СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Иностранные инвестиции: сущность и классификация
1.1 Сущность иностранных инвестиций
1.2 Классификация иностранных инвестиций
2 Анализ иностранной инвестиционной деятельности в РФ
2.1 Структура иностранных инвестиций в России
2.2 Структура иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам
2.3 Региональное размещение иностранных инвестиций в России
3 Пути привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ
3.1 Стимулирование инвестиционной активности
3.2 Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность выбранной темы «Прямые иностранные инвестиции и их роль в национальной экономике» обусловлена тем, что в настоящее время иностранные инвестиции оказывают существенное влияние на развитие экономики РФ, инвестиционная политика нашего государства с каждым днем становится все приоритетней, пришло понимание необходимости привлечения большего количества иностранных инвестиций.
Данная курсовая работа посвящена анализу зарубежных инвестиций в российскую экономику. Современный этап структурной перестройки российской экономики выдвигает на первый план проблему привлечения прямых иностранных инвестиций.
В нынешней сложной экономической ситуации, характеризующейся в том числе острым дефицитом ресурсов для производственного инвестирования и модернизации экономики, значимость долгосрочных, не спекулятивных зарубежных инвестиций для России трудно переоценить. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.
Правительство РФ прикладывает значительные усилия, для того, чтобы убедить иностранных инвесторов в том, что в России уже создан благоприятный инвестиционный климат, и что вложение средств в российскую экономику является перспективным и сравнительно безопасным мероприятием. Статистический анализ инвестиций, их динамики во времени позволяет оценить эффективность этих усилий, кроме того, дает возможность составить прогноз по инвестициям на некоторый период времени.
Целью данной работы является изучение понятия «иностранного капитала», его сущности, основных видов, анализ структуры и динамики инвестиций за последние годы.
При написании данной работы я поставила перед собой следующие задачи:
рассмотреть основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России, состояние иностранной инвестиционной деятельности в России, а также основные виды инвестиций;
рассмотреть, какие страны-инвесторы являются более активными в отношении России, какова доля каждой из стран в общем объеме инвестиций;
изучить региональное размещение иностранных инвестиций в РФ, какие регионы лидируют по количеству вложенных в них иностранных инвестиций;
описать инвестиционный климат основных регионов РФ;
рассмотреть основные риски в сфере международного предпринимательства.
Объект исследования – иностранные инвестиции.
Предмет исследования – влияние иностранных инвестиций на экономику России.
Теоретико-информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных авторов, посвященные проблемам привлечения иностранных инвестиций в Россию, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.
Курсовая работа состоим из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников. Содержание работы изложено на 43 страницах машинописного текста, и включает 4 рисунка, 4 таблицы. Список литературы состоит из 25 источноков.
1. Иностранные инвестиции: сущность и классификации
1.1 Сущность иностранных инвестиций
Устойчивое развитие экономики любой страны сегодня невозможно без активного участия в мирохозяйственных отношениях. Наряду с международной торговлей всё большее значение приобретают международные потоки инвестиционного капитала, на основе эффективного сотрудничества между странами.
Об иностранных инвестициях можно говорить в тех случаях, когда иностранный капитал вкладывается в активы национальных компаний и государств.
В последние годы актуальным стал вопрос привлечения внешнего иностранного капитала в экономику России. Иностранные инвестиции считаются одним из важнейших условий стабилизации и роста экономики страны. Это связано в первую очередь с тем, что финансовые ресурсы фирм ограниченны, а в условиях российской действительности покрыть их недостаток путём привлечения дополнительного национального капитала (различных кредитов, займов и т.д.) достаточно сложно по ряду объективных и субъективных причин, таких, как высокая норма прибыли на вкладываемый капитал, высокий уровень налогообложения и т.д.
Понятие инвестиций дано и в действующем законодательстве Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона РСФСР от 26 июня 1991г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (с изм. от19 июня 1995г., 25 февраля 1999г., 10 января 2003г.), действующего в части, не противоречащей Федеральному закону от 25 февраля 1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изм. от 2 января 2000г., 22 августа 2004г.).
Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.
Таким образом, Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» содержит обширный и не исчерпывающий перечень материальных и нематериальных благ, которые должны быть вложены в объекты предпринимательской и иной деятельности. Упомянутый Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет инвестиции практически таким же образом, подчеркивая лишь необходимость их денежной оценки. Статья 1 указанного Федерального закона указывает, что инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. В Федеральном законе от 9 июля 1999г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» содержится следующее определение иностранной инвестиции: «Иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации» (ст. 2). В этом определении ничего не сказано о целях получения прибыли, тогда как в утратившем силу Законе РСФСР от 4 июля 1991г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях» такая оговорка была.
Представляется целесообразным прямо указать в Федеральном законе от 9 июля 1999г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» цель осуществления иностранных инвестиций, так как инвестиционное законодательство Российской Федерации признает инвестициями также вложения с целью достижения «иного полезного эффекта».
С точки зрения ученого-экономиста Л.Л.Игониной, частные иностранные инвестиции могут подразделяться на инвестиции в виде займов и кредитов (ссудный капитал) и на инвестиции в виде портфельных и прямых инвестиций (предпринимательский капитал). Под портфельными инвестициями понимается покупка акций, облигаций и иных ценных бумаг. Под прямыми инвестициями понимается обычно инвестирование в производственные и иные предприятия (совместные либо полностью принадлежащие иностранному капиталу). Среди иностранных инвестиций ведущее место занимают прямые инвестиции.1
По мнению Н.Н. Вознесенской, прямые иностранные инвестиции – это вложения за границей для создания там постоянного предприятия или расширения уже существующего, что влечет определенную степень контроля над его управлением. Прямые инвестиции отличаются от «портфельных» инвестиций наличием контроля. «Портфельные» инвестиции связаны, главным образом, с вложением в ценные бумаги для получения или увеличения доходов в форме процентов, дивидендов, разницы биржевых котировок, но они не представляют возможности контроля. «Портфельные» инвестиции отличаются тем, что инвестор не имеет влияния на ход дел предприятий; он только приобрел активы в форме ценных бумаг для извлечения прибыли.2
Своеобразно
трактует понятие
инвестиции
Договор к
Энергетической
Хартии, согласно
ст. 1(6) которого
инвестиция
означает «все
виды активов».
В широком смысле
данное понятие
включает вещественную
и
невещественную
собственность,
любые имущественные
права, требования
по денежным
средствам и
право требования
выполнения
обязательств
по контракту,
доходы, которые
включают в себя
прибыль, дивиденды,
проценты, доходы
от прироста
капитальной
стоимости, а
также любое
право, предоставленное
в соответствии
с законом либо
по контракту
или в силу любых
лицензий и
разрешений.
Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) от 11 октября 1985г. рассматриваемое нами понятие иностранных инвестиций определяет следующим образом: «Инвестиции, попадающие под гарантии, включают акционерное участие, в том числе среднесрочные и долгосрочные займы, предоставленные владельцами акций заинтересованному предприятию или гарантированные ими, а также формы прямых капиталовложений, которые могут быть определены в качестве таковых советом директоров» (ст. 12).1
Подводя итог проведенному анализу различных определений понятия «иностранные инвестиции», применяемых в международной и отечественной практике, можно сделать вывод о том, что данное понятие весьма «многогранно» и одним из средств обеспечения успешной интеграции России в мировую экономику является развитие и совершенствование положений российского инвестиционного законодательства, и в первую очередь, его понятийного аппарата.
Нет единого мнения и по поводу роли, которую играют иностранные инвестиции в экономике России, причем двоякой оценке подвергаются как иностранные инвестиции в целом, так и отдельные их виды.
1.2 Классификация иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции можно классифицировать по следующим признакам:
В зависимости от активов, в которые осуществляется вложение капитала:
Реальные инвестиции – это вложения в какой-либо долгосрочный проект, связанный с приобретением существующих или новых производственных объектов реальных активов за границей, прямо и непосредственно участвующих в производственном процессе.
Финансовые инвестиции – это обретение иностранных ценных бумаг или денежных активов, т.е. это вложения в финансовое имущество, приобретение долговых прав на участие в делах других фирм.
Нематериальные инвестиции – это покупка концессий, торговых марок, патентов, лицензий и других нематериальных прав.
По формам собственности на инвестиционные ресурсы:
Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи.
Частные (негосударственные) инвестиции – это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещённые вне территориальных пределов данной страны.
Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.
В зависимости от характера использования:
Предпринимательские инвестиции представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда.
Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заёмной основе с целью получения процента.
В зависимости от объекта вложения инвестиций:
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – это капиталовложения в производство или активы, предоставляющие инвестору полный контроль за деятельностью предприятия, т.е. приобретение иностранным инвестором
не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации. Данный вид инвестиций часто называют реальными, стратегическими или долгосрочными; 1
Портфельные инвестиции – это покупка акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг, а когда мы говорим об иностранных инвестициях, - это вложение капитала в акции заграничных предприятий ценные бумаги с целью получения дохода за счет роста их курсовой стоимости и (или) получения дивидендов; 1
Прочие инвестиции – торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства РФ, а также прочие кредиты нерезидентов, в том числе международных финансовых организаций. 2
Деление иностранных инвестиций на прямые, портфельные и прочие является наиболее распространенным в экономической литературе, поэтому данную классификацию следует рассмотреть подробнее.
Что касается прямых иностранных инвестиций, то отличительной чертой этого вида является их производственное назначение, долгосрочность способность обеспечить инвестору управленческий контроль над предприятием.
Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» к прямым инвестициям относит:
а) приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ;
б) вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; в) осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.
Осуществление ПИИ возможно различными способами, главными из которых являются:
а) учреждение на территории другой страны компании, полностью принадлежащей иностранному инвестору;
б) покупка существующих фирм за рубежом;
в) привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
г) создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны;
д) создание совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций российских акционерных обществ.
Прямые инвестиции имеют приоритетное значение, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальную экономику и международный бизнес в целом.
Роль ПИИ заключается:
а) в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;
б) в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу;
в) в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента с взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;
г) в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;
д) в способности при правильной организации, стимулировании, размещении ускорить развитие отраслей и регионов;
е) в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширения налоговой базы.1
Прямые иностранные инвестиции:
а) являются хорошим дополнительным источником средств для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционных проектов и программ, обеспечивающих оживление и подъём экономики, насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами;
б) представляют собой источник средств для внедрения прогрессивной технологии, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга;
в) будучи направленными в конкретные объекты часто сопровождаются обучением персонала, эффективно использующего новые технологии, рыночные механизмы, международные контракты и т.п.;
г) способствуют освоению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, присущих ей «правил игры», что приводит к притоку иностранного капитала, даёт инвестору уверенность в возврате вложенных средств с достаточной прибылью и ускоряет формирование в стране инвестиционного климата, благоприятного как для зарубежных, так и для отечественных инвесторов;
д) ускоряют процесс включения экономики в мировое хозяйство, развитие эффективных и интеграционных процессов, благоприятствуют использованию преимуществ международного разделения и кооперации труда, нахождению ниш в мировом хозяйстве и рынке;
е) в отличие от займов и кредитов не ложатся дополнительным бременем на внешний долг и даже способствуют получению средств для его погашения.
Согласно классификации ЮНКТАД (Комиссия ООН по торговле и развитию) к прямым иностранным инвестициям относятся те зарубежные вложения, которые предусматривают долговременные отношения между партнерами, предполагают постоянное вовлечение в них экономического агента из одной страны (иностранный инвестор или материнская фирма) с его контролем за хозяйственной организацией, расположенной в стране, которая не является местом пребывания инвестора.
Прямое инвестирование осуществляется посредством трансграничного движения капитала: приобретения инвестором за рубежом местного предприятия, создание нового заграничного филиала, совместного или смешанного предприятия (смешанное и частное предприятие характеризуется участием государственных органов). В настоящее время прямые инвестиции всё больше направляются не на строительство новых, а на приобретение уже действующих предприятий в развитых странах, осуществляемое в форме слияния или поглощения. Это объясняется глобализацией мировых рынков, усилением международной конкуренции и необходимостью повышения прибылей в интересах акционеров.
Приобретение активов за рубежом может и не быть связано с трансграничным движением капитала в обычном понимании. Например, предприятия, работающие на экспорт, могут использовать заработанные в другой стране средства для инвестиций за рубежом. Может происходить торговля акционерным капиталом между фирмами разных стран.
Получают также распространение инвестиции без вложений в акционерный капитал. Например, заключение соглашений о представлении лицензий, торговых марок т.п.1
При портфельном инвестировании необязательны создание новых мощностей и контроль за их использованием, инвестор в данном случае полагается в управлении реальными активами на других. Как правило, он просто покупает существующие ценные бумаги, приобретая права на будущий доход. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.
Основные способы портфельного инвестирования включают:
а) покупку ценных бумаг на рынках других стран;
б) покупку ценных бумаг иностранных компаний в своей стране;
в) вложение капитала в международные инвестиционные (паевые) фонды.
Привлечение иностранных портфельных инвестиций также является для российской экономики достаточно важной задачей. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:
а) пополнение собственного капитала российских предприятий путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;
б) аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;
в) пополнение федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;
г) эффективная реструктуризация внешнего долга РФ путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.
Прочие инвестиции занимают основную долю – примерно 57% объема инвестиций. Эта группа инвестиций (по субъектам вызова) – это государственные инвестиции. Государства являются крупными экспортерами капитала. Экспорт государственного капитала осуществляется в форме экономической, технической и военной помощи развивающимся странам; возрастает роль государства как гаранта экспорта частного капитала.
2. Анализ
иностранной
инвестиционной
деятельности
в РФ
2.1 Структура иностранных инвестиций в России
По состоянию на конец июня 2009г. накопленный иностранный капиталв экономике России составил 242,5 млрд. долларов США, что на 0,1% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 56,0% (на конец июня 2008г. - 48,7%), доля прямых инвестиций составила 39,2% (48,4%), портфельных - 4,8% (2,9%).
Основные страны-инвесторы в I полугодии 2009г. - Люксембург, Китай, Нидерланды, Кипр, Германия, Соединенное Королевство (Великобритания), Франция, США. На долю этих стран приходилось 77,0% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 75,5% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
В I полугодии 2009г. в экономику России поступило 32,2 млрд.долларов США иностранных инвестиций, что на 30,9% меньше, чем в I полугодии 2008г. (в первом квартале 2009г. - 12,0 млрд.долларов США (на 30,3% меньше), во II квартале -20,2 млрд.долларов США (на 31,2% меньше).
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в I полугодии 2009г. 31,8 млрд.долларов США, или на 7,1% меньше, чем в I полугодии 2008г. (в первом квартале 2009г. - 12,1 млрд.долларов США (на 15,3% меньше), во II квартале -19,7 млрд.долларов США (на 1,2% меньше).1
Проследим структуру иностранных инвестиций в России по видам экономической деятельности за период с 2005г. по 2009г. (Таблица 1).
Таблица 1 – Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности (в процентах к итогу)1
Наименование отрасли | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 0,20 | 0,60 | 0,40 | 0,60 | 0,70 |
Рыболовство, рыбоводство | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,10 | 0,10 |
Добыча полезных ископаемых | 11,20 | 16,60 | 14,40 | 19,50 | 17,80 |
Обрабатывающие производства | 33,50 | 27,50 | 26,40 | 32,00 | 30,60 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 0,60 | 0,56 | 0,70 | 1,60 | 1,60 |
Строительство | 0,40 | 1,30 | 2,40 | 2,10 | 1,70 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования | 38,20 | 23,80 | 39,10 | 22,80 | 21,20 |
Гостиницы и рестораны | 0,10 | 0,06 | 0,05 | 0,20 | 0,20 |
Транспорт и связь | 7,20 | 9,60 | 5,50 | 7,10 | 9,40 |
Финансовая деятельность | 3,40 | 8,50 | 3,70 | 4,20 | 4,80 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 4,90 | 10,90 | 7,00 | 9,30 | 11,30 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 0,00 | 0,00 | 0,04 | 0,00 | 0,00 |
Образование | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 0,03 | 0,09 | 0,06 | 0,10 | 0,10 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 0,30 | 0,50 | 0,20 | 0,40 | 0,50 |
Для наглядности построим гистограмму, отражающую структуру инвестиций по отраслям в 2009 году (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Структура инвестиций по отраслям
Ситуация на рынке инвестиций практически не изменилась. Из гистограммы видно, что 80% всех инвестиций приходиться на 4 отрасли: обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, добыча полезных ископаемых, операции с недвижимым имуществом. Основная масса притока иностранного капитала направляется в торгово-финансовый сектор. Сфера материального производства получает около половины годового объема инвестиций. Тем не менее, реальный сектор остается хронически недоинвестированным, отмечается старение его производственного аппарата.
Однако преимущественное инвестирование рыночной и финансовой инфраструктуры способствует укреплению сферы услуг, продвижению реформ, становлению более передовой отраслевой структуры экономики России.
Значительную долю зарубежных капиталовложений осуществляют транснациональные корпорации (ТНК). Они проявляют интерес к тем отраслям, где они имеют по сравнению с национальными компаниями ярко выраженные конкурентные преимущества, к числу которых можно отнести возможность экономии на масштабах и общем управлении, наличие квалифицированной рабочей силы, низкие трансграничные издержки транспорта, связи и координации всех внутрифирменных операций. Наивысший эффект эти преимущества дают в услугах и наукоемких отраслях промышленности, в которых концентрируются мощные ТНК.
Заметно проявляется интерес иностранных инвесторов к добывающим отраслям, топливной промышленности, к отраслям с быстрой оборачиваемостью капитала, что связано с краткосрочными интересами иностранных вкладчиков. Растет приток ПИИ в ТЭК, энергосырьевые отрасли, прежде всего в нефтедобычу. Но, несмотря на то, что нефтяная промышленность лидирует по привлечению иностранного капитала, общий объем инвестиций в ее развитие остается недостаточным, положение дел ухудшается. Серьезную проблему представляет собой масштабный отток за рубеж доходов нефтедобывающей отрасли.
Распределение иностранных инвестиций по отраслям промышленности во многом определяется краткосрочными интересами зарубежных инвесторов. Иностранные инвесторы заняли ведущие позиции в кондитерской, пивоваренной, табачной промышленности.
Наиболее привлекательными для инвесторов остаются инфраструтктурные монополии высокомонополизированные отрасли (прежде всего топливно-энергетический комплекс), имеющие гарантированный спрос на внутреннем и внешнем рынках. Отрасли, ориентирующиеся на внутренний рынок, привлекают значительно меньше инвестиций. (Исключение – торговля и пищевая промышленность, где спрос на продукцию практически гарантирован.) Остальные сферы деятельности из-за ограниченности рынков сбыта и недостаточной конкурентоспособности оказались в стороне от инвестиционных потоков.
Лидером по привлечению иностранных инвестиций на конец июня 2009г. стало обрабатывающие производство – 30,60% поступлений (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Объем инвестиций по выбранным отраслям
Среди потенциальных новых лидеров по привлечению иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность необходимо отметить производство кокса и нефтепродуктов, химическое производство и производство автомобилей. Доля последнего в ближайшие годы должна очень заметно вырасти после реализации планов крупнейших автомобилестроительных концернов мира по развитию производственных предприятий в России.
Отдельно следует отметить те сферы обрабатывающей промышленности, куда иностранный капитал идет крайне неохотно, но где назрела острая потребность в модернизации и реструктуризации. Это связано с необходимостью как повышения общего уровня конкурентоспособности российской экономики, так и решения важных социальных проблем. Текстильное производство, производство электрического, электронного и оптического оборудования, электрических машин, аппаратуры для радио, телевидения и связи, медицинской техники – все эти сферы обойдены вниманием иностранных инвесторов. Зарубежным партнерам выгоднее ввозить готовую продукцию этих отраслей, производимую во многих странах в избытке, чем создавать конкурентоспособные производства в РФ.
Оптовая торговля также остается одной из самых крупных сфер иностранных вложений: в 2009г. ее доля в общем объеме поступлений составила 21,20%.
В меньшей мере поступают иностранные инвестиции в строительство (1,70%), транспорт и связь (9,40%), финансовую деятельность (4,80%) и операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (11,30%).
Остальные сферы практически не получают иностранных инвестиций, хотя являются очень важными для экономики страны. Это такие отрасли как обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство – их доля в общем объеме поступивших инвестиций колеблется от 0 до 0,70%. А между тем приток инвестиций в эти сферы значительно бы улучшил ситуацию в стране.
Большой интерес иностранных инвесторов по-прежнему вызывает растущий российский рынок электросвязи и сухопутный транспорт.
Незначительные объемы капиталов, вложенные зарубежными инвесторами в геологоразведочные, геофизические работы, инженерно-техническое проектирование, свидетельствуют о том, что иностранные партнеры делают ставку в основном на использование ресурсов уже разведанных месторождений. А это негативно сказывается на средне- и долгосрочных перспективах добывающей отрасли в целом.
Участие зарубежных инвесторов в финансировании таких приоритетных для нашей страны сфер, как научные исследования и разработки, деятельность с использованием вычислительной техники и информационных технологий, также остается крайне незначительным (на уровне 0,10% всех накопленных капиталовложений). Очевидно, России предстоит еще немало сделать в целях выработки действенного алгоритма привлечения зарубежных инвестиций для финансирования приоритетных сфер экономики, связанных с научно-техническим прогрессом. При этом важно четко разграничить те сферы, которые останутся закрытыми для иностранцев, и те, где их участие должно разумно регулироваться и при необходимости стимулироваться.
Итак, на конец июня 2009 года наиболее привлекательными для иностранных инвесторов стали обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля и добыча полезных ископаемых. А ряд отраслей социального характера (это обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг), сельское хозяйство можно сказать не участвуют в притоке иностранных инвестиций.
2.2 Структура иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам
Для оптимизации притока инвестиций в Россию важно понимание того, представители каких государств сегодня наиболее активно вкладывают в нее капиталы, а также имеют наибольший потенциал и склонность к росту прямых инвестиций.
Следует отметить, что почти 80% всех ежегодно поступающих в РФ инвестиций приходится на 10 государств, ставших за пореформенные годы основными вкладчиками капитала в нашу страну.
Абсолютным лидером по притоку капитала в РФ в 2009г. стали Нидерланды (18,60% всего притока). Второе и третье место практически поделили Кипр и Люксембург (16,60 и 15,10%). Немного отстали от них Великобритания и Германия (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Страны – лидеры инвестиций с 2005 – 2009гг.
Собственно, инвесторы именно из этих стран в последние годы и входят в число основных поставщиков капитала в Россию. Также в десятку основных инвесторов входят такие страны как Германия, Франция, Виргинские острова, Швейцария, США, но их доля в общем объеме инвестиций невелика (Таблица 2).
Таблица 2 – Поступление иностранных инвестиций в экономику РФ по основным стрнам-инвесторам (в процентах к итогу)1
Страны-инвесторы | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Кипр | 9,50 | 17,90 | 17,10 | 19,10 | 16,60 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 16,00 | 12,70 | 21,80 | 14,40 | 10,10 |
Нидерланды | 16,60 | 12,00 | 15,50 | 14,00 | 18,60 |
Люксембург | 25,80 | 10,70 | 9,50 | 6,80 | 15,10 |
Германия | 5,60 | 9,10 | 4,20 | 10,30 | 6,70 |
Франция | 2,70 | 5,50 | 5,50 | 5,90 | 4,10 |
Виргинские острова (Брит.) | 2,30 | 3,70 | 1,80 | 3,40 | 2,80 |
Швейцария | 3,70 | 3,70 | 4,40 | 2,90 | 3,80 |
США | 2,90 | 3,00 | 2,30 | 2,70 | 3,30 |
другие страны | 13,50 | 19,70 | 17,90 | 20,50 | 18,90 |
Примечательно, что Люксембург, который в 2005г. довольно неожиданно стал единоличным лидером с 25,80% притока капиталов, в период с 2006 – 2008гг. заметно сдал свои позиции, а в 2009г. вновь стал в числе первых инвесторов. Безоговорочные лидеры 1990-х гг. - Германия и США - также все больше отходят на второй план. Хотя 2006г. наши немецкие партнеры вполне могут занести себе в актив: их доля в притоке впервые за несколько лет выросла сразу более чем в 1,5 раза. Доля американских инвесторов стабилизировалась на уровне 3% притока. Возросла и доля Франции (4,10%), хотя в сравнении с 2006 – 2008гг. произошло небольшое снижение. Относительно стабильными, но без претензий на лидерство остаются позиции Швейцарии и оффшорных инвесторов с Виргинских островов (2,80%).
Если суммировать показатели всех территорий, предоставляющих льготные условия инвесторам, то их доля в притоке инвестиций в РФ ежегодно составляет почти треть и не снижается, а доля в накоплениях превышает 40%. По сути, это капиталы российского происхождения, возвращающиеся на родину под видом иностранных инвестиций, часто в форме долгосрочных кредитов. Главную роль среди оффшорных инвесторов сегодня играют представители Люксембурга и Кипра5. Плюсом капиталов из оффшоров можно считать лучшее знание их владельцами ситуации в России и более оперативное инвестирование ими средств в экономику. Минусом - то, что эти капиталы в меньшей степени сопровождаются внедрением современных технологий.
В 2009г. наиболее приоритетной отраслью стало обрабатывающее производство, тем самым отодвинув на второй план добычу полезных ископаемых (Таблица 3). Прочное лидерство с 2007г. удерживает производство кокса и нефтепродуктов, где наиболее активны партнеры из Великобритании и Белоруссии (почти все вложения в кредитной форме). Большой объем вложений вновь привлекло металлургическое производство, за которым следовали производство пищевых продуктов и химическое производство. Доля кредитов во вложениях в эти секторы также была большой, но не подавляющей.
Таблица 3 – Отраслевое распределение иностранных инвестиций по отдельным странам инвесторам1
Поступило |
В % к итогу
|
В том числе | |||
прямые |
порт- |
прочие | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
218 |
100 |
142 |
0,0 |
76 |
из них: Нидерланды |
77 | 35,4 | 76 | - | 1 |
Швеция | 30 | 13,9 | 0,4 | - | 30 |
Китай | 24 | 11,0 | 22 | - | 2 |
Добыча полезных ископаемых |
3704 |
100 |
1620 |
340 |
1744 |
из них: Кипр |
759 | 20,5 | 333 | 340 | 86 |
Нидерланды | 690 | 18,6 | 580 | - | 110 |
Япония | 586 | 15,8 | - | - | 586 |
из итога по добыче полезных ископаемых: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
2399 |
100 |
1502 |
0,0 |
897 |
из них: Нидерланды |
690 | 28,8 | 580 | - | 110 |
Япония | 586 | 24,4 | - | - | 586 |
Кипр | 345 | 14,4 | 265 | - | 80 |
Обрабатывающие производства |
9241 |
100 |
1699 |
135 |
7407 |
из них: Германия |
1507 | 16,3 | 308 | 0,1 | 1199 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 1132 | 12,3 | 129 | 0,5 | 1003 |
США | 774 | 8,4 | 9 | 120 | 645 |
из итога по обрабатывающим производствам производство пищевых продуктов, включая напитки и табака |
1101 |
100 |
138 |
- |
963 |
из них: Люксембург |
273 | 24,8 | - | - | 273 |
Кипр | 261 | 23,7 | 29 | - | 232 |
Нидерланды | 118 | 10,7 | 19 | - | 99 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
324 |
100 |
135 |
3 |
186 |
из них: Финляндия |
133 | 41,2 | 30 | - | 103 |
Польша | 35 | 10,7 | 35 | - | - |
производство кокса и нефтепродуктов |
1645 |
100 |
0,0 |
122 |
1523 |
из них: Соединенное Королевство (Великобритания) |
646 | 39,3 | - | 0,0 | 646 |
Беларусь | 402 | 24,4 | - | - | 402 |
Виргинские о-ва (Брит.) | 127 | 7,7 | - | - | 127 |
химическое производство |
610 |
100 |
74 |
0,4 |
536 |
из них: Швейцария |
195 | 31,9 | 0,2 | - | 195 |
Нидерланды | 105 | 17,2 | 2 | - | 103 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
1780 |
100 |
266 |
7 |
1507 |
из них: Германия |
671 | 37,7 | 7 | 0,1 | 664 |
Швейцария | 328 | 18,4 | 3 | 5 | 320 |
Джерси | 195 | 11,0 | 195 | - | - |
Кипр | 128 | 7,2 | 16 | 0,2 | 112 |
Виргинские о-ва (Брит.) | 104 | 5,8 | - | 1 | 103 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
285 |
100 |
77 |
75 |
133 |
из них: |
92 | 32,2 | 48 | 9 | 35 |
Нидерланды | 65 | 22,8 | 0,0 | 0,1 | 65 |
Кипр | 43 | 15,2 | 23 | 13 | 7 |
Строительство |
345 |
100 |
221 |
1 |
123 |
из них: Финляндия |
156 | 45,1 | 107 | - | 49 |
Кипр | 115 | 33,3 | 74 | - | 41 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
7995 |
100 |
1090 |
2 |
6903 |
из них: | |||||
Люксембург | 3273 | 40,9 | 2 | - | 3271 |
Нидерланды | 2021 | 25,3 | 1 | - | 2020 |
Германия | 1176 | 14,7 | 686 | - | 490 |
Кипр | 274 | 3,4 | 82 | 1 | 191 |
Транспорт и связь |
6511 |
100 |
206 |
17 |
6288 |
из них: Китай |
5000 | 76,8 | 0,0 | - | 5000 |
Люксембург | 943 | 14,5 | 0,1 | 3 | 940 |
Кипр | 142 | 2,2 | 85 | 8 | 49 |
из итога по транспорту и связи связь |
1175 |
100 |
27 |
12 |
1136 |
из них: Люксембург |
941 | 80,1 | 0,1 | 2 | 939 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 129 | 11,0 | - | 0,3 | 129 |
Швеция | 58 | 4,9 | 4 | - | 54 |
Кипр | 17 | 1,5 | 4 | 8 | 5 |
Финансовая деятельность |
1025 |
100 |
119 |
289 |
617 |
из них: Кипр |
438 | 42,8 | 75 | 224 | 139 |
Ирландия | 176 | 17,2 | - | - | 176 |
Германия | 114 | 11,2 | - | - | 114 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
2670 |
100 |
873 |
3 |
1794 |
из них: Франция |
601 | 22,5 | 71 | - | 530 |
Кипр | 487 | 18,3 | 264 | 1 | 222 |
Люксембург | 457 | 17,1 | 7 | 1 | 449 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
43 |
100 |
31 |
- |
12 |
из них: Кипр |
24 | 56,7 | 18 | - | 6 |
США | 7 | 15,4 | 2 | - | 5 |
Люксембург | 5 | 11,7 | 5 | - | - |
__________________ 1) Информация приводится по видам экономической деятельности, в которые за отчетный период осуществлены наиболее крупные иностранные инвестиции. |
В 2009г. иностранные инвесторы вновь проявили большой интерес к кредитованию внешней торговли и связи. Люксембург прочно удерживает лидерство по вложениям в сферу связи, увеличив их по сравнению с 2008г. практически в 2 раза с 40,9% до 80,1%. Во внешней торговле он так же на первом месте – 40,9%.
В финансовой деятельности и в операциях с недвижимостью почти половина вложений пришлась на Кипр – весьма характерный момент, если учесть российское происхождение поступающих оттуда капиталов. Как уже отмечалось выше, наши соотечественники более чутко улавливают тенденции рынка в РФ и оперативно вкладывают средства в те виды деятельности, которые в данный момент приносят наибольшую прибыль.
Страновая структура иностранных инвестиций нерациональна, потому что невелико вложение ведущих мировых экспортеров капитала. Например, Япония не входит даже в первую десятку стран, действующих на рынке капитала в Росси. Очень мал объем иностранных инвестиций «новых индустриальных стран» (Тайвань, Гонконг, Сингапур), имеющих опыт работы в стране с переходной экономикой, менее опасающихся инвестиционных рисков, чем западные инвесторы. Они готовы выкладывать капитал в высокотехнологические объекты, что могло бы способствовать развитию наукоемких технологий и отраслей обрабатывающей промышленности.
2.3 Региональное размещение иностранных инвестиций в России
Региональное размещение иностранных инвестиций в России свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране неодинаков и имеет межрегиональные отличия (Таблица 4).
Таблица 4 – Структура иностранных инвестиций по федеральным округам РФ (в процентах к общему объему)
Округ | Доля инвестиций |
Российская Федерация | 100,0 |
Центральный федеральный округ | 52,7 |
Северо-Западный федеральный округ | 6,3 |
Южный федеральный округ | 2,3 |
Приволжский федеральный округ | 3,2 |
Уральский федеральный округ | 18,7 |
Сибирский федеральный округ | 7,2 |
Дальневосточный федеральный округ | 9,6 |
Особенностью размещения иностранных капиталов между федеральными округами является то, что выравнивание объемов привлекаемых ими инвестиций происходит за счет быстрого роста долей лишь одного-двух регионов в округе: в Центральном – Москва и Московская область, В Северо-Западном – Санкт-Петербург, республика Коми, в Южном – Краснодарский край, в Уральском – Челябинская область, в Сибирском – Омская, Иркутская области. Тогда как остальные регионы данных федеральных округов могут вообще не получать иностранных инвестиций. Подобного рода неравномерность объясняется либо реализацией на территории региона отдельных крупных проектов, либо наличием у него условий, удовлетворяющих отраслевым предпочтениям инвесторов. В 2008г. доля иностранных инвестиций, поступивших на территорию Центрального федерального округа (ЦФО), достигла 52,7 % их общего притока в страну. Второе место занимает Уральский округ, включающий Тюменскую область, — 18,7%. На третьем месте находится Дальневосточный округ — 9,6%. Далее в порядке убывания следуют федеральные округи: Сибирский – 7,2 %; Северо-Западный – 6,3%; Приволжский — 3,2%; Южный — 2,3% (Рисунок 4).
Рисунок 4 – Структура инвестиций по федеральным округам РФ
Отмечается территориальный дисбаланс в получении иностранных инвестиций. Так, одна Москва на протяжении последних 3 лет получает больше зарубежных капиталовложений, чем вся Азиатская экономическая зона страны. В 2009 году объем иностранных инвестиций в экономику Москвы может составить 17,7 млрд.руб.
В восточном регионе 80% иностранных капиталовложений поступает в несколько экспортно-ориентированных сырьевых регионов — Тюменскую область, Красноярский край, Республику Саха (Якутия).
Обеспечение инвестиционной привлекательности региона зависит от работы региональных и местных органов власти. Здесь более современным и эффективным будет подход, согласно которому регион будут позиционировать как своеобразный «товар» инвестиционного рынка, т.е. необходимо наличие у региона определенных инвестиционных товарных свойств.
3. Пути привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ
3.1 Стимулирование инвестиционной активности
Обязательным условием роста капитальных вложений является наличие в российской экономике благоприятного инвестиционного климата.
Правительством Российской Федерации были предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Отменено ограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий, учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решен вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса рубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой прибыли. Принято решение об отмене налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда.
Также решающее значение приобретает улучшение макроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, как следствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита для инвестиционных целей.
Принят Закон об иностранных инвестициях в Россию, цель которого - предоставить гарантии иностранному инвестору, прежде всего от необоснованной национализации.
Действующие законодательные акты в области налоговой политики предоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и организаций в части финансирования капитального строительства. В ближайшие годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентах России на рынке инвестиционных капиталов.
Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитие которого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов в и стабилизации производства.
На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на акции приватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнее время характерен для акционерных обществ-монополистов, функционирующих в таких отраслях как нефтяная промышленность, энергетика, связь.
Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная часть российских предприятий приватизирована, неизбежно будет идти преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций российских акционерных обществ, владеющих предприятиями.
В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по привлечению отечественных и иностранных инвестиций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют благоприятный инвестиционный климат регионов посредством организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществления рекламно-информационной кампании в печатных изданиях.
Так, Министерство экономики Российской Федерации уже разработало совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными органами государственной власти план мероприятий по вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ. Данный документ охватывает все направления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.
Инвестиционное сотрудничество России со странами ближнего зарубежья служит одним из основных средств стабилизации дальнейшего развития экономики каждой страны. Последнее не может осуществляться успешно без согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам.
Привлечение капитала из государств-участников Содружества Независимых Государств должно осуществляться путем совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международного финансового лизинга, создания договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности. Необходимо также создать условия для привлечения частных российских инвесторов в производственные объекты государств-участников СНГ в продукции которых заинтересована Россия. В этой связи целесообразно разработать совместно со странами Содружества Независимых государств механизм инвестиционного сотрудничества и перехода на совместное финансовое обеспечение.
В целях активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику России, обеспечения проведения последовательной работы и скоординированной государственной политики в этой области Правительство РФ приняло постановление “Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации”.
Обеспечению благоприятного инвестиционного климата служит применение национального режима к иностранным инвесторам.
До последнего времени основной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Несмотря на значительное число зарегистрированных предприятий такого типа, размеры привлеченных им зарубежных инвестиций невелики, а их роль в экономике незначительна.
Необходимо совершенствовать способы определения доли российских инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовых ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают прямой зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний.
Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вклады для кредитования развития российских предприятий с условием возврата кредита поставками продукции (компенсационные соглашения).
Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на встречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленном оборудовании.
Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечки капиталов из России.
Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретных территориях следует использовать механизм создания свободных экономических зон.
Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственной поддержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой связи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка, осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы.
Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.
В отношении защиты собственности инвесторов желательно разработать единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности, растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.
Необходимо совершенствовать работу международного коммерческого арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов следует разработать специальные государственные программы предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений.
Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое, информационное и организационное укрепление соответствующих оперативных служб, следственных органов и судов.
В части информационного обеспечения инвестиционной деятельности представляется необходимым содействие государства действующим и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, продаже акций, конверсии производства. С целью обеспечения эффективного информационно-консультативного взаимодействия потенциальных иностранных инвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образа России на мировых рынках капитала принято постановление Правительства Российской Федерации “О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономике Российской Федерации”.
По инициативе Правительства Российской Федерации создана качественно новая структура – Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача – обеспечение постоянного диалог между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.
Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и другими.
При реализации широкой программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций необходима также организация мониторинга программы и оперативной корректировки состава мероприятий.
Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.
Иностранные инвестиции – это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.
В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);
создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;
предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов.
Прямые зарубежные инвестиции – это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.
Политика Правительства РФ направлена ныне на привлечение иностранных инвестиций в экономику России.
Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется следующими основными обстоятельствами:
3а годы экономических (рыночных) реформ промышленное производство в Российской Федерации значительно сократилось. Продолжительное время наблюдается упадок. В 2008 году промышленное производство сократилось и составило 66% того объема, который был до реформ (в 1990 г.), а легкая промышленность (выпускающая товары для народа) - лишь I5% производства от того уровня, который был до реформ. Сокращение промышленного производства произошло почти по всем отраслям экономики России.
С помощью иностранных инвестиций государство намерено приостановить упадок промышленного производства в стране, возникший проведением непродуманных темпов рыночных реформ.
Одной из главных причин упадка промышленного производства в ряде отраслей стала большая степень износа основных производственных фондов, упадка их производительности.
Основные фонды отраслей промышленности России по состоянию на начало 2008г. оказались изношенными на 44%, при этом происходит снижение коэффициента обновления.
Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:
1) ускорения технического и экономического прогресса;
2) обновления и модернизации производственного аппарата;
3) овладения передовыми методами организации производства;
4) подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.
Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой компании «Энрют и Янг», нужно привлечь 200-300 млрд. долл., для преодоления кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долл.
По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности – России придется конкурировать за более скромный объем инвестиционного капитала – где-то в пределах 10 млрд. долл. Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.
Политическая и экономическая нестабильность, разгул преступности и другие «приметы» переходного периода пре-допределяют крайне низкий рейтинг России у западных орга-низаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степеней их риска во всех странах мира.
3.2 Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций, осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
радикализация борьбы с преступностью;
торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России.
Заключение
В данной работе мною были рассмотрены понятие инвестиций, их виды, сущность иностранных инвестиций, особенности инвестиционной ситуации в России. Особое внимание уделено анализу структуры иностранных инвестиций по их виду, по виду экономической деятельности, также были рассмотрены основные страны, которые направляют свой капитал в экономику России.
Поскольку привлечение иностранных инвестиций имеет большое значение для экономики России, то в данной работе были также рассмотрены проблемы привлечения иностранных инвестиций и пути их решения.
Итак, на основе проанализированного мною материала, можно сделать следующие выводы.
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью. Для эффективного развития экономики страны национальных средств недостаточно, рано или поздно страна столкнется с необходимостью привлечения иностранных инвестиций.
Наша страна привлекает капитал, в основном, в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.
В общем объеме иностранных инвестиций преобладают прочие инвестиции, а именно кредиты. Так как кредитные вложения рано или поздно подлежат возврату, то объем их оттока из России сопоставим с объемом притока. Т.е. эти вложения инвестициями можно назвать с большой оговоркой.
Для улучшения ситуации в стране государство должно активно привлекать прямые инвестиции, т.к. они способствуют развитию производительных сил, увеличивают занятость, обеспечивают доступ к новым технологиям, способствуют росту экспорта и национального дохода.
Российская экономика большую часть иностранных инвестиций получает из Кипра, Великобритании, Люксембурга, Германии. Капитал из этих стран в основном направляется в добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, финансовую деятельность.
Наиболее привлекательные отрасли для иностранных инвестиций – это топливно-энергетический комплекс, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, т.е. отрасли, имеющие гарантированный спрос на внутреннем и внешнем рынке. Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, испытывают нехватку иностранных инвестиций. Такие отрасли как обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство практически не получают иностранных инвестиций.
В региональной структуре наблюдается неравномерность распределения иностранных инвестиций. Характерной для региональной структуры иностранных инвестиций в России является высокая концентрация иностранного капитала в столичных городах-мегаполисах и прилегающих к ним областях, в центральных районах европейской части страны. Недостаточный приток иностранного капитала характерен для северных, восточных и южных районов, которые наиболее нуждаются в инвестициях.
Итак, проблема привлечения иностранных инвестиций весьма многогранна и имеет множество аспектов, поэтому требует к себе значительного внимания со стороны всех органов государственного управления.
Решение проблемы инвестиционной привлекательности России и недостатка иностранных инвестиционных ресурсов является необходимым, поскольку бездействие по данному вопросу может привести страну к еще более неблагоприятным условиям, что окажет сильное влияние на все стороны общественной жизни.
Список использованных источников
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» №160-ФЗ от 9 июля 1999г.//Нормативная база «Консультант Плюс».
Амосов А. Результативны ли иностранные инвестиции? // Экономист 2007, №1, с.29-36
Аскинадзи В.М. Инвестиционное дело. Учебное пособие/ В.М. Аскинадзи – М: ООО»Маркет ДС Корпорейшн», 2007. – 512 с.
Бирюков Д. О некоторых аспектах валютного регулирования в сфере иностранных инвестиций // Хозяйство и право 2006, №9, с.104-112
Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник, 2-е издание/Е.Ф.Борисов – М: ТК «Велби», ООО «Изд.Проспект», 2007. – 544 с.
Вахрин П.И., Нешитой А.С. Инвестиции / М.: Дашков и К, 2005, 380с.
Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт / М.: 2001, 115с.
Воронина Л.А. Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики/ Л.А.Воронина//Финансы и кредит. – 2007. - №9. – с.2-11
Гусев К.Н. Иностранные инвестиции в России: новые рекорды //Банковское дело 2006, №5, с.23-30
Гусев К.Н. Новые тенденции в притоке иностранных капиталов в Россию/ К.Н.Гусев//Банковской дело. – 2007. - №5. – с.19-24, №6. – с.31-34
Дворецкая А.Е. Инвестиционный потенциал российской экономики/ А.Е. Дворецкая// Финансы и кредит. – 2007. - №16. – с.2-18
Джанова З.А. Инвестиционная привлекательность России/ З.А. Джанова// Экономическое возрождение России. – 2007. - №4. – с.62-66
Дякин.Д.Б. Иностранные инвестиции: мировой опыт – практика в России. Русско-английский словарь-справочник / М., 1996, 255с.
Иванова Е. О понятии иностранных инвестиций // Право и экономика 2006, №9, с.99-100
Игонина Л.Л. Инвестиции / М.: Экономист, 2005, 133с.
Киселева Н.В., Боровикова Т.В., Захарова Г.В. и др. // Под ред. Подшиваленко Г.П., Киселевой Н. В. Инвестиционная деятельность: Учебное пособие / – М.: КНОРУС, 2005. – С. 84-86.
Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику // Финансы и кредит 2007, №10, с.70-80
Орлова Е.Р. Инвестиции / М.: Омега-Л, 2006, 207с.
Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макарова М.В. и др. Инвестиции: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2004. – С. 35-40.
Статистические данные Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.gks.ru
Студенкина Ю. Россия как центр притока прямых иностранных инвестиций/ Ю.Студенкина// Консультант Директора. – 2007. - №18. – с.13-17
Уголков Д. Иностранные инвестиции в Россию:прямые, портфельные и возвратные/ Д.Уголков// Инвестиции в России. – 2007. - №14. – с.28-30
Фишер Пауль. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. – М.: Финансы и статистика, 1999. – С. 488-489.
Хорошилова О. Прямые иностранные инвестиции в России: ограничения и возможности/ О. Хорошилова// Инвестиции в России. – 2007. - №4. – с.14-21
Шевченко И.В. Территориальная концентрация иностранных инвестиций в регионах России/ И.В.Шевченко// Региональная экономика: теория и практика. – 2007. - №10. – с.38-50
1 Игонина Л.Л. Инвестиции / М.: Экономист, 2005, с. 32
2 Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт / М.: 2001, с. 55
1 Иванова Е. О понятии иностранных инвестиций // Право и экономика 2006, №9, с.100
1 Бирюков Д. О некоторых аспектах валютного регулирования в сфере иностранных инвестиций // Хозяйство и право 2006, №9, с.105-106
1 Вахрин П.И., Нешитой А.С. Инвестиции / М.: Дашков и К, 2005, с.350
2 Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику // Финансы и кредит 2007, №10, с.71
1 Киселева Н.В., Боровикова Т.В., Захарова Г.В. и др. // Под ред. Подшиваленко Г.П., Киселевой Н. В. Инвестиционная деятельность: Учебное пособие / – М.: КНОРУС, 2005. – С. 84-86.
1 Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макарова М.В. и др. Инвестиции: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2004. – С. 35-40.
1 Copyright © Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru
1 Россия в цифрах - 2009 г. Copyright © Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru
1 Россия в цифрах - 2009 г. Copyright © Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru
1 Россия в цифрах - 2009 г. Copyright © Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru