Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Вятский государственный гуманитарный университет"
Исторический факультет
Кафедра психологии
Курсовая работа по психологии
на тему:
"Причины подростковой агрессивности"
Работу выполнил студент 2 курса
заочной формы обучения
специальности 050401.65 История
Ревякин Олег Петрович
Киров 2009
Оглавление
Введение
1. Понятие агрессивности
2. Причины подростковой агрессивности
3. Методы решения проблемы подростковой агрессивности
3.1 Профилактика агрессивности и смена приоритетов
3.2 Роль родителей в профилактике агрессивности подростка
3.3 Работа педагогов
Заключение
Список литературы
Введение
Подростковая агрессивность одна из актуальнейших проблем современности. Проявление данного явления мы можем наблюдать ежедневно и буквально повсюду. Агрессивность подростков неотъемленная черта современного общества. Конец XX начало XXI вв. ознаменовались резким ростом агрессивного поведения и преступности среди молодёжи. Подростки занимаются рэкетом, входят в состав организованных преступных организованных преступных формирований от уголовной направленности до военно-политической (экстремистской).
Изменение общественно-политического устройства нашего государства, повлекло за собой расслоение населения по имущественному принципу и как следствие раскол общества на два потенциально враждебных лагеря. Открытость границ и отмена цензуры в СМИ породили проникновение в массовое сознание различных религиозных учений резко противоположной направленности и порой крайне деструктивного содержания. Беспрепятственное распространение в конце 80-х, в 90-х годах прошлого столетия вполне на первый взгляд безобидных западных культов хиппи и Панков породили рост наркомании, а увлечение оккультными науками и распространение литературы на эту тему вылилось в появление сатанинских сект с настоящими человеческими жертвоприношениями. Политическая борьба партий так же вызывает взаимную вражду между рядовыми членами общества. Время от времени мирные манифестации заканчиваются массовыми беспорядками погромами. Разогретая алкоголем молодёжь, подстрекаемая "взрослыми дядями" имеющими свои корыстные цели часто ни чего не имеющими общего с народными интересами, идёт расправляться со своими мнимыми врагами: иностранными студентами и уличными торговцами. При этом, поддавшись инстинкту толпы не задумываясь о том, что их настоящие враги сидят в роскошных апартаментах и ездят на шикарных Авто в сопровождении охраны, а порой занимают государственные должности.
Милиция в это время избивает взбесившихся пьяных студентов и садит их в каталажки, вместо того чтобы искать настоящих виновников всего, что происходит в обществе. Люди, видя несправедливость, ещё больше ожесточаются. Зло порождает зло.
Но, тем не менее, нельзя утверждать, что феномен агрессивности порождение последних десятилетий. Агрессия, как индивидуальная, так и коллективная сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Это семейные конфликты, и межплеменная, религиозная и национальная рознь. Борьба за ресурсы и жизненное пространство, как между государствами, так и между отдельными корпорациями.
По мнению большинства исследователей, способность к агрессии, есть неотемлимое свойство личности, обеспечивающее реализацию защитных механизмов. Она необходима для защиты индивида в неоднозначных ситуациях. На протяжении всего существования жизни на земле выживал тот вид живых существ, который был агрессивнее своих конкурентов и умел противостоять враждебным силам.
В то же время проявление агрессии может быть адекватно – как механизм защиты, так и, неадекватно – как средство беспричинного насилия по отношению к другому субъекту, порой только лишь ради развлечения (свойственно только человеку).
Агрессия является объектом исследования в различных областях знаний: философии, политологии, социологии, психологии, психиатрии и др. До сих пор эта проблема остаётся актуальной и открытой для исследования.
Особенно интересны причины проявления актов неадекватной агрессии. Люди, казалось бы, занимающиеся одним делом и имеющие общие интересы и убеждения порой готовы уничтожить друг друга. Особенно это заметно в замкнутых коллективах (армия, места лишения свободы, интернаты). Попытка найти причины и объяснить агрессивные действия затрудняются их неоднозначным толкованием, как в среде обывателей, так и в профессиональных коллективах. Это мешает выработать эффективные меры воздействия направленные на ликвидацию агрессивного поведения.
Проблема агрессивности мало изучена теоретически. Ей занимались многие, как отечественные, так и зарубежные учёные, но единого мнения по данному вопросу до сих пор нет. Можно даже больше сказать: количество мнений по данному вопросу равно количеству исследователей. Настолько эта проблема сложна и многогранна. Имеет неоднозначность решений, схем анализа и приоритетов объяснений.
В центре внимания исследователей лежат также аспекты проблемы, как биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы её усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
Как уже говорилось выше актуальность проблемы агрессии в современном российском (и не только) обществе возрастает. Мы уже привыкли к когда-то шокирующим известиям о массовых убийствах и актах терроризма, бродяжничестве, наркомании и алкоголизме (особенно среди молодёжи).
В 80-х годах прошлого столетия на телеэкранах страны появился итальянский сериал "Спрут", повествующий о злодействах итальянской мафии. Советские телезрители смотрели его как страшную сказку о заграничной жизни. И скажи в то время кому ни будь из обывателей, что через десять лет на улицах Москвы и других русских городов будет то же самое, ни кто бы не поверил, а говоривший это оказался бы пациентом ближайшей психушки. Тем неменее мы наблюдаем воочию сбывшиеся пророчества этого "психа". Экраны наших телевизоров заполнили отечественные сериалы, сюжет которых, уже намного круче сюжета саги о комиссаре Корридо Катании. И всё это воспринимается в порядке вещей.
В такой обстановке растут и воспитываются наши дети. Некоторые современные дети не знают кто такой Чебурашка и Кот Матроскин, зато им хорошо знакомы Ботмэн и Ниндзя-черепашки.
Мы спрашиваем себя, почему в обществе растёт насилие? И в то же время включаем детям мультфильмы с подобными персонажами. Традиционные формы работы семьи, школы, правоохранительных органов, общественных организаций по предупреждению правонарушений среди подростков не дают желаемых результатов. А почему? Да потому вероятно, что они сами основаны на насилии (особенно это касается наших правоохранительных органов).
Чтобы найти решение проблемы агрессивности нам необходимо всесторонне изучить и понять все существующие её аспекты и причины.
В данной работе мы рассмотрим проблему подростковой агрессивности, причины её возникновения, проявление, виды и факторы их провоцирования. А также постараемся найти пути борьбы с этой проблемой.
Объектом исследования являются подростки. Предмет – проявление агрессии в поведении подростков среднего и старшего возраста. Проблема – увеличение проявлений подростковой агрессии и отсутствие целенаправленной профилактики её снижения. Цель – выявление причин и фактов, влияющих на проявление и увеличение подростковой агрессии. Способы выявления агрессивных подростков.
Задачи:
– анализ понятия подростковой агрессивности;
– дать характеристику подростковой агрессивности, как возрастной и психолого-педагогической проблемы;
– найти способы профилактики агрессивного поведения подростка;
– найти на основе анализа уровня агрессивности особенные и типичные черты поведения агрессивного подростка;
Методы: анализ теоретических источников.
1. Понятие агрессивности
Что же такое агрессия и агрессивность? Для начала разберёмся, что же означают данные понятия.
Агрессия происходит от латинского слова "aqqressio" – нападение. В толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова агрессии даётся два определения:
"Незаконное, с точки зрения международного права, применение силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкасаемости или политической независимости другого государства".
"Открытая неприязнь, вызывающая враждебность".
В этом же словаре даётся определение слову агрессивный:
1. Наступательно-захватнический.
2. Враждебный и вызывающий.
3. Оказывающий вредное воздействие.
В психологическом словаре под редакцией Зипченко В.П. и Мещеряковой Б.Г. даётся определение:
Агрессия – это любая форма поведения нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
В словаре по социальной педагогике Л.В. Морданаева используется определение агрессии, как поведения, связанного с нанесением физической и моральной травмы другому человеку или угрозой таковой, разрушительное воздействие на группу.
Агрессивность – устойчивая черта личности, проявляющаяся в деструктивном поведении, противоречащем нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Агрессивность может причинить окружающим людям физический вред или вызвать у них отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности. Уровни агрессивности обусловлены негативной социализацией, приобретением негативного жизненного опыта в социальной среде.
Как черта личности агрессивность бывает импульсивная, аффективная, экспрессивная и целенаправленная.
Аффективная – краткосрочная возникшая в результате сильного душевного переживания вызванного резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Проявляется в критических опасных для субъекта условиях при невозможности им найти другой адъективный выход.
Даже самый миролюбивый человек, если его поставят в определённые условия (будут на его глазах терзать его ребёнка) способен на применение насилия вплоть до убийства.
Импульсивная – агрессия, возникающая без достаточного сознательного контроля, возникающая под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. В детстве появляется под воздействием страхов и кратковременных депрессивных эпизодов.
Экспрессивная – ярко выраженная. Всем своим видом субъект подчеркивает своё агрессивное отношение к окружающим.
Целенаправленная – агрессия, направленная на определённый объект ради достижения определённой цели. Проявляется даже в детском возрасте, когда один ребёнок стремиться силой завладеть игрушкой другого.
Целенаправленная – осознанная агрессия, направленная на достижение определённого результата. Например подросток проявляет агрессию по отношению к одноклассникам стремясь занять лидирующее положение в классе.
У подростков с тяжелыми формами агрессии (сверхценно-бредовой и импульсивной) с детства отмечаются страхи, носящие беспредметный либо бредовой характер. Такие страхи возникают внезапно, без причины. Характерен немотивированный страх темноты. Появляется ощущение "угрозы", страх смерти. Могут возникать иллюзии, рудиментарные галлюцинации: так, подросток, проявляющий садистскую агрессию к родителям и бабушке (угрожал их "зарезать", "запрещал" матери дышать и т. д.), в более раннем возрасте испытывал страх темноты, стоявший в комнате стул принимал за "маньяка". (Журнал практической психологии и психоанализа #1 март 2006 г. // Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии.)
Агрессивное поведение – специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект определиться причинить ущерб.
Может иметь различные проявления от демонстрации неприязни до словесных оскорблений и применения физической силы. (Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского)
Агрессивные действия – деструктивные действия выступающие, как средство достижения какой либо цели; способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности; форма самореализации и самоутверждения.
Формы проявления агрессивных действий:
Физическая – нанесение телесных повреждений;
Вербальная – словесное проявление агрессивности.
Прямая и косвенная аутоагрессивная – самообвинение, самоунижение, самоубийство.
Враждебная – причинение вреда.
Инструментальная – использование агрессии для достижения какой либо цели.
Существует ряд теорий агрессии.
1.Теория инстинкта (З.Фрейд) – в основе лежит врождённая способность к агрессии.
2. Теория побуждения – подразумевает, что для осуществления агрессивного поведения необходим внешний стимул.
3. Теория смещённой агрессии утверждает, что для реализации агрессии выбирается заведомо безобидный объект, что всегда расширяет рамки агрессии проецируя её вовне, например если вас обидел сильный, то проще отыграться на слабом, чем вступить в борьбу с обидчиком (под данную теорию попадает проблема армейской дедовщины).
Когнитионая (познавательная) теория – предполагает наличие когнитивно-аффективного маховика. Характер интепритации (толкования) человеком, чьих либо действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение. Например, в общественном транспорте в "час пик" мужчина очень тесно из-за давки прижался к женщине, она может отнестись к этому неадекватно, посчитать его за маньяка и оказать сопротивление расцарапать лицо или ударить по голове сумочкой.
Теория социального научения рассматривает агрессивное поведение, как совокупность ранее усвоенных моделей поведения. Например вплоть до XIX века среди дворянства бытовало мнение, что их честь находится на кончике шпаги и находились субъекты, которые даже в невинной шутке усматривали оскорбление и дело кончалось дуэлью. Или другой пример ребёнок будучи ещё совсем маленьким понимает, что дракой легче добиться своих прав или навязать своё мнение сверстникам. Данная теория социального научения рассматривает агрессивное поведение, как реакцию на соответствующую социальную обстановку. Теория подразумевает, что изменение социальных условий автоматически меняет и характер агрессивного поведения, возможно устраняя его целиком.
По мнению Э. Фрмма существует два вида агрессии:
Злокачественная, представляющая собой жестокое и детруктивное поведение и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.
Доброкачественная – появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность минует, доброкачественная агрессия затухает.
В данной главе мы рассмотрели понятие агрессии и агрессивности, а так же выделили несколько теорий агрессивности. По мнению большинства специалистов "теория социального научения" даёт больше шансов возможности предотвратить и контролировать человеческую агрессию.
Агрессивные действия могут выступать в качестве.
– средства достижения значимой цели;
– способа психологической разрядки, как в форме атаки на "козла отпущения" так и в виде собственного участия или наблюдения за агрессивными фильмами и играми;
– способы удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
2. Причины подростковой агрессивности
Для того чтобы понять проблему агрессивного поведения подростков и выработать пути её решения, прежде всего, нужно понять почему, под влиянием каких факторов она возникает. Так сказать найти причины данного явления.
Поиски причин подростковой агрессивности и будет посвящена данная глава нашего исследования.
Человек не бывает от рождения эгоистом или альтруистом, смелым или трусливым, скромным или хвастливым. Всё зависит от той среды, в которой развивается личность. В процессе развития личности возникают те или иные качества личности. Они могут быть, как социально полезными, так и социально вредными.
В каждом возрастном этапе развития человек занимает определённое положение в системе общественных отношений. Каждый возрастной этап характеризуется своими требованиями к человеку, определяет круг его прав и обязанностей. Для каждого возраста характерна своя "социальная ситуация развития", т.е. определённое соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования личности.
В подростковом возрасте в период с 11-ти до 15-ти лет человек переживает ряд изменений биологических – половое созревание и психологических – появление большого количества новообразований касающихся самосознания и эмоциональной сферы.
Подросток под воздействием этих изменений начинает чувствовать себя взрослым. Он чувствует себя равноправным членом общества, семьи, класса. У него возникает внутренний конфликт между возросшим самосознанием и самооценкой, желанием преобразования окружающего мира с одной стороны, и невозможностью фактически реализовать возникшие потребности с другой. Он стремится к реализации себя, как личности, но из-за недостатка знаний и жизненного опыта порой сталкивается с суровой правдой жизни. На пути к достижению своих целей, поставленных перед собой ещё под воздействием по детски наивного мировоззрения, но воспринимаемых подростком вполне серьёзно. Он наталкивается на препятствия преодоление, которых требуется принятие взрослых решений, и принятие на себя ответственности, к которой молодой человек ещё не готов в силу своего, как физического, так и морально-психологического развития.
В этом кроется корень той проблемы, о которой идёт речь. В подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, проявляющаяся, как в семье, так и школе.
Подростка характеризует открытое протестующее поведение, эмоциональная и нервно-психическая неустойчивость, не желание мириться с излишней опекой взрослых и несправедливостью мира, застенчивость и юношеский максимализм. Всё это вызывает беспокойство родителей и педагогов.
Желание чувствовать свою особенность, отличие от окружающих, а вместе с тем отождествление себя с взрослыми важная психологическая особенность молодых людей в данный период жизни.
Молодой человек в подростковом возрасте начинает строить планы своей будущей взрослой жизни, ищет применение своей энергии. Его взгляды на жизнь во многом не реальны и фактически, но они важны для подростка и он ревностно защищает их. Родители, учителя или просто знакомые для подростка взрослые. И даже более "продвинутые" сверстники с высоты своего жизненного опыта пытаются наставить подростка "на путь истинный" и навязать собственное, по их мнению, правильное мнение. Но при этом они часто забывают, что сами были такими, не учитывают возрастные способности подростка и его личное мнение. Этим они не только не решают проблему, но ещё более усугубляют положение. "Поучения" взрослых вызывают реакцию протеста со стороны подростка. Как следствие это ведёт к отчуждению между поколениями. Между взрослыми и подростками рвётся и без того слабая в этот период связь, исчезает взаимопонимание.
Подросток переживает кризис заключающийся в преодолении пути вхождения ребёнка в взрослое общество. От того насколько ребёнок усвоил правила и моральные ценности общества, насколько его личные моральные ценности близки к общественным зависит сложность преодоления им этого пути. К стати сказать, данный кризис может быть усугублён ещё тем, что ребёнок воспитываясь в одной социальной среде во время подросткового возраста попадает в иную социальную среду с другими моральными ценностями. В этом случае внутренний конфликт личности может ещё больше углубиться и привести к неадекватным последствиям. В связи с этим хотелось бы сказать, немного забегая вперёд, что наша современная система воспитания, как пережиток тоталитарного общества, всё ещё основана на насилии, страхе и подавлении личности. Хотя и наблюдаются некоторые положительные изменения. Мы не говорим о детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях, где в последнее время наблюдается наоборот излишний либерализм. Мы хотим коснуться так называемых исправительно-трудовых учреждений, которые даже с натяжкой таковыми назвать сложно. Ответьте, кто, из подростков попав в детскую воспитательную колонию, вышел от туда с не искалеченной душой в той или иной мере? Раз, попав в "лапы" уголовно исполнительной системы подросток вряд ли уже когда-либо станет нормальной гармоничной личностью, разве только внешне он будет соблюдать общественные нормы. Но внутренний протест будет сохраняться всю жизнь. И только от особенностей характера личности зависит, вырвется ли этот протест наружу.
Многое в становлении личности подростка зависит от обстановки в семье – той социальной сферы в которой он живёт и воспитывается.
Так называемая "неблагополучная" семья, ведущая асоциальный образ жизни воспитывает соответственным образом новую личность – своего ребёнка. Не видя родительской ласки, находясь в вечном полуголодном состоянии в окружении похмельных взрослых и при этом, испытывая предвзятое отношение со стороны более "благополучных" сверстников и даже некоторых морально и интеллектуально ограниченных взрослых, такой ребёнок неизбежно придёт к пониманию того, что он окружён врагами. Как следствие, достигнув подросткового возраста, почувствовав силу, он направит свою агрессию на "чистеньких и беленьких" сверстников из благополучных семей, видя во всех без исключения своих былых обидчиков. И, по сути, этот подросток не виноват, а виновата социальная среда, в которой он рос. Голодным, засыпая на грязной постели под аккомпонимент пьяных воплей родителей, испытывая на себе насмешливые взгляды одноклассников из-за того, что его одежда не из модного магазина, к тому же часто не первой свежести. Такой ребёнок вначале переживает чувство горькой обиды и зависти к своим более успешным сверстникам, а затем это чувство с большей долей вероятности переродится в чувство ненависти.
Агрессия, как защитное средство, вот объяснение того, что группа подростков – оборванцев избивает прилично одетого молодого человека, покупающего в ларьке дорогие сигареты. Они не могут позволить себе этой роскоши и компенсируют унижением того, кто имеет такую возможность.
Но выше изложенное не значит, что агрессивное поведение порождение социальных низов. Подростки из вполне благополучных и даже зажиточных семей в последнее время всё более и более бывают замечены в актах агрессии. При этом они в отличии от подростков из низов общества делают это не из чувства обиды или голода, а ради развлечения, что ещё более усугубляет проблему. Например, среди "золотой молодёжи" стало модно устраивать охоту на бомжей, которая нередко заканчивается реальным убийством. Это явление также имеет свои психологические корни. В народе про таких молодчиков говорят: "С жиру бесятся". Но в реальности корни лежат глубже, как правило, в состоятельных семьях, принадлежащих элите общества родители пытаются держать своих чад в жестоких рамках, строго регламентируют их жизнь: устраивают в престижные учебные заведения, указывают каким спортом заниматься или с кем дружить. При этом мнение ребёнка не учитывается – он должен соответствовать своему общественному положению, социальному статусу. Под воздействием этих ограничений у ребёнка зарождается протест против тех условий, в которых он живёт. Он стремится к свободе. В результате в подростковом возрасте этот протест вырывается наружу, и подростки выходят из-под влияния родителей объединяются в неформальные группировки, где находят для себя психологически комфортную обстановку. Хорошо если эти объединения носят позитивный характер и приносят реальную пользу если не обществу, то хотя бы самим членам объединения, например, волонтёрские отряды по сбору средств голодающим Африки, спортивные команды, музыкальные группы и т.п. Но бывают деструктивные объединения от вполне безобидных, пришедших на смену панкам и хиппи конца прошлого столетия, Эму и Готов наших дней, до крайне агрессивного настроенных борцов за чистоту расы скинхэдов и охотников на бомжей.
Подросток в силу своих возрастных качеств стремится почти всегда к совершению подвига. Поэтому то насколько агрессивно будут вести себя члены молодёжных объединений, во многом зависит от позиции лидера данной группы. Как правило, лидер объединения бывает чуть старше основного контингента и обладает определённым жизненным опытом и убеждениями. Имеет авторитет среди остальных, он может вдохновить своих последователей, как к озеленению улиц, так и к истреблению алкашей, бомжей, азиатов. И в том и в другом он может внушить своим последователям, что от их работы воздух в городе станет чище. И в том и другом случае они с воодушевлением примутся за дело. Только вот разница в том, что в первом случае души подростков станут чище и сами они добрее и принесут пользу не только себе, но и другим людям, а во втором один злодей под благовидным предлогом породит ещё десяток другой себе подобных.
Кроме приведённых выше примеров влияния на личность ребёнка оказывают и средства массовой информации, видеофильмы и компьютерные игры. Влияние последних остро ощущается последнее время. Подросток, садясь за компьютер и запуская очередную "стрелялку" погружается в виртуальную реальность, насквозь пропитанную агрессией. Его неокрепшая психика подвергается колоссальной атаке, меняется мировосприятие. Доходит до того, что у человека "съезжает крыша" и он перестаёт различать настоящую и виртуальную реальность. Думая, что у него, как у компьютерного героя несколько жизней, а окружающие его люди монстры из виртуального мира, он совершает такие поступки, что, придя в себя ужасается тому, что сотворил, не веря в реальность происходящего. Те же последствия могут произойти и под влиянием боевиков, фильмов-ужастиков и постоянных сливов в массовое сознание информации о терактах и прочих актах насилия посредством теленовостей.
Говоря о подростковой агрессии, следует сказать, что агрессивность мальчиков и девочек старшего школьного возраста отличается по некоторым корневым основам. Как правило, эти основы такие же, как и у взрослых представителей определённого пола.
Мальчики-подростки испытывают агрессию в таких межличностных отношениях как учёба, спорт, личная угроза, ситуация алкогольного опьянения.
Девочки-подростки более бурно реагируют на не дооценивание их внешних и духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление
Физическое само восприятие мальчиков-подростков обострённее, им труднее скрыть видимые физические недостатки, которые и могут стать причиной агрессии.
Хотелось бы обратить внимание на такой важный фактор служащий одной из причин воспитания агрессии в подростках. Это домашнее насилие. Данный вид насилия стал привлекать к себе внимание общества лишь последние 30-35 лет. Не смотря на то, что данное явление является с давних лет скрытой эпидемией. Данные статистики говорят о том, что треть всех совершённых убийств совершаются родственниками потерпевших.
Домашнее насилие, как средство контроля одного члена семьи над остальными – болезнь семей с самым разным социальным статусом и материальным положением.
Существует несколько видов домашнего насилия.
Физическое – использование силы для нанесения телесных повреждений различной тяжести вплоть до убийства. Сюда относится и пресловутое повсеместно распространённое наказание ребёнка ремнём. Даже существует распространённое убеждение, что если человек не воспитанный то его мало "пороли" в детстве.
Вербальное – ссора, ругань, проклятия, оскорбления и угрозы.
Психическое – использование чувств (безразличие), унижение, оскорбление унижений, имеющих для жертвы ценность, срыв злобы на более слабых членах семьи (чаще всего детях) причиной которой является проблемы на работе, в коллективе, ссора с другим членом семьи.
Сексуальное – принуждение человека к самым разным сексуальным отношениям помимо его воли.
Экономическое – лишение экономической независимости.
Каждый вид насилия способен одинаково причинять боль жертве, поэтому невозможно их разделить по силе воздействия.
Родители и другие авторитетные взрослые являются примером для растущей личности.
Традиционно считается, что больше всего от домашнего насилия страдают женщины. Существует ряд программ, как у нас в стране, так и за рубежом направленных на помощь женщинам. Однако исследования, проведённые специалистами, показали, что главные жертвы насилия – дети. Агрессивные отношения между супругами неизбежно скажутся на их детях.
Ребёнок видевший, как отец избивает мать (или ещё хуже наоборот) неизбежно получает психологическую травму. В последствии он легко сможет воспроизвести подобные действия в своей семье, не испытывая при этом ни каких угрызений совести. То же самое, если при воспитании ребёнка применялись насильственные методы по поводу и без повода. Это отразится на его будущих детях.
В связи с этим необходимо помнить, что попытки устранить нежелательное поведение ребёнка с помощью физического наказания могут дать противоположный результат:
Во-первых, наказывающие таким образом родители становятся примером агрессивного поведения.
Во-вторых, дети, которых часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать сопротивление.
В-третьих, если наказание слишком возбуждает или расстраивает, дети могут вытеснить из памяти причину наказания и бессознательно сопротивляться усвоению правил приемлемого в обществе поведения. (Хотя, существует мнение, что применение розг ещё в начале XX века давало положительный воспитательный эффект).
Страх наказания может привести детей к мысли, что агрессивное поведение можно проявлять в недоступных для взрослых местах, так чтобы об этом не стало известно. Это внешнее скрытие отрицательного поведения на деле лишь усугубляет проблему.
С другой стороны во время процесса воспитания не возможно полностью отказаться от применения наказания. Но оно должно быть умеренным и адекватным совершённому проступку.
Ребёнок, которому уделяется слишком мало внимания, родительской любви и материнской ласки. Которому предоставлено слишком много свободы и для которого введено мало ограничений на проявление негативного, агрессивного поведения, скорее всего, вырастет агрессивным.
Подводя итоги сказанному, отметим, что основные черты личности подростка:
– эмоциональная неустойчивость;
– застенчивость;
– юношеский максимализм;
– отсутствие чувства объективной реальности;
– повышенная тревожность;
– стремление к самостоятельности не подкреплённое физическими и психическими способностями;
– повышенная чувствительность;
– плаксивость (в основном у девочек);
– противоречивость в мыслях и поступках;
– бунтарский дух поведения
кроме того, могут, в той или иной мере, породить ещё одну черту – подростковую агрессивность.
Агрессивность как личная особенность связана с комплексом психологических качеств и свойств подростков:
1. В это время у подростка происходит становление самооценки. Но часто происходит расхождение между стремлениями подростка, утверждением себя как личности и положением ребенка, школьника, зависимого то воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Это выливается в неприятие оценок взрослых независимо от их правоты.
2. Неудовлетворенность потребностями находит отражение в частности в тяге подростков к интимно–личностному и стихийно–групповому общению со сверстниками. В процессе стихийно–группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость и прочее (отношения в случайной группе не так важны и агрессивность в группе это способ удовлетворения во взрослости).
3. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение. Одно из важнейших проявлений коммуникативного поведения подростков это желание выделиться, отличиться любой ценой, выражающееся часто в агрессии.
4. Половое созревание – гормональный взрыв (не синхронное развитие организма), влияет на психику (становится неустойчивой) и самосознание.
Итак, рассмотрев некоторые особенности подросткового возраста, резюмируем, что недостаточное умение приспосабливаться к внешним условиям, различным конфликтам и экстремальным ситуациям, доверчивость и повышенная внушаемость, а также уязвимость, недостаточная избираемость поведения могут приводить к становлению насильственного поведения (агрессивности и т.д.).
Кроме того, на формирование личности детей и подростков влияет ряд внешних факторов: семья, телевидение, сверстники и др. И если это влияние негативно, то агрессия обостряется.
Если в семье принято агрессивное поведение, то это, как правило, подкрепляет агрессивное поведение ребенка в отношениях со сверстниками. Дети и подростки могут научиться агрессивному поведению и у сверстников. Есть точка зрения, что телевидение одна из очень серьезных причин влияющих на агрессивное поведение: наблюдение насилия провоцирует общее возбуждение и заряжает отрицательной энергией поведение человека, снимает запреты на агрессивное поведение и др.
Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Один из выходов агрессии подростков это преступления. Поэтому профилактика агрессивного поведения у подростков актуальна и определяется личными особенностями этого возраста. В связи с чем в последнее время стали появляться работы психологов о работе со школьниками с девиантным поведением и детьми группы риска.
3. Методы решения проблемы подростковой агрессивности
3.1 Профилактика агрессивности и смена приоритетов
Проблема насилия в обществе, и в частности агрессивного поведения в подростковой среде настолько сильно проникла в нашу повседневную жизнь, что мы порой даже не замечаем её. А тем временем статистика показывает, что количество правонарушений среди подростков, в том числе с применением насилия год от года увеличивается. Ситуация требует немедленного решения.
Между тем государство и общество продолжают действовать по стандартной логике, согласно старой формуле "ответим на рост правонарушений несовершеннолетних ростом исправительных учреждений". Наше отношение к уголовно-исполнительной системе мы выказали ещё в начале второй главы данной работы. Ещё раз подчеркнём, колония не только не исправит человека, она ещё больше его искалечит!!!
Государство вкладывает огромные средства в организацию и содержание мест лишения свободы. А проблема не исчезает. Среди молодёжи стало модно состоять на учёте в милиции или "отмотать" срок на "малолетке". Так что господа юристы вы своими запрещениями, ограничениями и лишениями только хуже всем делаете.
Проблема агрессии и правонарушений вообще, в наши дни становится не только юридической, психолого-педагогической, но и морально-этической. Пока в обществе будет мода на асоциальное поведение, пока с нашего молчаливого согласия девушка с сигаретой в зубах будет относиться спокойно к потокам нецензурной брани из пропахшего перегаром рта её молодого человека. Пока будет жив принцип "бьёт, значит любит". Какие бы законы не принимались, какие бы остроги не строились проблему не изжить.
Но с чего же начать? Какие профилактические меры принять?
Профилактика – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.
3.2 Роль родителей в профилактике агрессивности подростка
Воспитание человека начинается с семьи. Данного аспекта мы так же уже касались во второй главе. От стиля воспитания в семье во многом зависит степень агрессивности ребёнка. Исследователями отмечено, что если родители снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей и даже склонны им потакать, то дети становятся ещё агрессивнее. В то же время дети, подвергавшиеся очень строгим наказаниям, так же отличаются большей агрессивностью. Авторитарный стиль воспитания, выражающийся в физическом подавлении и психическом унижении личности ребёнка, неизбежно его травмирует. Ребёнок становится агрессивным или наоборот тревожным и заискивающим перед окружающими. Нарушается доверительный контакт между родителями и ребёнком. Атмосфера агрессии и отвержения выталкивает ребёнка из семьи.
По данным социологов большинство родителей (85%) отрицательно относятся к жестоким методам воспитания. Но это не мешает некоторым из них применять их достаточно регулярно. Родители, проявляющие жестокость в отношении детей составляют 40%. Чем же вызван такой большой процент агрессивности родителей?
Можно предположить, что родители воспринимают подобные свои действия в позитивном свете, или объясняют их целесообразностью, или же не находят в себе сил поступить иначе. Жестокость родителей можно разделить на враждебную агрессию, инструментальную агрессию и невротическую конфликтность.
Враждебная (деструктивная) агрессия встречается чаще всего в семьях алкоголиков и других моральных уродов. Выражается в самой грубой и неприкрытой форме. Ребёнок в таких семьях подвергается непрерывному рукоприкладству (наказаниям ремнём, подзатыльникам, дёрганью за ухо и др.). Словесные оскорбления и унижения в такой семье в порядке вещей. Агрессия является самоцелью. Ребёнок вызывает раздражение. Во время запоев ребёнок для родителей не существует, с похмелья же досаждает. Не редки акты лицемерия, когда при посторонних родители показывают свою "любовь" к ребёнку и рассказывают, как у них всё хорошо, а, оставшись наедине, проявляют к нему неприкрытую негативность и злобу. Ещё ситуация пьяный отец приходя домой начинает процесс воспитания – бьёт ребёнка за полученную в школе низкую оценку. При этом не задумывается в силу присутствия в голове единственной извилины о том, что в данной проблеме виноват в первую очередь он, а не ребёнок. Гораздо лучше бы было, если бы, вместо того чтобы "тусоваться" у пивнушки вместе с такими же "синяками", как сам, он трезвый встретил ребёнка после школы и помог ему разобраться в том учебном материале, в котором ребёнок испытывает затруднение. От этого был бы гораздо более положительный воспитательный эффект. А так у ребёнка появляются все шансы пойти по стопам родителей и в дальнейшем вести себя точно так же. Хорошо если у ребёнка из подобной семьи найдётся старший товарищ, ведущий нормальный образ жизни и с которого бы он смог взять пример.
Инструментальная агрессия. Появляется, как средство воспитания. Носит завуалированную форму. В общественных группах представляет собой социальную норму поведения.
Родители считают, что для достижения "благой цели", и открытия ребёнку "правды жизни" не жестокие, а строгие меры воспитания. В таких семьях родители живут чаще всего без любви. Воспитание основано на запугивании и наказаниях. Это чаще всего представители неквалифицированных низкооплачиваемых профессий с низким уровнем интеллекта. Их отличает "потребительская любовь" по отношению к своему ребёнку. Если ребёнок соответствует их стандарту "хорошего" сына или дочери они относятся к нему хорошо, а если не соответствует, то, по их мнению, требуется проявить строгость для приведения его в норму.
Такие родители в силу своего низкого интеллекта и постоянной профессиональной загруженности не способны организовать совместный с детьми досуг, так чтобы и самим отдохнуть и детям польза была. Обычно всё ограничивается мероприятиями типа шашлыков по выходным или отец на рыбалку (в Баню), мать к подружкам (салон красоты), а дети лишние.
Невротическая конфликтность.
Вызвана "раздражительной слабостью" родителей. Их личность находится в плену постоянных страхов из-за чувственности, тревожности и мнительности. Для таких людей характерен внутриличностный конфликт между "я реальным" и "я желаемым". Человек не может в силу тех или иных обстоятельств решить свои жизненные проблемы. Из-за переутомления на работе, неприятностей в быту в душе человека накапливается раздражение. Родители срывают своё раздражение на детях, затем мучаются угрызением совести из-за своего несправедливого отношения к ребёнку, извиняются перед ним, а через некоторое время всё вновь повторяется.
Данный вид агрессии особенно проявляется в наши дни в связи с необуржуазной реальностью, когда родители в погоне за добычей средств существования совсем не оставляют себе времени для полноценного отдыха и общения с детьми. При этом они чувствуют вину перед ними, но не в состоянии что либо исправить. Возникает порочный круг.
Большинство родителей сталкиваются с проблемой агрессии в подростковой среде, только лишь тогда, когда их ребёнок оказывается в роли жертвы. Если же ребёнок избегает неприятных ситуаций или сам является агрессором, проблема проходит мимо их внимания. Или на ней не заостряют внимание.
Нередко сами родители провоцируют конфликты среди подростков. Так некоторые запрещают своим чадам дружить с теми или иными детьми, мотивируя это тем, что "у них родители алкоголики" или "они не нашего круга" – другого общественного положения или другой национальности. Но детство не знает границ. Дети из разных слоёв общества и разных национальностей, гораздо лучше взрослых находят общий язык. Может быть, многие социальные и межнациональные конфликты удалось бы, предотвратить не будь со стороны взрослых наставлений типа "с тем дружи, а с тем не дружи".
Хотелось бы коснуться ещё одного интересного аспекта. Многие педагоги и психологи не одобряют, когда родители учат своих детей "давать сдачу" обидчику, защищать свои права и если надо драться. По их мнению, это косвенное одобрение агрессивного поведения. Мы не совсем согласимся с таким подходом к делу. За себя постоять должен уметь любой человек. Но вот в чём суть. Родители должны научить своего ребёнка не просто "махать кулаками", а адекватно применять силу в зависимости от ситуации. Если конфликт можно погасить без драки, тогда конечно руки распускать ни к чему. Даже мастера восточных единоборств говорят: "Высшее мастерство в том, чтобы победить, не вступая в схватку". Но если драки не избежать, то пусть уж ребёнок дерётся, чем подвергается унижению. Задача родителей состоит в том, чтобы научить ребёнка адекватно реагировать на возникшую ситуацию. А то ведь может получиться так, что подросток терпит-терпит унижения со стороны сверстников, а потом его терпение лопается, он берёт в руки оружие и начинает расправу со своими обидчиками. При этом "под раздачу" попадают ни в чём не повинные люди. Это ярко иллюстрирует ряд кровавых событий в школах Западной Европы и Америки, а так же случаи расстрела военнослужащими ВС РФ своих сослуживцев.
Что же могут сделать родители в сфере профилактики подростковой агрессии.
Во-первых, больше внимания уделять своему ребёнку. Помогать ему в учёбе, организовывать совместный интересный и полезный досуг (турпоходы, совместная работа по дому и на даче (в саду), посещение театров, аттракционов, музеев и др.).
Во-вторых, своим поведением показывать подростку, что все проблемы можно решить без проявления насилия, учить находить адекватные решения жизненных ситуаций без применения силы.
В-третьих, при воспитании детей предпочтение отдавать методам убеждения над методом насилия.
3.3 Работа педагога
Большинство педагогов ежедневно сталкиваются с проявлениями агрессивного поведения подростков. При этом, некоторые не которые из них, отрицают существование данной проблемы в целом или в тех подростковых коллективах с которыми им приходится работать.
В педагогической среде существует ряд типичных заблуждений в отношении подростковой агрессивности.
1.Подростковая агрессия неизбежна.
Агрессия присуща человеку как биологическому объекту, однако следует помнить, что всоциально неблагополучных условиях она приобретает совершенно иной характер иболее сложные формы, поэтому отрекаться отпрофилактики подростковой агрессии нелепо.
2.Подростковая агрессия— следствие психической патологии.
Это далеко невсегда так, как правило, подростковая агрессия следствием психических расстройств неявляется. Исследования показали, что наиболее опасные формы (насилие, убийства, терроризм) подростковая агрессия принимает вкачестве извращенных реакций адаптации всреде.
Механизм развития аномальных адаптационных реакций можно представить ввиде следующей схемы: совокупность психотравмирующих факторов напряжение адаптационных ресурсов прорыв барьера психической адаптации (термин предложен Ю.А.Александровским) дистресс смещение компенсаторных механизмов из"социальной" в"витальную, жизненную" плоскость аномальное реагирование, направленное науничтожение травмирующего фактора.
3.Внашей школе (нашем классе, отряде) этой проблемы несуществует. Унас дети дружные!
Даже самые благополучные коллективы немогут избежать межличностных конфликтов, врамках которых формируется иерархия организованной группы. Втакой группе всегда появляются лидеры иаутсайдеры, первые стремятся удержать свое положение, вторые— исправить свое. Как правило, бульшая часть коллектива (что, кстати, иесть показатель дружного класса или отряда) следует залидерами, врезультате чего аутсайдеры оказываются визоляции. Это является психотравмирующим фактором, провоцирующим ихагрессивное поведение. Вроли аутсайдеров неизбежно оказываются новички, дети снарушением развития идети-инвалиды, дети изнеблагополучных семей.
4.Проблема детской агрессии— проблема родителей, это недостаток воспитания. Конечно, есть разные семьи, но, как правило, факторов, провоцирующих агрессивное поведение, врамках семьи меньше, чем внутри подросткового сообщества. Многие родители удивляются, читая вдневниках записи оповедении своих детей вшколе, поскольку вдомашних условиях они никогда так себя неведут.
5.Подростковая агрессия— результат влияния СМИ, следствие подражания агрессивным персонажам фильмов икниг. Это отчасти верно, нодалеко невсегда подтверждается масштабными исследованиями. Опыт показывает, что, например, после просмотра боевика шансы подростка совершить акт агрессии действительно выше, чем уего сверстников, ночерез 2—3ч. готовность кагрессии сравнивается сосредними возрастными показателями.
Таким образом, педагогам необходимо своевременно выявлять учащихся склонных к проявлению агрессии. Большая роль в этой работе отводится психологам, социальным педагогам, классным руководителям. Используя в своей деятельности различные методики, рисуночные тесты, наблюдение можно во время выявлять агрессивных учащихся ещё на младшей ступени и выстраивать коррекционную и профилактическую работу.
Методики позволяющие своевременно выявить подростков склонных к агрессии будут представлены нами в приложении к данной работе.
Заключение
В результате изучения имеющихся в нашем распоряжении источников и опираясь на собственный жизненный опыт, мы выявили основные причины, порождающие подростковую агрессивность. Как сказал один из классиков: "Все мы родом из детства". Подростковый период в жизни человека является мостиком, ведущим из детства во взрослую жизнь. Многие проблемы, не имеющие значения в детстве и являющиеся второстепенными для большинства взрослых, для подростка являются особенно актуальными. Задача взрослых, особенно близких подростку людей (родителей, учителей, старших товарищей), помочь ему справиться с этими проблемами, и не просто помочь преодолеть их, но и научить его решать прблемы самостоятельно. Только подготовленный к преодолению трудностей человек чувствует себя уверенно, обладает внутренним спокойствием и поэтому в наименьшей степени склонен к агрессии.
Список литературы
1.Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. университетов. [Текст] / Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др.. – 2изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1979. – 288с., ил.
2. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. Для учителей и родителей. [Текст]. М.: Просвещение, 1991. – 223с. – (Психологический практикум).
3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. [Текст]. – М.: Просвещение, 1989. – 224с. – (Б – ка зам. дир. шк. По учебно-воспит. работе).
4. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. [Текст]. В 2-х т. Т.1. Под ред. И.А. Капрова. – М.: Педагогика, 1977
5. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителя. [Текст]. – М.: Просвещение, 1989. – 208с.
6. Психология современного подростка. [Текст]. Под ред. Д.И. Фельдштейна; Научно-исследовательский ин-т общей и педагогической психологии. Академия пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1987. – 240с., ил.
7. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. [Текст]. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995, 480.
8. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Кн. для учителя. [Текст] / Под ред. А. А. Бодалева – М.: Просвещение, 1981. – 128с.
9. Краткий психологический словарь. [Текст] / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Яротевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431с.
10. Журнал практической психологии и психоанализа #1 март 2006 г. // Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии.
11. Е. Перепелицына. Этот агрессивный, агрессивный, агрессивный подросток! http// gestalt.hut.ru
12. Зимелёва З. А. Статья Агрессивное поведение подростков и личность родителей. Журнал "Психологическая наука и образование" 2004.
13. Профилактика агрессивных и террористических проявлений уподростков. Методическое пособие под ред. И. Соковни.
14. Журнал практической психологии и психоанализа #1 март 2006 г. // М Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии.
15. Табунова Н.В. Профилактика подростковой агрессивности – http: \\ kedrovy.ru \ files\ profilakt_aqres.dok