ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Тема: ''Литературная викторина''
по русским народным сказкам
II младшая группа
ясли-сад
2000 г.
Тема: ''Литературная викторина''.
Программное содержание:
Закрепить знания детей о содержании тех художественных произведений,
которые были ранее прочитаны; готовить детей к обучению пересказу,
драматизации. Развивать интонационную выразительность речи, память,
внимание, способность слушать другого, а также фантазию и воображение.
Закрепить знания о геометрических формах, понятия: '' много''
предметов ''один''.
Предварительная работа:
Прослушивание сказки '' Три медведя'' по грамзаписи и ''Машенька и
медведь''. Чтение сказок ''Кот, петух и лиса'', ''Заюшкина избушка'',
''Снегурушка''.
Рассматривание иллюстраций к этим сказкам.
Ход занятия:
- Ребята, давайте пойдем с вами в сказочную, волшебную страну. Вы слышите
эти звуки, – сказка ждет вас. Но войти в волшебную страну может только тот,
кто умеет ходить легко и мягко, не нарушая покоя в сказочной стране.
Поэтому мы сейчас тихонько, не разговаривая друг с другом, мягко и
осторожно ступая, войдем в сказочную страну. Пошли! Посмотрите, мы идем по
каменистой дорожке. Все камушки разноцветные. Но какой они формы?
Дети – круглые.
Идем дальше, а сейчас мы попали на разноцветный сказочный луг. Он из разных
цветных фигур. Даша, поляна на которой ты стоишь, похожа на какую фигуру?
Как она называется?
Даша – квадрат.
- Какого цвета? – зеленого.
- А ты, Лера? – Я на треугольной, она синяя .
Послушайте, звучит музыка, мы, кажется, попали в сказку, а впереди у
нас лес. (Звучит отрывок по грамзаписи из сказки '' Машенька и медведь''.)
Воспитатель спрашивает детей, - Из какой сказки вы слышали эти слова?.
Дети – Машенька и медведь.
– Вы правильно назвали сказку, и мы можем дальше пройти по сказочной
стране. Дети идут и садятся на стульчики. Воспитатель предлагает детям
закрыть глаза и послушать звуки музыки: ''Журчание ручья'', ''Пение птиц''.
Дети открывают глаза и говорят, что они слышали в этой музыке. – Пели
птицы, текла вода. Затем дети с закрытыми глазами слушают тишину леса.
В это время входит бабушка - загадушка.
– Здравствуйте, ребята! (Дети открывают глаза и здороваются.)
– Я бабушка-загадушка. Посмотрите, ребята, у меня есть волшебная
корзина. А в ней чего только нет! Ребята, а вы знаете сказки?
Дети – Да.
– Сейчас я проверю. Достает из корзинки картинку, на которой изображен кот
с гуслями. Просит детей припомнить название сказки, в которой кот играл на
гуслях и пел такую песенку:
Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки,
Дома ли лиса?
Выходи, лиса!
Дети называют сказку ''Кот, петух и лиса''. Помогают воспитателю ''спеть''
песню кота.
Далее воспитатель показывает иллюстрацию и напоминает слова из сказки
''Снегурушка'':
Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка.
У дедушки, у бабушки
Была внучка Снегурушка
Подружки в лес заманили,
Заманили–покинули!
- Из какой сказки эти слова?
Дети – ''Снегурушка''.
- Почему Снегурушка не пошла с медведем или с волком?
Дети – Потому что она их боялась.
Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке ''Три медведя'', обращает
внимание детей на то, что в домике некоторых предметов много, например,
стульев, а некоторых мало, по одному. Спрашивает, из какой сказки эта
картинка?
Дети –''Три медведя''.
- Как рычал Михайло Иванович?
- Э–э-э. ( Низким голосом)
- А Настасья Петровна?
Дети (чуть тише)–Кто ложился в мою постель и смял ее?
- Каким голосом говорил мишутка?
Дети - Тоненьким. Э–э-э. Кто ложился в мою постель и смял ее? Вот она!
Держи, держи! Машенька проснулась и убежала.
- Правильно! Молодцы, ребята!
Затем бабушка-загадушка достает из корзины шапочку зайца, лисички и
петушка. Одевает шапочки детям и спрашивает, из какой сказки эти герои
пришли?
Дети – Из сказки ''Лиса, заяц и петух''
Зайчик садиться на пенек и плачет. Идет петушок, несет косу.
- Ку-ка-реку! Заинька, о чем ты плачешь?
- Как же мне Петенька не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы
ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась у меня
погреться, да меня из избушки выгнала.
Петушок:
- не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
Пошел петушок с зайчиком к избушке.
- Ку-ка-реку! Иду на ногах, несу косу на плечах, хочу лису посечи!
Услышала лиса, испугалась и говорит:
- одеваюсь.
Петушок еще громче закричал:
- ку-ка-реку! Иду на ногах, несу косу на плечах, хочу лису посечи! Пошла
лиса с печи.
А лиса говорит:
- шубу надеваю.
Петушок в третий раз закричал. Испугалась лиса, соскочила с печи - да
бежать. А заюшка с петушком стали жить да поживать. Вышли петушок с зайкой,
весело потанцевали.
( Все дети похлопали героям сказки.)
Бабушка – загадушка
- молодцы, ребята! Вы знаете много сказок, и инсценировать умеете.
Посмотрите, ребята, что же еще лежит в волшебной корзинке? Пряники! Это для
вас, ребята. Угощайтесь на здоровье. Ребята, а вам понравилось в волшебной
стране сказок?
Дети – да.
- А еще хотите побывать? Сейчас вам пора возвращаться в детский сад. До
свиданья.