КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Контрольная работа
Правовые основы метрологии, стандартизации, сертификации
Кемерово-2009
Содержание
Введение
1. Предмет, задачи и структура дисциплины «правовые основы метрологии, стандартизации, сертификации»
2. Принципы стандартизации: определение группы (научные и организационные) – краткая характеристика отдельных принципов
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема обеспечения качества продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в развитии любой отрасли. Однако показатели качества, а также проблемы, связанные с выпуском качественной продукции, специфичны для каждой отрасли.
В настоящий момент понятие качества как категории нормировано и определяется стандартами.
Стандарт - нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и принятый признанным органом или утвержденный предприятием, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
Механическое перенесение зарубежного опыта в отечественные условия невозможно, но специалистам необходимо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и принятию новых прогрессивных решений, позволяющих производить продукцию, услуг реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне. Это касается не только работников производственной сферы.
Знания в области стандартизации и сертификации в одинаковой степени важны для менеджеров, маркетологов и других специалистов, которые могут использовать возможности и преимущества стандартизации и сертификации в качестве весомых составляющих конкурентоспособности товара.
1. Предмет, задачи и структура дисциплины «Правовые основы метрологии, стандартизации, сертификации»
Стандартизация, сертификация и метрология в том виде, как это было в плановой экономике, не только не вписывались в новые условия работы, но и тормозили интеграции нашей страны в цивилизованное экономическое пространство.
Основная цель дисциплины «Правовые основы метрологии, стандартизации, сертификации»:
- дать будущим специалистам теоретические основы и практические рекомендации по организации планирования качества продукции и услуг на предприятиях и в организациях, ознакомить с новыми методами и принципами стандартизации продукции и услуг, ознакомить с основными метрологическими методами получения и обработки измерительной информации, ознакомить с основными требования к испытательным лабораториям и порядком их аккредитации.
Основные задачи дисциплины состоят:
- в формировании у будущих специалистов системы знаний про способы выбора и разработки показателей качества для промышленности услуг;
- в выяснении роли и места стандартизации в общей системе управления экономикой;
- в освоении методов получения достоверной измерительной информации и правильном ее использовании;
- в изучении идет сертификация как важнейшего механизма управления качества;
- в получении знаний теоретических основ в области обеспечения качества и управлении качеством продукции (УКП);
- возможность получения практических рекомендаций по обеспечению эффективного функционирования и усовершенствования систем качества;
- в умении знакомства с современной практикой поставщиков и заказчиков в области качества и основных нормативных документов по правовым вопросам в области качества;
- в выяснении возможностей организации и эффективного функционирования систем качества при проектировании производства, эксплуатации продукции и оказании услуг.
В «Основах метрологии» будут рассмотрены законодательные основы метрологической деятельности, измерения как объект метрологии, роль и значение достижения единства измерений в международных экономических и научно-технических связях, а деятельность по метрологии в зарубежных странах.
В разделе «Основы стандартизации» предлагается изучить правовые, организационные и методологические основы стандартизации на разных уровнях. Будет уделено внимание на нововведениях в национальную систему стандартизации, роли стандартизации в развитии ВЭД отечественных фирм и предприятий, применении международных стандартов. Стандартизация рассматривается в различных областях, что дает представление о ее широком распространении и необходимости применения как для повышения эффективности деятельности, так и взаимопонимания с зарубежными партнерами и агентами.
«Основы сертификации» посвящается организационно-методическим и правовым причинам сертификации в государстве и других странах. Непосредственно с сертификацией связаны вопросы аккредитации, относящиеся и к органам по сертификации, и к испытательным лабораториям. Предполагается рассмотреть создание в стране системы аккредитации, изучить актуальность области сертификации.
Стандартизация, сертификация и метрология неразрывно связаны между собой. Изучение их в одном учебном курсе дает более полное представление о важности каждого из этих направлений деятельности и их совокупности для становления рыночной экономики в Российской Федерации, развитие ВЭД предприятий и фирм на современной цивилизованной основе.
Основные термины:
Аккредитация – процедура признания выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области.
Доаккретизация – расширение области аккредитации какой-либо организации.
Критерии аккредитации – требования, которые должна отвечать организация, чтобы быть аккредитованной.
Аттестация организации – проверка организации с целью ее соответствия критериям аккредитации.
Нотификация – официальное уведомление, по какому-либо международному вопросу.
Омологация - официальное утверждение, приемка.
Петля качества – схематическая модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество продукции (услуги) на всех стадиях ее жизненного цикла – от определения потребности до проектирования утилизации.
Рециклинг – повторное промышленное использование отходов производства и потребления.
Тезаурус – словарь, в котором предоставлены термины с примерами их употребления.
2. Принципы стандартизации: определение, группы (научные и организационные)
Стандарты бывают международными, региональными, национальными, административно-территориальными.
Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.
Стандартизация обеспечивает повышение уровня безопасности и конкурентоспособности продукции, способствует научно-техническому прогрессу, ресурсосбережению, технической и информационной совместимости, а также принципам взаимозаменяемости.
Стандартизация является важнейшим механизмом устранения технических барьеров в международной торговле.
Научные принципы: эффективность, динамичность, комплектность, взаимовыгодность, перспективность, обязательность.
Организационные принципы: экономичность, применимость, совместимость, взаимозаменяемость, безопасность, охрана окружающей среды.
Принцип охраны окружающей среды применяется в стандартизации отношений в системе природа–общество на территории государства, особенно в жизнеобеспечивающих циклах (производство – потребление – утилизация отходов). Рассмотрим в этом аспекте проблемы стандартизации в основном звене взаимодействия человека и общества с природой в процессе природопользования объектов, отраслей и территории государства.
Фундаментальные принципы Рио-де-жанейрской декларации стали критериями разработки стратегий устойчивого развития общества и экологического управления рынком (МС ИСО серии 14000). Мировым сообществом признано, что социальные отношения общества должны учитывать законы экологического пространства биосферы Земли: таково стратегическое условие устойчивости развития цивилизации.
Согласно статье 12 Закона РФ «О техническом регулировании», стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
* добровольного применения стандартов;
* максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
* применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
* недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
* недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
* обеспечения условий для единообразного применения стандартов. К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
* национальные стандарты;
* правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
* применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.
Заключение
Реформирование самой системы стандартизации – наиважнейшая задача Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии как национального органа по стандартизации. Система должна отвечать требованиям российской экономики, претерпевшей большие изменения в последнее время. Существует острая необходимость приведения стандартизации в соответствие с Законом «О техническом регулировании» и той моделью технического регулирования, которая принята в Российской Федерации.
Стандарты стали добровольными. В этом статусе они должны быть правильно позиционированы в условиях совершенно новой для РФ системы технического регулирования.
В 2005 г. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии разработана Концепция развития национальной системы стандартизации на период до 2010 г.
В ней намечены основные направления реформирования системы национальной стандартизации:
- развитие правовых основ стандартизации;
- функциональные и структурные преобразования системы;
- реформирование экономики стандартизации;
- усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии национальной стандартизации;
- расширение участия промышленности и общества в процессах международной и национальной стандартизации;
- создание современного информационного обеспечения в области стандартизации и т.д.
Список литературы
1. Сертификация: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЛОГОС, 2000
2. Стандартизация и управление качеством продукции/Учебник для вузов/ В.А. Швандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков и др. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000.
3. Тартовский Д.Ф., Ястребов А.С., - М.: Высш. Шк., 2001. Метрология, стандартизация и технические средства измерений.