1. Введение.
В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. Господствующее положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение. Если в конце 70-х начале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение прочно вошло в быт, практически каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, серьёзно конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий: а) Цифровое телевидение. б) Телетекст. в) Компьютерные технологии. г) Спутниковое телевидение.
В связи с этим заметно возросла оперативность передачи информации и как следствие затруднена возможность контроля за чистотой эфира. Получить информацию посредством телевидения оказалось значительно легче, чем каким- либо иным способом. Например, для того, что бы прочесть газету, необходимо пойти и купить её, посмотреть фильм в кинотеатре оказалось намного сложнее, чем выбрать его для просмотра из 5-12 программ телевидения, а во многих европейских регионах количество программ уже превышает 20.
Вышесказанное доказывает, что телевидение стало наиболее доступным и простым способом получения информации.
Рассмотрим влияние телевидения на агрессию у подростков. Для этого сначала разберёмся в психологическом состоянии подростка, уточним какую категорию людей мы будем считать подростками, а так же выясним, что такое агрессия?
2. Психологическое состояние личности подростка.
Основными характеристиками отраслей возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека.
Рассмотрим психологию подростка и определим, насколько сильно подвержен влиянию человек в этом возрасте. Этот период завершает подготовку к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.
В результате психологических исследований установлено, что индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В различные периоды жизни человека соотношение между социальным и биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на психологическое развитие человека усиливается.
Разновременная последовательность биологического и социального созревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются в подростковом возрасте.
Вот что пишет Н. Ф. Добрынин: «Можно считать, что возрастные особенности выражаются, прежде всего, в анатомо-физиологических чертах, свойственных данному периоду роста и развития. Вместе с тем с возрастом изменяется отношение растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности, изменяется значимость всего этого для данной личности. Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится и действует. Человек не только входит в данные общественные отношения, но и сам составляет часть этих отношений.
Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому выраженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что, однако не уничтожает его действенной роли».
Рост самосознания - это характерная особенность личности старшего школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.
И. С. Кон подметил: «Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не только с половым созреванием, как считала биогенетическая школа в психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это происходит теперь то, прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?»
В этот период происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание.
Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего
мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее
событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний.
Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на
других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно,
расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство
или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить.
Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется
избирательность общения, потребность в уединении.
«Странное чувство сейчас преследует меня, - пишет в дневнике
восьмиклассница, - Я чувствую одиночество. Раньше я, наверное, была центром
общества, а теперь - нет. Но как ни удивительно, меня это не задевает, не
обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не
влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, я думала: зачем жить?
Но сейчас я очень хочу жить...» У этой девочки и в школе и дома всё
благополучно, и сама она социально очень активна. Чувство
одиночества, о котором она пишет, - нормальное явление, следствие рождения
внутренней жизни. А иногда подобное переживание может быть острым и
драматичным. Как раз в этих случаях может оказывать первостепенное влияние
радио и телевидение, как самый доступный источник информации и позитивной,
и негативной.
Становление личности включает в себя также становление относительно
устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе.
Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я» или «я - концепция») -
сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию
своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос «кто я такой?»
подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу
и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё
могу сделать в жизни?»
Н. Ф. Добрынин пишет: «Юноша хорошо понимает, что всякое вмешательство в жизнь возможно только в условиях общества, в условиях коллективной деятельности, отсюда потребность в общении связывается у него с жизнь коллектива. Именно коллектив даёт ему возможность проявить не только сои способности, но даёт ему и уверенность в возможности тех изменений, которые кажутся ему нужными. Дружный коллектив всё больше воспринимается им как та сила, с помощью которой можно всего добиться.
Вместе с тем коллектив требует постоянной работы над самим собой, познание самого себя, своих способностей и своих возможностей и овладение этими возможностями, овладение самим собой, своей волей, своими чувствами и стремлениями. Самопознание всё больше связывается с возможностями такого овладения самим собой. И юноша всё большее значение придаёт развитию своей воли. Он задумывается над особенностями своего характера, так как возможностей его проявления у него значительно больше, а умение оценивать собственные силы и умение понимать, как нужно развивать эти силы становится более осознанными. Он начинает понимать, как нужно формировать свой характер и развивать свои способности.
Вместе с тем он всё больше и больше начинает разбираться в
достоинствах и недостатках других людей, в особенности своих товарищей, в
тесном общении, с которыми формируется его личность, с которыми он делится
своими мнениями, желаниями, в спорах, с которыми ищет и добивается истины.
Критика и самокритика являются типичными для этого возраста. Они должны
быть направлены в нужную сторону и не переходит в мелкие распри и обиды».
Исходя из слов И. С. Кона и Н. Ф. Добрынина, можно подвести итог о психологическом состоянии личности подростка. К этому периоду у него уже достаточно определены и стойки особенности характера, способностей, темперамента. Физическое формирование уже почти закончилось, но при всём этом появляется «ценнейшее приобретение - открытие своего внутреннего мира». Происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Как уже было сказано, для управления необходима информация, которую юноша начинает искать, как в своём внутреннем, так и во внешнем, окружающим его, мире. Старший школьный возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения. У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего психологического развития и, прежде всего развитием понятийного мышления.
3. ПРИРОДА И СТРУКТУРА АГРЕССИИ.
Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает
“нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему
придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось
любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее,
значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали
понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее
природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под
следующие четыре категории. Агрессия относится к:
1. Врожденным побуждениям и задаткам;
1. Потребностям, активизируемым внешними стимулами;
2. Познавательным и эмоциональным процессам;
3. Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.
Рассмотрим наиболее известные теоретические положения.
3.1. Теория влечения (психоаналитический подход).
Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.
Эту теорию можно отобразить следующей схемой:
Разрушение
Сохранение
Танатос----------------------( Я (-----------
-------------- Эрос
|
Изменение направления энергии
/
Агрессия, направленная на других
Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию.
3.2. Экологический подход.
Новое звучание эта тема получила благодаря работам К. Лоренца, который
придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией
З. Фрейда.
Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного
инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у
других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим
источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме
спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с
течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий
является совместной функцией:
1. Количества накопленной агрессивной энергии.
1. Наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.
Это можно проиллюстрировать схемой. Представленной на рис.1.1.
Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент. Тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.
Лоренц отмечал, что кроме врожденного инстинкта борьбы все живые
существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют
сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей
своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим
началом, чем животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового
уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида.
Ослабление агрессии возможно путем различных действий. Также Лоренц
утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми
с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.
3.3. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).
Эта теория, предложенная Д. Доллардом, противопоставляется двум, выше
описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а
не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:
Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
Агрессия всегда является результатом фрустрации.
В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:
1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
2. Сила препятствия на пути достижения цели;
3. Количества последовательных фрустраций.
Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее
препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет
толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой,
то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию
большей силы.
Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на
фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не
проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего из-за угрозы
наказания. В этом случае происходит “смещение”, в результате которого
агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на
которого ассоциируется с наименьшим наказанием.
Эта теория смещения продемонстрирована на графике, представленном на
Рис.1.2.
Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок, направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий фактор.
Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии. (Оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).
3.4. Теория социального научения (бихевиоральная модель).
В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.
Эта теория была предложена Балдурой и представлена в работе в виде таблицы 1.1., объясняющей усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения.
Таблица 1.1. Теория социального научения Балдуры.
|Агрессия, приобретаемая |Биологических факторов (например,|
|посредством: |гормоны, нервная система) |
| |Научения (например, |
| |непосредственный опыт, |
| |наблюдение) |
|Агрессия провоцируется: |Воздействием шаблонов (например, |
| |возбуждение, внимание) |
| |Неприемлемым обращением |
| |(например, нападки, Фрустрация) |
| |Побудительными мотивами |
| |(например, деньги, восхищение) |
| |Инструкциями (например, приказы) |
| |Эксцентричными убеждениями |
| |(например, параноидальными |
| |убеждениями) |
|Агрессия регулируется: |Внешним поощрением и наказанием |
| |(например, материальное |
| |вознаграждение, неприятные |
| |последствия) |
| |Викарным подкреплением (например,|
| |наблюдение за тем, как поощряют |
| |или наказывают других) |
| |Механизмами само регуляции |
| |(например, гордость, вина) |
С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:
1. Способов усвоения подобных действий;
2. Факторов, провоцирующих их появление;
3. Условий, при которых они закрепляются.
Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию
первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей
агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей
может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей
обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение
человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого
поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает
вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.
Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е.
достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится
и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное
поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и
самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и
наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.
Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей
предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две
причины:
1. Согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения и может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий).
2. социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях.
В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.
Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу
агрессивности, можно сделать следующие выводы:
Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;
Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией
индивидуума в ходе борьбы за выживание;
Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально
приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного
поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение
условий, способствующих проявлению агрессии.
Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессивности, определим основные понятия.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не
проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда
или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать
подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя
следующие частные положения:
1. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
1. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
2. Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой
(Р.Бэрон, Д.Ричардсон “Агрессия”).
Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.
Агрессивность, по Р. С. Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.
“Психологический словарь” под редакцией Зинченко предлагает следующее определение: Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Проявление агрессии весьма разнообразно.
Различают два основных типа агрессивных проявлений:
Целевая агрессия
Инструментальная агрессия
Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее
спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту.
Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который
сам по себе не является агрессивным актом.
Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах: Заградова,
Осинский А. К., Левитов Н.Д.:
1. По направленности:
8. Агрессия, направленная вовне;
9. Аутоагрессия - направленная на себя.
2. По цели:
10. Интеллектуальная агрессия;
11. Враждебная агрессия.
1. По методу выражения:
12. Физическая агрессия;
13. Вербальная агрессия.
2. По степени выраженности:
14. Прямая агрессия;
15. Косвенная агрессия.
3. По наличию инициативы:
16. Инициативная агрессия;
17. Оборонительная агрессия.
Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл.
Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.
Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед, или во время агрессивного действия.
Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.
В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам.
Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со
стремлением к справедливости.
Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного
проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и
тревоги.
Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующееся
наличием стимулированной потребности не нашедшей своего удовлетворения
(“Психологический словарь” под редакцией Давыдова). Это состояние
сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением,
отчаянием.
Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически
целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации.
С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение,
противоречащее позитивной сущности людей.
Так какой акт поведения можно считать агрессивным?
Румянцева Т.Р. считает, что сегодня на первый план выдвигается нормативный
подход. Согласно этой точке зрения, в определении поведения как
агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы. Нормы
формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных
действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка.
Отсюда, поведение будем назвать агрессивным при наличии двух обязательных
условий:
1. Когда имеют место губительные для жертвы последствия;
2. Когда нарушены нормы поведения.
Важную роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и
воспитание. Р. Кратчфилд и Н. Левинсон признают, что над агрессивными
проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации.
Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных
агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной
цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свои
агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.
Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.
4. Культ скандалов в средствах массовой информации.
СКАНДАЛ, - а, м . 1. Случай, происшествие, позорящее его участников. Политический словарь.
2. Происшествие, ссора, нарушающая порядок...
С. И. Ожегов. Словарь русского языка
Каждый день средства массовой информации пересказывают нам действия известных людей, которые скандализируют общество. Вспомним, как все российские СМИ, наперебой пересказывали скандал, учиненный колоритнейшим представителем российской политической субкультуры Владимиром Жириновским.
Его не пускали к Могиле Неизвестного солдата, где возлагал венки
Президент, после чего Владимир Вольфович вступил в стычку с журналистами
канала “2х2” , снимавшими препирательства с охраной, и силой затолкал
корреспондентку в свой “Мерседес”.
Это достаточно характерный пример того, что скандалы стали
неотъемлемой частью не только жизни искусства - богема всегда считала своим
общественным долгом эпатировать “обывателя” различными выходками - но и
политической жизни. Нельзя сказать, что в нашей стране скандалы происходят
столь часто вследствие того, что много лет господствующая идеология
старалась поддерживать иллюзию спокойной и мирной жизни, и теперь люди
почувствовав свободу, но, не умея с ней обращаться, направляют свою энергию
“не в мирных целях”. Нет. В развитых странах с давними демократическими
традициями скандалы оказывают столь же большое влияние на общественное
сознание.
Скандалисты стали героями современной культуры. Вспомним, например,
Мадонну, ни одно выступление которой не обходится без скандала.
Кристально честные герои остались где-то далеко в предвоенных и
послевоенных фильмах, в произведениях советских писателей. Сегодня, даже
если герой и честен, то оказывается, например, наркоманом, если даже он
рассуждает о Боге и чуде, то оказывается наемным убийцей (как в знаменитом
“Криминальном чтиве” Квентина Тарантино).
Показателен один американский фильм 1991 года, “С меня хватит”. Майкл
Дуглас играет в нем среднего американца, одного из “неудачников большого
города”, он разведен с женой и хочет навестить своего ребенка. Он
оказывается настолько нервирован своими проблемами, что начинает крушить
все на своем пути.
Когда он по дороге зашел пообедать, ему слишком долго не подавали гамбургер. И вот он вытаскивает пистолет и стреляет в воздух. Посетители и персонал, думая, что совершается ограбление, бросаются на пол. А он, в свою очередь начинает успокаивать их, говоря, что просто хотел получить свой гамбургер. Он забирает пакет из дрожащих рук продавщицы и спокойно уходит.
Специально в качестве героя фильма выбран абсолютно обычный человек, не какой-нибудь экстремист - в споре с фашиствующим владельцем оружейного магазина происходит драка, и герой убивает его.
Скандал - для героя фильма это попытка очиститься от “безумия 90-х”.
В другом фильме, “Прирожденных убийцах” режиссера Оливера Стоуна
(кстати, сам фильм обрел скандальную славу и попал в ограничительные списки
в разных странах за откровенность сцен насилия) тема скандалиста, человека,
бросающего вызов обществу и становящегося кумиром для многих тысяч
поклонников, раскрыта образно и глубоко.
Микки и Мэлори - парочка, путешествующая по Америке и совершающая
жестокие и бессмысленные убийства. Они всегда оставляют одного свидетеля в
живых для того, чтобы он рассказал всем о них. Они становятся
сверхзнаменитыми, у них появляются поклонники, их фото на обложках
журналов и передовицах газет, выпускаются майки с их портретами... Они
герои, они нашли “свою нишу” в современной культуре. У них берут интервью.
Возникает ощущение, что они ничем не отличаются от звезд шоу-бизнеса.
Массовые убийства также возбуждают интерес, как откровенные фотографии
Мадонны.
О том, что героями “чувственной культуры” становятся авантюристы, мошенники, воры, то есть те, кто идет поперек принятым нормам, “плохие ребята” согласно американской идиоме, следовательно, и скандалисты, писал еще Питирим Сорокин. В самом деле, в культуре, где центром является божественная личность, а не человек, невозможно представить себе личностей, преднамеренно эпатирующих общество.
CRN (Coefficient of Recognizing of Name - Коэффициент Узнаваемости
Имени) - важное понятие, в том числе и в современной культуре. Светская
хроника, сплетни, скандалы - неотъемлемые составляющие бульварной прессы.
Скандал привлекает к личности влияние множества читателей, слушателей,
зрителей. Следовательно, CRN повышается. Лицо, манера одеваться манера
вести себя тиражируются и, следовательно, приносят прибыль. Многие
процветающие сегодня модельеры на Западе сделали себе имя во времена
экстремизма и скандальной агрессии.
В наши дни телевидение становится всё более коммерческим. Это заставляет телепродьюссеров уделять огромное внимание телевизионной рекламе. Рекламу показывают достаточно часто, прерывая передачу на наиболее интересном месте. Порой это вызывает настоящую агрессию, особенно у подростков, так как им в меньшей степени необходима реклама. В связи с низкой платёжеспособностью. Важен и тот фактор, что очень часто повторяются одинаковые ролики. Понятно, что это скорее раздражает, чем привлекает покупателя.
Все средства телевидения направлены на пропаганду культа силы, материального богатства и внезапного успеха.
5. Заключение.
Рассмотрев проблемы психологии подростка, мы приходим к выводу, что в этом возрасте юноши и девушки наиболее подвержены влиянию внешних источников. Более того, в подростковом возрасте появляется потребность в уединении и переоценке своего «Я». Телевидение, со всеми своими неограниченными возможностями и оперативностью является надёжным и легкодоступным источником получения информации. Практически полный переход телевидения на коммерческую основу не привёл к желаемым результатам, делать юношеские, образовательные программы стало невыгодно. Не выделяются средства государственной поддержки на создание качественного Российского кино. В связи с этим телевизионные канала закупают за рубежом телефильмы и телевизионные сериалы очень низкого качества.
Порой на телеэкраны попадает информация, просто не допустимая для
широкой огласки. В наши дни программы новостей стали, практически:
«Пособием молодого подрывника». С телеэкранов звучат названия взрывчатых
веществ, способы их изготовления и наиболее грамотного применения.
Откровенно рекламируется безнаказанность насилия и произвола.
Ежедневно сообщается о заказных убийствах и очень редко говорится об их
раскрываемости и задержании преступников.
Даже в детских игровых, развлекательных программах пропагандируется внезапное материальное обогащение. Почему-то всё меньше и меньше вспоминают о духовности. Например, в такой замечательной программе, как «Что? Где? Когда?» раньше, в качестве вознаграждения, давали хорошие книги, теперь это интеллектуальное казино, с мощнейшим культом денег.
Всё вышесказанное не доказывает того, что на телевидении в наше время нет хороших, добрых, жизнеутверждающих, познавательных программ, но необходимо признать, что поток программ вызывающих агрессию значительно больше.
Как уберечь подростка от отрицательного влияния телевидения?
Это достаточно сложная, но решаемая задача. Во-первых, каждый человек в силах сам разобраться, какие программы следует смотреть, а какие нет, даже в подростковом возрасте. Во-вторых, необходимо занять юношу каким- либо увлечением, что бы как можно меньше оставалось свободного времени. В- третьих, необходимо посоветовать, дать свою оценку той или иной программы, выразить своё мнение, вступить в дискуссию.
Ни в коем случае нельзя запретить смотреть какую-либо программу, это непременно вызовет обратный эффект. Либо должны быть серьёзные обоснования решения о запрете.
Будем очень надеяться, что в ближайшем будущем, положение на телевидении и в других СМИ, кардинально изменится. Будет оказываться значительная государственная поддержка образовательным и воспитательным программам и телевизионным каналам. Будет пропагандироваться добро, любовь и духовность.
Список литературы:
1. «Возрастная психология и педагогика», под редакцией М. В. Гомезо, М. В. Матюхиной, Т.С.
Михальчик, Москва, «Просвещение», 1984
2. Особенности оценки старшеклассниками моральных и волевых качеств своих сверстников. В. Ф. Сафин, в книге «Психологические проблемы юности», Москва, 1961
3. «Практикум по возрастной и педагогической психологии», под редакцией проф. А. И. Щербакова, Москва, «Просвещение», 1982
4. «Психология юношеского возраста»,
И. С. Кон, Москва, 1975
5. «Возрастная и педагогическая психология», под редакцией А. В. Петровского.
6. Питирим Сорокин. Избранные работы
7. Мошенники и авантюристы (В серии “Энциклопедия тайн и сенсаций)
8. М. Лотман. Русский дендизм (в книге “Беседы о русской культуре”)
9. М. Шепель. Секреты личного обаяния.