Сочинение по творчеству Маяковского.
Оружие любимейшего рода.
Сатира как жанр возникла очень давно . Она была известна уже во времена др.
греков .Уже тогда сатира обличала пороки и недостатки об-ва , будь то суды
,политические партии ,наука , лит- ра.
В основе др. греческой комедии лежал сатирический способ отражения жизни .
Её герои не были индивид. , не отличались психологизмом. Они представали
как бы в кривом зеркале, в гротескном, карикатурном виде, когда опр. порок
или недостаток гиперболизировался , становился доминирующем . В этом плане
сатирическое тв-во Маяковского очень похоже на пр-ия др. гречеких авторов .
Герои сатирических стих. Маяковского также не индивидуализированы. Сатиру
М. можно разделить на 2 периода : доревол. и постреволюц. К образу
сатирического тв-ва дорев. периода можно отнести стих. : «Надоело» и «Нате»
.В стихотворениях М. использует большое кол-во худ . приемов : метафоры
... Страх орет и в сердце
Мечется по лицу ,безнадежен и скучен ...
...Седце в исступлении
Рвет и мечет ...
...Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир ,
сравнения
...Два аршина безлицего розоватого теста:
Хоть бы метка была в уголочке вышита ...
...А я вам открыл столько стихов-шкатулок,
Я - бкзценных слов мот и транжир ,
олицетворение
...Истомившимися по ласке губами
Тысячью поцелуев покрою
Умную морду трамвая ...
...Толпа озвереет ,будет тереться ,
Ощетинит ножки стоглавая вошь,
гиперболы
...Брошусь на землю камня корою,
В кровь лицо изотру ,
Слезами асфальт омывая,
худ. образы
...Все вы на бабочка поэтиного сердца,
Толпа- стоглавая вошь,
Я- грубый гунн .
Лирический герой М. не видит выхода в сложившемся положении , кроме как
«поцеловать умную морду трамвая» , либо «захохотать и радостно плюнуть» в
лицо этого об-ва .
В этих стихотворениях М. не выделяет из толпы отд. личностей , она для
него остается единой массой .
Но вот приходит революция ,и всё меняется .Меняется и сатира Маяковского
.Теперь он выделяет среди этой толпы бюрократов , обывателей мещан,просто
людей не соответствующих идеалам революции . В стихотворении
«Прозаседавшиеся» М. обличает неспособность уже советских чиновников
заниматься делом. Маяковский показывает день чиновника , который целиком
занят заседаниями . Для достижения своей цели - обличения всей бессмыслицы
заседаний М. исп. в качестве худ . приема гиперболу .
...Они на двух заседаниях сразу.
В день заседаний на двадцать надо поспеть нам
Поневоле приходится раздвояться
До пояса здесь, а остальное там ...
Лирический герой приходит к мысли о том , что хорошо было бы ,если:
«О хотя бы еще одно заседание
Относительно искоренения всех заседаний !»
Но мир бюрократов не единственный мир , «мешающий установлению власти
пролетариата» . Поэтому М. использует своё «оружие любимейшего рода» не
только против бюрократизма , но и против мещанства.
В стихотворении «О дряни» М. так рисует засилье мещанства :
...Стеклись они
наскоро оперенья переменив
и засели во все учреждения
На мозолях от пятилетнего сидения зады,
Крепкие как умывальники ,
Живути поныне тише воды ...
Для обличения мещанства М. использ. след. худ. приемы : несовместимость понятий, олицетворение .
...И мне с эмблемами платья
Без серпа и молота не покажешься в свете !
...На балу в реввоенсовете !? ...
...Маркс со стенки смотрел,смотрел ... и вдруг разинул рот, да как заорет ...
Надо отметить такую вещь - мнение М. об описываемом стих. в большинстве
случаев дается в конце ; так и здесь .Его мнение выражается словами Маркса
:
...Опутали революцию обывальщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее головы канарейкам сверните
Чтоб коммунизм канарейками не был побит !
Но это (мещанство , бюрократия) - всё внешний враг .Но ведь и «существуют
люди внутри партии живущие её соками» .В стихотворениях «Трус», «Нагрузка
по макушку» М. показывает именно такой сорт людей . В сихотворении «Трус»
М. рисует чиновника , который боится всего :
Каждый зав для труса туз
Даже от его родни опускает глазки трус
И уходит
В воротник.
М. показывает как прходит день у труса
День - деньской
Сплетает тонко
узы
Самых странных свадеб -
увязать бы
льва с ягненком ,
С кошкой
мышь согласовать бы .
И опять-таки в конце стихотворения М. выдвигает свое мнение :
Товарищ, чего вы дрожите ?
В чём , собственно,
дело ?!
В аквариум ,
чтоли сажать вас ?
Революция требует ,
чобы имелась
смелость,
смелость,
и еще раз -
с-м-е-л-о-с-т-ь
В стихотв. «Нагрузка по макушку» М. выводит на сцену комсомольца Петра
Кукушкина , показывает его чудовищную занятость .
Пообедав , бодрой рысью
Петя
мчит на культкомиссию
После Петю видели у радиолюбителей
Не прошел мимо и Осовиахима ...
И результате В.М. показывает полнейший хаос , царящий в голове у Пети .
Свое стих. М. заканчивает след. ироничными строчками :
... -Где ж работать мне поспеть при такой нагрузке ?
Обьекты сатирич. тв-ва М. очень разнообр. Во- первых - это люди ,
принадлежащие разным эпохам : дорев. и постревол. , во-вторых - люди ,
принадлежащие разным соц. классам : мещанство и купечество , в-третьих -
это просто люди , чьи недостатки высмеивает М. Для док-ва сатиричечн. этих
образов М. применяет большое кол-во худ . приемов: гипербола ,метафора
,сравнение ,несовместимость или упоминаемых вещей , особый лекс. строй
языка и т.д. И все это разнообразие как образов сатирического тв-ва М. ,
так и худ. образов ,им используемых . Служит док-вом многогранности и
гениальности тв-ва М.