную основу для инвестирования в наукоемкие производства и высокие технологии, поскольку «повсеместным внедрением ресурсосберегающих технологий можно снизить инвестиции в капиталоемкие отрасли, а полученный эффект использовать в наукоемких и высокотехнологичных производствах"[17].
Зарубежный опыт наглядно свидетельствует, что в переходный период инвестиции становятся важнейшим фактором не только реконструкции и обновления, но и создания новых производств и предприятий. Поэтому привлечение и использование зарубежного капитала в экономике Узбекистана представляется существенной закономерностью инвестиционного процесса на современном этапе. При этом привлечение иностранных инвестиций должно осуществляться на основе принципов социально-экономической эффективности, экологической и экономической безопасности, взаимовыгодности и поддержания приоритетности государственной структурной и воспроизводственной политики.
Опираясь на эти принципы, следует определить критерии правильного выбора оптимальных форм инвестиционной деятельности. К этим критериям относятся: сфера деятельности и вид продукции (наукоемкие, технически сложные и т.д.); масштабы проекта (мелкий, средний, крупный); стратегическая цель привлечения (от импорта оборудования до использования производственно-управленческого опыта).
Изучение достоинств и недостатков существующих форм привлечения иностранных инвестиций показывает, что наиболее приемлемыми можно считать прямые инвестиции, так как они характеризуются наличием долговременных интересов инвестора в хозяйстве принимающей страны и обусловливают большую выгоду по сравнению с внешними займами[18].
Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций
Под стимулированием прямых иностранных инвестиций в широком смысле слова можно понимать процесс создания максимально благоприятных условий, гарантий и стимулов для их широкого привлечения в экономику страны. В настоящее время эта задача стала ключевой и требует выработки новых подходов и механизмов для своего решения. А для этого необходимо объективно и самокритично оценить все проделанное. В этом плане следует прежде всего подчеркнуть тот факт, что создана серьезная законодательная база инвестирования.
Это обеспечило такие благоприятные условия для иностранных инвесторов,
как освобождение их от уплаты налога на прибыль в течение семи лет, если
вложенный ими капитал задействован в инвестиционной программе республики.
Иностранные инвестиции не подлежат национализации и реквизиции. Если в
республике будут приняты законы, ухудшающие условия инвестирования, то к
иностранным вложениям еще в течение 10 лет будет применяться
законодательство, действовавшее на момент осуществления инвестиций.
Улучшение общих условий сопровождалось предоставлением ряда льгот ПИИ:
снижены налоговые ставки при росте масштабов инвестиций (их долей) в
уставных фондах; облегчены условия выплаты налогов на прибыль при росте
объема реализации экспортной продукции с 30% и более; в общем объеме
реализации предусмотрено льготное налогообложение предприятий, вкладывающих
свои капиталы в техническое перевооружение; снижены таможенные пошлины при
использовании имущества, ввозимого из-за рубежа на собственные нужды и
др.[19]
Однако наряду с положительными моментами в формировании благоприятного
инвестиционного климата в республике имеются и определенные трудности. В
частности, одной из причин сокращения темпов создания ПИИ и прекращения
деятельности уже созданных, особенно небольших и средних, стал
несовершенный механизм самого привлечения иностранных инвестиций, а также
проблемы с конвертацией выручки. Оценивая инвестиционный климат в нашей
стране, глава представительства Всемирного банка в Узбекистане господин
Дэвис Пирс отмечает: "Можно сказать, что для крупных инвесторов с капиталом
в десятки и сотни миллионов долларов (а таковые привлекаются при участии и
под гарантии правительства) в Узбекистане могут создаваться особые условия
благоприятного "микроклимата", что же касается мелких и средних инвесторов,
то для них нынешние условия вкладывания капитала в Узбекистан, его
эффективного использования и репатриации прибыли не столь привлекательны,
как в ряде других стран СНГ и тем более Центральной Европы. Думаю,
положение можно значительно улучшить, окончательно решив проблемы с
конвертацией валют, основательно либерализовав систему внешней торговли и
укрепив банковскую систему, стимулируя при этом конкуренцию банков»[20].
Экспертный анализ по двум странам с переходной экономикой, проведенный
Европейским банком реконструкции и развития за 1997 г., позволил дать
благоприятный прогноз долгосрочного (на ближайшие 25 лет) экономического
роста Узбекистана. Вместе с тем регулярный рейтинг уровня рыночных
преобразований, рассчитанный по 11 показателям, выявил ряд позиций, по
которым республика отстает. В частности, в сфере регулирования внешней
торговли и обменного курса недостаточна либерализация экспорта и импорта;
несмотря на почти полную конвертируемость текущего счета платежного
баланса, поддерживается множественность (или двойственность) обменного
курса; режим конвертации недостаточно прозрачен. Ниже среднего уровня
показатель эффективности законодательства, так как некоторые нормативные
акты не обладают полной ясностью и имеются случаи их противоречий друг
другу. В области банковской системы насущной потребностью является
улучшение финансового положения банков и налаживание механизмов банковского
надзора, полная либерализация процентной ставки, минимизация льгот для
доступа к дешевому рефинансированию, увеличение доли кредитования частных
предприятий и широкое присутствие частных и иностранных банков[21].
Следовательно, стимулирование прямых иностранных инвестиций обеспечивается, по нашему мнению, осуществлением мер, направленных на совершенствование финансово-кредитных, налоговых рычагов и стимулов, а также такими нефинансовыми методами, как общая оптимизация рыночной инфраструктуры, обеспечивающей нормальное функционирование иностранного капитала. Сюда относятся: обеспечение необходимыми факторами производства, информацией, различного рода коммуникациями, службами управления, транспорта, улучшение банковского обслуживания и т. д.
Таким образом, речь идет о максимальном использовании того благоприятного инвестиционного климата, который сложился в стране. При заключении кредитных соглашений или реализации инвестиционных проектов обнаруживается ряд трудностей, связанных с возникновением дефолта, т. е. проблемы погашения внешней задолженности. Причиной дефолтов является отсутствие или несовершенство реальных механизмов движения инвестиционных проектов, обслуживаемых на всех этапах за счет иностранных кредитных линий.
Для того чтобы предупредить возникновение подобных ситуаций, надо,
чтобы система отслеживания, планирования и контроля имела надежную
статистическую базу, включающую показатели, учитывающие размеры внешних
поступлений во всех формах и во всех секторах национальной экономики.
Также, на наш взгляд, имеет смысл внедрить конкурсный отбор иностранных
кредиторов с тщательным изучением вопроса о целесообразности использования
кредитных линий в зависимости от важности и обоснованности подготовленных
проектов. А для этого нужна их детальная предварительная экспертиза,
проводимая банками и независимыми экспертами.
В целях привлечения иностранных портфельных инвестиций в процесс
приватизации следовало бы разработать принципы их валютной конвертации, а
также выделять специальные группы приватизируемых предприятий для
международных торгов, развивая первичный и вторичный рынки ценных бумаг,
что обеспечит широкие возможности для приобретения иностранными инвесторами
имущественных прав. Осуществление всего комплекса указанных мер будет
способствовать привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики
Узбекистан.
Предприятия с иностранными инвестициями
Характеризует эффективность проводимой инвестиционной политики деятельность предприятий с участием иностранного капитала. Несмотря на сокращение численности действующих ПИИ (предприятий с иностранными инвестициями) (с 1951 до 1910) за год, их вклад в создание валового внутреннего продукта страны в 1999 году остался практически на уровне 1998 года и составил 13% (диаграмма 3).
Прекращение деятельности и ликвидация совместных предприятий происходят не только из-за существующих проблем с доступом к твердой валюте, но и в результате недостаточно продуманных условий учредительных договоров, распределения и страхования возможных рисков, а также часто из- за отсутствия навыков работы с иностранными партнерами.
Рассматривая изменение объема продукции, выпускаемой предприятиями с иностранными инвестициями за последние годы, можно отметить в целом тенденцию роста. Так, за период с 1996 г. по 1999 г. объем продукции ПИИ в сопоставимых ценах 1996 года вырос в 2,8 раза. За 1999 год реальный объем продукции ПИИ увеличился на 12,8%.
Размер уставных фондов ПИИ сократился в 1999 г. по сравнению с 1998 г.
на 23%, что связано с уменьшением численности действующих ПИИ. По данным
Министерства макроэкономики и статистики, практически весь объем
иностранного капитала приходится на прямые инвестиции. Большая часть
вкладов (более 60%) в уставный капитал осуществляется иностранными
партнерами в виде оборудования и технологий.
Наибольший объем торговых операций предприятий с иностранными
инвестициями в январе - августе 2000 года приходился на долю Республики
Корея, Великобритании, Российской Федерации, Турции, Германии, США,
Франции, Японии, Китая, Польши и других стран.
Доля импорта предприятий с иностранными инвестициями в общем импорте
страны имеет тенденцию к понижению, но оставалась в 1999 году достаточно
большой - 33%, С 1996 по 1999 гг. объем импорта ПИИ снизился на 40%
(таблица 1). Однако в объеме выпускаемой продукции доля импорта составляет
более 1/ 3, что свидетельствует о недостаточном использовании местного
сырья.
В структуре импорта, по данным за 8 месяцев 2000 года, машины и оборудование составляют 50,3%, химическая продукция - 15,4%, продовольственные товары - 8,4%, черные и цветные металлы - 4,7%.
В целях сокращения импорта продукции производственного назначения, рационализации валютных расходов государства в сентябре 2000 г. была принята Программа локализации производства изделий и материалов на базе местного сырья на период до 2005 года.
И в 1999 году сохранялась тенденция увеличения в общем объеме экспорта страны доли ПИИ, она уже достигла 11,5%.
В структуре экспорта предприятий с иностранными инвестициями, по
данным за 8 месяцев 2000 года, преобладали машины и оборудование (11,4%),
продовольственные товары (8,4%), хлопокволокно (7,5%), энергоносители
(3,6%) и услуги (3,5%).
Хотя за период с 1996 года объем экспорта ПИИ увеличился в 1,7 раза
(таблица 2) необходимость обязательной продажи части валютной выручки
снижает доходность предприятий. Либерализация валютного рынка также
позволит значительно увеличить экспортные возможности предприятий.
Почти половина предприятий с иностранным капиталом (48,7%) приходится на мелкие с размерами уставных фондов до $10 тыс., 12% имеют уставные фонды от $10 до $59 тыс., 7,2% -от $50 до $100 тыс., 16,4% - от $100 до $300 тыс., 5,1% - от $300 до $500 тыс. Наиболее крупные предприятия с иностранными инвестициями с размером уставного фонда более $500 тыс. составляют 10,7% от общего количества совместных предприятий.
Пятая часть предприятий республики с участием иностранного капитала
приходится на иностранные предприятия и их дочерние компании (100%
уставного фонда). Предприятия с долей иностранного капитала до 10%
составляют 26,7%, соответственно 15% - от 25 до 50% и 16,3% - от 75 до
99,9%. Таким образом, наблюдается относительно равномерное распределение
предприятий, хотя налоговым законодательством стимулируется более высокая
доля иностранного капитала в уставных фондах.
Размер уставных капиталов оставался наиболее крупным в промышленности и в 1999 г., когда ее удельный вес составил 66%. На долю сельского хозяйства, заготовок, народного образования и других отраслей непроизводственной сферы, вместе взятых, приходится чуть меньше 10% уставных капиталов.
Наибольшая доля в объеме производства принадлежит таким отраслям
промышленности, как машиностроение, пищевая и легкая, цветная металлургия
(диаграмма 4).
В 1999 году более быстрыми темпами рос объем продукции ПИИ отраслей информационно-вычислительного обслуживания и черной металлургии.
Распределение ПИИ по областям за рассматриваемые годы существенно не изменялось, по-прежнему на город Ташкент и Ташкентскую область приходится более половины всего объема производства ПИИ республики, чуть более четверти - на Андижанскую область (таблица 3).
В октябре 2000 г. принято постановление Кабинета Министров № 393 "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в создание совместных предприятий", в соответствии с которым введены дополнительные налоговые льготы для предприятий с участием иностранных инвестиций, создаваемых в сельской местности.
В Республике Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента образованы постоянно действующие рабочие группы по координации создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями. В 2001 году намечено создать 74 совместных предприятия[22].
Инвестиционная программа – 2001
Инвестиционная политика в республике реализуется через ежегодно принимаемые государственные инвестиционные программы.
Рассматривая источники финансирования инвестиций в рамках принятой на
2001 г. инвестиционной программы, можно отметить, что на этот год доля
иностранных инвестиций и кредитов под гарантию правительства
(централизованных) составляет 28,5% от всех капитальных вложений, прямых
иностранных инвестиций - 5,2%. При этом за счет собственных средств
предприятий финансируется 22,1%. Бюджетные средства все еще являются
значительным источником финансирования инвестиций - 20,8%.
Из общей суммы инвестиций и кредитов, предусмотренных в адресной программе инвестиционных проектов на 2001 год[23], доля иностранных кредитов под гарантию правительства составляет 82,76%, а прямых иностранных инвестиций и кредитов - 17,24%.
Число проектов, включаемых в адресную часть инвестиционной программы,
сокращается, начиная с 1999 года, что связано с более жесткими требованиями
к качеству проработки проектов, обеспечению их проектно-сметной
документацией и источниками финансирования. Так, в инвестиционную программу
1999 г. вошел 181 проект, 2000 г. - 91, а 2001 г. - 75.
Наибольшую долю инвестиций и кредитов планируется направить в 2001
году в топливно-энергетический (22,9%) и индустриальный (20.7%) комплексы
(таблица 4).
Принимаемые в последние годы инвестиционные программы характеризуются своей социальной направленностью. Так, в 2000 году в социальный комплекс было направлено 7,1% от всего объема инвестиций. Согласно инвестиционной программе 2001 г. в социальной сфере запланировано освоение 14,1% общего объема.
Большое внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса. Так, на долю кредитных линий для его развития приходится более 10% инвестиций и кредитов.
В сводный перечень приоритетных инвестиционных предложений включены
115 проектов с расчетным объемом привлекаемых иностранных инвестиций и
кредитов около $5,9 млрд. Большие инвестиционные возможности имеет
энергетическая отрасль - это проекты по реконструкции и модернизации
Ташкентской, Навоийской, Ново-Ангренской ГРЭС, Мубарекской и Ташкентской
ТЭЦ.
Активная работа по привлечению иностранных инвестиций ведется в химической промышленности. Здесь среди намечаемых проектов - расширение и реконструкция Самаркандского химического завода, строительство Кунградского содового завода, разработка Тюбегатанского месторождения калийных солей.
Так же, как и вышеперечисленными, проектами по развитию ирригации и мелиорации сельского хозяйства предусмотрена поставка технологического оборудования за счет иностранных кредитов и инвестиций.
Несколько проектов АО "Алмалыкский ГМК" (по расширению и реконструкции рудника Кальма-кыр, медной обогатительной фабрики и завода по переработке цветных металлов и др.) намечается осуществить за счет продажи акций иностранным инвесторам.
В то же время, на наш взгляд, увеличить приток иностранных инвестиций помогло бы, во-первых, более полное обеспечение инвесторов необходимой нормативно-правовой, статистической, маркетинговой и другой оперативной информацией, во-вторых, упрощение процедуры экспертизы инвестиционных проектов.
Создание единой доступной базы инвестиционных предложений (в том числе в системе Интернет) значительно облегчило бы поиск партнера и потенциальным инвесторам, и местным предпринимателям.
Кроме того, важнейшим направлением работы является организация специальных обучающих курсов "Как работать с иностранными инвесторами".
Без поддержки банковской системы республики невозможен системный подход к решению этих проблем[24].
АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Диагностика ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA»
1. Общие сведения о предприятии: а) адрес предприятия: 700100, г. Ташкент, Яккасарайский район, улица
Усмана Насыра, 45 б) страна регистрации: Узбекистан в) номер телефона: 55 28 56
2. Вид хозяйственной деятельности: проектная
3. Характер собственности предприятия: коллективная
4. Правовое положение предприятия: Общество с ограниченной ответственностью
5. Принадлежность предприятия по капиталу и контролю: коллективная
6. История образования: год создания: 1951 основные слияния (поглощения), изменения наименований:
1951 – Государственный проектный институт «Узтяжпромэлектропроект»
1974 – Государственный проектный институт «Цветметэлектропроект»
1994 – Коллективное предприятие «Цветметэлектропроект»
2000 - Коллективное предприятие «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA»
2001 (май) – ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA»
7. Основной деятельностью ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA» является:
- Проектно-конструкторские работы для вновь строящихся, реконструируемых или технически перевооруженных предприятий в области внешнего и внутреннего электроснабжения, автоматизированного электропривода, силового и осветительного электрооборудования, автоматизированных систем управления производством (АСУП), технологическим процессом (АУТП), энергоснабжением (АСУЭ, всех видов связи, пожарной и охранной сигнализации, радиофикации, промышленного телевидения;
- Комплексное проектирование энергетических объектов и объектов связи во всех частях (подстанции, узлы связи, линии передач, эстакады, галереи, каналы, туннели и прочее);
- Экспериментально-исследователькие работы в области рационализации и оптимизации режимов электропотребления, сокращение потерь электроэнергии, повышение надежности электроснабжения, нормализации показателей качества электроэнергии;
- Производство монтажных и наладочных работ по вышеназванным направлениям;
- Производство товаров народного потребления, наукоёмкой продукции на создаваемых подсобных производствах и совместных предприятиях;
- Осуществляет деятельность по торговле и закупкам продовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения; в том числе по бартерным сделкам, оказывает посреднические услуги;
- Ведёт работы по строительству и ремонту объектов производственного, жилищного, культурно-бытового, социального и иного назначения;
- Оказывает технические, консультационные, информационные, транспортные, транспортно-экспедиционные и другие услуги предприятиям (объединениям), государственным и общественным организациям, другим формированиям, кооперативам и гражданам;
- В установленном порядке осуществляет внешнеторговую деятельность, в том числе экспорт и импорт товаров, продукции, работ и услуг.
Экспорт:
Договор № 3525/06141 от 8.11.1999 г.
ЧЭЦЗ. Электротехнический цех ТГ-8. Капитальный ремонт электрооборудования РУ-10кВ и РУ-0,4 кВ на 12000 российских рублей. Договор выполнен и оплачен на сумму 36000 рублей. Остальные работы перенесены согласно акта приостановки работ на более поздние сроки.
Договор № 3514/06142 от 20.12.1999 г. ЧЭЦЗ ЭТЦ. Капитальный ремонт
ГПП-I. Корректировка проекта. Замена трансформатора ТДТ-60000 на ТРДН-63000
на сумму 102000 рублей. Работы выполнены и оплачены на сумму 102000 рублей.
Договор 3515/06282 от 20.12.99 г. ЧЭЦЗ СКУ. Капитальный ремонт ТП-9,
РУ-0,4 кВ. Рабочий проект на сумму 120000 рублей. Работы выполнены и
оплачены на сумму 120000 рублей.
Импорт:
Контракт №319 от 02.08.99 с ЗАО «Центрприбор» на сумму 8700 долларов
США на покупку теплосчётчиков.
Анализ процесса привлечения инвестиций
При ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA» намечается регистрация совместного российско-узбекского предприятия по выпуску бытовых и промышленных счётчиков воды и газа, с производством до 40,0 тыс. штук в год.
Учредителями Совместного Предприятия являются:
с российской стороны – Открытое акционерное общество «Арзамасский
приборостроительный завод»
Юридический адрес: Российская Федерация, Нижегородская область, г. Арзамас,
улица 50 лет ВЛКСМ, дом 8.
с узбекской стороны - ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA»
Юридический адрес: Республика Узбекистан, г. Ташкент, Яккасарайский район,
улица Усмана Насыра, дом 45.
с узбекской стороны – Совместное предприятие «АЛЬ БАЙ МЕТАЛЛ»
Юридический адрес: Республика Узбекистан, г. Ташкент, Сергелийский район,
Южный промцентр.
Основными направлениями деятельности предприятия являются:
- международное сотрудничество в области разработки и внедрения в промышленное производство новых современных приборов учета водогазоэнергоресурсов;
- промышленное производство, международное кооперирование, выпуск, монтаж, пуско-наладка бытовых и корпоративных приборов учета расхода воды, газа, тепловой энергии, их систем и комплексов;
- оптовая и розничная реализация приборов собственного производства и выпущенных в кооперации с иными производителями, а также в порядке торгового посредничества и дилерства;
- внешнеэкономическая деятельность, в том числе предметная и технологическая кооперация;
- услуги населению и предприятиям по монтажу, пуску и наладке, гарантийному, послегарантийному, сервисному обслуживанию приборов, комплексов и систем учета водогазоэнергоресурсов.
Уставной капитал совместного предприятия, согласно уставу составляет 150
000 долларов США.
Уставной капитал создается за счёт взноса учредителей в размере:
67 500 долларов США - ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA», что составляет
45% от Уставного капитала. Вносится в форме передачи в срочное пользование
на 10 лет производственных, складских и конторских помещений общей площадью
260 квадратных метров, а также помещения под фирменный магазин площадью 40
квадратных метров;
36 000 долларов США – СП «Аль Бай Металл», что составляет 24% от
Уставного капитала. Вносится в форме денежных средств;
46 500 долларов США – ОАО «Арзамасский приборостроительный завод», что составляет 31% от Уставного капитала. Вносится в форме передачи технологического, испытательного и поверочного оборудования, технической документации.
ОАО «Арзамасский приборостроительный завод», ведущий приборостроительный завод министерства авиационной промышленности, в настоящее время является ведущим в России предприятием по разработке и производству водосчетчиков и теплосчетчиков.
Производимые им счетчики являются одними из лучших в Росси.
Подразделение Республиканского объединения «Спецсплав» ООО
«RANGLIMETELEKTRLOYYIHA», ведущий проектный институт министерства цветной
металлургии, на дилерской основе на протяжении ряда лет успешно внедряет
водосчетчики и теплосчетчики на рынке Узбекистана.
ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA» за 3 года работы на рынке Узбекистана на основе самофинансирования поставил, сертифицировал и ввел в эксплуатацию свыше 3000 штук бытовых и промышленных счетчиков расхода воды и тепла.
СП «Аль Бай Металл» специализируется в производстве литья,
располагает необходимым литейным и станочным оборудованием и
соответствующими технологиями. Производственные мощности позволяют
организовать производство литья и механической обработки корпусов
водосчетчиков в требуемых объемах. На производственных площадях СП «Аль Бай
Металл» решены вопросы охраны окружающей среды, предприятие располагает
соответствующей социальной инфраструктурой.
ПРОЕКТНЫЙ РАЗДЕЛ
Практические предложения
Процесс создания ПИИ не исчерпал своих возможностей: и количественно,
и качественно их еще крайне недостаточно. Они сосредоточены в основном в
промышленности, но их очень мало в сельском хозяйстве, перерабатывающих
отраслях агропромышленного комплекса. В 1997 году в общем объеме
производства ПИИ доля промышленности составила 78,3%, сельского хозяйства
-0,2%, транспорта - 1,8%, связи - 5,3%, строительства - 2,1%, торговли и
общественного питания - 6,4%[25].
Как видно, отраслевой потенциал ПИИ огромен. К тому же они весьма неравномерно размещаются по территории республики (более 73% этих предприятий сосредоточено в г. Ташкенте), что, безусловно, резко снижает их эффективность. ПИИ как основные проводники прямых иностранных инвестиций пока не обеспечивают растущих потребностей республики.
Особое сожаление вызывает тот факт, что не все зарегистрированные предприятия работают в полную силу. Так, в 1998г. из 3594 зарегистрированных ПИИ действовали всего лишь 54%. Основными причинами такого положения являются недостатки в правовом, организационно- экономическом обеспечении, низкий уровень функционирования рыночной инфраструктуры.
Совершенно недостаточно используется и другой путь привлечения
иностранных инвестиций, так называемых портфельных, связанный с
приобретением иностранными инвесторами бумаг, выпускаемых предприятиями и
акционерными обществами в нашей стране. Этот процесс в Узбекистане только
начинается, и очень важно создать для него необходимые условия и стимулы. В
своем докладе на заседании Межведомственного координационного совета по
реформированию и инвестициям Президент Республики Узбекистан отмечал:
"...нас не может сегодня удовлетворить, что значительная часть иностранных
инвестиций привлекается под гарантию правительства, что поток прямых
иностранных инвестиций еще не соответствует их реальной потребности, что
иностранные инвесторы еще слабо участвуют в приобретении акций предприятий,
выкупе в свою собственность целых производств"[26].
На рассматриваемом мною ООО «RANGLIMETELEKTRLOYIHA» главной проблемой
является усложненный процесс заключения контрактов с иностранными
партнёрами (в том числе и партнёрами из СНГ). Время между заключением
контракта с инопартнером (регистрация контракта в Министерстве
Внешнеэкономических Связей, банке, выставление аккредитива и прохождение
таможенных процедур) занимает от 4 до 5 месяцев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Зарубежный опыт наглядно свидетельствует, что в переходный период инвестиции становятся важнейшим фактором не только реконструкции и обновления, но и создания новых производств и предприятий. Поэтому привлечение и использование зарубежного капитала в экономике Узбекистана представляется существенной закономерностью инвестиционного процесса на современном этапе. При этом привлечение иностранных инвестиций должно осуществляться на основе принципов социально-экономической эффективности, экологической и экономической безопасности, взаимовыгодности и поддержания приоритетности государственной структурной и воспроизводственной политики.
Опираясь на эти принципы, следует определить критерии правильного выбора оптимальных форм инвестиционной деятельности. К этим критериям относятся: сфера деятельности и вид продукции (наукоемкие, технически сложные и т.д.); масштабы проекта (мелкий, средний, крупный); стратегическая цель привлечения (от импорта оборудования до использования производственно-управленческого опыта).
Изучение достоинств и недостатков существующих форм привлечения иностранных инвестиций показывает, что наиболее приемлемыми можно считать прямые инвестиции, так как они характеризуются наличием долговременных интересов инвестора в хозяйстве принимающей страны и обусловливают большую выгоду по сравнению с внешними займами[27].
В целях привлечения иностранных портфельных инвестиций в процесс
приватизации следовало бы разработать принципы их валютной конвертации, а
также выделять специальные группы приватизируемых предприятий для
международных торгов, развивая первичный и вторичный рынки ценных бумаг,
что обеспечит широкие возможности для приобретения иностранными инвесторами
имущественных прав. Осуществление всего комплекса указанных мер будет
способствовать привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики
Узбекистан.
Подводя итог сказанному, можно сделать однозначный вывод: осуществление рыночных реформ в Узбекистане, включая углубление процессов приватизации, достижение макроэкономической стабилизации и обеспечение устойчивого экономического роста, коренные структурные преобразования в национальном народнохозяйственном комплексе неразрывно связаны с проведением активной инвестиционной политики, значение которой еще более усилится при вступлении нашей независимой страны в XXI век.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев М. Ю., Миркин Я. М.Ценные бумаги и фондовый рынок. - М:
Перспектива, 1995.
2. Ансофф Игорь. Новая корпоративная стратегия. Санкт-Петербург: "Питер",
1999.
3. Галимов Ю. Есть достижения, но есть и проблемы – Г. Правда Востока от
10.02.00 г.
4. Закон Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности»
5. Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование // Учебное пособие –
Минск: ИП «Экоперспектива», 1998.
6. Иностранные инвестиции в Узбекистане (обзор 1998 года , тенденции 1999 года).- Ж. Рынок, деньги и кредит, 1999, №10. с 34.
7. Каримов И. А. Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании
Межведомственного координационного совета по реформированию и инвестициям – Г. "Правда Востока" от 02.02.2000 г.
8. Каримов И. А. доклад Президента Республики Узбекистан на первой сессии
Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва. «Народное слово»,
23 января 2000 г.
9. Каримов И. А. Мыслить и работать по-новому требование времени.Т.:Узбекистон, 1997
10. Каримов И. А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. Т.:
Узбекистон, 1995
11. Материалы отдела анализа инвестиционного климата Агентства по иностранным инвестициям. Ташкент, 1998 г.
12. Мертенс А. В. Инвестиции: Курс лекций по современной финансовой теории. – Киев: Киевское инвестиционное агентство, 1997
13. Министерство Макроэкономики и статистики. Проект «Узбекистоннинг асосий йуналишлари». Ежеквартальное издание, апрель – июнь 2000.
14. Министерство Макроэкономики и статистики. Проект «Узбекистоннинг асосий йуналишлари». Ежеквартальное издание, июль – декабрь 1999.
15. Приложение № 4 к постановлению Кабинета Министров № 475 от 12 декабря
2000 года.
16. Разакова М. Иностранные инвестиции в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и кредит, N2, 2001, с. 28-32
17. Расулов Н. Прямые иностранные инвестиции в экономике Узбекистана – Ж.
Рынок, деньги и кредит, N6, 2000, с. 46-47.
18. Сиражиддинов Н. Иностранные инвестиции в экономике Узбекистана. – Ж.
Экономическое обозрение, 1998, № 3, с. 54.
19. Стратегия регулирования экономики России.//"Вопросы экономики", 1996,
№3.
20. Хикматов А. Инвестиционная политика в условиях либерализации экономических реформ в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и кредит, N6,
2000, с. 42-45
21. Холбеков К. Иностранные инвестиции: правовое формирование – Ж. Рынок, деньги и кредит, N 10,1999, с. 33.
22. Шарп У., Александр Г., Бейли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. - М.: ИНФРА
- М, 1997.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1
РОЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В ЭКОНОМИКЕ УЗБЕКИСТАНА
|Показатели доли ПИИ в:|1994 г.|1995 г.|1996 г.|1997г.|1998 г.|1999 г.|
| | | | | | | |
|объеме ВВП |2,63 |2,05 |7,4 |12,5 |13 |13,01 |
|внешнеторговом обороте|3,1 |7,5 |20,9 |24,4 |21,3 |22,0 |
|общем объеме экспорта |0,57 |1,97 |4,66 |8,0 |9,7 |11,5 |
|общем объеме импорта |5,59 |14,54 |36,75 |36,0 |33,96 |33,0 |
|общей численности |0,3 |0,39 |0,64 |0,91 |0,98 |0,98 |
|экономически активного| | | | | | |
|населения | | | | | | |
Таблица 2
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В
УЗБЕКИСТАНЕ ЗА 1996 – 1999 гг.
|Показатели |1996г|1997 г.|1998 г.|1999 г.|1999 г. к|
| |. | | | |1996г.,в |
| | | | | |разах |
|Количество зарегистрированных|3061 |3278 |3594 |3554 |1,16 |
|ПИИ | | | | | |
|в т. ч. действующие |1855 |1963 |1951 |1910 |1,03 |
|Размер уставных капиталов (на|1157 | |2048,2 |1573,8 |1,36 |
|конец года), тыс. долл. | | | | | |
|Объем производства продукции,| | | | | |
|млрд. сум.: | | | | | |
|в текущих ценах |41,7 |123,5 |176,6 |267,5 |6,4 |
|в сопоставимых ценах (1996 |41,7 |95,3 |104,6 |118,0 |2,8 |
|года) |- |228,5 |109,7 |112,8 | |
|в % к предыдущему году | | | | | |
|Экспорт, в млн. долл. |213,7|399,6 |342,9 |371,5 |1,7 |
| | | | | | |
|Импорт, в млн. долл. |1734.|1777,9 |1116,8 |1027,8 |0,6 |
| |5 | | | | |
Таблица 3
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ
ПО РЕГИОНАМ РУ, В % К ИТОГУ
|Наименование областей |1996 г.|1998 г.|1999 г.|
|Всего: |100 |100 |100 |
|Республика |0,1 |0,2 |0,3 |
|Каракалпакстан | | | |
|Андижанская |25,8 |29,8 |26,4 |
|Бухарская |0,4 |0,3 |0,2 |
|Джизакская |0,1 |0,3 |0,2 |
|Кашкадарьинская |0,1 |0,5 |0,6 |
|Навоийская |12,8 |8,8 |10,5 |
|Наманганская |1,5 |1,4 |2,4 |
|Самаркандская |1,6 |4,0 |4,4 |
|Сурхандарьинская |0,2 |0,5 |0,3 |
|Сырдарьинская |0,3 |0,2 |0,2 |
|Ташкентская |2,1 |5,7 |5,7 |
|Ферганская |1,5 |2,5 |2,6 |
|Хорезмская |0,9 |1,2 |0,4 |
|г. Ташкент |52,7 |44,6 |45,8 |
Таблица 4
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И КРЕДИТОВ В АДРЕСНОЙ ПРОГРАММЕ 2001 ГОДА РУ ПО
ОТРАСЛЯМ
|Отраслевые комплексы |Доля в общем |В том числе доля по: |
| |прогнозе | |
| |освоения на | |
| |2001 год | |
| | |Иностранным |Прямым |
| | |кредитам под |инвестициям и |
| | |гарантию |кредитам |
| |% |$ млн. |% |$ млн. |% |$ млн. |
|Всего |100 |833,1 |100 |700,87 |100 |132,22 |
|Топливно-энергетический, | | | | | | |
|всего, | | | | | | |
|в т.ч. |22,9 |190,8 |17,7 |124 |50,5 |66,76 |
|Узбекнефтегаз |17,5 |145,7 |16,2 |113,5 |24,3 |32.18 |
|Минэнерго |1,4 |11.4 |1,5 |10,5 |0,7 |0.93 |
|Госкомгеология |4,0 |33,7 |0,0 |0 |25.5 |3365 |
|Комплекс индустриального |20,7 |172,8 |24,5 |171,8 |0,8 |1 |
|развития, всего, в т. ч. | | | | | | |
|Узхимпром |4,6 |38,0 |5,4 |37,95 |0,0 |0 |
|Узавтопром |10,5 |87,4 |12.5 |87,4 |0,0 |0 |
|Узэлтехпром |1,8 |15,0 |2,1 |15 |0,0 |0 |
|Узмашпром |2,2 |18,0 |2,6 |18 |0,0 |0 |
|Узсельхозмашхолдинг |0,5 |4,0 |0,4 |3 |0,8 |1 |
|Агропромышленный комплекс|4,3 |35,7 |5,1 |35,69 |0,0 |0 |
|Комплекс потребительских |12,3 |102,3 |12,7 |89,24 |9,9 |13,1 |
|товаров, всего, в т. ч. | | | | | | |
|Узбеклегпром |10,7 |89,2 |12,7 |89,24 |0.0 |0 |
|Мясомолпром |0,7 |6,1 |0,0 |0 |4,6 |6.1 |
|Масложиртабакпром |0,8 |7,0 |0.0 |0 |5,3 |7 |
|Строительство, |7,2 |59,6 |8,5 |59,6 |0,0 |0 |
|промстроймат., транспорт | | | | | | |
|и связь, всего, в т. ч. | | | | | | |
|Узстрой материалы |1,0 |8,0 |1.1 |8 |0,0 |0 |
|Узбекистон хаво йуллари |3,1 |25,8 |1,3 |8,8 |0.0 |0 |
|Узбекистон темир йуллари |1,8 |15,0 |2,1 |15 |0.0 |0 |
|Узавтотранс |1,0 |8,0 |1,1 |8 |0,0 |0 |
|Социальный комплекс, |14,1 |117,5 |16,1 |113 |3,4 |4,5 |
|всего, в т.ч. | | | | | | |
|Центр ССПО |2,9 |24,1 |3,4 |24,1 |0.0 |0 |
|Минобразования |0,7 |5,9 |0,8 |5,94 |0,0 |0 |
|Минздрав |3,9 |32,7 |4,7 |32,7 |0.0 |0 |
|Гос ком печати |1,6 |13,7 |2.0 |13,73 |0,0 | |
|Узбектуризм |1,7 |14,5 |1.4 |10 |3,4 |4.5 |
|Узтелерадио |2,5 |20,5 |2,9 |20,5 |0,0 |0 |
|Комплекс |1,5 |12,1 |0,0 |0 |9,2 |12,12 |
|разгосударствления и | | | | | | |
|приватизации | | | | | | |
|Общеэкономический |4,4 |36,4 |5,2 |36,35 |0,0 |0 |
|комплекс | | | | | | |
|Кредитные линии МСБ |10,1 |83,9 |7,5 |52,9 |23,4 |31 |
|Хокимияты |2,2 |18,3 |2,6 |18,25 |0,0 |0 |
|Другие предприятия и |0,4 |3,7 |0,0 |0 |2,8 |3,74 |
|организации | | | | | | |
Рис. 1 Диаграмма распределения Уставного капитала СП «SIETA»
-----------------------
[1] Доклад Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова на первой сессии
Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва. «Народное слово», 23
января 2000 г.
[2] Закон введен в действие с 13 января 1999 года постановлением Олий
Мажлиса Республики Узбекистан от 24 декабря 1998 г.
[3] А. В. Мертенс. Инвестиции: Курс лекций по современной финансовой
теории. – Киев: Киевское инвестиционное агентство, 1997, стр. 41.
[4] В- Г. Золотогоров. Инвестиционное проектирование // Учебное пособие –
Минск: ИП «Экоперспектива». 1998, стр. 13.
[5] Такую классификацию отраслей экономики см., например: М.Ю. Алексеев,
Я.М. Миркин. Ценные бумаги и фондовый рынок. - М: Перспектива, 1995, стр.
154-158.
[6] У. Шарп, Г. Александр. Дж. Бэйли. Инвестиции: Пер. с англ. • М.: ИНФРА
-М. 1997. стр. 979.
[7] Там же, стр. 16.
[8] Хикматов А. Инвестиционная политика в условиях либерализации
экономических реформ в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и кредит, N6, 2000,
с. 42-43.
[9] Хикматов А. Инвестиционная политика в условиях либерализации
экономических реформ в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и кредит, N6, 2000,
с. 43-44.
[10] Хикматов А. Инвестиционная политика в условиях либерализации
экономических реформ в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и кредит, N6, 2000,
с. 44-45.
[11] Хикматов А. Инвестиционная политика в условиях либерализации
экономических реформ в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и кредит, N6, 2000,
с. 45.
[12] Разакова М. Иностранные инвестиции в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и
кредит, N2, 2001, с. 28.
[13] Министерство Макроэкономики и статистики. Проект «Узбекистоннинг
асосий йуналишлари». Ежеквартальное издание, июль – декабрь 1999.
[14] Министерство Макроэкономики и статистики. Проект «Узбекистоннинг
асосий йуналишлари». Ежеквартальное издание, апрель – июнь 2000.
[15] Ансофф Игорь. Новая корпоративная стратегия. Санкт-Петербург: "Питер",
1999, с. 63.
[16] Иностранные инвестиции в Узбекистане (обзор 1998 года , тенденции 1999
года).- Ж. Рынок, деньги и кредит, 1999, №10. с 34.
[17] Стратегия регулирования экономики России-//-Вопросы экономики-, 1996,
№3.
[18] Расулов Н. Прямые иностранные инвестиции в экономике Узбекистана – Ж.
Рынок, деньги и кредит, N6, 2000, с. 46-47.
[19] Холбеков К. Иностранные инвестиции: правовое формирование – Ж. Рынок,
деньги и кредит, N 10,1999, с. 33.
[20] Галимов Ю. Есть достижения, но есть и проблемы – Г. Правда Востока от
10.02.00 г.
[21] Материалы отдела анализа инвестиционного климата Агентства по
иностранным инвестициям. Ташкент, 1998 г.
[22] Разакова М. Иностранные инвестиции в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и
кредит, N2, 2001, с. 29 - 31.
[23] Приложение № 4 к постановлению Кабинета Министров № 475 от 12 декабря
2000 года.
[24] Разакова М. Иностранные инвестиции в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и
кредит, N2, 2001, с. 32.
[25] Сиражиддинов Н. Иностранные инвестиции в экономике Узбекистана. – Ж.
Экономическое обозрение, 1998, № 3, с. 54.
[26] Доклад Президента Республика Узбекистан И. Каримова на заседании
Межведомственного координационного совета по реформированию и инвестициям –
Г. "Правда Востока" от 02.02.2000 г.
[27] Расулов Н. Прямые иностранные инвестиции в экономике Узбекистана – Ж.
Рынок, деньги и кредит, N6, 2000, с. 46-47.