Агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения. Данное определение позволяет уточнить ряд параметров, характеризующих агрессию как поведенческое проявление: это всегда целенаправленное, умышленное действие, нацеленное именно на причинение вреда. Агрессия прямо или косвенно направлена на живые объекты, и вред в конечном счете наносится именно им. Жертвы агрессии пассивно или активно противодействуют агрессору. На современном этапе агрессию рассматривают с различных позиций:
- теория инстинкта предполагает агрессивное поведение как неотъемлемое свойство всех живых существ, реализующееся в борьбе за жизнь;
- теория побуждения подразумевает, что для осуществления агрессивного поведения необходим внешний стимул;
- теория смещенной агрессии утверждает, что для реализации агрессии выбирается заведомо безобидный объект, что всегда расширяет рамки агрессии, проецируя ее вовне: например, если вас обидит сильный, то значительно проще отыграться на тех, кто слабее вас, чем вступать с ним в борьбу;
- когнитивная (познавательная) теория предполагает наличие своего рода когнитивно-аффективного маховика. В этом случае характер интерпретации человеком чьих-либо действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение. В свою очередь, негативные аффективные реакции ведут к смещению познавательных процессов. Например, если вы сочтете, что коллега умышленно обрызгал вашу блузку чернилами, это возмутит вас и вы будете впредь настороженно относиться ко всем его действиям, возможно, что тогда вы заметите немало провоцирующего в его поведении и, не желая оставаться в долгу, тоже совершите агрессивный поступок;
- теория социального научения рассматривает агрессивное поведение как совокупность ранее усвоенных моделей поведения. Например, в раннем детстве ребенок в песочнице усваивает, что в драке со сверстниками куда легче добиться соблюдения своих прав, а то и навязать им свои правила игры. Подросток после просмотра фильма о войне обращает внимание, что нарочито грубый тон офицера, раздающего приказания, помог решить важную боевую задачу. Теории социального научения рассматривают агрессивное поведение как реакцию на соответствующую социальную обстановку. Теория подразумевает, что изменение социальных условий автоматически меняет и характер агрессивного поведения, возможно устраняя его целиком.
Принято считать, что подростковая агрессия значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняют необходимостью самоутверждения. Например, статистика подростковой преступности насчитывает ежегодно более тысячи убийств, несколько сот изнасилований, десятки тысяч телесных повреждений и других правонарушений с очевидным агрессивным подтекстом. Более того, за последние десять лет все отчетливее обнаруживается рост именно агрессивных преступлений, совершенных несовершеннолетними подростками, притом что общее число правонарушений, совершенных подростками, в последние годы имеет тенденцию к снижению.
Большинство исследователей сделало следующие выводы:
- подростковая агрессия имеет непосредственные корни в самом ближайшем окружении подростка (например, в школе);
- наиболее агрессивны те подростки, за поведением которых никто не следит, которые предоставлены сами себе (испытывают дефицит внимания), и те, которые подвергаются суровым наказаниям;
- агрессивное поведение во многом определяется непосредственным окружением подростка: друзьями, учителями, СМИ;
- дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением сверстников, так как поведение взрослых для них менее значимо; наиболее агрессивные дети отвергаются большинством в своей группе, поэтому они находят друзей среди агрессивных сверстников. На этой основе формируются молодежные группы с выраженным асоциальным поведением: однажды отвергнутые, но сильные, они готовы бросить вызов всему обществу;
- агрессивное поведение подростков, как правило, сопровождает слабое развитие социальных и когнитивных навыков; при ликвидации социального и когнитивного разрыва со сверстниками агрессивность поведения снижается. Это же происходит и у лиц с пограничными формами умственной отсталости, которые резко отличаются от сверстников в школьные годы, но по достижении 18—22 лет приобретают профессию, вступают в брак, приобретают социальные навыки и могут нормально существовать в обществе;
- агрессивное поведение в подростковом возрасте имеет различное продолжение в зрелости: социально обусловленные формы агрессии обычно убывают, в то время как биологически обусловленная агрессия возрастает.
ГЕНДЕРНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСНОВЫ АГРЕССИИ
Термин «гендерный» находит все более широкое распространение и обозначает различные социальные аспекты межполовых отличий. Ученые, занимающиеся гендерными исследованиями, изучают особенности социальных ролей мужчин и женщин. Говоря об особенностях агрессивных проявлений подростков, мы должны помнить, что у мальчиков и девочек они специфически окрашены в соответствии с половой принадлежностью. Задача педагога — вовремя заметить агрессивные проявления в характере ученика. Агрессивность мальчиков и девочек старшего школьного возраста несколько отличается по своим корневым основам. Как правило, эти основы такие же, как и у взрослых представителей определенного пола.
Мальчики-подростки испытывают агрессию в таких межличностных отношениях, как учеба, спорт, личная угроза, ситуация алкогольного опьянения. Девочки более бурно реагируют на интрапсихические события (недооценивание внешних или духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление). Их гнев зачастую определяется качеством межличностных отношений, в результате чего и возникает неконтролируемая ситуация.
Физическое самовосприятие мальчиков-подростков обостреннее, им трудно «завуалировать» видимые физические недостатки, которые могут быть причиной агрессивности.
Агрессия часто возникает из-за слабости самоконтроля и имеет способность фиксироваться в сознании как наиболее легкий путь разрешения трудных ситуаций.
У агрессивного человека, как правило, плохое настроение, он насторожен, беспокоен, постоянно готовится к нападению либо находится в бесконечной обороне. И то и другое отнимает время и силы. Агрессивные люди менее успешны, а их успехи, достигнутые агрессивным путем, непрочны.
В силу возрастной слабости нервных процессов у детей и подростков иногда бывает непросто отличить познавательную и исследовательскую активность ребенка от агрессивности. Чтобы не ошибиться, стоит понаблюдать за развитием процесса. Познавательный и творческий процессы продуктивны, агрессия разрушительна. Если ребенок ломает игрушку для того, чтобы изучить ее устройство или создать из частей новую, к этому процессу нужно относиться положительно, если разрушение — это просто выход скопившихся отрицательных эмоций, то можно говорить об агрессии и принимать иные меры.
Драка между двумя подростками может разгореться по самым разным причинам. В том числе и из-за девушки. Можно ли в данном случае однозначно относиться к этому весьма агрессивному действию? Видимо, нет. А вот драка «стенка на стенку» — явление опасное. Необходим тщательный анализ происходящих в подростковой среде процессов.
Трудность работы педагога по профилактике и коррекции агрессивного поведения заключается еще и в том, что отсутствуют возрастные социальные нормы детской и подростковой агрессии. Каждый случай требует индивидуального подхода.
АУТОАГРЕССИЯ КАК ЛИЧНОСТНАЯ ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВ
С точки зрения современных психологических теорий, аутоагрессивное поведение является проекцией агрессии на собственную личность. Аутоагрессия проявляется в различных формах, в частности — в форме самоуничтожающего поведения (пьянство и алкоголизм, наркомания, суицидальное поведение, раскованное сексуальное поведение, рискованные виды спорта, провоцирующее поведение) и в форме самоповреждения и суицидального поведения. Вредные привычки могут рассматриваться и как причина, и как следствие социальной дезадаптации подростков, ведущие к различным формам аутоагрессивного поведения.
Пьянство и алкоголизм. К числу вредных привычек (пагубных пристрастий) принято относить в первую очередь употребление наркотических веществ, алкогольных напитков и табакокурение.
О разрушительном действии алкоголя было известно науке еще в начале XX в. Об этом свидетельствует и постановление съезда русских врачей в 1915 г., в котором отмечалось, что у человека нет ни одного органа, на который алкоголь не оказывал бы разрушительного действия.
Особенно сильно от употребления алкоголя страдает центральная нервная система, головной мозг. В настоящее время наука располагает достоверными данными, свидетельствующими о том, что злоупотребление спиртными напитками приводит к уменьшению объема мозга, сморщиванию и разрушению нервных клеток, нарушениям процессов внутриклеточного обмена и психики человека, появлению алкогольной зависимости.
Современное развитие технологий производства дешевых крепких напитков способствует массовому формированию алкогольных привычек в различных возрастных группах населения. Особенно опасно такое пристрастие к алкоголю для здоровья молодых людей, подростков, так как алкоголь обладает ярко выраженной токсичностью. Широкое распространение алкоголизма требует правильного понимания этого явления.
Алкоголизм — это коварная болезнь, которую необходимо лечить. Начинается она с пьянства — привычки употребления спиртных напитков в небольших дозах, затем возникает влечение к алкоголю — и человек вступает на путь алкоголизма.
Механизм этой болезни раскрыт в результате многолетних исследований ученых-физиологов. В головном мозге обнаружены центры положительных эмоций и определенные вещества, которые, попадая в организм, активизируют деятельность их клеток. К таким веществам относится и алкоголь. Попадая в головной мозг и влияя на обмен веществ в нервных клетках, он на первых порах снижает нервное напряжение, способствует до некоторой степени подавлению чувства тревоги и страха, активизирует положительные эмоции.
Центры положительных эмоций, на которые действует алкоголь, расположены в промежуточном отделе головного мозга — гипоталамусе. Он невелик по размерам, но жизненно важен, так как является высшим центром регуляции функций вегетативной нервной системы организма. Поэтому возбуждение центров гипоталамуса (питания, жажды, голода, половой и других потребностей организма) лежит в основе множества мотиваций поступков человека.
Алкоголизм в юношеском возрасте формируется значительно быстрее, чем у взрослых. Чем моложе человек, тем в более короткие сроки формируется это заболевание. Страшно и опасно оно потому, что алкоголь разрушает не только физическое здоровье человека, но и психическую сферу, его интеллектуальные возможности.
Характерными симптомами алкоголизма являются на поведенческом уровне: влечение к алкоголю, психическое возбуждение, страхи, неумение сосредоточиться, потеря памяти, нарушение функций жизненно важных органов, а также немотивированная и спонтанная агрессия.
Действие алкоголя на нервную систему, головной мозг происходит стадийно, поэтому человек и испытывает в период опьянения различные ощущения.
Первая стадия — это состояние возбуждения (говорливость, жестикуляция, прилив тепла и сил). Она характеризуется высокой концентрацией алкоголя в клетках головного мозга. Ее продолжительность зависит от состояния организма, его здоровья.
Вторая стадия — состояние общей расторможенности функций мозга. На этой стадии в клетках головного мозга увеличивается концентрация продуктов распада алкоголя — ацетальдегида, наиболее ядовитого вещества, угнетающего деятельность коры головного мозга, убивающего его клетки. Поэтому даже малые дозы алкоголя, которые могут показаться вполне безобидными, угнетают клетки мозга, заметно изменяют биотоки мозга, что делает человека раздражительным, утомленным, не способным контролировать свои действия.
Даже при умеренном, но постоянном употреблении спиртных напитков мозг молодого человека может иметь целые «склады» мертвых клеток. Его объем уменьшается — вот в чем причина резкого изменения сложных психических процессов, падения интеллектуального уровня.
Под влиянием алкоголя изменяется синтез многих белков в ткани головного мозга, и прежде всего тех, что отвечают за память. Кроме того, уменьшается доставка к мозгу соединений, дающих энергию нервным клеткам.
Дети, которые были подвержены влиянию алкоголя, отстают в развитии, отличаются неусидчивостью, вялостью, быстро утомляются, страдают головными болями, заиканием, недержанием мочи (энурезом). Эти дети неуравновешенны в общении, капризны, жестоки и составляют группу риска в отношении формирования агрессивных форм поведения.
Установлено, что курение и употребление алкоголя в подростковом возрасте создают наиболее благоприятный фон для различных видов наркомании и токсикомании. При этом довольно быстро исчезают границы между пьянством, токсикоманией и наркоманией, так как все средства данного ряда (побуждающие к возникновению привыкания, зависимости) относятся к наркотическим ядам, действие которых приводит к пагубной, плохо поддающейся лечению болезни.
В настоящее время широкое распространение и возрастное омоложение различных видов ПАВ вызывает тревогу и озабоченность в отношении физического и психического здоровья молодого поколения, его будущего потомства.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Социальные потрясения, переживаемые обществом в целом, в первую очередь находят свое отражение в молодежной среде, причем, в гипертрофированном виде. Это обусловлено рядом причин, связанных со спецификой возраста: существенными морфо-функцио-нальными изменениями периода полового созревания, трудностями социализации, отсутствием жизненного опыта, неустоявшимся мировоззрением, юношеским максимализмом.
Поэтому негативные явления, происходящие в обществе, социальные пороки, в том числе и неумеренное потребление алкогольных напитков, являются в значительной степени проблемой молодежной. Современное состояние общества как никогда способствует массовому распространению социальных пороков, врастанию их в наш быт, в наше мировоззрение.
Отмечаемое, в частности, специалистами постоянное увеличение уровня потребления, снижение возраста приобщения, массовое распространение среди молодежи и подростков, связаны прежде всего с охватившим страну кризисом в идеологической, духовной, экономической и других сферах общественной жизни, который привел к разрушению существующих идеалов, стереотипов поведения, не дав ничего взамен. Существенное влияние оказывают и сложившиеся за последние годы социально-экономические условия жизни общества: резкое падение жизненного уровня населения, небывалое и непривычное для нас расслоение на бедных и богатых, тотальная криминализация, неуверенность в завтрашнем дне, угроза оказаться участником военных действий, обесценивание человеческой жизни, отсутствие социальных гарантий и социальной защищенности.
Следует отметить также, что одной из существенных причин неблагополучия в молодежной среде является ослабление или отсутствие гигиенической работы, гигиенического воспитания и обучения в учебных заведениях, неорганизованные досуг и летние каникулы и т.д.
Все это сказывается крайне неблагоприятно и способствует формированию у значительной части молодежи различных форм антисоциального поведения, в том числе и неумеренного потребления алкогольных напитков.
С помощью разработанной и многократно апробированной методики, в соответствии с программой мониторинга наркологической ситуации в подростковой и молодежной среде, регулярно в течение почти 10 лет проводятся исследования учащихся средних и средних специальных учебных заведений, а также подростков, нигде не обучающихся и не работающих.
Многолетняя практика исследования закономерностей и тенденций формирования у подростков и молодежи отношения к психоактивным веществам позволяет сделать вывод о том, что наиболее характерную картину приобщения можно проследить при изучении отношения к психоактивным веществам учащихся системы профтехобразования [10].
Это связано с тем, что здесь, как правило, учатся дети из неблагополучных, неполных семей, дети педагогически "запущенные" (по разным причинам), нередко с задержкой развития. От многих из них школа отступилась в силу нежелания или неспособности осваивать ими школьную программу. Кроме того, играет роль появление новых стрессовых ситуаций, таких как изменение социального окружения, присоединение к учебной нагрузке производственной деятельности и, как следствие, изменение привычного режима труда и учебы, и отдыха, ослабление семейного контроля. По мере освоения профессии у подростков начинают появляться собственные заработки (стипендия, оплата во время производственной практики и т.д.), которыми можно распорядиться по своему усмотрению.
Все эти внешние изменения происходят на фоне внутренних изменений, свойственных периоду полового созревания, который справедливо считается одним из наиболее критических в жизни человека. Такие изменения провоцируют начало приобщения к психоактивным веществам и делают учащихся СПТУ объектом внимания исследователей.
Представляют интерес и школьники – учащиеся средних и старших классов – ровесники учащихся СПТУ. Они составляют довольно многочисленный категорию молодежи. Так, в Москве обучается одновременно порядка 250 тыс. старшеклассников (в системе СПТУ – около 114 тысяч).
Эти подростки с разной степенью успешности осваивают сложную программу современного образования. Большинство их свои дальнейшие жизненные планы связывают с продолжением образования. Так, анализ профессиональных планов учеников показал, что 75% из них собираются приобрести профессии, связанные с получением высшего образования (18% – экономисты, 12% – врачи, 24% – сфера искусства, 9% – деньги и т.д.), остальные 25% хотят работать в милиции, охране, сфере обслуживания. Заметно следование моде: желание стать визажистами, дизайнерами, секретарями-референтами, топ-моделями и т.д. – встречается довольно часто. Эти планы выглядят поверхностно, также как и, например, желание мальчика-выпускника, потребляющего анашу, стать летчиком или девочки-выпускницы стать балериной (известно, что этой профессии обучаются с 10 лет в специальных учебных заведениях).
Чем меньше возраст, тем профессиональные планы более расплывчаты, однако, уровень профессиональных притязаний достаточно высокий и соответствует духу времени и деятельности средств массовой информации.
В качестве объекта изучения систематически обследуются подростки, обучающиеся различным строительным специальностям, автослесарному делу и некоторым другим массовым рабочим профессиям. На каждом этапе предусматривается обследование до 1000 человек в возрасте от 14 до 17 лет. Использованы и данные обследования школьников – их ровесников, а также еще одной группы – подростков, которые не вписываются в систему общего среднего и среднего специального образования (школы от них отказались, в СПТУ по различным причинам не попали). Как правило, это дети педагогически запущенные, с задержкой развития, нередко с отклоняющимся поведением, пренебрежительным отношением к своим обязанностям, плохой успеваемостью. Эта группа интересна тем, что в ней наиболее ярко выражены неблагоприятные тенденции подростковой среды. Ее можно обозначить как "группу риска".
Параллельно с обследованием учащихся системы среднего профессионально-технического образования, были обследованы школьники 7-11 классов различных районов г. Москвы в количестве более 1000 чел. (мальчиков и девочек). Включение в обследование школьников средних классов было вызвано тем, что возраст с 11 до 14 лет в литературе чаще всего встречается под названием пубертатный, подростковый или средний школьный. Он считается одним из самых сложных в жизни человека. В это время происходит резкий скачок роста всех органов, развития систем организма на фоне активизации гормональной деятельности. Завершается этот процесс наступлением половой зрелости. Соматическая перестройка сопровождается перестройкой психики.
Если в младшем школьном возрасте ребенок действовал по непосредственному указанию взрослых, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. Появляется потребность в автономии, повышается критическая оценка наставлений взрослых, происходит ослабление контактов с учителями, поиски своего "Я".
Стремление быть взрослым проявляется в подражании поведению взрослых. Это подражание может быть не только общественно положительным, но и общественно отрицательным, и выражаться имитацией поведения взрослых в общественно-отрицательном смысле – в курении, употреблении алкогольных напитков, одурманивающих веществ, правонарушениях и т.д. Установлено, что уровень и характер потребления алкогольных напитков в исследуемых группах несколько различается. Весь массив полученных данных делился на группы: группу не потребляющих алкогольные напитки, и группу потребляющих. Последние, в свою очередь, состояла из потребляющих эпизодически, умеренно и систематически. (Табл. 1).
Таблица 1.
Потребление алкогольных напитков подростками – мальчиками (в %)
Не потребляющие | Потребляющие | ||||
эпизодически | умеренно | систематически | Всего | ||
Школьники Учащиеся СПТУ "Группа риска" |
42,01 16,87 12,77 |
32,16 27,19 14,15 |
16,96 17,81 34,04 |
8,87 38,13 39,04 |
57,99 83,13 87,23 |
Таким образом, потребление алкогольных напитков среди мальчиков – подростков распространено. Меньше всего потребляют школьники, значительно больше – учащиеся СПТУ, и еще больше – "дети улицы" ("группа риска"). Та же зависимость сохраняется и в группе систематически потребляющих (1 раз и более в неделю). Среди школьников их относительно меньше (8,87%) и очень много в двух других группах (38,13% и 39,04%). Зато среди школьников больше потребляющих алкогольные напитки эпизодически.
У девочек (Табл. 2) уровень потребления несколько выше, но в основном за счет преобладания эпизодического потребления.
Таблица 2
Потребление алкогольных напитков подростками – девочками (в %)
4е потребляющие | Потребляющие | ||||
эпизодически | умеренно | систематически | Всего | ||
Школьники Учащиеся СПТУ "Группа риска" |
32,83 16,13 7,14 |
53,64 58,06 35,76 |
13,53 25,84 32,14 |
0 0 25,00 |
67,17 83,87 92,86 |
Таблица 3
Возрастная динамика подростков, не употребляющих алкоголь
Возраст (лет | < 14 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Мальчики Девочки |
47,06 33,30 |
32,56 26,47 |
16,78 25,58 |
19,63 4,00 |
17,65 4,76 |
17,65 0 |
Интересно отметить, что в группе эпизодически потребляющих подростков обоего пола, приобщение происходило преимущественно в кругу семьи, на семейных праздниках. Первую рюмку они, как правило, получили из рук родителей или родственников. Систематически потребляющие алкоголь подростки чаще всего приобщились вне дома, в компании сверстников или старших товарищей.
Обследование подростков в других городах показало также высокий уровень потребления. Причем в Москве и Владивостоке уровень потребления среди девушек выше, чем среди юношей. В других городах, таких как Архангельск, Ярославль, Ижевск картина противоположная. Согласно исследованиям Скворцовой Е.С. и Кутиной Л.С. уровень алкоголизации среди мальчиков выпускников общеобразовательных школ составляет 72– 92%. Наибольший размах отмечен в промышленных центрах – в Волгограде (97,7%), в Кемерово (89,9%), Северном Кавказе (Ставрополь, Краснодар), Восточной и Западной Сибири (Иркутск, Томск). Москва также вошла в пятерку "лидеров" по распространенности употребления алкогольных напитков среди мальчиков. Наименьшие показатели по России отмечены в Центральном и Уральском регионах, а также в Кирове, Липецке.
Анализ возрастной динамики потребления показал, что количество подростков, не потребляющих алкогольные напитки, с возрастом постепенно уменьшается. Это особенно заметно у девочек. У них изначально количество непьющих меньше, чем у мальчиков, и к 18-ти годам непьющих нет вовсе. (Табл. 3).
Однако наполнение группы потребляющих у них идет за счет группы эпизодического потребления.
В качестве причин употребления алкогольных напитков подростки указывают следующие: желание усилить хорошее настроение – 35,34%, облегчить общение с противоположным полом – 29,32%, улучшить плохое настроение – 27, 82%, "просто так" – 22,93%. Обращает на себя внимание значительное количество подростков, в качестве одной из причин указывающих желание усилить хорошее настроение – 35,34% в группе употребляющих и 48,36% в группе употребляющих систематически. Девочки этой группы назвали следующие причины: "просто так" – 46,15%, для улучшения плохого настроения – 30,77%, для усиления хорошего настроения – 11,54%, в силу традиций – 11,54%, для облегчения общения с противоположным полом – 11,54% (сумма процентов может превышать 100, так как при опросе можно было указать на несколько причин).
В группе пьющих систематически мальчиков в качестве основных причин указывались следующие: для усиления хорошего настроения – 48,36%, для общения с противоположным полом – 39,34%, для улучшения плохого настроения – 35,25%.
У подростков, употребляющих алкогольные напитки умеренно, отмечается существенное преобладание причин, свидетельствующих о конформности поведения, желании быть как все..
В группе подростков, употребляющих алкогольные напитки, предпочтительными видами досуга являются прогулки с друзьями по улице 59,02%, встречи с девушкой – 34,96%, "тусовки" - 28,57%.
В группе пьющих систематически 59,84% подростков предпочитают гулять по улице, 42,62% – встречаться с девушкой, ходить на "тусовки" – 36,07%. У девушек, употребляющих алкогольные напитки – прогулки с друзьями по улице – 57,69%, встречи с юношей – 42,31%, посещение кино, театров – 34,62%, помощь дома по хозяйству – 26,92%.
При анализе видов досуга обращает на себя внимание тот факт, что непьющие подростки предпочитают виды досуга, в какой-то мере способствующие удовлетворению познавательных интересов (посещение кино, театров, выставок), развитию физических возможностей (занятия в спортивных секциях), больше времени посвящают дому, семье (помощь по хозяйству, выгул собак).
Для пьющих подростков наиболее характерны праздные и бездеятельные виды досуга: "тусовки", прогулки с друзьями по улицам. Значительное место занимают встречи с противоположным полом. Алкоголь в этих случаях используется как средство, облегчающее контакты и способствующее ослаблению социальных запретов.
Характерно, что подростки, употребляющие спиртные напитки, значительно более тяготеют к современным музыкальным ритмам, посещая активнее дискотеки, вечера и концерты современной музыки. Такой комплекс развлечений характерен для потребителей современной массовой культуры.
В работе с подростковой аудиторией педагогу и психологу всегда приходится учитывать особенности агрессии у подростков.
Работа педагога по преодолению подростковой агрессии. Большинство педагогов сталкиваются с проявлениями подростковой агрессии ежедневно. Некоторые педагоги отрицают существование проблемы либо в целом, либо в тех подростковых коллективах, с которыми им приходится работать. Существует несколько типичных заблуждений в отношении подростковой агрессии:
1. Подростковая агрессия неизбежна.
Агрессия присуща человеку как биологическому объекту, однако следует помнить, что в социально неблагополучных условиях она приобретает совершенно иной характер и более сложные формы, поэтому отрекаться от профилактики подростковой агрессии нелепо.
2. Подростковая агрессия — следствие психической патологии.
Это далеко не всегда так, как правило, подростковая агрессия следствием психических расстройств не является. Исследования показали, что наиболее опасные формы (насилие, убийства, терроризм) подростковая агрессия принимает в качестве извращенных реакций адаптации в среде.
Механизм развития аномальных адаптационных реакций можно представить в виде следующей схемы: совокупность психотравмирующих факторов напряжение адаптационных ресурсов прорыв барьера психической адаптации (термин предложен Ю. А. Александровским) дистресс смещение компенсаторных механизмов из «социальной» в «витальную, жизненную» плоскость аномальное реагирование, направленное на уничтожение травмирующего фактора.
3. В нашей школе (нашем классе, отряде) этой проблемы не существует. У нас дети дружные!
Увы, но даже самые благополучные коллективы не могут избежать межличностных конфликтов, в рамках которых формируется иерархия организованной группы. В такой группе всегда появляются лидеры и аутсайдеры, первые стремятся удержать свое положение, вторые — исправить свое. Как правило, бульшая часть коллектива (что, кстати, и есть показатель дружного класса или отряда) следует за лидерами, в результате чего аутсайдеры оказываются в изоляции. Это является психотравмирующим фактором, провоцирующим их агрессивное поведение. В роли аутсайдеров неизбежно оказываются новички, дети с нарушением развития и дети-инвалиды, дети из неблагополучных семей.
4. Проблема детской агрессии — проблема родителей, это недостаток воспитания.
Конечно, есть разные семьи, но, как правило, факторов, провоцирующих агрессивное поведение, в рамках семьи меньше, чем внутри подросткового сообщества. Многие родители удивляются, читая в дневниках записи о поведении своих детей в школе, поскольку в домашних условиях они никогда так себя не ведут.
5. Подростковая агрессия — результат дурного влияния СМИ, следствие подражания агрессивным персонажам фильмов и книг.
Это отчасти верно, но далеко не всегда подтверждается масштабными исследованиями. Опыт показывает, что, например, после просмотра боевика шансы подростка совершить акт агрессии действительно выше, чем у его сверстников, но через 2—3 ч готовность к агрессии сравнивается со средними возрастными показателями.
Хотелось бы, чтобы педагоги, поставившие перед собой задачу предупреждения подростковой агрессии, не оказались в плену у вышеперечисленных мифов.
Подростковая агрессия и родители. Большинство родителей сталкиваются с проблемой агрессии в подростковой среде тогда, когда их дети оказываются в роли жертв. Если же ребенок удачно избегает неблагоприятных ситуаций либо сам ведет себя агрессивно в отношении сверстников вне семьи, проблема минует их внимание или, по крайней мере, не находится в его фокусе.
Часто родители косвенно одобряют поведение своих детей, когда те проявляют агрессию по отношению к сверстникам: советуют «давать сдачи» обидчику, отстаивать свои права и, «если надо — драться», провоцируют недоверие к детям из неблагополучных семей («с ними не дружи, у них родители — алкоголики») и нередко межнациональную рознь.
Формально осуждая агрессивное поведение, они, однако, делают естественное исключение для собственного ребенка. Велико бывает их удивление, когда ребенок, достигнув подросткового возраста и вступив в естественную ситуацию смены референтной группы (мнение родителей и педагогов теперь становится менее веско, чем мнение подросткового коллектива), воспроизводит в своих отношениях внутри семьи давно выработанные стереотипы агрессивного поведения.
Задача педагога в данном случае — быть наставником и советчиком для родителей. Однако при этой ситуации педагог должен иметь высокую компетентность и авторитет. Родителей нужно ознакомить с основными аспектами проблемы. Их тревоги по поводу поведения ребенка должны получить со стороны педагога грамотную психологическую трактовку.
В большинстве случаев с родителями рекомендуется проводить специальные семинары (не реже раза в месяц) и индивидуальные встречи (по крайней мере раз в неделю). Чаще всего для проведения групповых занятий в рамках родительских собраний рекомендуется приглашать специалистов (врачей, психологов), которые консультируют детей в данной школе, классе. Однако индивидуальные беседы с родителями должен проводить сам педагог. В ряде случаев можно сократить беседу и до непродолжительного телефонного разговора, но главное — поддерживать с родителями постоянный контакт.
Необходимо убедить родителей, что, в случае если они не в состоянии самостоятельно корректировать приступы подростковой агрессии у своего ребенка, стоит проконсультироваться со специалистами, которые могут оказать им индивидуальную помощь или весьма результативно вмешаться в жизнь целого коллектива.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сказать, что у каждого из нас в характере присутствует агрессивность. У кого-то она имеет оборонительные, доброкачественные формы, у кого-то, возможно, уже перешла и в деструктивную, злокачественную область.
Почему алкоголь заставляет некоторых пьющих вести себя агрессивно?
Каждый, выпивающий несколько рюмок спиртного перед едой, знает, какое возбуждающее действие это оказывает. Изменяется восприятие реальной жизни, изменяется поведение. У одних алкоголь усиливает агрессию, у других ослабляет. Конечно, любое пьянство повышает шансы быть втянутым во враждебные взаимоотношения. Известно, что 80 % лиц, совершающих преступления с применением насилия, в этот момент находились под влиянием алкоголя. Научные исследования показали, что незначительные, малые дозы спиртного сдерживают агрессию, в то время как большие дозы способствуют осуществлению агрессивных выходок. Правда, это происходит не всегда, для этого нужно еще и провоцировать потенциального агрессора.
На самом деле, как установили ученые, не сам алкоголь является "агрессором", но он является той резонансной настройкой агрессии, корни которой находятся у самого пьющего. Когда человек трезвый, он может включать другие механизмы общения с оппонентом (интеллект, опыт, анализ), а в пьяном состоянии эти каналы заторможены, а то и блокируются вовсе. Главный же побудительный мотив каждого человека – его самозащита остается на страже. Наличие угрозы, даже кажущейся, включает этот механизм самозащиты, т.е. агрессию. Но как бы это ни было, человеку предоставляется возможность как существу разумному предотвращать появление агрессии и контролировать её. Надеюсь, что человечество сможет для себя сделать определенные выводы и обратить свою страсть к алкоголю и агрессию в нужное для социума русло.