Содержание
Введение 3
1. Законодательная база сертификации 4
2. Правовое наследие в области сертификации, оставленное СССР 5
3. Создание правовых основ сертификации в Российской Федерации 7
4. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» 9
5. Нормативно-методическое обеспечение сертификации 11
Заключение 13
Литература 14
Введение
Сертификация продукции и услуг стала обязательной. Она рассматривается как официальное подтверждение качества и во многом определяет конкурентоспособность продукции, а значит и развитие производства, его рентабельность и эффективность.
Термин «сертификация» впервые был сформулирован и определен Комитетом
по вопросам сертификации (СЕРТИКО) международной организации по
стандартизации (ИСО) и включен в Руководство № 2 ИСО (ИСО/МЭК2) версии 1982
г. Согласно этому документу, сертификация определялась как действие,
удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия,
что изделие ли услуга соответствует определенным стандартам или другим
нормативным документам. Данное определение положено в основу понятия
сертификации соответствия, принятого сегодня в системе сертификации ГОСТ в
Российской Федерации. В настоящее время под сертификацией соответствия
понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается
необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная
продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или
другому нормативному документу.
Ведущие экономические державы начали развивать процессы сертификации
в 20-30-е годы нашего столетия. Сертификация продукции в Российской
Федерации, а до этого в ССР, начала развиваться в 1979 г., после
постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и
усиления воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности
производства и качества работы».
В данном реферате мы рассмотрим правовые аспекты сертификации и аккредитации в Российской Федерации.
1. Законодательная база сертификации
Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается:
- законами РФ «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации»,
«Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей»;
- подзаконными актами, направленными на решение отдельных социально- экономических задач и предусматривающими использование для этой цели обязательной сертификации;
- Указами Президента и нормативными актами Правительства России
(Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об организации
работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации
продукции и услуг», распоряжение Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. №
255-р «О программе демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и
сертификации» и др.)
Нормативно-методическая база сертификации включает:
- совокупность нормативных документов, на соответствие требования которых проводится сертификация продукции и услуг, а также документов, устанавливающих методы проверки соблюдения этих требований (примерно 12 тысяч наименований);
- комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации (серия правил по сертификации и комментариев к ним).
Структура нормативного обеспечения сертификации представлена на рис.1.
Основополагающим документом российской Федерации в области
сертификации является Закон «О сертификации продукции и услуг» № 5151-1 от
10 июня 1993 г. В дополнение к нему принят Федеральный закон № 154-ФЗ «О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О
сертификации продукции и услуг», принятый Государственной Думой 2 июля 1998
года и подписанный Президентом 31 июля 1998 года.
| | |Законы РФ | | |
| | | | | |
| | |Подзаконные акты | | |
| | | | | |
| | | | | |
|Указы Президента и | |Постановления | |Нормативные акты |
|Правительства | |Госстандарта РФ | |министерств и ведомств |
| | | | | |
| | |Нормативная база сертификации | | |
| | | | | |
| | | | | |
|Организационно-методи| |Нормативные | |Нормативные документы |
|ческие документы по | |документы, на | |на методы (способы) |
|правилам и порядку | |соответствие | |оценки соответствия при|
|сертификации | |требованиям которых | |сертификации |
| | |проводится | | |
| | |сертификация | | |
|Правила по | |ГОСТы, ТУ и т.д. | |ГОСТы, методические |
|сертификации | | | |указания и т.д. |
Рис. 1. Структура законодательной и нормативной базы сертификации.
2. Правовое наследие в области сертификации, оставленное СССР
Сертификация получила всемирное признание как одна из форм обеспечения высоко качества и безопасности продукции.
Опыт, накопленный международными организациями в области разработки
принципов сертификации, в восьмидесятых годах сал широко использоваться в
СССР. В этот период наша страна стала создавать правовую базу сертификации,
участвовать в работе международных систем и соглашениях по сертификации.
Первым правовым нормативным актом в области сертификации было постановление Совета Министров от 18 ноября 1984 года № 984 «О порядке сертификации продукции машиностроения». В перечне были указаны министерства, ответственные за проведение работ по сертификации конкретной продукции, и сроки введения сертификации по каждому виду продукции. Которые определялись периодом 1984-1990 г.
Обеспечение введения сертификации в установленные сроки возлагалось на
Государственный комитет СССР по стандартам и на министерства, ответственные
за проведение работ по сертификации конкретной продукции.
Постановление Совета Министров СССР дало импульс международной деятельности СССР в области сертификации и стало основополагающим правовым нормативным актом в развитии сертификации продукции в нашей стране.
Главной задачей сертификации было совершенствование действующих в стране методов повышения качества выпускаемой продукции и развития экспортных возможностей продукции машиностроения.
Для осуществления поставленной задачи в 1986 г. было принято Временное положение о сертификации продукции машиностроения в СССР, которое было организационно-методическим документом, устанавливающим основные правила работ по сертификации продукции машиностроения в рамках международных систем сертификации и соглашений по сертификации
Вопросы сертификации были отражены в постановлениях Совета Министров
СССР от 21 апреля 198 года № 489 «О перестройке деятельности и
организационной структуры Государственного комитета СССР по стандартам» и
от 17 октября 1989 года № 858 « Об организационной структуре
Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и
стандартам».
Первым из этих постановлений Госстандарту СССР было поручено возглавить работу по созданию национальной системы сертификации продукции и обеспечить дальнейшее совершенствование организации государственных испытаний и проведения сертификации, а также осуществить поэтапный переход к сертификации как одному из важнейших направлений дальнейшего развития государственного контроля качества продукции.
Вторым – на Госстандарт СССР была возложена функция по разработке и реализации государственной программы по управлению качеством продукции, формированию и реализации комплексных ер по развитию и надежному функционированию сети центров аттестации производств и сертификации продукции, отвечающих международным требованиям. В постановлении было уделено внимание подготовке НТД к сертификации продукции и услуг.
Закон СССР «О защите прав потребителей», принятым Верховным Советом
СССР 22 мая 1991 года, в стране впервые на законодательном уровне была
введена обязательная сертификация продукции (товаров, услуг, работ).
В соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 22 мая 1991
года, Закон предполагалось ввести в действие с 1 января 1992 года. Кабинету
Министров СССР было поручено во втором полугодии 1991 года разработать и
осуществить необходимые меры: по поэтапному введению обязательной
сертификации выпускаемой в стране продукции: по предотвращению ввоза в СССР
недоброкачественной продукции, представляющей опасность для жизни,
здоровья, или имущества граждан, окружающей среды.
Однако Закон СССР «О защите прав потребителей» не вступил в силу, так как в декабре 1991 года СССР прекратил свое существование.
Правовое наследие в области сертификации, оставленное СССР, было
использовано для развития и совершенствования этой деятельности в
Российской Федерации и других странах СНГ.
3. Создание правовых основ сертификации в Российской Федерации
Во второй половине 1991 года в Российской Федерации проводилась активная работа по разработке Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», который был принят Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года.
В законе предусматривалась обязательная сертификация товаров (услуг, работ), на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, а также средств, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья потребителей (п. 5. Ст. 5).
Постановлением Верховного Совета «О введение в действие Закона РФ «О защите прав потребителей» пункт 5 статьи 5 Закона, устанавливающий обязательную сертификацию товаров (работ, услуг), вводился в действие с 1 мая 1992 года.
В соответствии с поручением Верховного Совета, правительство приняло
постановление от 22 июля 1992 года № 508 «О поэтапном введении в 1992 году
обязательной сертификации товаров (работ, услуг)», которым был утвержден
Порядок подтверждения безопасности товаров (работ, услуг) изготовителем
(исполнителем, продавцом) в 1992 году и номенклатура производимых в
Российской Федерации и ввозимых на ее территорию товаров, подлежащих
подтверждению сертификации безопасности с 1 сентября 1992 года.
В связи с отсутствием аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Порядком в 1992 году предусматривалась упрощенная схема подтверждения безопасности изготовителем товаров (работ, услуг) посредством заявления-декларации.
Предусматривалась система контроля, которая должна была обеспечивать изоляцию дефектных товаров, своевременную проверку и аттестацию средств измерений, регистрацию, учет, анализ и профилактику дефектных товаров.
На органы государственного контроля возлагалась проверка наличия заявления-декларации, полноты заявленных требований безопасности, правильности маркировки товаров. В номенклатуру производимых в Росси и ввозимых на ее территорию товаров, безопасность которых подлежала подтверждению с 1 сентября 1992 года, вошли товары для детей, продукты питания, товары народного потребления, контактирующие с пищевыми продуктами и питьевой водой, товары бытовой химии, парфюмерия и косметика, ядохимикаты и т.д.
Закон РФ «О защите прав потребителей», установивший обязательную
сертификацию товаров (работ, услуг), поставил новые задачи перед
Госстандартом России.
10 июня 1993 года Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» был принят Верховным Советом и стал новым фактором дальнейшего развития сертификации в стране. Более подробно с этим Законом мы познакомимся в следующей главе этой работы.
В 1993 году были приняты законы Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» (27 апреля 1993 г.) и «О стандартизации» (10 июня 1993 г.). Они установили правовое, нормативное и метрологическое обеспечение сертификации в стране.
Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» сфера государственного метрологического контроля и надзора распространена на обязательную сертификацию продукции и услуг, на испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов (статья 13).
Законом РФ «О стандартизации» к нормативным документам по стандартизации, действующим на территории страны, отнесены: государственные стандарты РФ международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийский классификаторы технико- экономической информации, стандарты отраслей и др.
В целях развития национальной системы аккредитации Госстандартом в
рамках государственной системы стандартизации Российской Федерации принят
комплекс государственных стандартов «Система аккредитации в Российской
Федерации» серии 51000. Приняты также государственные стандарты серии 40000
в области сертификации систем качества и производства.
Принятие Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» стимулировало законотворческую работу в области сертификации. В 1993-1998 гг. было принято свыше 30 законодательных актов Российской Федерации по разным отраслям народного хозяйства, в которых вводится обязательная сертификация продукции и услуг.
Так, постановлением Правительства от 26 июня 1995 года № 608
утверждено «Положение о сертификации средств защиты информации»;
Министерством транспорта РФ приказом от 19.07.95 утверждено «Положение о
системе сертификации на воздушном транспорте РФ»; Министерством внутренних
дел РФ приказом от 28.03.96 утверждены «Правила сертификации продукции и
услуг в области пожарной безопасности» и «Порядок сертификации продукции и
услуг в области пожарной безопасности в РФ».
Закон РФ «О защите прав потребителей» активно работал почти четыре года, а создание в соответствии с ним и другими законодательными актами система сертификации развивается и охватывает все более число сфер экономической жизни страны. Однако опыт практического применения Закона в условиях развивающейся рыночной экономики привел к необходимости его изменения и внесения в него дополнений.
Государственной Думой был разработан и принят 9 января 1996 года
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон российской
Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных
правонарушениях». Но это тема для отдельной работы.
По состоянию на июль 1998 года в Госстандарте России зарегистрировано
15 самостоятельных систем обязательной сертификации однородной продукции
Системы ГОСТ Р и 82 самостоятельные системы добровольной сертификации
продукции и услуг. Деятельность по созданию систем обязательной и
добровольной сертификации продолжается.
4. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»
Этот Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (например, систем качества предприятий) в российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. Он состоит из четырех разделов, объединяющих 20 статей. Приведем выборочный анализ статей данного Закона в силу его важности.
Раздел первый «Общие положения». Ст. 1- Ст. 6.
Статья 1 «Понятие сертификации» содержит общее определение сертификации продукции и устанавливает цели проведения сертификации.
Статья 2 «Законодательство РФ о сертификации» гласит, что отношения в области сертификации регулируются настоящим законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства.
Статья 3 «Международные договоры» –указывает на руководство международными правилами сертификации в случаях, когда Россия является участником международных систем сертификации.
Статья 4 «Полномочия специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации» устанавливает координирующую роль Госстандарта по проведению сертификации как в обязательной, так и в добровольной области.
Статья 5 «Система сертификации» определяет понятие и требование к созданию и регистрации сертификации в России.
Статья 6 «Сертификат и знак соответствия» дает определение сертификата соответствия документа, выданного по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.
Раздел второй «Обязательная сертификация» содержит 10 статей.
Статья 7 «Обязательная сертификация» определяет, что данный вид сертификации осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.
Статья 8 «Участники обязательной сертификации» определяет участников обязательной сертификации.
Статьи 10-13 «Обязанности …» определяет обязанности каждого из участников обязательной сертификации.
Статья 16 «Финансирование работ по сертификации и государственному контролю и надзору» определяет виды деятельности в области обязательной сертификации, которые должны финансироваться за счет государственных средств.
Раздел третий «Добровольная сертификация» включает три статьи.
Статья 17 «Добровольная сертификация» указывает на то, что для продукции и услуг, которые не подлежат обязательной сертификации в соответствии с действующим законодательством, по инициативе заявителей может проводиться добровольная сертификация в целях подтверждения их соответствия требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов.
Статья 19 «Права заявителя» указывает, что при заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.
Раздел четвертый «Ответственность за нарушение положений настоящего
Закона» состоит из одной статьи 20 «Уголовная, административная либо
гражданско-правовая ответственность». Юридические и физические лица, а
также органы государственного управления, виновные в нарушении правил
обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим
законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую
ответственность.
5. Нормативно-методическое обеспечение сертификации
Проведение и развитие сертификации невозможно без применения большого
числа основополагающих документов – правовых, методических, технических. В
Российской Федерации более 200 нормативных документов общего назначения,
распространяющихся на обязательную и добровольную сертификацию. В
дополнение к этому многочисленную нормативно-техническую базу конкретных
систем сертификации составляют стандарты (нормы) на продукцию, услуги,
методы испытаний, условия хранения и транспортирования и т.д.
Государственная система стандартизации (ГСС) в России предполагает разделение стандартов на категории и виды. Категория определяет сферу распространения стандарта. Государственный стандарт (ГОСТ) обязателен к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями, если область их деятельности попадает под его требования. Обязательная сертификация силу того, что она контролируется государством, проводится, как правило, на соответствие положениям ГОСТов. Отраслевой стандарт (ОСТ) распространяется на конкретную отрасль промышленности и сферы услуг. На соответствии ОСТам может проводиться добровольная сертификация. Стандарты предприятия (СТП) устанавливают требования к методам и процессам, применяемым в органах по сертификации и аккредитации, а также в испытательных лабораториях.
В зависимости от содержания различают стандарты на технические условия, технические требования, параметры и (или) размеры, методы и процессы, термины и обозначения, документацию. Для стандартов, не относящихся к определенной продукции, в том числе для стандартов общетехнических и организационно-методических, ГСС видов не устанавливается. К таким стандартам относятся стандарты общих норм, методов расчета и проектирования, стандарты систем классификации и документации, стандарты единиц физических величин, общие требования к продукции, поставляемой для различных климатических условий эксплуатации, требований по безопасности, охране природы, сортности продукции и др.
Нормативное обеспечение сертификации складывается из двух комплексов
документов:
Нормативные документы, содержащие требования к продукции, услугам и другим
объектам сертификации и способы подтверждения соответствия этим
требованиям.
Организационно-методические документы, регламентирующие организационные и
процедурные вопросы сертификации. Они могут как определять порядок
функционирования общероссийских систем сертификации, так и быть документами
участников систем сертификации. В зависимости от распространения и
применения организационно-методических документов они подразделяются на две
группы: общероссийские документы систем сертификации (обязательной,
добровольной) и документы участников этих систем. Основой для разработки
общероссийских документов по сертификации являются соответствующие
законодательные акты и нормативные правовые акты правительства Российской
Федерации. Их положения развиваются в общих правилах и рекомендациях,
которые разрабатываются специально уполномоченными федеральным органом
исполнительной власти в области сертификации. Основой для разработки
систем сертификации является общероссийские документы. Направленность
документов устанавливается в соответствии с целями создания системы.
Заключение
В настоящее время принято более 20 Законов Российской Федерации, вводящих обязательную сертификацию. Однако из-за недостаточно широкого обсуждения этих законов на стадии проектов, проведения через них ведомственных интересов, некомпетентности в ряде случаев лиц, готовящих проекты законов, и других причин существующее законодательство имеет серьезные недостатки, приведшие к негативным последствиям в деятельности по сертификации.
В большинстве случаев указанные законы содержат лишь общую норму о введения обязательной сертификации, не определяя при этом те вопросы, без которых невозможна организация деятельности по сертификации и которые должны быть установлены только на законодательном уровне: не очерчивается четко область действия обязательной сертификации; не всегда оговаривается федеральный орган исполнительной власти, ответственный за организацию сертификации; не определяются требования, на соответствия которым должна проводится обязательная сертификация, и виды нормативных документов, которые могут содержать эти требования; не определяется знак соответствия, свидетельствующий о праве доступа товара на рынок.
Такая ситуация лихорадит промышленность, которая не имеет четкого представления, к чему готовиться, и не дает возможности реально организовать сертификацию там, где она действительно нужна обществу.
В некоторых случаях разные законы вводят обязательную сертификацию одной и той же продукции. Это также вносит неопределенность для промышленности и торговли, создает трудности в прохождении сертификации, удорожает процесс сертификации, порой делая его экономически нецелесообразным, а также неоправданно замедляет товарооборот.
Большие проблемы возникают при проведении сертификации средств производства в соответствии с Основами законодательства «Об охране труда», а также Законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», так как здесь правовой нормой является запрет ввода в эксплуатацию оборудования без сертификата, а не запрет продажи.
Решение этих проблем предполагает проведение комплекса мероприятий по совершенствованию деятельности сертификации и созданию условий для перехода к механизму подтверждения соответствия.
Литература
1. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация: Учебное пособие. – М.:
Логос, 1999. – 248 с.: ил.
2. Сертификат, качество товара и безопасность покупателя . – М.:
ВНИИС, 1998.- 398 с.
3. Сертификация продукции и услуг. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:
Деловой альянс, 1999. - 176 с.