Выполнил: Пахомова Любовь Вениаминовна
учитель начальных классов МОУ "СОШ №1 г. Лысково
Аналитико-прогностическое обоснование проекта
Характеристика исходной ситуации, определившей необходимость проекта
В процессе осуществления школьной реформы стало очевидным, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников.
Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Почему они с трудом понимают и запоминают условие математической задачи, грамматическое правило; затрудняются выделить главное в учебном тексте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?
Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования навыка беглого, сознательного и выразительного чтения.
Мной ведётся обучение во 2 классе, по специальной (коррекционной) программе VII вида. Дети с задержкой психического развития (ЗПР). Класс был сформирован в 2009 году. Все дети направлены психолого-медико-педагогической комиссией. 7 человек из 11 не усвоили знания и умения в объёме требований программы 1 класса и переведены в связи с этим во 2 класс КРС (Коррекционно-развивающего сопровождения).
Актуальность совершенствования навыка чтения учащихся ЗПР состоит в следующем:
чтение – один из основных способов приобретения информации и овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем учебным предметам;
как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для формирования ключевых компетенций у школьников;
преждевременное использование работы с текстом при не сложившемся навыке чтения и раннее переключение навыка чтения с предмета на средство обучения тормозят нормальное развитие чтения как читательской деятельности;
одним из вариантов повышения качества обучения чтению в начальной школе является целенаправленное управление формированием навыка чтения.
В программе по чтению для начальной школы системы КРС (авторы Р.Д. Тригер, Н.А, Цыпина) сказано:
"Одна из основных задач уроков чтения – формирование прочных навыков беглого, осознанного, правильного, выразительного чтения.
К концу 1 класса обучающиеся должны овладеть правильным плавным слоговым чтением с элементами чтения целыми словами. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста 20 – 25 слов в минуту. (30 – 40 слов/мин. "Школа России").
Требование к уровню сформированности навыка чтения к концу 2 класса: сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Темп чтения незнакомого текста 30 – 40 слов в минуту", (не ниже 50 слов/мин. "Школа России").
Свою работу по повышению уровня сформированности навыка чтения я начала с диагностики:
психологического портрета класса;
определения среднего уровня скорости чтения;
определения качества чтения;
определения читательского кругозора детей.
Инструментарий диагностики, который мы использовали, включал в себя следующие методики:
методика Айзенка (изучение индивидуально-психологических черт личности);
самооценка тревожности (Гамезо М.В. и др. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития)
наблюдения за учащимися;
замеры (для определения скорости и качества чтения);
анкета (для определения читательского кругозора).
Психологический портрет моего класса оказался таким:
В классе преобладают флегматики и меланхолики.
В большинстве – это учащиеся с высоким уровнем тревожности. Они медлительны, не решительны, пассивны, ориентированы на вознаграждение.
Так как большинство класса составляют флегматики и меланхолики, скорость чтения в этом классе в среднем невелика (23 сл./мин)
Таблица 2. Выполнение программных требований по чтению во 2 классе (обучение по специальной (коррекционной) программе VII вида). Сентябрь 2009-2010 учебного года.
К началу учебного года учащиеся овладели: | Количество учащихся |
Сознательным чтением | 3 чел. (27 %) |
Навыком правильного1 слогового чтения |
-- (0 % ) |
С элементами чтения целыми словами | 2 чел. (18 %) |
Темпом чтения, соответствующим программным требованиям | 9 чел. (82 %) |
В том числе: - выше нормы - в пределах нормы - ниже нормы |
5 чел. (45 %) 4 чел. (37 %) 2 чел. (18 %) |
Обнаружены следующие недостатки качества чтения:
общее недоразвитие речи, с частности нечёткое произношение звуков (91 % учащихся);
побуквенное чтение (9 % учащихся), слоговое чтение (91 % учащихся);
прочитывание слов с ошибками:
не дочитывают окончания слов (читают "как" вместо "какая"),
правильно прочитывают начало слов, а конец читается с искажением (например, "выше" вместо "вышла"),
пропуск букв,
перестановка слов;
узкий читательский кругозор у учащихся всего класса (опрос детей о прочитанных летом книгах показал, что в каникулы большинство детей вообще ничего не читали (54 %), если кто-то и читал, то запомнил только заглавие 1 – 2 книг, и на вопрос, что из прочитанного понравилось, дети отвечали одинаково: "Не помню").
Результаты диагностики показали недостаточный уровень навыка чтения.
2) Таким образом, выявлена проблема: недостаточная сформированность навыка чтения учащихся.
Причины:
Психологические | Педагогические | Психофизиологические |
низкий уровень синтеза звукобуквенных элементов (побуквенное (Рассветов Н.) и слоговое чтение у остальных детей); недостаточность зрительного анализа букв в слове, слов (синкретичность восприятия) (не дочитывают окончания слов, правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искажениями); неустойчивость произвольного внимания (прочитывание слов с ошибками, потеря строки при чтении); малый объём восприятия (низкая скорость чтения) низкий уровень развития процессов мышления (непонимание читаемого) |
недостаточное знание букв алфавита; затруднения в артикуляции; высокая автоматизация навыка чтения, торопливость при чтении; общее недоразвитие речи, маленький словарный запас; слабая познавательная активность |
индивидуальные особенности темперамента (холерический - 18 % (излишняя торопливость), флегматический - 36 % (медлительные дети), меланхолический – 27 % (быстрая утомляемость); сниженная работоспособность; слабость самоконтроля. |
3) Характеристика имеющихся возможностей для реализации проекта и конкурентных преимуществ участников проектирования.
Характеристика имеющихся возможностей для реализации проекта:
специальных класс для детей с ЗПР
специальная (коррекционная) программа VII вида под ред. С.Г. Шевченко, утверждённая Министерством образования;
работает ГПД, трёхразовое питание, прогулка после уроков;
наполняемость класса – 11 человек;
расписание уроков составлено с учётом повышенной утомляемости детей;
учителю оказывают методическую помощь методисты РУО, городского методического объединения, директор школы, завуч, учителя;
учитель прошла курсы "Преподавание в специальных (коррекционных) классах" в 2009 году при ГОУ ДПО НИРО;
компенсирующие – развивающую работу с детьми ведут логопед, психолог (по 1 часу в неделю). Дети посещают кружки, спортивные секции.
Характеристика конкурентных преимуществ участников проектирования.
учащиеся с ЗПР проявляют большую заинтересованность в получении хороших отметок. Они бывают очень довольны, если им удаётся самостоятельно выполнить задание, найти ошибку;
большинство детей указанной категории проявляют исполнительность и аккуратность при выполнении разнообразных работ (если не требуется значительное и длительное напряжение, если работы не однообразны);
в определённые моменты появляется осторожность при ответах на вопросы и желание получить подтверждение правильности своих действий или их одобрение;
дети с ЗПР любят экскурсии, участие в концертах, конкурсах;
некоторые дети заучивают тексты и стихотворения довольно быстро и легко.
Вывод:
младшие школьники с ЗПР продвигаются в овладении навыком чтения, но, испытывая значительные трудности в его освоении, нуждаются в целенаправленной и продуманной помощи учителя;
необходимо разработать и использовать систему коррекционной работы по овладению навыком чтения.
II. Концепция проекта.
1. Понятийно-категориальное пространство проектной деятельности
Термин "чтение" употребляется в разных значениях: в узком смысле – это формирование навыка чтения, овладение техникой чтения; в широком – техника чтения и плюс понимание прочитанного ("Методика обучения чтению").
Навык – автоматизированное действие, вырабатывающиеся в результате длительных организованных упражнений ("Словарь-справочник по методике русского языка").
Выделяют три этапа процесса формирования навыка чтения (Егоров Т.Г.)
Аналитический (приходится на период обучения грамоте и характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам).
Синтетический этап (характерно чтение целыми словами. На синтетическое чтение дети переходят в 3 – 4 классах. При этом зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения.).
Этап автоматизиции (на первом плане осознание текста: фактов, композиции, идеи, изобразительных средств).
Выделяют четыре стороны навыка чтения (М.И. Оморокова, В.Г. Горецкий, Н.А. Щербакова):
Правильность | Сознательность | Беглость | Выразительность |
(чтение без искажений) | (дети понимают фактическое содержание текста, его идею, роль художественных средств. Основывается на том, что дети овладели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений, протекает быстро) | (характеризуется определённым количеством слов, произносимым в минуту. От беглости зависят другие качества чтения.) | (формируется в процессе анализа произведения) |
2. Целостно-смысловая платформа проектных действий
Результаты диагностики уровня навыка чтения и читательского кругозора дали мне возможность проектировать эффективную для данного класса систему коррекционной работы по овладению навыком чтения.
Анализ методической литературы позволил выявить следующие системы упражнений по формированию навыка чтения:
Систему обучения оптимальному чтению Зайцева В.Н;
Систему коррекционной работы на уроках
Чтение Цыпиной Н.А.
Система обучения оптимальному чтению В.Н. Зайцева. Отсюда я использовала следующие резервы обучения чтению:
"Жужжащее" чтение. Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью в течение нескольких минут.
Ежеурочные пятиминутки чтения.
Чтение перед сном. Родители контролируют. Ведём "Дневники читателя".
Система коррекционно-тренировочных упражнений Н.А. Цыпиной (для учащихся с ЗПР. Упражнения подбираются учителем дополнительно к материалу, имеющемуся в учебниках. Они носят предупреждающий характер и включают слова тех слоговых структур, которые представляют для детей наибольшую трудность. Упражнения имеют коррекционную направленность.
Требование дозированного чтения (посильные задания. В противном случае учащиеся со слабо сформированным навыком чтения при получении большого или трудного, непосильного задания вовсе отккзываются от работы, совсем перестают читать).
Звукобуквенный анализ слов, в которых возможны ошибки. Работа с разрезной азбукой, со слоговой таблицей.
Чтение слов со стечением согласных с постепенным наращиванием в виде столбиков слогов и слов.
ру | ра |
дру | гра |
друг | град |
вдруг | награда |
Упражнение по расширению поля зрения читающего.
Детям предлагают прочитать записанные на доске слова, а затем короткое предложение в определённую единицу времени. После этого учитель закрывает написанное на доске и выясняет у детей кто, сколько успел прочитать. Постепенно предложения удлиняются.
Чтение слов, расположенных на двух строчках со знаком переноса. Работаем перед чтением всего текста.
Чтение многосложных и малоупотребительных слов (по слогам, с ударение, целым словом орфографически, орфоэпически, вразнобой перед чтением текста).
Плюс к вышеназванным системам упражнений использовались и другие упражнения.
- для развития чёткости произношения провожу "Речевую разминку" перед чтением на каждом уроке.
Упражнения по отработке гласных и согласных:
- артикуляция основных гласных: и э а о у ы
- "наращивание" согласных
|
и | |
э |
||
р |
б |
о |
у | ||
ы |
Чистоговорки и скороговорки.
- для упрочнения звукобуквенных связей:
Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:
-дух | бал- | ||
воз- | -раст | бул- | -ка |
-чик | бан- |
Игра "Помоги Незнайке! ". "Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово! "
бо ра чий -рабочий.
"Буква потерялась". Найди её ДУ- …
Какие слова можно составить из букв данного слова?
Ствол (вол, стол, и др.)
- для автоматизации слогослияния и вообще развития многих психических процессов. Тренировка зрительного восприятия.
Работа со слоговой таблицей (Зайцев Н.А.) и кубиками Зайцева.
Попевки по слоговой таблице
Озвучиваем выбранный кубик (пропеваем)
бу | бо | ба | бэ | бы | б |
бю | бё | бя | бе | би | бь |
Составляем слова из кубиков (имена и др.). игра "Готовим обед".
Прописываем слова указкой по таблице (можно по одному, вдвоём)
- игра "Что вы хотите покушать", "Варим борщ";
- игра "Что у тебя мама вкусно готовит";
- пишем ФИО, адрес, имена, отчества родителей; - игра "Юный повар".
- т. дом. животных, т. диких и т.д. Слова предлагают сами дети. Кто предложил – того указка.
Игра по таблице "Кто быстрее найдёт и прочитает ми. Две команды. Даём жетон.
Игра с кубиками "Живое слово". Кубики распределяем » на 5 частей произвол. Детей делим » на 5 групп произвольно.
Пишем слово.
За, иди сюда. Выбегает ученик с нужным кубиком.
Чи, иди сюда и т.д.
- читаем. Что получилось? Написав 4 – 5 слов, делаем переход как в волейболе.
Игра "Зоопарк".
Игра "Кто быстрее напишет слово? "
Учитель: "щит" – "меч"
Выходят по 2 человека от команды. Каждый получает по 2 кубика. Кто первый – очко.
То же, но кубики дети выбирают из общей массы. Пишем слова из двух, трёх и т.д. кубиков
"Какое слово я задумала? ". есть птица, из этих кубиков – её название
ру – ро – ра - …, ву – во – ва - ..., ну – но – на - …. Кто отгадал - составляет слово.
Логопедическая работа с заданными кубиками. Если ребёнок путает ш – с, ж – з, зь – сь. Работаем так:
- пишем слова с "ш"
- пишем слова с "с"
- пишем чередуя через раз с "ш", с "с".
Загадки читаем. "Пишем" отгадки.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения:
Развитие внимания к окончанию слова.
Вода, водный; белый, бельё; красно – красный – красивый.
Развитие внимания к корню слова
Чистота – частота
Девушка – дедушка
Булка – белка
Чтение многосложных и малоупотребительных слов.
Чтобы помочь детям прочитать слово безошибочно, оно делится на более лёгкие структуры: вместо нег о сначала предлагаются слова с тем же корнем:
Зелёный – зеленел – зазеленела
Бодрый – ободрился – приободрился
Сельское хозяйство – хозяйственный - сельскохозяйственной
Установочное чтение.
Приём взаимопроверки. Ученик читает по 1 – 2 строчки своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки, затем роли меняются. У детей воспитывается внимание к тексту.
Восприятие слов за определённое время. Детям предлагаю слова на карточках на определённое время они воссоздают их по памяти. Максимально записать в тетрадь. Проводим до чтения текста.
Чтение слов, начинающихся с одной приставки, но имеющих разные корни и наоборот: спел, съехал, сделал, считал, списал;
спел, запел, пропел, допел, напел.
Чтение слов, начинающихся с одного и того же стечения согласных:
прямо | правда |
пряди | правило |
пряник | прадед |
пряха | праведник |
пряжа | праздник |
Упражнение, развивающие оперативное поле зрения и память.
Схема – на листе формата А4. Учащиеся смотрит на точку в центре, и читают слоги.
С А
С О
С У
С Ы
С И
"Пирамида". Фиксируем взгляд на буквах центральной линии, распознаём одновременно и буквы, расположенные в расходящихся рядах.
Х П О
М Я Ч
С М И
Т А Б
Ф Ы В
А П Р
Игра "Весёлый фотограф". Работа со складовыми картинками (Зайцев Н.А.). учитель быстро показывает слово на карточке. Дети "фотографируют и называют. Кто правильно – того картинка. Команда - "Выходи! ". ударный склад – чёрный.
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух.
Упражнение "Угадай". Для развития смысловой догадки (антиципационного восприятия текста).
Варианты:
а) Карточки с предложениями | б) С текстами |
а) Мы с папой сегод … (-ня) пош … (-ли) в ки… (-но). | б) Око… нашей дерев… есть небольш… лесок. Летом ребя… собирают там яго…. За грибами мы ход… в боль… лес за рек… . Там живёт лес…. Хоро… отдохнуть в его лесн… домике. |
Проверка – после чтения.
Упражнение "Буксир". Учитель читает вслух, дети – про себя. Проверка внимания: 1) внезапная остановка, дети должны указать последнее слово;
Чтение с ошибкой. Учитель заменяет какое-то слово близким по значению и грамматической форме. Дети поднимают руки и исправляют.
Антиципация частей поговорок.
Сделал дело - … гуляй смело.
Тише едешь - … дальше будешь.
Дал слово - … держи.
Антиципация частей предложений.
Он сам во всём … - виновен.
Дверь была … - открыта, закрыта.
Солнце уже … - взошло, зашло.
Весь день шёл … - дождь, снег.
Антиципация частей диалога.
- Одолжи мне тонкую тетрадь. (Возьми, пожалуйста.)
- Спасибо, я тебе отдам. (А где ты её купил?)
- На углу напротив школы.
Антиципация связного текста, в котором пропущены слова.
Упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи. (Для выработки у детей навыка использования различных частей речи. Лексический материал подбираю к изучаемому произведению).
Измени слова по образцу:
Кленовые листья – листья клёна
Городские улицы - …
Сосновый запах - …
Сделан из камня – каменный
Сделан из бумаги - …
Сделан из соломы - …
Разговор по телефону – телефонный разговор
Плата за квартиру - …
Сок берёзы - …
Полотенце для кухни - …
Ранить – раненый солдат
Услышать - …
Раскрыть - …
Крик журавлей – журавли кричат
Стук дятлов - …
Писк мышат - …
Они кричат – я кричу
Они молчат - …
Они стучат - …
Надо чистить – я чищу
Надо искать - …
Надо читать - …
Закончите слова в стихотворении:
Нарядился бык утёнк…,
Медвежонок жеребёнк…,
И т.д.
Кто больше подберёт слов – предметов к словам – признакам:
Целебная …,
Серьёзная …
Чтение в парах сменного состава по карточкам.
Чтение за диктором.
Чтение парами, цепочкой, по рядам и тп.
Эхо – чтение
Упражнение игра в прятки
3). Цель и задачи проекта.
Цель проекта:
Повышение уровня сформированности навыка чтения в соответствие с уровнем, заданным Программой.
Задачи проекта:
Повысит скорость и одновременно качество чтения;
Развивать речь учащихся;
Расширить, углубить, упорядочить читательский кругозор детей.
4). Модельное описание проектного продукта как образа "потребного будущего".
Модель комплексного подхода к совершенствованию навыка чтения у детей с ЗПР.
План реализации поставленной цели:
Определение объекта и предмета проектирования. (Объект – процесс обучения чтению в классе для детей ЗПР. Предмет проектирования – совершенствование навыка чтения младших школьников с ЗПР различного генеза)
Постановка цели и задач проектирования. (Цель – выявление условий, влияющих на эффективное использование приёмов по совершенствованию навыка чтения детей с ЗПР, разработка системы упражнений по совершенствованию навыка чтения детей данной категории.)
Задачи:
Изучить литературу по совершенствованию навыка чтения.
Проанализировать особенности чтения детей с ЗПР различного генеза.
Разработать систему упражнений, направленных на совершенствование навыка чтения у младших школьников.
Экспериментально апробировать систему упражнений по совершенствованию навыка чтения.
Провести сравнительный анализ по выявлению уровня овладения навыком чтения учащимися.
3. Выбор методов проектирования.
а) изучение литературы;
б) анализ программ;
в) проведение проверки техники чтения, анализ и сравнение полученных результатов;
г) проектирование условий эффективного формирования навыка чтения;
д) обобщение результатов.
4. Моделирование процесса совершенствования навыка чтения.
5. Разработка комплексной системы упражнений по совершенствованию навыка чтения и программы проектирования.
6. Прогнозирование ожидаемых результатов.
III. Стратегия и тактика проектных действий (этапы проектирования и проектные мероприятия)
Срок реализации проекта: один год.
1 этап: информационно-аналитический | ||
Сроки | Мероприятие | Ответственные |
Июнь – август | Теоретическое исследование проблемы совершенствования навыка чтения. | Учитель |
Сентябрь | Выявление трудностей в овладении навыком чтения учащимися с ЗПР (диагностики, замеры, анкетирование) | Учитель, психолог, логопед. |
2 этап: проектировочный | ||
Сентябрь |
Разработка системы упражнений, направленных на совершенствование навыка чтения у младших школьников с ЗПР. |
Учитель |
сентябрь |
Планирование внеурочной работы с детской книгой (литературные викторины и др.), в том числе работа с районной детской библиотекой. |
Учитель, ЦДБ |
сентябрь | Планирование разъяснительной работы с родителями, которым даются рекомендации, как они могут помогать детям в совершенствовании навыка чтения. | Учитель |
3 этап: внедренческий | ||
В течение года | Апробация системы упражнений по совершенствованию навыка чтения. |
Учитель |
В течение года | Внеурочная работа с детской книгой. | Учитель, вожатая, ЦДБ. |
В течение года | Организация книжных выставок. | Учитель |
В течение года | Разъяснительная работа с родителями. | Учитель |
4 этап: аналитико-диагностический | ||
В течение года | Входная и выходная, промежуточные диагностики уровня сформированности навыка чтения (на начало года, по итогам 2, 3 четвертей, конец года). | Учитель |
Январь | Защита педагогического проекта с компьютерной презентацией. | Учитель |
Май | Анализ и обобщение полученных данных в ходе проектирования | Учитель |
IV. Ожидаемые результаты и способы их оценки
- для учащихся;
- для профессионального педагогического сообщества;
- для ближайшего социального окружения и т.п.
Ожидаемые результаты | Диагностический инструментарий |
- для учащихся: | |
Повышение качества навыка чтения у учащихся |
Проверка техники чтения по следующим параметрам: - сознательность, -правильность, -беглость, -выразительность. |
Расширение читательского кругозора у детей | Опрос о читаемых книгах, наблюдения за детьми. |
- для профессионального педагогического сообщества: | |
Создание комплексной эффективной системы упражнений по совершенствованию техники чтения у младших школьников с ЗПР, способствующей предупреждению и коррекции трудностей, может успешно применяться в классах КРС и учителями, занимающимися с детьми с отклонениями в развитии. | Анкеты для ознакомившихся с системой упражнений педагогов. |
- для ближайшего социального окружения | |
Понижение уровня тревожности у детей. Повышение активности, решительности. Направленность не на себя …. Т.к. повышение успешности обучения по всем предметам. |
Методика Айзенка (изучение индивидуально-психологических черт личности). Изучение самооценки тревожности. Наблюдения за учащимися, отзывы родителей. |
Таблица 2. Диагностика уровня навыка чтения к началу учебного года и по итогам II четверти во 2 классе (сентябрь, декабрь, 2009 - 2010 учебный год).
Учащиеся овладели: | Количество учащихся | |
Сентябрь | Декабрь | |
Сознательным чтением | 3 чел. (27 %) | 6 чел. (54 %) |
Навыком правильного слогового чтения | -- (0%) | 3 чел (27 %) |
с элементами чтения целыми словами | 2 чел. (18 %) | 6 чел. (54 %) |
Темпом чтения, соответствующим программным требованиям | 9 чел. (82 %) | 10 чел. (90 %) |
В том числе: - выше нормы - в пределах нормы - ниже нормы |
5 чел.(45 %) 4 чел. (37 %) 2 чел. (18 %) |
7 чел. (63 %) 3 чел. (27 %) 1 чел. (9 %) |
Средняя скорость выросла с 23 слов в минуту до 34 слов в минуту.
V. Ресурсная база проекта:
Кадровые ресурсы;
Информационные ресурсы;
Материально-технические ресурсы;
Программно-методические ресурсы;
Взаимодействие с методистами РУО, завучем школы, городским и школьным методическими объединениями, психологом, логопедом;
Помощь родителей, учащихся;
Использование услуг и сервисов сети Интернет;
Использование дидактического материала по совершенствованию навыка чтения, программ, методической литературы.
VI. Возможные риски проекта и способы их преодоления
Сниженная учебная мотивация детей с ЗПР, слабый интерес к чтению. | Поощрение учащихся за любой видимый успех, создание ситуаций для проявления детьми успехов, когда ребёнок прилагает доступные ему усилия. |
Бедность познавательных интересов у школьников с ЗПР. | Учёт общих интересов детей, когда предлагаем им материал, книги для чтения. |
Отсутствие понимания со стороны родителей, цели совершенствования навыка чтения у второклассников | Разъяснительная работа с родителями, которым даются рекомендации, как они могут помогать учителю и детям. |
VII. Необходимая поддержка проекта
Для реализации проекта необходима поддержка методистов РУО, завуча школы, городского и школьного методических объединений, психолога, логопеда, помощь родителей учащихся.
Используемая литература
Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1991.
Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. – М., 1953
Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., 1991
Ионова Е.Н. Учить читать трудно, а переучивать ещё труднее // Нач. школа. – 2000. - №2.
Кубики Зайцева. Комплект для дома, группы, класса. Учебное пособие. 6-е издание. – СПб., 2007.
Локалова Н.П. как помочь слабоуспевающему школьнику, психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников. – Изд. 4-е, переработанное и дополненное – М.: "Ось-89", 2007.
Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов пед. Институтов. – М.: Просвещение, 1988
Методика обучения чтению. Учебно – методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений./ Сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
Программно – методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение / сост. С.Г. Шевченко. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.
Сеть Интернет.
Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития: Пособие для учителя – М.: изд. н/о "Компекс – центр", 1994.
Чтение. 2 класс: коррекционно – развивающие занятия / авт. – сост. Л.И. Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
1 В системе КРС правильным считается чтение:
- без ошибок или с 1 ошибкой на 15 слов в 1 классе;
- без ошибок или с одной ошибкой на 30 слов во 2 классе.