Гапонова Т. А.
Научный руководитель Андреева О. С.
Использование сказки для диагностики формирования полоролевых стереотипов у ребенка.
Представление ребенка о "мужественности" и "женственности" и мере своего соответствия этим критериям зависят от культурных норм и воспитания.
Традиционная система взаимоотношений полов и связанная с ней дифференциация половых ролей переживает в настоящее время кризис.
Целью работы является рассмотрение применения сказки для диагностики формирования полоролевых стереотипов у детей.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
> привести литературный обзор традиций использования фантазии, образов и сказок для выявления особенностей развития ребенка;
> рассмотреть факторы формирования психологического пола и полоролевых стереотипов у ребенка;
> произвести анализ диагностических возможностей сказки для выявления индивидуальных особенностей формирования полоролевых стереотипов;
В экспериментальной части работы были рассмотрены 5 сказок детей в возрасте 10 - 12 лет. На основе произведенного анализа был сделан следующий вывод:
Анализ проявления мужскими и женскими персонажами своих личностных свойств и функций, идентификации ребенка с героем определенного пола позволяет сделать вывод об индивидуальной системе половых ролей, в рамках которой сам ребенок различает критерии "мужественности" и "женственности; о половой идентификации и индивидуальной системе оценок и предпочтений.
Таким образом сказочные фантазии ребенка дают богатый материал для диагностики формирования полоролевых стереотипов, с учетом чего сознательное поведение становится более понятным и, благодаря этому, доступным для воздействия.