Тема курсовой работы представляет интерес тем, что основной формой мировых хозяйственных связей по-прежнему остается внешняя торговля.
По всем показателям она опережает рост мирового производства, движение
капиталов, и другие виды внешнеэкономических связей.
В 90-е гг после довольно умеренного роста и стагнации (в 1993 г)
объем мировой торговли с 1994 г начал расти достаточно быстро.
Темп прироста мировой торговли в 1995 году составил почти 9 %, в
1997 г объем торговли увеличился на 9,5 %. По предварительным данным, 1998 году, несмотря на мировой финансовый и экономический
кризис, темпы роста международной торговли составили 6 %.
Увеличению международного товарообмена способствовали расширение торговли между развивающимися странами, революция в области информационных технологий , а также рост реэкспорта промышленных товаров, изготовленных в развивающихся странах с использованием компонентов и материалов, импортируемых в соответствии с системами торговых преференций.
В стоимостном выражении объем мировой торговли товарами за период с 1985 по 1998 г возрос почти в 3 раза и достиг 11,8 трлн долл, в том числе мировой экспорт товаров составил 5,9 трлн долл, а мировой импорт - 5,8 трлн долл. Уровень мировой торговли почти в 3 раза ниже уровня мирового ВВП, достигшего в 1998 году стоимостного объема 30 трлн долл.
В последние годы произошли существенные изменения в структуре мировой торговли. В частности, значительно возросла доля услуг, средств связи и информационных технологий, в то же время сокращается доля торговли сырьевыми товарами и сельскохозяйственной продукцией. Также постепенно растет торговля между развивающимися странами.
В последние годы прослеживается тенденция роста доли развивающихся стран в мировой торговле. В частности удельный вес их в мировом экспорте товаров увеличился в 27 % в 1992 году до 32 % в 1997 году.
Среди стран с переходной экономикой особенно выделяется Китай. За период с 1979 по 1997 год среднегодовой рост экспортно-импортных операций составлял 16,5 %, что значительно превышало темпы роста мировой торговли.
Что касается России, она традиционно входила в число крупнейших торговых держав мира. Причем были годы, когда отечественный экспорт в 2 раза превышал импорт.
Советский Союз также относился к числу ведущих торговых держав, занимая в 1990 году по размеру экспорта 10 место в мире, а импорта - 8 место.
В связи с распадом СССР, глубоким экономическим кризисом 1998 г,
значение России как мировой торговой державы резко упало. В 1994 году
превышение экспорта над импортом составляло 17,6 млрд долл. По данным ВТО в
1997 году по объему внешнеторгового оборота Россия занимала 20 место в
мире.
В 1996 году положительное сальдо торгового баланса России достигло рекордного уровня - 39,1 млрд долл, но в 1997 году он сократился до 32,1 млрд долл.
Как уже упоминалось, за последние десятилетия КНР совершила гигантский скачок в своих экономических связях с мировым экономическим сообществом.
Китай интересен для нас и потому, что он стал
неотъемлемой частью мирового хозяйства, почти глобальной обрабатывающей
фабрикой, Китай - это не просто наш ближайший и самый
крупный сосед , это четверть населения земного шара. Поэтому
действительно масштабный выход России на рынок КНР в известном смысле
может стать одним из важнейших, если не решающим этапом интеграции нашей
страны в мировую экономику. Сегодняшние неполные 7 млрд долларов нашего
товарооборота с КНР и намеченные 20 млрд долларов на перспективу -
мизерные для КНР суммы, не говоря уже о мировых объемах внешнеторгового
оборота. В 1996 году внешнеторговый оборот КНР достиг 290 млрд долларов, в
1997 - почти 325 млрд долларов.
Что же является причиной беспрецедентных темпов роста китайской экономики ? На самом ли деле темпы роста настолько высоки ? И как долго продлится этот рост ? Насколько продуктивными будут внешнеэкономические отношения России и Китая ? Над этими вопросами задумываются многие экономисты. Автор провела анализ статей, посвященных этой теме и представила некоторые из них в своей работе.
Когда речь идет о темпах роста китайской экономики непременно говорят о грандиозных иностранных инвестициях и их роли в промышленном подъеме КНР. И соответственно, когда аналогичные рассуждения касаются России, раздаются сетования на ничтожный рост и мизерность размеров зарубежных капиталовложений. При этом одни убеждены, что без масштабного привлечения иностранного капитала России невозможно решить задачи быстрого подъема экономики, другие склонны вообще игнорировать иностранный капитал, будучи уверенными в необходимости опоры на собственные силы. Третьи считают, что проблема заключается не в привлечении иностранного капитала, а в создании условий для возвращения в страну капиталов, по разным причинам оказавшихся за пределами России, равно как для предотвращения бегства капиталов и для их реинвестирования в реальное производство внутри страны.
Политика Пекина, направленная на развитие экспортной ориентации экономики страны способствует сочетанию интересов местных и зарубежных производителей. Характерна в этой связи отраслевая структура приложения иностранного капитала в КНР: большая его часть вложена в промышленность, сферу торговли, обслуживание и недвижимость. И еще: в последние годы зарубежные инвесторы все активнее обращают внимание на учреждение не смешанных предприятий, а предприятий с исключительно иностранным капиталом. В 1994 году на долю последних приходилось 22,5 % всех предприятий с иностранных капиталом, аккумулировавших 16,3 % общего объема капиталовложений и более 17% уставного капитала всех предприятий с иностранным капиталом.
Ситуация в России во всех отношениях отлична от китайской. Стоимость рабочей силы россиян намного превышает таковую в КНР. Нет у России и 50-60- миллионной диаспоры с экспортной ориентацией в ее предпринимательской деятельности.
В отличие от КНР Россия представляет интерес для иностранных
вкладчиков капитала главным образом в двух сферах - как страна,
располагающая огромными природными ресурсами, в первую очередь нефти,
газа, леса, и как поставщик высоких технологий, созданных
в целом ряде отраслей. Иначе говоря, Россия никак не может
интересовать иностранных инвесторов в качестве возможного производителя
дешевых товаров массового спроса для мирового рынка. Гигантский
потенциал КНР в этом плане неоспорим. КНР также заинтересована в
России как в поставщике природных ресурсов и высоких технологий. По сути,
только технологическое превосходство России способно открыть путь для ее
стабильного и все расширяющегося выхода на китайский рынок.
Забегая вперед, можно сразу отметить, что Россия в силу значительно более высокого уровня и качества жизни населения не может
соревноваться с КНР, где число одних только безработных и не
полностью занятых превышает все население России. Поэтому, с точки
зрения организации экспортного производства, привлекательность России
для иностранного капитала существенно уступает КНР. Точнее, в этом смысле
Россия для иностранного вкладчика капиталов вообще не представляет
интереса.
Китай располагает еще одним мощнейшим магнитом, притягивающим иностранный капитал, - крупными масштабами внутреннего рынка, непрерывно развивающегося по мере индустриализации страны. Россия также располагает достаточно внушительным внутренним рынком. Однако страны существенно различаются по основам внешней политики : Россия является намного более открытой страной для внешнего мира, чем КНР. Для использования внутреннего рынка России в своих интересах зарубежным инвесторам нет большого смысла создавать на ее территории свои предприятия, достаточно наращивать мощности имеющихся заводов и фабрик в Европе и использовать товарные марки авторитетных фирм для производства продукции в КНР и последующей ее поставки в Россию. В настоящее время немало товаров западных фирм, продающихся в Москве, произведены в КНР.
В КНР, наоборот, из-за существующих таможенных пошлин и квот, больших расстояний, необходимых для поставок из других стран, ситуация иная: есть экономический смысл создавать производство товаров для внутреннего рынка непосредственно на территории этой страны. Как следствие, предприятия с иностранным капталом за истекшие годы успели захватить довольно крупные сегменты внутреннего рынка КНР. Например, на их долю приходится более 34% внутреннего рынка женского белья, более 60% - лифтов, более трети производства электротехники и т д. Существенно более высокая эффективность смешанных китайско-иностранных предприятий и предприятий с чисто иностранным капиталом по сравнению с китайскими государственными и негосударственными предприятиями является надежной экономической основой для их экспансии на внутренние рынки страны. Такого рода шанс Россия не использовала.
В настоящее время состояние экономических связей России и КНР не удовлетворяет обе стороны, и они стремятся взаимными усилиями исправить положение. По взаимному соглашению обеих сторон к 2000 году намечено довести объем товарооборота двух стран до 20 млрд долл.
Понятно, что развитие торговли между Россией и КНР требует
совершенствования товарооборота. В экспорте России в Китай в 1995 г на
химические удобрения приходилось 26,8 %, на черные металлы 24,8 и цветные
металлы 10,4 %. Доля машин и оборудования составила 10,8 %. В структуре
российского импорта из КНР 49,8 % пришлось на товары народного потребления
- верхнюю одежду, обувь, кожаные изделия, трикотаж. Продовольствие
составило 29 % стоимости импорта. Удельный вес машин и оборудования
во всем экспорте Китая в Россию равнялся 7,2 %.
Известно, что активно развивается военно-техническое сотрудничество
между двумя странами , которое может достичь 2,5- 3 млрд долл в год. В
настоящее время Китай является вторым (после Индии) импортером российской
авиатехники. С 1992 года он закупил 50 истребителей Су 27СК,
рассматривается вопрос о приобретении еще 55. За 1,5 млрд долл КНР
приобрела лицензию на производство в течение 15 лет (без права реэкспорта)
200 Су27СК. В этой связи обоснована озабоченность ряда экспертов тем, что
в российско-китайском товарообороте поставки военной техники занимают все
большее место, и экономические связи могут быть сведены только к торговле
оружием. При этом очевидно, что российские поставщики вооружений расширяют
объемы и спектр поставок в Китай не из-за каких-то политических целей,
вроде поддержания российско-китайского военно-политического альянса. Более
того, это делается вопреки мнению определенных военных кругов, которое
было отражено в известном выступлении бывшего министра обороны И.
Родионова, назвавшего Китай потенциальным противником. Созданный в
советские времена гигантский военно-промышленный комплекс лишился прежних
заказов, поскольку сегодня Россия не имеет ни возможности, ни необходимости
для поддержания таких огромных объемов военного производства. Поэтому
стремление Китая повысить свою роль за счет модернизации армии явилось
манной небесной для военной промышленности.
Одна из особенностей российско-китайских торгово-экономических
отношений заключается в том, что они развиваются в значительной степени по
линии межрегиональной приграничной торговли, на которую приходится около 60
% взаимного товарооборота. На уровне контактов правительств, из России
поставляются главным образом комплектное оборудование и военная техника.
Наиболее перспективен для сотрудничества с Китаем Дальний Восток .
отличительной чертой данного региона является наличие богатейшего
ресурсного потенциала. Номенклатура экспорта Дальнего Востока включает
довольно широкий круг товаров, однако более 60 % их вывоза приходится на
продукцию трех отраслей промышленности - лесной, рыбной и топливной.
Динамика внешнеторгового оборота региона характеризуется тенденцией к росту
: в 1995 году - 4,1 млрд долл против 2,7 млрд долл в 1992 . Наибольший
удельный вес в общем объеме внешнеторгового оборота приходится на
Приморский край (27 %).
Россия и Китай стремятся расширить экономические отношения.
Благоприятные предпосылки для этого есть : протяженная общая граница,
невысокие транспортные расходы, взаимодополняемость экономических
комплексов, обоюдная заинтересованность в ускорении хозяйственного развития
соседних регионов.
Экономические связи с Россией нужны Китаю для
преодоления энергетического кризиса на основе использования
природных ресурсов нашей страны. До 2000 года Китай
планирует вложить в развитие энергетического сектора около 85 млрд долл.
Расширению энергопроизводства в Китае должен способствовать крупнейший
энергетический проект в мире - строительство
гидроэлектростанции “Три ущелья”. К сожалению, Россия не стала участником
строительства .
Во время визита правительственной делегации в июне 1997
года в Китай было подписано соглашение между Минтопэнерго и Китайское
нефтяной корпорацией о реализации проектов в области добычи и
транспортировки нефти и газа, в том числе о разработке
Ковыктинского месторождения и транспортировке газа через территорию
Монголии и Китая к побережью Желтого моря. Стоимость проекта 5-7 млрд долл.
Китайская сторона предлагает также создать на российском Дальнем
Востоке совместное предприятие по разработке угольных месторождений,
сооружению и эксплуатации объединенными усилиями тепловой
электростанции, которая впоследствии поставляла бы на коммерческой основе
электроэнергию в Северо-Восточный Китай. Кроме того, ведутся переговоры об
участии КНР в освоении дальневосточных месторождений меди, железной руды и
других полезных ископаемых.
Крупномасштабные проекты экономического сотрудничества между Россией и
Китаем не могут не опираться на высокую обоюдную заинтересованность в их
реализации. Китаю грозят серьезные кризисные ситуации в ресурсном
обеспечении, прежде всего в энергетической области. Имея огромное население
, он по запасам нефти и газа уступает России в 35 раз.
КНР достигла больших успехов в развитии аграрного сектора и ряда отраслей обрабатывающей промышленности, однако дальнейшее их продвижение сдерживается отставанием инфраструктуры, а также металлургии. Мощности тяжелой промышленности, которыми располагает Китай, не в состоянии обеспечить достижения намечаемых целей по приоритетному развитию отраслей инфраструктуры. В тоже время оборудование российского производства не уступает иностранным аналогам, а также хорошо известно китайским специалистам.
На внутреннем рынке России предъявляется устойчивый спрос на продовольствие и относительно недорогую продукцию некоторых отраслей китайской обрабатывающей промышленности.
Обратим внимание на точку зрения доктора юридических
наук, вице-президента Института мировой экономики Фуданского университета
КНР Тана Чужачана . “..Китай и Россия, думается имеют возможность
осуществить запланированное наращивание взаимной торговли..”.[1]
По его мнению, в настоящее время имеются благоприятные условия для развития российско-китайских торгово-экономических связей :
1) Распад СССР предопределил новую расстановку сил крупных стран и их взаимодействие. Как следствие , интеграция экономик становится главным условием мирного сосуществования и развития всех стран. И Россия, и Китая являются членами Совета безопасности ООН и заинтересованы в поддержании стабильности.
2) С 1991 года политические отношения России и Китая
вступили в новую фазу развития . За последнее время
много раз российско-китайские переговоры велись на самом
высоком уровне, подписанные документы дают возможность для расширения
двусторонних хозяйственных отношений. С 1992 года неуклонно
нарастал объем взаимного товарооборота. Китай является главным торгово-
экономическим партнером нашей страны в Восточной Азии. В
настоящее время в общем товарообороте России на долю КНР приходится 4,7
% - это третья позиция в российской торговле с “дальним зарубежьем”; во
внешней торговле Китая Россия находится на восьмом месте.
3) Отчетливо видны одинаковые подходы КНР и России ко многим международным вопросам. Для Китая развитие отношений с Россией открывает новые возможности экономического и социального развития. Россия в своих отношениях с Китаем сможет перестроить внешнеэкономический и внешнеполитический курс, ранее ориентированный на Запад.
4) В международном разделении труда Россия представлена мощной энергетической и тяжелой промышленностью, в Китае же остро стоит проблема нехватки энергоресурсов . Хотя у Китая есть ряд технологических преимуществ в легкой и текстильной промышленности, в переработке сельскохозяйственных продуктов, а ведь все это может быть использовано для оживления экономики России.
Как уже упоминалось большая часть российского экспорта в Китай приходится на металлы, химические товары, машины, оборудование, минеральное топливо и масла, а также морепродукты. КНР в Россию экспортирует товары народного потребления и продукты питания. “...Это означает, что нынешнее состояние торгово-экономических связей между Россией и Китаем в значительной мере воплощает возможности, спрос и экономическую выгодность взаимных отношений, ... ”.[2]
Тан Чужачан также указывает, что в отношениях Китая и России
существуют определенные проблемы, которые требуют срочного решения. Эти
проблемы связаны, прежде всего с тем, что товарооборот развивается
неравномерно. В 1991 и 1992 гг он составил соответственно 3,9 и 5,9 млрд
долл. Пик взаимной торговли был достигнут в 1993 году - 7,7 млрд долл, а
далее начался спад. В 1997 году объем двусторонней торговли сократился на
10 % . Далее Тан Чужачан указывает на незначительный объем и
нерациональную структуру двусторонних инвестиций. С 1992 г количество
совместных предприятий быстро увеличивалось, однако все они имели
незначительные размеры. К июню 1996 г объем инвестиций России в Китае
равнялся 9 млн долл, т.е. примерно 0,04 % общей суммы привлеченных
иностранных капиталов. Прямые инвестиции Китая в России составили
соответственно 6 %. Кроме того, китайский капитал сосредоточен в области
торговли и услуг, а в производстве и НИОКР они явно в дефиците.
Причинами этого Тан Чужачан считает :
1) преобладание бартера в отношениях двух стран до 1993 года. В связи с отсутствием других форм торговли произошло снижение товарооборота.
2) малую роль крупных и средних предприятий обоих стран во взаимной торговле, ведь как известно, именно они являются опорой и национальных хозяйств.
3) политическую и экономическую нестабильность в России .
4) наличие в России и Китае предубеждений относительно двусторонних торговых отношений.
Еще одно мнение на эту тему. П.Власов и П.Быков : “..Если у Китая есть шанс “удержаться на грани”, он во многом связан с Россией ..”[3]
В своей статье они указывают на социальные и финансовые проблемы
Китая :
1) банкротство GITIC - одной из крупнейших корпораций, созданных
для развития международной торговли и привлечения иностранного капитала.
Хотя, отказ от оплаты долга корпорации был вполне оправдан,
несмотря на сложившийся кризис (банкротство оказалось трагедией для
всего региона) . Иначе, государству пришлось бы брать на себя
ответственность за все подобные компании.
2) рост безработицы
3) и как следствие, падение спроса и затоваривание производителей
4) постоянная “утечка” капитала. За 1998 год из Китая вывезено примерно 50 млрд долларов.
5) неудачные попытки провести программу приватизации жилья.
П. Власов и П. Быков отмечают, что экономическая ситуация в обоих странах, такова, что экономики КНР и России во многом являются взаимодополняющими. Россия располагает необходимыми Китаю сырьем и объемным рынком, а Китай может закупать в России продукцию машиностроения. “..У Китая нет ни с одной страной нет столь масштабной совместной энергетической программы. Это демонстрирует очень высокий уровень доверия к России и обеспечит нам резерв политической стабильности в международных отношениях”.[4]
До 2002 Китай планирует вложить в инфраструктурные проекты до
1 трлн долл. Думается, общественные работы помогут сохранить занятость
и продолжить урбанизацию Китая. Однако, как упоминалось выше,
Китай не располагает необходимыми энергетическими мощностями . Дефицит их
ощущается все острее. По замыслу , нефть, газ, электроэнергия из России
будут главным фактором экономического роста Северного Китая - самых бедных,
а потому социально опасных провинциях .
П. Власов и П. Быков считают, что Китай “.. по-прежнему обладает
невероятным потенциалом даже для чисто экстенсивного развития...”.
Залог успеха китайских реформ - сила центральной власти,
отвечающей за все, что происходит в экономике. Будущее Китая
зависит от твердости руководства. Если правительству удастся сохранить
контроль над страной, то “крах” может произойти совсем не там, где его
ожидают..”.
Однако, не все с таким оптимизмом смотрят на настоящие и будущие экономические успехи Китая, а на внешнеэкономическое сотрудничество не возлагают больших надежд.
К примеру, Н. Ефимова и А. Ландышева считают, что “..Руководству КНР все труднее сохранять имидж социально стабильной и спокойной страны..”.[5]
Крестьянское население недовольно высокими поборами, неспособностью
Пекина решить проблему острой безработицы. В прошлом году в
стране было зарегистрировано около десяти тысяч фактов
прямого столкновения населения с органами правопорядка. Тяжелый финансовый
кризис в Юго-Восточной Азии делает экономическую ситуацию в КНР критической. Как минимум, 50 % из 120 тысяч китайских госпредприятий
убыточны. Они сводят концы с концами только за счет ничем не
обеспеченных кредитов от государственных банков. Пекину становится
все труднее справляться с международным финансовым кризисом. Настоящую
панику на мировых биржах вызвал недавний отказ Пекина обслуживать
долги обанкротившейся компании GITIC. По мнению многих
комментаторов, Пекин не сможет избежать девальвации юаня.
Иначе китайские товары станут слишком дорогими по сравнению
с конкурентными товарами из других азиатских стран. Однако, если
Пекин пойдет на девальвацию, внутренняя ситуация еще более
обострится, а в соседних азиатских странах вновь начнется паника.
Еще одно мнение. А. Шумилин также считает, что “...Пекин отнюдь не рвется укреплять политический альянс с Москвой в противовес Западу - похоже, Запад в нынешней ситуации гораздо важнее для Китая , чем переживающая экономический кризис и находящаяся в состоянии политической нестабильности Россия. Но и с Москвой Пекин не прочь укрепить взаимоотношения , чтобы эффективнее решать свои внешнеполитические задачи....”.[6]
На ноябрьскую встречу председателя КНР Цзян Цзэминя и
президента РФ Бориса Ельцина многими возлагались большие надежды. В
правительстве РФ и в Госдуме нашлось немало желающих воспользоваться
визитом председателя КНР с целью продемонстрировать Западу , что
есть еще и Восток. Однако заявлений такого рода на встрече не было. “..Китай вовсе не собирается противопоставлять себя Западу...
”.
Также А. Шумилин считает, что сближение Китая с Россией в ущерб
Запада не входит в планы КНР, так как это может создать угрозу для поступления в страну необходимых инвестиций и высоких
технологий, так как Россия экспортирует главным образом
военные технологии, Китай же нуждается и в модернизации гражданской промышленности. Поэтому представляется проблематичным увеличение
товарооборота к 2000 году до 20 млрд долл.
Пекин делает ставку на взаимодействие с Москвой главным
образом в политической сфере. Китай выражает надежду на поддержку
Москвы при решении проблемы Тайваня. На ноябрьской встрече Цзян
Цзэминь пытался добиться заверений от российского руководства, в том что позиция России по этому вопросу останется неизменной.
Эту задачу китайский лидер в Москве решил.
Думается, что наращивание российского экспорта может пойти по
названым направлениям . Внешняя торговля на китайском направлении
становится снова государственно контролируемой в то время, как условия
экономической деятельности в обеих странах не позволяют пока рассчитывать
на то, что мелкие и средние предприниматели повысят свою активность.
Характерно, что китайская сторона предлагала вернуться к старой практике
оформления поставок межправительственными соглашениями. При этом не следует
рассчитывать на формирование диверсифицированной структуры товарооборота.
Российская номенклатура поставок будет расширена незначительно, а Китай
станется в основном экспортером товаров широкого потребления и продуктов
питания. И здесь кроется еще одна проблема : российский рынок в достаточной
степени насыщен потребительскими товарами, и наращивание китайских
поставок вряд ли возможно. В результате последние годы отрицательное сальдо
Китая в торговле с Россией растет, и решить эту проблему можно только за
счет изменения качественной структуры китайских поставок. Одним из путей
решения проблемы, как уже упоминалось, может быть организация совместных
производств в КНР и допущение расчетов в национальных валютах.
Необходимость принятия мер стала особенно явной после очередного падения
двустороннего товарооборота в 1997 году (из-за сокращения китайского
экспорта в Россию и введения Китаем ограничений на ввоз удобрений и
металлопродукции, основных товаров российского экспорта).
В последние годы достигнут большой прогресс в политических отношениях
России и КНР. Появилась новая их формула - “Стратегическое партнерство,
обращенное в 21 век”. Она стала постепенно наполняться соответствующим
содержанием. Сложились механизмы постоянных контактов на высшем уровне и
систематических политических консультаций, установились регулярные связи
между различными ведомствами, достигнуты соглашения по широкому кругу
политических и экономических отношений, идет решение пограничных,
территориальных и других проблем. Несмотря на очевидный прогресс в
отношениях двух стран, остается актуальным вопрос : произойдет ли переход к
новому типу сотрудничества, принципиально отличному от союза периода 50-ых
годов, либо новая формула отношений явится лишь своеобразной декларацией о
намерениях ?
Наши страны имеют перспективы дальнейшего обогащения содержания
двусторонних отношений, но у этого процесса есть и объективные
ограничители. Достаточно обратить внимание на следующие факторы:
В России сохраняется политическая и социальная напряженность. Большую роль
играет незавершенность государственного строительства.
В России сохраняется экономическая стагнация с неясной перспективой роста
производства и его технико-технологического обновления.
В России сохраняется существенная неравномерность развития социаль но-
экономического развития регио нов, особенно отставание Восточной Сибири и
Дальнего Востока.
Россия, располагая Транссибом и незавершенным БАМом, имеет возможность
эффективно соединить
В КНР сохраняется политическая и социальная напряженность. В стране
начался переход от централизованного к федеративному государству. Первая
его фаза на основе принципа “одна страна - две системы” связана с
воссоединением Сянгана и КНР.
В КНР продолжается рост производства, однако перспективы его не вполне
ясны. У страны огромный потенциал экстенсивного роста при больших социально-
экономических ограничителях интенсивного развития.
В КНР углубляется неравномерность социально-экономического развития,
породившая политические
АТР с Европой, стать территорией прохождения “Второго трансконтинентального
моста” (Ляньюньган - Роттердам).
Россия располагает сырьевыми ресурсами. Задача состоит в переходе от
торговли ими к торговле конечными продуктами их переработки.
Россия располагает новейшими технологиями в ряде отраслей и крупными
заделами в фундаментальных исследованиях, базой для капиталоемких и
наукоемких производств, являющихся важнейшим фактором ее будущего развития.
противоречия.
КНР располагает богатейшими трудовыми ресурсами.
КНР завершила на своей территории строительство “Второго
трансконтинентального моста” (Ляньюньган- Казахстан).
КНР ощущает недостаток природных ресурсов. Размеры пахотных площадей,
запасы пресной воды и многих полезных ископаемых составляют в расчете на
душу населения 30-50 % их среднемирового уровня. Страна уже превратилась в
чистого импортера нефтепродуктов.
Перечисленные факторы позволяют сделать по меньшей мере два важных
вывода. Ограничители в развитии экономических отношений наших двух стран
существуют, и они весьма существенны. Вместе с тем складывается
впечатление, что перспективы во внешнеэкономических отношениях Китая и
России не так уж и широки, как их представляют Тан Чужачан и П.Власов и
П. Быков. По мнению автора курсовой, сотрудничество КНР и России может
сложиться и развиться до определенной степени только в сферах энергетики и
политики. Как уже упоминалось, Китай для поддержания экономического роста
нуждается в энергетических ресурсах, которые ему может предоставить Россия.
Автор работы, также придерживается мнения, что намеченное расширение
товарооборота к 2000 году не реально . На наш взгляд, российский рынок
уже в достаточной степени насыщен товарами китайского производства (часто
не высокого качества), и дальнейшее расширение товарооборота приведет к
затовариванию. Думается, что внешняя торговля может развиваться в
одностороннем порядке - в виде экспорта из России (морепродукты, удобрения,
нефть, газ, др химическая продукция). Определенное взаимодействие может
сложиться в политической сфере при том, что КНР и РФ имеют одинаковые
подходы по многим вопросам международных отношений. ( Ирак, Косово.)
Современные масштабы, динамика, структура и географическое распределение внешней торговли России не соответствует реальному экономическому потенциалу страны.
Формы и темпы интеграции в мировое хозяйство в следующем тысячелетии будут во многом зависеть от совершенствования торгово-экономических связей с крупными странами.
План :
1.Введение
............................................................................
........1
2. Китай и Россия : сравнительный анализ
.....................................3
3. Направления внешнеэкономических отношений КНР и РФ ........7
1) мнение Т.Чужачана
..........................................................11
2) мнение П.Власова и П. Быкова
.........................................13
3) взгляд на экономическую и социальную ситуацию в Китае Н. Ефимовой и А. Ландышевой ..................................................15
4) мнение А. Шумилина
.......................................................16
4. Перспективы внешнеэкономических отношений КНР и РФ .......17
5. Заключение
............................................................................
.20
6. Список литературы
.................................................................22
Список литературы :
1. Быков П. Власов П. Великий поход на Север // Эксперт. 1999. № 8
2. Власов П. Лидерство или смерть.// Эксперт. 1998. № 19.
3. Гельбрас В. Куда идет Китай. // МЭ и МО. 1998. № 4.
4. Ефимова Н. Ландышева А. Китай на грани краха // Эксперт. 1999 № 7.
5. Макроидикаторы. // Эксперт. 1999. № 16.
6. Цыганов Ю. Экономика КНР : успехи и проблемы развития. // МЭ и МО .
1997. № 5.
7. Цыганов Ю. Российско-китайские отношения и Тайвань // МЭ и МО. 1998. №
3.
8.Чужачан Т. Императивы развития китайско-российских торгово-экономических
отношений // РЭЖ. 1998. № 4.
9. Шумилин А. Клиническая дипломатия. // Эксперт. 1998. № 45.
10.Фэнлинь Ли О стратегии “трех шагов” в экономическом развитии Китая //
Экономист .1998. № 7.
Институт “ВСК государственного права и управления”
Экономический факультет
МЭО
Курсовая работа
Специфика внешнеэкономических отношений
России и Китая.
Выполнил :
Бартош Е.П.
Принял :
Мегион
1999
-----------------------
[1] См Тан Чужачан Императивы развития китайско-российских торгово-
экономических отношений - Российский экономический журнал - № 4. 98
[2] См Тан Чужачан Императивы развития китайско-российских торгово-
экономических отношений - Российский экономический журнал - № 4. 98
[3] См П.Власов, П.Быков Великий поход на Север // Эксперт .1999 № 8
[4] См там же.
[5] См Ефимова Н. Ландышева А. Китай на грани краха. // Эксперт . 1999. № 7
[6] См Шумилин А. Клиническая дипломатия // Эксперт . 1998. № 45.