1. Менджмент
Понятие "МЕНЕДЖМЕНТ" в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются "школы менеджеров", создаются "клубы менеджеров", проводятся "семинары менеджеров", но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом.
Слова "менеджер" и "менеджмент" употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.
В литературе менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.
В связи с этим возникает вопрос: есть ли для нас необходимость не только изучать, но и вообще употреблять понятие "менеджмент", если в русском языке существует термин "управление", а проблемы управления производством достаточно полно раскрыты в отечественной литературе.
Действительно, эти понятия кажутся идентичными, но в силу исторических, политических и ряда других причин их сущность далеко неодинакова.
1.1 Что следует учитывать при выборе структур управления.
1.1.1 Признаки оптимизации структуры:
Небольшие подразделения с высококвалифицированным персоналом
Небольшое чило уровней руководства
Наличие в структуре групп специалистов
Быстрая реакция на изменения
Высокая производительность
Низкие затраты
1.1.2 Влияющие факторы:
Технология
Вшешнее окружение
Размер предприятия
Стратегия бизнеса
Система решений
Сложившиеся структура
Имеющийся персонал
1.1.3 Признаки структуризации:
Функциональное назначение
Обслуживаемый продукт
Обслуживаемая группа потребителей
Обслуживаемый регион
Интервал рабочего времени
Количество подчиненных
Обслуживаемый процесс
Совокупность результативности всех видов деятельности выше, чем простая сумма результатов каждого из них в отдельности.
1.2 Структура предприятия.
Департамезация - деление организации на отдельные блоки (отделы, отделения, бюро)
1.2.1 Сравнение вариантов структур
Структура - это средство для достижения цели организации.
1.2.2 Функциональная структура
|Преимущество: | |Недостатки: |
|Эффективность за счет | |Содействие узкой |
|специлизации деятельности | |специлизации подразделений |
|Централизованный контроль за | |трудности координации |
|стратегическим решениями | |ограниченная возможность для|
|Деференцация и делигирование | |развития менеджеров |
|полномочий | | |
1.2.3 Подраздиленческая структура.
|Преимущество: | |Недостатки: |
|Оперативное реагирование на | |Сложность в определении |
|изменение ситуации | |интервалов власти |
|Сблидение стратегических и | |Различия квалификации |
|текущих решений | |персонала в однотипных |
|Сблидение ответственности и | |подразелениях |
|управления | |Внутреняя конкуренция за |
|Перспективы для роста менеджеров | |ресурсы |
| | |Внутрение конфликты при |
| | |списании накладных расходов |
1.2.4 Централизация управления
|Преимущества: |Недостатки: |
|Улучшается контроль и координация |Повышается время принятия решений |
|Увязываются интересы групп |Гасится инициатива |
|Эффективно используется |Задерживается рост квалификации |
|центральный аппарат |менеджеров |
2. Электронные каналы маркетинга и дистрибуции
Концепция маркетинга за многие годы своего существования претерпела
ряд изменений. Сегодня наибольшую популярность приобрела модель
“маркетингового управления”, т.е. долшосрочного планирования и
прогнозирования, опирающаяся на иследованиях рынка, поведения и привычек
покупателя, использование комплексных методов формирования спроса и
стимулирование посредникрв, удовлетворение потребностей конкретных целевых
групп покупателей. В центре современной концепции маркетинга
находитсяпотребитель. И если до последнего времени возможность получения
его “рентгеновского снимка” представлялась практически нереалищуемой, то со
становлением интерактивных каналов связи мечты о “прозрачном” покупателе
стали приобретать реальные формы.
Современное общество предоставляет все большему количеству своих членов право выбора при покупке товаров и услуг. И выбор этот в первую очередь базируется на качестве обслуживания. Потребитель уже оценил преимущества интерактивного контакта с продавцом, главными из которых являются быстрая реакция на запросы, высокая скорость выполнения заказов, удобство получения почти неограниченной информации.
Исследования, проведенные в Германии, показывают, что средний возраст путешествиников по киберпространству составляет 29 лет; 62% из них или имеют высшее образование, или близки к его завершению.
Высшие руководители ряда компаний продолжают считать, что контингент пользователей глобальных сетей составляют лишь одни студенты и университетские профессора, которые в киберпространстве занимаются исключительно поиском научной информации и ничего не покупают. Данные немецких коммерческих банков свидетельствуют об обратном. Так большая часть обращений к WEB-серверу крупнейшего из них - Deutsche Bank - осуществляется с домашних ПК и с мест работы, а не из вузовских и школьных стен.
Отличительной особенностью INTERNET как новой инфраструктуры
маркетинга и сбыта является тот факт, что здесь пока не действует основной
принцип рыночной экономики: спрос рождает предожение. Опыт многих стран
свидетельствует, что не потрибитель определяет объем цифровых услуг.
Напротив, поставщики и производители приходят к выводу о необходимости
вспрыгнуть на подножу отходящего экспресс “INTERNET”. И объясняется это не
только вопросами престижа, но и опасением, что лучшие места на этом
перспктивном рынке расхватают другие.
Не менее важным преимуществом электронных каналов является более
тестный контакт с покупателем. Интерактивный контакт с покупателем
обеспечивает также более тесную привязку их к фирме.Рагнал Нильсон,
директор информационного отдела одного из крупнейших тоговых домов в ФРГ
Karstadt, не сомневается в том, что в век глобальной электронной торговли
внимательное отношение к покупателю станет решающим фактором в конкурентной
борьбе, поскольку соперники будут находится на расстоянии одного щелчка
мыши.
“Население” киберпространства пока состоит почти исключительно из мужчин
(по различным оценкам, на 70-90%). В этой связи, например, поставщики
автомобилей находятся в лучшем положении по сравнению с продовцами
продуктов питания и одежды, так как последние выбираются в основном
женщины, а они пока еще далеки от ПК. Продвигаемый товар должен
представлять интерес для возрастной категории 18 - 40 лет, поскольку именно
к ней относится 70% “населения” киберпространства.
Нельзя, однако, упускать из виду тот факт, что стопроцентные потребители
электронного рынка, которых в России, не больше полумилиона, имеют
родственников и друзей , в большинстве своем еще не познавших возможностей
кибернетического мира, но являющихся его косвенными потребителями.