Рефетека.ру / Менеджмент

Реферат: Анализ ассортимента и потребительских свойств стеклянной посуды

Содержание
| | | |
| | | |
| | |Стр. |
| |Введение |4 |
|1. |Теоретическая часть |6 |
|1.1.|Факторы, формирующие потребительские свойства стеклянных |6 |
| |изделий | |
|1.2.|Классификация и характеристика ассортимента |12 |
|1.3.|Потребительские свойства стеклянных товаров |15 |
|1.4.|Требования к качеству стеклянных товаров |20 |
|2 |Практическая часть |24 |
|2.1 |Характеристика ассортимента стеклянной посуды, реализуемой |24 |
| |магазином ООО «1000 мелочей» | |
|2.2.|Анализ ассортимента |32 |
|2.3.|Анализ потребительских свойств |34 |
| |Заключение |37 |
| |Список использованных источников |39 |
| |Приложения |40 |

Введение

Стеклоделие в России возникло в IX - Х вв., т. е. намного раньше, чем в
Америке (XVII в.) и ранее, чем во многих других странах Западной Европы
(Англии, Швеции, Венеции, Богемии, Лотарингии, Нормандии и др.).

Общий промышленный подъем, начавшийся в царствование Петра I, захватил и стекольное дело. (3( Развитие стекольного производства было вызвано большим спросом на стеклянные изделия - оконное стекло, зеркала, посуду, который не могли удовлетворить существовавшие еще в XVII веке в Московской Руси старые стекольные заводы (Духанннский, Измайловский, Черноголовский) и стремлением отказаться от дорогостоящего ввоза заграничного стекла. Известный экономист того времени Иван Тихонович Посошков писал по этому поводу: «Да привозят к нам стеклянную посуду, чтоб нам купив разбить и бросить. И нам если заводов пять-шесть построить, то мы все их государства стеклянной посудою наполнить можем» и «стеклянную посуду можно нам к ним возить, а не им к нам». [3]
Ассортимент изделий посудного цеха Ямбургского завода был очень большой.
Так, например, в 1722 году завод выпускал: рюмки пивные с крышками и без крышек, рюмки винные и водочные разных размеров, стаканы пивные, водочные, разные бутылки, лампады, солонки, огуречные чаши, карманные «фляши»
(фляги), чернильницы и т. д.

Из вышеприведенных исторических данных, можно сделать вывод, что тема стекольного производства была актуальна для нашей страны уже 250 лет назад.

В наше время сохраняются традиции и секреты старых мастеров, умение работать со стеклом передается на генетическом уровне из поколения в поколение. Время диктует новые тенденции, но основы ремесла остаются незыблемыми.

Работа выдувальщика волшебное зрелище: дыхание человека преобразует каплю в чудесное изделие. Сегодня предприятия нашей страны производят продукцию из стекла и хрусталя: рюмки, бокалы, фужеры, графины, кувшины, креманки, стаканы, пивную серию, высокохудожественные штофы, салатники, сортовую вазы, вазы для декорированния интерьеров, парфюмерную тару, бутыли медицинского назначения, отвечающие самому взыскательному вкусу, это: ЗАО
КЦ «Элвис» в который входит четыре стекольных завода: Иванищевский,
Тасинский, Золотковский и им. Воровского, Производственное предприятие
«Интер-АРТ XXI» г. Тверь, ООО «Уралпосуда» Гусь-Хрустальный и т.д.

Наряду с отечественными производителями борются за рынок сбыта и признанные мировые лидеры по изготовлению стеклянной посуды, такие как:
Стекольные заводы «KAVALIER» Чехии, Итальянская фирма "Carlo Giannini" и т.д.

Актуальность данной темы курсовой работы очевидна, так как развитие стекольного производства – один из составляющих факторов развития экономики нашей страны.

Целью курсовой работы является анализ ассортимента, конкурентоспособности и качества стеклянной посуды на основании изучения данной проблемы по торговому предприятию ООО «1000 мелочей» г. Белгорода.

Задачи работы. Для решения поставленной цели в работе рассмотрены следующие задачи:
1. Изучение потребительских свойств стеклянной посуды и факторы, влияющие на потребительские свойства;
2. Изучение ассортимента стеклянной посуды, его классификацию и характеристику, а также реализуемой магазином ООО «1000 мелочей» на основании проведенного анализа;
3. Анализ потребительских свойств стеклянной посуды, реализуемой магазином

«1000 мелочей»;
4. Сделать выводы и внести предложения на основании проведенной работы.

Анализируемое предприятие ООО «1000 мелочей» находится в г. Белгороде по адресу: ул. Кирова, 34.

Основной вид производственной деятельности ООО «1000 мелочей» - розничная торговля, это реализация товаров конечному потребителю, что является завершающим звеном движения товара в сфере обращения.

Основная функция ООО «1000 мелочей» это реализация товаров потребителям.
Период исследования по данному предприятию составляет 3 года.

В курсовой работе использованы литературные источники отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, данные нормативной документации, оперативные и статистические данные исследуемого предприятия.

Работа содержит 42 страницы, 11 таблиц, 16 рисунков, 3 приложения. При ее написании использовано 8 литературных источников.

1. Теоретическая часть

1. Факторы, формирующие потребительские свойства стеклянных изделий

Стеклянные изделия в соответствии с назначением подразделяют на три класса: бытовые, архитектурно-строительные и технические.

К бытовым стеклянным изделиям относят посуду, художественно- декоративные изделия для украшения интерьера, ламповые изделия, зеркала.

Стекло — это аморфное тело, получаемое переохлаждением расплава независимо от состава и температурной области затвердевания. При постепенном увеличении вязкости оно приобретает механические свойства твердого тела.

Классифицируют стекло по происхождению, химическому составу, основным свойствам и назначению.

Для изготовления бытовой посуды и декоративных изделий используют оксидные стекла, в которых основными стеклообразователями являются оксиды кремния, бора, алюминия и др.

Стекла, в которых основным стеклообразователем является оксид кремния
— SiO2, называют силикатными, стекла, где основными стеклообразователями служат оксиды бора и кремния, — боросиликатными, а стекла с основными стеклообразователями в виде оксидов алюминия, бора и кремния — алюмоборосиликатными. Эти оксиды образуют основу структуры стекла и определяют его важнейшие свойства.

Помимо названных кислотных оксидов в состав стекла входят оксиды щелочных и щелочно-земельных металлов. Из щелочных оксидов используют оксиды натрия — Nа2О, оксиды калия — К2О, оксиды лития — Li2О; из щелочно- земельных — оксиды кальция — СаО, оксиды магния — МgО, оксиды цинка — ZnО, оксиды бария — ВаО, оксиды свинца — РbО.

Каждый оксид привносит присущие ему свойства. Поэтому многие свойства стекла зависят от его химического состава. (2(

Состав стекла выражают через составляющие его оксиды.

Согласно ГОСТ 24315—80 стекло для бытовой посуды и декоративных изделий подразделяют на следующие виды: натрий – кальций - силикатное, специальное бытовое, хрустальное (содержит не менее 10 % оксидов свинца, бария, цинка), малосвинцовый хрусталь (18—24% РbО), свинцовый хрусталь (24—
30% РbО), высокосвинцовый хрусталь (30% и более РbО), бариевый хрусталь (не менее 18 % ВаО). К специальному бытовому стеклу относят жаростойкое боросиликатное и алюмоборосиликатное стекло.

Для изготовления кухонной посуды применяют также ситаллы. Это непрозрачные белого цвета стеклокристаллические материалы высокой термостойкости. Их изготовляют путем направленной кристаллизации литий- алюмосиликатного стекла в процессе специальной термической обработки.

Факторы формирования потребительских свойств и ассортимента стеклянных товаров. Потребительские свойства и основные признаки ассортимента стеклянных изделий формируются на стадии проектирования и конструирования при создании опытных образцов и в процессе серийного изготовления. При разработке новых изделий художник учитывает условия их эксплуатации, метод формования, необходимость обеспечения удобства пользования и долговечности изделий, требования художественного стиля и моды. Исходя из этого, определяют состав и окраску стекла, конфигурацию изделий в целом и в деталях, толщину стенки, способ декорирования и др.

Опытный образец должен быть точно воспроизведен в серийном (массовом) производстве. Качество его воспроизведения, т. е. качество изготовления изделий, зависит от соблюдения технологии производства. (2(

Сырьевые материалы стекольного производства подразделяют на основные, или стеклообразующие, и вспомогательные.

С основными материалами в состав стекла вводят кислотные, щелочные и щелочно-земельные оксиды.

Главный кислотный оксид — SiO2 — вводят в стекло через кварцевый песок. Песок должен быть свободен от примесей, особенно окрашивающих
(оксиды железа, титана, хрома), которые вызывают голубоватые, желтоватые, зеленоватые оттенки стекла, снижают его прозрачность. С повышением содержания диоксида кремния в стекле улучшаются механическая и термическая прочность, химическая устойчивость, но повышается температура варки.

Оксид бора В2О3 вводят с борной кислотой или бурой. Он облегчает варку, улучшает физико-химические свойства стекла.

Оксид алюминия А12О3 вводят обычно через глинозем. Его добавка способствует повышению прочностных показателей и химической устойчивости стекла.

Щелочные оксиды Nа2О, К2О вводят через углекислые (сода, поташ) или серно-кислые соли. Они понижают температуру варки стекла, облегчают формование изделий, однако уменьшают прочность, термостойкость и химическую устойчивость.

Щелочно-земельные оксиды вводят обычно посредством углекислых солей.
Так, оксид кальция вводят через мел или известняк, оксид магния — через магнезит или доломит,оксид свинца — посредством свинцового сурика или свинцового глета.

Оксиды кальция, магния, цинка увеличивают химическую устойчивость и термостойкость изделий. Оксиды бария, свинца и цинка повышают плотность, оптические свойства и поэтому применяются в производстве хрусталя. В производстве стекла широко используют горные щелочесодержащие породы, отходы горно-обогатительных комбинатов, цветной металлургии, доменные шлаки, в больших количествах — стекольный бой.

Вспомогательные материалы облегчают и ускоряют варку стекла, окрашивают и заглушают его. По назначению их подразделяют на осветлители, обесцвечиватели, глушители, красители, восстановители и окислители. (2(

Осветлители способствуют удалению из стекломассы газов, образующихся при разложении сырьевых материалов.

Обесцвечиватели погашают или ослабляют нежелательные цветные оттенки.

Глушители (фториды и фосфаты) уменьшают прозрачность и обусловливают белую окраску стекла.

Красители придают стеклу нужный цвет. В качестве красителей используют оксиды или сульфиды тяжелых металлов. Окрашивание может происходить также за счет выделения в стекле коллоидных частиц свободных металлов (меди, золота, сурьмы).

В синий цвет стекло окрашивают закисью кобальта, в голубой — окисью меди, в зеленый — окисью хрома или ванадия, в фиолетовый — перекисью марганца, а розовый — селеном, в сиреневый — окисью неодима, в желтый — окисью церия, сернистым кадмием и др. Особо выделяют красные стекла — рубины: селеновый, медный, золотой.

Производство стеклянных изделий состоит из обработки сырья, составления шихты, варки стекломассы, формования и отжига изделий, первичной и декоративной их обработки.

Обработка сырья сводится к очистке песка и других компонентов от нежелательных примесей, тонкому измельчению и просеиванию материалов.

Приготовление шихты, т. е. сухой смеси материалов, состоит в отвешивании компонентов согласно рецептуре и тщательном их перемешивании до полной однородности. Более прогрессивным методом является изготовление из шихты брикетов и гранул; при этом сохраняется однородность шихты, ускоряется варка.

Варку стекломассы из шихты осуществляют в ваннах и горш-ковых печах при максимальной температуре 1450—1550°С. В процессе варки происходят сложные физико-химические превращения и взаимодействия сырьевых материалов с образованием и плавлением силикатов и свободного кремнезема. С помощью осветлителей стекломассу освобождают от газовых включений,' тщательно перемешивают до достижения однородности по составу и вязкости.
При нарушениях режимов обработки сырья, приготовления шихты и варки образуются дефекты стекломассы в виде нежелательных цветных оттенков и посторонних включений — стекловидных (свиль, шлир), газовых (пузырь, мошка), кристаллических (камни). (1(

Формование изделий из вязкой стекломассы осуществляют разнообразными методами. Эта возможность связана с постепенным нарастанием вязкости стекла с понижением температуры и высоким поверхностным натяжением стекла, которое обеспечивает получение гладкой, блестящей поверхности изделий. Метод формования во многом определяет конфигурацию изделий, толщину стенки, приемы декорирования, окраску и поэтому является важным ассортиментным признаком и ценообразующим фактором.

Бытовые изделия изготовляют ручным и свободным выдуванием, механизированным выдуванием, прессованием, прессовыдуванием, многостадийным методом, моллированием (гнутьем), центробежной формовкой.

Ручное выдувание — с помощью стеклодувной трубки с использованием деревянных или металлических форм, в которых при вращении заготовки
(пульки) завершается формование. Этим методом получают изделия любых конфигураций и толщины стенки с гладкой и блестящей поверхностью.
Вырабатывают бесцветные, окрашенные в массе и накладные изделия (двух- и многослойные). В процессе выдувания можно украшать посуду различными приемами.

Свободное выдувание (в торговле — гутенская формовка) осуществляют также посредством стеклодувной трубки, но изделия формуют и окончательно отделывают в основном на воздухе. Изделия характеризуются сложностью форм, плавными переходами частей, утолщенной стенкой. Декорируют их цветными полосами, лентами, пузырями, налепами и т. п.

Механизированным выдуванием на автоматах (ВС-24, Р-24, ВМ-16, Р-28, ВР-
24 и др.) изготовляют бесцветные изделия простых очертаний, в основном стаканы. (1(

Прессование изделий осуществляют на автоматических прессах в металлических формах под давлением сердечника. Изделия бесцветные или цветные имеют плоскую, цилиндрическую, коническую форму, расширяющуюся в верхней части. Толщина стенки более 3 мм. На поверхности можно заметить швы
— место соединения частей разъемных форм. Некоторое однообразие прессованных изделий стремятся преодолеть за счет создания легкого рельефного узора на поверхности (фактурный пресс), прессования без верхнего кольца, позволяющего получить разный у каждого изделия свободно сформированный край, сочетания прессования и гнутья (пресс-моллирование).

Прессовыдуванием на автоматах Г-28, ПМВ, ЛАМ-2 изготовляют стаканы и посуду сложных форм — графины, флаконы и др. На автоматических линиях
«Интергласс» прессовыдувани-ем вырабатывают рюмочные изделия. При этом чашу выдувают, а донышко и ножку прессуют и сваривают с чашей.

Другие методы формования менее распространены.

Возможные дефекты формования — кривизна изделий, несимметричная приставка деталей, разнотолщинность стенки, складки, морщины, царапины, мелкие трещины (посечки) поверхности и др.

При формовании ввиду низкой теплопроводности стекла, резкого и неравномерного охлаждения в изделиях возникают остаточные напряжения, способные вызвать их самопроизвольное разрушение. Поэтому обязателен отжиг
— термическая обработка, состоящая в нагревании изделий до 530—550 °С, выдерживании при этой температуре и последующем медленном охлаждении. При отжиге остаточные напряжения ослабляются до безопасной величины и равномерно распределяются по сечению изделий.

Первичные обработки заключаются в удалении колпачка изделий после ручного выдувания, обработке края и дна изделий, притирке пробок к горлу графинов и флаконов. В прессованных изделиях проводят огневую полировку поверхности.

Декоративная обработка — это нанесение на изделия украшений (разделок) разного характера. Декор в большой мере определяет эстетические достоинства посуды; он должен подчеркнуть прозрачность, блеск и игру света стекла, особенности формы изделий и иметь самостоятельную художественную ценность.
Декор — существенный признак ассортимента, один из главных ценообразующих факторов.

Разделки классифицируют по стадии нанесения (в горячем и холодном состоянии), видам, сложности.

Украшение выдувных изделий в горячем состоянии осуществляют путем нанесения стеклянных налепов, цветной крошки, лент, витых и путаных нитей, цветных пятен. Применяют разделку «кракле» — сеть мелких поверхностных трещин, образующихся при быстром охлаждении набора в воде или во влажных опилках. Особыми приемами создают в толще стекла рисунок из воздушных пузырьков, лент, нитей. Используют разделку «под валик», создающую оптический эффект за счет волнообразной внутренней поверхности, образующейся при выдувании заготовки в ребристой форме. Радужные пленки
(ирризация) на поверхности изделий могут получаться при осаждении на горячем изделии солей хлористого олова, бария и др.; эти соли, разлагаясь, образуют прозрачные, блестящие ирризирующие пленки оксидов металлов.
Своеобразные рисунки разной окраски и прозрачности получают при применении цинкосуль-фидного стекла. (2(

Декорирование выдувных изделий в горячем состоянии трудоемко, но прекрасно выявляет свойства стекла, придает изделиям неповторимость и оригинальность.

Прессованные изделия украшают в основном за счет рисунка от пресс- формы.

Украшение изделий в холодном состоянии осуществляют посредством механической обработки (фигурное сошлифовывание), химической обработки
(травление) и поверхностным декорированием с использованием силикатных красок, препаратов золота, люстров.

К разделкам, наносимым механическим способом, относят матовую ленту, номерную шлифовку, алмазную грань, плоскую грань, гравировку, пескоструйную обработку.

Матовая лента — это полоска шириной 4—5 мм. Номерная шлифовка — матовый поверхностный рисунок из круглых, овальных шлифов или насечек.

Алмазная грань — это рисунок из глубоких двухгранных бороздок, которые, сочетаясь между собой, образуют кусты, сетки, многоугольные камни, простые и многолучевые звезды и другие элементы. Рисунок наносят на ручных или автоматических станках с помощью абразивного круга с различным профилем края. После нарезания рисунка его полируют до полной прозрачности. Алмазная грань особенно эффектна на хрустальных изделиях, где хорошо выявляются блеск и игра света в гранях.

Плоская грань — это полированные плоскости различной ширины вдоль контура изделий.

Гравировка — поверхностный матовый или реже светлый рисунок преимущественно растительного характера с тщательной проработкой деталей.

Пескоструйная обработка — матовый рисунок различной фактуры, образующийся при обработке стекла песком, который под давлением подают в вырезы трафарета.

Разделки, наносимые травлением, подразделяют на травление простое
(гелиоширное), сложное (пантографное), глубокое (художественное). Для получения рисунка изделия покрывают слоем защитной мастики, на которой иглами машин или вручную наносят узор, обнажая стекло. Затем посуду погружают в ванну со смесью плавиковой и серной кислот, которые растворяют стекло по обнаженному узору на различную глубину.

Простое, или гелиоширное, травление — это углубленный прозрачный геометрический рисунок в виде прямых, кривых, ломаных линий.

Сложное, или пантографное, травление представляет собой линейный углубленный рисунок, но более сложного, часто растительного характера.

Глубокое, или художественное, травление — это рельефный рисунок в основном растительного сюжета на двухслойном стекле. За счет разной глубины травления цветного стекла образуется выпуклый узор разной интенсивности окраски. Разделка весьма трудоемка. (1(

Поверхностное декорирование силикатными красками, препаратами золота, люстрами — это живопись, нанесение лент (шириной 4—10 мм), отводок (1—3 мм), усиков (до 1 мм), переводных картинок (декалькомания), фотоизображений и др. Рисунки закрепляют обжигом при температуре 550—600 °С.

Разрабатывают новые методы украшений — плазменное напыление металлов, стеклопорошков, фотохимическое гравирование и др.

Производственный процесс завершается приемочным контролем и маркировкой изделий. Выдувные, прессовыдувные изделия маркируют наклеиванием бумажной этикетки с указанием товарного знака завода, номера стандарта, сорта (хрустальных выдувных), группы разделки, цены.
Прессованные изделия маркируют оттиском необходимых данных на дне изделий при формовке.

1.2. Классификация и характеристика ассортимента

Ассортимент стеклянных товаров достаточно динамичен и изменяется в связи с постоянным развитием науки, состоянием технологии производства, характером потребительского спроса, сменой стилевых направлений.

Ассортимент изделий бытового назначения классифицируют по назначению и условиям эксплуатации, составу и окраске стекла, методу формования и характеру термической обработки, видам (наименованиям), размерам, фасонам изделий, методам и сложности декорирования, комплектности.

По назначению бытовые товары подразделяют на посуду и декоративные изделия для сервировки стола и украшения интерьера, хозяйственную посуду для хранения пищевых продуктов и домашнего консервирования, кухонную посуду для приготовления пищи, ламповые изделия (столовые лампы, ламповые резервуары, ламповые стекла) и зеркала.

По составу стекла различают посуду из натрий – кальций - силикатного, специального бытового и хрустального стекла.

Столовую посуду изготовляют из натрий – кальций - силикатного стекла, хрусталя различных видов, а также из глушеного боросиликатного стекла; хозяйственную посуду — из натрий – кальций - силикатного стекла с добавками, повышающими химическую и термическую устойчивость; кухонную — из специального бытового стекла и ситаллов.

По окраске различают посуду из стекла бесцветного, цветного
(окрашенного в массе) и накладного (двух- и многослойного). Названия цветным стеклам дают по цветовому тону (желтые, зеленые, розовые и т.д.), по природе красителя (кобальтовые, марганцевые), по аналогии с драгоценными камнями: рубины (красные), топазы (желтовато-коричневые), сапфиры (светло- синие), смарагды (светло-зеленые).

По способу формования различают посуду ручного, свободного, машинного выдувания, прессованную, прессовыдувную, многостадийного формования, моллированную, центробежной выработки.

По способу термической обработки различают посуду неупрочненную, т. е. отожженную, и упрочненную закалкой.

Подавляющую массу изделий из сортового стекла и все хрустальные изделия выпускают отожженными. (1(

Закалка состоит в нагревании изделий до 700 °С и последующем быстром и равномерном охлаждении обдуванием воздухом. При этом в стекле возникают высокие, равномерно распределенные остаточные напряжения, повышающие прочность к удару в 5 — 8 раз, а термостойкость — в 2 — 3 раза. Упрочняют закалкой некоторые виды прессованной столовой посуды и кухонную посуду из жаростойкого боросиликатного стекла.

Виды стеклянной посуды. Существует около тридцати наименований посуды для сервировки стола; это стаканы, бокальчики, рюмки, бокалы, фужеры, кувшины, графины, сахарницы, масленки, вазы для сервировки стола (для фруктов, варенья, печенья, крема, конфет, салатники), менажницы и др.

Декоративные изделия — это стеклянная скульптура, вазы для цветов, туалетные приборы, бокалы в форме рога, блюда и др.
Каждый вид изделий выпускают нескольких разновидностей (артикулов), отличающихся размером и фасоном.

По размерам посуду подразделяют на мелкую, среднюю, крупную, особо крупную. Размер изделий характеризуется диаметром, длиной или высотой, а размер полых изделий — вместимостью.

По фасону изделия подразделяют с учетом формы корпуса (шар, овал, конус и др.), наличия прилепных (ручка, ножка, держатель крышки) и съемных
(пробка, крышка) деталей, характера края (ровный, вырезной) и дна изделий.
Посуду выпускают с дном обычной толщины, утолщенным, а также на поддоне
(выступ или уступ в нижней части изделия).

Ножка изделий может быть разной высоты, формы (прямая или фигурная) и обработки (граненая и ровная). Выдувные вазы для цветов в зависимости от сложности формы подразделяют на три группы.

Фасон наряду с эстетическими особенностями стекломассы и разделкой во многом определяет художественную выразительность изделий. Он подвержен изменениям в соответствии с требованиями стиля. В настоящее время посуда праздничного и подарочного характера отличается сложным силуэтом, тщательной обработкой и сложной формой деталей. Посуда повседневного обихода имеет более простые и цельные формы.

По способу украшения различают посуду гладкую и декорированную.
Декорированную посуду в зависимости от характера, сложности и художественных достоинств разделок делят на групповую и внегрупповую.
Разделки групповой выдувной посуды из сортового бесцветного стекла подразделяют на 1—7-ю группы, из цветного стекла — на 3—8-ю, из накладного стекла — на 4—8-ю группы. Разделки хрустальных изделий относят к 4—10-й группам сложности. (2(

В группу объединяют рисунки одинаковой сложности, но различного сюжета. Их обозначают трехзначными номерами, в которых цифра сотен указывает на номер группы. Например, рис. 979 — группа 9.

Внегрупповые изделия характеризуются оригинальностью форм, сложными, часто комбинированными рисунками высокой художественной ценности. Они индивидуальны для продукции каждого завода.

Многие изделия с индексом «Н» и реализуемые по договорным ценам относят к внегрупповым.

Разделки прессованных изделий на группы сложности не подразделяют.

Современные тенденции в декоре стеклянной посуды — расширение гаммы цветных стекол, комбинация в накладе цветного и слабо заглушенного стекла, контрастные сочетания в рисунке элементов алмазной грани, матовой гравировки, люстра, широкое использование рисунков деколи и шелкографии различного сюжета, живописных разделок красками и золотом, часто в комбинации с матированием. По-прежнему популярны гутные разделки и изделия.

По комплектности различают штучные изделия, наборы (включают изделия одного вида — набор стаканов и т.д.), приборы (содержат изделия разных видов одного назначения) — для воды, варенья, крюшона, туалетные и др.
Изделия комплектов характеризуются единством художественно-конструктивного решения.

Ассортимент посуды для сервировки стола чрезвычайно разнообразен и группируется с учетом всех названных ранее признаков. Основные виды изделий: стаканы, кружки, чашки, бокалы, фужеры, рюмки, бокальчики, графины, кувшины, молочники, вазы для сервировки стола (для фруктов, печенья, конфет, варенья, крема, салата, менажницы), масленки, сахарницы, сухарницы и др.

Декоративные изделия представлены скульптурой, вазами для цветов, туалетными приборами, бокалами в форме рога и др.

Хозяйственную посуду вырабатывают ручным или механизированным методом из бесцветного и полубелого стекла. Ассортимент включает термосы и другие изделия для хранения пищи — крынки, банки для солений и варенья, бочонки, бутылки для хранения жидкостей. Термосы подразделяют по назначению на термосы для жидкостей и пищи (с широким горлом), по вместимости колбы, конструкции и материалу оболочки (металлические, пластмассовые, комбинированные).

Кухонная посуда из жаростойкого стекла и ситаллов представлена кастрюлями различной вместимости, формами для запекания, жаровнями, сковородами. Из ситалла вырабатывают наборы кастрюль и комплект «Малыш».
Посуду из жаростойкого стекла подвергают закалке и не декорируют.
Ситалловая посуда белого цвета с гладкой блестящей поверхностью дополнительно украшается рисунками деколи.

1.3. Потребительские свойства стеклянных товаров

Потребительские свойства стеклянных изделий обусловливают возможность их использования по назначению, удобство и надежность в эксплуатации, красоту и художественную выразительность. Они зависят от совершенства авторского образца, свойств стекла и качества изготовления изделий.

Основными потребительскими свойствами стеклянных бытовых изделий являются функциональные, эргономические, эстетические и свойства надежности.
Функциональные свойства стеклоизделий предусматривают возможность выполнения ими двух основных функций: "принимать" и сохранять пищу и напитки в неизменном количестве и качестве и "отдавать" их полностью или частично по мере необходимости. Эти свойства зависят от природы стекла, формы, размеров и назначения изделий, особенностей пищи и напитков. Все эти факторы обусловливают вариантность формы и размеров изделий.
Способность "принимать" и сохранять пищу и напитки определяется следующими групповыми показателями: химической стойкостью к пище и напиткам, стойкостью к атмосферным воздействиям, стойкостью к тепловым воздействиям, стойкостью к механическим воздействиям. Способность "отдавать" пищу и напитки: функциональностью объемно-пространственного решения и универсальностью.

Эргономические свойства предопределяют прежде всего удобство
(комфортность) пользования и гигиеничность стеклоизделий. Комфортность бытовой посуды определяется удобством держания, переноса, выполнения функций хранения, мойки, а также удобством транспортирования и хранения.
Гигиенические свойства обусловлены прежде всего природой и свойствами стекла и характеризуются такими групповыми показателями как безвредность и загрязняемость.

Эстетические свойства стеклянных бытовых товаров определяются целостностью композиции, рациональностью формы и информативностью.

Целостность композиции характеризует расположение, сложение и соединение частей в единое целое в определенном порядке. Она обусловлена пространственно-декоративным строением, тектоникой, пропорциями формы стеклоизделий.

Рациональность формы характеризует соответствие формы изделия функциональному назначению и условиям окружающей среды, соответствие тонального и цветового решения отдельных элементов требованиям эргономики, стилевого решения - интерьеру, технологии изготовления - свойствам материала.
Информативность стеклоизделий определяется знаковостью, оригинальностью и соответствием их стилю и моде, господствующим в данное время.

Свойство надежности стеклянных изделий определяется их долговечностью и сохраняемостью. Наибольшее значение имеет долговечность, которая характеризуется физическим и моральным износом.

Показателями ряда потребительских свойств изделий являются показатели физико-химических свойств стекла.

Важнейшими из них являются следующие.

Плотность стекла изменяется от 2,2 г/см3 у кварцевого стекла до
3,0г/см3 и более у высокосвинцового хрусталя. Зависит она в основном от наличия в составе стекла оксидов тяжелых металлов (свинца, бария, цинка) и влияет на массу изделий, оптические и термические свойства. С увеличением плотности возрастает показатель преломления света, блеск и игра света в гранях, однако термостойкость, прочность и твердость снижаются. (1(

Механические свойства стекла характеризуются отсутствием пластических деформаций, высокой прочностью при сжатии (500—800 МПа) и низкой при растяжении, изгибе (25—100 МПа) и особенно при ударе (15—20 МПа). Прочность зависит от химического состава: увеличивается от наличия в составе стекла
SiO2, Аl2Оз, В2Оз, МgО и уменьшается от присутствия щелочных оксидов, РЬО.
Однако решающее влияние оказывает внутренняя структура стекла, состояние поверхности, наличие на ней дефектов. Прочность повышают путем закалки, ионного обмена в расплавах солей, нанесения на поверхность оксидно- металлических покрытий и другими приемами.

Термические свойства стекла характеризуются весьма низкой теплопроводностью, значительной теплоемкостью и термическим расширением.
Термическая устойчивость изделий увеличивается с повышением механической прочности стекла, теплопроводности и с уменьшением термического расширения и теплоемкости. Мерой термостойкости служит перепад температур, который выдерживает изделие без разрушения. Термостойкость кварцевого стекла —
1000°С, посуды из сортового стекла — 95°, посуды из ситаллов — 300—600°С.

Все методы, повышающие механическую прочность, одновременно улучшают и термостойкость.

Оптические свойства стекла разнообразны. Стекла могут быть прозрачными
(коэффициент пропускания 0,85 и более) и в разной степени заглушенными, бесцветными и окрашенными, с поверхностью блестящей и матовой. Оптические характеристики стекол — показатели преломления и средней дисперсии, коэффициенты отражения и пропускания; показатели цвета во многом определяют эстетические достоинства посуды. Особенно важна способность стекла воспринимать окраски, которые повышают эмоциональную выразительность изделий. (1(

Химическая устойчивость стекла определяет назначение и надежность изделий. Она весьма высока особенно по отношению к воде, органическим и минеральным кислотам (кроме плавиковой). Щелочи и карбонаты щелочей действуют более агрессивно. Плавиковая кислота растворяет стекло и поэтому используется для нанесения на стекло узоров, матирования и химической полировки изделий.

По водостойкости стекло делят на пять гидролитических классов: первый класс — неизменяемые водой стекла, пятый — неудовлетворительные.

По ГОСТ 4.75—82 «Посуда сортовая из стекла. Номенклатура показателей» к потребительским свойствам и их показателям относят следующие:
. показатели назначения — химический состав и плотность стекла, форму и основные размеры изделий, их устойчивость на плоской поверхности;
. показатели надежности — прочность при ударе, твердость, термостойкость, водостойкость, прочность крепления деталей, показатели качества отжига;
. показатели эргономических свойств — содержание вредных веществ;
. показатели эстетических свойств— точность воспроизведения авторского образца, показатели композиционной целостности, информационной выразительности, совершенства производственного изготовления изделий, а также показатели преломления, средней дисперсии, пропускания света, угол гранения;
. показатели экономические — массу изделий (расход сырья), себестоимость.

Таблица1

Номенклатура потребительских свойств стеклянных бытовых товаров
|N |Компл|Групповые и |Единичные показатели |
| |ексны|обобщенные показатели| |
| |е | | |
| |показ| | |
| |атели| | |
|1 |2 |3 |4 |
|1 |Функц|1. Совершенство |1.1.1. Химсостав стекла |
| |ионал|выполнения основной |1.1.2. Термостойкость, др. |
| |ьные |функции «принимать» и|1.2.1. Размеры |
| | |сохранять пищу и |1 .2.2. Форма и конструкция изделия |
| | |напитки (соот. |2. Возможность выполнения нескольких |
| | |материала) |функций для разного назначения для |
| | |1.2. Способность |разных продуктов |
| | |«отдавать» пищу и | |
| | |напитки (констр.) | |
| | |2. Универсальность | |
|2. |Эргон|1. Удобство |1.1.1. Соответствие строению руки |
| |омиче|(комфортность) |человека |
| |ские |пользования изделия |1.1.2. Удобство принятия напитков |
| | |1.1. |1 2. Соответствие силовым возможностям|
| | |Антропометрические |человека |
| | |1 .2. Физиологические|1.3.1. Действие цвета |
| | | |1.3.2. Действие образа изделия в целом|
| | |1.3. |(комфортность или отвращение) |
| | |Психофизиологические |3.1.3агрязняемость |
| | |и психические |3.2. Безвредность |
| | |2. Удобство мытья и | |
| | |хранения изделия | |
| | |3. Гигиенические | |
| | |показатели | |
|3. |Эстет|1. Информационная |1.1. Знаковость (узнаваемость |
| |ическ|выразительность |предмета) |
| |ие |2. Рациональность |1 .2. Оригинальность |
| | |формы (для посуды) | |
|1 |2 |3 |4 |
| | |3. Целостность |1.3. Соответствие стилю |
| | |композиции |1 .4. Соответствие моде |
| | |3.1. Формообразующие |2.1. Функционально - конструктивная |
| | |свойства |обусловленность |
| | |3.2. Гармонизирующие |2.2. Логичность формы |
| | |свойства |2.3. Логичность декора |
| | | |2.4. Соответствие формы и декора |
| | | |материалу |
| | | |2.5. Соответствие формы технологии |
| | | |обработки |
| | | |3.1.1. Пространственное решение |
| | | |(форма) |
| | | |3.1.2.Декоративное решение |
| | | |3.1.3. Тектоника (статическая или |
| | | |динамическая) |
| | | |3.1.4. Строение (метрическое или |
| | | |ритмическое) |
| | | |3.2.1. Пропорции и масштаб |
| | | |3.2.2. Контраст |
| | | |3.2.3. Нюанс |
|4. |Надеж|1. Срок службы |1.1. Износостойкость декоративных |
| |ность|(долговечность) |покрытий и элементов |
| | |2. Сохраняемость |1.2. Микротвердость (износостойкость |
| | | |стекла) |
| | | |1.3. Износостойкость конструктивных |
| | | |элементов формы |
| | | |2. Сохраняемость отдельных показателей|
| | | |свойств во время хранения |
|5. |Социа| |1 . Целесообразность выпуска |
| |льные| |Социальный адрес |
| | | |Соответствие оптимальному ассортименту|
| | | |(размеры) |
| | | |Моральное старение |
|6. |Безоп|Наличие или отсутствие режущих осколков при разрушении |
| |аснос|(обычные и закаленные изделия) |
| |ть | |

1.4. Требования к качеству стеклянных товаров

Качество стеклянной посуды и декоративных изделий из стекла должно соответствовать требованиям ГОСТ 30407-96. По данным ГОСТа в общих технических требованиях в изделиях допускаются не портящие товарного вида:
- обработанные сколы;
- редко расположенная свиль;
- редко расположенная «мошка»;
- пузырь в виде серпика в местах соединения отдельных частей изделия и декоративных элементов;
- переоплавление края;
- следы нарушения поверхности;
- следы от форм и ножниц;
- следы дистировки и полировки;
- недоведение и удлинение линий рисунка;
- дефекты декорирования препаратами драгоценных и других металлов, люстровыми и силикатными красками;
- крученость в изделиях механизированной выработки;
- утолщение с одним выступом на верхней кромке стаканов из натрий- кальий - силикатного стекла;
- волнистость поверхности граней;
- отступление в рисунке от образца-эталона, вызванное необходимостью устранения дефектов;
- несимметричность спая сосуда и донышка, кольцевидное утолщение или волнистость в местах спая сосуда и ножки, ножки и донышка.
5.1.4 Количество и размеры инородных включений, не имеющих вокруг себя трещин и посечек, не должны превышать значений, приведённых в таблице 2.

Таблица 2
|Размер инородного |Группа изделий |Количество включений, |
|включения, мм | |шт. |
|До 1,0 включ. |Мелкие |1 |
| |Средние |3 |
| |Крупные |4 |
| |Особо крупные |5 |
|Св. 1,0 до 2,0 включ. |Мелкие |1 |
| |Средние |2 |
| |Крупные |2 |
| |Особо крупные |3 |

На декорированных цветной крошкой участках изделий допускаются не портящие товарного вида инородные включения размером не более 1 мм. в количестве не более 3 шт. для мелких и средних изделий, не более 5 шт. — для крупных и особо крупных изделий.
В зависимости от размеров изделия подразделяют на группы в соответствии с таблицей 3.

Т а б л и ц а 3

|Группа |Высота, мм |Диаметр или |Полная вместимость, |
|изделий | |длина, мм |см3 |
|Мелкие |До 100 включ. |До 100 включ.|До 1 00 включ. |
|Средние |Св. 100 - 200 |Св. 100 - 150|Св. 100 – 500 |
|Крупные |200 - 300 | |500 - 1000 |
|Особо | |150 - 250 | |
|крупные |» 300 | |- 1000 |
| | |- 250 | |

Группу изделий определяют по наибольшему параметру.

М а р к и р о в к а

Маркировку изделий наносят на бумажную этикетку, которую наклеивают непосредственно на изделие (применение силикатного клея не допускается) или в процессе выработки. Маркировку потребительской (групповой и (или) индивидуальной) тары, групповой упаковки из бумаги и транспортной тары наносят на бумажную этикетку или штампом.
Допускается не наносить маркировку на потребительскую тару, упакованную в транспортную.

В маркировке изделий на бумажной этикетке указывают следующие данные:
. товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;
. артикул;
. массовую долю оксида свинца (только для свинцового хрусталя);
. обозначение настоящего стандарта.
Этикетку помещают на каждое изделие. В комплектах этикетку помешают не менее чем на одно изделие, в сервизах — на наибольшее и тлел не и не менее чем на два других.

Допускается не указывать артикул в маркировке изделий, упаковываемых в индивидуальную тару.

Маркировка в процессе выработки должна содержать товарный знак или наименование предприятия-изготовителя.

Состав комплекта или сервиза указывают на потребительской таре или -а наибольшем изделии.

Допускается по согласованию с потребителем не наносить маркировку на изделия или наносить на часть изделий в партии.

На изделия, предназначенные для экспорта, наносят маркировку в соответствии с условиями договора или контракта.

В маркировке потребительской (групповой и (или) индивидуальной) тары и групповой упаковки из бумаги указывают следующие данные:
. товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;
. наименование изделий;
. артикул;
. количество изделий в единице упаковки (для групповой тары);
. номер контролера и упаковщика;
. обозначение настоящего стандарта.

Для сертифицированной, продукции знак соответствия или номер сертификата соответствия проставляют в маркировке изделий на бумажной этикетке и (или) в маркировке тары и упаковки, а также в товаросопроводительной документации.

Транспортная маркировка — по ГОСТ 14192 с нанесением манипуляционного знака «Хрупкое — осторожно».

Допускается наносить изображение манипуляционного знака на этикетку, предназначенную для маркировки тары.
Упаковка

Изделия упаковывают в потребительскую и транспортную тару.

Конкретные виды тары и упаковки, обеспечивающие сохранность продукции при транспортировании, массу брутто указывают в договорах о поставках продукции между изготовителем и потребителем.
Требования безопасности

Допустимая миграция вредных веществ, выделяющихся из стеклянных изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, устанавливается органами
Госсанэпиднадзора в соответствующих нормативных документах, утвержденных в установленном порядке, а при их отсутствии — в соответствии с приложением
А.

Водостойкость изделий должна быть не ниже IV гидролитического класса
(4/98).
Стаканы и блюдца для чая, тарелки для горячей пищи должны быть термически устойчивыми. Выдувные изделия мс должны разрушаться при перепадах температур 95—70—20С рессованные — при 95-60-20С.
На изделиях не допускаются: сколы; прорезанные грани; прилипшие кусочки стекла; режущие и осыпающиеся частицы стекла при декорировании изделий «насыпью»; сквозные посечки; инородные включения, имеющие вокруг себя трещины и посечки.
Торцевая поверхность верхнего края и швы изделий Должны быть гладкими.
Декоративное покрытие, нанесенное на внутреннюю поверхность изделий, контактирующую с пищевыми продуктами, должно быть кислотостойким.
Крепление ручек изделий и элементов декоративного оформления должно быть прочным.
ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
Изделия принимают партиями.
Партией считается определенное число и изделий одного ассортимента из стекла одного вида. Результаты приемки партии должны быть подтверждены отделом технического контроля.
Для установления группы высоту и диаметр изделий определяют любым измерительным инструментом, вместимость определяют при помощи мерной посуды или взвешиванием массы вмещающейся в изделие воды на весах с иеной деления не менее 5 г. Воду наливают до края.
Для проверки соответствия изделий требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль.
План и порядок проведения приемочного контроля устанавливают по ГОСТ 18242.
Значение приемочного уровня дефектности — 4,0 %.
Дефектные изделия, не более 4 % от партии, подлежат возврату изготовителю.

2. Практическая часть

2.1. Характеристика ассортимента стеклянной посуды, реализуемой магазином ООО «1000 мелочей»

ООО «1000 мелочей» на основе договорной системы работает с многими поставщиками стеклянной посуды: ЗАО «Термопульс» г. Брянск, ОАО
«Первомайский стекольный завод» п. Первомайский Смоленской области
Шумячского района, ООО Производственное предприятие ИНТЕР-АРТ ХХI г. Тверь,
ООО фирма «ДП-Трэйд» г. Москва, АО «Стекольные заводы KAVALIER», ООО
«Уралпосуда» Гусь-Хрустальный. Договора, на основании которых осуществляется поставка товара от производителя представлены в работе а приложениях 1 и 2. Рассмотрим ассортиментный перечень поставляемой продукции от поставщиков.

ООО Производственное предприятие ИНТЕР-АРТ ХХI г. Тверь, является производственно-торговой фирмой и специализируется на традиционном и современном декорировании стеклянной посуды. Особое внимание на предприятии уделяется гигиенической безопасности продукции. Вся посуда сертифицирована.
Ассортимент поставляемой продукции на ООО «1000 мелочей»:
Серия «Электра» изображена на рисунке 1 в приложении 3 и являет собой прозрачно - декорированную цветную посуду насыщенных искристых оттенков.
Блеск и красоту драгоценных камней словно бы впитали в себя изделия этой серии. Рубином, изумрудом, сапфиром сверкают их грани. Такая посуда озарит яркими красками дом и офис. Станет прекрасным подарком к празднику.
Серия ТИТАНИК изображена на рисунке 2 в приложении 3. Стеклянные изделия, украшенные зеркальным и полузеркальным покрытиями. Эта технология - результат уникальной разработки Российских ученых. Покрытие наносится ионно- плазменным технологическим оборудованием. Оно является весьма прочным к истиранию и мытью. Покрытие является чрезвычайно устойчивым к воздействию любых кислот и щелочей (даже в концентрированном виде). Изделия сертифицированы и являются совершенно гигиенически безопасными.
Серия ДИСКО изображена на рисунке 3 в приложении 3. Демонстрирует очень модную цветную посуду, которая нарядно смотрится за праздничным столом, а также в качестве элементов современного интерьера в квартирах. Эти изделия особенно хороши в молодежных барах и на дискотеках. Посуда ДИСКО создана с использованием французских материалов и технологий.
Серия ГАМБРИНУС изображена на рисунке 4 в приложении 3. Представляет пивные стаканы и кружки, декорированные высококачественными деколями с изображением символов известных марок пива. Часть изделий украшена также каемками из натурального золота.

ООО фирма «ДП-Трэйд» г. Москва Поставляет большой ассортимент посуды из стекла различные серии стаканов, бокалов, креманок ведущих мировых производителей. Это фирмы Италии и Чехии. Большого внимания заслуживают изделия из стекла LUMINARC, которое обладает устойчивостью к перепадам температур до 60 С. Посуду можно мыть в посудомоечных машинах.Благодаря высокому качеству нанесения рисунок выдерживает более 10000 циклов мытья.
Утолщенная кромка стаканов и фужеров предотвращает образование сколов.
Ассортимент представлен в таблице 6.

Таблица 5
Ассортиментный перечень товаров, поставляемых ООО ИНТЕР-АРТ ХХI г. Тверь

Таблица 6

Ассортиментный перечень товаров, поставляемых ООО «ДП-Трэйл»

Иллюстрации товаров : рисунки 5 – 15 в приложении 3
|CORTINA Рис. 5 |BORMIOLI ROCCO - Италия |
|1 |190220 |стакан для сока |210 мл|0,49 |
|2 |190200 |стакан для сока, воды |275 мл|0,49 |
|3 |190190 |стакан для воды |305 мл|0,52 |
|4 |190230 |стакан для виски |200 мл|0,47 |
|5 |190210 |стакан для виски |250 мл|0,49 |
|ISLANDE Рис.6 |LUMINARC - Стекло для бара |
|1 |40375 |стопка для водки |65 мл |0,42 |
|2 |5425 |стопка для водки |100 мл|0,58 |
|3 |40367 |стакан для водки, сока |160 мл|0,51 |
|4 |72388 |стопка для водки с ручкой|55 мл |0,84 |
|5 |12714 |стакан для сока узкий |220 мл|0,65 |
|6 |40359 |стакан для сока широкий |220 мл|0,64 |
|7 |40342 |стакан для воды |290 мл|0,70 |
|8 |40334 |стакан для воды |310 мл|0,71 |
|9 |12713 |стакан для воды |330 мл|0,72 |
|10 |40326 |стакан для воды |360 мл|0,81 |
|11 |40383 |стакан для виски |200 мл|0,68 |
|12 |40391 |стакан для виски |300 мл|0,83 |
|HOT SHOT |
|1 |21524 |стопка для водки, текилы |34 мл |0,57 |
|2 |21523 |стопка для водки, текилы |64 мл |0,67 |
|PRINCESA Рис.7 |ARCOROC - ударопрочное стекло для бара Рис. 8 |
|1 |42438 |стакан для сока |180 мл|0,78 |
|2 |42439 |стакан для сока |230 мл|0,82 |
|3 |42440 |стакан для воды |300 мл|0,85 |
|4 |42441 |стакан для воды |350 мл|0,91 |
|5 |43829 |стакан для виски |230 мл|0,85 |
|6 |43826 |стакан для виски |310 мл|1,07 |
|7 |25442 |рюмка для водки, ликера |90 мл |1,50 |
|8 |25436 |рюмка для портвейна |140 мл|1,54 |
|9 |25425 |фужер для шампанского |170 мл|1,68 |
|10 |25569 |фужер для белого вина |190 мл|1,82 |
|11 |25565 |фужер для красного вина |230 мл|1,86 |
|12 |25433 |фужер для воды |310 мл|2,26 |
|13 |37684 |фужер для ирландского | |2,08 |
| | |кофе | | |
|14 |79921 |фужер для маргариты |270 мл|2,47 |
|ELEGANCE Рис. 9 |LUMINARC |
|1 |37264 |рюмка для водки |65 мл |1,26 |
|2 |37439 |рюмка для ликера |120 мл|1,32 |
|3 |37249 |рюмка для портвейна |145 мл|1,35 |
|4 |37413 |фужер для белого вина |190 мл|1,58 |
|5 |37405 |фужер для красного вина |245 мл|1,62 |
|6 |50143 |фужер для воды |310 мл|1,99 |
|7 |8204 |фужер для мартини |90 мл |1,74 |
|8 |37298 |фужер для шампанского |170 мл|1,49 |
|9 |37652 |шампанское-блюдце |160 мл|1,74 |
|10 |2932 |фужер д/коктейлей |440 мл|2,81 |
| | |Харикейн | | |
|11 |79923 |фужер для маргариты |270 мл|2,25 |
| |
|Коньячные фужеры DEGUSTATION Рис. 10 |
|1 |65342 |фужеры для коньяка - 3 |145 мл|3,69 |
| | |шт. | | |
|2 |65341 |фужеры для коньяка - 3 |255 мл|4,10 |
| | |шт. | | |
|3 |71427 |фужер для коньяка |410 мл|1,68 |
|4 |47403 |фужеры для коньяка - 6 |770 мл|14,43 |
| | |шт. | | |
|OENOLOGUE |Хрусталь для ресторана - VCA |
|1 |17661 |фужер для коньяка |175 мл|4,99 |
|2 |7716 |бокал для белого вина |220 мл|4,99 |
|3 |47413 |бокал для красного вина |280 мл|5,63 |
|4 |47411 |бокал для воды |350 мл|5,96 |
|5 |8669 |бокал для шампанского |190 мл|5,63 |
|6 |8670 |бокал для шампанского |260 мл|5,63 |
|7 |1548 |бокал для вина |450 мл|6,96 |
|8 |1549 |бокал для вина |550 мл|7,31 |
|MARTIGUES Рис. 11 |Фужеры и стаканы для пив Рис. 12 |
|1 |26507 |стакан для пива |330 мл|0,91 |
|2 |37779 |стакан для пива |568 мл|1,31 |
|NONIC |
|1 |43716 |стакан для пива |280 мл|0,64 |
|2 |4087 |стакан для пива |340 мл|0,72 |
|3 |49357 |стакан для пива |560 мл|0,89 |
|CERVOISE |
|1 |7135 |фужер для пива |260 мл|1,34 |
|2 |7132 |фужер для пива |380 мл|1,59 |
|3 |7134 |фужер для пива |320 мл|1,50 |
|4 |7131 |фужер для пива |500 мл|1,85 |
|Пивные кружки Рис. 13 |
|1 |12019620 |ROSY- пивная кр. (Италия)|250 мл|1,37 |
|2 |12020020 |ROSY - пивная кр. |500 мл|1,76 |
| | |(Италия) | | |
|3 |72902020 |CLASSIC - пивная кр. |500 мл|1,42 |
| | |(Ит.) | | |
|4 |4361 |HAWORTH - пивная кружка |280 мл|1,07 |
|5 |13192 |HAWORTH - пивная кружка |560 мл|1,40 |
|6 |989 |BRITANNIA - пивная кружка|560 мл|1,36 |
|7 |22814 |MINDEN - пивная кр. 330мл|250 мл|1,48 |
|8 |22809 |MINDEN - пивная кр. 380мл|300 мл|1,60 |
|9 |22820 |MINDEN - пивная кр. 490мл|400 мл|1,93 |
|10 |22539 |MINDEN - пивная кр. 630мл|500 мл|2,30 |
|Пепельницы Рис. 14 |
|1 |51254 |пепельница белая круглая |8,5см |1,00 |
|2 |52719 |пепельница белая круглая |10,7 |1,36 |
| | | |см | |
|3 |14263 |пепельница прозрач. круг.|10,7 |0,91 |
| | | |см | |
|4 |55878 |пепельница черная круглая|8,5 см|1,13 |
|5 |187 |пепельница черная круглая|10,7 |1,47 |
| | | |см | |
|6 |15000522 |пепельница прозрач. круг.|10 см |0,56 |
|Икорницы Рис. 15 |
|1 |15026 |блюдо для икры однопорц. |7 см |0,45 |
|2 |6067 |фужер для льда | |2,22 |
|3 |14060 |блюдо для икры многопорц.|10 см |0,57 |
|4 |43294 |фужер для льда | |1,97 |

Внешний вид изделий смотреть в приложении 3.

Реализация стеклянной посуды за 2001 год значительно выросло по сравнению с 1998 г. Сведения о реализации стеклянной посуды за период 1998-
2000г. в процентах приведены на рис.16.

Рис. 16.

Динамика реализации стеклянной посуды в магазине ООО «1000 мелочей» за период 1998-2000 г. представлена в таблице 7.

Таблица 7

Динамика реализации стеклянной посуды в магазине

ООО «1000 мелочей» за период 1998-2000 г.

|№ |Наименован|Ед. |Реализация, шт. |Отклоне|Реализац|Отклонение, |
|п/п |ие товара |изм.| |ние, |ия, шт. |«+», |
| | | | |«+», | |«-» 2000 к |
| | | | |«-» | |1998 |
| | | |1998 г.|1999 г. | |2000 г. | |
|1. |Стаканы |шт. |12000 |16800 |4800 |28423 |16423 |
|2. |Вазы |шт. |5640 |8320 |2680 |16235 |10595 |
|3. |Рюмки |шт. |24000 |35213 |11213 |74233 |50233 |
|4. |Фужеры |шт. |6523 |8235 |1712 |18562 |12039 |
|5. |Пепельницы|шт. |1253 |2565 |1312 |4562 |3309 |
|6. |Бокалы |шт. |11562 |15682 |4120 |36523 |24961 |
| |Всего: | |60978 |86815 |25837 |178538 |117560 |

Из приведенных данных следует, что товарооборот увеличился в 2000 году по сравнению с 1998 годом. Реализация товаров в 1998 году была крайне низкая, так как в целом ситуация в экономике страны была в тяжелом и не стабильном состоянии, что сказывалось на уровне жизни населения и покупательской способности. С улучшением положения в экономической сфере, появились тенденции к росту товарооборота и получению прибыли.

2.2. Анализ ассортимента

Данные по структуре ассортимента стеклянной бытовой посуды, реализованной магазином ООО «Тысяча мелочей» в 2000 г. приведены в таблице
8.

Таблица 8

Данные по структуре ассортимента стеклянной бытовой посуды, реализованной магазином ООО «Тысяча мелочей» в 2000 г

|№ |Группир|Виды изделий |Поступление |Удельный вес |
|п/п |овки | | | |
| |посуды | | | |
| | | |Кол-во, |Сумма, |по |по |
| | | |шт. |руб. |кол-ву|сумме |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|1. |Столова|стаканы, кружки, чашки, |110000 |800000 |79,4 |40,6 |
| |я |бокалы, фужеры, рюмки, | | | | |
| |посуда |бокальчики, графины, | | | | |
| | |кувшины, молочники, вазы | | | | |
| | |для сервировки стола (для| | | | |
| | |фруктов, печенья, конфет,| | | | |
| | |варенья, крема, салата, | | | | |
| | |менажницы), масленки, | | | | |
| | |сахарницы, сухарницы и | | | | |
| | |др. | | | | |
|2. |Хозяйст|банки для солений и |15263 |183156 |17,6 |9,29 |
| |венная |варенья, бочонки, бутылки| | | | |
| |посуда |для хранения жидкостей | | | | |
|3. |Кухонна|кастрюли различной |5648 |694704 |6,6 |35,3 |
| |я |вместимости, жаровни | | | | |
| |посуда | | | | | |
|4. |Декорат|скульптуры, вазы для |7560 |292231 |6,4 |14,81 |
| |ивная |цветов, туалетные | | | | |
| |посуда |приборы, бокалы в форме | | | | |
| | |рога | | | | |
| | | |138471 |1970091 |100 |100 |

Из данных таблицы видно, что наибольший удельный вес по количеству и по сумме реализованных товаров составила группа столовой посуды, так как этот товар пользуется наибольшим спросом у покупателей. Далее видно, что
Удельный вес по количеству не влечет за собой увеличение удельного веса по сумме за вырученные товары. Например, удельный вес кухонной посуды по количеству составил только 6,5%, а по сумме 35,2%. Это происходит из-за того, что единица кухонной посуды имеет достаточно высокую стоимость.
Хозяйственная посуда хоть и была продана по количеству в большем объеме, ее удельный вес составил 17,6%, но так как розничная стоимость единицы продукции не велика, то ее удельный вес по стоимости составил всего 9,29%.

Таблица 9

Данные по структуре ассортимента стеклянной бытовой посуды, реализованной магазином «1000 мелочей» в 2000 году по поставщикам

|Предприятие изготовитель |всего, |сумма |Удельный |Удельный |
| |шт. | |вес по |вес по |
| | | |количеств|сумме, % |
| | | |у, % | |
|1 | | | | |
|ООО Производственное предприятие |111937 |890000 |80,8 |45,1 |
|ИНТЕР-АРТ ХХI г. Тверь | | | | |
|ЗАО «Термопульс» |5648 |694704 |4,07 |35,26 |
|г. Брянск | | | | |
|ООО «ДП-Трэйл» |5623 |202231 |4,06 |10,26 |
|г. Москва | | | | |
|ОАО «Первомайский стекольный |15263 |183156 |11,02 |9,3 |
|завод» | | | | |
| |138471 |1970091 |100 |100 |

Из приведенных данных видно, что наибольший удельный вес в поставках как по сумме, так и по количеству составляет ООО Производственное предприятие ИНТЕР-АРТ ХХI г. Тверь.

Таблица 10
Данные по структуре ассортимента стеклянной бытовой посуды, реализованной магазином «1000 мелочей» в 2000 году по видам стекла

|Предприятие изготовитель |всего, |сумма |Удельный |Удельный |
| |шт. | |вес по |вес по |
| | | |количеств|сумме, % |
| | | |у, % | |
|1 | | | | |
|Обычное |110000 |800000 |65,04 |21,64 |
|Специальное |26534 |1170091 |15,7 |31,65 |
|Хрусталь |32568 |1726104 |19,26 |46,71 |
| |169102 |3696195 |100 |100 |

Наибольший удельный вес по сумме, если учитывать поставку стеклянной посуды вместе с поставкой хрусталя, составил хрусталь. Это вызвано тем, что стоимость 1 ед. хрусталя имеет наибольшую стоимость. Обычная столовая посуда составила наибольший удельный вес по количеству, но наименьший по сумме, так как это товар за 1 ед. продукции имеет наименьшую стоимость.

2.3. Анализ потребительских свойств

Данные по качеству стеклянных товаров, поступивших от поставщиков в
2000 году представлены в таблице 10.

Таблица 10

Данные по качеству стеклянных товаров, поступивших от поставщиков в 2000 году

|Предприятие |Вид |Поступление |Удельный |Причина |
|изготовитель |продукции | |вес |ненадлежаще|
| | | |продукции|го качества|
| | | |ненадлежа|продукции |
| | | |щего | |
| | | |качества,| |
| | | |% | |
| | |всего, |В т.ч. | | |
| | |шт. |ненадле| | |
| | | |жащего | | |
| | | |качеств| | |
| | | |а | | |
|ООО Производственное |Столовая |111937 |433 |0,03 |бой |
|предприятие ИНТЕР-АРТ |посуда | | | | |
|ХХI г. Тверь | | | | | |
|ЗАО «Термопульс» |Кухонная |5648 |169 |3 |бой |
|г. Брянск |посуда | | | | |
|ООО «ДП-Трэйл» |Декоративна|5623 |---- |---- |---- |
|г. Москва |я посуда | | | | |
|ОАО «Первомайский |Хозяйственн|15263 |300 |2 |бой |
|стекольный завод» |ая посуда | | | | |

Основной причиной ненадлежащего качества товаров стал бой, который произошел ввиду неправильной упаковки изделий. Некоторые изделия не были упакованы в потребительскую групповую или индивидуальную и транспортную тару. В качестве прокладочного материала хотя и использован картон, но травы морской сушеной было не достаточно, а другой мягкий прокладочный материал не был использован, что и повлекло за собой бой во время транспортировки.

Таблица 11

Сравнительная характеристика одного вида стеклянной посуды, поступающей от различных поставщиков, в магазин «1000 мелочей»

|Предпр|Вид |функциональные |Эргономические |Надежность |Эстетич|
|иятие |прод|показатели |показатели | |еские |
|изгото|укци| | | | |
|витель|и | | | | |
| | |совершен|универса|удобство|удобство|срок |сохраняе|информа|
| | |ство |льность |использо|мытья и |службы |м ость |ционная|
| | |выполнен| |вания |хранения| | |выразит|
| | |ия | | | | | |ельност|
| | | | | | | | |ь |
|ООО |Бока|Изделие |Изделие |Изделие |Изделие,|Соответс|Изделие |оригина|
|Произв|л |по виду |универса|удобно в|легко |твенно |надежно |льно, |
|одстве|для |стекла, |льно. |использо|отмывает|имеет |в |соответ|
|нное |пива|форме и |Можно |вании. |ся в |больший |применен|ствует |
|предпр| |размерам|использо| |специаль|срок |ии и |совреме|
|иятие | |соответс|вать для| |ных |службы и|уходе за|нному |
|ИНТЕР-| |твует |других | |средства|надежно.|ним. |рациона|
|АРТ | |назначен|напитков| |х и | | |льному |
|ХХI | |ию. Нет | | |удобно в| | |стилю, |
|г. | |нужды в | | |хранении| | |изделия|
|Тверь | |декорати| | |, можно | | |выражен|
| | |вной | | |повесить| | |о в |
| | |маркиров| | |за ручку| | |форме, |
| | |ке, т.к.| | |на | | |соответ|
| | |изделие | | |специаль| | |ствует |
| | |прозрачн| | |ных | | |условия|
| | |о. Виден| | |приспосо| | |м |
| | |сохраняе| | |блениях | | |эксплуа|
| | |мый | | |для | | |тации |
| | |продукт.| | |сушки и | | |изделия|
| | | | | |хранения| | |и ухода|
| | | | | | | | |за ним.|
|ЗАО |Бока|Изделие |Изделие |Изделие |Изделие,|Соответс|Изделие |Изделие|
|«Термо|л |по виду |универса|удобно в|легко |твенно |надежно |имеет |
|пульс»|для |стекла, |льно. |использо|отмывает|имеет |в |простое|
| |пива|форме и |Можно |вании |ся в |больший |применен|метриче|
|г. | |размерам|использо| |специаль|срок |ии и |ское |
|Брянск| |соответс|вать для| |ных |службы и|уходе за|строени|
| | |твует |других | |средства|надежно.|ним. |е, не |
| | |назначен|напитков| |х и | | |оригина|
| | |ию. | | |удобно в| | |льно, |
| | |Необходи| | |хранении| | |но |
| | |ма | | |, можно | | |соответ|
| | |декорати| | |повесить| | |ствует |
| | |вная | | |за ручку| | |совреме|
| | |маркиров| | |на | | |нному |
| | |ке, т.к.| | |специаль| | |рациона|
| | |изделие | | |ных | | |льному |
| | |непрозра| | |приспосо| | |стилю. |
| | |чно, не | | |блениях | | |Однако,|
| | |виден | | |для | | |назначе|
| | |сохраняе| | |сушки и | | |ние |
| | |мый | | |хранения| | |изделия|
| | |продукт.| | | | | |на |
| | |Необходи| | | | | |выражен|
| | |ма | | | | | |о в |
| | |доработк| | | | | |форме и|
| | |а | | | | | |декоре |
| | |функцион| | | | | |(низкая|
| | |альных | | | | | |знаково|
| | |свойств.| | | | | |сть), |
|ООО |Стак|Изделие |Изделие |Изделие |Изделие |Соответс|Изделие |оригина|
|Произв|ан |по виду |универса|удобно в|не |твенно |надежно |льно, |
|одстве|для |стекла, |льно. |использо|требует |имеет |в |соответ|
|нное |чая |форме и |Можно |вании |осторожн|больший |применен|ствует |
|предпр| |размерам|использо| |ости при|срок |ии и |совреме|
|иятие | |соответс|вать для| |мытье |службы и|уходе за|нному |
|ИНТЕР-| |твует |других | |из-за |надежно.|ним. |рациона|
|АРТ | |назначен|напитков| |крепкого| | |льному |
|ХХI | |ию. Нет | | |и | | |стилю, |
|г. | |нужды в | | |утолщенн| | |изделия|
|Тверь | |декорати| | |ых | | |выражен|
| | |вной | | |стенок | | |о в |
| | |маркиров| | |Изделие,| | |форме, |
| | |ке, т.к.| | |легко | | |соответ|
| | |изделие | | |отмывает| | |ствует |
| | |прозрачн| | |ся в | | |условия|
| | |о. Виден| | |специаль| | |м |
| | |сохраняе| | |ных | | |эксплуа|
| | |мый | | |средства| | |тации |
| | |продукт.| | |х. | | |изделия|
| | | | | | | | |и ухода|
| | | | | | | | |за ним.|
|ЗАО |Стак|Изделие |Изделие |Изделие |Изделие |Имеет не|Изделие |Не |
|«Термо|ан |по виду |универса|удобно в|требует |большой |имеет |оригина|
|пульс»|для |стекла, |льно. |использо|осторожн|срок |малый |льно, |
| |чая |форме и |Можно |вании |ости при|службы |срок |Не |
|г. | |размерам|использо| |мытье | |службы |соответ|
|Брянск| |соответс|вать для| |из-за | |из-за |ствует |
| | |твует |других | |тонкости| |хрупкост|совреме|
| | |назначен|напитков| |стенок | |и. |нному |
| | |ию. Нет | | |(хрупкос| |Золотой |рациона|
| | |нужды в | | |ть) и | |декор |льному |
| | |декорати| | |декориро| |легко |стилю, |
| | |вной | | |вания | |смываетс|изделия|
| | |маркиров| | |золотом.| |я при |не |
| | |ке, т.к.| | |Изделие,| |неправил|выражен|
| | |изделие | | |однако, | |ьном |о в |
| | |прозрачн| | |легко | |уходе, в|форме, |
| | |о. Виден| | |отмывает| |результа|соответ|
| | |сохраняе| | |ся в | |те |ствует |
| | |мый | | |специаль| |утачивае|условия|
| | |продукт.| | |ных | |тся |м |
| | | | | |средства| |товарный|эксплуа|
| | | | | |х. | |вид |тации |
| | | | | | | | |изделия|
| | | | | | | | |и ухода|
| | | | | | | | |за ним,|
| | | | | | | | |имеет |
| | | | | | | | |слишком|
| | | | | | | | |тонкое |
| | | | | | | | |стекло.|

Заключение

Развитие стекольного производства – один из составляющих факторов развития экономики нашей страны. Для изготовления бытовой посуды и декоративных изделий используют оксидные стекла, в которых основными стеклообразователями являются оксиды кремния, бора, алюминия и др.
Производство стеклянных изделий состоит из обработки сырья, составления шихты, варки стекломассы, формования и отжига изделий, первичной и декоративной их обработки. Потребительские свойства и основные признаки ассортимента стеклянных изделий формируются на стадии проектирования и конструирования при создании опытных образцов и в процессе серийного изготовления. Ассортимент стеклянных товаров достаточно динамичен и изменяется в связи с постоянным развитием науки, состоянием технологии производства, характером потребительского спроса, сменой стилевых направлений.

Ассортимент изделий бытового назначения классифицируют по назначению и условиям эксплуатации, составу и окраске стекла, методу формования и характеру термической обработки, видам (наименованиям), размерам, фасонам изделий, методам и сложности декорирования, комплектности. Потребительские свойства стеклянных изделий обусловливают возможность их использования по назначению, удобство и надежность в эксплуатации, красоту и художественную выразительность. Они зависят от совершенства авторского образца, свойств стекла и качества изготовления изделий. Показателями ряда потребительских свойств изделий являются показатели физико-химических свойств стекла.
Издели изготавливают в соответствии с ГОСТами: ГОСТ 4.75—82 «Посуда сортовая из стекла. Номенклатура показателей», по качеству изготовления посуда из натрийкальцийсиликатного стекла должна соответствовать требованиям ГОСТ 26821—86. Стандарты ограничивают возможные дефекты изделий. Контроль качества посуды из стекла осуществляют по ТОСТ 26821 —
86, ГОСТ 1770—74, ГОСТ 23676—79. Маркировка и упаковка должна соответствовать требованиям стандартов по ГОСТ 8273 —-75.

ООО «1000 мелочей» на основе договорной системы работает с многими поставщиками стеклянной посуды: ЗАО «Термопульс» г. Брянск, ОАО
«Первомайский стекольный завод» п. Первомайский Смоленской области
Шумячского района, ООО Производственное предприятие ИНТЕР-АРТ ХХI г. Тверь,
ООО фирма «ДП-Трэйд» г. Москва, АО «Стекольные заводы KAVALIER», ООО
«Уралпосуда» Гусь-Хрустальный.

В результате хорошо отлаженной системы поставок, в магазин «1000 мелочей» поступает большой ассортимент посуды из стекла, различные серии стаканов, бокалов, креманок ведущих мировых производителей.

Анализ динамики реализации стеклянной посуды в магазине ООО «1000 мелочей» за период 1998-2000 г. показал, что товарооборот увеличился в 2000 году по сравнению с 1998 годом. Реализация товаров в 1998 году была крайне низкая, так как в целом ситуация в экономике страны была в тяжелом и не стабильном состоянии, что сказывалось на уровне жизни населения и покупательской способности. С улучшением положения в экономической сфере, появились тенденции к росту товарооборота и получению прибыли.

Анализ данных по структуре ассортимента стеклянной бытовой посуды, реализованной магазином ООО «Тысяча мелочей» в 2000 г. показала, что наибольший удельный вес по количеству и по сумме реализованных товаров составила группа столовой посуды, так как этот товар пользуется наибольшим спросом у покупателей. Далее видно, что Удельный вес по количеству не влечет за собой увеличение удельного веса по сумме за вырученные товары.
Например, удельный вес кухонной посуды по количеству составил только 6,5%, а по сумме 35,2%. Это происходит из-за того, что единица кухонной посуды имеет достаточно высокую стоимость. Хозяйственная посуда хоть и была продана по количеству в большем объеме, ее удельный вес составил 17,6%, но так как розничная стоимость единицы продукции не велика, то ее удельный вес по стоимости составил всего 9,29%.

Анализ данных по качеству стеклянных товаров, поступивших от поставщиков в 2000 году показал, что Основной причиной ненадлежащего качества товаров стал бой, который произошел ввиду неправильной упаковки изделий. Некоторые изделия не были упакованы в потребительскую групповую или индивидуальную и транспортную тару. В качестве прокладочного материала хотя и использован картон, но травы морской сушеной было не достаточно, а другой мягкий прокладочный материал не был использован, что и повлекло за собой бой во время транспортировки.

Список использованных источников


1. Справочник товароведа: (Непродовольственные товары). В 3-х т.

Т. 3/Н. Г. Асутурьян, А. В. Викторов, Е. В. Зайцев и др. — З -е изд.,перераб. — М.: Экономика, 1999
2. Агбаш В. Л., Елизарова В. Ф., Лойко Д. Товароведение непродовольственных товаров: /Учеб. пособие для торг. вузов/— 2-е изд., перераб. — М.: Экономика, 1989
3. Безбородов М. А. "Очерки по истории русского стеклоделия" –М.,1952 г.
4. Семененко С.В. Экспертиза товаров: Учебное пособие. – Белгород: БКАПК,

1997
5. Снитко А.П. Экспертиза стеклянных бытовых изделий: Лекция. – Белгород,

Изд-во БУПК, 1998.
6. Уманцев Я.З. Хозяйственные товары и бытовая химия: Товароведение, -М.:

Экономика, 1985.
7. Экспертиза потребительских свойств новых товаров. /Валицкий А.И. и др. –

М.: Экономика, 1981.
8. О.А. Емельянова, A.Г. Чесноков ОСОБЕННОСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

ИЗДЕЛИЙ ИЗ СТЕКЛА В РОССИИ. – М., АО «ГИС» 2001

Приложение

Основные виды изделий реализуемые магазином «1000 мелочей»

-----------------------

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 9

Рис. 8

Рис. 10

Рис. 12

Рис. 11

Рис. 13

Рис. 14

[pic]


Похожие работы:

  1. • Анализ ассортимента и потребительских свойств стеклянной ...
  2. • Ассортимент и потребительские свойства стеклянной посуды ...
  3. • Анализ ассортимента, конкурентоспособности и ...
  4. • Анализ ассортимента и потребительских свойств ...
  5. • Анализ потребительских свойств и показателей ...
  6. •  ... характеристика фарфорофаянсовой посуды
  7. • Ассортимент мужской верхней одежды
  8. • Анализ ассортимента и потребительских свойств ...
  9. • Стеклянные и керамические изделия
  10. • Независимая товарная экспертиза
  11. • Классификация ассортимента, характеристика видов и ...
  12. • Характеристика ассортимента и потребительских свойств ...
  13. • Характеристика ассортимента и потребительских свойств ...
  14. • Ассортимент и потребительские свойства икры ...
  15. • Характеристика ассортимента и потребительских свойств ...
  16. • Характеристика ассортимента потребительских свойств ...
  17. • Керамические товары
  18. • Маркетинговый анализ ООО "Альтафарм"
  19. • Модель конкурентоспособности товара
Рефетека ру refoteka@gmail.com