Рефетека.ру / Менеджмент

Реферат: Отчет по практике

|ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ |
|ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ |
|Кафедра экономики труда и основ управления |

|отчет |

|по производственной практике |
| на базе Территориального фонда |
|обязательного медицинского страхования |

|подготовил СТУДЕНТ |
|3 КУРСА 6 ГРУППЫ |
|ловчиков д.с. |


|руководитель на |
|предприятии: |
|нач. оЦО |
|московченко к. б. |

|ВОРОНЕЖ - 1997 |

оглавление

оглавление 2


ВВЕДЕНИЕ 3


РАЗДЕЛ 1. МЕНЕДЖМЕНТ 4

1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА 4

1.1.1 ИЗ ИСТОРИИ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИя 4

1.1.2. Формы медицинского страхования 4

1.1.3. Переход к обязательному медицинскому страхованию в Российской

Федерации 7

1.1.4 Организационно-правовая база ОМС и ТФ ОМС 8

1.1.5 Основные технико-экономические показатели деятельности ТФ ОМС в

1995-1996 годах 11
1.2 Организационная структура предприятия 13

1.2.1 ОРГАНИЗАЦИОННАя СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИя ТФ ОМС 13

1.2.2 Организационная структура отделов ТФ ОМС 14

1.2.3 Организационно-правовая база деятельности отделов и сотрудников ТФ

ОМС 15
1.3 Управленческая документация 15
1.4 КОМПЬЮТЕРИЗАЦИя В УПРАВЛЕНИИ 17
1.5 ОРГАНИЗАЦИОННАя ДИАГНОСТИКА 18
ЗАКЛЮчЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ 1 19

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИя И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА 21

2.1 ОРГАНИЗАЦИя ТРУДА НА ПРЕДПРИяТИИ 21

2.1.1 ОРГАНИЗАЦИя РАБОчИХ МЕСТ 21

2.1.2 Аттестация кадров ТФ ОМС 23

2.1.3 Формы повышения квалификации в ТФ ОМС 24
2.2 Нормирование труда в организации 25

2.2.1 УРОВЕНЬ НОРМИРОВАНИя ТРУДА В ТФ ОМС 25

2.2.2 Фотография рабочего дня работников 26

2.2.3 Хронометражные наблюдения 29

2.2.4 Оценка эффективности труда служащих 30
2.3 Психофизиологические основы организации труда 30
ЗАКЛЮчЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ 2 32

РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИКА ТРУДА 34

3.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА 34
3.2 АНАЛИЗ СХЕМЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ 34
3.3 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА 35
ЗАКЛЮчЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ 3 36

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 37


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 38


ПРИЛОЖЕНИЕ 3 39


ПРИЛОЖЕНИЕ 4 41


ПРИЛОЖЕНИЕ 5 43


ПРИЛОЖЕНИЕ 6 46


ПРИЛОЖЕНИЕ 7 48

Введение

Данный отчет подготовлен на основе изучения организационно-технических данных Территориального фонда обязательного медицинского страхования, исполнительная дирекция которого находится по адресу: г. Воронеж, ул.
Московский проспект, 4.

Место проведения данной работы выбрано руководствуясь следующими принципами: изучение документооборота государственной организации; изучение приемов и методов, применяемых в экономической деятельности государственных организаций; изучение принципов организации труда на государственных предприятиях; определение степени нормируемости труда служащих и попытка выявления резервов для повышения производительности труда руководителей, специалистов и служащих; изучение системы оплаты труда и материального стимулирования руководителей, специалистов и служащих; изучение организационной структуры госсектора экономики; изучение связи и взаимодействия госсектора с другими формами собственности.

Также в работе раскрываются принципы и база обязательного медицинского страхования граждан в РФ, как части социальной политики государства.

Раздел 1. менеджмент

1.1 характеристика объекта

1.1.1 Из истории медицинского страхования

Изменения в конце XVIII в. во многих странах экономической ситуации и общественных взаимоотношений привели к образованию на предприятиях обществ взаимной солидарности. Они возникали на добровольной основе и представляли собой целевые фонды, создаваемые за счет отчислений от заработной платы работников. Средства этих фондов предназначались для оплаты лечения и компенсации потерь заработка, вызванных болезнью работника.

Это было первым шагом к формированию системы медицинского страхования
— добровольным медицинским страхованием (ДМС).

Так как обязательное медицинское страхование (ОМС), как и система социального страхования в целом, требовало определенного, достаточно высокого уровня организации общества и развития производственных сил, то его формирование, развитие и выделение как социального института происходило очень медленными темпами на протяжении многих десятилетий.

Впервые ОМС, преобразовавшись из добровольного, возникло в 1845 г. в
Пруссии. В то время оно охватывало лишь 20% рабочего населения и сравнивая с сегодняшними стандартами было далеко от совершенства.

Позже законы об ОМС стали появляться и в других экономически развитых странах мира. Причем их создание осуществлялось лишь благодаря жестким требованиям работников и профсоюзов. Так в 1866 г. в России вышел закон, обязывающий предпринимателей, имеющих более 200 наемных рабочих, строить больницы с бесплатным лечением из расчета 1 койка на каждые 100 работников.

С 1883 г. система ОМС была установлена почти в каждой стране, но она продолжала зависеть лишь от владельцев фабрик и заводов и никак не финансировалась государством.

1.1.2. Формы медицинского страхования

На сегодняшний день существует две формы медицинского страхования населения — добровольное и обязательное медицинское страхование, которые в определенном соотношении существуют сейчас в каждом цивилизованном государстве.

Добровольное медицинское страхование является лишь чисто коммерческим предприятием и минимально регулируется государством, поэтому страховаться в таких организациях — это дело выбора каждого гражданина. Совершенно противоположным свойством обладает обязательное медицинской страхование.
ОМС — это одна из составляющих частей социальной политики государства, основными принципами которого являются: равенство для всех граждан в доступности и качестве предоставляемых услуг; гарантируемый минимум услуг (задачей любого правительства является гарантия установления и расходования минимальной доли ВВП, что порождает проблему контроля за эффективным и целенаправленным использованием этих ресурсов); права граждан на свободный выбор страхующей организации, медицинского учреждения и врача.

Рассмотрим существующие системы финансирования здравоохранения в экономически развитых странах. Всего существует три типа таких систем: централизованная; децентрализованная; смешанная.

Так, при национальном здравоохранении, то есть здравоохранении полностью зависящим от государства, на его нужды расходуется около 6% от
ВВП страны. Аккумулирование средств происходит за счет отчислений определенного процента от прибыли предприятий в государственный бюджет, откуда они перераспределяются по статьям расходов в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Такая система поддержки и финансирования здравоохранения существует в Великобритании, Дании, Италии,
Ирландии.

Другая, совершенно противоположная система финансирования сложилась в
США. Она основана в большей степени на частной оплате медицинских услуг в сочетании с сильно развитой системой добровольного медицинского страхования
(Синий Щит и Синий крест). Население США в среднем оплачивает 60% всех затрат по лечению, причем, 95% в стоматологии и 50% в больницах. Несмотря на это, государственные расходы на медицину самые высокие среди стран мира-
14% ВВП страны. Прежде всего это связано с высоким экономическим развитием страны, но также нельзя упускать из внимания тот факт, что частные платежи идут в большей степени на оплату гонораров медицинским работникам и лишь небольшая доля - на развитие медицины в целом, что и компенсирует государство посредством своих отчислений.

Третий тип системы существует в Японии, Франции, Голландии, Германии и
Канаде. Страховая медицина этих стран основана на трех источниках финансирования: государственном бюджете, обязательных взносах работников и работодателей. Сумма этих средств составляет 7-9% от ВВП данных стран.
Эффективность данной системы финансирования достигается путем тщательной разработки целевых программ на территориальном уровне и жесткого контроля со стороны государства. Средства, собранные с предприятий и работников, остаются в местных бюджетах, куда вносятся и средства, распределенные из государственного бюджета. Учитывая большую заинтересованность и наиболее ясное понимание проблем здравоохранения на местном уровне, данные ресурсы используются самым эффективным образом.

1.1.3. Переход к обязательному медицинскому страхованию в Российской

Федерации

Как известно, в России до конца 1991 г. существовала преимущественно государственная медицина, работа которой в рамках бывшего Союза была эффективной и не требовала каких-либо конструктивных изменений. Средства аккумулировались в государственном бюджете откуда, в зависимости от потребностей, перераспределялись на более низкие уровни управления.
Целенаправленность использования администрацией выделенных средств строго контролировалась государством, что, несомненно, играло большую положительную роль. Но существенным недостатком бывшей системы финансирования здравоохранения, который заметно не проявлялся в социалистический период в силу ряда политических и экономических причин, было то, что распределяемая из государственного бюджета сумма была динамической величиной и изменялась в соответствии с оставшимися в бюджете средствами, то есть финансирование медицины происходило по остаточному принципу: чем больше оставалось средств в бюджете, тем больше получала медицина, и наоборот, чем больше ресурсов съедали другие программы, тем хуже жилось медицинским учреждениям[1].

Но эти отрицательные стороны не проявлялись резко до тех пор, пока не произошел развал СССР и не были разорваны производственные связи. В этот период наблюдался резкий спад производства, доходные статьи уменьшались, а т.к. социальная сфера не пользовалась особыми приоритетами то, поступление средств в эту область резко сократилось. Существующая система финансирования требовала конкретных изменений.

1.1.4 Организационно-правовая база ОМС и ТФ ОМС

Организационно-правовая база системы обязательного медицинского страхования определяется нижеследующими законодательными актами.

Закон РФ “О медицинском страховании граждан в РФ” от 28.06.91 №4741-1.

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан
Российской Федерации на медицинскую помощь.

В Законе говорится, что “медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья”. Его целью является гарантия гражданам получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

В Законе также определяется, что медицинское страхование в нашей стране осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Но из интересов работы рассматриваться будут лишь те пункты, которые определяют базу обязательного медицинского страхования.

“Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам
Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.”

Страхователями при обязательном медицинском страховании являются: для неработающего населения — местная администрация; для работающего населения — предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий.

Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение
(лицензию) на право заниматься медицинским страхованием[2].

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно- исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Определяются права и обязанности граждан РФ, лиц не имеющих гражданство РФ, стахователя, страховой медицинской организации, медицинских учреждений; определяются источники финансирования системы здравоохранения в
Российской Федерации.

Постановление ВС РФ от 24.02.93 г. N 4543-1: положение “О порядке финансирования ОМС граждан на 1993 год”, положение “О федеральном фонде
ОМС”, положение “О территориальном фонде ОМС”, положение “О порядке уплаты страховых взносов в фонды ОМС”.

В данном документе утверждается: положение о ФФ ОМС; положение о ТФ ОМС; положение о порядке уплаты страховых взносов в ФФ и ТФ ОМС.

Постановляется правительству РФ: назначить исполнительного директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования; разработать и утвердить положения, регламентирующие финансовое взаимодействие, учет и отчетность в системе обязательного медицинского страхования.

Для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, также устанавливается размер страховых взносов на ОМС в размере 3,6% к ФОТ в следующем соотношении: в ФФ ОМС — 0,2%; в ТФ ОМС — 3,4%.

Так как нас, в первую очередь, интересует деятельность ТФ ОМС, то ознакомимся подробней с положением “О ТФ ОМС”.

ТФ ОМС создается правительством республики в составе РФ, Советом народных депутатов и администрацией автономной области, автономного округа, края, области для реализации государственной политики в области ОМС как составной части государственного социального страхования.

ТФ ОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, является юридическим лицом и подотчетен соответствующим органам представительной и исполнительной власти.

Определяются задачи Территориального фонда: обеспечение реализации Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” и предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе ОМС; обеспечение всеобщности ОМС с условием достижения социальной справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС; обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС.

А также его функции: аккумулирование финансовых средств на ОМС; осуществление финансирования ОМС; осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС; разработка правил и нормативной базы ОМС на соответствующей территории; осуществление контроля за своевременным и полным поступлением страховых взносов, а также за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на ОМС граждан; согласование совместно с заинтересованными органами[3] тарификации стоимости медицинской помощи и территориальной программы ОМС; осуществление других мероприятий по организации обязательного медицинского страхования граждан.

Определяются финансовые средства ТФ ОМС, которые находятся в государственной собственности Российской Федерации и изъятию не подлежат. А также источники их формирования: часть страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на ОМС неработающего населения; доходы, получаемые от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств
Территориального фонда; финансовые средства, взыскиваемые со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессивных требований; добровольные взносы физических и юридических лиц; иные поступления, не запрещенные законодательством РФ.

Положением определяется, что норматив финансовых средств, выделяемых
ТФ на выполнение им управленческих функций, устанавливается исполнительным директором по согласованию с правлением ТФ ОМС[4].

Также говорится, что “временно свободные финансовые средства
Территориального фонда в целях их защиты от инфляции используются для размещения банковских депозитов и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг”.

Определяются цели, на которые могут быть использованы доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств ТФ ОМС.

Определяется принцип руководства деятельностью ТФ, которое осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором, а также состав правления ТФ ОМС и его функции.

Определяются задачи и функции филиалов ТФ ОМС и принципы контроля как деятельности филиалов, так и ТФ ОМС.

Определяются особые условия деятельности ТФ ОМС.

Финансовые средства Территориального фонда, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из бюджета на следующий год не учитываются.

Работники Территориального фонда приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти.

Письмо Федерального фонда ОМС от 19 августа 1993 г. N 03-01"Об организации работы территориального фонда"

Содержит нормативно-методические документы для организации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Постановление СМ РФ от 22.09.93 N 930: положение “Об исполнительной дирекции Федерального фонда обязательного медицинского страхования”.

Данный документ включает в себя общие положения, основные задачи и функции исполнительной дирекции ФФ ОМС, а также определяется порядок взаимодействия с ТФ ОМС.

Постановление ФФ ОМС 19.08.93 г. №03-01: “Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан”.

Определяются условия и принципы финансового взаимодействия всех субъектов в системе ОМС.

Постановление ВС РФ 1.06.93 г. N 5312-1 “О финансировании государственных расходов из республиканского бюджета РФ в III квартале 1993 года”.

Определяется роль и место бюджетного финансирования в системе ОМС.

1.1.5 Основные технико-экономические показатели деятельности ТФ ОМС в

1995-1996 годах

Основой деятельности ТФ ОМС, исходя из законодательных актов, является создание методической базы ОМС на закрепленной территории, контроль за выполнением своих обязанностей ЛПУ и СМО, а также сбор, аккумулирование и распределение средств.

Первые два показателя имеют под собой качественную основу и трудно поддаются количественной оценке. Для их анализа можно использовать данные проверок, осуществляемых ФФ ОМС по приказу Президента РФ, которые говорят о низкоэффективной работе ТФ ОМС по их улучшению.

Анализ следующих показателей основан на данных бухгалтерского баланса и сводной отчетности деятельности ТФ ОМС.

Сбор средств ТФ ОМС и его филиалов в 1995-1996 годах составил соответственно 85 258 и 115460 млн. руб. в абсолютных ценах. При пересчете данных значений в сопоставимые цены используют индекс повышения оплаты труда, который на конец 1996 год в среднем по области был равен 1,43. Т.о. получаем поступление средств от предприятий и организаций в 1995 году в ценах 1996 года 121919 млн. руб., т.е. за 1996 год собираемость налога на
ОМС упала на 5,3% по сравнением с 1995 годом.

Табл. 1
|Год |Сбор |Доходы от вложения |Передано |Численность |
| |средств, |временно свободных |ЛПУ, |работников, |
| |млн. руб. |средств, млн. руб. |млн. руб. |чел[5]. |
|1995 |85258 |10059 |91504 |224/78 |
|1996 |115460 |3983 |114665 |228/80 |

Доходы от вложения временно свободных средств также упали, что было связано, во-первых, с уменьшением реальных доходов и, следовательно, с уменьшением временно свободных средств. А во-вторых, опустилась ставка банков по депозитам, но это и не является решающим фактором, влияющим на динамику по этой статье.

Анализируя следующую статью можно сделать вывод, что в ЛПУ передается условно постоянная сумма в размере 96% наличных средств ТФ ОМС. Т.о. содержание организации осуществляется за счет 4% от средств фонда, что составило в 1995 году (в ценах 1996 года) 5452 млн. руб., а в 1996 году —
4778 млн. руб..

ТФ ОМС самостоятельно осуществляет сбор платежей по ОМС с предприятий и прочих страхователей, контролирует полноту и своевременность их поступления.

Для повышения собираемости налога на ОМС с предприятий в
Территориальном фонде в 1997 году были разработаны и внедрены принципы взаимозачета между страхователями и ЛПУ.

Хотя на основе Постановление ФФ ОМС 19.08.93 г. №03-01: “Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан” на счет Территориального фонда должны также направляться бюджетные платежи по ОМС неработающих граждан, но на самом деле этого не происходит из-за хронического дефицита местного бюджета и данные средства в таблице не показаны.

На рис. 1 изображена схема финансовых взаимоотношений в системе ОМС, существующая на сегодняшний день (пунктирной линией показана финансовая связь, которая должна была существовать на основе Постановления №03-01).

Рис. 1. Схема финансовых взаимоотношений в системе ОМС.

Из данной схемы видно, что СМО, при реальном отсутствии конкуренции между ЛПУ, играют лишь роль посредника и создают дополнительные трудности при прохождении средств к ЛПУ, их контроле и разработки методической базы
ОМС.

1.2 Организационная структура предприятия

1.2.1 Организационная структура управления ТФ ОМС

Исходя из организационно-правовой базы ОМС граждан в РФ следует: объектом в системе ОМС является право гражданина РФ в получении гарантированного минимума медицинских услуг, раздел социальной политики государства; субъектами в системе организации ОМС являются: ФФ ОМС, ТФ ОМС, СМО,
ЛПУ, органы местного самоуправления. Причем органы местного самоуправления взаимодействуют с системой лишь при решении вопросов, касающихся ОМС неработающей части населения.

Взаимосвязь субъектов показана на рис. 2.

Рис. 2. Организационная схема ОМС.

Управление Территориальным фондом ОМС в Воронежской области полностью возложено на исполнительную дирекцию, которая включает в себя исполнительного директора, его заместителей и 14 отделов. Т.о. организационная структура исполнительной дирекции ТФ ОМС будет являться и оргструктурой управления Территориальным фондом. На рис. 3 представлена оргструктура, существовавшая до 1997 года, а на рис. 4 — оргструктура существующая на сегодняшний день[6].

Изменения в структуре управления вызваны в первую очередь попыткой дирекции адаптировать организацию к постоянно меняющимся условиям деятельности. Так сектор статистики был вынесен из центра аналитической и статистической информации в отдел планирования доходов и финансирования
(ПДФ). Это обусловлено переходом данного подотдела от сбора и накопления разнородной информации к переработке и анализированию строго определенных данных по сбору и использованию средств ТФ ОМС, которыми пользуется в первую очередь отдел ПДФ.

Отдел маркетинга перешел из непосредственного подчинения исполнительному директору в подчинение управлению поступлением средств, что обусловлено близостью задач данного отдела и отдела контроля за перечислением средств. Также отделу медстрахования были переданы полномочия отдела по контролю за качеством лечения. Появился экспертно-аналитический отдел, основной задачей которого стал анализ тарифов на медуслуги ЛПУ.

Анализируя подчиненность и функции отделов можно прийдти к выводу о существовании линейно-функциональной связи с явным преобладанием последней.

В табл. 2 для определения масштаба элемента структуры показано распределение сотрудников по каждому отделу ТФ ОМС.

Таблица 2.
|Отдел |1996 |1997 |
| |чел. |% |чел. |% |
|Информационный центр аналитической и | | | | |
|статистической обработки |20 |25,00 |16 |23,88 |
|Отдел медицинского страхования |4 |5,00 |2 |2,99 |
|Отдел планирования доходов и |5 |6,25 |5 |7,46 |
|финансирования | | | | |
|Отдел контроля за перечислением средств |3 |3,75 |3 |4,48 |
|Контрольно-ревизионный отдел |5 |6,25 |2 |2,99 |
|Юридический отдел |5 |6,25 |3 |4,48 |
|Бухгалтерия |10 |12,50 |10 |14,93 |
|Отдел ценообразования |3 |3,75 |2 |2,99 |
|Отдел маркетинга |1 |1,25 |1 |1,48 |
|Отдел кадров |3 |3,75 |3 |4,48 |
|Сектор статистики |2 |2,50 |2 |2,99 |
|Административно-хозяйственный отдел |5 |6,25 |5 |7,46 |
|Экспертно-аналитический отдел |0 |0 |7 |10,44 |
|Прочих служащих |14 |17,50 |6 |8,95 |
|Итого: |80 |100 |67 |100 |

1.2.2 Организационная структура отделов ТФ ОМС

Помимо общей структуры управления ТФ ОМС существуют и организационные структуры отделов и служб внутри самой исполнительной дирекции. Они принимают участие в управлении не только кооперативно на уровне исполнительной дирекции по схеме, приведенной выше, но и самостоятельно принимают решения по специфическим вопросам, что возможно благодаря наличию прямой связи “отдел ИД — соответствующая служба филиала, ЛПУ или СМО”. Так, например, согласование тарифов на медицинские услуги осуществляется при непосредственном взаимодействии отдела ценообразования, представителя ЛПУ и
СМО.

Для демонстрации внутренней и внешней связи на рис. 5 показана оргструктура бухгалтерии исполнительной дирекции ТФ ОМС, которая отвечает за учет и отчетность по всему ТФ ОМС, но использует данные, полученные и обработанные местными службами.

Отделы бухгалтерии в филиалах имеют небольшую численность персонала и простые оргструктуры и поэтому на схеме раздельно не показываются.

Рис. 5. Организационная схема бухгалтерии.

Заместители главного бухгалтера имеют функциональную связь с сотрудниками отдела и отвечают за решение определенных вопросов в отделе
(з/п, операции с ценными бумагами, учет поступления средств и пр.). На схеме не показывается подчиненность специалистов бухгалтерии тому или иному начальнику, т.к. в процессе работы они могут затрагивать различные стороны учета и, следовательно, менять подчинение.

1.2.3 Организационно-правовая база деятельности отделов и сотрудников

ТФ ОМС

Организационно-правовая база отделов регулируется внутренним документом — Положением об отделе[7]. Данный документ составляется для каждого отдела (службы) ТФ ОМС и утверждается исполнительным директором ТФ
ОМС. В нем перечисляются функции, права, обязанности и ответственность за результаты деятельности отдела (службы). Также в Положении оговаривается связь с другими подразделениями Территориального фонда.

Организационно-правовая база деятельности сотрудников ТФ ОМС заложена в Правилах внутреннего трудового распорядка ТФ ОМС Воронежской области[8] и штатном расписании[9]. В них определяются правила приема на работу в ТФ
ОМС, права и обязанности работников и администрации ТФ ОМС, рабочее время, время отдыха и отпуска, заработная плата, меры поощрения, дисциплинарные меры. Также для каждого сотрудника ТФ ОМС разработана Должностная инструкция[10], в которой определяются права, обязанности и ответственность работника за результаты деятельности.

1.3 Управленческая документация

В организации происходит огромный оборот различных форм документов от рекомендательных писем местного уровня до Федеральных законов. Так, например, в отделе ценообразования наибольший удельный вес в документообороте занимают документы местного уровня — формы статотчетности
ЛПУ и СМО и тарифные соглашения.

Все документы разделены по признаку — входящий-исходящий, который показывает место создания документа (табл. 3).

Таблица 3.
|Признак |Место создания документа |
|входящи|исходящи| |
|й |й | |
|+ | |Создается вне ТФ и направляется для практического |
| | |обязательного использования (законы, нормативные |
| | |акты) |
|+ |+ |Разрабатывается вне ТФ, но требует дополнительной |
| | |доработки на местах (рекомендации, многосторонние |
| | |соглашения, проекты) |
| |+ |Создаются в ТФ и направляются субъектам ОМС области |

Объем этих документов составляет от нескольких предложений до десятков страниц. Основные характеристики документооборота по ТФ ОМС приведены в таблице 4.

Таблица 4.
|Форма документа |Объем |Признак |Примечания |
| |документа, |входящий ( | |
| |печ. стр. |исходящий | |
|1. Законы РФ, |3-10 |+ |- | |
|Постановления | | | | |
|правительства и местной| | | | |
|администрации | | | | |
|2. Временные порядки и |2-5 |+ |- | |
|порядки отношений в | | | | |
|системе ОМС Минфина и | | | | |
|Минздрава | | | | |
|3. Нормативные |0,5-6 |+ |- |С 67 по 97 |
|документы Минздрава | | | |год |
|4. Методические |текст: 2-3 |- |+ |Ежегодное |
|рекомендации |формы: 7-10 | | |обновление |
|Территориального фонда | | | | |
|ОМС | | | | |
|5. Тарифные соглашения | |+ |+ | |
|6. Прейскурант на |табл: 5-10 |+ |+ |Ежеквартальн|
|медуслуги | | | |ое |
| | | | |обновление |
|7. Формы статотчетности|табл: 3-17 |+ |- | |
|8. Письма различного |0,5-3 |+ |+ | |
|уровня | | | | |

Все входящие и/или исходящие документы обязательно проходят канцелярию, заместителя директора и исполнительного директора. Остальной путь документа может меняться в зависимости от его формы, цели и предназначения. На рис. 6 и 7 показаны две документограммы по исходящему и входящему-исходящему документу.

Рис. 6. Нормативное письмо главврачам ЛПУ (исходящее).

Рис. 7. Проект Закона “Об ОМС граждан в РФ” (входящее-исходящее).

1.4 компьютеризация в управлении

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования для выполнения своих задач и функций, предприсанных Постановление ВС РФ от
24.02.93 г. N 4543-1, оснащен современной вычислительной и коммуникационной техникой. В силу своей специфической деятельности фонд перерабатывает огромный объем информации, что накладывает некоторые ограничения на используемую оргтехнику и профессионализм ее обслуживания.

На балансе фонда находится 35 компьютеров ( I486DX2-66 RAM16 ), 11 принтеров (HP LaseJet 5L) и прочая оргтехника. Кроме этого для обслуживания рабочих мест ТФ ОМС используются мощнейшие компьютеры на базе платформ
Motorola и Alfa 2000, которые позволяют хранить и обрабатывать данные на всех застрахованных жителей, а также отслеживать объем и качество медицинских услуг, оказанных в ЛПУ области.

Для быстрого дистанционного получения всей полезной информации силами
ТФ ОМС была создана компьютерная сеть, которая с одной стороны связывает исполнительную дирекцию с остальными субъектами ОМС, а с другой — позволяет отделам черпать требуемую информацию из единого банка данных. На рис. 8 приведена принципиальная схема функционирования сети.

Рис. 8. Схема компьютерной сети исполнительной дирекции ТФ ОМС.

Принцип работы данной сети заключается в следующем. Вся информация от
ЛПУ, СМО и филиалов стекается по каналам связи Fidonet в исполнительную дирекцию на компьютер-”файл-сервер” (FS) и распределяется по адресам. Все письма, имеющие конкретного адресата направляются на соответствующий компьютер-”рабочую станцию” (WS), а информация носящий общий характер и требующая обработки — на компьютер-”базу данных” (DB). Кроме этого, для повышения надежности локальной сети на пути “рабочая станция — файл-сервер” установлен компьютер-”повторитель” (REP), который разделяет сигналы файл- сервера на несколько ветвей и позволяет при неисправности одной из них использовать другую. Для программного обеспечения всей системы в сеть подключена также “профессиональная рабочая станция” (PWS), которая следит за правильностью обработки данных на DB-компьютере, создает и вносит коррективы в программные продукты при изменении методик и норм по расчету тех или иных показателей, проводит прочее обслуживание сети. Кроме программных продуктов ИЦАСО, для выполнения непосредственной работы, в ТФ
ОМС используется программный пакет “Парус”, который служит для автоматизации учета и анализа в бухгалтерии.

Нижеприведенная таблица дает представление об обеспеченности рабочих мест исполнительной дирекции ТФ ОМС оргтехникой.

Таблица 5.
|Наименование |Количество |Число |Стоимост|
| |оргтехники | |ь |
|отдела |компьютер|принтер|сотрудник|оргтехни|
| |ы |ы |ов |ки |
|Бухгалтерия |10 |2 |10 |43800 |
|Экспертно-аналитический |6 |2 |7 |27600 |
|Планирования доходов и | | | | |
|финансирования |4 |1 |5 |17700 |
|Медстрахования |2 |1 |2 |9900 |
|Контроля за перечислением | | | | |
|средств |2 |1 |3 |9900 |
|Сектор статистики |2 |1 |2 |9900 |
|Контрольно-ревизионный |1 |1 |2 |6000 |
|Ценообразования |1 |1 |2 |6000 |
|Юридический |1 |1 |3 |6000 |
|ИЦАСО |19 |6 |16 |132300 |
|Прочей оргтехники | | | |78000 |
|Итого: | | | |347100 |

Из таблицы видно, что на 52 сотрудника фонда, имеющих дело с оргтехникой, приходится 347100 млн. руб. в пересчете на действующие цены.
Таким образом на одного сотрудника приходится 6675 млн. руб.

1.5 Организационная диагностика

Для того, чтобы успешно выжить в долгосрочной перспективе организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Таким образом анализ среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация.

Наиболее популярным методом анализа внутренней и внешней среды является метод SWOT. Преимущества данного метода заключаются в том, что с его помощью можно одновременно рассматривать состояние и внутренней и внешней среды, что позволяет установить линии связи между силой и слабостью внутри организации и внешними возможностями и угрозами.

Проводя анализ среды ТФ ОМС можно составить следующие определения: сильные стороны мощный научный потенциал квалифицированные кадры возможность нововведений и быстрого реагирования слабые стороны слабая законодательная база возможности применение взаиморасчетов между субъектами ОМС привлечение дополнительных средств из прочих источников объединение с фондом социального страхования и обеспечения угрозы низкий уровень заработной платы отсутствие денег на счетах страхователей искажение статистической и отчетной информации СМО и ЛПУ

Исходя из этого составляется матрица SWOT и матрицы гроз и возможностей.

| |Возможности: |Угрозы: |
|[p|Разработка и узаконивание |Автоматизация обработки и |
|ic|нормативных документов по |контроля статистической |
|] |проведению взаиморасчетов на |информации. Ведение полного |
| |территории Воронежской |анализа на перспективу. |
| |области. Поиск прочих | |
| |источников для финансирования | |
| |программы ОМС в области. | |
|[p|Выход руководства фонда на |Выход на федеральный уровень с|
|ic|федеральный уровень с |целью изменения принципов |
|] |практическими предложениями по|финансового взаимоотношения в |
| |изменению законодательной базы|системе ОМС. |
| |ОМС РФ. | |

Рис. 9. Матрица SWOT.

| |Сильное влияние |Умеренное влияние |
|Высокая |Организация взаиморасчетов|Объединение с фондом |
|вероятность|между субъектами ОМС |социального страхования и |
| | |обеспечения |
|Средняя | |Привлечение дополнительных |
|вероятность| |денежных средств из прочих |
| | |источников |

Рис. 10. Матрица возможностей.

| |Критическое |Тяжелое |Состояние |
| |состояние |состояние |“Легкие ушибы” |
|Высокая |Отсутствие денег|Низкий | |
|вероятность|на счетах |уровень | |
| |страхователей |заработной | |
| | |платы | |
|Средняя | | |Искажение статистической |
|вероятность| | |и отчетной информации СМО|
| | | |и ЛПУ |

Рис. 11. Матрица угроз.

Используя эти данные можно заранее разработать алгоритм поведения для каждой из описанных ситуаций.

Заключение по разделу 1

Анализируя изученный материал, можно утверждать, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования является некоммерческой финансовой организацией, которая обладает достаточной устойчивостью и имеет профессионально подготовленные кадры.

Для нее сложно давать финансовые и организационные прогнозы на долгосрочную перспективу, так как она является государственной организацией и полностью зависит от реализации программы обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации.

К недостаткам функционирования организации можно отнести сильную зависимость от органов местного самоуправления, отсутствие работы в области нормализации законодательной базы, а также слабую финансовую основу.

Проверила раздел:

раздел 2. организация и нормирование труда

Основными продуктами деятельности ТФ ОМС являются сбор и распределение необходимых для выполнения территориальной программы ОМС средств, разработка и рационализация методической и нормативной базы ОМС. Исходя из этого всех работников ТФ ОМС можно отнести к служащим.

По Единой номенклатуре должностей служащих, разработанной Госкомтруда
СССР в 1967 году, различают три категории: руководители — осуществляют подбор и расстановку кадров, координацию работы подразделений и работников, обеспечивают эффективность труда
(мастера, начальники отделов, руководители служб); специалисты — разрабатывают новые виды продукции, технологические процессы, нормативы, формы и методы организации производства, обеспечивают производство необходимой документацией, проводят анализ показателей деятельности предприятия (инженеры, технологи, экономисты); технические исполнители — осуществляют переработку и передачу первичной информации, подготовку и оформление документов (секретари, машинистки, делопроизводители).

Кроме того, что служащие непосредственно не участвуют в создании материальных ценностей, следует выделить и другие особенности их деятельности: в работе служащих преобладают затраты умственного труда; труд руководителей не поддается количественному учету, а следовательно, и применяемые ими методы не могут быть точно нормированы; большинство категорий служащих имеют ненормируемый рабочий день.

Далее рассмотрим принципы научной организации труда в ТФ ОМС
Воронежской области учитывая вышеперечисленные особенности.

2.1 Организация труда на предприятии

2.1.1 Организация рабочих мест

Учитывая то, что ТФ ОМС является государственной организацией в ней cуществуют некоторые особенности в принципах организации труда. Так в фонде не существует коллективного договора, большинство работ по НОТ проводятся не для улучшения каких-либо показателей, а с целью исполнения указов
Президента и Правительства РФ.

Основным законодательными актами, определяющими основополагающие принципы организации труда в ТФ ОМС, являются Постановление ВС РФ от
24.02.93 г. N 4543-1: “О территориальном фонде ОМС” и письмо Федерального фонда ОМС от 19.08.93 г. N 03-01 "Об организации работы территориального фонда"[11]. В которых определяются задачи, функции фонда, а также принцип руководства деятельностью ТФ и нормативно-методические документы для организации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Основными направлениями в научной организации труда ТФ ОМС являются: разделение и кооперация труда; подбор, подготовка и повышение квалификации кадров; совершенствование нормирования труда; улучшение условий труда; материальное и моральное стимулирование; совершенствование организационно-технического обслуживания рабочих мест и рационализация трудового процесса.

Последний пункт данного списка — совершенствование организационно- технического обслуживания рабочих мест и рационализация трудового процесса
— уже рассматривался в разделе менеджмент, а остальные будут рассмотрены ниже.

Особенностью организации рабочих мест в ТФ ОМС является то, что первоначально комплектование штатов происходило из уже имеющих досаточный опыт подобной работы (10 и более лет) специалистов. На сегодняшний день организация пополняется молодыми специалистами различных направлений, но по прежнему в фонде преобладают сотрудники со стажем работы более 10 лет. В табл. 6 показано распределение сотрудников организации по профессиональному составу и сменности работ, а также представлены возрастные характеристики по каждой группе.

Таблица 6.
|Классификация работников ТФ |1996 |1997 |
|ОМС | | |
|по профессиональному составу|чел. |% |средн|чел. |% |средн|
| | | |ий | | |ий |
| | | |возра| | |возра|
| | | |ст | | |ст |
|Всего |80 |100 |35,5 |67 |100 |34,8 |
|По профессиональному | | | | | | |
|признаку: | | | | | | |
| экономисты |28 |35 |42 |29 |43 |39 |
| бухгалтера |17 |21 |35 |14 |21 |35 |
| медработники |6 |8 |39 |5 |8 |40 |
| прочих профессий |29 |36 |29 |19 |28 |27 |
|По сменности работ: | | | | | | |
|односменные |76 |95 |36 |65 |97 |35 |
|двусменные |4 |5 |27 |2 |3 |25 |

Еще одной особенностью организации труда в ТФ ОМС является то, что при поступлении на работу сотрудники не подписывают коллективного договора, договором считается письменное заявление стандартного образца о приеме на работу в ТФ ОМС. Все вопросы, возникающие между работодателем и работниками, регулируются Кодексом законов о труде, штатным расписанием, должностными инструкциями и Правилами внутреннего трудового распорядка[12].
Кроме этого с некоторыми сотрудниками, принимаемыми, как правило, на временную работу, заключаются индивидуальные договоры, которые содержат неоговоренные КЗОТ’ом условия.

Для повышения эффективности труда в ТФ ОМС широко используется такое направление НОТ, как разделение и кооперация труда. В фонде имеет место функциональное и профессионально-квалификационное разделение труда. Первое
— определяет роль и место различных групп сотрудников, выполняющих различные функции для достижения одной общей цели. Причем внутри групп
(отделов) работники могут выполнять одни и те же функции и иметь одну и ту же специальность, а могут проводить различную работу и иметь различную специальность, тогда можно говорить о внутригрупповом функциональном разделении обязанностей. Второе — деление работающих по профессиям
(специальностям), а также по сложности работ — разрядам, категориям.

В приложении 1 показан принцип функционального разделения труда в исполнительной дирекции ТФ ОМС Воронежской области, а на рис. 5 стр.12 на примере бухгалтерии показано функциональное деление внутри отдела.

Масштабы профессионально-квалификационного разделения труда по специальностям можно проследить по табл. 6, а в нижеследующей таблице представлено деление на категории служащих.

Таблица 7.
|Должность |Количество |
| | |
| |сотрудников|
|Руководитель |4 |
|управления | |
|Начальник отдела |14 |
|Главный специалист |14 |
|Ведущий специалист |17 |
|Специалист I-й |10 |
|категории | |
|Итого: |67 |

2.1.2 Аттестация кадров ТФ ОМС

В целях совершенствования работы фонда, улучшения подбора и расстановки кадров, стимулирования роста их квалификации и развития инициативы и творческой активности на основании Положения о порядке проведения аттестации работников ТФ ОМС Воронежской области[13] была проведена аттестация персонала фонда.

При проведении аттестации были поставлены следующие задачи: определение служебного соответствия работника занимаемой должности; выявление перспективы использования потенциальных способностей работников, стимулирование роста его профессиональной компетенции; определение степени необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего; обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу.

Все цели и задачи аттестации можно сформулировать в общем как содействие выявлению общего кадрового потенциала и оптимальное обеспечение функционального предназначения аппарата.

По Положению аттестация в ТФ ОМС Воронежской области проводится один раз в 4 года. Учитывая то, что фонд был организован в 1993 году с февраля по март 1997 года по приказу исполнительного директора проводилась очередная аттестация работников фонда.

Вся работа по проведению аттестации проводилась в два этапа.

На первом этапе аттестационной комиссией ТФ ОМС Воронежской области составлялись вопросы для сотрудников фонда и проводилось их тестирование. В состав комиссии входили исполнительный директор, его заместители, начальники юридического отдела, отдела кадров, отдела планирования доходов и финансирования, ИЦАСО и главный бухгалтер.

В приложениях 6 и 7 представлены аттестационный лист и примерный перечень показателей для оценки квалификации работников.

Вопросы к аттестации были составлены из трех частей в которых проверялись общие знания по системе ОМС в России, знания и умения работы с компьютерной техникой и специализированные профессиональные навыки.

На втором этапе сотрудниками ФФ ОМС был проверен профессиональный уровень самой комиссии и соответствие занимаемым должностям, а также подведены итоги аттестации.

Результатом аттестации стало подтверждение профессиональной пригодности и соответствия уровня знаний занимаемым должностям. Кроме этого, на основе писменных ответов и собеседований был разработан план работ по повышению квалификации работников фонда.

2.1.3 Формы повышения квалификации в ТФ ОМС

Для повышения эффективности и оперативности непосредственной деятельности организации требуется наличие механизма, который бы предоставлял возможность сотрудникам предприятия повышать и систематизировать свои профессиональные навыки и умения. Так в ТФ ОМС существует система повышения квалификации сотрудников фонда как на базе высших учебных заведений, так и собственными силами территориального и федерального фонда ОМС.

Убедиться в действенности системы можно имея следующую информацию. По данным анкетного опроса из 67 человек, работающих в исполнительной дирекции, считали целесообразным и хотели повысить свою квалификацию 45.
Фактически повышение квалификации прошло 42 человека, что составляет 63% от общего числа служащих исполнительной дирекции. Можно сделать вывод, что практически любой работник имеет возможность повысить уровень своих знаний по профессиональному вопросу.

Таблица 8.
|Метод повышения |Число сотрудников |В % к общему |Сроки |
|квалификации |прошедших повышение |числу |провиде|
| |квалификации |сотрудников |ния |
|Семинары ФФ ОМС |19 |28 |3-5 |
| | | |дней |
|Семинары ТФ ОМС |9 |13 |1-3 дня|
|Курсы в ИПК |6 |9 |5-7 |
| | | |дней |
|Курсы в ВУЗах |5 |8 |5-7 |
| | | |дней |
|Учеба в ВУЗах |3 |5 |1-2 |
| | | |года |
|Итого прошло повышение |42 |63 | |
|квалификации | | | |

Как видно из таблицы наиболее престижным или доступным местом для повышения квалификации являются курсы лекций и семинаров, а также научные конференции, проводимые федеральным и территориальным фондом ОМС. Это является закономерным отражением той действительности, что на базе фонда, федерального или территориального, всегда рассматриваются конкретные вопросы и демонстрируются нововведения, прошедшие апробацию в других филиалах или фондах. Так же не следует упускать из вида, что на данные мероприятия тратятся значительно меньшие суммы, нежели на другие формы повышения квалификации. Кроме показанного в таблице следует выделить, как метод повышения квалификации, еженедельное информирование служащих фонда по всем вопросам, касающихся ОМС.

Не смотря на то, что различные курсы и семинары проводятся в течении длительного срока, а иногда и в других городах, в 1996 году с отрывом от производства повышение квалификации прошло лишь 4 человека. Что говорит об определенной оптимизационной работе, проделанной фондом в системе повышения квалификации.

2.2 Нормирование труда в организации

2.2.1 Уровень нормирования труда в ТФ ОМС

Как уже отмечалось выше труд служащих, особенно руководителей и специалистов, очень сложно поддается нормированию. Это связано в первую очередь с тем, что им приходится выполнять разнородную работу и решать разнородные задачи. Если для нормирования труда служащих применять те методы и способы, что и для нормирования труда рабочих, занятых в материальном производстве, то можно прийти к таким противоречиям, которые сложно будет разрешить с помощью формул. Так, например, невозможно определить норму времени для обработки одного документа используя метод микроэлементного нормирования труда, так как даже унифицировав документы по какому-либо признаку (объем, значимость, срочность, сложность информации и т.п.) и разработав приблизительные нормативы, мы не сможем установить когда какие нормативы применять.

Для выхода из создавшейся ситуации используют два метода. Во-первых, это укрупненные нормативы времени и численности, устанавливаемые, как правило, на основе действующих нормативов в подобных организациях или на основе длительной собственной практики, использую опытно-статистический
(суммарный) метод нормирования труда. Во-вторых, используя элемент самоанализа и самооценки при управлении по целям, возможно найти закономерности в решаемых задачах и проводимой работе и на их основе создать индивидуальные нормативы для каждого сотрудника. Но второй метод достаточно трудоемок, требует определенного уровня сознания работников и достаточно высокого уровня профессионализма нормировщика.

В ТФ ОМС основным нормативным документом является Письмо Федерального фонда ОМС от 19 августа 1993 г. N 03-01 "Об организации работы территориального фонда". В нем говориться, что основным показателем для расчета количества работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования является наличная численность населения по состоянию на 1 января, а рекомендуемый предельный норматив — 1 штатная единица в расчете на 15 тысяч наличного населения данной территории.

Таким образом для организации рабочих мест в ТФ ОМС существует явно только один норматив — норма численности, который разработан экспертным путем в ФФ ОМС и распространяется на весь персонал фонда. Но кроме этого норматива различными законодательными актами[14] предусматриваются определенные сроки выполнения работ, что носит скрытый характер норм времени и распространяется на 2/3 сотрудников фонда. Так, например, сдача отчетов бухгалтерией вышестоящим и контролирующим органам происходит не позднее 15-го числа каждого месяца. А для этого всем отделам, работающим с необходимой для бухгалтерии информацией, требуется сдавать свои отчеты не позднее 8-го числа каждого месяца.

На основе вышеизложенного материала попробуем рассчитать коэффициент нормирования труда служащих в организации.

Кнт=Снч/Соч*Кнч*Ккн+ Снв/Сов*Кнв*Ккн+ Сну/Соу*Кну*Ккн , где Снч, Снв, Сну — число служащих, на которых распространяются соответственно нормативы численности, времени, управляемости;

Соч, Сов, Соу — число служащих, на которых должны быть разработаны соответствующие нормативы;

Кнч, Кнв, Кну — коэффициенты, характеризующие долю влияния соответствующего норматива (в нашем случае — 0,3; 0,6; 0,1);

Ккн — коэффициент, характеризующий качество применяемых нормативных материалов соответственно для каждой нормы, (в нашем случае — 0,5; 0,1;
0,0).

Таким образом, проведя расчет, получаем уровень нормирования труда в ТФ ОМС равный 0,55 или 55%.

2.2.2 Фотография рабочего дня работников

Для выявления резервов повышения эффективности труда и нерациональных затрат рабочего времени автором была проведена фотография рабочего времени сотрудников ТФ ОМС, которая представлена в нижеследующей таблице.

Таблица 9.
|№ |Наименование операции |Индекс|Текуще|Продол|
| | | |е |жи-тел|
| | | |время |ьность|
| |Начало рабочего дня — 8.30 | | | |
| |Подготовка и организация рабочего места |ОРМ |8.44 |14 |
| |Рабочий разговор по телефону |ОП |8.49 |5 |
| |Просмотр документов |ОП |9.07 |18 |
| |Уход в др. отдел |ОТП |9.56 |49 |
| |Получение и сортировка документов |ПЗ |10.02 |6 |
| |Рабочий разговор с сотрудниками |ОП |10.27 |25 |
| |Перерыв в работе |ОТП |10.58 |31 |
| |Рабочий разговор с сотрудниками |ОП |11.01 |3 |
| |Просмотр документов |ОП |11.05 |4 |
| |Перерыв в работе |ОТП |11.30 |25 |
| |Рабочий разговор по телефону |ОП |11.32 |2 |
| |Рабочий разговор с сотрудниками |ОП |11.38 |6 |
| |Перерыв в работе |ОТП |12.14 |36 |
| |Работа с документами |ОП |12.28 |14 |
| |Разговор по телефону на л/т |НТД |12.38 |10 |
| |Работа с документами |ОП |12.45 |7 |
| |Составление отчета |ПЗ |12.57 |12 |
| |Уход с места |НТД |13.00 |3 |
| |Обеденный перерыв — 13.00-13.45 | | | |
| |Перерыв в работе |ОТП |13.59 |14 |
| |Сортировка документов |ОРМ |14.20 |21 |
| |Уход в др. отдел |ОТП |14.43 |23 |
| |Рабочий разговор по телефону |ОП |14.47 |4 |
| |Работа с документами |ОП |15.01 |14 |
| |Разговор по телефону на л/т |НТД |15.17 |16 |
| |Сортировка и поиск документов |ПЗ |15.27 |10 |
| |Составление отчета |НР |15.56 |29 |
| |Разговор по телефону на л/т |НТД |16.01 |5 |
| |Перерыв в работе |ОТП |17.07 |66 |
| |Рабочий разговор с сотрудниками |ОП |17.14 |7 |
| |Поиск документации |НР |17.16 |2 |
| |Разговор с сотрудниками на л/т |НТД |17.24 |8 |
| |Уход с рабочего места |НТД |17.30 |6 |
| |Окончание рабочего дня — 17.30 | | |495 |

Данная фотография была проведена в период минимальной загрузки сотрудников, в таблице 9 представлена другая фотография, которая проводилась в период полной загрузки.

Таблица 10.
|№ |Наименование операции |Индек|Текуще|Продолж|
| | |с |е |и-тельн|
| | | |время |ость |
| |Начало рабочего дня — 8.30 | | | |
|1 |Приход на рабочее место |НТД |8.37 |7 |
|2 |Подготовка и организация рабочего места |ОРМ |8.44 |7 |
|3 |Получение и сортировка документов |ПЗ |9.2 |18 |
|4 |Рабочий разговор по телефону |ОП |9.24 |22 |
|5 |Уход в др. отдел для получения инструкций |ОП |9.46 |22 |
|6 |Приход, рабочий разговор с сотрудниками |ОП |9.57 |10 |
|7 |Перерыв в работе |ОТЛ |10.02 |5 |
|8 |Просмотр документов |ОП |10.07 |5 |
|9 |Рабочий разговор с сотрудниками |ОП |10.20 |13 |
|10|Просмотр документов, разговор по телефону |ОП |10.25 |5 |
|11|Перерыв в работе (ожидание инструкций) |ОТП |10.30 |5 |
|12|Получение инструкций, рабочий разговор с |ОП |10.33 |3 |
| |сотрудниками | | | |
|13|Рабочий разговор по телефону |ОП |10.35 |2 |
|14|Рабочий разговор с сотрудниками |ОП |10.38 |3 |
|15|Перерыв в работе |ОТЛ |10.40 |2 |
|16|Работа с документами |ОП |10.48 |8 |
|17|Разговор по телефону |ОП |10.50 |2 |
|18|Уход в др. отдел, в т.ч.: | |11.19 | |
|19|из-за отсутствия связи |ОТП | |3 |
|20|по рабочим надобностям |ОП | |26 |
|21|Приход, рабочий разговор с сотрудниками |ОП |11.21 |2 |
|22|Работа с документами |ОП |11.35 |14 |
|23|Посторонний телефонный разговор |НТД |11.36 |1 |
|24|Составление отчета |ПЗ |11.43 |7 |
|25|Перерыв в работе |ОТЛ |11.44 |1 |
|26|Прием посетителей |ОП |11.47 |3 |
|27|Уход в др. отдел (из-за отсутствия связи) |ОТП |11.51 |4 |
|28|Приход, перерыв в работе (ожидание |ОТП |11.59 |8 |
| |инструкций) | | | |
|29|Уход в др. отдел (из-за отсутствия связи) |ОТП |12.03 |4 |
|30|Сортировка документов |ОРМ |12.20 |17 |
|31|Уход в др. отдел (получение инструкций) |ОП |12.40 |20 |
|32|Работа с документами |ОП |13.00 |20 |
| |Обеденный перерыв — 13.00-13.45 | | | |
|33|Приход на рабочее место |НТД |13.47 |2 |
|34|Сортировка и поиск документов |ПЗ |14.01 |14 |
|35|Уход в филиал (для контроля и оценки) |НР |14.24 |23 |
|36|Приход, работа с документами |ОП |14.47 |23 |
|37|Составление служебной записки |НР |14.51 |4 |
|38|Рабочий разговор с сотрудниками |ОП |14.57 |6 |
|39|Рабочий разговор по телефону |ОП |15.02 |5 |
|40|Работа с документами |ОП |15.16 |14 |
|41|Разговор с сотрудниками на л/т |НТД |15.20 |4 |
|42|Работа с документами |ОП |15.59 |39 |
|43|Сортировка документов |ОРМ |16.03 |4 |
|44|Поиск документов |НР |16.07 |4 |
|45|Прием посетителей |ОП |16.54 |47 |
|46|Перерыв в работе |ОТЛ |17.00 |6 |
|47|Рабочий разговор по телефону |ОП |17.04 |4 |
|48|Разговор с сотрудниками на л/т |НТД |17.16 |12 |
|49|Составление отчета |ПЗ |17.28 |12 |
| |Уход с рабочего места |НТД |17.30 |2 |
| |Окончание рабочего дня — 17.30 | | |495 |

Для наглядного сравнения по использованию рабочего времени в разные периоды времени в таблицах 11 и 12 приведены балансы на основе данных первой и второй фотографий.

Таблица 10. Таблица

12.
|№ |Инде|Фактические |Нормируе| |№ |Инде|Фактические |Нормируе-|
| |кс |затраты |- | | |кс |затраты | |
|п/|затр|в |в % к |мые | |п/|затр|в |в % к |мые |
|п |ат |мин. |итогу |затраты | |п |ат |мин. |итогу |затраты |
|1 |ОП |109 |22 |375 | |1 |ОП |319 |64 |375 |
|2 |НР |31 |6 |- | |2 |НР |31 |6 |- |
|3 |ОТП[|244 |49 |25 | |3 |ОТП1|24 |5 |25 |
| |15] | | | | | | | | | |
|4 |ОТЛ |- |- |40 | |4 |ОТЛ |14 |3 |40 |
|5 |НТД |48 |10 |- | |5 |НТД |28 |6 |- |
|6 |ПЗ |28 |6 |40 | |6 |ПЗ |51 |10 |40 |
|7 |ОРМ |35 |7 |15 | |7 |ОРМ |28 |6 |15 |
|Итого:| |495 |100 |495 | |Итого| |495 |100 |495 |
| | | | | | |: | | | | |

Рассчитаем коэффициенты использования рабочего времени и потерь рабочего времени, вызванных нарушением трудового процесса и нарушением трудовой дисциплины в период минимальной загруженности.

[pic]

[pic] [pic]

Для сравнения двух фотографий рассчитаем основные показатели использования рабочего времени при полной загруженности сотрудников ТФ ОМС.

[pic]

[pic] [pic]

Как видно из этих расчетов эффективное использование рабочего времени во второй период времени возросло почти в два раза, а нарушение трудовой дисциплины сократилось в два раза. Это явление связано в первую очередь с тем, что сотрудники в период своей минимальной занятости непосредственными обязанностями практически незаряженны никакими делами. Поэтому для дальнейших расчетов будем пользоваться данными табл. 12, как более отвечающим нормальным условиям труда.

Из расчетов видно, что эффективность работ сотрудников ТФ ОМС в периоды полной загруженности составляет 88%, а 12% потерь рабочего времени связано с непроизводительными работами и нарушениями трудовой дисциплины.
Но нельзя утверждать, что ликвидировав данные потери можно добиться 12% повышения производительности труда, т.к. фактическое время на отдых, личные надобности и время организационно технологических перерывов меньше нормативных величин. Попробуем рассчитать коэффициенты повышения производительности труда при выполнении всех нормативов.

За счет устранения потерь на непроизводительную работу:

[pic]

За счет устранения потерь, зависящих от работника:

[pic]

За счет устранения других непроизводительных затрат:

[pic]

Также следует учесть и уменьшение производительности труда за счет полного расходования времени на ОТЛ и ОТП[16]:

[pic]

Таким образов, если учесть все изменения, которые произойдут при строгом соблюдении норм, можно ожидать повышение производительности труда равное сумме всех коэффициентов — 17,56%.

Чтобы проверить свои предположения рассчитаем коэффициент повышения производительности по формуле:

[pic], что подтверждает наши предыдущие расчеты.

2.2.3 Хронометражные наблюдения

С целью выявления средней продолжительности выполняемых элементов операций и анализа их рациональности автор провел выборочный хронометраж по следующим статьям: рабочие телефонные переговоры по внутренней и внешней линии связи и набор текста с помощью текстового редактора на компьютере.
Автора также заинтересовало среднее время работы с документацией. Но проведение данного хронометража теряет целесообразность, так как в организации происходит оборот огромного количества форм документов, имеющих различный объем и содержание. А для унификации документов, как уже отмечалось выше, требуется большой профессионализм и достаточной длительный срок.

Результаты хронометражных наблюдений сведены в табл. 13.

Из хронометражных наблюдений следует, что среднее время телефонных переговоров по внутренней линии составляет 1 мин. 20 сек.; по городской линии — 3 мин. 40 сек.. Данные результаты не поддаются оценке, т.к. на них не существует никаких нормативов. Результаты же хронометража работы на компьютере проанализировать возможно. Так при нормативном наборе 1 тыс. знаков должно тратиться 5 мин., в то время как сотрудники ТФ ОМС производят набор в среднем за 12 мин..

Таблица 13.
|Элементы |Фиксажные |Продолжительность замеров |X |Ку |
|операции |точки |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10|ср|ул|ф |н |
|Телефонный |Взять | | | | | | | | | | | | | | |
|переговор по |трубку |1,|1,|1,|3,|0,|1,|0,|1,|1,|0,|1,|1,|2,|2,|
|внутренней |Положить |32|56|24|32|87|78|78|38|54|26|41|31|3 |3 |
|линии связи |трубку | | | | | | | | | | | | | | |
|Телефонный |Взять | | | | | | | | | | | | | | |
|переговор по |трубку |4,|3,|5,|1,|0,|3,|7,|2,|3,|4,|3,|3,|2,|3,|
|городской линии|Положить |45|56|78|98|52|58|44|22|38|02|69|62|9 |0 |
|связи |трубку | | | | | | | | | | | | | | |
|Набор 1 тыс. |Набор 1-го | | | | | | | | | | | | | | |
|печ. зн. |зн. |12|12|11|12|14|12|12|12|12|12|12|12|1,|1,|
| |Набор |,1|,4|,8|,3|,7|,0|,4|,2|,2|,1|,4|,2|1 |2 |
| |1000-го зн.| | | | | | | | | | | | | | |

Таким образом проанализировав данные наблюдений можно наметить пути для рационализации трудового процесса и повысить производительность труда.

2.2.4 Оценка эффективности труда служащих

Как уже было сказано выше, труд многих категорий служащих не может быть измерен количественно, также имеются сложности с качественными измерениями проводимых работ. Поэтому для определения эффективности труда служащих используются методы, несвойственные для нормирования труда производственных рабочих.

К числу таких методов можно отнести анкетирование, собеседование, самоанализ и некоторые другие. Но практически все методы оценки эффективности труда служащих сводятся к сверке намеченного и выполненного планов работ. Такой подход в управлении организацией называется управление по целям (МБО[17]). Данный подход активно использовался в ТФ ОМС в период становления организации. Существовали как годовые и квартальные планы, так и месячные и недельные, а в периоды повышенной загрузки сотрудников использовались планы работ на день.

На сегодняшний день для оценки эффективности труда работников фонда используются только квартальные отчеты о проделанной работе.

2.3 Психофизиологические основы организации труда

Рациональная организация рабочих мест служащих определяется не только уровнем технико-экономического развития производства. Также существуют факторы, определяющие условия труда на производстве. К ним относятся: психофизиологические; санитарно-гигиенические; режим труда и отдыха; эстетические.

Психофизиологические — это те факторы, которые обусловлены конкретным содержанием трудовой деятельности, характером данного вида труда
(физическая, нервно-психическая нагрузка, монотонность, темп и ритм труда).

Физические нагрузки измеряются в килограммометрах и показывают тяжесть физического труда. Нервно-психические нагрузки зависят от объема и характера поступаемой и обрабатываемой информации. Такие нагрузки можно определить с помощью системы показателей: уровень напряженности внимания; степенью напряженности анализаторных функций; уровнем эмоционального напряжения.

Для оценки таких показателей как темп, ритм и монотонность труда используют различные формулы и нормативы, которые можно найти в различных справочниках по НОТ.

Для комплексной оценки психофизиологических факторов условий труда все показатели сводятся в единую таблицу. В таблице 14 рассмотрены все показатели, характерные для организации труда в ТФ ОМС.

Таблица 14.
|№ |Факторы условий труда |Условия труда |Оценка|
|1 |Физическая динамическая |

Рефетека ру refoteka@gmail.com