Рефетека.ру / Экономика

Контрольная работа: Особенности государственной поддержки малого бизнеса

Содержание


1. Международные организации, занимающиеся поддержкой малого бизнеса

2. Порядок регистрации индивидуального предпринимателя

3. Сущность упрощенной системы налогообложения малых предприятий, применяемых в РБ

Список использованных источников


1. Международные организации, занимающиеся поддержкой малого бизнеса


Особенности государственной поддержки малого бизнеса определяются особенностями функционирования МП:

1) небольшой размер располагаемых ресурсов;

2) большая чувствительность к изменениям экономической конъюнктуры;

3) невысокое качество ресурсов;

4) высокая чувствительность к изменению постоянных издержек.

Система государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации сходна с системой государственной поддержки развития малого бизнеса, которая действует в Республике Беларусь: действует закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", постановления Правительства РФ "О развитии инвестиционной деятельности", "О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса", Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на определенный год, создан Государственный комитет РФ по поддержке малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Федеральный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

В реализации системы стимулирования деловой активности в сфере малого бизнеса задействованы как профильные учреждения – Торгово промышленная палата, Министерство экономики, Министерство внешнеэкономических связей, так и другие - Министерство финансов, МИД, Государственный таможенный комитет, Роспатент, МЧС России, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Министерство культуры, Министерство образования РФ.

Система льгот включает:

1. Гарантированное участие субъектов малого предпринимательства в размещении госзаказов.

2. Льготное кредитование и долевое участие государства в организации промышленных производств МП.

3. Освобождение или уменьшение ставки налогов, налоговое кредитование.

Малые и средние предприятия в США создают 50 % ВНП, задействуют около 54 % занятых в экономике, в Японии на долю мелких и средних предприятий приходится 55 % реализованной продукции промышленности, 80,6 % занятых в экономике. Практически во всех развитых странах особенности государственною регулирования малых предприятий закреплены в специальных законодательных актах: "Акт о мелком бизнесе" в США, "Основной икон о мелких и средних предприятиях" в Японии, "Картельное право" в Германии. В США в 1953 г. создана Администрация по делам мало го бизнеса (АМБ), в функции которой входят финансовая помощь, технические и консультационные услуги, содействие в получении госзаказов. Структура АМБ имеет три уровня: штаб-квартиру в Нью-Йорке, 10 региональных объединений, более 100 местных отделений, расположенных по всей стране и работающих в тесном контакте с местными органами государственной власти, колледжами, университетами, предприятиями.

Поддержка малого бизнеса в США осуществляется и другими федеральными ведомствами: центрами развития мелкого бизнеса, институтами мелкого бизнеса, министерством внутренних дел, министерством жилищного строительства и городского развития, национальным научным фондом, осуществляющим узкоцелевые программы помощи отдельным группам предпринимателей, торгово-промышленными палатами, которых насчитывается более 2700.

Сходные структуры поддержки развития мелкого предпринимательства существуют в Германии, Японии, Франции. В правительственную политику Великобритании по отношению к малому бизнесу входит и создание так называемых предпринимательских агентств. Это компании, в уставе которых оговорен бесприбыльный характер, обычно создаются совместно государственным и частным секторами для содействия какому-то региону в создании и развитии частных предприятий.

Общая стратегия оказания государственной поддержки развития малого предпринимательства в развитых странах направлена на: упрощение процедуры регистрации, повышение уровня деловой квалификации, оказание юридических услуг, обеспечение определенных гарантий на случай дефицита финансовых ресурсов, налаживание контактов между инвесторами и МП, улучшение доступа малого и среднего предпринимательства к государственным контрактам.

Финансовая поддержка МП в развитых странах предусматривает:

- кредитование - предоставление прямых кредитов, то есть финансируемых из государственных источников, гарантированных кредитов, то есть выдаваемых частными структурами под государственные гарантии, и смешанных кредитов.

Во Франции создан специальный банк долго- и среднесрочного кредитования на льготных условиях закупок оборудования малыми и средними предприятиями, создано национальное агентство по внедрению результатов исследований, компенсирующее до 50 % расходов на НИОКР малых и средних компаний;

- целевое бюджетное финансирование проектов малого бизнеса, участие в акционерном капитале.

В Германии государство для поддержки инновационной деятельности создало около 30 национальных фондов, располагающих капиталом в 2 млрд. евро, из которых 20 % инвестируется в инновационные предприятия,

- налоговое регулирование - широко используется уменьшение ставки налогов в зависимости от размера предприятия, региона, сферы деятельности, сужение налоговой базы, налоговые каникулы и налоговые кредиты, ускоренная амортизация, установление минимума годового дохода, который не облагается налогом.

В США действует закон "Об инвестициях в трудовые ресурсы", который предоставляет компаниям, осуществляющим профессиональную подготовку сотрудников, льготы по налогу на прибыль. В Германии и Франции предприятия, занимающиеся профессиональной подготовкой и переподготовкой молодых сотрудников, получают льготы по обязательным выплатам на социальное страхование.

Помимо финансовой помощи формами стимулирования развития малого бизнеса в развитых странах являются:

- юридическая помощь: облегченная процедура регистрации, создание специализированных консалтинговых служб;

- информационная помощь: доступ к информационным системам правительства и научно-исследовательских организаций;

- материально-техническая помощь: сдача в аренду производственных и офисных площадей на льготных условиях, доступ к дефицитным ресурсам;

- инфраструктурная помощь: обустройство промышленных зон, создание бизнес-инкубаторов;

- коммерческая помощь: прямое размещение госзаказов;

- развитие системы субподряда, помощь МП, выходящим на международные рынки, защита интеллектуальной собственности.

Поддержку развития малого бизнеса осуществляют и между народные организации, среди них можно отметить следующие:

1. Международная финансовая корпорация, являющаяся структурным подразделением Мирового банка, она занимается финансированием частного сектора на возмездной - льготное кредитование и безвозмездной основе - выдача грантов, совместное финансирование различных проектов по развитию инфраструктуры, консалтингу, повышению образовательного уровня предпринимателей;

2. Европейский банк реконструкции и развития (проект технического содействия ЕС ТАСИС): в рамках программ содействии трансформационным процессам в странах с переходной экономикой осуществляется льготное кредитование МП, в том числе с использованием микрозаймов, создание фондов и центров поддержки предпринимательства;

3. Экономические организации и программы ООН: например, совместная программа развития ПРООН и правительства РБ "Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства" реализуется по трем направлениям: "Создание национальной сети инкубаторов малою предпринимательства" (финансовая и консультативная помощь оказана пяти инкубаторам РБ), "Содействие созданию кредитных союзов в РБ" (разработка механизма кредитных союзов), "Формирование и развитие микрокредитования в РБ" (выдано 19 микрокредитов);

4. Организации и соглашения, действующие в рамках СНГ: в январе 1997 г. подписано Соглашение о поддержке и развитию малых предприятий в государствах-участниках СНГ. В качестве основных направлений сотрудничества в соглашении определено содействие межгосударственных и национальных структур поддержки малого предпринимательства, стимулирование внешнеэкономической и инновационной деятельности субъектов малого бизнеса, финансово-кредитная помощь;

5. Агентство международного развития США: участвует в программах содействия организации МП и формирования стабильной среды для развития мелкого предпринимательства.


2. Порядок регистрации индивидуального предпринимателя


Предпринимательство без образования юридического лица является одной из форм самостоятельной инициативной деятельности граждан, получившей в последнее время довольно широкое распространение. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). Хозяйствующие субъекты, работающие как ИП, имеют ряд особенностей в части их регистрации, функционирования и прекращения деятельности.

Статус ИП приобретается посредством государственной регистрации, осуществляемой облисполкомами (Минским горисполкомом), которые вправе делегировать часть полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам. В свободных экономических зонах государственная регистрация осуществляется их администрациями. Порядок государственной регистрации и ликвидации ИП установлен Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» от 16.03.1999 г. № 11 в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 16.11.2000 г. № 22.

Для государственной регистрации ИП в регистрирующий орган представляются:

- заявление с указанием видов деятельности, которые будут им осуществляться;

- анкета установленного образца;

- документы, содержащие сведения о трудовой деятельности (копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, копия пенсионного удостоверения, заверенная органами социального обеспечения по месту жительства: справка органа занятости, если такие документы имеются);

- фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;

- документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию.

При подаче документов для государственной регистрации предъявляется паспорт.

Государственная регистрация ИП осуществляется регистрирующими органами в месячный срок со дня подачи всех необходимых документов.

При необходимости получения от государственных органов дополнительных сведений о физических лицах, регистрирующихся в качестве ИП, регистрирующий орган вправе продлить срок государственной регистрации до двух месяцев с уведомлением об этом физических лиц.

Государственная регистрация ИП для осуществления им производственной деятельности совершается в первоочередном порядке.

В государственной регистрации может быть отказано в случае обнаружения следующих обстоятельств:

- в отношении гражданина, регистрирующегося в качестве ИП, не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;

- на момент государственной регистрации не истек установленный судом срок ограничения предпринимательской деятельности гражданина, регистрирующегося в качестве ИП;

- на момент государственной регистрации гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве ИП:

- имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) в государственные внебюджетные фонды либо является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, имеющего такую задолженность;

- является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен.

Решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации могут быть обжалованы в хозяйственный суд в установленном законодательством порядке.

Для регистрации изменений и дополнений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации ИП, в регистрирующий орган представляются:

- заявление с указанием сведений, необходимых для внесения соответствующих изменений и дополнений (места жительства, фамилии, имени, отчества, виде деятельности);

- оригинал свидетельства о государственной регистрации:

- платежный документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию изменений и дополнении в свидетельство о государственной регистрации.

За государственную регистрацию ИП, а также изменений, вносимых в свидетельство об его государственной регистрации, которые влекут выдачу нового свидетельства, взимается плата в сумме, эквивалентной 6 евро.

За регистрацию дополнений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации, взимается плата в сумме, эквивалентной 3 евро.

Не взимается плата за государственную регистрацию:

- при изменении законодательства, а также при внесении изменений и дополнений в свидетельство о государственной регистрации ИП в случае изменения законодательства о государственной регистрации;

- у ИП - граждан, состоящих на учете в государственной службе занятости, учащихся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей, профессионально-технических, средних специальных и студентов высших учебных заведений дневной формы обучения, а также выпускников указанных учебных заведений в течение года после их окончания.

При утере предпринимателем свидетельства о государственной регистрации ему выдается в 15-дневный срок со дня обращения в регистрирующий орган дубликат с взиманием платы в размере 50 % суммы, подлежащей уплате за государственную регистрацию.

Плата за государственную регистрацию определяется в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком официального курса белорусского рубля к евро на первое число месяца, в котором документы подаются в регистрирующий орган.

Регистрирующие органы представляют Государственному налоговому комитету сведения о зарегистрированных (перерегистрированных) и ликвидированных юридических лицах и ИП для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Деятельность без государственной регистрации либо на основании недостоверных данных, представленных для государственной регистрации, а также деятельность, не указанная в свидетельстве о государственной регистрации, является незаконной и запрещается. Доходы, полученные от этой деятельности, взыскиваются в местный бюджет в судебном порядке.

Таким образом, регистрация ИП в отличие от регистрации юридического лица не требует:

- наличия пакета учредительных документов;

- формирования уставного фонда;

- наличия юридического адреса.

Значительно ниже и плата за регистрацию ИП. Но при этом предприниматель как гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.

Кроме того, Декретом Президента Республики Беларусь от 27.01.2003 г. № 4 для ИП установлено ограничение на привлечение наемного труда - не более трех человек.

Деятельность ИП может быть прекращена им самим, регистрирующим органом или хозяйственным судом.

Предпринимательская деятельность прекращается хозяйственным судом в случаях:

- осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства;

- признания судом недействительной регистрации;

- признания предпринимателя банкротом;

- сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд;

- наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправления предпринимателем в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков;

- наличия задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты образования задолженности.

Деятельность ИП может быть прекращена по решению регистрирующего органа в случае неосуществления предусмотренной свидетельством о государственной регистрации предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах неосуществления такой деятельности.

При обнаружении оснований для прекращения деятельности, предусмотренных данным пунктом, органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Министерства юстиции, Министерства статистики и анализа, Комитета государственной безопасности, Государственного налогового комитета и Государственного комитета финансовых расследований в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление о прекращении деятельности ИП.

Прекращение деятельности ИП включает принятие в установленном порядке им самим или регистрирующим органом, или хозяйственным судом соответствующего решения и исключение его из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. Сущность упрощенной системы налогообложения малых предприятий, применяемых в РБ


Упрощение системы налогообложения малых предприятий позволило создать благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности и повысить деловую активность малого и среднего бизнеса.

Указ № 119 “Об упрощенной системе налогообложения” предусматривает совершенствование ранее установленного Законом Республики Беларусь “Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства” порядка налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - субъектов малого предпринимательства. В частности, расширен круг субъектов малого предпринимательства, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения за счет увеличения предельной численности наемных работников с 15 до 100 человек и предельного среднегодового размера валовой выручки до 2 млрд. рублей.

Отменяется система установления и уплаты патента, а также механизма авансовой уплаты самого налога по упрощенной системе налогообложения. Вместо этого Указом предусмотрено ежемесячное внесение налога в бюджет исходя из фактического размера выручки, полученной за месяц. При этом сохранен ранее применявшийся размер ставки налога при упрощенной системе налогообложения - 10 процентов.

Субъектам, применяющим упрощенную систему налогообложения, предоставлено право уплачивать налог на добавленную стоимость в общем порядке с одновременным снижением в этом случае ставки налога по упрощенной системе до 8 процентов.

Организациям с численностью работающих до 15 человек, применяющим упрощенную систему налогообложения, предоставляется право ведения государственной статистической отчетности по упрощенной форме, а отдельным плательщикам - применение упрощенного порядка бухгалтерского учета.

Возможность перехода на применение упрощенной системы налогообложения будет предоставляться с начала календарного года Исключение сделано для вновь созданных субъектов хозяйствования и переходящих на эту систему в 2007 году.

Прекращение применения упрощенной системы будет осуществляться в случае превышения средней численности работающих в организации 100 человек и (или) превышения в течение календарного года размера валовой выручки 2 млрд. рублей.

Организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие условиям применения упрощенной системы налогообложения, определенным в Указе, и использующие в 2007 году до его вступления в силу упрощенную систему налогообложения, вправе продолжить ее применение на условиях, предусмотренных в Указе.

В целях создания предпосылок для дополнительной активизации предпринимательской деятельности в сельской местности и малых населенных пунктах Указом предусмотрено установление пониженных ставок налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в сельских населенных пунктах, преобразованных (подлежащих преобразованию) в агрогородки, а также в поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тысяч человек.

В таких населенных пунктах предусматривается понижение ставки налога при применении упрощенной системе налогообложения с 10 до 5 процентов - без уплаты налога на добавленную стоимость и с 8 до 3 процентов - в случае применения упрощенной системы с уплатой НДС.

Возможность применения пониженных ставок налога при упрощенной системе налогообложения направлена на стимулирование развития производства, сферы услуг, социальной инфраструктуры в указанных населенных пунктах и в целом на повышение уровня жизни проживающих в них граждан.

Следует при этом отметить, что Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 “О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности” с учетом изменений, внесенных в него Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г.
№ 760, введены ограничения для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с привлечением труда наемных работников
(с 1 января 2008 г. деятельность индивидуального предпринимателя может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников в количестве 3 человек).

В связи с этим реализация положений, предусмотренных принятым Указом № 119, предоставит индивидуальным предпринимателям возможность перехода к осуществлению своей деятельности в более цивилизованной организационно-правовой форме - юридического лица.

В целом подписанный документ безусловно является серьезным реальным шагом государства по развитию сферы частного бизнеса в Беларуси, созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах, возрождению малых городов и сельских населенных пунктов.

Предусмотренная указом № 119 упрощенная системы налогообложения - это именно упрощение порядка взимания налогов и сборов, а не установление налоговых льгот. Ее введение должно способствовать развитию предпринимательства в республике и, как следствие, созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций, регистрации новых предприятий и росту занятости населения, сокращению теневого сектора, уменьшению затрат на осуществление контрольной деятельности.


Список использованных источников


Базылев Н. И., Базылева М. Н. Основы бизнеса: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 253 с.

Мазоль С. И. Совместные предприятия в экономической системе общества. – Мн.: Элайда, 2002. – 176 с.

Мазоль С. И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 272 с.

Экономика малого бизнеса: Учеб. пособие / М. И. Балашевич, Т. П. Быкова. – Мн.: БГЭУ, 2005 . – 231 с.

Похожие работы:

  1. • Финансовая политика государства в сфере поддержки ...
  2. • Финансово-экономические методы поддержки малого ...
  3. • Государственная поддержка малого ...
  4. • Малый бизнес Японии в сравнении с малым бизнесом США и РФ
  5. • Малый бизнес и его перспективы в Республике ...
  6. • Проблемы становления малого бизнеса в России
  7. • Развитие малого бизнеса
  8. • Особенности малого бизнеса в нефтехимическом ...
  9. • Малый бизнес в рыночной экономике, его роль и ...
  10. • Малое предпринимательство, его роль, условия и ...
  11. • Современные тенденции развития малого ...
  12. •  ... по развитию и поддержке малого предпринимательства
  13. • Государственное регулирование предпринимательской ...
  14. • Основы бухгалтерского учета малого предприятия
  15. • Анализ нормативно-правового обеспечения и выявление ...
  16. • Государственная поддержка малого бизнеса
  17. • Государственная поддержка малого бизнеса
  18. • Государственная поддержка малого бизнеса
  19. • Теоретическое обоснование и разработка предложений ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com