Рефетека.ру / Педагогика

Реферат: Методы обучения и их назначение (таблица)

| Метод и его |Функции |Функции |Средства |Условия |
|назначение |учителя |ученика |обучения |успешного |
| | | | |исполнения |
| | | 3 | 4 | |
|1 |2 | | |5 |
|РАССКАЗ - |Привлечение |Внимательно |Речь, |Зависит от |
|монологическое |внимания, |слушать, |иллюстрации|сочетания с |
|изложение |мнемонические|чтобы уметь |, |другими |
|учебного |приемы, |связно, |методически|методами. |
|материала, не |логическое |логично |е и |Положительно|
|прерываемое |сравнение, |выражать свои|мнемоническ|-эмоциональн|
|вопросами, |сопоставление|мысли. |ие приемы, |ое |
|содержащее в |, | |логические |восприятие. |
|основном |резюмирование| |приемы | |
|фактологический |, учит | |сравнения, |Зависит от |
|материал- |грамотно | |сопоставлен|условий |
|вступление, |выражать свои| |ия, |(время, |
|повествование, |мысли, | |резюмирован|место),непер|
|заключение. |логичной, | |ия. |егруженность|
| |убедительной | | |фактами. |
| |речи. | | |От умения |
| | | | |учителя |
| | | | |рассказывать|
| | | | |. |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
|БЕСЕДА - метод |Задать |Должен |Речь, |Зависит от |
|дидактической |целенаправлен|следить за |вопросы, |контакта с |
|работы, ее |ные, умело |мыслями |понятия, |аудиторией, |
|сущность состоит |поставленные |учителя, в |наглядные |нужно, чтобы|
|в том, чтобы |вопросы, |результате |пособия |все |
|побудить учащихся|педагог |чего учащиеся| |принимали |
|к актуализации |обязан четко |продвигаются | |участие в |
|(припоминанию) |определить |в освоении | |беседе, |
|уже известных |тему беседы, |новых знаний.| |внимательно |
|фактов, |ее цель, |Внимательно | |выслушивали |
|достижению новых |составить |выслушивать | |вопросы, |
|знаний путем |план - |вопросы, | |обдумывали |
|выводов, |конспект, |отвечать на | |ответы, |
|рассуждений. |подобрать |вопросы, | |анализировал|
|Беседа не |наглядные |анализировать| |и ответы |
|является |пособия, |ответы своих | |товарищей, |
|универсальным |сформулироват|товарищей, | |высказывали |
|методом, не дает |ь основные и|высказывать | |собственное |
|практических |вспомогательн|собственное | |мнение |
|навыков. |ые вопросы, |мнение. | | |
|Вводная беседа |продумать | | | |
|Беседа - |методику ее | | | |
|сообщение |организации и| | | |
|Закрепляющая |проведения. | | | |
|беседа. |Сделать | | | |
| |обобщение и | | | |
| |выводы. | | | |
| | | | | |
|ЛЕКЦИЯ |Составление |Составление |Ознакомлени| Составление|
|характеризуется |детального |конспекта |е учащихся |учителем |
|более строгой |плана, | |с темой, |детального |
|структурой, |логически | |использован|плана, |
|логикой |стройное и | |ие живого, |логически |
|изложения, |последователь| |языка, |стройное и |
|обилием |ное изложение| |наглядности|последовател|
|информации, |всех пунктов | |(демонстрац|ьное |
|системным |плана, | |ии, |изложение |
|характером |обобщающие | |иллюстрации|изучаемого |
|освещения. |выводы. | |, видео) |материала, |
| | | | |эмоционально|
| | | | |сть |
| | | | |изложения, |
| | | | |краткие |
| | | | |выводы, |
| | | | |задиктовка, |
| | | | |живой язык, |
| | | | |контакт с |
| | | | |аудиторией, |
| | | | |оптимальный |
| | | | |темп |
| | | | |изложения, |
| | | | |использовани|
| | | | |е |
| | | | |наглядности,|
| | | | |сочетание |
| | | | |лекций с |
| | | | |семинарскими|
| | | | |, |
| | | | |практическим|
| | | | |и занятиями.|
| | | | | |
|УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ|Учитель |Приобретают |Речь, |Предваритель|
|- обмен взглядами|должен |новые знания,|вопросы, |ная и |
|по конкретной |позаботиться |укрепляются в|спор. |основательна|
|теме; помогает |о том, чтобы |собственном | |я подготовка|
|упорядочить и |ученики |мнении, | |к учебной |
|узучить уже |учились ясно |учатся его | |дискуссии |
|известный |и точно |отстаивать | |учащихся как|
|материал, |излагать свои| | |в |
|приобретают новые|мысли, четко | | |содержательн|
|знания, |и однозначно | | |ом, так и в |
|укрепляются в |формулировать| | |формальном |
|собственном |вопросы, | | |отношении. |
|мнении, учатся |приводить | | | |
|его отстаивать. |конкретные | | | |
| |доказательств| | | |
| |а и т.д.. | | | |
| | | | | |
| | | | | |
|РАБОТА С КНИГОЙ. |Обязан |Чтение, |Книга, |Умение |
|Возможность |ознакомить |понимание, |тетрадь |свободно |
|ученика |учащихся с |запись, | |читать и |
|многократно |правилами |анализ, | |понимать |
|обрабатывать |заучивания |синтезировани| |прочитанное,|
|учебную |различной |е учебного | |выделать |
|информацию в |информации, |материала | |главное, |
|доступном темпе и|постонно |(урок+учебник| |записывать, |
|в удобное время. |контролироват|) | |составлять |
|Функции: |ь развитие | | |схемы, |
|обучающая, |памяти, | | |конспекты |
|развивающая, |помогать ее | | | |
|побуждающая, |совершенствов| | | |
|контрольно-коррек|ать, сочетать| | | |
|ционная |данный метод | | | |
| |с другими | | | |
| |методами. | | | |
|ДЕМОНСТРАЦИЯ |Педагог |Зарисовка, |Исследуемые|Активное |
|Заключается в |должен |наблюдение, |объекты (в|участие |
|наглядно-чувствен|направлять |исследование,|натуральном|учеников, |
|ном ознакомлении |внимание |осмысление, |виде) |правильный |
|с явлениями, |учеников на |обнаружение |искусственн|выбор |
|процессами, |существенные |связей. |ые |объектов, |
|объектами в |стороны | |заменители |умение |
|натуральном виде,|демонстрируем| |натуральных|педагога |
|используется с |ых явлений, | |объектов. |направить |
|внешним видом |правильно | | |внимание |
|предмета, его |сочетать | | |учеников на |
|внутреннем |различные | | |существенные|
|устройством |методы | | |стороны |
| | | | |явлений, |
| | | | |сочетание с |
| | | | |другими |
| | | | |методами. |
|ИЛЛЮСТРАЦИЯ - |Определить |Осмысление, |Диаграммы, |Методика |
|показ и |оптимальный |восприятие, |графики, |показа, |
|восприятие |объем |сделать |схемы. |сочетание с |
|предметов, |иллюстрируемо|выводы |Таблицы, |другими |
|процессов, |го материала,| |карты, |методами, |
|явлений в их |подготовить | |плакаты и |использовани|
|символьном |заранее | |т.д. |е |
|изображении с |иллюстрации, | | |раздаточного|
|помощью плакатов,|правильно | | |материала |
|карт, портретов, |использовать | | | |
|рисунков, схем и |методику | | | |
|т.д. Они |показа. | | | |
|существенно | | | | |
|облегчают процесс| | | | |
|формирования | | | | |
|понятий. | | | | |
|ВИДЕОМЕТОД- |Подбор |Осмысление, | проектор, |Наличие |
|экранное |нужного |восприятие, |киноаппарат|видеотеки, |
|преподнесение |материала, |делать |ура, |учебный |
|информации, |умение |выводы, |учебное |процесс |
|которое служит не|вводить |выделение |телевидение|должен |
|только для |учащихся в |необходимой |, |отличаться |
|преподнесения |круг |информации, |видеопроигр|четкостью, |
|знаний, но и для |изучаемых |самостоятельн|ывателя, |продуманност|
|их контроля, |проблем, |ое |видеомагнит|ью, |
|закрепления, |делать |исследование.|офон, а |целесообразн|
|повторения, |обобщающие | |также |остью |
|обобщения, |выводы, | |компьютер с| |
|систематизации, |оказывать | |дисплейным | |
|т.е. выполняет |индивидуальну| |отражением | |
|все дидактические|ю помощь в | |информации.| |
|функции. |процессе | | | |
| |самостоятельн| | | |
| |ой работы. | | | |
|УПРАЖНЕНИЯ - это |Учитель |Четкое |Тетради, |Сознательная|
|метод обучения, |должен |выполнение |книги, |направленнос|
|представляющий |заботиться о |заданий в |приборы и |ть учащихся |
|собой планомерное|достаточном |зависимости |т.д. |на повышение|
|повторное |количестве и |от типа | |качества |
|выполнение |разнообразии |упражнений. | |деятельности|
|действий с целью |упражнений, | | |; знание |
|овладения ими или|проверять | | |правил |
|повышения их |правильность | | |выполнения |
|качества. |выполнения | | |действий; |
|Виды: |упражнений, | | |сознательный|
|Специальные, |помощь в | | |учет и |
|производные, |выполнении. | | |контролирова|
|комментированные,| | | |ние условий;|
|устные, | | | |результативн|
|письменные, | | | |ость. |
|графические, | | | | |
|лаборатоно-практи| | | | |
|ческие, | | | | |
|производственно-т| | | | |
|рудовые | | | | |
|СИТУАЦИОННЫЙ |Индивидуально|Осмысление и|Карта |Подготовка |
|МЕТОД - |сть в подходе|выполнение |творческого|учеников, |
|скомбинированный |к обучению, |задания, |роста |наличие |
|из многих путей и|научно-исслед|предлагаемого|учеников, |современных |
|способов метод, |овательские |учителем |диагностиче|наглядных |
|применяемый |работы | |ские карты.|средств. |
|педагогом тогда, | | | |Активное |
|когда ни один из | | | |участие |
|известных | | | |учеников, |
|изолированных | | | |сочетание с |
|методов не дает | | | |другими |
|возможности | | | |методами, |
|быстро и | | | |умение |
|эффективно | | | |педагога |
|достичь | | | |направить |
|намеченных целей | | | |внимание на |
|в имеющихся | | | |существенные|
|конкретных | | | |стороны |
|условиях, он | | | |изучаемого |
|признается не | | | |материала, |
|всеми педагогами,| | | |контакт с |
|это творческий, | | | |аудиторией, |
|не стандартный | | | |положительно|
|метод | | | |е |
| | | | |восприятие. |
|ЛАБОРАТОРНЫЙ |Тщательная |Ученик должен|Наличие |Тщательная |
|МЕТОД - |подготовка |тщательно |лаборатории|подготовка |
|самостоятельное |учителя. |подготовиться|, наличие |учителя и |
|проведение | |, активно |специальног|ученика, |
|экспериментов, | |исследовать, |о |наличие |
|исследований | |самостоятельн|оборудовани|дорогостояще|
|учащимися, дает | |о работать, |я. |го |
|возможность | |подбирать | |оборудования|
|приобретать | |необходимые | |, творческих|
|умения и навыки | |материалы и | |подход к |
|обращения с | |приборы. | |решению |
|оборудованием | | | |задач |
|обеспечивает | | | | |
|превосходные | | | | |
|условия для | | | | |
|формирования | | | | |
|практических | | | | |
|умений. | | | | |
|ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД|Объяснение, |Осмысление |Демонстраци|Сформированн|
|- применение |показ, |сказанного и |онный |ость |
|полученных знаний |руководство, |показанного |материал, |привычки |
|к решению |работа со |учителем, |тетради, |организации |
|практических |слабыми |участие в |книги. |трудового |
|задач, умение |учениками, |процессе, | |процесса |
|использовать |контроль |самостоятельн| |(осознание |
|теорию на | |ое выполнение| |цели и |
|практике. | |задания, | |условий ее |
| | |умение делать| |решения и |
| | |выводы | |т.д.) |
|ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ |Подготовка |Понимание, |Комплект |Тщательная |
|ИГРЫ - это |плана и |мотивация, |игры, |подготовка, |
|специально |содержания, |принятие |оборудовани|положительно|
|созданные |определение |ролей, |е, |е |
|ситуации, |темы и цели, |участие, |оснащение |восприятие, |
|моделирующие |распределение|понимание | |поощрение |
|реальность, из |ролей, | | | |
|которых учащимся |наблюдение, | | | |
|предлагается найти|руководство, | | | |
|выход |подведение | | | |
|Назначение: |итогов | | | |
|стимулирование | | | | |
|познавательного | | | | |
|процесса | | | | |
|Симуляционные | | | | |
|игры | | | | |
|Метод инсценизации| | | | |
| | | | | |
|Метод генерации | | | | |
|идей | | | | |
|МЕТОД |Объяснение |Усвоение |Перфокарта,|Тщательная |
|ПРОГРАММИРОВАННОГО|материала, |учебного |планшеты, |подготовка |
|ОБУЧЕНИЯ- |практические |материала, |технические|учащихся, |
|эффективное |занятия, |выполнение |средства, |сочетание с |
|управление учебным|контроль |тренировочных|ЭВМ, ПК. |различными |
|процессом, | |упражнений и | |методами |
|значительное | |контрольных | |обучения, |
|увеличение доли | |заданий | |контакт |
|самостоятельной | | | |учителя и |
|работы учащихся, | | | |ученика, |
|осуществляемое в | | | |положительно|
|индивидуальном | | | |е восприятие|
|темпе и под | | | | |
|контролем | | | | |
|специальных | | | | |
|средств | | | | |
|ОБУЧАЮЩИЙ |Подготовка |Выполнение |Контрольные|Правильность|
|КОНТРОЛЬ: важно |контрольных |контрольных |тетради, |выбора формы|
|обеспечить его |работ |работ, |контурные |контроля |
|включение в |(тестов), |самоконтроль |карты, | |
|учебный процесс и |определение | |тесты, | |
|достичь того, |вида контроля| |индивидуаль| |
|чтобы контроль не | | |ные | |
|стал не | | |карточки и | |
|обособленным | | |т.д. | |
|элементом учебного| | | | |
|процесса, а | | | | |
|одновременно | | | | |
|выполнял | | | | |
|обучающие, | | | | |
|развивающие, | | | | |
|воспитательные, | | | | |
|побуждающие | | | | |
|функции | | | | |
|Виды контроля: | | | | |
|устный, | | | | |
|письменный, | | | | |
|лабораторный, | | | | |
|программированный,| | | | |
|тестовый, | | | | |
|самоконтроль | | | | |
| |
| |
| |


Похожие работы:

  1. • Методы обучения и их назначение (таблица)
  2. • Методы теоретического обучения
  3. • Методы обучения на уроках "Технологии" 8 классов
  4. • Классификация методов обучения
  5. • Теоретические основы методов обучения физике
  6. • Активные методы обучения
  7. • Особенности использования словесных методов обучения у ...
  8. • Словесные и словесно-наглядные методы обучения химии ...
  9. • Проблема методов обучения
  10. • Методы обучения в современной школе
  11. • Методы обучения и их выбор
  12. • Использование различных методов обучения с целью активизации ...
  13. •  ... как основа управления процессом обучения математике
  14. • О конструктивной функции методов обучения
  15. • Методы обучения
  16. • Активные методы обучения персонала
  17. • Активное социально-психологическое обучение в ВУЗе
  18. • Методы обучения и умственное развитие детей ...
  19. • Методика обучения технике легкоатлетических видов спорта
Рефетека ру refoteka@gmail.com