Рефетека.ру / Предпринимательство

Реферат: Государственная поддержка малого бизнеса


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латинской
Америки — мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.

Поддержка малого бизнеса в США

Содействие развитию малого бизнеса в США входит в компетенцию специальной государственной организации — Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать мелким, предпринимателям финансовую и консультационную помощь, содействовать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.

В соответствии с федеральными программами поддержки малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые ссуды мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чём при получении кредита на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных займов АМБ предоставляет кредиторам (частным банкам, торговым компаниям, страховым фирмам, пенсионным фондам) государственные гарантии на часть ссужаемого капитала (до 90%), что снижает риск кредитования.

Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы. При общем снижении в 1987 г. ставок налога на прибыль максимальная ставка для крупных компаний упала с 46 до 34% для неинкорпорированного бизнеса, включая единоличных собственников; вместо применявшихся ранее 15 ставок, максимальная из которых составляла 50%, были введены только две — 15% и 28%.

Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.

Большое внимание поощрению мелкого предпринимательства уделяется на региональном уровне. Одной из первостепенных задач администрация США и
Конгресс считают подключение малого бизнеса к национальному экспорту.
Глобализация ключевых отраслей промышленности, таких как автомобилестроение, электроника, машиностроение, привела к росту объемов международной торговли, однако большинство американских компаний остались в стороне от этих процессов.

Средние и мелкие фирмы не приспособились к глобализации рынка, тем более что власти штатов не спешили оказывать содействие мелким экспортерам, направляя все свои усилия на поддержку крупных производителей. В 1994 г.
85% всего американского экспорта приходилось всего на 15 компаний.

В качестве других мер предложено следующее: обучение сотрудников региональных и местных банковских институтов методам финансирования малых фирм; информирование малых фирм о возможностях кредитования экспорта; координация деятельности федеральных агентств, которые участвуют в финансировании экспорта.

Поддержка малого бизнеса в Японии

Малое и среднее предпринимательство в Японии находит помощь не только со стороны правительства и нескольких созданных им специализированных организаций, но и сo стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.

Государственная политика содействия малым и средним предприятиям включает следующие направления:

• обеспечение конкурентоспособности путем выделения субсидий и ссуд — прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов
(благодаря введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес, в 1994 г. 60% всех кредитов пришлось на долю малых предприятий);

• поощрение структурной перестройки, модернизации хозяйственной деятельности, улучшения условий труда, содействие торговле;

• сбор и анализ информации об экономических показателях и технической оснащенности малых и средних предприятий для оценки эффективности господдержки.

Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса гарантирует предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной власти, при необходимости — с привлечением частных кредитных учреждений.

Финансовая поддержка технического перевооружения производства осуществляется за счет выделения ссуды из местного бюджета и реализации оборудования в рассрочку или предоставления его в наем арендодателями префектур.

Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних фирм, консультирование, повышение квалификации технических работников и т. п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятий.

Неотъемлемый элемент японской системы финансирования малого бизнеса — это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 расходов на повышение квалификации работников.

Финансируется также установка компьютеров, сбор и анализ информации для разработки энергосберегающих и природоохранных мероприятий, консультирование предпринимателей по поводу эффективных методов ведения розничной торговли и программного обеспечения.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в
РФ» предусматривало целый комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий:

• освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный период и используемой для развития собственного производства;

• установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации;

• возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малыми предприятиями поставщикам оборудования и иных основных средств;

• освобождение от налога на прибыль средств негосударственных юридических лиц, от подоходного налога— физических лиц, направляемых в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и аналогичные государственные фонды, создаваемые органами власти и управления субъектов РФ и органами местного самоуправления;

• предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков, выделяющих кредиты малым предприятиям производственного профиля;

• распространение на малые предприятия, образованные в результате выделения (разделения) предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий;

• сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации;

• уточнение порядка и срока взимания налога на прибыль и налога на добавленную стоимость для малых предприятий.

Кроме того, в постановлении были названы приоритетные с точки зрения интересов государства виды деятельности:

• производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

• производство продовольственных и промышленных товаров) товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;

• оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

• строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;

• инновационная деятельность.

Постановление, по-видимому, сыграло положительную роль, поскольку в 1993 г. отмечался заметный рост числа малых предприятий во всех отраслях.

Установлено, что в первые два года работы не платят налог на прибыль вновь созданные малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидности, а также строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции. В третий и четвертый год работы указанные предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет 90% общей суммы выручки от реализации продукции.

Указом были уменьшены в 2 раза налоговые ставки для банков и страховых организаций, которые обслуживают преимущественно малые предприятия, занимающиеся указанными видами деятельности. Освобожденную от налогообложения прибыль предлагалось направлять в качестве добровольных взносов в Фонд поддержки малых предприятии и развития конкуренции.

В соответствии с указом малые предприятия были освобождены от внесения авансовых взносов по налогу на прибыль, а физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — от уплаты НДС.

Надо признать, что поддержка предпринимательства требует больших затрат, а возможности государственного бюджета весьма ограничены, поэтому большие надежды возлагаются на отечественных и иностранных инвесторов, Федеральная программа предусматривает привлечение российских и зарубежных банков, а также других кредитно-финансовых организаций к финансированию под гарантии
Правительства РФ.

Новый курс государственной поддержки малого предпринимательства в части повышения инвестиционной активности базируется на следующих принципах:

• привлечение частных, в том числе иностранных, кредитов под государственные гарантии, а также трансформация сбережений граждан в инвестиции при условии корректировки налогового законодательства
(уменьшение ставки налога на доходы физических лиц на сумму средств, направляемых в инвестиции);

• отмена всех существующих налоговых льгот, которые потворствуют нецелевому использованию средств и снижают ответственность за результаты хозяйственной деятельности, и увеличение за счет этого бюджетных фондов инвестиционной поддержки малых предприятий;

• переход к экономическим (коммерческим) механизмам распределения средств федерального бюджета путем создания гарантийных фондов кредитования и финансового лизинга.

В настоящее время в 76 регионах РФ проекты программ поддержки малого бизнеса находятся в разных стадиях проработки, а более чем в 40 регионах они утверждены и проводятся в жизнь. Анализ этих документов и в первую очередь федеральной программы позволяет вскрыть ряд существенных недостатков, таких как:

• несогласованность, «нестыковка» элементов программ, в частности аналитических разделов и блока практических мер;

• декларативность, расплывчатость поставленных задач;

• чрезмерная широта спектра планируемых мер, ведущая к распылению средств;

• нереалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов
(запланированные на 1996 г. увеличение в 1, 5-2 раза числа малых предприятий и создание около 1 млн новых рабочих мест на деле обернулись падением первого показателя на 50 тыс. и второго на 2, 9 млн чел. по сравнению с 1995 г. ).

Правовая база регулирования и поддержки малого бизнеса не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами — были перечислены лишь основные. Особое место занимает в ней налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.

Несомненно, положительную роль в становлении законного бизнеса должно сыграть введение с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса РФ и реализация на практике статей о наказании за экономические преступления.

До недавнего времени поддержка малого предпринимательства в России возлагалась на несколько министерств и ведомств: Минэкономики, Минфин,
Миннауки, МВЭС, Минтруд, ГКАП, ФСЗ, Госкомпром РФ и др., многие из которых и сегодня остаются основными исполнителями федеральных программ, для чего в этих органах госуправления были созданы соответствующие подразделения
(департаменты, отделы).

Система государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне формировалась в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные перед ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных ресурсов. Оставляла желать лучшего достоверность циркулирующей в системе информации.

О необходимости образования специального государственного органа, который занимался бы исключительно поддержкой и регулированием малого предпринимательства, заговорили уже в первые годы «перестройки», однако, несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось.

Осознав, как видно, что у семи нянек дитя остается без глаза, Президент издал в июне 1995 г. указ о создании Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП).

Новая структура призвана выдвигать предложения по совершенствованию действующего законодательства в области государственной поддержки малого бизнеса, анализировать состояние этого сектора экономики и эффективность государственной помощи, готовить предложения об использовании на льготных условиях субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, а также научно- технических разработок, технологий и др.

Ратуя за то, чтобы российский предприниматель работал на укрепление экономики в целом, ГКРП добился размещения на малых предприятиях 15% госзаказа.

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Федеральный закон закрепил за предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественными объединениями право самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, а также вносить предложения в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о включении отдельных проектов и мероприятий в государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

За последние годы были созданы различные негосударственные структуры поддержки малого бизнеса, которые оказывают все более значительное влияние на развитие малого предпринимательства. К их числу принадлежат, например,
Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики, общественные объединения предпринимателей и т. д.

Не следует умалять также роль лизинговых фирм, технопарков, бизнес- инкубаторов, производственно-технологических и учебных центров, страховых компаний, кредитных организаций, которые оказывают различные услуги предпринимателям.

Среди наиболее известных негосударственных организаций, которые ведут активную и масштабную работу, можно назвать Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, организацию «Морозовский проект» и ассоциацию
«Технопарк».

Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса было создано в
1992 г. в рамках соглашения между правительствами РФ и Великобритании при непосредственном участии британского государственного фонда «Ноу-Хау» и
Госкомитета по антимонопольной политике РФ.

Основные функции агентства заключаются в следующем:

• индивидуальное консультирование предпринимателей по вопросам экономической, финансовой, инвестиционной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной политики и ведению собственного бизнеса;

• помощь в регистрации предприятия, лицензировании деятельности, разработке и оформлении учредительных документов и т. п.;

• правовое обслуживание;

• рекламные и издательские услуги.

Проект поддерживают отечественные и зарубежные финансовые и деловые структуры, такие как Ассоциация российских банков, Европейский банк реконструкции и развития, Торгово-промышленная палата и др.

На конец 1995 г. сеть учебно-деловых и опорных центров «Морозовского проекта» охватывала более 60 регионов России. Ими было разработано 40 образовательных программ, включающих практически весь спектр дисциплин, которые необходимо изучить предпринимателю.

Быстрыми темпами развивается программа бизнес-консалтинга, которая предусматривает создание независимых аудиторских и консалтинговых фирм на местах.

Ассоциация «Технопарк», созданная в 1990 г., ставит перед собой следующие задачи:

• содействие выделению и формированию приоритетных направлений инновационной деятельности;

• реализация инновационных проектов и программ в различных областях науки и техники;

• решение социально-экономических проблем регионов путем создания малых наукоемких и высокотехнологичных производств.

Целей своих ассоциация рассчитывает достичь через создание общероссийской сети технопарков, инновационных центров и бизнес-инкубаторов.

Технопарки представляют собой особую организационную форму интеграции науки, образования и производства, реализуемую на специально отведенной
(закрепленной, арендуемой или приобретенной в собственность парка) территории, где работникам предоставляется жилье, возможность учиться, условия для отдыха и ряд социальных льгот [46].

Формируются технопарки, как правило, на базе вузов, исследовательских центров, лабораторий, опытных заводов или инновационных малых предприятий.
По роду деятельности и конечному ее результату различают научные
(фундаментальные исследования), научно-исследовательские (НИОКР, мелкосерийное производство наукоемких изделий), научно-технические и технологические (прикладные исследования и разработки, серийное производство наукоемкой продукции с использованием высоких технологий) технопарки. Конечно, это деление условно, поскольку на практике зачастую наблюдается комбинация перечисленных выше признаков.

Помимо всего прочего, технопарки являются эффективным механизмом генерации предпринимательских структур в научно-технической сфере, соединения научной и инновационной деятельности, соединения потенциалов науки, производства, финансовых структур и органов власти (особенно местной).

Регистрируются технопарки в качестве юридического лица. Они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями и создаются в любой разрешенной законом организационно-правовой форме.

Среди основных задач, которые решают технопарки, можно назвать:

• экспертизу и отбор инновационных проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий;

•оценку риска, сопряженного с реализацией проекта;

• помощь в проведении научно-исследовательских работ и внедрении их результатов в сфере производства;

• предоставление малым инновационным фирмам производственных мощностей;

• оказание юридической, организационной, маркетинговой, финансовой и другой поддержки.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что формирование системы негосударственных структур поддержки малого бизнеса наиболее активно идет а
Воронежской, Новгородской; Пензенской, Самарской, Свердловской областях и в
Москве. Здесь активно задействуются внутренние финансовые ресурсы., Всего же в России создано 220 школ бизнеса, около 40 бизнес-инкубаторов, SO учебно-деловых центров, около 20 лизинговых компаний, свыше 20 региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса, более 40 информационно- аналитических центров малого предпринимательства.

При известных позитивных сдвигах обнаруживаются, однако, и серьезные деформации. Во многих регионах перечисленные выше структуры отсутствуют или существуют лишь на бумаге.

Государственное регулирование развития малого бизнеса в Украине

Положение в сфере малого предпринимательства, которое сложилось на сегодня в стране, свидетельствует о том, что дальнейший его развитие без активного положительного вмешательства государства может привести к свертыванию (преимущественно через дальнейшую тенезацию) данного сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социального напряжения. Из-за этого возникает спешная необходимость в просмотре и эффективном внедрении механизмов государственного регулирования малого предпринимательства.

Результативность государственного регулирования предпринимательства будет возрастать в зависимости от того, насколько системно, исходя из долгосрочных целей и текущих задач социально-экономического развития страны и отдельного региона применяются отдельные экономические рычаги и инструменты управления. При этом методы государственного регулирования предпринимательства - это способы влияния государства через законодательные и исполнительные органы на сферу предпринимательства. За формами влияния данные методы можно поделить на методы прямого и опосредствованного влияния, а в зависимости от средств влияния выделяют правовые, административные, экономические и пропагандистские методы.

Административными преградами на пути развития малого предпринимательства есть действующая сегодня в стране система регистрации; лицензирование; контроля предпринимательства со стороны государства. Поэтому для послабления административного давления на малое предпринимательство было бы целесообразно ввести максимально возможные льготные условия для создания маленьких предпринимательских структур, а в приоритетных областях и направлениях практиковать их бесплатное создание и регистрацию.
Результативным может стать также увольнение новообразованных маленьких предпринимательских структур от налогов на определенный срок (например, на
5 лет), с постепенным повышением налоговых ставок на протяжении этого периода и выходом на их нормальный уровень из тем, чтобы данные структуры набрали необходимых "финансовых оборотов", успели отыскать свою "нишу" и зарекомендовать себя на рынке.

Относительно регулирования внутренней среды развития малого предпринимательства, то оно может предусматривать предоставление целевой прямой ресурсной помощи малым предприятиям: материально-техническ, кадров, информационной и финансовой.

Из-за отсутствия у малого предпринимательства достаточного финансовых средств, для его инновации необходимо передавать последним на определенных условиях производственные площади и производственные мощности, которые освобождаются вследствие ликвидации или реорганизации предприятий-банкротов и через создание объектов инфраструктуры малого предпринимательства
(производственных зон, бизнесов-инкубаторов, производственно-технических центров и т.п.). С целью получения прибыли значительное количество государственных предприятий и организаций готу пустить в оборот лишнюю технику. В промышленности, капитальном строительстве нагроможденный значительный парк избыточного оснащения. Передача его малым предприятиям на условиях лизинга может поднять уровень отдачи основных промышленно- производственных фондов.

Для удовлетворения потребностей субъектов малого предприятия трудовыми ресурсами, то есть кадрового обеспечения, может продолжаться политик развития системы подготовки и переподготовки кадр в центрах занятости, учебных заведениях (как высших, средне-специальных, так и общеобразовательных) подготовки преподавательских кадр, обеспечение необходимой учебно-методической литературой, организация финансирование таких мероприятий, в том числе с использованием средств международной финансовой т технической помощи.
Проблема информационного обеспечения должна решаться через создание инфраструктуры малого предпринимательства с включением в нее информационно- аналитических сетей, консультационных центров, в том числе по вопросам налогообложения.

Важнейшим направлением регулирования малого предпринимательства являются экономические механизмы. При этом рычаги влияния на субъекты малого предпринимательства разделяют на прямые и косвенные. Механизм прямых мероприятий предусматривает такие основные формы, как предоставление субсидий и займов, формирование государственных фондов, создание специальных финансовых учреждений.

К прямой финансовой поддержке со стороны государства могут належать также: финансирование за счет бюджетного средства; привлечение средства местных бюджетов; обеспечение условий для создания и деятельности негосударственных фондов поддержки предпринимательства; поощрение общественных объединений, финансовых организаций в направлении средств на поддержку малого предпринимательства. Мероприятия косвенного влияния включают: налоговые скидки (или полное увольнение от других налогов); налоговые льготы, ускоренную амортизацию.

Чтобы данные механизмы начали действовать, должны существовать коммерческие банковские системы, которые бы выдавало кредиты маленьким предпринимательским структурам на продолжительный период и под низкие процентные ставки. Кредитные источники для малого предпринимательства в
Украине практически отсутствуют. Главная причина этого состоит в кризисном состоянии, которое сложилось в структуре экономики, а именно: спад производства, инфляция, отсутствие стабильности в регулировании финансовой и банковской деятельности. Это предопределяет незаинтересованность коммерческих банков в выдачи таких кредитов, и они направляют свою деятельность преимущественно на выдачу краткосрочных кредитов под высокие процентные ставки.

Выходом из такой ситуации может стать, во-первых, создание специальных фондов поддержки предпринимательства, а, во-вторых, двухстепенная система страхования, которая бы состояла из государственной корпорации страхования кредита и региональных ассоциаций кредитной гарантии малым предприятиям
[2], как это внедрен, например, в Япони. При этом в случае банкротства малого предприятия все финансовые обязательства переходят до одной из названных ассоциаций, а государственная корпорация возмещает последний от
70 до 80% объемов страховых затрат. Для этих целей в государственном бюджете предполагается соответствующая статья на поддержку малых предприятий.

Основные принципы самоорганизационной системы поддержки малого предпринимательства состоят в желании всех участников экономической деятельности найти дополнительную стойкость и защитить своих социальных, политических и корпоративных интересов через создание ассоциаций, союзов и других общественных объединений на местном уровне. Ныне в Украине уже начисляется около двадцати таких общественных объединений предпринимателей, которые являются представителями интересов предпринимателей.

Итак, для создания дееспособной системы государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства необходимая развитая предпринимательская инфраструктура: сеть консалтинговых "фирм, фондов, кредитных союзов, учебных структур и структур повышения квалификации предпринимателей, инкубаторов и технопарков, информационных служб для аккумулирования и передачи данных и т.п.. Кроме того, государственное регулирование малого предпринимательства не должно ограничиваться мероприятиями стимулирующего характера. Мировая практика удостоверяет, что необходимым есть также четко определенный нормативный и оперативный контроль за деятельностью предпринимательских структур [5]. Так практикуется запрет необгрунтованого завышение цен, четкий контроль за соблюдением прав потребителей (качество товаров, мошенничество при реализации товаров, услуг и т.п.) ограничение спекуляции, контрабанды.
Каждое государство использует присущие ей меры воздействия на сферу малого бизнеса. Это может быть система налогообложения (льготы, понижающие коэффициенты), дополнительные кредиты, субсидии, расширение или ограничение прав и полномочий и прочие мероприятия.

За годы независимост и реформирование экономики в Украине создан довольно мощный предпринимательский сектор, в котором занят 1, 7 млн. человек (9, 5
% общей численности экономически активного населения). Частица предприятий малого бизнеса в общем объеме производства в 2000 г. составляла 6, 9 %, в том числе в промышленном производстве - 3, 3 %.

Малый бизнес как разновидность предпринимательства демонстрирует довольно высокую эффективность. Для малых предприятий характерная значительно низшая частица материальных затрат в себестоимости продукции при высшей частице затрат на оплату работы и довольно стабильная прибыльность в сравнении с предприятиями общественного сектору.

Вместе с тем, наблюдается тенденция снижения жизнеспособности малого предпринимательства в Украине вследствие значительного налогового давления, разного рода административных барьеров, ограниченности финансово-кредитных ресурсов и т.п.. Усиливается консервация неблагоприятной отраслевой и региональной структуры малого предпринимательства: большая часть субъектов малого бизнеса занимаются торгово-посреднической деятельностью и предоставлением услуг, незначительной есть частица малых предприятий, которые занимаются промышленным производством. Состоянием на конец 2000г.
46, 4 % общей численности малых предприятий приходилось на оптовую и розничную торговлю, 15, 8% - промышленность, 8, 4% - строительство, 3, 6 %
- сельское хозяйство [1, 5].

В территориальном плане высочайшей концентрацией малых предприятий характеризуются столица, областные центры и большие города. Про важные межрегиональные отличия в развития малого предпринимательства свидетельствуют показатели удельного веса продукции субъектов малого бизнеса в общем объеме производства. В
Закарпатской и Черновицкой областях частица малых предприятий в общем объеме производства соответственно в 3, 3 разы и 2, 3 разы высшее от серед- ньоукраїнського показателя, в то время как в промышленное развитых областях
- Луганский, Донецкой, Днепропетровской - этот показатель в 1, 4-2, 1 разы низший от среднего по Украине уровня. Это есть результатом традиционно значительной інерційності государственного сектору и отраслевого и регионального монополизма в индустриальных регионах страны.

Недостаточное развитие получило малое предпринимательство в периферийных и аграрных районах страны, в маленьких и средних городах. Сложные, нестабильные условия функционирования малых предприятий, многообразие непримиримых взглядов на то, которым может быть политика государства относительно развития малого бизнеса, проявление на макроэкономических показателях субъектов малого предпринимательства затяжного экономического кризиса приводит к отрицательной динамике их численности и "тінізації" этого сектора экономики. При этих условиях возрастает роль и значение регионов и органов местного самоуправления в осуществимые обгрунтованої регуляторной политики, направленной на поддержку предпринимательства, повышение его жизнеспособности, усовершенствование отраслевой и территориальной структуры.

С целью реализации государственной политики в сфере развития предпринимательства в Винницкой области разработанная "Региональная программа развития малого предпринимательства на 2001-2002 года". Главная цель этой программы - направление дои областных и местных органов государственной исполнительной власти, субъектов малого бизнеса, объединений и союзов предпринимателей, учреждений рыночной инфраструктуры на создание и поддержание благоприятной среды для развития малого предпринимательства, формирование и внедрение эффективной системы его обслуживания, поддержки и защиты.

Проведение программного развития предпринимательства разрешило в текущем году обеспечить в малом бизнесе области прирост около четверых тысяч новых рабочих мест. Итак, роль предпринимательства в смягчении напряжения на рынке работы - бесспорная.

В целом, численность занятых в малом бизнесе Винниччины состоянием на
01.01.01 года выросшая почти на 5, 5 % в сравнении с предшествующим годом. Всего в малом предпринимательстве с учетом физических лиц на данное время занят близко 85 тысяч граждан, который составляет почти 10, 8% население области, занятого в общественном производстве.

Возрастает роль малого бизнеса как работодателя. В трудовых отношениях с физическими лицами-предпринимателями находятся свыше 14 тысяч человек, которые на 20 % большее, чем в 2000 г.

Высочайший уровень занятости на малых предприятиях отмечается в г. Винниц
(8, 6%). В среднем на одном предприятии малого бизнеса работает 10 лиц.
Среднемесячная заработная плата одного работника малого предприятия в минувшем году выросшая почти на 19% сравнительно с предшествующим годом и составляла 125, 28 грн.

К началу года в экономике области функционировало 5221 малых предприятий.
В сравнении с 2000 годом их количество выросшая на 8, 3% [3, 25]. Данная тенденция сохраняется и в текущем году. Вместе с этим, за показателем численности малых предприятий на 1 тысячу имеющегося населения - 3 единицы
- область отстает от среднего уровня по Украине (4 единицы) и так называемой "критической массы"(12-15 предприятий). Исключительно важные функции належат маленькому и среднему бизнесу в усовершенствовании отраслевой и территориальной структуры продуктивных сил региона. По мнению доктора экономических наук проф. Т. Т. Ковальчука, развитие предпринимательства сам по себе еще не означает формирования рыночной экономики. Важно, чтобы економіко-господарсь-кий пространство Украины и его регионов был заполнен товаропроизводителями. Именно "критическая масса" экономически дееспособных товаропроизводителей, которые бы было способные
"частное создавать", а не только приватизовувати созданное [2, 5], может спричинити эффект мультипликатора в формировании рыночной экономики. Анализ отраслевой структуры предприятий малого бизнеса Винницкой области свидетельствует о том, что свыше 50% их количества осуществляют свою деятельность в сфере торговли и общественного питания. Наблюдается положительная тенденция относительно увеличения численности малых предприятий в производственных областях экономики. В производственной сфере действовало 31, 7% общей численности малых предприятий Винниччины, которая на 3, 9 % превышает соответствующий показатель по Украине в целом. Среди них - 8, 3 % составляют промышленные, 8, 6 % - строительные, 4, 8 % сельскохозяйственные предприятия.

В территориальном разрезе малый бизнес развивается неравномерно. Больше половины малых предприятий области расположенные на территории г. Винниц - 56, 7 % от общего количества, 4, 0 % - в Винницком районе,
2.6 % - в Тростянец-ком, 2, 3 % - в Тульчинському, 2, 1 % - в г.
Хмельнику. Децентрализация предпринимательской деятельности будет оказывать содействие равномерному и пропорциональному размещению производства по территории, активизации хозяйственной жизни в отсталых и проблемных районах области. Исключительно важная роль малого предпринимательства в інфраст- руктурному обустройстве территории, в сбалансировании экономических и соціоекологічних целей территориального развития, в становлении новой культуры и психологи хозяйствования. Показательным есть тот факт, который при убыточной деятельности основного кола предприятий области малый бизнес в

1999 году обеспечил прибыли в размере 20 млн. грн., причем если среди предприятий основного кола прибыльное сработало немного больше трети, то в малом предпринимательстве этот показатель составил почти 66%. В 2001 г. 63,
8 % малых предприятий Винницкой области работали с прибылями.

Доход от реализации продукции, работ, услуг, полученный малыми предприятиями, составляет четвертую часть дохода всех хозрасчетных предприятий Винниччины.

Положительной есть тенденция увеличения поступлений в бюджет от деятельности субъектов малого бизнеса. Частица поступлений доходов от деятельности субъектов малого предпринимательства к бюджетам всех уровней составляет почти 11%.

Анализ мероприятий реализации региональной программы содействие развития предпринимательства разрешает сделать такие предшествующие выводы.
Улучшилась ситуация с налогообложением субъектов малого предпринимательства. Отмечается увеличение количества физических лиц - субъектов предпринимательства, которые платят налоги. В

2000 г. их количество выросшая более чем на 8 %. Внедрение уплаты единого налога оказывало содействие значительному росту численности занятых в малом бизнесе. В сравнении с соответствующим периодом 1999 г. в 2000 г. сумма поступлений единого налога от предприятий малого бизнеса выросшая в 4, 3 разы, в том числе от юридических лиц - в 5, 4 разы, от физических лиц - в
3, 6 разы [3, 26]. На упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности на Винниччине функционируют близко 4, 5 тыс. физических лиц и 1,
5 тыс. юридических лиц, их частица в общем количестве субъектов предпринимательства составляет 53, 2 %.

В области действует 1171 крестьянских (фермерских) хозяйств, из которых на протяжении 2000 г. создан близко 200. Фермерскими хозяйствами обрабатывается 3 % имеющейся у области пашни общей площадью 69, 6 тыс. га.

С целью обеспечения эффективного развития малого бизнеса необходимые радикальные и содержательные рычаги регуляторной политики, которые бы гарантировало четкость и полноту нормативно-правовой базы предпринимательства, финансирование и кредитование, партнерские отношения власти и бизнеса. К сожалению, содействие развития малого предпринимательства носит преимущественно декларативный характер. С целью обеспечения большей действенности программных задач развития малого бизнеса, на наш взгляд, целесообразно реализовать на региональном уровне такой алгоритм стимулирования предпринимательства:

1)определение обгрунтованих приоритетов развития малого бизнеса;

2)самоорганизация предприятий в предпринимательские объединения;

3)формирование благоприятной общественной мысли зц помощью средств массовой информации и современных Рк-технологий;

4)инициирование создания механизмов взаимодействия предпринимательских структур с органами власти не путем лоббирования, а путем отладки партнерского взаимовыгодного сотрудничества;

5)усовершенствование территориальной структуры бизнеса-среды в регионе;

6)поиск механизмов ресурсной поддержки малого предпринимательства. Исходя из имеющихся в области предпосылок и сформированной специализации и структуры хозяйства, приоритетными сферами стимулирования развития малого предпринимательства Региональной программой признанные:

- создание новой сельскохозяйственной техники;

- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

- модернизация и техническое перевооружение предприятий переработки, заготовки и сохранение сельскохозяйственной продукции;

- производство медицинского оснащения и лечебно-диагностических средств;

- внедрение енерго- и ресурсозберігаючих технологий;

- природоохранная деятельность;

- рекреация;

- социальная инфраструктура.

В области создано региональное отделение союза промышленников и предпринимателей, которое довольно конструктивно співпрацюєз властью.
Значительную политическую поддержку предпринимательства обеспечивает
"Региональная программа развития малого предпринимательства на 2001-2002 pp. " Одной из наиболее сложных есть ресурсная поддержка предпринимательства. Возможными резервами финансовых ресурсов на региональном уровне могли бы стать инвестиции, кредиты, в т.ч. товарные, лизинг и др.

С целью активизации финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства предусмотрены создания большее С местных фондов поддержки малого предпринимательства, которые кроме областного центра, функционируют в г. Жмеринке и г. Немырве.

За 3 последних года из областного бюджета было предоставлено 160, 0 тыс. грн. кредитов с целью поддержки предпринимательства в Винницкой области, из них 30, 0 тыс. грн. - в 2000г.

В местных бюджетах районов и мост областного значения на 2001 г., при потребности 1, 0млн. грн., предусмотрен лишь 137, 9 тыс. грн. (13, 7% от потребности).

Винницким отделением Укрдержфонду поддержки крестьянско-фермерских хозяйств в текущем году профинансирован 72 проекты отвода земель для крестьянско-фермерских хозяйств на сумму 66, 4 тыс. грн. и предоставленная финансовая помощь на приобретение горюче-смазочных материалов, задабривал
14 фермерским хозяйствам на сумму 121, 6 тыс. грн.

В области внедряются программы микрокредитования предпринимательской деятельности субъектов хозяйствование на основе конкурсного отбора бизнес- планов. С целью расширения доступа субъектов малого бизнеса к внебюджетным финансовым источникам инициировано регулярное рассмотрение органами местного самоуправления вопросов относительно установления дифференцированных ставок фиксированного и единого налогов, стоимости торговых патентов, арендной платы и т.п. в зависимости от приоритетности сфер хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства.
Для новообразованных малых предприятий производственных областей, в особенности в периферийных районах, устанавливаются льготные ставки налогообложения местными налогами и собранием.

Значительное внимание отводится развитию и территориальной децентрализации инфраструктуры малого предпринимательства: информационных и консультативно-методических центров, бухгалтерских и аудиторских услуг, финансово-имущественное обеспечение.

Незаурядное значение маєформування благоприятной социально- психологической среды для развития малого бизнеса путем пропаганды идей предпринимательства и общественных объединений малого бизнеса, их деловой активности и инициативы, формирование эффективных предпосылок рыночной самоорганизации и налоговой культуры субъектов малого бизнеса.

Итак, эффективная регулятивная политика на местах есть залогом решения проблем развития и размещение продуктивных сил и фактором ускорение трансформационных процессов на национальном уровне.

Список использованной литературы:

1. Клочка Ю., Черняк Т. Проблеми малого бізнесу в Україні // Економіка
України. - 1998. -№ 1.

2. Архипов А., Баткилина Г., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопр. экономики. - 1997.
- № 4.

3. Шамхалов Ф. О государственной поддержке предпринимательства в России
// Пробл. теории и практики упр. - 1998. - № 2.

4. Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопр. экономики. - 1997. - № 4.

5. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в
России // Рос. экономический журн. - 1997. - № 5, 7.

Похожие работы:

  1. • Особенности государственной поддержки малого ...
  2. • Государственная поддержка малого бизнеса
  3. • Государственная поддержка малого бизнеса
  4. • Государственная поддержка малого бизнеса
  5. • Государственная финансовая поддержка малого бизнеса
  6. • Финансовая политика государства в сфере поддержки ...
  7. • Фонд поддержки малого предпринимательства
  8. • Финансово-экономические методы поддержки малого ...
  9. • Система государственной поддержки малого ...
  10. • Перспективы развития форм государственной финансовой ...
  11. • Государственное регулирование деятельности малого бизнеса
  12. • Перспективы малого бизнеса
  13. • Особенности общества с дополнительной ...
  14. • Государственное финансирование малого бизнеса
  15. • Государственная поддержка малого ...
  16. • Основы малого бизнеса
  17. • Российский малый бизнес: проблемы и перспективы
  18. • Система и эффективность поддержки малого ...
  19. • Поддержка малого бизнеса
Рефетека ру refoteka@gmail.com