Министерство образования РФ
РяЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИчЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Юридическое отделение
Курсовая работа
на тему: Образовательный менеджмент муниципальной системы образования города Рязани
СТУДЕНТКИ III КУРСА
группы 3у шифр 0613
Подъяблонской С.Ю.
Научный руководитель
Гальперин А.Э., к.и.н. доцент кафедры методологии управления образования и развития РИРО
Рязань 2004
Содержание
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Нормативно-правовая основа
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ГОРОДА РяЗАНИ ………………………………………………….……… 7 - 11
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ИСТОчНИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИя муниципальной системы образования г.Рязани ……………………………..... 7
2. Основные этапы становления муниципального образовательного менеджмента …………………………………………………………………..….8
Глава 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ГОРОДА
РЯЗАНИ: СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА И АЛГОРИТМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
………………………………………………... 12 - 29
2.1 Современное состояние муниципального образовательного
менеджмента …………………………………………………………………… 12
2.2.1 Развитие управляющей подсистемы дошкольного образования ……... 16
2.2.2 Развитие управляющей подсистемы общего образования ……………. 17
2.2.3 Развитие управляющей подсистемы дополнительного
образования …………………………………………………………………….. 20
2.2.4 Воспитание как одна из составляющих образовательного
процесса ( г.Рязань)…………….……… ………………………………...……. 21
2.2.5 Реализация государственной молодёжной политики …………...…….. 22
2.2.6 Педагогические кадры муниципальной системы образования как
управленческий потенциал образовательного менеджмента ……………….. 23
2.2.7 Финансово-хозяйственные и сервисные службы УО г.Рязани как важнейший
элемент управляющей подсистемы образовательного менеджмента
…………………………………………………………………… 26
Заключение ……………………………………………………………………... 30
Список использованных источников и литературы …………………………. 32
Приложения ……………………………………………………………………. 33
Введение
Быстрое изменение социально-экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений подтолкнули и учёных, и практиков к изучению зарубежной науки управления – менеджмента. Тем более, «что и отношение общества к этой области научного знания в последнее время резко изменилось: постепенно исчезли из нашего сознания классовые идеологические оценки и сегодня едва ли кто считает менеджмент чуждой наукой»[1].
Менеджмент, как и любая наука имеет свои противоречия и поэтому в процессе практического применения «натыкается» на «препятствия» или по- другому – проблемы развития управления на любом уровне (мировом, федеральном, региональном, местном и в различных сферах применения).
Наше исследование образовательного менеджмента касается местного уровня, г. Рязани.
Таким образом, эффективное управление муниципальной системой образования требует выявления их собственных управленческих проблем, несоответствий между желаемым состоянием, потребностями системы и её нынешними возможностями.
Для их выявления мы воспользовались методами проблемно- ориентированного анализа системы управления. «Мера остроты проблемы управления в образовательных учреждениях (ОУ) определяется величиной расхождения между уровнем значимости той или иной функции, или задачи управления и уровня качества её реализации».[2]
Недостаточно качественная реализация управленческих функций
предопределена недостатками организационных механизмов управления внутри
образовательного учреждения. Организационным структурам действующих систем
управления присуще наиболее распространённые проблемы:
1) эти структуры являются недостаточно гибкими, подвижными;
2) они не отражают всей необходимой для реализации потребностей объектов полноты состава управлений функций;
3) имеют место ситуации внутренней конкуренции и конфликты между подразделениями;
4) отдельные функции не имеют надёжных методов реализации управленческих технологий (т.е. функции анализа и прогноза внешней среды и социального заказа на образование, самоанализа потребностей и возможностей объекта управления и т.д.);
5) недостаточная квалификация управленческих кадров;
6) недостаток финансирования;
7) недостаточное выявление и осознание участниками совместной деятельности образовательных потребностей населения;
8) отсутствие продуманных моделей выпускников;
9) недостаток информационного обеспечения;
10) недостаток научно-методического, концептуального обеспечения управленческой деятельности, управленческого образования, и т.д.
Исходя из проблемного поля определим актуальность исследования.
Движение образовательного менеджмента к реализации своих главных ценностей
и устремлений требует продуманности, связанности действий, выработки их
согласованного курса. Отсутствие такого курса, общего подхода к решению
проблем делает управление образовательной системой слабым, зависимым от
любых изменений окружающей обстановки.
Таким образом, актуальность выбранной темы определяется уровнем – глубиной рассогласования между управляющей и управляемой системами, а также наличием внутренних противоречий в каждой из них, то есть анализ применения вышеобозначенного курса управления образовательной системой.
Далее необходимо уточнить то, что образовательный менеджмент или
управление образовательной системой (г.Рязани) представляет собой особую
деятельность, в которой её субъект (Управление образования, науки и
молодёжной политики) посредством предвидения, организации, координации
обеспечивает совместную деятельность объектов (педагогов, учащихся.
Родителей и т.д.) образовательного процесса. Эта деятельность направлена на
развитие образовательного процесса с целью удовлетворения запросов местного
сообщества, личности, рынка труда.
Объектом исследования является процесс управления образовательной системой (г. Рязани).
Предметом исследования выступают составные части процесса управления
образовательной системы г. Рязани:
. проблемы обучения;
. проблемы воспитания (физические, духовные);
. проблемы развития (нравственные, интеллектуальные, патриотические и др.);
. проблемы педагогических кадров (нехватка педагогов, недостаточная квалификация и др.) и др.
Если субъект управления образовательной системы будет придерживаться вышеобозначенного курса или общего подхода к решению проблем, то образовательный менеджмент станет независимым и устойчивым к изменениям окружающей обстановки.
Для наилучшего результата необходимо воспользоваться следующими
методами анализа существующих и потенциальных проблем:
1) эмпирический способ добывания информации: a) изучение методических и правовых документов (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях); b) изучение и обобщение опыта работы конкретных социальных систем;
2) теоретический метод: a) моделирование ситуаций, например. Сравнение и обобщение собранных данных по какому-либо вопросу, систематизация материала, его синтез и анализ.
Глава 1. Нормативно-правовая основа муниципального образовательного менеджмента города Рязани
1.1 Нормативно-правовые источники функционирования муниципальной системы образования г.Рязани.
В соответствии с положением об управлении образования, науки и молодёжи администрации г.Рязани данное структурное подразделение администрации г.Рязани входит в состав социального комплекса и непосредственно подчиняется заместителю главы администрации по социальной сфере и гуманитарным вопросам (Приложение №1).
Управление в своей деятельности руководствуется:
. Конституцией РФ;
. федеральными законами;
. указами Президента РФ;
. постановлениями Правительства РФ;
. приказами министерства образования РФ;
. Уставом и законодательством Рязанской области;
. Уставом города Рязани;
. Решениями Рязанского городского Совета;
. Постановлениями, распоряжениями главы администрации города и распоряжениями главы администрации области города.
К ним, в частности, можно отнести:
1) ФЗ «Об образовании»;
2) Закон «О молодёжи», принятый Рязанской областной Думой в 1995 г.;
3) Приказ Министерства образования РФ «О внесении изменения в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительно образования детей» от 01.07.2003 г.;
4) Приказ управления образования, науки и молодёжи администрации г. Рязани от 29.09.2003 №982 «О порядке аттестации педагогических и руководящих работников учреждений образования г. Рязани в 2003-2004 г.»;
5) Приказ управления образования, науки и молодёжи администрации г. Рязани от 19.09.2003 №954 «О паспортизации школьных музеев»;
6) Приказ УОНиМ от 18.10.2003 г. №1049 «Об итогах организационно- управленческой деятельности администрации управления образования, проведенного УОНиМ совместно со специалистами ГЦСЭН, противопожарной службы по охране Рязани, дирекции заказчика объектов социальной сферы»;
7) Информация о всероссийском конкурсе специалистов на право работать во всероссийском детском центре «Орлёнок» и др.
8) Информационный сборник №28 Профессия-управленец./Управление образования, науки и молодёжи администрации г.Рязани. Муниципальное учреждение
«информационно-диагностический (методический) центр».- Рязань. 2000 г. –
37с.;
9) Должностные инструкции специалистов и сотрудников УОНиМ;
10) План работы УОНиМ (2002 – 2003 гг.) и др.
1.2 Основные этапы становления муниципального образовательного менеджмента
Рассматривая основные этапы становления и примеры управления муниципального образовательного менеджмента г.Рязани необходимо начать с дошкольных образовательных учреждений г.Рязани. Дошкольное образование – весьма важно и во многом определяет становление личности ребёнка на последующих этапах его развития.[3]
Итак, к началу 1995 г. в г.Рязани сложилась достаточно оптимальная структура дошкольного образования, способная удовлетворить разнообразные потребности детей дошкольного возраста и их родителей (Приложение №2).
При постоянном росте доли муниципальных ДОУ (дошкольных образовательных учреждений) на начало 1995 г. их число составляло 77, то есть 53% общего числа городских ДОУ, и в них воспитывалось 11 117 детей при плане 11 275.
Общей тенденцией для всех ДОУ, независимо от их организационно- правовых форм, являлось падение наполняемости как в части списочного состава групп, так в ещё большей мере в части количества детей, реально посещающих ДОУ.
Среди существенных частей этой прогрессирующей тенденции можно
выделить:
1) падение рождаемости (Приложение №3);
2) увеличение родительской платы за содержание детей в ДОУ;
3) нахождение значительной части родителей детей в вынужденных административных отпусках.
В ходе исследования были получены следующие данные – Образовательный уровень педагогических работников ДОУ г.Рязани на 1.01.95 г.
|Должность |Всего |Образование |
| |работ-н| |
| |иков | |
| | |Высшее |Неполное |Среднеспе- |
| | | |высшее |циальное |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Заведующий |145 |103 |3 |39 |
|Методист |106 |89 |1 |16 |
|Воспитатель |2 242 |463 |63 |1 686 |
|Муз. Воспитатель |217 |49 |6 |162 |
|Учитель-дефектолог |6 |6 |- |- |
|Учитель-логопед |102 |96 |- |6 |
|Инструктор по физкульт. |65 |33 |4 |28 |
|Преподаватель ИЗО |26 |15 |1 |10 |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Психолог |10 |10 |- |- |
|Преподаватель ин. языка |15 |15 |- |- |
|Программист |3 |1 |- |2 |
В 1994 г. в Рязани был проведён совместный с Министерством образования эксперимент пор государственной аккредитации двух ДОУ.
В ходе нашего исследования были выявлены интересные факты по итогам 90- х гг. и в области общего образования.
В связи с существенным изменением системы конкурсного определения
лучших педагогов значительно вырос престиж городского конкурса «Учитель
года» Лауреатами этого конкурса стали (93 – 94 гг.) Бочкова В.И., Сущинская
Т.С., Петракова Л.В.
В 1993 – 1995 гг. значительная часть городских школьников достигла
заметных результатов:
. победители областных и региональных олимпиад по физике, математике, литературе и т.д.;
. победители турниров в Португалии, Франции;
. победители телеконкурсов Всероссийских соревнований в Тамбове,
Оленегорске, Екатеринбурге;
. победители фотоконкурсов, в т.ч. международного в Риме и т.д.
В течение 1994 учебного года 5 рязанских школьников учились в США, в
1995 г. – 15 старшеклассников.
В основе преобразований – общего образования - проходила планомерная работа по реализации Закона РФ «Об образовании».
Среди наиболее важных аспектов преобразований предмета исследования
можно выделить следующие:
1) Демократизация процесса образования (регистрация, лицензирование, аттестация и т.д.);
2) Диверсификация образования (появление новых типов ОУ, наличие разноуровневых классов внутри одной школы и др.);
3) Укрепление организационно-управленческой самостоятельности школы;
4) Социальная защита работников образования и стимулирование творчества учащихся и педагогов.
В ходе образовательных реформ выявились также и негативные моменты
принятых управленческих решений:
1) внимание администрации обращается преимущественно на учащуюся элиту;
2) увлечение отдельных педагогов диверсификационными преобразованиями не имеет под собой научно-методического, материального, финансового и кадрового обеспечения;
3) необоснованный отсев учащихся при переходе из второй в третью ступень и нежелание многих директоров школ открывать «обычные 10-е классы».
Всё более заметное неудовлетворение у школьников вызывало (и
вызывает):
. Плохая организация досуга – 35%;
. Завышенные требования к дисциплине – 16%;
. Неудовлетворяющий уровень преподавания – 13%;
. «Авторитарный» стиль педагогики своих учителей – 42%, хотя это с оговорками могут признать лишь 18% педагогов.
Таким образом, такая социальная сфера (муниципальное образование) и такой социальный институт (школа), не выполняют в полном объёме своих социальных функций. Что говорит о недостаточном продумывании в ходе принятия управленческих решений.
В существенной корректировке нуждается не только формы, методы и приёмы образования, их обновления требует и сама модель образования и организация педагогического процесса значительной части муниципальных общеобразовательных школ.
Поэтому, отмечая большой объём и достаточно высокое качество
управления муниципальной системы необходимо признать, что рязанское
образование находится в самом начале длительного и трудного пути
радикальных реформ (Приложение №4).
Глава 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ГОРОДА РЯЗАНИ: СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА И
АЛГОРИТМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
2.1 Современное состояние муниципального образовательного менеджмента
Далее проанализируем проблемы и противоречия управляющих подсистем, алгоритм реализации управленческих функций.
Рассматривая современное становление муниципального образовательного менеджмента в г. Рязани, необходимо отметить, что сегодня в городе документально и организационно определилась четкая стратегия развития муниципальной системы образования и всех её составляющих, направленных на формирование единого образовательного пространства города, углубление процессов демократизации, гуманизации образования на основе широкой инновационной деятельности и ресурсного обеспечения: кадрового, научного, нормативно-правового, информационного.
Сеть негосударственных ОУ г.Рязани
|Количество |1998 – |1999 – |2000 – |2001 – |2002 – |2003 – |
|негосударственных |1999 |2000 |2001 |2002 |2003 |2004 |
|ОУ |уч. год|уч. год|уч. год|уч. год|уч. год|уч. год|
|(количество детей) | | | | | | |
|Дошкольные |2 |2 |2 |2 |2 |2 |
| |(44) |(44) |(44) |(44) |(43) |(43) |
|Общеобразова-тельны|6 |7 |6 |6 |6 |6 |
|е |(485) |(504) |(565) |(578) |(568) |(568) |
|Доп. образование |2 |2 |2 |3 |4 |4 |
| |(300) |(413) |(488) |(81) |(1404) |(1404) |
|Общее количество |10 |11 |10 |11 |12 |12 |
| |(829) |(962) |(1097) |(1434) |(2015) |(2015) |
Сеть сервисных служб при управлении образования способствовала оказанию помощи в деятельности образовательных учреждений, педагогов, родителей учащихся. Создание сервисных служб строилось на изучении потребностей образовательных учреждений, взрослых и детей в сервисных услугах.
Развитие сети сервисных служб в г. Рязани
|1997 |1998 |1999 |
|информационно-диагности|муниципальное |центр |
|ческий центр; |предприятие «Детское |психолого-педагогическо|
|муниципальный центр |питание»; |й и медико-социальной |
|психологической службы |дирекция заказчика |помощи детям и |
|образования; |объектов социальной |подросткам, оказавшимся|
|медико-психолого-педаго|сферы |в сложной жизненной |
|гическая консультация; | |ситуации |
|муниципальный | | |
|учебно-производственный| | |
|центр | | |
Обзорный анализ развития процессов инноваций в управлении образования
на муниципальном уровне за период с 1998 г. позволил сделать вывод о
некоторых проявившихся в нём тенденциях:
. превращение управленческих инноваций в особый систематически выполняемый вид деятельности работников муниципальных органов управления образованием города;
. формирование постоянных и временных органов, ответственных за осуществление инноваций в управлении образованием города как элементов складывающейся структуры их организационно-методической поддержки.
Созданы объективные и достаточные предпосылки к тому, чтобы образование в городе стало целостной системой общественной практики.
Муниципальная система образования г. Рязани в условиях социально-
экономической нестабильности сохранена и включает в себя (на 1.09.03) 202
ОУ и 7 сервисных служб (Приложение №5).
Несмотря на недофинансирование системы образования, сеть муниципальных
ОУ в период с 1996 г. выросла на 17 ОУ.
Динамика основных показателей развития сети муниципальной системы образования г. Рязани
|Показатель |1996 |2001 |2003 |
|ДОУ |89 |99 |99 |
|Начальная школа |1 |1 |1 |
|Основная школа |1 |1 |1 |
|Средняя школа |56 |57 |57 |
|Лицей |2 |2 |2 |
|Гимназия |2 |2 |2 |
|Школа с углубленным изучением отд. предметов |7 |7 |7 |
|Специальная (коррекционная) школа |3 |4 |4 |
|Открытая (именная) общеобразовательная школа |3 |3 |3 |
|Школа-интернат |3 |3 |3 |
|Учреждения дополнительного образования |20 |25 |25 |
|Общее количество |187 |204 |204 |
Наряду с муниципальными ОУ в городе появилась сеть негосударственных
ОУ, в которых обучаются 0,9% от всех учащихся ОУ города. По сравнению с
1998 г. число детей увеличилось в 2,5 раза за счёт
. расширения услуг в сфере дополнительного образования;
. переход к научно-обоснованным подходам, предусматривающим опору на современные концепции и технологии управленческих нововведений, уже апробированные на практике;
. усиление организованности в процессах управленческих инноваций, придание им целенаправленности и планомерности на основе программы развития образования на муниципальном уровне
Стратегия управления системы образования выстраивается на следующих
положениях:
1) образованию придаётся статус опережающего развития как подсистемы производственной и социокультурной сферы;
2) через образование обеспечивается влияние на оздоровление социально- экономической среды города;
3) образование стимулирует развитие культурообразующей среды жизни детей, населения города;
4) через образование происходит объединение всех служб города в интересах социальной защиты и охраны детства;
5) образование всемерно активизирует формирование гражданственности, законопослушания, развитие патриотических и нравственных чувств населения.
Управление системой образования позволяет определить перспективные задачи и проблемы развития образования в городе, разрабатывать политику в области образования и механизмы её реализации, осуществлять прогнозирование образовательной ситуации.
В ходе глубокого анализа муниципального управления выделились
следующие черты вышеобозначенного управления:
1) усиление внимания к функциям программно-методического, кадрового, информационного, финансово-экономического обеспечения организации инновационной и опытно-экспериментальной работы в ОУ;
2) резкое снижение применение функций контроля за работой ОУ в связи с введением в действие принципа автономности ОУ и передачи части операций, выполняемых прежде органом управления образованием.
Состояние здоровья детского населения г.Рязани
По результатам нашего исследования сегодня лишь 5% выпускников школ здоровы, 80% школьников хронически больны, свыше 70% страдают нервно- психическими расстройствами. Из каждой родившихся младенцев свыше 900 имеют врождённые пороки развития.
Демографические данные г.Рязани
| |1998 г. |1999 г. |2000 г. |2001 г. |2002 г.|
|Детей до 15 лет |89 741 |86 577 |82 415 |78 329 |75 162 |
|Родилось |3 342 |3 357 |3 452 |3 623 |4 198 |
| |1998 г. |1999 г. |2000 г. |2001 г. |2002 г.|
|Рождаемость |7,1% |6,8% |6,7% |7,4% |7,8% |
|Детская смертность |8,9% |15,5% |16,1% |13,6% |9,6% |
|Общая смертность |12,4% |13,6% |14,3% |15,1% |15,1% |
|Естественный прирост |- 5,1% |- 6,8% |- 7,6% |- 7,7% |- 7,3% |
Вывод напрашивается сам собой: проблема охраны здоровья детей должна стать ключевой в системе образования г.Рязани.
2.2.1Развитие управляющей подсистемы дошкольного образования
Затрагивая управление развитием системы ДОУ, необходимо сказать, сто в
городе воздана многофункциональная сеть ДОУ, способных удовлетворить
разносторонние интересы детей и всё возрастающие потребности родителей.
Исходя из постоянно изменяющихся потребностей современного общества и как
следствие, социального заказа.
Ежегодно увеличивается количество детских садов, работающих в инновационном режиме. Более половины из них имеют статус ДОУ повышенного уровня ДОУ.
В процессе нашего исследования было выявлено важное направление
управления деятельностью ДОУ:
. работа по формированию нового содержания образования путём внедрения вариативных программ нового поколения, внесения в них изменений и дополнений;
. творческий подход и высокая изобретательность педагогов ДОУ в организации предметно-развивающей среды:
. изостудии в 61 ДОУ;
. дизайнстудии в 2 ДОУ;
. зимние сады в 28 ДОУ;
. театры в 18 ДОУ;
. экологические лаборатории в 26 ДОУ;
. кино- и видеозалы в 8 ДОУ;
. игротеки в 8 ДОУ; и т.д.
Управление обеспечением работы ДОУ в режиме развития привлекаются
внебюджетные средства, помощь родителей, которые стали соучастниками
образовательного процесса.
2.2.2. Развитие управляющей подсистемы общего образования
По данным, развития системы общего среднего образования, выявлены изменения общей численности учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях.
| |1998 –|1999 –|2000 –|2001– |2002 – |2003 –|2004 – |
| |1999 |2000 |2001 |2002 |2003 |2004 |2005 |
|Количество |68 530|66 252|63 390|61 852|58 254 |55 625|54 080 |
|учащихся | | | | | | | |
|Изменения |-1 025|-2 278|-2 862|-1 538|-3 598 |-2 629|-1 545 |
То есть, в сравнении с 1998 г. численность учащихся в 2003 г. уменьшилась на 10 726 человек. В ближайшие 2 года наметившаяся тенденция сокращения численности учащихся в ОУ сохраняется и к началу 2004/2005 г. уменьшение составит 21% в сравнении с 1998 г.
В 2002 – 2003 учебном году в нашем городе завершён переход на 4-летнее начальное обучение, что позволило снять перегрузку учащихся, более, последовательно и равномерно распределить материал по годам обучения.
Хотелось бы ещё отметить одно из приоритетных направлениё модернизации общего образования – профилизация образования на III ступени обучения. На всех уровнях муниципальной системы образования прошло обсуждение Концепции профильного обучения, определились перспективы развития данного направления. Профильное обучение, ориентированное на индивидуализацию и специализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда.
Муниципальная сеть профильного образования, в основном, сложилась к
1998 г.. Количество и профиль классов определился вузовским сектором рынка
образовательных услуг – все вузы г. Рязани (РГПУ, РСХА, РГМУ, РГРТА, АПУ,
МЮРФ, РВАИ, РФВУС, рязанский филиал МЭСИ, Рязанский филиал московского
института МВД России, РЗИМТУК), вузы Москвы (МГУ, МЭСИ, ГУВШЭ. Московский
гуманитарный университет, РГУ нефти и газа им. Губкина)
| |1998 –|1999 -|2000 -|2001 -|2002 -|2003 -|
| |1999 |2000 |2001 |2002 |2005 |2004 |
|ОУ |44 |76 |44 |46 |43 |45 |
|Классы |137 |143 |146 |148 |142 |149 |
|Политехнические |52 |62 |60 |62 |54 |60 |
|Экономические |12 |12 |16 |17 |16 |15 |
|Юридические |21 |18 |17 |17 |13 |15 |
|Медицинские |6 |8 |10 |6 |6 |6 |
|Военно-ориентированные |18 |18 |14 |17 |15 |16 |
|Педагогические |13 |19 |23 |23 |24 |23 |
|Агроэколог., агротехническ.|6 |6 |5 |6 |7 |8 |
|Декоративно-прикладные |- |- |- |1 |- |- |
|Гуманитарные |- |- |1 |- |4 |6 |
|Взаимод. с вузами |10 |11 |11 |- |14 |14 |
Получили возможность выбора профильного образования за последние 3 года (2000 – 2003 гг.) более 30% учащихся.
Нельзя не отметить специальные (коррекционные) – 5 – учреждения для
особой категории детей: дети-инвалиды, дети-сироты, дети с отклонениями в
развитии, нуждающиеся в постоянной педагогической поддержке. В 2002 – 2003
учебном году в пяти специальных (коррекционных) школах г. Рязани в 98
классах обучались 818 учащихся, из них 501 ребёнок-инвалид, что составляет
62% от общего количества учащихся (в 2001 – 2002 учебном году из 823
учащихся – 96 инвалидов (48%)).
Динамика развития классов коррекционно-развивающего обучения
| |1998 –|1999 -|2000 -|2001 -|2002 -|2003 - |
| |1999 |2000 |2001 |2002 |2005 |2004 |
|Количество школ |45 |45 |46 |45 |45 |45 |
|Количество классов |227 |258 |268 |273 |25 |240 |
|Количество детей |2 462 |2 816 |2 914 |2 918 |2 723 |2 545 |
| |(3,6%)|(4,2%)|(4,6%)|(4,7%)|(4,8%)|(4,6%) |
Число детей, постоянно нуждающихся в особом внимании педагогов, постоянно растёт.
В 2002 – 2003 учебном году проведено 36 предметных олимпиад и конкурсов по 29 предметам, в которых приняло участие 5 400 учащихся.
В десятку лидеров вошли следующие школы:
|№ ОУ |Количество призёров |Количество олимпиад |
|Лицей №52 |107 |20 |
|Школа №69 |69 |13 |
|Лицей №4 |68 |18 |
|Школа №3 |54 |17 |
|Гимназия №5 |5 |16 |
|Гимназия №2 |48 |18 |
|Школа №55 |35 |16 |
|Школа №17 |3 |10 |
|Школа №57 |29 |15 |
|Школа №53 |26 |13 |
Основными каналами получения среднего образования выпускниками основной школы являются старшие классы, куда поступают в среднем 70,6 выпускников средней школы: 16,3% выпускников основной школы поступают в профессиональные училища города, по сравнению с 1998 г. заметна тенденция снижения количества поступлений с 18,6% в 1998 г. до 14% в 2003. В ССУЗ поступает в среднем 10% девятиклассников.
2.2.3 Развитие управляющей подсистемой дополнительного образования
В ходе нашего исследования была затронута также и система дополнительного образования в г. Рязани.
В настоящее время она составляет 24 учреждения дополнительного образования, 35 отделений подростковых клубов по месту жительства, 4 негосударственных ОУ.
Динамика изменения количества учреждений дополнительного образования
(муниципальных и негосударственных)
Около 2 500 наименований детских, подростковых, молодёжных объе- динений характеризуют образовательные услуги в сфере дополнительного образования детей. Только в учреждениях дополнительного образования детей их действует более 1 700.
При явном уменьшении доступности культурных, спортивных объектов для детей и подростков, повышается значимость отделений, подростковых клубов, по месту жительства, действующих при учреждении дополнительного образования. Именно они в большей степени способствуют решению проблемы социальной адаптации, организации досуга, занятости подростков, в том числе и детей-инвалидов, детей с асоциальным поведением.
2.2.4 Воспитание как одна из составляющих образовательного процесса
(г. Рязань)
По нашему мнению, не следует концентрироваться лишь на ключевых
вопросах темы, игнорируя тем самым малозначительные, на первый взгляд,
факторы, в основе которых нередко лежит начало новой мысли и разворот
научного исследования. Примером такого фактора является воспитание. Оно
стало одним из приоритетных направлений в деятельности управления
образования, науки и молодёжи администрации г. Рязани, образовательных
учреждений всех видов и типов. В 1999 году разработаны концептуальные
основы ОУ, модель выпускника школы, проведены панорамы воспитательных
систем. Разработаны и реализуются программыв: «Одарённые дети», «Юный
Рязанец», «организация летнего отдыха», «патриотическое воспитание
подрастающего поколения», «предупреждение правонарушений среди
несовершеннолетних».
Работа по патриотическому воспитанию проводится в тесном взаимодействии с городским Советом ветеранов, военными комиссариатами, военными вузами и общественными организациями.
Особое место в воспитании подрастающего поколения принадлежит музеям, фондам и экспозициям, которые составляют значительную часть историко- культурного общественного наследия.
Приоритетным направлением модернизации образования г. Рязани является развитие системы профильного самоопределения учащихся.
Развивая допрофессиональное дополнительное образование, ОУ города организуют крупную работу кружков, объединений, секций, проводят олимпиады, конкурсы. Всего в общеобразовательных учреждениях организовано 1 189 объединений, из них 17 на платной основе, в которых занимается 23 900 школьников.
В городе сложилась определённа система организации летнего отдыха и оздоровления детей. Летом 2001 г. начал работу оздоровительно- образовательный лагерь «Сказка», который принял 180 детей, а уже в 2003 г. в нём в течение 6 профильных смен отдохнуло и оздоровилось 1 175 человек.
Таким образом, можно констатировать факт, что в городе удалось сохранить социально-педагогические традиции воспитания, разнообразие форм организации совместной деятельности педагогов и детей и централизованный механизм управления воспитательной системой.
2.2.5 Реализация государственной молодёжной политики (г.Рязань)
На следующем этапе развития детей реализуется государственная молодёжная политика. Под этим подразумевается межотраслевая сфера государственной деятельности, связанная с организацией работы с определённой категорией населения – молодёжью.
В общей численности населения г.Рязани (526 499 человек) население в
возрасте до 30 лет составляет 187 299 человек, в возрасте от 14 до 30 лет –
120 812 человек, что составляет 22,9% от общей численности населения
города.
В сфере реализации муниципальной молодёжной политики управление образования основной целью ставит создание условий для самореализации молодёжи.
В целях межведомственной координации реализации молодёжной и детской политики в 2003 г. активизировал свою работу Координационный совет по молодёжной и датской политике при главе администрации г. Рязани.
УОНиМ администрации г. Рязани оказывает содействие в предоставлении помещений для реализации ряда детских и молодёжных объединений и организаций на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта и использовании их материально-технической базы.
На базе Дворца молодёжи размещены следующие общественые организации:
«Родник», «Молодёжная жизнь», «Молодёжь против наркотиков», фонд
«Молодёжный бизнес-инкубатор». На базе ЦДТ «Приокский» размещены
общественная организация ДИМСИ.
В городе созданы условия для реализации творческих способностей
молодёжи. Ежегодно проводится около 300 массовых мероприятий с молодёжью.
Такие из них, как игры КВН, фестиваль КВН «славянский базар в Рязани»,
праздники «День молодёжи», «День студента», «Татьянин день», «День города»
и другие.
Ежегодно проводится целенаправленная работа по профилактике детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. УОНиМ продолжает отслеживать и своевременно оплачивать содержание несовершеннолетних в спецшколе.
Реализация молодёжной политики состоит в том, чтобы создать новому поколению все условия для самореализации и здоровой конкуренции.
2.2.6 Педагогические кадры муниципальной системы образования как управленческий потенциал образовательного менеджмента
Начальник отдела кадров возглавляет работу отдела по обеспечению учреждений образования города квалифицированными педагогическими кадрами.
Приоритетными направлениями в деятельности отдел является:
. совершенствование системы отбора, подготовки педагогических кадров;
. обеспечение ОУ высококвалифицированными кадрами;
. индивидуальное изучение профессионального, образовательного, возрастного состава кадров и выработка практических рекомендаций.
По данным нашего исследования, в сфере образования города работает 7
803 педагогических работника, из которых 5 947 человек (76,2%) имеет высшее
образование, 1 647 (21%) – среднеспециальное, 209 (0,03%) – незаконченное
высшее. В учреждениях образования города работает 86 педагогических
работников, имеющих звание «Заслуженный учитель РФ», 146 работников
награждены нагрудным знаком «Почётный работник», 298 – грамотами
муниципального образования. Образовательный уровень педагогических
работников соответствует требованиям тарифно-квалификационных
характеристик.
Статистические данные по аттестации педагогических работников наборов
за последние 5 лет показали, что повышается уровень профессионального
мастерства специалистов. Об этом свидетельствует рост педагогов,
аттестованных на квалификационные категории по всем ОУ. Если в 1993 году
они составляли лишь 0,5%, то на начало текущего учебного года они составили
78,1%.
|Года |Школы, гимназии, лицеи|Детские сады | |
| |Всего пед.|В том числе|Всего пед.|В том |Всего пед.|В том |
| |работ-нико|имеющие |работ-нико|числе |работ-нико|числе |
| |в |квалиф. |в |имеющие |в |имеющие |
| | |категории | |квалиф. | |квалиф. |
| | | | |категории | |категории |
|1999 |5 179 |1 703 |2 122 |418 |534 |165 |
|2000 |5 119 |1 819 |2 143 |472 |637 |265 |
|2001 |4 957 |3 735 |2 192 |1 791 |616 |337 |
|2002 |4 676 |3 405 |2 241 |1 700 |663 |417 |
|2003 |4 468 |3 477 |2 289 |1 608 |705 |372 |
Учреждения образования г.Рязани нуждаются сегодня в учителях технического труда, физической культуры, английского языка, физики, преподавателях-организаторах, основ безопасности жизнедеятельности, в воспитателях детских садов. Причиной является низкая оплата труда, сложный режим работы.
Приказом от 18.02.02 №188 заведующим детских садов были также установлены стимулирующие надбавки по итогам работ за 2001 – 2002 учебный год. Из 25 учреждений дополнительного образования:
К I группе оплаты отнесены – 24 учреждения;
Ко II группе оплаты отнесены – 24 учреждения;
К III группе оплаты отнесено 1 учреждение; (МПК «Орлёнок»)
С целью поддержки материального благосостояния, снятия социально-
психологической напряжённости в педагогических коллективах решением
Городского Совета от 30.01.02 №25, приказом Управления от 01.03.02 №229
установлена единая муниципальная надбавка к заработной плате каждого
работника в размере 100 рублей: I полугодие 2002г.,сохранена надбавка:
. сторожам в размере 150 рублей;
. работникам муниципальных учреждений на период первых 3-х лет работы, окончившим сузы (очную форму) –102 рубля, высшее – 115 рублей, имеющим почётные звания «Заслуженный учитель», «Заслуженный тренер» и т.п. – в размере 300 рублей.
Анализ статистической отчётности свидетельствует о том, что потребность в
педагогических кадрах будет расти. Так, в общеобразовательных школах
учителей пенсионного возраста значительно больше, чем молодых специалистов.
Соотношение учителей пенсионного возраста и молодых специалистов в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях
|Год |Всего |В том числе |В том числе со |
| |педагогических |пенсионного |стажем работы до |
| |работников |возраста |2 лет |
|1999 |5 179 |602 |212 |
|2000 |5 119 |608 |199 |
|2001 |4 957 |506 |143 |
|2002 |4 676 |475 |146 |
|2003 |4 468 |512 |98 |
Неблагоприятно сказывается на кадровом составе педагогического корпуса
отсутствие мужчин
|Год |Всего педагогов в ОУ |В том числе мужчин |
|1999 |5 179 |531 |
|2000 |5 119 |51 |
|2001 |4 957 |512 |
|2002 |4 676 |458 |
|2003 |4 48 |359 |
С целью поощрения талантливых, творческих педагогов УОНиМ награждает не только конкретную личность, но и профессии в целом, тем самым формируя профессиональную общность педагогов.
2.2.7 Финансово-хозяйственные и сервисные службы УО г.Рязани как важнейший элемент управляющей подсистемы образовательного менеджмента
По оценкам специалистов, ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний, которыми должны владеть педагоги. Эта ситуация требует от учителя новых профессиональных и личных качеств, таких, как системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, критичность мышления и др.. С целью способствовать приобретению и развитию этих качеств ИД(М)Ц (информационно-диагностический (методический) центр разработал широкий круг образовательных услуг. (Схема №1).
Принципы деятельности: конкретность, компетентность, адресность оказания сервисных услуг;
Более чётко категориям работников образования предлагает свои услуги по повышению квалификации Рязанский институт развития образования.
Существует также социально-психологическая служба образования г.
Рязани, действующая в 156 ОУ города. Кроме того, 3 сервисных центра
оказывают специализированную помощь психолого0педагогического и медико-
социального характера, а при управлении образования создан научно-
методический совет по социально-педагогическим вопросам.
Не менее важной является психолого-медико-педагогическая консультация
(ПМПК).
ПМПК осуществляет функцию медико-психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса ребёнка с проблемами развития.
Отслеживает динамику его развития, внося коррективы в образовательный
маршрут в соответствии с изменением состояния. Количество таких детей
ежегодно увеличивается.
Для того, чтобы «возвратить детям детство», которые остались без родителей, в силу ряда причин был создан центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Главная задача центра состоит в своевременном выявлении, учёте и
оказании помощи детям. В настоящее время в Центре функционирует 5 групп.
Сплошной состав детей на 11.11.2003 г. составлял 40 человек от 3 до16 лет.
За период работы Центра реабилитировано 26 детей сирот и 384 ребёнка, оставшихся без попечения родителей. Социальная реабилитация таких детей состоит в том, что нужно установить их юридический статус, защитить жилищные и имущественные права детей, определиться с алиментами, пенсиями и пособиями, полагающимися по закону и определить форму дальнейшего жизнеустройства.
Воспитанники Центра содержатся на полном государственном обеспечении.
Вся система финансово-экономического обеспечения образовательного
процесса города осуществляется УОНиМ с учётом социальных и экономических
возможностей муниципалитета, запросов личности, общества, государства за
счёт интенсивного включения в действие двух основных факторов:
1. Максимальной мобилизации внутренних финансово-экономических ресурсов
через бюджетное финансирование;
2. Привлечения внешних финансово-материально-технических ресурсов, из
регионального бюджета, внебюджетных источников финансирования, платных
образовательных услуг.
Так в 2003 г. привлечено средств:
. из регионального бюджета – 8 млн. рублей;
. платные образовательные услуги – 4 млн. 800 тыс. рублей;
. спонсорские средства – 14 млн. 800 тыс. рублей,
ИТОГО 27 млн. 600 тыс. рублей.
В полном объёме многоуровневая система финансово-экономического
обеспечения начала действовать с 1-го января 2004 года в соответствии с
Федеральным законом.
Но даже, несмотря на дефицит городского бюджета, доля образования в
нём занимает более 25% и она увеличивается на протяжении последних лет.
Правда, основная часть бюджета образования занимает заработная плата и
начисления на заработную плату, это более 60% от бюджета образования. Доля
статей бюджета, направленных на укрепление материально-технической базы
учреждений образования (капитальный и текущий ремонт, приобретение
оборудования) незначительны и составляет около 4% от бюджета, хотя в
денежном выражении увеличивается значительно.
Динамика осуществления капитального ремонта образовательных учреждений г.
Рязани за 1998 – 002 гг.
|Показатели |Годы |
| |1998 |1999 |2000 |2001 |2002 |
|Намечалось отремонтировать |218 |235 |249 |222 |173 |
|капитально | | | | | |
|Фактически выполнено |20 |210 |259 |220 |184 |
|% выполнения |95 |89 |104 |99 |106 |
(в таблице учтены все виды работ, проводимые в одном учреждении)
Техническое состояние объектов образования продолжает ухудшаться, так как темпы ремонта почти вдвое отстают от потребности в нём. Финансирование текущего и капитального ремонта, утверждённое бюджетом, составляет в среднем по годам 28% от потребности.
По заключению проектных организаций, отдельные здания образовательных учреждений имеют дефекты, требующие оперативного устрагшения. Это деформация стен в школах №69,23,13,7,64,72, ДОУ№88.
Современный финансово-экономический механизм образования города в условиях казначейского исполнения бюджета должен одеспечивать и обеспечивает возможность для широкой инициативы управлением и руководителями ОУ в решении экономических задач для обеспечения функционирования и развития системы образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение системы управления внутриобразовательного учреждения и его статус в ту или иную эпоху сильно зависит от характера действующего на в стране образовательного законодательства. Сегодня управляющие системы в ОУ несут всю полноту ответственности за состояние дел в учреждении, за принятие всего спектра значимых для школы решений – от стратегических и судьбоносных до оперативных и ситуативных. Однако, в некоторых школах, в том числе «повышенного типа», реальная значимость управления, его существенные отличия от других видов работы в школе (например, от педагогической, методической, снабженческой) до сих пор недооценивается, что явно не идёт на пользу делу.
Рассмотрев основные этапы формирования муниципального образовательного менеджмента мы можем сделать следующий вывод:
- требуется детальный анализ сложной управленческой ситуации с присущими ей неизбежными противоречиями. Суть проблемы управления заключается в согласовании между образовательной и управленческой моделями, без чего в принципе невозможны гармония образовательных и организационных процессов.
А для этого необходимо целостная концептуальная система факторов и способов построения и развития модели управления ОУ:
1. взаимное уважение и сотрудничество руководителей ОУ, педагогов, учащихся;
2. гласность и доступность информации;
3. обсуждение актуальных проблем и намечаемых нововведений со всеми, кого это затрагивает;
4. поощрение индивидуальных достижений работников и учащихся;
5. широкое делегирование полномочий руководителями и органами управления и добровольное принятие обязанностей и ответственности рядовых работников;
6. поощрение руководства нестандартных подходов, решений, творческих инициатив;
7. принятие решений в том звене и на том уровне, который располагает наибольшей информацией в большей мере приближен к объекту возникновения проблемы;
8. формализация линейных и функциональных, вертикальных и горизонтальных связей соподчинения, организации, координации, контроля и обеспечения их надёжности;
9. проектирование интегративных свойств системы управления персоналом на основе анализа потребностей в кадрах и возможностей их удовлетворения на рынке труда; проектирование модели отношений работника и школы, стиля руководства, кадровой политики;
10. Разработка проекта управления развитием персонала. Организация методической и научно-исследовательской работы, переподготовки и повышения квалификации на основе индивидуальной диагностики работников и анализа потребностей образовательного процесса, моделирования и организации работы с кадровым резервом и др.
Учитывая вышеобозначенные факторы и анализ деятельности управления
подсистем образовательного процесса необходимо подчеркнуть тот факт, что
важнейшим принципом управления является принцип постоянно поддерживаемого
соответствия системы управления, её управленческой деятельности,
особенностям и значимым характеристикам конкретных объектов управления.
Поэтому мы и утверждаем: вообще, хорошего управления нет и не может быть
(как нет и не бывает вообще хорошего образования, хорошей школы).
Управление должно стать эффективным именно для этой и такой школы,
находящейся в конкретном ситуационном контексте.
Управление может выполнить свою миссию, только будучи адаптивным, адекватным специфическим потребностям, запросам, возможностям своего образовательного учреждения.
Список использованных источников и литературы
1. Закон РФ «Об образовании» М.ТК Велби, 0-13 Изд-во Проспект, 2003. – 48 с.
2. План работы на 2002 – 2003 гг. Управления образования, науки и молодёжи
Администрации рязанской области
3. Информационный сборник – состояние и перспективы развития муниципальной системы образования г. Рязань / Рязань 2003 г. Под редакцией Живикина
В.Н.
4. Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. / М.: центр
“Педагогический поиск”, 2000 – 160 с.
5. Малышев К.Б. Психология управления: научно-методическое пособие для вузов. – М.:ПЕР СЭ, 2000 – 144 с.
6. Проектирование систем внутришкольного управления / Пособие для руководителей образовательных систем. Под ред. Моисеева А.М.. – М.:
Педагогическое общество России, 2001 – 384 с.
7. Муниципальная программа развития образования. Главный редактор Гальперин
А.Э., Рязань 1995 г.
8. Поташник М.М Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений М.: Новая школа . 1995 – 464 с.
9. Шамова Т.И. управление образовательными процессом в адаптивной школе.
М.: Центр «Педагогический колледж», 2001 – 384 с.
-----------------------
[1] Поташник М.М. Управление развитием школы. Пособие для руководителей
образовательных учреждений – М.: Новая школа. 1995 – 8 с.
[2] Моисеев А.М. проектирование систем внутришкольного управления/Пособие
для руководителей. – М.: Педагогическое общество России, 2001, с.60
[3] Муниципальная программа развития образования/Под редакцией
А.Э.Гальперина. Российское книжное издательство «Горизонт», Рязань, 1996
г., с.8
-----------------------
[pic]
Предметно-методичес-кий сервис
Библиотечно-методичес-кий сервис
Маркетин-говый сервис
Консалтин-говый сервис
Схема №1
. Инвентари-зация школьного библиотеч-ного фонда
. Формирова-ние заказов на УМ пособия
. Организация выставок
. Связь с издательс-твами
. Информационные услуги
. Мониторинг
. Инструкти-рование
. Консульти-рование
. Экспертиза и анализ
. Рекоменда-ции
. Рекламные услуги
. Опросы, анкетиро-вания
. Анализ потреби-тельского рынка образова-тельных услуг
. Курсовая подготовка
. Информационные услуги
. Банк данных
. Работа со СМИ
. Диагнос-тика, экспертиза и анализ
. Распростра-нение педагоги-ческого опыта
. Издательс-кие услуги
. Повышение квалификации