Иностранные инвестиции
Экономическая жизнь России во многом определяется оборотом промышленного капитала, связанного с инвестиционным циклом. Помимо внутренних инвестиций, являющихся основным мотором инвест-цикла, Россия с конца 80-х гг. пытается активно использовать и иностранные инвестиции.
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства. Привлечение иностранного капитала в Россию относится не к конъюнктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития российской экономики.
Согласно закону об иностранных инвестициях, иностранные инвестиции – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации. В литературе также часто широко используется еще один термин – инвестиционный климат – это комплекс объективных условий инвестирования, охватывающий экономические, политические и социальные компоненты: природные ресурсы, рабочую силу, законодательство и т. д.
В основу одного из первых исследований, посвященных типологии инвестиционного климата разных стран, была положена экспертная шкала. Она включает целый ряд факторов: законодательные условия для иностранных и национальных инвесторов, возможность вывоза капитала, устойчивость национальной валюты, политическая ситуация, уровень инфляции, возможность использования национального капитала. Однако, факторы, играющие положительную роль в привлечении иностранных инвестиций, для каждой страны специфичны. Для России это, прежде всего:
богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы, лес и др.);
огромный внутренний рынок;
кадры с достаточно высоким уровнем базового образования, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;
относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей;
осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных инвесторов;
возможность получения быстрой сверхприбыли.
Несмотря на это существует ряд факторов негативно влияющих на инвестиционный климат страны: политическая нестабильность, кризисное состояние и реальное сужение емкости внутреннего рынка, неустойчивость курса рубля, относительно слабое развитие инфраструктуры связи, складского хозяйства, жилья и бытовых услуг, неразвитость сферы деловых услуг (информация, консультации, посредничество, переподготовка кадров и т. п.), рост преступности, коррупция.
Все это определяет индивидуальный путь развития России в интеграции в Мировое хозяйство.
Иностранный капитал в России присутствует как в государственной, так и в частной форме, в смешанном виде, а также в виде капитала международных организаций. Иностранные инвестиции поступают в Российскую экономику как прямые частные в форме портфельных инвестиций и виде кредитов как ссудный капитал.
В зарубежной литературе иностранные инвестиции обычно делятся на прямые и портфельные (предпринимательская форма инвестиций). В отечественной литературе дополнительно выделяют прочие иностранные инвестиции (ссудная форма инвестиций).
Прямые инвестиции предполагают такое помещение капитала иностранным инвестором, при котором он приобретает контроль над отечественным предприятием. Обычно это бывает в тех случаях, когда иностранная компания собирается эксплуатировать данную фирму в своих интересах (получение большей прибыли, проникновение на внутренний рынок в обход высоких таможенных пошлин, перемещение собственного производства в район более низкой заработной платы или близкий к объемным рынкам сбыта или источникам сырья, материалов). Прямые инвестиции, поступающие из-за рубежа, состоят главным образом из двух компонентов: взносов в уставный капитал как в виде материальных и нематериальных активов, так и денежных средств и кредитов от зарубежных совладельцев предприятий. Третий компонент увеличения прямых инвестиций – реинвестирование прибыли, полученной компанией с иностранными инвестициями в России, осуществляемое в рублевой форме. Доля реинвестиции в общем объеме прямых инвестиций составила: в 1995 г. – 6,9 %, 1996 г. – 14,0 %, 1997 г. – 27,6 %, 1998 г. – 35,1 %, эта доля растет. [2 , 539 c.]
Одна из популярных форм привлечения прямых инвестиций в российскую экономику – это создание предприятий с иностранными инвестициями.
На первом этапе вложений иностранного капитала в Россию основную роль играли совместные предприятия (СП). В условиях господства в советской России государственной формы собственности вложение иностранного капитала было возможно лишь на основе договора между государственным предприятием, выделившим определенную часть имевшейся в его распоряжении собственности (здания, оборудование, право пользования землей, научно-технические знания) в качестве вклада в уставный фонд СП, и иностранным инвестором, доля которого в этом фонде определялась стоимостью поставляемых им машин и оборудования, современной технологии и свободно конвертируемой валюты.
Для российского предприятия или акционерного общества создание совместного с иностранными партнерами предприятия имеет два основных преимущества:
во-первых, привлекаются новые материальные и финансовые ресурсы (в том числе в форме импортного оборудования, лицензий и ноу-хау), которые входят в состав основных фондов предприятия и непосредственно не требуют оплаты;
во-вторых, объединяются интересы российского и иностранного партнеров, что предполагает взаимную заинтересованность в совершенствовании производства и завоевании рынков.
Однако выявились определенные недостатки этой формы предпринимательства для России, что выражалось в занижении реальной доли отечественных участников при формировании уставных фондов СП. Это было связано с недооценкой отечественного вклада в виде зданий, технологий, прав пользования землей и завышением цен на оборудование и технологии, поставляемые в качестве вклада иностранного партнера в уставный фонд.
Но серьезных западных инвесторов интересует не столько партнерство с российскими организациями, сколько приобретение надежных элементов контроля за производством. В условиях, когда значительная часть российских предприятий приватизирована, формы привлечения иностранного капитала меняются. Основной формой создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями становятся не новые совместные предприятия, а продажи иностранным инвесторам пакетов акций российских акционерных обществ.
Международная практика знает такую форму использования иностранного капитала, как создание контрактных совместных предприятий. Предприятие или фирма может заключить договор (контракт) с иностранной фирмой на выполнение определенных работ по модернизации и расширению производства. Иностранная фирма ввозит для этого оборудование, использует свои технологии и ноу-хау, управленческий опыт и в соответствии с условиями договора получает часть прибыли от реализации продукции, произведенной на основе модернизации производства. При этом не возникает новой фирмы, предприятие остается в собственности компании. Иностранный партнер действует на этом предприятии в определенных рамках, оговоренных в договоре. В России есть некоторый опыт применения такой формы сотрудничества с иностранными фирмами в нефтедобычи. С иностранными фирмами расчет ведется главным образом путем поставок нефти на внешний рынок.
Большое значение в современных условиях имеет привлечение иностранных инвестиций для освоения месторождений полезных ископаемых и иных природных богатств на основе соглашений (договоров) о разделе продукции. Чаще всего иностранным компаниям передается разработка природных ресурсов: минерально-сырьевые, водные, лесные. Заключение таких соглашений целесообразно, когда страна имеет значительные разведанные, но не разработанные запасы из-за нехватки финансовых и технических средств. При этом инвестор получает исключительное право на разведку и добычу ресурса на свой риск и за свой счет на выделенной ему территории. Он владеет продукцией и может свободно продавать ее после обязательных поставок на местный рынок, размер которых оговорен в соглашении. Ему же принадлежит оборудование, аппаратура, установки, установленные при добыче природного ресурса.
Совместные и иностранные предприятия создаются в основном в сфере торговли и общественного питания, промышленности, строительстве, коммерческой инфраструктуре, науке и научном обслуживании, транспорте, связи и в финансовой сфере.
Все более возрастающую долю в притоке иностранного капитала составляют портфельные инвестиции. В отличие от прямых инвестиций для владельца портфельных инвестиций имеет значение только доход, а контроль за предприятием его не интересует. Портфельными инвестициями являются покупка ими ценных бумаг (акций облигаций), не обеспечивающих возможности участия в управлении коммерческой организацией, а также государственных ценных бумаг.
В результате приватизации наиболее крупные предприятия превратились в открытые акционерные общества, что позволит им осуществлять вторичные выпуски акций и увеличивать свой уставный капитал, привлекая сторонних, в том числе иностранных, инвесторов. Иностранные инвестиции в форме покупки акций приватизируемых российских предприятий осуществляются с конца 1993 г. Самые доходные иностранные фонды, работающие с российскими ценными бумагами: Hermitage Fund, FireBird Fund LP, Russian Prosperity Fund и др. [3, с. 149, табл. 6.5].
Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций в Россию играют инвестиционные фонды. Аккумулируя средства мелких вкладчиков путем выпуска собственных ценных бумаг, фонды могут вкладывать их в крупные инвестиционные проекты в России, которые обеспечат им высокие прибыли. За счет прибыли фонды смогут выплачивать хорошие дивиденды или проценты тем, кто доверит им свои деньги. Российская Государственная инвестиционная корпорация (Госинкор), при учреждении которой одной из основных задач было привлечение иностранных инвестиций, создала совместно с американской «Корпорацией частных инвестиций за рубежом» фонд «Партнеры России». К середине 1998 г. этот фонд собрал 212 млн. долл., которые он вкладывает в различные проекты в России. Госинкор намерена создать подобные фонды с финансовыми институтами Европы, Японии, Сингапура и других стран. [2, с. 533]
Наибольший интерес для западных портфельных инвестиций в середине 90-х представляли следующие отрасли экономики России: предприятия топливно-энергетического комплекса; алюминиевые заводы; предприятия связи и коммуникаций; порты и пароходства; предприятия по производству цемента; предприятия по производству минеральных удобрений; крупные горнодобывающие предприятия; предприятия пищевой промышленности. Наименьший интерес портфельные инвесторы проявляют к таким отраслям, как транспорт, машиностроение, химическая промышленность.
Несмотря на растущий приток портфельных инвестиций в Россию, зарубежные инвесторы учитывают специфические и большие по размеру риски. Главное – политический риск, связанный с политической ситуацией в России. Второй риск – риск резкого колебания на российском рынке ценных бумаг (производный от политического). Третий – закрытость российского фондового рынка, в особенности информационная (система раскрытия информации в привычном для западных инвесторов виде существует только на рынке банковских акций и облигаций). Четвертый – технологический. Система депозитариев и регистраторов в России пока отрегулирована слабо. Права инвесторов систематически нарушаются регистраторами. Пятый риск – правовой. Законодательная неразвитость рынка ценных бумаг, его инфраструктуры и инструментов все еще остается препятствием для его всестороннего развития.
К прочим инвестициям относятся вложения ссудного капитала в виде разного рода кредитов и финансового лизинга.
Российские предприятия заинтересованы в получении кредитов у зарубежных банков. Раньше практически все займы из-за рубежа получало государство или они предоставлялись под государственную гарантию. Очевидно, что в современных условиях государство не может предоставлять гарантии по всем кредитам, которые хотели бы получить частные российские предприятия. Государство может гарантировать кредиты под хорошо проработанные проекты народно-хозяйственного назначения.
Формой привлечения иностранных займов может быть продажа на мировых фондовых рынках государственных ценных бумаг, а также региональных и муниципальных займов и обязательств. Практика такого рода займов появилась. Правительство осуществило несколько выпусков евробондов (еврооблигаций). Однако после дефолта 1998 г. рейтинг российских облигаций существенно «снизился» до «ССС», и только в начале 2000 г. России был присвоен рейтинг «В», тоже не очень высокий, но по облигациям с таким рейтингом можно не опасаться дефолта.
С точки зрения страны, принимающей капитал, в том числе России, предпочтительнее вложения иностранного капитала в виде прямых инвестиций, так как они не требуют возврата и заинтересовывают инвестора повышать эффективность деятельности компании, в которую они вложены. Портфельные инвестиции, т. е. покупка иностранцами акций и облигаций коммерческих организаций, также может быть источником финансирования производства. Однако портфельные инвестиции очень чувствительны к изменениям конъюнктуры и могут быстро перемещаться из одной страны в другую («горячие деньги»). Именно так произошло в России летом 1998 г., когда владельцы ценных бумаг начали «сбрасывать» их и вывозить полученные деньги. Иностранные займы при эффективном использовании поступающих средств на производственные цели могут быть важным фактором развития предприятий.
Отметим основные формы инвестиций иностранного капитала в отечественную экономику:
инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ;
инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;
инвестиции в форме вложения в ценные бумаги;
иностранные кредиты;
лизинговые кредиты;
финансовые кредиты российским предприятиям.
Во второй половине 90-х гг. Финансовый капитал в мире составлял огромную величину порядка 20 трлн. долл. Эти деньги – основа мирового финансового рынка, опоясывающего весь земной шар. Как привлечь эти средства, существует несколько точек зрения. Первая, следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. Вторая точка зрения говорит о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику. Крайним выражением подобного мнения является тезис об угрозе «распродажи России» международным монополиям. Как правило, на глубоком экономическом анализе такого рода высказывания не основаны, а используются как пропагандистский лозунг в борьбе с политическими оппонентами. Другой, более логичной позицией являются взгляды тех экономистов, которые в притоке иностранного капитала видят угрозу серьезной конкуренции для российской промышленности. Они протестуют против низкой цены предприятий, выставляемых на аукционы в ходе приватизации, в которых участвуют иностранцы. Вместе с тем объективные законы мировой экономики, процессы международной миграции капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от активного привлечения и использования иностранного капитала.
В современном мире экономическое развитие обеспечивается прежде всего нововведениями – организационными, технологическими, продуктовыми. Особое значение имеют в этой связи прямые иностранные инвестиции (ПИИ), которые в отличие от других форм импорта капитала включают в себя не только денежные средства, но и значительный инновационный компонент.
Для России, не испытывающей сейчас недостатка в денежных средствах благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, важен именно обеспечиваемый ПИИ трансферт передовых производственных и управленческих технологий, ноу-хау, доступа к системе сбыта на внешних рынках, к новым источникам финансирования. Однако, несмотря на постоянный рост иностранных инвестиций в российской экономике, о больших успехах в их привлечении не приходится говорить ни в плане их макроэкономической роли, ни в плане использования потенциальных возможностей.
Согласно отчету Федеральной службы государственной статистики «Об иностранных инвестициях в экономику России в 2004 г.» накопленный капитал в экономике России по состоянию на 2004 г. составил 82 млрд. дол., что на 43,8 % больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. В структуре накоплений значительных изменений не произошло. По-прежнему наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале занимают прочие инвестиции – 54,0 % (на конец 2003 г. – 51,7 %), которые осуществляются на возвратной основе и формируются за счет торговых кредитов, кредитов иностранных государств под гарантии Правительства РФ, а также кредитов, полученных от международных финансовых организаций – Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Доля прямых инвестиций сократилась до 44,1 % (45,8 % - на конец 2003 г.), а портфельных – до 1,9 % (2,5 %).
Совокупный объем инвестиций Всемирного банка (ВБ) в экономику России составляет 22,0 млрд. дол. Россия пользуется кредитами ВБ с 1992 г., портфель действующих займов ВБ составляет 2,8 млрд. дол. В настоящее время Всемирный банк вкладывает свои инвестиции в России в проекты в области ТЭК, сельского хозяйства, защиты окружающей среды, а также кредиты федеральному правительству. Инвестиции ЕБРР в 2004 г. значительно возросли по сравнению с предыдущим годом. Основными направлениями деятельности ЕБРР в России являются финансирование совместных предприятий, работа в регионах, поддержка развития малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры. ЕБРР тесно сотрудничает с Россией, начиная с 1994 г. Общая стоимость проектов с его участием – 18 млрд. евро, из них 7,1 млрд. евро – средство банка. [1, с. 143-144]
Объем и структура иностранных инвестиций в российскую экономику за 1997-2004 гг.
Годы |
Всего, млн. дол. |
Прямые |
Портфельные |
Прочие |
|||
млн. дол. |
% к итогу |
млн. дол. |
% к итогу |
млн. дол. |
% к итогу |
||
1997 |
12 295 |
5 333 |
43,38 |
681 |
5,54 |
6 281 |
51,09 |
1998 |
11 773 |
3 361 |
28,55 |
191 |
1,62 |
8 221 |
69,83 |
1999 |
9 560 |
4 260 |
44,56 |
31 |
0,32 |
5 269 |
55,12 |
2000 |
10 958 |
4 429 |
40,4 |
145 |
1,3 |
6 384 |
58,2 |
2001 |
14 258 |
3 980 |
27,9 |
451 |
3,2 |
9 827 |
68,9 |
2002 |
19 780 |
4 002 |
20,2 |
472 |
2,4 |
15 306 |
77,4 |
2003 |
29 699 |
6 781 |
22,83 |
401 |
1,35 |
22 517 |
75,81 |
2004 |
40 509 |
9 420 |
23,25 |
333 |
0,82 |
30 756 |
75,92 |
[1, с. 144, табл. 30]
В 2004 г. в экономику России поступили инвестиции из 117 стран мира. Основными странами инвесторами, осуществляющими значительные инвестиционные вложения, являются КИПР, Нидерланды. Люксембург, Германия, Великобритания, США, Франция. Доля данной группы стран в общем объеме накопленных иностранных инвестиций увеличилась по сравнению с 2003 г. до 80,7 % (68,2 % - на конец 2003 г.). [1, с. 146]
В целом международные инвесторы по-прежнему оценивают инвестиционную привлекательность России ниже, чем наших основных конкурентов на рынке ПИИ. В 2004 г. на долю иностранных фирм в России приходилось лишь 5 % всех вложений в основной капитал, тогда как в Бразилии – около 30, Польше – почти 25, США – 20, Китае – 10-15 %. Правда, в 2005 г. благодаря осуществлению ряда крупных проектов статистика зафиксировала активизацию притока иностранных инвестиций. Во многих случаях в форме ПИИ фактически происходит возврат российских средств на родину из оффшоров, поскольку, имея иностранную «прописку», капитал чувствует себя в большей безопасности в плане возможных политических, экономических или административных коллизий.
Использование российского фондового рынка для привлечения иностранных инвестиций потребовало от России создания цивилизованного фондового рынка, порядок и правила функционирования которого привычны и понятны для иностранного инвестора. В настоящее время для решения этих вопросов предпринимаются важные шаги, создана Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Зарубежные инвестиционные фонды, считающие Россию в целом привлекательной для портфельных инвестиций, отмечают, что для российского фондового рынка характерны невысокие цены на акции, высокие темпы развития рынка, снижение политических рисков, постепенная стабилизация экономики, высокая доходность ценных бумаг и др.
Включение России в престижные индексы Международной финансовой корпорации, присвоение г. Москве, Нижегородской области, а также целому ряду предприятий и банков высоких международных рейтингов способствовало доступу на российский фондовый рынок крупных институциональных инвесторов, в управлении которых находятся сотни миллиардов долларов. Эти инвесторы, будучи классическими портфельными инвесторами, не заинтересованными в установлении контроля над предприятием или вмешательстве в его оперативную деятельность, представляют особый интерес для российских эмитентов.
Выход же самих российских предприятий на международные фондовые рынки пока незначителен и практикуется лишь немногочисленными крупнейшими российскими акционерными компаниями (ЛУКойл и др.).
Российские предприятия заинтересованы в получении кредитов и в таких формах, как компенсационные сделки и лизинг. Раньше в СССР заключались лишь крупномасштабные контракты на компенсационной основе, когда поставки продукции исчислялись сотнями миллионов и даже миллиардами долларов. В современной ситуации вполне возможны компенсационные сделки и на уровне отдельного предприятия (объединения, концерна, ассоциации), при этом они могут относиться к различным отраслям производства. Российские предприятия уже имеют некоторый опыт использования лизинга для получения оборудования из-за рубежа. В частности, авиакомпании брали у иностранных фирм самолеты по лизингу. Несомненно, эта форма контактов может быть расширена.
Инвестиционное пространство России чрезвычайно неоднородно: регионы существенно различаются по большинству экономических параметров. В целом наибольшие объемы иностранных инвестиций поступают в регионы с развитой инфраструктурой и высоким потребительским потенциалом (Москва, Санкт-Петербург, Московская обл. и др.), сырьевые регионы (Омская и Сахалинская обл., Республика Саха, Тюменская обл. и др.), крупные промышленные центры (Свердловская, Челябинская, Самарская обл.)
По объему привлеченных инвестиций со значительным отрывом лидирует Центральный федеральный округ (ЦФО), за ним идет Уральский федеральный округ (УФО). В 2003 г. разрыв в объемах инвестиций несколько сократился: в 2002 г. объем иностранных инвестиций в ЦФО превышал УФО в 3,8 раза, а в 2003 г. – в 2,8. По динамике привлечения иностранных инвестиций (2003 г.) лидирует Дальневосточный федеральный округ (ДФО), переместившийся на 3-е место в совокупном объеме иностранных инвестиций в стране.
В 2003 г. неравномерность распределения иностранных инвестиций по регионам усилилась. На 20 регионов (из 89 субъектов Федерации) в первом полугодии приходилось порядка 95 % иностранных инвестиций, причем около 88,6 % - на 10 регионов.
Обращает внимание рывок в Ярославской обл. (на 3615,8 % к 2002 г.!). Специалисты особо выделяют тот факт, что регион не обладает значительными сырьевыми ресурсами. Его достижения обусловлены в основном успешной политикой администрации по созданию благоприятного инвестиционного климата. То же можно сказать о Вологодской обл., где прирост составил в 2003 г. 807,4 % к предыдущему году. Таким образом, наряду с регионами преимущественно сырьевой направленности и крупных региональных центров, куда традиционно направляется основная часть иностранных инвестиций, выделился ряд субъектов, в которых высокие темпы прироста зарубежного капитала обеспечивает грамотная и действенная политика регионального правительства. [4]
Однако в абсолютных цифрах объемы иностранных инвестиций в большинстве регионов остаются на довольно низком уровне и не соответствуют потребностям и потенциалу субъектов. Зачастую изменения динамики инвестиций как в положительную, так и в отрицательную сторону могут быть связаны лишь с реализацией конкретных региональных проектов.
В большинстве регионов существенны инвестиционные риски. Это вынуждает иностранных инвесторов вкладывать средства туда не напрямую, а через российских посредников, имеющих опыт работы на этом рынке. Слабое же привлечение именно прямых инвестиций в большинстве субъектов экономики приводит к тому, что предприятия не получают необходимых для качественного развития средств, затрудняется переход к передовым технологиям.
Важное место в привлечении иностранных инвестиций занимает политика стимулирования иностранных инвестиций. Причем для развитых и развивающихся стран эта политика различается весьма существенно. В практике стимулирования иностранных инвестиций промышленно развитых стран преобладают финансовые средства, а для развивающихся государств и стран с переходной экономикой – фискальные и налоговые средства стимулирования; чаще всего используются льготные таможенные пошлины на импортируемое производственное оборудование (что в промышленных странах является малоэффективной мерой в силу невысоких ставок пошлин на большинство видов промышленного оборудования), уменьшение ставок корпоративного налога на прибыль, предоставление налоговых каникул.
Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой при реализации государственной политики стимулирования привлечения иностранных инвестиций исходят из налоговых стимулов. Цель таких мер состоит в том, что эти страны хотят содействовать экономической реструктуризации, экономическому росту, используя приток внешних ресурсов.
Наиболее часто встречающиеся формы используемых налоговых льгот:
налоговые каникулы (полное или частичное освобождение от налогов на срок 5-20 лет);
инвестиционные скидки (снижение налоговых ставок);
налоговый кредит (вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов фирмы, с условием использования этого кредита для последующих капиталовложений);
ускоренная амортизация (большая часть прибыли попадает в издержки производства и освобождается от налогообложения);
инвестиционные субсидии (разновидность инвестиционных скидок или налоговых кредитов);
льготы косвенного налогообложения, в частности, сниженные ставки таможенных пошлин (исключение из-под обложения НДС сырья и капиталоемких товаров, введение системы условно беспошлинного ввоза) – используются для экспорта и считаются наиболее приемлемой с правовой точки зрения практикой.
Особое место среди средств стимулирования иностранных инвестиций занимают свободные экономические зоны (СЭЗ), которые представляют собой зоны с особым юридическим и экономическим статусом, создающим благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций на основе ряда льгот. В зависимости от вида деятельности различают пять типов зон: пределы национальной таможенной территории, промышленно-производственные зоны, технико-внедренческие зоны, сервисные зоны, комплексные зоны.
Каждая СЭЗ имеет особые льготы в отношении инфраструктуры, банковских услуг, малого и среднего бизнеса. Но базовые льготы одинаковы для всех видов зон: внешнеторговые, налоговые, финансовые, административные льготы.
В целом наличие только одних льгот не является достаточным стимулом для привлечения капитала в СЭЗ. Необходимы также и иные факторы, составляющие понятие инвестиционного климата: политическая и экономическая стабильность, уровень развития инфраструктуры, стоимость и квалификация рабочей силы и т. д.
СЭЗ призваны способствовать созданию более благоприятного климата для иностранных инвесторов на определенных территориях страны. В Российской Федерации первые СЭЗ начали образовываться в конце 1980-х гг., т. е. в эпоху СССР. Основной целью создания СЭЗ в тот период была активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций путем создания СП и СЭЗ. К сожалению, Союзная программа по созданию СЭЗ не была реализована.
В 1990-1991 гг. формально было создано 11 СЭЗ, среди которых оказались целые края и области. К сожалению, зоны, о создании которых было объявлено, не сыграли той роли, на которую можно было рассчитывать. Однако некоторые шаги по использованию этой формы привлечения иностранного капитала предпринимаются.
В настоящее время на Федеральном уровне существует более десяти свободных экономических зон, большая часть из которых была создана в начале 1990-х гг. и сегодня реально функционирует скорее на бумаге, чем на деле. Наиболее экономически развитыми СЭЗ в России являются «Находка» и «Янтарь».
СЭЗ «Находка» была создана в октябре 1990 г. Основными целями ее создания послужили: развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условия для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, а также потенциала предприятий к решению задач социально-экономического развития Дальнего Востока. В СЭЗ зарегистрировано несколько сотен предприятий с иностранными инвестициями, причем более половины из них на Дальнем Востоке.
Федеральным законом от 22 января 1996 г. «ОБ особой экономической зоне в Калининградской области» была создана СЭЗ «Янтарь». Целями создания СЭЗ «Янтарь» были ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области, повышение жизненного уровня области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, а также потенциала предприятий для увеличения экспортных возможностей региона. К сожалению, несмотря на дополнительные права и привилегии, предоставленные области в 1991-1995 гг., создание СЭЗ «Янтарь» оказалось малоэффективным. В результате практически все цели, сформированные при создании зоны, остались нереализованными.
Основные проблемы создания свободных экономических зон в России:
отсутствие законодательной базы;
слишком большие размеры СЭЗ, что делает их недостаточно привлекательными для возможных инвесторов, в том числе и иностранных;
недостаточное финансирование со стороны государства;
криминализация данного вида деятельности;
запутанные финансовые схемы, не позволяющие следить за перемещением капитала.
Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала – самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны. В тоже время наряду с положительными моментами участие иностранного капитала в развитии российской экономики вызвало ряд отрицательных последствий:
приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей способствовало не только разбазариванию невозобновляемых ресурсов, но и дальнейшей гипертрофии добывающих отраслей;
государственное регулирование процесса привлечения иностранного капитала слабо, отсутствует жесткий экологический контроль за действием ряда предприятий с иностранным капиталом;
участие западного капитала в приватизации государственной собственности при крайне заниженном курсе рубля позволило за бесценок скупить ряд важных объектов;
иностранные капиталовложения нередко используются как способ отмыва «грязных денег» из стран Запада.
Мировой опыт свидетельствует о том, что многие страны весьма осторожно использовали фактор привлечения иностранных инвестиций. Так, Япония, например, с самого начала строго концентрировала и ограничивала привлечение иностранного капитала. Огромные суммы она затрачивала на закупку иностранных лицензий для создания своей передовой технической экспортной базы. До сих пор объем ПИИ в Японии не велик, а открытие дверей иностранному капиталу происходит медленно. Следует подчеркнуть, усилия по привлечению ПИИ могут быть потрачены впустую, если не будет обеспечено их эффективное народнохозяйственное использование.
Необходим строгий контроль со стороны государства, а также доброжелательная политика для поддержки инвестиций в те отрасли и регионы, с которыми связаны стратегические экономические интересы.
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:
освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсионных предприятиях военно-промышленного комплекса;
продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;
содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях;
содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;
создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;
освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;
содействие развитию производственной инфраструктуры.
Также иностранные инвестиции могут содействовать ускорению и росту транснациональных корпораций (ТНК) – это вполне нормальное явление, которое укладывается в тенденцию к интеграции национальных экономик и интернационализации хозяйственных связей. Хотя глобализация производства дает немалые экономические выгоды как самим ТНК, так и экономике различных стран. Тем не менее необходимо учесть, что существуют реальные опасения, связанные с непомерным ростом влияния ТНК на правительства, особенно небольших и малых стран.
Что касается ПИИ, то наряду с большим количеством положительных факторов, влияющих на экономику страны, привлечение ПИИ вызывает серьезные опасения, что передача иностранным корпорациям контроля за российскими минеральными ресурсами может привести к их оттоку за рубеж по необоснованно низким ценам, негативно скажется на потенциале собственного развития российской экономики. Реальная политика в отношении иностранных инвестиций должна строится исходя из трезвой оценки полного баланса их плюсов и минусов.
Важно помнить, что, оценивая перспективы капиталовложений, иностранный инвестор принимает в расчет четкость отдельных норм, практику использования подзаконных актов, наличие неясных или недостаточно однозначно отрегулированных вопросов, оперативность информации по нормативной базе инвестирования. При этом он оценивает не только текущее положение в стране, но и устойчивость традиции применения декларируемых государством положений и принципов и в этом смысле является весьма консервативным.
По мнению многих экспертов и фирм, в России сегодня неблагоприятны как инвестиционный климат страны, так и ее имидж. Данную ситуацию следует рассматривать как промежуточную, способную достаточно быстро измениться как в лучшую, так и в худшую сторону. Объективно, по мировым меркам инвестиционный климат России в настоящее время далеко не худший, а скорее средний. Однако его характерными чертами являются неоднородность, изменчивость и неустойчивость, что плохо влияет на имидж страны. Транснациональный бизнес часто выбирает для капиталовложений страны с не самыми привлекательными, но зато устойчивыми условиями деятельности. Поэтому, несмотря на высокие темпы экономического роста и формально благоприятный инвестиционный климат (с точки зрения налогового бремени и нормативно-правовых требований), продолжающиеся перемены в законодательстве и административной практике, нетранспарентность процесса принятия многих государственных решений и нестабильность прочих составляющих такого климата не обеспечивают нашей стране адекватного имиджа с точки зрения иностранных фирм.
С точки зрения иностранных предпринимателей, отношение российских властей к зарубежным инвестициям декларативно чрезвычайно благоприятно, фактически же стимулы и гарантии для иностранных инвестиций не удовлетворяют иностранных инвесторов. Власти не могут предложить не адекватной структурной политики, ни долгосрочных льгот (по налогам таможенному режиму, реинвестированию, репатриации прибылей и др.). Кроме того, они постоянно меняют «правила игры» в зависимости от изменения экономической и политической ситуации.
Инвестиционный климат в регионах показывает, что для полной оценки факторов, влияющих на принятие решений об инвестициях, необходимо учитывать специфику отдельных регионов. Различие сегодняшнего состояния инвестиционного климата отдельных регионов обусловлено различными стартовыми условиями. Это уровень развития производственной сферы и инфраструктуры, наличие или отсутствие природных ресурсов, те или иные климатические условия. Какие-то регионы пошли по пути реализации рыночных реформ, а некоторым было проще получить доступ к средствам региональных бюджетов. К тому же, формированию собственной инвестиционной политики региона препятствовал рост социальной напряженности, поскольку государство переложило часть социальных выплат на расходную часть их бюджетов.
Важным обстоятельством, оказывающим влияние на объем иностранных инвестиций в регионе, являются затраты на технологические инновации. Наиболее высоки такие затраты в Москве, Санкт-Петербурге, Свердловской, Самарской, Нижегородской обл., в Татарстане и Башкортостане. Эти регионы имеют наиболее благоприятный инвестиционный климат. Это еще раз показывает, что регионы страны развиты весьма неравномерно, и инвестиционный климат большинства из них можно охарактеризовать как неблагоприятный. Инвестиционная активность в них невысока. Капитал привлекается в регионы, богатые природными ресурсами и развитой промышленностью. [4]
По результатам 1999 г. на иностранные инвестиции значительное влияние оказывали масштабы нефтедобычи. Ее рост способствует повышению предпринимательской активности, связанной преимущественно со сбытом нефтепродуктов. Положение таких регионов представляется более устойчивым не только на местных рынках, но и на мировых, что обещает инвесторам стабильную и гарантированную прибыль. Также отметим еще два фактора положительно влияющие на инвестиционный климат региона: высокий уровень доходов бюджета является определенным гарантом вложений для иностранных инвесторов, а высокая кредитоспособность повышает у них интерес к экономике региона.
По результатам 2002 г. еще одним важным фактором, влияющим на объем иностранных инвестиций, является заявленная предприятиями потребность в рабочей силе. Высокое значение этого фактора характеризует положительную динамику расширения производства в регионе, что привлекает иностранных инвесторов. Здесь есть и обратная зависимость – увеличение иностранных вложений способствует росту занятости.
Вывод здесь можно сделать следующий, что для инвесторов важен прежде всего уровень и динамика экономического развития региона. Об этом свидетельствует тесная зависимость иностранных инвестиций от показателей доходности регионального бюджета и населения, потребности в рабочей силе и кредитоспособности региона. Также инициатива местных руководителей имеет большое значение в оживлении инвестиционного климата в регионе.
К сожалению, как показал ежегодный опрос, проведенный аналитическим центром «Эксперт» среди 50 топ-менеджеров западных компаний, фондов и инвестиционных банков, ведущих бизнес в России, в 2005 г. их оценки претерпели изменения к худшему. Возросли неоднозначность и противоречивость восприятия российского рынка. Инвестиционные фонды и другие стратегические инвесторы все более озабочены будущим своих инвестиций в обстановке нарастания политических и административных рисков. Отмечаются увеличение административного давления на бизнес, усугубление проблемы коррупции. Все это ослабляет роль таких базовых составляющих инвестиционного климата, как высокие темпы роста российской экономики, расширение внутреннего рынка, стабильность государственных финансов. [5]
Ухудшение восприятия российских реалий международными инвесторами – еще одно свидетельство необходимости сформулировать внятную общегосударственную экономическую политику и стимулировать долгосрочные инвестиционные планы российских компаний (создав для этого все необходимые условия).
Подводя итог, можно отметить, что для иностранного капитала российский инвестиционный рынок остается довольно непрозрачным и непредсказуемым. Несмотря на все льготы и обещания, объем иностранных инвестиций остается незначительным.
Сегодня крайне необходима энергичная инвестиционная стратегия, тесно увязанная с экономической политикой государства. Иначе Россия так и сохранит свой непрестижный статус сырьевой державы и не впишется в высокотехнологическую, наукоемкую экономику передовых стран третьего тысячелетия.
Авдокушин Е. Ф./ Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 368 с.
Инвестиции: курс лекций/ Е. Р. Орлова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2006. – 207 с.
Международные экономические отношения: учебник/ Под ред. И. П. Фаминского. – М.: Юристъ, 2001. – 847 с.
Журнал «Мировая экономика и международные отношения», 2006, № 3, с. 87-94, «Факторы инвестиционной привлекательности регионов России» - Ю. Лукашин, Л. Рахлина.
Журнал «Мировая экономика и международные отношения», 2006, № 9, с. 25-31, «Инвестиционный имидж России» - А. Шастико, Е. Яковлева.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru