ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Кузбасский Государственный Технический университет»
Инжинерно-Экономический факультет
кафедра общей экономики
Современные тенденции развития малого
предпринимательства
Курсовая работа:
студентки 1-ого курса ДО
группы ЭУ – 061
Богдановой Ю. А.
Научный руководитель:
доцент, к.э.н.
Давыдова В. Н.
Кемерово 2007
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства. Экономическая характеристика малого предпринимательства
1.1 Понятие малого предпринимательства. Основы и сферы его применения в экономике
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства и его роль в современной экономике
1.3 Основные тенденции развития малого предпринимательства в развитых странах (развитие малого предпринимательства в США)
1.4 Необходимость и формы государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 2. Особенности развития малого предпринимательства в России
2.1 Проблемы развития малого предпринимательства в России
2.2 Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Введение
Современное российское общество пока продолжает переживать кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.
Разработке проблем становления и функционирования малых предпринимательских структур посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики, поддержки малых форм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т. д.
Но в то же время недостаточно внимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах.
Актуальность темы исследования: трансформация командно-административной системы хозяйства в рыночную сделала проблему предпринимательства вообще и малого бизнеса – в частности предметом интенсивных научных исследований. Все более осознается тот факт, что рыночная экономика по своей сути – это экономика предпринимательства и, следовательно, становление и развитие предпринимательства является одним из решающих условий становления экономики рыночного типа. Бизнес-слой российской экономики в значительной мере представлен малым предпринимательством. Это миллионы реальных собственников, менеджеров, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в условиях переходного периода. Фактически за годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики. Это не может не актуализовать анализ закономерностей его развития. Однако малый бизнес существенным образом зависит от активного и позитивного вмешательства государства. Продолжение курса реформ требует, чтобы поддержка малого предпринимательства в нашей стране стала важной частью общегосударственной доктрины проводимых социально-экономических преобразований.
Исследование динамики сектора малого бизнеса, особенностей и условий его становления и функционирования в переходной экономике во взаимосвязи с анализом системы его государственной поддержки представляется актуальным как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Проблема сущности предпринимательства как особой формы экономической деятельности нашла отражение в работах А. Смита, Р. Кантильона, А. Маршалла.
Отечественная экономическая наука до недавнего времени если и рассматривала эту проблему, то чаще всего в связи с критикой тех или иных буржуазных теорий. Господствовало мнение о несовместимости предпринимательства в его частной форме с социализмом. Однако со второй половины 80-х годов в отечественной науке происходит поворот в сторону активного изучения феномена предпринимательства, прежде всего, на основе зарубежного опыта.
С начала 90-х годов отечественная экономическая наука переходит к рассмотрению предпринимательства в связи с коренным преобразованием общественных отношений, становления многообразия форм собственности, перспективами развития рыночной экономики в России. Но, к сожалению, в России предпринимательство находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем.
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства. Экономическая характеристика малого предпринимательства
1.1 Понятие малого предпринимательства. Основы и сферы его применения в экономике
Анализ предпринимательства, строго говоря, имеет столь колоритную и древнюю родословную, как и экономическая мысль вообще. Первые явно «предпринимательские» постановки в западной экономической теории принято датировать 18 веком и связывать с именами Р. Кантилона, А. Тюрго, Ф. Кене, А. Смита, Ж. Сэя. Уже в этот период в оборот был введен столь широкий набор представлений о предпринимательстве, что вплоть до сегодняшнего дня устойчиво сохраняется полисемантизм самого понятия «предпринимательство» и, соответственно, сосуществование различных, не только дополняющих, но и зачастую исключающих друг друга взглядов1.
По мнению Й. Шумпетера, предпринимательство- это реформирование производства путем использования изобретений или, шире, разнообразных возможностей для выпуска новых или старых (но новым способом) товаров, открытия новых источников сырья, рынков сбыта, реорганизации производства и т. д. По мнению Ф. фон Хайека, предпринимательство- это поиск и исследование новых экономических возможностей, что это характеристика поведения, а не какого-либо рода занятий, что, наконец, всякий индивид, чьё поведение отличается поисковым стилем, есть потенциальный предприниматель. В интерпретации Хайека, предпринимательство- это поиск изменений в предпочтениях потребителей и новых средств их удовлетворения. Марксистскую традицию подхода к предпринимательству можно считать достаточно ценной разработкой ряда важных аспектов проблематики (историческая роль буржуазии, анализ отношений собственности, проблемы фунлционирования и организации производства и т. д.)2
Обобщая рассмотренные наиболее представительные трактовки предпринимательства, можно сказать, что есть вполне обоснованные предпосылки, чтобы сформулировать принципиальное понимание сущностных качеств предпринимательства3.
Предпринимательство – особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческой активности в экономике, требующие специфических личностных качеств4.
В современной экономической литературе существуют множество определений малого предпринимательства. Общепризнанным считается такое определение: малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия. Основным фактором отнесения предприятия к малым является среднесписочный состав работников, но иногда используются дополнительные факторы, такие как – объем продаж, стоимость активов и др5. Законодательно в России субъекты малого предпринимательства определены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. М 88-Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»6. Направлением закона является реализация права граждан на реализацию своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Согласно закону, под субъектами малого предпринимательства понимаются – коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает – 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает – 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности – 100 человек;
в строительстве – 100 человек;
на транспорте – 100 человек;
в сельском хозяйстве – 60 человек;
в научно-технической сфере – 60 человек;
оптовой торговле – 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
По мнению А. В. Береснёвой, под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица7.
Как считает М. Г. Лапуста, малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли8.
Экономист К. Лиухто считает, что средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица9. Организационно-правовая форма МП (малого предприятия) устанавливается в соответствии с Гражданским Кодексом, а также законами об акционерных обществах, Об обществах с ограниченной ответственностью. Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, производственных кооперативов, государственных (муниципальных) предприятий.
Анализ современного состояния экономики однозначно указывает на то, что, несмотря на то, что Россия по-прежнему находится в фазе экономического роста, действие положительных последствий финансового кризиса 1998 года практически закончилось к середине 2000 года, когда рубль начал укрепляться. Разница в цене между отечественными и импортными товарами уменьшилась в результате роста цен на отечественную продукцию и гибкой ценовой политики крупных импортеров. Также необходимо отметить изменение параметров формирования издержек, как в производственных, так и в непроизводственных отраслях, и, как следствие, структуры распределения прибыли между отраслями экономики. Следствием этого стало уменьшение темпов экономического роста, они стали более зависимы от уровня иностранных и отечественных инвестиций.
В экономике существует необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелкие. В хозяйственной практике широко применяются традиционные схемы деления экономики на составные элементы, позволяющие всесторонне изучить закономерности и направления развития народного хозяйства, своевременно заметить нарождающиеся проблемы и принять меры по их решению. Необходимо резко повысить роль деления предприятий на крупные, средние и малые и положить его в основу специальной системы организации дифференцированного внимания со стороны государства к финансовому, материально-техническому благополучию различных по размеру предприятий. Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них- это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики10.
Важно учитывать, что малые предприятия занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу11.
Развитие малого предпринимательства продолжается, и Правительство РФ подготовило Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства на 2003-2005 годы.
1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства и его роль в современной экономике
Преимущества малого предпринимательства12
Экономист Муравьёв считает, что малое предпринимательство обладает определёнными преимуществами:
1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микро предприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и снижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
3. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.
4. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
7. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности .
8. Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.
Недостатки малого предпринимательства13
По мнению М. Г. Лапусты., МП имеет определённые недостатки:
1. По сравнению с крупными предприятиями МП (малые предприятия) обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.
2. МП (малые предприятия) зависимы от крупных компаний.
3. Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.
4. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
5. Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
6. МП (малые предприятия) не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.
7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности МП (малых предприятий) к изменениям не велики.
8. Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.
Роль малого бизнеса
Из приведенной выше характеристики можно сделать вывод о том, что малые предприятия обладают значительными конкурентными преимуществами и способны к более эффективной деятельности, чем крупные предприятия в некоторых сферах деятельности.
Что может дать эффективно функционирующий малый бизнес экономике страны?
Малый бизнес может дать экономике:
необходимую насыщенность и мобильность рынка;
тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;
ускорение процесса внедрения новых технологий:
среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам;
глубокую специализацию и кооперацию;
среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна14.
По мнению В. Д. Грибова, малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. То есть малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики – позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП (малых предприятий)15.
Очевидно, что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.
Для страны таких масштабов как Россия, считает О. Орлов, малый бизнес не может стать основой экономики, в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики16.
Формирование конкурентной среды, чему способствует малое предпринимательство, имеет первостепенное значение для нашей высокомонополизированной экономики.
1.3 Основные тенденции развития малого предпринимательства в развитых странах (развитие малого предпринимательства в США)
Малое предпринимательство в России еще не получило должного развития. За годы перехода Российской экономики от плановой к рыночной, новые формы хозяйственной деятельности получили некоторое развитие. Так, в 1995 г. из общего числа 1946,3 тысячи предприятий и организаций количество предприятий, относящихся к малому бизнесу, составило 877,3 тысячи единиц, или 45 % по количеству. В розничной торговле доля малых предприятий составила 11,4 %, в сельском хозяйстве – 0,45 %.
Как известно, в России к числу малых предпринимателей относят предприятия со среднесписочной численностью работающих: в промышленности и строительстве – до 100 человек; в других отраслях производственной сферы – до 50 человек; в розничной торговле, общественном питании, прочих отраслях непроизводственной сферы – до 15 человек17.
Федеральное статистическое бюро США относят к малым предприятиям те, где количество работников не превышает 500 человек.
По данным Администрации малого бизнеса (SВА) США, в стране в 1994 г. насчитывалось 22,1 миллиона предприятий малого бизнеса. При этом малые предприятия использовали 54 % частной рабочей силы (что составляет примерно 60 миллионов человек). Они ответственны за выпуск 50 % продукции частного сектора и за 52 % всех продаж в стране18.
Многие современные экономисты считают, что в основном благодаря развитию малого бизнеса в США за последние годы наблюдается определенный экономический подъем, что, в свою очередь, обеспечивает существенный рост числа рабочих мест. Только в 1994 году валовой внутренний продукт (ВВП) в США возрос на 3,5 % , что является самым высоким за предшествующие 14 лет. Это вызвало рост 3,2 миллионов рабочих мест, в том числе в малом бизнесе – свыше 2 миллионов.
В результате в настоящее время почти половина работников малых бизнесов зарабатывают больше, чем работники высшего ранга больших бизнесов. За последние несколько лет наиболее быстро растущие секторы экономики в малом бизнесе: компьютеры (главным образом сборка и продажа, а также ремонт), рестораны, медицинские офисы, поликлиники, медицинские и зубные лаборатории, различные строительные и ремонтные подрядные организации, кредитные и дающие деньги в долг, детские сады и консультации, а также сервисы по реабилитации19.
Говоря о рабочей занятости в США, А. Н. Романов имеет в виду, что крупные предприятия этой страны в последние годы испытывают острую конкуренцию со стороны ряда развитых стран (Япония, Германия и др.). Особенно это касается таких передовых в техническом отношении производств, как компьютерная техника, электротехническая промышленность, автомобилестроение и др. В результате, владельцы этих предприятий вынуждены проводить режим строжайшей экономии, снижения затрат, осуществлять рационализацию производства. В ряде отраслей наблюдается тенденция перевода предприятий в другие страны с более дешевой рабочей силой. Только за последние годы из США переместилось за границу 11 миллионов рабочих мест20.
В этих условиях развитие малого бизнеса позволяет смягчить экономический спад, по возможности преодолеть его, обеспечить рост занятости. На предприятиях малого бизнеса США только за период с 1975 года по 1992 год занятость в абсолютном выражении возросла на 82,3 % (с 40,7 до 74,7 миллионов человек). За это время на крупных предприятиях она возросла лишь на 30,3 % (с 14,2 до 18,5 миллионов человек). За этот же период – доля занятых на малых предприятиях увеличилась с 74,2 до 80 %, тогда как на крупных предприятиях сократилась с 25,8 до 20 %.
Финансирование
малого бизнеса
в США осуществляется
по трем направлениям
внутренние
ресурсы, так
называемые
«общественные
рынки».
К внутренним
ресурсам относятся
сбережения
хозяина направляемые
на создание
и развитие
бизнеса, текущие
средства,
направляемые
на поддержание
бизнеса; средства
амортизационного
фонда.
В составе внешних ресурсов в первую очередь средства финансовых организаций (банков, различных финансовых компаний), а также средства, поступающие от коллег по бизнесу, от друзей и других. Так называемые «общественные рынки» представляют собой стандартизированные финансовые методы, которые продаются покупателям из малого бизнеса.
А. И. Муравьёв считает, что за последние годы в США существенно возрос объем коммерческих и промышленных займов, выдаваемых субъектами малого бизнеса под гарантии Администрации малого бизнеса (SВА). Только за один год с 1993 по 1994 годы – их количество возросло с 25 тысяч до 35 тысяч, а объем займов достиг по оценке 6 миллиардов долларов. При этом такая тенденция имеет место, несмотря на рост банковского процента за кредит, достигшего в последние годы 2-3 % годовых21.
В США практикуются различные формы поощрения малого бизнеса. Так, например, в 1994 г. малые предприятия получили 61,2 миллиардов долларов от общей суммы 200,4 миллиардов долларов в товарах и сервисах, купленных правительством. Кроме того, малые фирмы получили в том же году напрямую 39,2 миллиардов долларов22.
Следует отметить большие достижения малых фирм США в области новаторства. Так, в нынешнем веке малыми фирмами США были созданы: самолет, оптический прибор, персональный компьютер, мягкие контактные линзы, прибор «искусственное сердце» и многое другое. По данным многочисленных исследований малые фирмы производят в два раза больше новинок, приходящихся на одного работника, чем крупные фирмы. В технологической индустрии почти 25 % имеют численность до 500 работников, а 70 % – до 20 человек. Ныне в США законодательно предусмотрено выделение определенной суммы денег из средств федерального бюджета на исследования и разработки малыми фирмами с высокой технологией, которые предназначены на исследовательские работы.
Развитию малого бизнеса в США во многом способствует заметная поддержка государства. В конгрессе США этими проблемами заняты два комитета, а все государственные структуры, причастные к поддержке малого бизнеса, насчитывают 4,5 тысяч служащих. Во главе стоят администрация малого бизнеса, в аппарате которой 1100 сотрудников. В каждом штате имеются региональные отделения по 30-40 человек.
1.4 Необходимость и формы государственной поддержки малого предпринимательства
Государственная поддержка малого предпринимательства как в России, так и в развитых зарубежных странах
Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям относится:
производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
лекарственных препаратов и медицинской техники;
оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения23.
Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.
Как считает А. Семёнов, важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое24.
Достаточно
широкое развитие
получили организуемые
государственными
органами и
частными
предприятиями
специальные
службы по оказанию
различных
консультационных
услуг малым
компаниям.
Особая система
государственной
поддержки
существует
для предприятий,
занимающихся
научно-исследовательскими
работами. Главное
место в этой
системе занимают
финансовая
помощь и информационное
обеспечение
исследовательских
работ.
Экономист В. Новиков считает, что сейчас, при корректировании многими политическими партиями и движениями своих программ в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:
Приоритетное развитие малого предпринимательства – не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России.
Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий.
Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятии позволит создать значительное количество новых малых предприятий.
Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест25.
Если не вдаваться в подробности, то сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем малого бизнеса.
Первое – поменять психологию власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит налоги и находится в серой экономике.
Второе – реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия вынуждены уклоняться от налогов.
В-третьих – сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом.
Четвертое – стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 миллиардов долларов, хранящимся под подушками и матрасами26.
Россия должна жить по принципу, что государство обслуживает потребности и запросы общества, а не наоборот.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований27.
В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается на соответствующее законодательство. Получили распространение две формы государственной поддержки:
законодательное установление долгосрочных программ развития малого предпринимательства;
включение малого предпринимательства составной частью в государственные экономические и социальные программы.
В США малое предпринимательство институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого предпринимательства, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого предпринимательства. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам28.
Правовые основы малого предпринимательства в Российской Федерации
Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 10 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. Г 406 «0 мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.
В соответствии с законом РСФСР «0 конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 г. года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).
А в июне 1995 г. был принят федеральный закон государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994-1995 гг.29.
В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.
В 1996 г. Государственной думой была утверждена вторая Федеральная программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.
По мнению А. Ф. Ноздрачева, остается надеяться, что действующий с 01.01.99г. Налоговый Кодекс РФ, в содержании которого нет особых приоритетов для малого и среднего предпринимательства, не будет препятствовать дальнейшему развитию малого бизнеса в России30.
Глава 2. Особенности развития малого предпринимательства в России
2.1 Проблемы развития малого предпринимательства в России
К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП (малых предприятий) приходится 84 %. Малые предприятия, располагая 3,4 % стоимости основных средств экономики России и 14 % числа занятых, производят 12 % ВВП (валовый внутренний продукт) и дают 25 % всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства31.
Что же конкретно мешает малому предпринимательству нормально развиваться?
Проблемы малого бизнеса можно разделить на следующие группы:
1) Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.
2) Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.
3) Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.
4) Кредитная необеспеченность.
Сами представители малых предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом.
Недостатки налоговой системы;
Отсутствие оборотных средств;
Низкий платежеспособный спрос населения;
Высокая арендная плата;
Экономическая политика государства;
Недоступность кредитов;
Дороговизна сырьевых ресурсов;
Слабое развитие внутреннего рынка;
Высокие тарифы на перевозки;
Отсутствие производственных площадей;
О. А. Шестопёров считает, что для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело32.
Важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса. Нужно снизить регулирование экономики, но не в том смысле, что нужно меньше уделять ему внимания, а ликвидировать «постоянную готовность чиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки».
Проблемы возникают из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям. А вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован. Возьмем классический пример, когда неверные действия чиновника довели предпринимателя до банкротства. Никакой суд не сможет в таком случае заставить чиновничью структуру и тем более самого чиновника восстановить убытки предпринимателя. Такая система должна быть ликвидирована. Чиновник должен знать, что он несет всю полноту ответственности за нарушение законных интересов предпринимателя.
Упрощению жизни предпринимателей также будет способствовать упрощение процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями). Целый ряд функций по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен перейти в совместное ведение, а некоторые из них – в исключительное ведение общественных организаций предприятий. То есть требует решения проблема перераспределения функций в системе жизнеобеспечения малого бизнеса.
Г. Клейнер считает, что в настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности «в резерв» с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый бизнес. Представляется целесообразным не выставлять часть государственной собственности на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благоприятным предпринимательским климатом. Частные лизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, но эта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала. Направление государственных средств для обеспечения стартового капитала лизинговых компаний один из путей решения этой проблемы33.
Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий.
Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджментской неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий, поэтому подготовка кадров имеет большое значение для предприятий.
В связи с поддержкой свободной конкуренции не стоит забывать о необходимости усовершенствования государственной антимонопольной политики и регулирования сферы деятельности естественных монополий.
В качестве основного фактора, препятствующего нормальной работе малых торговых организаций, подавляющее число предпринимателей отмечают высокие налоги.
По мнению А. Ф. Ноздрачева, необходимо разработать систему налогообложения так, чтобы она стимулировала предприятия производить продукцию. Исходя из интересов развития малого предпринимательства, в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол. Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным МП создают им незаслуженные конкурентные преимущества, противоречащие конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. Кроме того, этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависимость34.
Созданию равных экономических условий мешает также деятельность субъектов РФ, особенно органов местного самоуправления, которые пытаются устанавливать произвольные налоги.
Произвол со стороны фискальных органов создал для налогоплательщиков неравные условия: с крупными предприятиями устанавливаются особые отношения, заключаются соглашения о графике и объеме уплачиваемых налогов, а с малыми и средними не церемонятся, доводя процветающие фирмы в один прием до полного разорения.
По мнению М. В. Романовского, в России действует принудительное ценообразование: налоги, стоимость коммунальных услуг, арендная плата, колебания курса валют приблизительно на 40 % определяют стоимость товаров и услуг, цены конкурентов, оптовые цены поставщиков и колебания спроса – на 46,5 %35.
Опрос представителей малого предпринимательства выявил влияние различных факторов на уровень ценовой реализации товаров и услуг (в прцентах к числу респондентов):
затраты на производство и реализацию – 15,3
цены конкурентов – 16,5
спрос со стороны покупателей – 15,4
коммунальные тарифы – 5,2
арендная плата – 8,1
оптовые цены поставщиков – 14,6
налоги – 10,2
изменение курса валют – 14,7
Следовательно, в экономике существуют огромные ценовые накрутки из-за внешних факторов, хотя при этом, прибыль предприятия может быть равной нулю. Это снижает платежеспособный покупательный спрос населения, для решения этой проблемы нужно стараться снизить влияние экзогенных факторов, например, снизить опять же налоги. В направлении совершенствования налоговой системы уже ведется работа. Но результаты нельзя оценить однозначно.
М.В. Романовскому представляется принципиально важным установить в качестве общих принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-первых, не допускается дифференциация налогов с целью ограничения или стимулирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение налогоплательщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически оправданный оборот товаров, услуг и капиталов36.
Особое внимание необходимо уделить проблеме кредитования малого предпринимательства. Специфические особенности предприятий малого бизнеса, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным для кредиторов. Кредитная необеспеченность вынуждает уходить в тень или оформлять низкую рентабельность для прикрытия подпольного бизнеса. Кредитов нет, поэтому малые предприятия обращаются к теневому капиталу. Банки отказываются работать с малыми предприятиями, не входящими в контролирующий их банк корпорацию: чужим малым предприятиям предлагаются неприемлемые условия. Этот процесс обостряется в период учреждения малого предприятия, выхода на рынок и при макроэкономических кризисах, поэтому необходимо усилить поддержку в этом направлении.
В. Новиков считает, что интересы малого бизнеса и коммерческих банков расходятся. У предприятий нет необходимых залоговых возможностей, развитых систем гарантий для работы с коммерческими банками. Тем более этого нет на начальном этапе работы конкретного предприятия, когда кредиты ему необходимы для стартового капитала. Кроме того, сами коммерческие банки в России имеют существенные недостатки: неустойчивость, спекулятивный и корпоративно-политизированный характер их стратегий. Поэтому взаимодействие отсутствует37. Это хорошо иллюстрирует данная таблица.
Таблица. №1. Малые предприятия, пользовавшиеся в 2002г. теми или иными кредитными источниками (в процентах к числу респондентов)
Источник кредитования | Направление использования кредитов | |
Финансовые капиталовложения | Кредитование оборотных средств | |
Сбербанк | 6,6 | 5,0 |
Другие коммерческие банки | 7,5 | 8,8 |
Крупные фирмы партнеры | 9,9 | 10,2 |
Малые фирмы-партнеры | 10,6 | 10,2 |
Физические лица | 27,0 | 24,9 |
Проблема также заключается в непонимании и неправильном использовании малым бизнесом кредитов: успешные предприятия не берут кредиты, часто замедляя этим темпы роста, а неуспешные – берут, и этим ухудшают свое положение из-за усугубления проблем финансовой неустойчивости.
Кредитные союзы – это сегодня единственный финансовый институт, решающий проблему доступа к кредиту для большинства малых предприятий. По мнению А. И. Муравьёв, в условиях, когда доверие россиян к отечественной банковской системе в целом и отдельным кредитным организациям подорвано, создание и поддержка этих альтернативных систем сбережения и накопления чрезвычайно важно и актуально. Тем более что уже более 50 лет в ряде развитых стран мира подобные структуры функционируют весьма успешно38.
Нельзя забывать и о создании определенных условий для самостоятельного завоевания рыночных ниш МП. Это особенно важно, когда речь идет о МП, действующих в сфере высоких технологий. Государственная поддержка должна быть ориентирована именно на такие предприятия и фирмы, поскольку они располагают значительным инновационным потенциалом и имеют реальные возможности наращивания объемов экспорта, прежде всего нетрадиционного.
Идея создания технопарковых и инкубационных структур получила заслуженное признание во всем мире. Их важная роль в ускорении научно-технического прогресса, совершенствовании структуры производства, повышении уровня занятости и благосостояния населения была в последние годы неоднократно подтверждена мировой практикой. Именно поэтому в России ввиду незрелости предпринимательства и падения инновационных стимулов следует уделить особое внимание разработке законодательных актов, регламентирующих деятельность технопарков, а также разработке национальной программы в области инновационной политики с учетом конверсии39.
С. Кугунеев считает, в России фондовый рынок не достаточно развит, поэтому наши венчурные фирмы предпочитают подавать часть компании кредитору. Малой фирме часто просто невозможно найти отечественного кредитора, т. к. высокая экономическая нестабильность в стране совсем отбивает у них охоту идти на большой риск, связанный с венчурным инвестированием40. Чаще всего кредиторами выступают иностранные фирмы, но и с ними тоже проблема: по сравнению с ситуацией на Западе сроки инвестиций у нас намного длиннее, что, конечно, невыгодно.
Шестопёров считает, что при разработке государственной поддержки для малого промышленного бизнеса необходимо разделить предприятия на группы в зависимости от перспектив развития. Первая группа – должна включать наукоемкие отрасли с диверсифицированным производством, требующим высококвалифицированную рабочую силу (точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность); вторая – те отрасли, в которых возможности для развития малого предпринимательства ограничены в силу технологических особенностей (тяжелое, энергетическое, транспортное машиностроение, химическая промышленность); третья – те отрасли, в которых вообще нет перспектив развития для малого бизнеса (ТЭК). Так как у предприятий разных групп первостепенные проблемы могут отличаться, дифференцированный подход к их поддержке может оказаться более эффективным41.
2.2 Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации
По последним данным Госкомстата России, на 1 октября 2000 г. количество зарегистрированных малых предприятий (МП) в России составило 875,5 тысяч или 27 % общего числа предприятий и организаций, учитываемых Единым государственным регистром предприятий и организаций. В 1999 г. доля товаров, работ и услуг, произведенных малыми предприятиями, в ВВП (валовом внутреннем продукте) России достигла 9,5 %. Численность индивидуальных предпринимателей на начало 2000 г. находилась на уровне 4 миллионов человек. По оценкам, на доходы от малого предпринимательства живут 20 % россиян.
Таблица №2. Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых странах42
Страны | Количество малых и средних предприятий (тысяч) | Количество малых и средних предприятий на 10 тысяч жителей | Занято на малых предприятиях (миллионов человек) | Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых (%) | Доля малых и средних предприятий в ВВП (% оценочно) |
Великобритания | 2630 | 460 | 13,6 | 49 | 50-53 |
Германия | 2290 | 370 | 18,5 | 46 | 50-52 |
Италия | 3920 | 680 | 16,8 | 73 | 57-60 |
Франция | 1980 | 350 | 15,2 | 54 | 55-62 |
Страны ЕС | 15770 | 450 | 68,0 | 72 | 63-67 |
США | 19300 | 742 | 70,2 | 54 | 50-52 |
Япония | 6450 | 496 | 39,5 | 78 | 52-55 |
Россия | 875 | 57 | 7,5 | 15 | 9-10 |
Однако нынешние масштабы развития малого бизнеса в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой: наша страна далеко отстает от них по ниже перечисленным показателям. (Таблица №2.)
Подобное сопоставление свидетельствует о том, что Россия находится в самом начале пути формирования сектора малого предпринимательства.
И все же согласно имеющимся статистическим данным малый бизнес постепенно выходит из кризиса.
Косвенно об этом свидетельствуют два факта: во-первых, количество зарегистрированных МП (малых предприятий) сократилось, а во-вторых, увеличились налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства (единый налог для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности). Так, за январь-сентябрь 2000 года по сравнению с аналогичным периодом 1999 года поступления единого налога для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, возросли в 1,5 раза (с учетом ИПЦ). Такое увеличение, правда, может быть обусловлено переходом ряда субъектов малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в 2000 года43.
Вклад малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явно недостаточен. Поэтому развитие малого предпринимательства нуждается в разносторонней государственной поддержке.
По мнению А. Семёнова, с этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены своими собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. Малые предприятия нуждаются также в информационном облуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и другой помощи44.
Развитие малых предпринимательских форм происходит сейчас в основном посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений – торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте технике и машин, сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны это обусловлено и не достаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствие правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой – монополией государственных научно исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы45.
Лига кредитных союзов прошла регистрацию еще в 1995 году. Но до сих пор кредитные союзы функционируют на основании Гражданского кодекса. Соответствующий закон дважды проходил парламент и дважды президент Российской Федерации накладывал на него вето. Закон давно ожидается, вокруг него поломано немало копий. Надежной статистики о развитии кредитных союзов пока, естественно, тоже нет. Они могут не столько составить конкуренцию коммерческим банкам, сколько стать привлекательными партнерами с позиции увеличения собственного капитала. С социальной точки зрения идея весьма конструктивна.
Финансирование федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства за 1997-2001 годы; как было отмечено выше, остается одним из слабых звеньев государственной политики в этой сфере. По информационно-технологическому, инфраструктурному направлениям в области финансирования малого бизнеса следует использовать опыт Москвы. Здесь принято решение выделять на финансирование программ не фиксированную жестко сумму, а определенный процент от бюджета города (0,5%).
Система правового и ресурсного обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства в ее сложившемся виде стала тормозом на пути развития сектора малого предпринимательства, консервируя его стагнацию и «застревание» в большинстве регионов (за исключением лидеров) на фазе «растянутого» старта. По мнению О. Орлова, правительству Российской Федерации и Центральному банку России не удается в условиях высокого уровня инфляции и высоких рисков развернуть в сторону малого бизнеса систему Сбербанка России и коммерческих банков46. Тем самым проблема упрощения доступа малых предприятий к финансово-кредитным инвестиционным ресурсам фактически не решается. Развитие же системы государственных фондов тормозит принятый Бюджетный кодекс.
Разработанный Минэкономразвития Российской Федерации с участием предпринимательской общественности пакет законов по дебюрократизации малого предпринимательства может сыграть свою положительную роль в сохранении «съедаемых» коррупцией и рэкетом части финансовых ресурсов МП (оборотных средств) и в них перераспределение и развитие данного сектора. Это – необходимое, но не достаточное условие. Главное – снижение уровня общей и скрытой инфляции, оптимизация структуры малого бизнеса в пользу малой стройиндустрии, производственно-инновационного комплекса, обеспечивающие прорывной рост.
Перед государственными органами, предпринимательской общественностью частным капиталом стояла чрезвычайно ответственная задача – обеспечить в кратчайшие сроки (2002-2005 годы) прорыв в развитии российского малого бизнеса. Это означает, прежде всего, создание примерно одного миллиона новых рабочих мест (140-150 тысяч малых предприятий) в малой стройиндустрии, производственно-инновационном комплексе.
Необходимо полностью освободить от налогов 40 тысяч малых инновационных предприятий, есть так называемый «офицерский» малый бизнес и те предприятия, которые созданы инвалидами.
Целесообразно ввести пониженные на 30-50% ставки налога на прибыль для МП (малых предприятий) строительного комплекса по всей «цепочке» – от карьеров до ремонта строительства дорог, социальных производственных объектов, в том числе и в самом малом бизнесе.
Необходимо возложить на Министерство Экономики Российской Федерации разработку основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а координацию деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства.
Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны. По состоянию на 1 января 2001г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 2000г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8 %). Вместе с тем следует отметить стабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8 % – в 2000г., на 12,1 % – в 2001г.), операции с недвижимым имуществом (на 19,9 % и на 26,8 % соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8 % и на 3,6 %). Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли «наука и научное обслуживание» (на 6,2 % и на 11,4 %)47.
Отраслевая структура малого предпринимательства постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.
В 2000 г. малыми предприятиями было произведено продукции, работ, услуг по всем видам деятельности на 261,9млрд. рублей, это по оценке, составило около 7 % выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики России, занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги. Объем произведенной малыми предприятиями продукции в фактических ценах уменьшился по сравнению с 1997г. на 13,6 %. По основному виду деятельности предприятий было произведено продукции, работ, услуг на 231,8млрд. рублей, три четверти этого объема приходится на валовой доход предприятий торговли и общественного питания (26, 1 %), выпуск промышленной продукции (24,2 %) и объем произведенных строительных работ (26,1 %)48.
Инвестиции малых предприятий в основной капитал в 2000 году составили 22,5 млрд. рублей, или 5,6 % всех инвестиций на развитие экономики и социальной сферы России. По сравнению с 1999 годом в сопоставимых ценах они уменьшились на 3,5 %. В 2000 г. произошли изменения в отраслевой структуре инвестиций. В большинстве экономических районов имеет место несоответствие долей объемов прибылей и платежей. Действие указанных факторов снижает объем поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней49.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведя итоги работы, можно сделать следующие выводы:
Малый бизнес обладает своими преимуществами и недостатками. Эти экономические особенности делают его перспективным в одних отраслях, например, наукоемких и тех, где требуется высококвалифицированная рабочая сила (это такие отрасли, как точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность) и неперспективным в других (ТЭК, т. к. в этой отрасли просто выгоднее монополии), что необходимо учесть при выработке стратегии его развития.
Малый бизнес оказывает большое влияние на экономику, создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. По степени его развитости судят о гибкости экономики. В развитых странах доля малого бизнеса велика, в среднем 70 %, в нашей стране этот показатель находится на гораздо более низком уровне около 30 %.
Малое предпринимательство с помощью ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, научно-техническому прогрессу, улучшению качества продукции. Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижая безработицу.
В России после перестройки малый бизнес начал активно развиваться. По мере его развития менялись стратегии бизнеса. Если сначала основной проблемой малого предпринимательства было выживание, то теперь оно решает проблемы более высокого ранга.
Основными проблемами малого бизнеса являются:
Несовершенство налоговой системы: слишком высокие налоги снижают стимулы к действию и повышают стимулы к переходу в теневую экономику.
Административные барьеры: сложность регистрации, юридического оформления. Проблемы возникают и из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям, а вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован.
Нехватка производственных помещений и оборудования, причем эта проблема усугубляется недостатком лизинговых компаний.
Нехватка кредитов, в результате чего возникает теневое кредитование.
Непривлекательным для кредиторов малый бизнес делают его специфические особенности, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке. Отсутствие квалифицированных кадров, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей. А также отмечается отрицательное влияние на малые предприятия таких явлений, как:
Недостаток четкого правового регулирования любых взаимоотношений в бизнесе.
Нестабильная экономическая обстановка, невозможность свободного ценообразования, т. е. цена продукции в меньшей степени определяется издержками производства, чем внешними факторами.
Слабость действия механизма государственной поддержки, который направлен на предоставление помощи только определенному кругу организаций. Этот механизм формирует зависимость предприятии от государства.
При разработке механизмов поддержки малого предпринимательства важно:
Не приводить в противоречие интересы государства и малого бизнеса.
Способствовать установлению кооперационных связей малого и крупного бизнеса.
Особое внимание
уделить проблемам
венчурного
бизнеса.
Осуществлять
поддержку,
как на федеральном,
так и на региональном
уровнях.
Усовершенствовать законодательство.
Развитие малого предпринимательства – важная экономическая и политическая проблема. Необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства. И дело совсем не в бюджете и даже не в налогах, дело в свободе, в правах, в отношениях государства к малому бизнесу.
Список литературы
1) Агеев А. И. Предпринимательство : культура и развитие / А. И. Агеев. – М., 2002. – С. 6-7.
2) Баненов, Ю. К. Малое предпринимательство / Ю. К. Баненов, А. Ю. Баненов. – М., 1999. – 456 с.
3) Береснёва, А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики / А. В. Береснёва. – 2005. – 540 с.
4) Бухвальд, Е. Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса / Е. Бухвальд, А. Виленский // Вопросы экономики. – 1999. – № 12. – С. 66-78. ¶
5) Виленский, А. Этапы развития малого предпринимательства в России / А. Виленский // Вопросы экономики. – 1996. – С. 84-92.
6) Грибов, В. Д. Основы бизнеса: учебное пособие / В. Д. Грибов. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 160 с.
7) Клейнер, Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: десять лет спустя / Г. Клейнер // Вопросы экономики. – 2000. – № 5. – С. 56-68.
8) Кугунеев, С. 4 этапа русского венчура / С. Кугунеев // Эксперт. – 2001. – № 3. – С. 63-72.
9) Лапуста, М. Г., Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. – М. : Инфра, 1998. – 220 с.
10) Лиухто, К. Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность / К. Лиухто // Вопросы экономики. –2000. – № 1. – С. 87-96.
11) Муравьёв А. И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы / А. И. Муравьёв. – М., 1999. – 608 с.
12) Мустафин, А. Т. О распределении фирм по размерам / А. Т. Мустафин, А. К. Кантарбаева // Экономика и математические методы. – 2000. – С. 105-112.
13) Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая – 4-е издание. – М. : «Ось – 89», 2000.
14) Ноздрачев, А. Ф. Применение законодательства о малом предпринимательстве / А. Ф. Ноздрачев, Е. А. Павлодский. – М. : Менатеп-Информ, 1992. – 232 с.
15) Новиков, В. Малое предпринимательство и банки: пути расходятся / В. Новиков, Ф. Шереги // Российский экономический журнал. – 1999. – № 9-10. – С. 104-115.
16) Орлов, О. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация / О. Орлов // Вопросы экономики. – 2001. – № 10. – С. 96-109.
17) Пашинцева Н. И. Малое предпринимательство в России / Н. И. Пашинцева // Статистический сборник. – М. , 2005. – С. 56.
18) Романов А. Н. Экономика предприятия: учебник для вузов / А. Н. Романов. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 450 с.
19) Романовский, М. В. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / М. В. Романовский. – СП-б. : Питер, 2006. – 496 с.
20) Сафронов, Н. А. Экономика предприятия: учебник для вузов / Н. А. Сафронов. – М. : «Юристъ», 1998. – 618 с
21) Семёнов, А. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства / А. Семенов, Д. Агеев // Экономист. – 2000. – № 10. – С. 47-56.
22) Федеральный закон от 14 июня 1995 г. 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
23) Шестопёров, О. А. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России / О. А. Шестоперов // Экономические новости. – 2001. – № 4. – С. 65-83.¶
1 Агеев А. И. Предпринимательство : культура и развитие / А. И. Агеев. – М., 2002. – С. 5.
2 Агеев А. И. Предпринимательство : культура и развитие / А. И. Агеев. – М., 2002. – С. 6-7.
3 См. там же. С. 8.
4 См. там же. С. 5
5Баненов, Ю. К. Малое предпринимательство / Ю. К. Баненов, А. Ю. Баненов. – М., 1999. – С. 22.
6Федеральный закон от 14 июня 1995 г. 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
7Береснёва, А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики / А. В. Береснёва. – 2005. – С. 32.
84Лапуста, М. Г., Малое предпринимательство / М. Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. – М. : Инфра, 1998. – С. 25.
95Лиухто, К. Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность / К. Лиухто // Вопросы экономики. – 2000. – № 1. – С. 87-96.
10 Лапуста, М. Г., Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. – М. : Инфра, 1998. – С. 55.
11 См. там же. С. 57.
12Муравьёв А. И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы / А. И. Муравьёв. – М., 1999. – С. 56-59.
13Лапуста, М. Г., Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. – М. : Инфра, 1998. – С. 62-63.
14Береснёва, А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики / А. В. Береснёва. – 2005. – С. 44-45.
15Грибов, В. Д. Основы бизнеса: учебное пособие / В. Д. Грибов. – М. : Финансы и статистика, 2005. – С. 30.
16Орлов, О. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация / О. Орлов // Вопросы экономики. – 2001. – № 10. – С. 97-100.
17Мустафин, А. Т. О распределении фирм по размерам / А. Т. Мустафин, А. К. Кантарбаева // Экономика и математические методы. – 2000. – С. 105-112.
18Грибов, В. Д. Основы бизнеса: учебное пособие / В. Д. Грибов. – М. : Финансы и статистика, 2005. – С. 88-90.
19Лапуста, М. Г., Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. – М. : Инфра, 1998. – С. 152.
20Романов А. Н. Экономика предприятия: учебник для вузов / А. Н. Романов. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – С. 185.
21Муравьёв А. И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы / А. И. Муравьёв. – М., 1999. – С. 255.
22 Там же. С. 275.
23Семёнов, А. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства / А. Семенов, Д. Агеев // Экономист. – 2000. – № 10. – С. 47-50.
24Семёнов, А. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства / А. Семенов, Д. Агеев // Экономист. – 2000. – № 10. – С. 52.
25Новиков, В. Малое предпринимательство и банки: пути расходятся / В. Новиков, Ф. Шереги // Российский экономический журнал. – 1999. – № 9-10. – С. 104-106.
26Там же. С. 107-111.
27 Семёнов, А. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства / А. Семенов, Д. Агеев // Экономист. – 2000. – № 10. – С. 47-56.
28 Семёнов, А. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства / А. Семенов, Д. Агеев // Экономист. – 2000. – № 10. – С. 47-56.
29 Сафронов, Н. А. Экономика предприятия: учебник для вузов / Н. А. Сафронов. – М. : «Юристъ», 1998. – 618 с.
30Ноздрачев, А. Ф. Применение законодательства о малом предпринимательстве / А. Ф. Ноздрачев, Е. А. Павлодский. – М. : Менатеп-Информ, 1992. – 232 с.
31Шестопёров, О. А. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России / О. А. Шестоперов // Экономические новости. – 2001. – № 4. – С. 66.
32Шестопёров, О. А. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России / О. А. Шестоперов // Экономические новости. – 2001. – № 4. – С. 67-69.
33Клейнер, Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: десять лет спустя / Г. Клейнер // Вопросы экономики. – 2000. – № 5. – С. 58-62.
34Ноздрачев, А. Ф. Применение законодательства о малом предпринимательстве / А. Ф. Ноздрачев, Е. А. Павлодский. – М. : Менатеп-Информ, 1992. – С. 102.
35Романовский, М. В. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / М. В. Романовский. – СП-б. : Питер, 2006. – С. 247-248.
36 Романовский, М. В. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / М. В. Романовский. – СП-б. : Питер, 2006. – С. 250-251.
37Новиков, В. Малое предпринимательство и банки: пути расходятся / В. Новиков, Ф. Шереги // Российский экономический журнал. – 1999. – № 9-10. – С. 112-115.
38Муравьёв А. И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы / А. И. Муравьёв. – М., 1999. – С. 452.
39Кугунеев, С. 4 этапа русского венчура / С. Кугунеев // Эксперт. – 2001. – № 3. – С. 64-66.
4031Там же. С. 68.
41Шестопёров, О. А. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России / О. А. Шестоперов // Экономические новости. – 2001. – № 4. – С. 81-82.
42Пашинцева Н. И. Малое предпринимательство в России / Н. И. Пашинцева // Статистический сборник. – М. , 2005. – С. 56.
43Романовский, М. В. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / М. В. Романовский. – СП-б. : Питер, 2006. – 496 с.
44Семёнов, А. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства / А. Семенов, Д. Агеев // Экономист. – 2000. – № 10. – С. 55.
45Кугунеев, С. 4 этапа русского венчура / С. Кугунеев // Эксперт. – 2001. – № 3. – С. 71-72.
46Орлов, О. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация / О. Орлов // Вопросы экономики. – 2001. – № 10. – С. 101-106.
47Орлов, О. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация / О. Орлов // Вопросы экономики. – 2001. – № 10. – С. 106.
48См. там же. С. 107.
49Орлов, О. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация / О. Орлов // Вопросы экономики. – 2001. – № 10. – С. 109.